Кто не привлекается к административной ответственности за земельные проступки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто не привлекается к административной ответственности за земельные проступки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Система достаточных и необходимых признаков земельного правонарушения образует его состав; земельное правонарушение — это поведение, выражающееся в действии или в бездействии, — в последнем случае тогда, когда право предписывает совершение действий. Противоправность деяния означает, что любое правонарушение представляет собой невыполнение обязанности, ясно и недвусмысленно выраженной в законе или подзаконном акте, посягательство на письменно изложенные запреты.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется только в исключительных случаях:

  • при необходимости выполнения международных обязательств РФ (например, при строительстве международных магистральных трубопроводов);

  • при указании на необходимость изъятия в законе РФ или в законе субъекта РФ в отношении земель, находящихся в собственности субъекта РФ или муниципального образования на его территории.

  • при необходимости размещения объектов государственного или муниципального значения, если нет других вариантов их размещения.

К таким объектам относятся (перечень исчерпывающий):

  • объекты федеральных и региональных энергетических систем;

  • атомные объекты;

  • объекты обороны и безопасности, в том числе, обеспечивающие охрану границы;

  • федеральные и региональные объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи;

  • объекты космической деятельности;

  • линейные объекты, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

  • объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения;

  • автомобильные дороги.

Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.

В выкупную цену земельного участка включаются:

  • рыночная стоимость участка;

  • рыночная стоимость расположенного на нем недвижимого имущества (жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений);

  • убытки, причиненные изъятием участка.

Примечание. В случае спора о выкупной цене участка обязательно должна проводиться профессиональная оценка его рыночной стоимости.

Если по соглашению с собственником ему предоставляется другой земельный участок, его стоимость засчитывается в выкупную цену.

Если земельный участок и недвижимость на нем принадлежат разным лицам, стоимость строений компенсируется их собственнику, а в выкупную цену участка включаются стоимость самого участка и причиненные его собственнику убытки в полном объеме, включая упущенную выгоду (например, при до­срочном прекращении обязательств перед третьими лицами).

Решение об изъятии участка подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты. С этого момента любые произведенные им затраты на изымаемом участке (на строительство и реконструкцию зданий, строений и сооружений, а также иные затраты, существенно повышающие стоимость земельного участка) не подлежат компенсации.

В связи с отсутствием у землепользователей (бессрочное пользование), землевладельцев (пожизненное наследуемое владение) и арендаторов права собственности на земельные участки, им не возмещается стоимость участков, однако они имеют право требовать бесплатно предоставить им равноценные. Кроме того, им должна быть возмещена стоимость принадлежащих на праве собственности строений, расположенных на участке, и причиненных изъятием убытков, включая упущенную выгоду, в полном объеме. Основания изъятия участков для государственных и муниципальных нужд у пользователей и владельцев должны быть те же, что и для участков, находящихся в собственности.

Возмещение убытков осуществляется за счет бюджетных средств бюджетов, либо лицами, в пользу которых изымаются земельные участки, либо лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон.

В случаях, когда законом предусмотрена возможность изъятия земельных участков у граждан, может быть принято решение о резервировании земель. При этом права граждан — собственников земли (например, право на возведение зданий, сооружений, на мелиоративные работы и пр.) — могут быть ограничены на срок не более 7 лет. Решение о резервировании земель принимается органом исполнительной власти или органом местного самоуправления. Оно должно содержать перечень ограничений прав собственников, сроки резервирования и сведения об ознакомлении заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Решение должно быть опубликовано в официальных средствах массовой информации и вступает в силу не ранее его опубликования.

Ограничения прекращают действовать после:

  • истечения указанного в решении срока резервирования земель;

  • предоставления в установленном порядке зарезервированного земельного участка, не обремененного правами третьих лиц, для целей, установленных решением о резервировании земель;

  • отмены решения о резервировании земель органом, принявшим решение о резервировании;

  • изъятия в установленном порядке, в том числе путем выкупа, зарезервированного земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

  • решения суда, вступившего в законную силу.

Ограничения прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений подлежат государственной регистрации.

Помимо изъятия для государственных или муниципальных нужд земельный участок может быть принудительно изъят у собственника в некоторых других случаях:

  • если участок, предназначенный для сельского хозяйства, жилищного или иного строительства не используется для соответствующей цели в течение трех лет;

  • использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли (например, его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки);

  • при реквизиции в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер — временно с возмещением причиненных убытков, а при невозможности возвращения участка собственнику — с возмещением его рыночной стоимости или предоставлением по его желанию равноценного земельного участка;

  • при конфискации по решению суда в виде санкции за совершение преступления.

У землевладельцев, землепользователей и арендаторов участки могут изыматься при:

  • использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;

  • использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

  • неустранении совершенных умышленно земельных правонарушений, частности — отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;

  • неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в течение трех лет, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

  • реквизиции;

  • в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

О нарушении земельного законодательства

Административная ответственность за нарушение Земельного кодекса устанавливается российскими властями в качестве своеобразной меры, которая применяется для пресечения различных нарушений закона в рассматриваемой области. Если взглянуть на положения Земельного кодекса, то становится ясно, за какие группы проступков может наступать ответственность административного типа. Вот что стоит здесь выделить:

  • посягательство на участок, являющийся природным или хозяйственным объектом;
  • нарушение требований или правил, в соответствии с которыми участки должны использоваться;
  • нарушение гражданских правоотношений, касающихся земельных участков;
  • грубые нарушения порядка работы с участками и управлением землей — в виде несвоевременного рассмотрения заявлений или полного их не рассмотрения, нарушения порядка регистрации участков, нецелевого использования земель и т.д.

Незаконное использование земельных фондов

В статье 7.8 КоАП РФ закреплена ответственность за самовольное использование или занятие той или иной земельной территории, в том числе полосы водного объекта, зоны санитарной охраны или водоохранной области. Подобное правонарушение, как не сложно догадаться, несет куда более серьезный характер, чем простое нарушение межевых границ. В статье 7.9 зафиксировано похожее нарушение, но уже связанное с занятием лесного фонда или лесного участка. Если же здесь имела место быть раскорчевка деревьев, возведение крупных построек или несогласованная переработка древесины, то дело может дойти и до уголовных санкций. При этом за не особо тяжкие нарушения границ лесных или водных фондов административная ответственность за земельные правонарушения будет относительно легкой, выражающейся в виде штрафов.

Читайте также:  Как делится квартира при разводе если собственник муж и жена

Уголовная ответственность за земельные правонарушения

Уголовная ответственность применяется при совершении таких правонарушений, которые квалифицируются как преступления. Земельное преступление — виновно совершаемое, общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания. Уголовная ответственность за земельные преступления применяется в соответствии с УК РФ.

Субъектами уголовной ответственности могут быть только физические лица, которые в уголовном праве делятся на две группы — граждан и должностных лиц. Меры уголовной ответственности применяются только в судебном порядке в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Вынесению решения суда предшествует проведение следствия правоохранительными органами. Вынесенное судом обвинение служит основанием применения к правонарушителю уголовных санкций. Уголовные санкции, применяемые к нарушителям земельного законодательства, включают штраф, исчисляемый относительно минимального размера оплаты труда, обязательные или исправительные работы, ограничение или лишение свободы. Привлечение лица, виновного в совершении земельного преступления, не освобождает его от обязанности устранить допущенное правонарушение и возместить причиненный вред.

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства

Юридическая ответственность за нарушение законодательства о недрах – схема принудительных мер, которые применяются к нарушителям земельного законодательства в целях предупреждения в дальнейшем правонарушений, наказания виновных лиц, а также восстановления нарушенных прав. Кроме того, применение ответственности является мерой охраны земель, направленной на защиту субъективных прав на землю и порядок землепользования. Участниками правоотношений в сфере земельного законодательства являются:

  • государство, выступающее в лице уполномоченных органов;
  • физические, юридические и должностные лица, к которым может быть применен вид ответственности за правонарушение.

Процесс ведения дел о земельных правонарушениях представляет собой сложный механизм, реализация которого осуществляется специализированными компетентными государственными органами. К примеру, в компетенцию органов Государственного комитета РФ по охране окружающей среды (экологов) входит рассмотрение дел и применение мер ответственности за неприятие нарушителем каких-либо мер по предотвращению процессов, отрицательно влияющих на состояние почвы. Ответственность за нарушение земельного законодательства складывается из двух составляющих:

  • карательная – заключается в несении виновным лицом неблагоприятных последствий;
  • восстановительная (компенсационная) – заключается в обязанности виновного своими силами частично или полностью компенсировать причиненный вред; перечень форм восстановления прав в сфере земельных отношений указан в главе 9 Земельного кодекса РФ.

Объектами правонарушений в области земельных отношений являются: земельные участки, имущественные объекты, экологическая обстановка на конкретном земельном участке, находящаяся под охраной законодательства, правила использования земель целевого назначения. Отметим, что в случае прекращения прав собственности или пользования земельным участком, возникшего вследствие нарушения положений земельного законодательства, никаких мер ответственности не предусмотрено.

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства возникает только при наличии фактических оснований (явная вина нарушителя, наличие факта правонарушения, влекущего за собой негативные последствия, наличие причинной связи между совершенным правонарушением и последствиями).

Земельными правонарушениями являются нарушения прав собственности на землю, порядка использования земли и требований в сфере охраны земель. Также земельные правонарушения предполагают действия должностных лиц, которые в той или иной мере связаны с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих полномочий. Земельное правонарушение — есть противоправное общественно-опасное действие либо бездействие, которые создают угрозу возникновения негативных последствий относительно объекта посягательства – земли. Состав правонарушения образуется совокупностью основных элементов, входящих в состав земельного законодательства:

  1. Объект правонарушения – земля.
  2. Объективная сторона – противоправное деяние, нарушающее земельное законодательство (неуплата земельного налога, неуплата арендной платы, загрязнение земель и т.д. ).
  3. Субъект правонарушения – физическое (граждане и должностные лица, за исключением руководителей общественных объединений) или юридическое лицо.
  4. Субъективная сторона правонарушения – факт наличия вины правонарушителя (умышленная или неосторожная).

В некоторых случаях для привлечения к ответственности не требуется наличия факта вины (ст. 1079 ГК РФ), например для предприятий – источников повышенной опасности, допустивших аварийный разлив нефти из нефтепровода, результатом чего стало повреждение земель. В данном случае это является правонарушением и повлечет за собой соответствующую меру ответственности, если только причинитель вреда не докажет, что правонарушение возникло в результате непреодолимой силы либо умышленных действий потерпевшего. Состав правонарушения в сфере земельного законодательства может быть формальным (например, искажение сведений о состоянии и использовании земель) либо материальным (например, использование агрохимикатов, вызвавших загрязнение земель). Характеристики правонарушений различают по признакам классификации. Одним из наиболее важных значений в сфере земельных правоотношений несет в себе классификация по видам ответственности, которые прописаны в главе 8 Земельного кодекса РФ, они делятся по материальному признаку на: гражданско-правовую, административную, уголовную, трудовую и дисциплинарную ответственность, применяемую на основании конкретного нормативно-правового акта. Земельные преступления являются уголовно-наказуемыми деяниями, как посягательство на землю. Административные правонарушения являют собой действия или бездействия, влекущие за собой административные наказания виновных лиц. Дисциплинарные проступки в сфере земельного законодательства касаются различного рода взысканий по службе виновного лица со стороны нанимателя или руководящего органа. Гражданские правонарушения являются следствием причинения имущественного вреда или вреда, причиненного здоровью граждан и окружающей среде. Классификации земельных правонарушений различаются в зависимости от степени общественной опасности, определяемой посредством выяснения обстоятельств, размеров причиненного ущерба и последствий противоправных действий в целом.

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства предполагает:

  • экологические правонарушения, представляющие собой посягательство на землю, как на элемент, входящий в состав экосистемы (ст.ст. 254, 246 УК РФ);
  • экономические правонарушения, являющие собой посягательство на землю, как на объект хозяйственного назначения (ст. 167 УК РФ);
  • производственные правонарушения, являющие собой посягательство на объекты, произрастающие из земли (ст.ст. 231, 260 УК РФ).

Трудовая ответственность за нарушение земельного законодательства регулируется статьей 75 Земельного кодекса РФ и представляет собой применение дисциплинарных взысканий к работнику, не исполнившему либо выполнившему ненадлежащим образом свои должностные обязанности, в результате чего его предприятие понесло перед государством административную ответственность (ст. 192 ТК РФ).

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства делится в зависимости от объекта правонарушения и бывает:

  • за экономические правонарушения (ст. 7.1. КоАП РФ)
  • за экологические правонарушения (ст. 8.6. КоАП РФ)
  • за нарушения, возникшие вследствие мелиорации земель и ветеринарии (ст. 10.9. КоАП РФ)

О понятии административной ответственности

Административная ответственность за земельные правонарушения выражается во множестве видов и форм. Зависит здесь все от объекта посягательства и степени тяжести нарушения закона.

Что вообще является ответственностью административного типа? Юридические специалисты говорят об одной из форм государственного принуждения.

Представленный институт имеет довольно большое значение для прав и свобод личности, государства и общества.

Как можно определить земельные правонарушения? В российском Земельном кодексе говорится о незаконных действиях в области использования и охраны земель.

Под охраной земель понимается защита почв от селей, эрозии, заболачивания, загрязнения и т.д.

Нерациональное использование земельных участков или полное отсутствие их охраны как раз ведет к административной ответственности за земельные правонарушения.

Виды проступков, за которые наступает административная ответственность

Незаконность действий лиц, посягающих на устои закона можно подразделить на:

  • нарушения, посягающие на права собственника, регулируются главой 7 КоАП РФ и связаны с занятием земельных наделов без правовых оснований и пользованием участками без специального разрешения, в предусмотренных законом случаях;
  • нарушения правил природопользования и экологической безопасности земель являются предметом регулирования главы 8 КоАП РФ;
  • несоблюдение установленного порядка пользования сельскохозяйственных земель относятся к компетенции главы 10 КоАП РФ;
  • правовые проступки в вопросах управления землей, выражающиеся в несоблюдении сроков рассмотрения заявлений о предоставлении участков в пользование и правил по регистрации сделок. Ответственность за данные проступки наступает в соответствии с главой 19 КоАП РФ.

Комментарий к СТ 74 ЗК РФ

Статья 74 ЗК РФ. Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения

Комментарий к статье 74 ЗК РФ:

1. Административная ответственность является наиболее распространенным видом ответственности за земельные правонарушения. Исходя из легального определения административного правонарушения (ст. 2.1 КоАП РФ) составы земельных правонарушений могут быть установлены только в нормах КоАП и могут быть предусмотрены специальными законами субъектов РФ. КоАП содержит достаточно много видов (в том числе новых) земельных правонарушений, которые располагаются в разных главах: об административных правонарушениях в области охраны собственности (гл. 7); об административных правонарушениях в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8); об административных правонарушениях в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10); об административных правонарушениях против порядка управления (гл. 19).

Субъектами административной ответственности за земельные правонарушения являются физические (в том числе должностные) и юридические лица. При этом назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо (и наоборот). Юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за которые предусмотрена административная ответственность, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ст. 2.1 КоАП). В КоАП впервые содержатся правила, определяющие ответственность юридического лица при его реорганизации (ст. 2.10).

Читайте также:  Малоимущие семьи какой доход в 2023 году Пермь

Административная ответственность за земельные правонарушения в федеральном законодательстве предусмотрена в виде административного штрафа, возможно и наложение предупреждения (например, за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица госземконтроля, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей). За одно земельное правонарушение может быть назначено одно основное наказание. Предупреждение и штраф могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. Фактически все составы земельных правонарушений предусматривают различные размеры штрафов в зависимости от их субъектов (физических, должностных, юридических лиц). Предупреждение выносится в письменной форме и выражается в официальном порицании правонарушителя.

Наиболее часто встречающимися нарушениями земельного законодательства являются такие административные правонарушения, как самовольное занятие земельных участков или использование их без правоустанавливающих документов, неиспользование земельных участков, использование земельных участков не по целевому назначению.

Уголовная ответственность применяется при совершении преступления — виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания. В отличие от остальных видов правонарушений преступления характеризуются наибольшей степенью общественной опасности. Например, уголовная ответственность предусмотрена за регистрацию незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ), порчу земли (ст. 254 УК РФ). В данных преступлениях объектом выступают непосредственно земельные отношения.

2. Пункт 2 комментируемой статьи содержит одну из специальных норм, устанавливающих обязанность виновных лиц возместить вред, вызванный земельным правонарушением, и устранить допущенное правонарушение, т.е. восстановить положение, существовавшее до совершенного правонарушения. Также в соответствии со ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Понятие и виды земельных правонарушений

Правонарушение — это противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан. Правонарушение указывает на момент возникновения юридической ответственности, порождает определенные правоотношения и соответствующую обязанности виновного лица.

В действующем земельном законодательстве не сформулировано понятие земельного правонарушения.

Исходя из приведенного выше общего определения, земельным правонарушением следует считать виновное, противоправное действие (бездействие) лица, которое не исполняет обязанности о рациональном и бережном использовании земельных ресурсов, препятствует осуществлению прав и законных интересов собственников земли, ее владельцев и пользователей, нарушает установленный государством земельный правопорядок и управление землей, как национальным богатством.

Земельное правонарушение, как и любое другое, характеризуется четырьмя элементами:

  1. объект правонарушения;
  2. субъект правонарушения;
  3. объективная сторона правонарушения;
  4. субъективная сторона правонарушения.

Объект правонарушения — земельный правопорядок (у некоторых авторов — земельный строй), а также права и законные интересы собственников земли, землепользователей, землевладельцев, арендаторов.

Субъект правонарушения — достигшее определенного возраста дееспособное, вменяемое лицо, а также социальная организация. Субъектами земельных правонарушений могут выступать граждане и юридические лица, независимо от формы собственности и подчиненности. Ими могут быть как правообладатели земли, которые сами допускают нарушения земельного законодательства о земле (собственники, арендаторы и т. п.), так и те, которые не являются субъектами земельных отношений (например, самовольно занявшие земельный участок).

Таким образом, субъектами земельных правонарушений могут выступать:

    1. исполнительные органы государственной власти;
  • органы местного самоуправления;
  • юридические лица;
  • должностные лица;
  • граждане.

В этом случае они выступают субъектами ответственности за нарушение земельного законодательства, которая возлагается на них в определенной процессуальной форме (судебной, административной, договорной и т.д.).

Понятие дисциплинарной ответственности за нарушение свода законов по земельным вопросам

Наступление юридической ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) является показателем работы системы предупредительных мер. Применение санкций к нарушителям земельного права ставит своей целью предупреждение, выявление и упреждение фальсификаций с земельным имуществом. Система работает, наказывая виновных в нарушениях и восстанавливая права тех, у кого они были ущемлены. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения, кроме того, выполняет охранную функцию участков.

Объекты правонарушений в области земельного права:

  • Участки земли;
  • Состояние экологической обстановки на рассматриваемом наделе;
  • Имущественные объекты;
  • Правила использования вышеуказанных объектов по целевому назначению.

Порядок взысканий за нарушения в отношении земельных участков, свободных от собственности, не применяется. То есть в случае прекращения права владения (пользования) наделом ответственности не возникает.

Для того, чтобы определить порядок взыскания, используют состав элементов правонарушения:

  • Объект преступления – земельный надел;
  • Объективная сторона правонарушения – действие, в результате которого произошло нарушение законодательства. Это может быть несвоевременная уплата обязательных сборов и платежей (налогов), арендной платы, а также зафиксированное загрязнение территорий;
  • Субъекты дисциплинарной ответственности — это физические или юридические лица. Сюда не относятся руководители и иные должностные лица;
  • Субъективная сторона нарушения, за которую предусмотрены меры пресечения. Доказанный факт вины, — по неосторожности или по умыслу.

На практике, наличие факта вины требуется не всегда. Так, в соответствии со статьей 1079 Гражданского кодекса в отношении предприятий такой элемент не применяется. Например, если на предприятии произошла утечка отработанных материалов, которые попали в почву. Администрации завода вряд ли удастся доказать, что данное правонарушение стало результатом действия какой-то непреодолимой силы.

Порядок взысканий за трудовые преступления

Ответственность за нарушение норм, установленных земельным законодательством, заключается в применении взысканий дисциплинарного характера к рабочим и служащим предприятия, по чьей вине произошло причинение ущерба. Схема пресечения подразумевает привлечение к ответственности работника перед предприятием за привлечение к ответственности предприятия государством. Виды наказаний за нарушения описаны в Трудовом кодексе, статья 192. Работодателям не стоит забывать, что дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения должна быть прописана в договоре (контракте) при приеме на работу.

Меры пресечения могут применяться в отношении постоянным или временных сотрудников предприятия, у которых в обязанностях прописано соблюдение норм земельного права. Применение дисциплинарных взысканий не освобождает работников от других видов взысканий, например, материальных. Приказом по организации сотрудник получает взыскание, например, выговор, с одновременным начетом в пользу работодателя, который заплатил крупный штраф государству. Максимальный размер удержаний из заработной платы не может составлять более половины дохода.

Административное взыскание за нарушение земельного законодательства

Принятие Земельного кодекса РФ явилось очередной ступенью урегулирования вопросов землепользования и возможности привлечения нарушителей к ответственности за незаконные действия.

Противоправность действий характеризуется виновным поведением лица, нарушающего закон и права иных лиц во владении землей, несоблюдении экологических норм, приводящих к утрате и порче земельных наделов.

Административное взыскание является мерой наказания за правонарушение, цель которой заключается в воспитательном процессе лица, нарушившего закон и профилактической работе по предупреждению новых незаконных действий.

Действующее земельное законодательство в области административных нарушений систематизировало виды проступков в сфере землепользования по объектам посягательства и степени ответственности.

Виды юридической ответственности за земельные правонарушения

Кодекс об административных правонарушениях содержит описание нарушений в сфере земельного законодательства и мер воздействия за их совершение. Административная ответственность за земельные правонарушения может наступить в следующих случаях:

  • Незаконные действия лиц, заключающиеся в самовольном занятии или пользовании земельными участками без разрешительных документов, а так же без права дающего заниматься хозяйственной деятельностью караются наложением административного взыскания по ст. 7.1 КоАП РФ в виде штрафа, исчисляемого в зависимости от кадастровой стоимости земли.
  • Нарушение межевых границ земельных участков могут ограничиться предупреждением или взысканием штрафа.
  • По ст. 7.8 кодекса может быть назначено наказание за пользование земельным участком, прилегающим к водоему или водоохранной зоне без разрешительных документов.
  • Следующая норма кодекса содержит меры административного воздействия за незаконное пользование лесным земельным наделом. Наказание неминуемо в случае проведения работ по раскорчевке, обработке лесоматериалов, складирования незаконно вырубленной древесины на лесных землях без разрешительных документов.
  • Лица, которым соответствующими органами представлены в пользование наделы лесного фонда не вправе обмениваться ими, уступать права третьим лицам без согласия собственника. Если таковые действия были допущены, то может наступить ответственность согласно ст. 7.10 КоАП РФ.
  • Положения ст. 7.16 кодекса содержит запрет на отвод земли в исторических и культурных рекреационных зонах.
  • Положения главы 8 КоАП РФ направлены на защиту экологической целостности и равновесия природы. Признается незаконной любая порча земель, направленная на уничтожение плодородных слоев почвы. Нарушение целостности земель путем засорения излишним применением химикатов или опасными отходами признаются административным правонарушением и виновные лица подлежат наказанию.

Так же незаконными являются действия и бездействия лиц:

  • по приданию земле ее первозданного вида путем выполнения работ по рекультивации (ст. 8.7 КоАП РФ);
  • использованию земель в разрез с целевым предназначением, несоблюдение требований по улучшению и сохранению почвы (ст. 8.8 КоАП РФ);
  • предоставления земель в защитной зоне водоемов с нарушением установленного порядка (ст. 8.12 КоАП РФ);
  • порча земли в результате незаконной деятельности в виде пастбищных угодий, сенокосных наделов, систем мелиорации и водоснабжения, а также уничтожение лесных дорог (ст. 8.30 КоАП РФ).
  • правонарушения в сфере сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель предусмотрена нормами главы 10 КоАП РФ.
  • Глава 11 Кодекса об административных правонарушениях содержит ответственность за незаконные действия в сельскохозяйственной отрасли путем уничтожения угодий и пастбищ.
  • Меры административного взыскания могут наступить за устройство свалки, стока канализации в местах, прилегающих к автомобильной дороге. Незаконная укладка технических устройств и коммуникаций, установка рекламных щитов, указателей либо строительство придорожных объектов без согласования с дорожными органами, а равно розжиг костров вблизи деревянных мостов является основанием для назначения наказания по ст. 11.21 КоАП РФ.
  • Глава 19 КоАП РФ содержит порядок наложения административного наказания за нарушение порядка управления, в частности по нарушению сроков рассмотрения заявок о выделении земли. Регистрация незаконных сделок с землей по ст. 19.21 КоАП РФ признается административным правонарушением.
Читайте также:  Декретные выплаты в 2023 мужу военнослужащему

Принципы уголовной ответственности за нарушение земельного законодательства

Более суровая ответственность предусмотрена за совершения правонарушений, за которые может быть применено уголовное наказание. Преступлением в сфере земельного пользования является противоправное общественно опасное деяние, совершенное лицом с умыслом или по неосторожности.

Принципы уголовной ответственности заключаются в том, что наказанию могут быть подвергнуты только граждане и должностные лица.

За совершение уголовно наказуемого деяния Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность в виде:

  • штраф, размер которого рассчитывается на базе МРОТ;
  • работ, к которым может быть привлечено виновное лицо по судебному решению;
  • ограничения или лишения свободы..
  • Получить строгое наказание возможно за несоблюдение следующих норм законодательства:
  • за умышленное действия по порче земель с причинением значительного ущерба. Под уничтожением понимается приведение участка земли в полную непригодность для дальнейшего использования или значительное ухудшение его состояния. Данное преступление должно содержать тяжкие последствия, для устранения которых понадобится длительное время и финансовые затраты;
  • преднамеренное причинение вреда чужому имуществу при отягчающих обстоятельствах с причинением ущерба, превышающем 500 МРОТ;
  • регистрация незаконных сделок с землей, искажение сведений из кадастрового реестра либо намеренное уменьшение платежей за землю, совершенное должностным лицом из корысти или личной заинтересованности посредством служебного положения;
  • меры уголовной ответственности могут наступить за принуждение совершение сделки с землей или отказ от ее совершения под воздействием угроз жизни, за причинение вреда чужому имуществу;
  • за ухудшение или иную порчу ядохимикатами и иными опасными средствами, в результате которых был причинен ущерб человеку или природе наступает ответственность согласно ст. 254 УК РФ.

Земля, будучи источником благосостояния граждан, требует бережного отношения к ней, осознание данного факта позволит сохранить ее в первозданном виде для потомков. Никакие меры административной и уголовной ответственности не помогут, если люди не будут соблюдать элементарные правила землепользования.

Уголовная ответственность за земельные правонарушения

Уголовная ответственность за земельное правонарушение наступает в том случае, когда это нарушение имеет признаки общественно опасного деяния, т. е. является преступлением.

Субъектами преступления могут быть только граждане, включая должностных лиц.

Можно выделить следующие основные признаки уголовной ответственности:

♦ ограниченность оснований ее возникновения. Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержа­щего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ (ст. 8). Следовательно, уголовно наказуемые земельные преступле­ния нарушают одновременно как нормы земельного, так и уголов­ного права;

♦ особый порядок возложения (уголовная ответственность может быть возложена на лицо лишь обвинительным приговором суда, вынесенным с соблюдением закрепленных в УПК РФ требований);

♦ носит исключительно личный характер.

К ней не могут привле­каться юридические лица, однако уголовному праву известен институт соучастия (умышленное совместное участие двух или более лиц в со­вершении умышленного преступления — ст. 32 УК РФ).

Уголовное право выполняет исключительно охранительную функцию; его основ­ная задача — охрана общественных отношений, перечисленных в ст. 2 УК РФ, в том числе и земельных.

  • По УК РФ все составы преступлений, связанные с земельными общественными отношениями, можно подразделить на два вида:
  • ◊ специальные — объектом выступают только непосредственно земельные отношения;
  • ◊ общие — объектами, наряду с другими общественными отноше­ниями, могут быть и земельные отношения.
  • Существует четыре группы составов «земельных» преступлений:
  • а) носящие экологический характер (имеет место посягательство на землю как элемент экосистемы):

= специальные составы: ст. 254 — порча земли и ст. 255 — нару­шение правил охраны и использования недр;

= общие составы: ст. 246 — нарушение правил охраны окружаю­щей среды при производстве работ, ст. 247 — нарушение правил об­ращения с экологически опасными веществами и отходами, ст. 262 — нарушение режима особо охраняемых природных территорий и при­родных объектов и т.д.;

Причинение вреда окружающей среде может выражаться в гибели животных и несельскохозяйственных растений, лесонасаждений, загрязнении водных объектов и гибели водных биоресурсов, загрязнении атмосферного воздуха и т.п.

  1. Вред, причиненный здоровью человека, может быть любой степени тяжести — от легкого до тяжелого.
  2. Совершение преступления в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации является основанием для установления повы­шенной ответственности.
  3. б) носящие экономический характер (имеет место посягательство на землю как хозяйственный, имущественный объект):

Советы юриста лицам, пользующихся землёй

Юристы, занимающиеся земельными вопросами, ежедневно сталкиваются с рядом проблем, возникающими у граждан по оформлению собственности и приватизации. Приватизация – это присвоение недвижимого имущества с правом собственности. По мнению юристов, человек имеющий участок вправе приватизировать его и использовать в личных целях, и кроме налоговых обязательств не платить более ни за что.

Чтобы бесплатно приватизировать аграрные владения необходимо выполнение некоторых условий:

  1. Дом, возведённый на участке, должен быть старше 2001 года (в данном случае речь идёт о дарении и договоре купли-продажи);
  2. Если имеет место долгосрочная аренда для застройки участка, вплоть до 2001 года;
  3. Если участок оформлялся под пожизненно-наследуемое владение;
  4. В случае, если грунтовые почвы были предназначены для сада.

Юридическая ответственность направлена на стимулирование соблюдения земельно-правовых норм, а также на восстановление нарушенных субъективных земельных прав и охраняемых законом интересов, на предупреждение совершения новых земельных правонарушений.

Земельно-правовая ответственность может применяться только в случае, если состав конкретного земельного правонарушения предусмотрен нормами земельного законодательства с указанием конкретной меры государственного воздействия, которая должна быть наложена на виновное лицо.

Все санкции, которые налагаются на виновных лиц за совершение земельного правонарушения, делятся на три вида:

1. карательные санкции (наложение штрафа, изъятие земельного участка и др.);

2. правовосстановительные санкции (возврат пострадавшему лицу самовольно занятого земельного участка, восстановление состояния земель, подвергнутых порче и др.);

3. компенсационные (возмещение имущественного вреда, компенсация морального вреда).

Юридическая ответственность разделяется на виды:

1. административно-правовая ответственность -наступает за земельные правонарушения, которые по степени своей тяжести и опасности для общества, государства либо отдельных лиц не требуют уголовного преследования.

2. уголовно-правовая ответственность. – законодательства наступает в случаях совершения земельных правонарушений, которые посягают на установленный земельный правопорядок и предста­вляют опасность для общества, государства или от­дельных лиц;

3. гражданско-правовая ответственность при­меняется по факту нарушения требований земельного законодательства в случае, если земельное правона­рушение связано с причинением вреда землям, субъективным земельным правам и охраняемым законом интересам конкретных собственников, арен­даторов земельных участков, землепользователей и землевладельцев.

Согласно ст. 76 ЗК РФ виновные юридические лица, а также граждане в обязательном порядке и в полном объеме возмещают вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

В соответствии со ст. 1082 ГК РФ существуют два способа возмещения вреда: возмещение вреда в натуре либо возмещение причиненных убытков;

4. дисциплинарная ответственность за совер­шение земельного правонарушения – должностные лица и работни­ки организации, виновные в совершении земельного правонарушения, обязаны нести дисциплинарную от­ветственность, если в результате ненадлежащего вы­полнения ими своих должностных или трудовых обя­занностей соответствующая организация понесла административную ответственность.

Эта ответственность применяется в результате со­вершения таких правонарушений, как: проектирова­ние, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, ко­торые оказывают негативное (вредное) влияние на состояние окружающей среды и др.

52. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения установленный законом порядок их учета, кадастра, мониторинга, использования и охраны.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *