Принципы приватизации жилого помещения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Принципы приватизации жилого помещения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Граждане РФ, занимающие ЖП в гос. и муниц. жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хоз. ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях соц. найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также НСЛ в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. ЖП передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе НСЛ.

Принципы приватизации жилища и его объекты

Принципы приватизации включают несколько идей, которые лежат в основе законов, регулирующих его приватизацию. Они включают:

  • передаче должно полежать жилье, которое лицо использует по договору социального найма;
  • помещение для жилья, которое подлежит приватизации, должно являться постоянным местом проживания лица;
  • оформление передачи происходит с помощью договора, который заключает наниматель и собственник жилищного фонда, в состав которого включено нанимаемое помещение;
  • передача жилого помещения осуществляется бесплатно;
  • приватизация может быть осуществлена только 1 раз;
  • сроки бесплатной приватизации жилья ограничены.

В число объектов приватизации могут быть включены помещения государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда. Жилье может быть у государства и муниципальных учреждений в соответствии с правом собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Договор о приватизации жилого помещения

В качестве субъектов, имеющих право приобрести жилое помещение в порядке приватизации, закон называет граждан РФ, проживающих в жилом помещении по договору социального найма, т.е. нанимателей и членов их семей.

До введения в действие Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»»1 бесплатно приватизировать жилье имели право также иностранные граждане и лица без гражданства, проживавшие в жилом помещении по договору социального найма.

Кроме того, субъектами договора о приватизации могли быть граждане, проживавшие в жилом помещении по договору аренды (ком мерческого найма), т.е. наниматели (арендаторы) и постоянно проживающие с ними граждане.

Что касается договоров аренды, то представляется весьма обоснованным выведение их из сферы действия Закона о приватизации жилищного фонда.

Предоставление названным лицам права бесплатной приватизации не укладывалось в идеологию приватизации как «возвращения долгов».

Арендные отношения в жилищной сфере стали возможны только с начала 90-х гг. ХХ в., заключению договоров аренды (коммерческого найма) не предшествовало (и не предшествует) соблюдение таких условий, как нуждаемость в жилье, очередность и т.п., т.е. то, что необходимо для заключения договора социального найма. Кроме того, возможность приватизации арендованного жилья сдерживала органы местного самоуправления в их стремлении передать часть принадлежавшего им жилья в коммерческий наем в расчете на дополнительные источники получения средств для обслуживания и эксплуатации жилищного фонда.

Ограничение круга субъектов бесплатной приватизации только российскими гражданами означает, что законодатель обратил внимание на случаи бесплатной приватизации жилых помещений иностранными гражданами и лицами без гражданства, что тоже противоречило идеологии «возвращения долгов», тем более что устранение данного недостатка не потребовало значительных изменений действующего законодательства. К слову «граждане» законодатель добавил слова «Российской Федерации».

В качестве участников договора о приватизации жилых помещений, с одной стороны, как было указано, выступают граждане, а с другой — два вида субъектов: во-первых, органы местного самоуправления, а также муниципальные предприятия и учреждения, осуществляющие приватизацию муниципального жилищного фонда; во-вторых, государственные организации, осуществляющие приватизацию закрепленного за ними государственного жилищного фонда.

Указанные субъекты, имеющие на праве собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении жилищный фонд, проводят необходимые организационные мероприятия, позволяющие беспрепятственно осуществлять передачу жилья в собственность граждан, могут принять решение о приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир, заключать с гражданами договоры о передаче им жилья в собственность и т.д.

Согласно ст. 7 Закона о приватизации жилищного фонда передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органом местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность, в порядке, установленном соответствующим муниципалитетом. Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента государственной регистрации этого права в территориальном органе Федеральной регистрационной службы.

В первоначальной редакции Закона о приватизации жилищного фонда (ч. 1 ст. 7) указывалось, что порядок и условия заключения договора о передаче жилья в собственность граждан определяются ГК РФ. В настоящее время упоминание об этом Кодексе снято и вместо названного указания предусмотрено, что договор передачи заключается в порядке, установленном соответствующим органом местного самоуправления.

Такое непродуманное изменение нормы могло повлечь негативные последствия, поскольку результатом этого изменения является иллюзия, будто нормы ГК РФ не распространяют свое действие на договоры о передаче жилья в собственность граждан. Между тем ГК РФ как применялся, так и будет применяться, поскольку следует иметь в виду следующее: во-первых, специальных норм о приватизации жилья в ГК РФ не было и нет; во-вторых, правила ГК РФ о сделках, форме сделок, об основаниях признания сделок недействительными, обязательствах и многие другие как распространялись на отношения, складывающиеся по поводу приватизации жилья, так распространяются и в настоящее время.

Конечно, какой-либо орган местного самоуправления может ввести собственный, оригинальный порядок заключения договоров о передаче жилых помещений в собственность граждан. Однако если этот порядок будет противоречить положениям ГК РФ, то соответствующие нормы, принятые органом местного самоуправления, станут незаконными и будут подлежать отмене в судебном порядке.

Авторы новеллы, внесенной в Закон о приватизации жилищного фонда, имели в виду необходимость определить место заключения договоров, круг лиц, уполномоченных подписывать договоры от имени субъекта, передающего жилое помещение в собственность граждан, установить существенные условия данного договора или (предпочтительнее) разработать примерный (типовой) договор и решить иные вопросы юридико-технического характера, имеющие отношение к процедуре заключения договора.

Договор о передаче жилья в собственность гражданина в порядке приватизации заключается в простой письменной форме. Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав.

Регистрация имеет правообразующее значение.

Право собственности на жилище, переходящее гражданину в порядке приватизации, возникает на основании юридического состава, включающего в себя два юридических факта: договор и акт государственной регистрации права.

Особенности приватизации служебных жилых помещений и комнат в коммунальных квартирах

Заслуживает теоретического обоснования отнесение к объектам приватизации служебных помещений и комнат в коммунальных квартирах. Дело в том, что согласно ч. 2 ст. 4 Закона о приватизации жилищного фонда собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир. Законодатель, с одной стороны, объединил правовой режим осуществления приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир, а с другой — указал на то, что право решать вопрос о необходимости приватизации принадлежит собственникам и владельцам служебных и коммунальных квартир в домах как муниципального, так и государственного жилищного фонда.

Читайте также:  На каком счете учитывать алименты

В правовой литературе вопрос о приватизации служебных жилых помещений поднимается крайне редко и в основном в описательном плане, тогда как проблеме приватизации коммунальных квартир в последнее время было посвящено немало исследований, содержащих самые различные взгляды и рекомендации. На практике данный вопрос также решался неоднозначно. Некоторые авторы полагали возможным осуществление приватизации коммунальных квартир только при наличии согласия всех соседей — нанимателей жилых помещений, расположенных в этой квартире. Другие считали, что самостоятельность договора найма жилого помещения дает основания для принятия решений о возможности приватизации собственнику или его представителю и не обусловлена волей соседей.

Конституционный Суд РФ подтвердил возможность приватизации коммунальных квартир на общих основаниях без каких-либо дополнительных условий.

Что касается служебных квартир, то исходя из смысла ч. 2 ст. 4 Закона о приватизации жилищного фонда возможно не только общее решение о приватизации служебных жилых помещений, принадлежащих определенному государственному органу или муниципальному образованию, ведомству либо предприятию (учреждению), но и решение о приватизации отдельных жилых помещений конкретными лицами.

Такой вывод можно обосновать и тем, что согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам. Аналогичное правомочие признано и за предприятиями и учреждениями, имеющими имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Поскольку им предоставлено право принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, то они могут самостоятельно избрать способ реализации этого права, включая решение о приватизации конкретных жилых помещений.

Строго говоря, приватизация жилых помещений в служебных квартирах полностью отдана на усмотрение собственников и иных владельцев жилищного фонда, что вполне оправданно, поскольку данное жилище служит не столько удовлетворению жилищных потребностей граждан, сколько интересам собственника и организации, его предоставившей.

Расторжение договора о приватизации жилого помещения

Передача приватизированного жилого помещения в государственную или муниципальную собственность и возвращение гражданам правового положения нанимателей в литературе и на практике получили название «деприватизация» или «расприватизация».

Первоначально для возвращения в положение нанимателя гражданин должен был добиться расторжения договора передачи и тем самым отказаться от своего права собственности на жилое помещение. Для этого необходимо было согласие другой стороны — организации, передавшей данное жилье гражданину в порядке приватизации.

Если организация отказывала гражданину в его просьбе расторгнуть договор, то расторжение такового возможно было в судебном порядке по основаниям, предусмотренным законом. Например, когда оформление приватизации, в том числе заключение договора передачи, происходило под влиянием насилия, угрозы, заблуждения, что служит основанием для признания такого договора недействительным по решению суда с возвращением гражданину первоначального правового положения нанимателя.

Затем Вводным законом к ЖК РФ было установлено правило, в соответствии с которым малоимущие граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, до 1 января 2007 г. вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством РФ.

В настоящее время Федеральным законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (о дачной амнистии) возможность возвращения жилья была расширена: расприватизировать вправе не только малоимущие граждане, кроме того, срок реализации такой возможности был сначала продлен последовательно до 1 марта 2010 г., 1 марта 2013 г., 1 марта 2016 г., 1 марта 2017 г., в настоящее время в Законе срок не установлен, т.е. этим правом можно воспользоваться в любое время.

Стороны договора и их правомочия

Приватизация жилых помещений — это процесс, участниками которого могут быть 2 стороны: тот, кто приватизирует жилое помещение и орган, который передает ему помещение в частную собственность.

Приватизирующим лицом может являться наниматель жилого помещения и члены его семьи, включая лиц, не достигших 18 лет. Несовершеннолетнее лицо может являться самостоятельным приватизатором при наличии соответствующего разрешения со стороны его законных представителей. В этом случае приватизация происходит с их помощью и при участии органов опеки и попечительства.

В качестве сторон договора могут выступать:

  • представительные органы власти, исполнительные органы РФ;
  • организации, за которыми происходит закрепление жилищного фонда в соответствии с правом хозяйственного ведения;
  • организации, за которыми закрепляется жилой фонд по праву оперативного управления.

В состав правомочий лица, которое приватизирует помещение для жилья, включены несколько прав:

  • приватизировать занимаемое жилье в зависимости от своего выбора на правах:
    • общая совместная собственность, которой обладают все члены семьи;
    • общая долевая собственности, предусмотренная для всех членов семьи;
    • единоличная собственность.

    Избранные виды прав собственности формируют объемы права любого участника, который приватизирует жилое помещение;

    • член семьи, который не возражающий против приватизации жилья, в котором он проживает, но отказывающийся от участия в ней, может супруг, который отказывается приватизировать в пользу другого супруга, при наступлении смерти последнего может потерять право на выделенную супружескую долю (размер составляет половину жилой площади), когда наступает вступление его в наследование имущества. Он может вступить в наследование жилой площади в доле, которая равна долям других наследников. Основанием является то, что площадь жилища переходит к наследодателю в соответствии с правом частной собственности безвозмездно. По этой причине, можно сказать, что наследник не принимал участие материально в его приобретении;
    • лицо, которое отказалось от приватизации, не вправе осуществлять передачу своей доли другому участнику;
    • несовершеннолетние граждане, которые принимали участие в приватизации жилья своих родителей, вправе самостоятельно приватизировать другое жилое помещение, достигая совершеннолетия;
    • лицо, которое подает заявление на приватизацию, но не доживает до получения свидетельства о получении права собственности, может считаться лицом, которое приватизировало занимаемое жилое помещение. В этом случае любой его наследник получает право на наследование;
    • с приватизатора не может быть взыскана плата за передачу жилого помещения, предусмотренного в договоре приватизации;
    • дети-сироты должны освобождаться от уплаты по договору приватизации, которая производится с помощью средств местного бюджета;
    • лицо в ходе приватизации приобретает 3 полномочия собственника: право владения, пользования и распоряжения;
    • лицо получает право собственности в многоквартирном доме на общее имущество (например, лифт, чердак, подвал и др.);
    • лицо обладает правом собственности на земельные доли территорий;
    • лицо, которое живет в коммунальной квартире, получает право собственности на некоторые части мест общего пользования в приватизируемом жилье (соразмерно жилой площади его помещения). Данное положение касается и определения размера доли собственности приватизатора в общем имуществе многоквартирных домов и придомовых участков земли;
    • граждане, которые владеют жилыми помещениями совместно, могут по возможности осуществить выдел собственной доли в натуре или в денежном эквиваленте. Такая доля уплачивается сособственниками жилья, при этом доли всех сособственников принято считать равными;
    • человек, договор приватизации жилого помещения которого суд признает недействительным, получает право на еще одну приватизацию жилья, которая осуществляется бесплатно;
    • сумма оплаты за жилье, коммунальные услуги и ремонтные работы для граждан, которые произвели приватизацию своего жилища, не должна быть изменена;
    • удостоверение прав лица на приобретенное жилье происходит с помощью свидетельства о праве собственности. Оно представляет собой правоустанавливающий документ на жилое помещение.

    Граждане не имеют право на приватизацию жилой площади, которую могут занимать следующие лица:

    • лица, которые проживают в жилых помещениях специализированного жилого фонда, включая общежитие, помещение служебного пользования, маневренный фонд, который предназначен для инвалидов, престарелых граждан, беженцев и переселенцев и др.;
    • граждане, которые проживают в новых домах менее 5 лет;
    • лица, которые проживают в аварийных помещениях;
    • лица, которые проживают в домах, которые располагаются на особо охраняемой территории (могут являться природными памятниками, зонами курорта, заказниками и др.);
    • выпускники детского дома, которые проживают менее 5 лет в жилом помещении, полученном ими при выпуске из детского дома.

    Понятие объектов, их классификация

    Объект приватизации — это муниципальное имущество, которое переходит в частную собственность. Однако если речь идёт о бесплатной приватизации жилья, то объект должен иметь ряд свойств:

    • находиться в собственности у муниципального образования;
    • относиться к категории жилой недвижимости;
    • не иметь оснований для запрещения приватизации;
    • передаваться в пользование гражданам с помощью договора социального найма.

    Каждый из объектов может классифицироваться по следующим признакам:

    1. По виду собственности – муниципальное и государственное жильё.
    2. По характеристике помещений (согласно ст. 16 ЖК РФ): дом или часть дома, квартира или часть квартиры, комната.
    3. По категории использования: жильё социального фонда (приватизируемое в общем порядке) и жильё специальных фондов (служебное и т. д.). Специальный фонд может быть приватизирован только с согласия собственника.

    Необходимо выделить, что в жилищной сфере одним из действенных преобразований является приватизация. В законе можно встретить основные принципы осуществления приватизации.

    В учебной литературе термин приватизация встречается довольно часто и трактуется по-разному, например, под приватизацией понимается особая система экономических отношений, которые возникают в связи с изменением формы собственности на государственную и частную.

    Под приватизацией понимается осуществление различных мероприятий по уменьшению масштабов деятельности государства, а также усиление роли частного сектора во владении фондами или в предпринимательской деятельности.

    Приватизация впервые появилась и на законодательном уровне, со вступлением в законную силу Федерального Закона « О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от 3 июля 1991г. Данный ФЗ определяет приватизацию, как приобретение гражданами, акционерными обществами у государства в свою частную собственность предприятий, производств, участков, а также оборудований, зданий или сооружений.

    В вышеуказанном законодательстве в ст. 1 указано также определение приватизации жилья, под которой понимается бесплатная передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном фонде, а для граждан РФ забронировавших занимаемые жилые помещения непосредственно по месту их бронирования.

    Статья 217 Гражданского кодекса РФ также определяет понятие приватизации, под которой понимается передача в собственность граждан или юридических лиц определенного имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

    Кроме того, согласно ФЗ « О приватизации жилищного фонда в РФ» право на бесплатную приватизацию имеют только те граждане, которые занимали жилые помещения по договору найма или аренды в домах муниципального или государственного жилищного фонда. Осуществление права собственности на жилое помещение не должно нарушать прав и охраняемых действующим законодательством интересов других лиц.

    Следует обратить особое внимание на наш взгляд на то, что граждане, которые проживали в домах общественного жилищного фонда, не обладают правами на бесплатную приватизацию, согласно Федерального Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»

    А вот согласно нового законодательства России от 2001 г под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и юридических лиц

    Следовательно, из всего вышеизложенного считаем, что граждане, приватизировавшие жилые помещения, становятся их собственниками, а значит, владеют, пользуются и распоряжаются ими по своему усмотрению, вправе продавать, завещать, сдавать в аренду эти помещения, то есть совершать любые действия, которые не противоречат законодательству.

    В данной работе изложен и рассмотрен порядок приватизации в Российской Федерации, так как именно приватизация на мой взгляд содействовала становлению и развитию целого ряда новых экономических институтов, способствовала созданию условий для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, ликвидации дефицита товаров и услуг на внутреннем рынке и пр.

    Однако, несмотря на внушительные количественные итоги начальных этапов приватизации, а также ряд других положительных моментов, основные стратегические цели, заявленные в Государственной программе приватизации, практически достигнуты не были. На это есть много своих причин, но как мне кажется, основными негативными моментами приватизационного процесса в Российской Федерации были:

    1) Слабая, а иногда и просто недостаточная, законодательная база проводимого процесса, недоговоренность возвращения собственности её первоначальному владельцу, в случае её не рационального использования.

    2) Формальные гарантии прав трудящихся, но не исполнение их на практике на не государственных предприятиях.

    3) Не использование на начальном этапе приватизации огромных по своим масштабам денежных средств в реальном секторе экономики, а простое их разворовывание.

    4) Лоббирование крупными финансовыми группами выгодных им политических решений.

    5) Малая информированность населения о ходе приватизационного процесса и о его задачах в целом.

    6) Не учитывался опыт экономически развитых стран в подобного рода процессах.

    Я считаю, что процесс приватизации, проводимый в России в конце XX века — начале XIX века имел огромное значение. Он затронул практически все сферы жизни российского общества, коренным образом изменив их.

    На мой взгляд, приватизация государственной собственности была необходима для российской экономики, для оживления всех её сфер и отраслей. Мне кажется, приватизацию не стоило проводить такими ускоренными темпами. Не хватало четко сформулированного плана приватизации, подтвержденного законодательной базой.

    Необходимо, чтобы все реформы и преобразования проводились последовательно, не отставая друг от друга и не забегая вперед, и это относится не только к проведенному процессу приватизации, но и ко всем российским реформам, они должны проводиться по четко определенной линии государственной политики в области экономики и не только.

    Кто вправе участвовать в приобретении?

    Приватизировать помещение могут все зарегистрированные в нем. Следует учесть, что законодательством устанавливалась возможность бесплатно приобрести жилплощадь только один раз. Поэтому те, кто уже участвовал ранее в приватизации, не могут быть субъектами новой аналогичной сделки. Исключение составляют лица, которые на тот момент были несовершеннолетними. По достижении 18 лет они вправе участвовать в приватизации второй раз. Существует ошибочное мнение о том, что малолетние не могут выступать как сторона сделки. В принципе, это так. Законодательство ограничивает число сделок, в которых могут участвовать малолетние. Между тем нормативными актами предусмотрены меры защиты их интересов. Так, если ребенок, зарегистрированный в квартире, не получил право собственности при приватизации, договор может быть расторгнут в суде. Заявителем при этом могут выступать органы попечительства и опеки, прокуратура и прочие заинтересованные лица.

    Начало отечественной приватизации

    Старт процедуре приватизации в нашей стране был дан в начале 1990 года, однако в полную силу он вошел уже после того, как произошел распад СССР на несколько суверенных государств. Стоит отметить, что разные эксперты по-разному оценивают результаты данной процедуры. Тем не менее, невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные характеристики приватизационного процесса.

    Среди факторов, которые сыграли негативное воздействие на становление экономики России того времени выделяют:

    • игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
    • правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
    • способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
    • приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.

    Итоги приватизационного периода в нашей истории по мнению многих являются неутешительными. В это время экономика понесла значительные потери, а коррупция достигла невиданных оборотов, что не сказалось благотворно на жителях нашей страны.

    Зачем приватизировать землю

    Часть граждан, неискушенных в юридических тонкостях земельного законодательства, задается вопросом, зачем необходимо оформление права собственности. Тем более, что сама приватизация связана со значительными денежными расходами, да и длиться может несколько месяцев. Основным недостатком приватизированной земли считают необходимость уплаты ежегодного налога на землю. Гражданин, получивший в собственность землю, обязан поддерживать в хорошем состоянии прилегающую к участку территорию. При несоблюдении этого требования к владельцу могут быть применены административные взыскания. После оформления приватизации земельного участка значительно возрастает размер коммунальных платежей.

    Но, несмотря на это, переоформление в собственность земли имеет большое количество достоинств, существенно перекрывающих недостатки. Так, собственник наделяется правом распоряжения приватизированной землей. Он может сдать ее в аренду и получать существенную прибыль, а также завещать, подарить родственнику, продать.

    Особенности приватизации бывших общежитий

    На основании ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

    Вводный закон к ЖК РФ вступил в силу 22 января 2005 г., именно с этого дня действует и ст. 7 данного Закона, которая на отношения по пользованию жилыми помещениями в указанных домах распространяет действие норм ЖК РФ о договоре социального найма. Поэтому, несмотря на то, что ст. 1 Вводного закона предусматривает вступление в силу всего Кодекса с 1 марта 2005 г., нормы данного Кодекса о договоре социального найма в силу ст. 7 этого же Закона действуют и применяются к отношениям по пользованию вышеуказанными жилыми помещениями с 22 января 2005 г.

    Порядок оформления недвижимости в собственность

    Процедура безвозмездного перехода муниципального и государственного имущества в приватную собственность состоит из таких этапов:

    Установление законных оснований для реализации приватизационного процесса
    Определение соответствия субъекта объекта тем условиям, что закреплены законодателем
    Сбор перечня требуемой документации
    Передача пакета документов в админитрацию уполномоченную утверждать решение относительно возможности бесплатного перехода объекта недвижимости в частную собственность

    Виды приватизации государственного и муниципального имуществ

    Приватизации традиционно подлежат жилье (см. Зачем приватизировать квартиру), земельные участки и предприятия, соответственно, обозначены и три вида отчуждения имущества из государственной в частную собственность.

    1. Приватизация жилья. Осуществляется бесплатно (см. Сколько сейчас стоит приватизация квартиры). В соответствии с принятым в этом году законодательством, право на владение муниципальной квартирой или комнатой в общежитии обязаны предоставлять безвозмездно. Выкуп государственных или муниципальных квартир к приватизации не имеет никакого отношения.
    2. Приватизация земельного участка. Есть вариант бесплатной приватизации для граждан фактически владеющих землей на основании получения участка в наследство или в бессрочное пользование. Таких участков сейчас осталось очень мало, поэтому основная масса граждан оплачивает свое право на отчуждение клочка государственной земли.
    3. Приватизация предприятий, зданий и других объектов производится на платной основе, хотя плата, обычно, настолько символическая, что посильна даже для небогатой организации.

    Отдельно в законодательстве оговаривается приватизация объектов культурного наследия. Что они собой представляют? Объектами культурно-исторического наследия народов РФ выступают сооружения, строения со связанными с ними произведениями декоративно-прикладного искусства, живописи, скульптуры, техники и науки и пр. Они возникли в ходе исторических событий и представляют особую ценность в археологическом, антропологическом, эстетическом, социальном плане. В их число входят также памятники, достопримечательные места, крупные комплексы, исторические поселения. Согласно п. 2.1.7 Госпрограммы по приватизации муниципальных и госпредприятий в РФ, утвержденной Указом президента от 1993 г., такие объекты отчуждению не подлежат. Однако в 1994 г. было принято другое решение. По новому Указу президента некоторые сооружения, памятники, комплексы могли быть включены в объекты приватизации муниципального имущества или прогнозные планы, утверждаемые правительством. При этом вопрос об их отчуждении должен рассматриваться только после ознакомления и утверждения программ Главой страны. Объекту культурно-исторического наследия, принадлежащие РФ, регионам или МО, могут быть приватизированы частными лицами (гражданами или организациями) на возмездной основе по правилам, установленным ФЗ № 178. При этом следует учитывать ряд особенностей отчуждения, закрепленные в 29 статье указанного Закона, а также ст. 50 ФЗ № 73.

    Понятие и функции приватизации

    О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.

    Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

    Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.

    Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель. Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *