Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция по перевозке детей автобусами в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Задача сопровождающих группы — следить за поведением детей, их питанием, состоянием здоровья, за соблюдением своими подопечными правил безопасного проезда в автобусе и посадке-высадке из него. Также в случае необходимости сопровождающий корректирует маршрут.
Охрана труда и техника безопасности в школе Пакеты инструкций для школы и ДОУ
Вопрос: Какие требования предъявляются к выбору маршрута школьного автобуса? Какие приказы должны быть в школе на перевозку детей школьным автобусом? Какие нужно разработать приказы для организации перевозки детей в школе и необходим ли акт обследования маршрута школьного автобуса?
Ответ: Маршруты для перевозки обучающихся определяются распоряжениями администраций муниципальных образований, при соблюдении условий, обеспечивающих их безопасность.
При разработке маршрута для подвоза обучающихся к школе необходимо учитывать, что транспортному обслуживанию подлежат обучающиеся сельских образовательных организаций, проживающие на расстоянии свыше 1 км от школы. При этом предельный пешеходный подход к месту сбора на остановке должен быть не более 500 метров. (СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»)
Комиссионное обследование дорожных условий на маршруте следования школьного автобуса должно проводиться не реже двух раз в год (весенне-летнее и осенне-зимнее обследование).
По результатам обследования дорожных условий производится составление акта маршрута школьного автобуса, в котором перечисляются выявленные недостатки, угрожающие безопасности движения. Акты подлежат передаче в органы, уполномоченные исправлять выявленные недостатки и контролировать результаты этой работы.
При подготовке к осуществлению перевозок обучающихся определяются рациональные места сбора, посадки и высадки обучающихся. Пространство, отведенное под остановочные пункты для детей, ожидающих автобус, должно быть достаточно большим, чтобы вместить их, не допустив выхода на проезжую часть, очищено от грязи, льда и снега. (Методические рекомендации «Об организации перевозок обучающихся в образовательные организации» письмо Минобрнауки РФ от 29.07.20014 г. №08-988)
Остановочные пункты по маршруту следования школьного автобуса оборудуются указателями, определяющими место остановки автобуса для посадки (высадки) детей. На указателях размещается условное обозначение автобуса и опознавательного знака «Перевозка детей», надпись «Школьный маршрут» с указанием времени прохождения автобуса, осуществляющего перевозку детей.
Запрещается открытие маршрутов для перевозки обучающихся, проходящих через:
- нерегулируемые железнодорожные переезды;
- ледовые переправы (приказ Минтранса России от 15 января 2014 года N 7).
При организации перевозки детей школьным автобусом в школе необходимо издать следующие приказы:
- О назначении ответственного за безопасность дорожного движения при перевозке обучающихся школьным автобусом;
- О назначении сопровождающих при перевозке детей школьным автобусом;
- О режиме работы и отдыха водителя школьного автобуса;
- Об утверждении списка детей, подлежащих подвозу;
- О мерах по предупреждению дорожно- транспортных происшествий;
- О назначении лиц, ответственных за техническое состояние, эксплуатацию и выпуск на линию автотранспортных средств.
Требования к медработнику
Правила упростились — больше не нужно брать медработника, если в путешествие отправляются 1 или 2 автобуса.
Медработник потребуется, если
- продолжительность рейса более 12 часов;
- в поездку отправляется колонна из 3-х или более автобусов.
При себе медработнику нужно иметь копию лицензии на осуществление медицинской деятельности или же копию договора с организацией или предпринимателем, у которых имеется такая лицензия.
Основные правовые документы, регламентирующие процедуру
- Федеральный закон № 99, гл.2, от 4 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
- Федеральный закон № 259, ст. 3.2, от 8 ноября 2007 года «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
- Постановление Правительства РФ от 1 октября 2020 г. № 1586 “Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом”
- Постановление Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»
- Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2020 г. № 1527 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами»
- Приказ Минтранса России от 31 июля 2020 № 283 «Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью»
- Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2020 № 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»
Особенности закупки автобусов для перевозки детей.
Как правило, закупки автобусов осуществляются на конкурентной основе путем проведения торгов. Поскольку стоимость новых автобусов, используемых для перевозки детей, довольно высока (примерная минимальная стоимость составляет 1 00 00 руб.), их закупка у единственного поставщика на основании пп. 4, 5 п. 1 ст. 93 Закона № 4-ФЗ (распространяется на закупки на сумму до 100 00 до 400 00 руб.) невозможна.
По Закону № 23-ФЗ перечень закупок у единственного поставщика фиксируется в положении о закупках. Таким образом, в данном случае возможность закупки автобусов у единственного поставщика зависит от включения таких закупок в упомянутый перечень.
При закупке автобусов важно учитывать Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 56, устанавливающее запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Такой запрет введен в целях защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей. Согласно указанному постановлению под запрет подпадают в том числе автобусы и прочие автотранспортные пассажирские средства с числом мест для сидения не менее 10.
Требования к документации
С 2021 года больше не нужно брать с собой в дорогу большой пакет документов. Из требований к документации исключен, например, список набора пищевых продуктов и порядок посадки в автобус. Теперь у водителя должны при себе быть:
- Оригинал договора фрахтования (прежде разрешалась копия).
- Маршрут поездки с остановками, местами приема пищи и пунктом назначения.
- Список пассажиров — дети в нем перечисляются вместе со взрослыми и медработником, если он есть.
- Уведомление об организованной перевозке детей.
- Копия уведомления об отрицательном решении по результатам рассмотрения заявки на сопровождение автобусов автомобилем Госавтоинспекции (при принятии такого решения).
Дополнительные правила
Изначально правила перевозки детей в автомобиле были недостаточно проработаны. Например, все дети до 12 лет должны были находиться в специальном удерживающем устройстве вне зависимости от их веса и роста. Это создавало массу неудобств и разночтений в ПДД. На данный момент появилось множество уточнений, которые стоит знать любому водителю:
-
Теперь правила размещения детей зависят от их возраста и роста, а также места, на которое вы планируете посадить несовершеннолетнего. Если по каким-то причинам подобрать подходящее кресло или бустер невозможно, ребенка старше 7 лет можно сажать на заднее сиденье и пристегивать обычным ремнем.
-
Появилось слово «включительно». Если ребенку уже исполнилось 12 лет, вам не требуется детское автокресло на переднем сиденье автомобиля для перевозки.
-
Если ребенка планируется перевозить на грузовом автомобиле, где предусмотрены только передние сиденья, в салоне необязательно размещать бустер или автокресло. Ребенка от 7 до 11 лет здесь можно пристегивать только ремнями. Для пассажиров младше придется покупать специальное удерживающее устройство.
-
В автомобилях, где не предусмотрено ни ремней, ни детских автокресел, ребенка можно перевозить так же, как и взрослых. Однако риск для его здоровья и жизни будет выше.
-
На заднем сиденье мотоцикла детей младше 12 лет перевозить нельзя вообще, даже в шлеме. Маленький ребенок не может держаться достаточно крепко.
-
Мопеды, трактора и другие транспортные средства, кроме легковых и грузовых автомобилей, оснащать детскими автокреслами не нужно.
-
В первой редакции правил, касающихся перевозки детей в автомобилях, использовать в салоне дозволялось только те устройства, которые можно пристегнуть с помощью ремней безопасности. Однако современные кресла, автолюльки и бустеры имеют систему ISOFIX, которая надежно удерживает устройство на месте. Система ISOFIX жестко сцепляет детские удерживающие устройства со стационарным сидением автомобиля. Такую конструкцию не нужно дополнительно пристегивать ремнем.
Правила перевозок детей в салоне автомобилей стали гораздо яснее, а их неукоснительное выполнение теперь не требует массы дополнительных расходов. Ознакомившись с ними внимательно, вы сможете перевозить детей с комфортом и безопасно, не опасаясь штрафов.
Требования к школьным автобусам
1 января 2017 года вступили в силу новые требования к школьным автобусам для перевозки детей. В частности, это ГОСТ Р 51160 98, действующий в отношении ТС при передвижении по территории нашей страны. На школьный автобус распространяются следующие требования:
- использование спутникового устройства ГЛОНАСС;
- дата выпуска автобуса: не более 10 лет;
- обязательно присутствие тахографа (контроль времени управления ТС одним водителем), а также аптечки и 2-3 огнетушителей;
- наличие техталона либо диагностической карты для подтверждения исправного состояния ТС;
- размещение опознавательных табличек «Перевозка детей» впереди и позади школьного автотранспорта (ГОСТ 33552-2015);
- окраска кузова только в желтый цвет;
- снаружи и по обеим сторонам ТС должны быть нанесены надписи «Дети». Если автобус движется в организованной колонне, он оснащается табличкой с указанием его порядкового места и сведениями о количестве ремней безопасности.
Используемый для перевозки детей автобус проходит обязательный предрейсовый осмотр, где проверяются все детали и комплектующие. Их исправное состояние крайне важно для безопасного передвижения автобуса и благоприятной обстановки на дороге.
При организации перевозки необходимо подготовить такую документацию:
- Договор перевозки, подписанный заказчиком и транспортной компанией.
- Договор с медицинским работником о сопровождении группы детей (если движение колоны продлится более 12 часов).
- Копию разрешений на перевозку детей.
- Копию заявки на сопровождение или уведомления из ГИБДД.
- Список сопровождающих лиц с указанием ФИО, паспортных данных и номеров телефонов.
- Список перевозимых детей.
- Перечень продуктов питания, находящихся в автобусе.
- Информация о водителях (ФИО, номера водительских удостоверений, контакты).
- Документ о посадке с указанием места для каждого ребенка.
Опасения из-за частных перевозчиков
Между тем в Санкт-Петербурге и Ленинградской области нововведение расценивают неоднозначно. Государственные перевозчики обновляют парк, но вызывает опасение ситуация с частными перевозками.
Так, в комитете по транспорту Петербурга напомнили, что ранее для городского предприятия «Пассажиравтотранс» было закуплено 20 автобусов туристического класса на 45 и 55 посадочных мест на общую сумму 379 млн руб. В текущем и следующем годах новых закупок не планируется, поскольку нет автобусов, приближающихся к возрасту 10 лет. Всего в реестре перевозчиков Санкт-Петербурга числятся 56 компаний, готовых предоставить свыше 200 автобусов для организованной перевозки детей.
Заместитель председателя комитета по развитию туризма Петербурга Нана Гвичия сообщила ТАСС, что информация о введении нормы до всех туристических компаний была доведена заблаговременно. «Мы надеемся, что они смогли выстроить логистику, и это не отразится на работе. Опасения есть у всех, но пока информации о невозможности обеспечения транспортными средствами у нас нет», — сказала Гвичия.
Документация для осуществления поездки
Для осуществления организованной перевозки группы детей нужны:
- Договор фрахтования, если поездка осуществляется по нему.
- Схема рассадки пассажиров, если поездка проводится не по договору фрахтования.
- Копия об уведомлении о поездке ГИБДД. Данную бумагу нужно подать не позже, чем за 48 часов до начала междугородней поездки и не позже, чем за 24 часа при поездке в пределах города или в пригород, если задействуется один либо два автобуса. При большем количестве транспортных средств необходимо подать заявление за 10 дней. При указании в отметке о количестве ТС более двух единиц они будут сопровождаться автомобилями ГИБДД, которые могут двигаться с колонной с 6 до 23 часов. В данном случае требуется копия решения ГИБДД о назначении сопровождения. Подать уведомление можно в том числе и в электронном формате.
- Водительское удостоверение шофера и данные о нем. Указываются в отдельном документе. Если водителей несколько, информация нужна по каждому из них.
- Перечни детей-пассажиров с контактами их родителей (опекунов либо представителей).
- Списки сопровождающих, медицинского персонала, представителей турфирм. Последним требуется наличие документов, подтверждающих трудовые отношения с туроператором.
- Детальная программа организованной перевозки. Она должна содержать информацию об общем времени в пути, количестве остановок, их пунктах и длительности.
- Если организованная группа отправляется на экскурсию, необходима информация о туроператоре и местах, посещение которых включено в программу.
- Если дорога займет больше трех часов, то требуется наличие в транспорте воды и продуктов, список которых составляется предварительно. К таковым относится так называемый «сухой паек», ассортимент которого должен быть согласован с соответствующими органами.
Новые правила организованной перевозки группы детей требуют указания в уведомлении для ГИБДД не только даты поездки, но и начала и конца перевозки, а также данных о лицензии на перевозку. С октября 2020 года руководители подразделений ГИБДД проверяют актуальность лицензии.
Правила посадки и высадки
Требования к организованным перевозкам группы несовершеннолетних на автобусе включают в себя рекомендации относительно посадки и высадки детей. Так, лица, являющиеся сопровождающими группы, должны запомнить следующее:
- Дети должны быть собраны в безопасном месте, находящемся не более чем в 15 метрах от автобуса.
- Необходимо сверить пассажиров по имеющемуся списку.
- Багаж должен быть загружен в отсек, который предназначен для этого.
- Важно убедиться в том, что ручная кладь соответствует критериям, которые для нее установлены.
- Несовершеннолетние должны пройти инструктаж относительно правил поведения в дороге и при непредвиденных ситуациях.
- Дети должны быть рассажены по местам. Также важно проследить за тем, что ручная кладь размещена правильно и безопасно.
- Водителя необходимо проинформировать о том, что все готовы начинать поездку.
- Выходить из автобуса дети должны исключительно через переднюю дверь. Первыми выходят сопровождающие лица.
Перечень детей может меняться до начала поездки сопровождающим (при наличии свободных сидений). Оповещать об этом организацию-перевозчика не нужно.
Как оформить лицензию при помощи специалистов
Чтобы не получить отказ, необходимо правильно подготовить заявление и собрать необходимый пакет документов. Доверить лицензирование перевозок детей школьными автобусами в этом случае лучше опытным и квалифицированным специалистам нашей компании.Они заполнят от вашего имени заявление и помогут собрать:
- выписку из Единого госреестра юридических лиц или ИП;
- учредительные документы компании и выданный налоговой ИНН;
- документ, подтверждающий право собственности на автобус;
- договор с медучреждением, которое будет проводить регулярные освидетельствования перед рейсом;
- документ, подтверждающий место постоянной стоянки автобуса;
- квитанцию об уплате госпошлины или реквизиты этого документа, указанные в заявлении.
Новые требования к стажу водителя автобуса
8. К управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители, соответствующие следующим требованиям:
- имеющие стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года на дату начала организованной перевозки группы детей из последнего года и одного месяца;
- не совершавшие административные правонарушения в области дорожного движения, за которые предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством либо административный арест, в течение последнего года;
- прошедшие предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей в соответствии с правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации;
- прошедшие предрейсовый медицинский осмотр в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.
17. К управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители:
а) имеющие на дату начала организованной перевозки группы детей стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года из последних 2 лет;
б) прошедшие предрейсовый инструктаж в соответствии с правилами обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»;
в) не привлекавшиеся в течение одного года до начала организованной перевозки группы детей к административной ответственности в виде лишения права управления транспортным средством или административного ареста за административные правонарушения в области дорожного движения.
Стаж водителя автобуса — это, судя по всему, самое сложное требование, с которым законодатели не могут определиться в течение многих лет. Поэтому необходимый стаж постоянно изменяется. То в большую, то в меньшую сторону.
Дата | Стаж |
До 10 июля 2015 года | 1 год из 1 года |
С 10 июля 2015 года по 3 января 2018 года | 1 год из 3-х лет |
С 3 января 2018 года по 1 октября 2019 года | 1 год из 1 года |
С 1 октября 2019 года по 1 января 2021 года | 12 месяцев из 13 месяцев |
С 1 января 2021 года | 1 год из 2-х лет |