Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Органы предварительного следствия в системе МВД России их структура и компетенция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одной из функций правоохранительной деятельности, реализуемой в форме предварительного следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности, является выявление, раскрытие и расследование преступлений специально созданными государственными органами, уполномоченными осуществлять уголовное преследование. Поскольку выявление, раскрытие и расследование преступлений осуществляется на досудебной стадии уголовного судопроизводства, постольку этот вид деятельности является предварительным, т. е. предшествующим рассмотрению уголовного дела в суде. Указанная стадия имеет решающее значение для справедливого, законного и обоснованного разрешения уголовного дела в суде, поскольку позволяет решить важнейшие задачи уголовного процесса: обнаружить и зафиксировать следы преступления; установить подозреваемого и изобличить его в совершении противоправного деяния; произвести ряд процессуальных действий, направленных на пресечение или превентивное предупреждение преступной деятельности, а по результатам расследования — прийти к предварительным выводам о виновности конкретного лица в совершении преступления и предъявлении ему обвинения со стороны государства.
Понятие и система органов предварительного расследования
Предварительное расследование — деятельность уполномоченных государством органов (органов предварительного следствия и органов дознания) и их должностных лиц по раскрытию, пресечению и расследованию совершенных (готовящихся) преступлений, розыску и изобличению лица (лиц) в совершении преступления, привлечению виновных к уголовной ответственности, принятию мер по возмещению вреда, причиненного преступлением, установлению обстоятельств, способствовавших совершению преступления и принятию мер, направленных на предупреждение причин и условий преступлений.
- § 1. Дискуссионные вопросы понятии правоприменительной практики и ее социальные истоки
- Классификационные задачи
- ОСОБЕННОСТИ ЕДИНСТВА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ( ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ)
- 13.1. Понятие, признаки и структура информации с ограниченным доступом
- Валютная система, ее модификации. Элементы валютной системы
- § 2. Понятие, система и общая характеристика правоохранительных органов Российской Федерации
- § 3. Основные этапы развития российской судебной системы[149]
- § 4. Основные этапы становления и развития органов внутренних дел в России
- § 1. Понятие, формы предварительного расследования в России, их сходство и различия
- § 4. Понятие, задачи и система органов предварительного следствия
- § 2. Организационно-правовые аспекты сотрудничества правоохранительных органов России с зарубежными государствами в борьбе с организованной преступность
- §1. Понятие результатов оперативно-розыскной деятельности и основные направления их использования в уголовном судопроизводстве
- § 1. Предмет, природа и задачи криминалистики в зарубежных странах
- § 1. Понятие и предмет правовой статистики как отрасли социальной статистики
- § 2. Отрасли (разделы) правовой статистики и ее место в системе юридических наук
- Понятие уголовного процесса (уголовного судопроизводства). Соотношение уголовного процесса (уголовного судопроизводства) с иными видами деятельности
- § 1. Понятие, предмет и задачи уголовного права России
- 3.3. Оперативно-розыскные мероприятия в системе криминалистических рекомендаций по тактике и методике доказывания
- Правила и срок предварительного следствия по уголовному делу
- Дознание и предварительное следствие. Приостановление и окончание предварительного следствия
- Статья 151 УПК РФ: порядок рассмотрения сообщения о преступлении
- Сокращенная форма дознания — что это? Особенности дознания в сокращенной форме
- Орган дознания и дознаватель, их задачи и полномочия
- Домашний арест как мера пресечения. Условия домашнего ареста
- Обязательство о явке, образец заполнения. Уголовно-процессуальный кодекс РФ
Предварительное расследование по УПК РФ как стадия уголовного процесса находит свое проявление в двух формах:
- предварительное следствие (гл. 22, ст. 162 — 170 УПК РФ);
- дознание (гл. 32, ст. 223 — 226 УПК РФ).
Следствие и дознание являются формами одного и того же этапа процессуальной деятельности — предварительного расследования. Они направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных задач. Порядок осуществления и следствия и дознания имеет общие черты, которые выражаются, в частности, в следующем:
- единые для следствия и дознания способы собирания и проверки доказательств;
- одинаковые требованиях по обеспечению прав и законных интересов участвующих лиц;
- идентичные средства государственного принуждения;
- дознаватель и следователь наделены очень близким кругом процессуальных полномочий;
- деятельность и следователя и дознавателя осуществляется при условии судебного и ведомственного контроля, а также прокурорского надзора;
- доказательства, полученные при производстве дознания, имеют для суда такую же юридическую силу, как и доказательства, собранные в ходе предварительного следствия.
Следствие является основной формой предварительного расследования, применяемой для расследования преступлений, характеризующихся повышенной общественной опасностью, тогда как дознание представляет собой упрощенную форму предварительного расследования, допустимую лишь по уголовным делам о преступлениях небольшой или средней тяжести, не представляющих большой сложности в расследовании. Поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 223 УПК РФ дознание проводится по тем же правилам, что и следствие, но за исключением ряда процессуальных особенностей (изъятий).
Основное «различие, — отмечал М.С. Строгович, — между дознанием и предварительным следствием состоит в том, что предварительное следствие есть высшая и более сложная форма расследования, применяемая по делам о более серьезных преступлениях. Дознание — это форма расследования, вспомогательная по отношению к предварительному следствию, заключающаяся в закреплении следов преступления и совершении первоначальных и неотложных следственных действий, с тем чтобы полнее и всестороннее расследование дела было произведено на предварительном следствии».
Субъект расследования. Дознание по уголовным делам осуществляет дознаватель. И лишь в исключительных случаях, предусмотренных п. п. 7, 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, дознание может проводиться следователем. Следствие по уголовным делам осуществляет следователь. И лишь при необходимости быстрого обнаружения и закрепления следов преступления, незамедлительного собирания доказательств на первоначальном этапе расследования по делам, по которым обязательно следствие, правом производства неотложных следственных действий обладает также и орган дознания (ч. ч. 1 — 3 ст. 157 УПК РФ). Дознаватель вправе обжаловать любое указание прокурора, но и в этом случае обязан немедленно приступить к его исполнению. Обжалование дознавателем письменного указания прокурора ни при каких обстоятельствах не приостанавливает его исполнения. Следователю указания может дать руководитель следственного органа. Указания прокурора могут быть адресованы следователю только после рассмотрения последним обвинительного заключения (п. 15 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
Сроки дознания и следствия. Срок дознания меньше, чем срок предварительного следствия. Он составляет 30 суток, а у предварительного следствия первоначальный срок — 2 месяца. Срок дознания не может быть продлен более чем на 12 месяцев, пределов же продления срока предварительного следствия нет. Срок дознания, осуществляемого органом дознания, продлевает прокурор, а срок предварительного следствия — руководитель следственного органа. Имеются отличия и в основаниях продления такового. Таким образом, для дознания характерны менее длительные процессуальные сроки, которые имеют свои пределы, регламентированные ч. ч. 4 и 5 ст. 223 УПК РФ. Для следствия законодатель устанавливает более длительные процессуальные сроки, которые не имеют максимальных пределов (ч. 5 ст. 162 УПК РФ).
Процессуальное положение лица, подвергающегося уголовному преследованию. Так, в ходе следствия лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, вначале, как правило, пребывает в статусе подозреваемого, а затем переходит в статус обвиняемого. Вместе с тем лицо может быть привлечено в качестве обвиняемого и без предварительного нахождения в статусе подозреваемого. В ходе дознания лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, приобретает статус обвиняемого лишь во время окончания предварительного расследования — в момент вынесения в отношении его обвинительного акта или обвинительного постановления. Таким образом, на всем протяжении предшествующей процессуальной деятельности дознавателя человек пребывает в статусе подозреваемого.
Степень прокурорского надзора и ведомственного контроля. Так, полномочия прокурора по надзору за дознанием весьма широки. Дознаватель обязан согласовывать с прокурором целый ряд процессуальных решений, а также направляемых в суд ходатайств. Помимо этого, в ведении прокурора находятся вопросы о продлении сроков дознания, об отводах и самоотводах дознавателя, о его отстранении от расследования; дача обязательных для исполнения письменных указаний о направлении расследования, о производстве отдельных следственных действий и многие другие. Степень прокурорского надзора за предварительным следствием менее существенна и сводится лишь к некоторым полномочиям, тогда как большая часть вопросов контроля качества следствия находится в полномочиях ведомственного контроля.
Подследственность — это система процессуальных правил, в соответствии с которыми предварительное расследование относится к компетенции определенного органа дознания или предварительного следствия.
Уголовно-процессуальный институт подследственности позволяет распределить все уголовные дела между органами дознания и предварительного следствия в соответствии с их специализацией и территориальной принадлежностью; исключает необоснованные процессуальные споры между правоохранительными органами.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ устанавливает такие правила подследственности, в соответствии с которыми практически каждое уголовное дело относится к компетенции одного органа предварительного расследования.
Подследственность уголовного дела определяется на основании двух критериев: ведомственного (отраслевого) и территориального.
Ведомственный (отраслевой) критерий подследственности характеризует принадлежность уголовного дела к компетенции дознавателей или следователей определенного органа государственной власти, т.е. определенного ведомства.
Территориальный критерий подследственности характеризует место производства предварительного расследования, т.е. территориальную компетенцию органа дознания или следствия
По делам о преступлениях, указанных в ч. 2 статьи 151 УПК РФ предварительное следствие производится:
- следователями Следственного комитета Российской Федерации;
- следователями органов федеральной службы безопасности;
- следователями органов внутренних дел Российской Федерации.
По делам о преступлениях, указанных в ч. 3 статьи 151 УПК РФ дознание производится:
- дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации;
- дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности;
- дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов;
- дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;
- следователями Следственного комитета Российской Федерации;
- дознавателями таможенных органов Российской Федерации.
В нормах, закрепленных в ч. ч. 5 и 6 ст. 151 УПК РФ, использован альтернативный признак подследственности, суть которого заключается в установлениях закона, в силу которых предварительное расследование по одной и той же категории уголовных дел в зависимости от определенных обстоятельств производится органами расследования, принадлежащими к различным ведомствам.
Если собирание и закрепление доказательств, предварительное расследование в целом будет произведено ненадлежащим органом или должностным лицом, то результаты будут являться полученными с нарушением закона и поэтому признаются ничтожными, не имеющими в соответствии со ст. 75 УПК РФ юридической силы.
Статья 233. Органы предварительного следствия
Источник « Национальной Службы Новостей » в Следственном комитете рассказал, что в ведомстве не ищут нового официального представителя на замену подавшему в отставку Владимиру Маркину, т.к. «сначала должен уйти Бастрыкин». По словам источника НСН . отставка главы СК Александра Бастрыкина произойдет лишь в начале 2021 года, одновременно с ликвидацией Следственного комитета как самостоятельного ведомства и его слиянием с Генпрокуратурой. Эксперты НСН рассказали, насколько достоверной может быть эта информация. Первый генеральный прокурор России Валентин Степанков в беседе с НСН не исключил слияния Следственного комитета и Генеральной прокуратуры, однако отметил, что это вряд ли пойдет на пользу правоохранительной системе. «Я всегда выступал за то, что этого делать не надо.
установленный Постановлением Правительства РФ № 741 от 27 августа 2013 года. Данным документом установлена и дата его празднования – ежегодно 25 июля. День сотрудника органов следствия – это профессиональный праздник всех сотрудников следственных подразделений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, т.е. сотрудников и работников Следственного комитета РФ, следственных подразделений МВД, ФСБ, ФСКН и т.д.
Следственный комитет не проработал как самостоятельное ведомство и 10 лет, но уже сегодня стоит перед необходимостью проведения кардинальных изменений. Вероятно, причины этого кроются в следующих факторах: Предполагается, что в отношении будущего Следственного комитета могут быть реализованы следующие сценарии:
С 2021 года обеспечением государственной безопасности в России будет заниматься новое Министерство (МГБ), создать которое планируется на основе ФСБ. Аналитики уже высказали предположение, что новое Министерство госбезопасности станет аналогом КГБ, расформированного в год распада СССР.
Одной из функций правоохранительной деятельности, реализуемой в форме предварительного следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности, является выявление, раскрытие и расследование преступлений специально созданными государственными органами, уполномоченными осуществлять уголовное преследование. Поскольку выявление, раскрытие и расследование преступлений осуществляется на досудебной стадии уголовного судопроизводства, постольку этот вид деятельности является предварительным, т. е. предшествующим рассмотрению уголовного дела в суде. Указанная стадия имеет решающее значение для справедливого, законного и обоснованного разрешения уголовного дела в суде, поскольку позволяет решить важнейшие задачи уголовного процесса: обнаружить и зафиксировать следы преступления; установить подозреваемого и изобличить его в совершении противоправного деяния; произвести ряд процессуальных действий, направленных на пресечение или превентивное предупреждение преступной деятельности, а по результатам расследования — прийти к предварительным выводам о виновности конкретного лица в совершении преступления и предъявлении ему обвинения со стороны государства.
Предварительное расследование — деятельность уполномоченных государством органов (органов предварительного следствия и органов дознания) и их должностных лиц по раскрытию, пресечению и расследованию совершенных (готовящихся) преступлений, розыску и изобличению лица (лиц) в совершении преступления, привлечению виновных к уголовной ответственности, принятию мер по возмещению вреда, причиненного преступлением, установлению обстоятельств, способствовавших совершению преступления и принятию мер, направленных на предупреждение причин и условий преступлений.
Предварительное следствие в соответствии с законом производится следователями следственных органов: Следственного комитета РФ, следственных органов Федеральной службы безопасности и Министерства внутренних дел России.
Компетенция указанных органов по расследованию уголовных дел подразделяется в зависимости от такого критерия, как подследственность.
Органы дознания — государственные органы и их должностные лица, уполномоченные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК РФ).
К органам дознания относятся (ст. 40 УПК РФ): органы внутренних дел РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции; органы Федеральной службы судебных приставов; органы Федеральной службы исполнения наказаний; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы; начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ; органы ФСБ России; органы ФСО России; органы СВР России; таможенные органы РФ.
На органы дознания возлагается: дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (ст. 223 УПК РФ); выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК РФ); исполнение письменных поручений следователей о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий (ч. 2 ст. 38 УПК РФ).
Полномочия органов дознания при производстве расследования преступлений определяются характером уголовного дела.
Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их компетенции посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Закона об ОРД).
Задачи оперативно-розыскной деятельности (ст. 2 ФЗ «Об оперативнорозыскной деятельности»): выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция РФ, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, в том числе Федеральные законы «О полиции», «Об органах ФСБ», «О государственной тайне», «О прокуратуре Российской Федерации» и другие, а также указы Президента РФ.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством РФ нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий. В этом их отличие от органов дознания и предварительного следствия, которые в своей деятельности руководствуются уголовно-процессуальным законодательством.
На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям следующих государственных органов: органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, таможенных органов Российской Федерации, Службы внешней разведки, Федеральной службы исполнения наказаний.
Оперативно-розыскную деятельность по выявлению преступлений осуществляют и оперативные подразделения органа внешней разведки Министерства обороны России, но только в целях обеспечения безопасности данного органа и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают возложенные на них задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
Задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность: принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства; исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, руководителя следственного органа о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, принятым ими к производству, а также решения суда по уголовным делам; выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств; информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь; соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (ст. 14 ФЗ об ОРД).
Оперативно-розыскная деятельность проводится соответствующими органами самостоятельно, а также по поручению следователя, органа дознания или на основании определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.
организуют взаимодействие следователей органов внутренних дел Российской Федерации с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам;
4. В органы предварительного следствия входят: Следственный комитет при Министерстве внутренних дел Российской Федерации (далее именуется — Следственный комитет), следственные части при главных управлениях Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, следственные управления при управлениях на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, главные следственные управления (управления, отделы) при органах внутренних дел по субъектам Российской Федерации, следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том ч��сле по нескольким муниципальным образованиям, а также при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.
«Поздравляю с Днём сотрудника органов следствия России и искренне желаю всегда следовать по верному пути, никогда не оставлять без внимания ни одной улики и мелочи состава преступления, постоянно руководствоваться высоким профессионализмом, блестящей интуицией, отменной смекалкой и безупречной логикой. Пусть работается на славу, пусть живётся в своё удовольствие».
После официальных мероприятий коллеги и их семьи собираются в кафе и ресторанах, поздравляют друг друга с профессиональным праздником, произносят тосты и пожелания. За столом проводится ритуал обмывания звезд – в стакан с крепким напитком помещаются новые звездочки. Его следует выпить залпом, чтобы звезды оказались во рту.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было передано Министерству охраны общественного порядка, позднее переименованному в МВД СССР. Введение Указа в действие и положило начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел. После распада СССР День следователя продолжали праздновать в России, хотя он и не имеет официального статуса. Комплектование следственного аппарата в МВД шло на базе дознания, а затем — органов прокуратуры, что позволило в сравнительно короткий срок создать в системе МВД следственный аппарат, способный квалифицированно, на высоком профессиональном уровне расследовать преступления. Практически за полувековую историю органы предварительного следствия МВД сформировались и окрепли, определились наиболее целесообразные структуры, стиль и методы работы. Сегодня следственный аппарат МВД — крупнейшая структура органов предварительного следствия, расследующая около 90% преступлений.
Примите искренние поздравления с профессиональным праздником — 55-й годовщиной образования органов предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел России. Ваша служба всегда была и остаётся сложной и ответственной. Преданность долгу, служение закону и народу, умение принимать решения в самых сложных ситуациях и высокая степень ответственности за порученное дело – вот то, что отличает вас в нелёгкой и опасной служебной деятельности. Меняются условия работы, сменяются поколения, но остаётся неизменным высокий профессионализм следователей, стойкость, беззаветная преданность делу.
Сегодня следственный аппарат МВД — крупнейшая структура органов предварительного следствия, расследующая 93% преступлений. Следственный департамент Министерства внутренних дел Российской Федерации является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД РФ, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также правоприменительные полномочия в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел РФ, а также исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве.
В ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ» содержится определение Следственного комитета, включающее ряд его признаков как органа государства:
- это федеральный государственный орган, деятельность которого в пределах полномочий реализуется на всей российской территории
- он реализует полномочия в области уголовного судопроизводства согласно российскому законодательству.
ФЗ «О Следственном комитете РФ» установил, что все руководство деятельностью созданного вновь следственного органа реализует Президент РФ.
В систему Следственного комитета входят:
- непосредственно центральный аппарат комитета;
- следственные главные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ (в т.ч. их подразделения по административным округам), а также приравненные к ним специализированные (в т.ч. военные) следственные отделы и следственные управления Следственного комитета;
- следственные отделения и следственные отделы Следственного комитета по городам, районам и приравненные к ним, в т.ч. специализированные (в т.ч. военные) следственные подразделения комитета.
Следственный комитет РФ и подчиненные ему органы осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о наиболее тяжких преступлениях против личности (например, изнасилования, убийства) о налоговых преступлениях, тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних и др.
Основная задача Следственного комитета – качественное расследование преступлений согласно подследственности, которая установлена уголовно-процессуальным законодательством РФ.
Существует ряд специфических функций, которые непосредственно реализуются в работе СК РФ. По своей сути, направления деятельности данного органа отличаются от аналогичных ведомств в структуре прокуратуры или же МВД. То есть это полностью самостоятельный орган предварительного расследования. Учитывая это, можно выделить ряд следующих функций:
— Осуществление предварительного расследования уголовных преступлений.
— Осуществление проверки доследственного характера по всем поступившим в ведомство заявлениям.
Процессуальная деятельность органов предварительного следствия Министерства внутренних дел в большей своей части основывается на ключевых функциях, которые возложены на них. К числу данных функций относятся следующие, например:
— разработка и реализация политики в сфере предварительного расследования уголовных правонарушений;
— непосредственная координация и руководство нижестоящими следственными органами, находящимися в системе МВД;
— расследование наиболее значимых и резонансных преступлений;
— взаимодействие с иными органами государственной власти с целью эффективного расследования, предупреждения и выявления уголовных правонарушений.
Нужно отметить, что сфера деятельности следственных органов МВД ограничивается общекриминальными правонарушениями, к числу которых относится большинство преступлений против личности, собственности, а также преступления в сфере экономики.
Нужно отметить тот факт, что в соответствии с общим законодательством, которое непосредственно регулирует работу следственных органов, служащие данных ведомств наделены рядом общих полномочий вне зависимости от специфики органа. Такими полномочиями являются:
— право на возбуждение дела по факту уголовного преступления, то есть уголовное дело;
— реализовать те или иные следственные действия на свое усмотрение за исключением случаев, когда требуется разрешение суда или вышестоящих органов;
— давать поручения органу дознания;
— в установленном законом порядке обжаловать те или иные решения прокуроров;
— осуществлять ряд иных полномочий, которые предусмотрены действующим законодательством.
Предварительное следствие — одна из двух форм предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с дознанием) по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации.
По своей сути предварительное следствие является процессуальной деятельностью, направленной на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, перечень которых указан в статье 73 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Задачами органов предварительного следствия являются Поляков М.П., Федулов А.В. М.: Юрайт-Издат, 2005 :
- v быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;
- v всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;
- v обеспечение правильного применения закона, способствование укреплению законности и правопорядка;
- v обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;
- v обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу;
- v установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятия мер по обеспечению его возмещения;
- v выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.
Система органов предварительного следствия и их компетенция
Полномочия следователя едины независимо от ведомства, к которому он относится. При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.
Следователи наделены законом полномочиями по рассмотрению поступающих заявлений и сообщений о преступлениях. Некоторые особенности в этой части касаются следователей прокуратуры, которые вправе рассматривать и разрешать заявления и сообщения о преступлениях, если они: приняты ими непосредственно в отсутствие прокурора; имеют непосредственное отношение к находящимся в их производстве уголовным делам; получены ими вне пределов прокуратуры. В остальных случаях данная деятельность осуществляется прокурорами.
Задачи органов предварительного следствия:
- быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;
- всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;
- обеспечение правильного применения закона, способствование укреплению законности и правопорядка;
- обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;
- обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу;
- установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятия мер по обеспечению его возмещения;
- выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.
Следователь обладает процессуальной самостоятельностью, которая выражается в праве представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом обжалование указаний приостанавливает их исполнение.
Руководитель следственного органа вправе принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме. При этом он обладает полномочиями следователя (или руководителя следственной группы).
Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем.
Указания руководителя следственного органа, за некоторым исключением, могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа.
Органы предварительного следствия, их система, состав и полномочия
Осуществление предварительного следствия является основной, главной функцией следователей всех этих ведомств. Следователи не вправе производить оперативно-розыскную деятельность. В случае необходимости производства оперативно-розыскных мероприятий по расследуемым ими уголовным делам они в соответствии с УПК и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» обязаны направить отдельное поручение об их проведении руководителям соответствующих органов.
По уголовным делам частные детективы могут собирать сведения на договорной основе с гражданами. Однако в течение суток после подписания контракта с клиентом на сбор сведений, представляющих интерес для производства по делу, частный детектив обязан письменно уведомить об этом дознавателя, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.
Полномочия следователя едины независимо от ведомства, к которому он относится. При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.
Следователи наделены законом полномочиями по рассмотрению поступающих заявлений и сообщений о преступлениях. Некоторые особенности в этой части касаются следователей прокуратуры, которые вправе рассматривать и разрешать заявления и сообщения о преступлениях, если они: приняты ими непосредственно в отсутствие прокурора; имеют непосредственное отношение к находящимся в их производстве уголовным делам; получены ими вне пределов прокуратуры. В остальных случаях данная деятельность осуществляется прокурорами.
Следователь обладает процессуальной самостоятельностью, которая выражается в праве представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом обжалование указаний приостанавливает их исполнение.
Перед тем как направить уголовное дело в суд, устанавливающий факт наличия противоправного действия, виновность либо невиновность задержанных, назначающий им наказание за незаконные поступки и применяющий прочие меры ответственности, необходимо провести соответствующее расследование. Оно выполняется в двух формах: предварительного следствия и дознания. Реализация данных мероприятий производится сотрудниками соответствующих отделов.
Следует начать с того, что дознание выполняется только относительно преступлений средней и небольшой тяжести, перечисленных в ст. 150, ч. 3 УК. При этом данные правонарушения относятся к категории очевидных. Это значит, что совершившее преступление лицо известно. Изучением других правонарушений, очевидных и неочевидных в том числе, но не включенный в список указанной выше статьи, занимаются органы предварительного следствия МВД.
К органам дознания, в соответствии со ст. 40 УК, относят:
- Главного судебного пристава РФ.
- ОВД Российской Федерации.
- Оперативные подразделения ФСБ РФ.
- Главного военного пристава.
- Федеральную пограничную службу.
- Главных судебных приставов субъектов РФ.
- Командиров соединений, воинских частей.
- Старших судебных приставов Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов.
- Органы противопожарной службы России.
- Начальников военных гарнизонов или учреждений.
Органы предварительного следствия в России включают в себя сотрудников:
- Прокуратуры.
- ОВД.
- ФСБ.
При определенных обстоятельствах предварительное следствие ведется начальниками следственных подразделений прокуратуры.
При расследовании уголовного дела органы дознания должны действовать в двух направлениях:
- Выполнять мероприятия, формирующие в комплексе собственно дознание.
- Начать действия, относящиеся к неотложным.
Необходимо сказать, что при подавляющем числе уголовных преступлений указанные мероприятия осуществляет полиция. Неотложные действия выполняются непосредственно после возбуждения дела, при котором предварительное следствие является обязательным. Только в этом случае есть возможность быстро обнаружить и зафиксировать следы правонарушения, собрать доказательства, требующие немедленного закрепления, изучения и изъятия.
Дознание выполняется по упрощенному порядку процессуальных форм и отличается значительной сжатостью сроков в сравнении с предварительным следствием. Так, по ст. 15 УК мероприятия должны быть окончены по истечении 15 суток с момента возбуждения дела и до принятия решения об отправке дела прокурору. Последний может продлить период, но не больше чем на десять дней. После проведения необходимых мероприятий дознавателем дело передается следователю. Он будет осуществлять дальнейшее изучение в соответствии с установленным порядком.
В ходе расследования взаимоотношения, в которых находятся органы предварительного следствия РФ и прокуратура, носят процессуальный, а не административный характер. Прокурорский контроль не лишает сотрудников самостоятельности. Напротив, вышестоящее должностное лицо должно повышать ее наряду с увеличением ответственности за законное и своевременное выполнение необходимых мероприятий в рамках дела, раскрытие его, избегая при этом мелочной опеки над нижестоящим служащим.
При участии прокурора в опознании, осмотре места происшествия, выполнении следственных экспериментов, присутствии во время допросов обвиняемых, свидетелей или потерпевших, он не должен и не может заменять собой следователя и принимать на себя его задачи. Однако при наличии вопросов к допрашиваемым прокурор может их задать. Это должно отражаться в соответствующем протоколе. В процессуальных документах при любом следственном действии участие прокурора обязательно фиксируется.
В функции органов предварительного следствия входит охрана государственных интересов, общественного порядка, гражданских свобод и прав. Раскрывая дела, сотрудники службы ведут борьбу с преступностью в целом. Органами предварительного следствия являются подразделения, наделенные исполнительной властью. Их сотрудники стараются делать все, чтобы оставаться достойными доверия гражданского населения. Задачи органов предварительного следствия требуют непрерывного наращивания и взаимодействия существующих правоохранительных служб, а также совершенствования используемых методов работы. Руководство Министерства ВД придает большое значение эффективности и развитию структуры.
Основное внимание в организации следственных мероприятий уделяется повышению мастерства и профессионального уровня сотрудников, их умению качественно и грамотно проводить и организовывать расследования. Благодаря существующей сегодня законодательной базе сфера влияния структуры достаточно широка. Так, на основании подследственности, установленной нормативными актами, сотрудники структуры выполняют предварительное следствие по делам о более чем 70% совершаемых преступлений в стране.
В их числе больше 91% составляют правонарушения экономического характера. Раскрыть многие из этих дел в состоянии только профессионалы высокой квалификации. Сотрудники структуры всегда видят свой долг в способности достойно реагировать на вызов времени, повышать свой уровень, совершенствовать приемы и методы, внедрять достижения научного прогресса в работу. Труд следователей достаточно тяжел. Его значение сложно переоценить, в особенности теперь, когда преступность приобретает более ожесточенный характер, который проявляется зачастую в терроре и насилии.
Стадии предварительного этапа расследования преступлений
Ранее автор уже указал, что существуют определенные стадии предварительного расследования. Следует отметить, что их выделяют лишь на теоретическом уровне исследования уголовного процесса в общем. В практической деятельности любой орган предварительного следствия реализует одноименный этап комплексно. Однако на научном уровне, как правило, выделяют следующие стадии:
— Исследование материалов и имеющихся по делу доказательств.
— Проведение необходимых следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий на основе имеющихся данных.
— Применение тех или иных мер принуждения процессуального характера к отдельным личностям.
— Непосредственная передача уголовного дела в судебную инстанцию или его полное прекращение.
Следует отметить, что существует три возможных сюжета развития событий на стадии передачи уголовного дела в суд. Как правило, этап предварительного расследования заканчивается передачей: ходатайства об освобождении от уголовной ответственности, обвинительного акта или же постановления о применении мер медицинского характера.
Предварительные мероприятия проводятся практически во всех случаях, поскольку являются неотъемлемой частью досудебной стадии.
Без данных процедур установление истины становится затруднительным.
Исключение — преступления небольшой, средней тяжести, частные обвинения.
Все мероприятия осуществляются изначально по месту совершения правонарушения. Если возникает необходимость дальнейших действий, проводимых удаленно, следователь может их осуществлять самостоятельно или привлечь третьих лиц.
Возможна ситуация, когда правонарушение начало совершаться в одном месте, а его завершение произошло в другом месте. В таком случае все необходимые манипуляции производятся по последнему месту.
Если же совершено несколько преступлений, то местом проведения мероприятий выбирается место совершения большинства из них, либо наиболее тяжкого.
Орган предварительного следствия
Контроль и проверка иных следственных органов на предмет законности их деятельности.
— реализовать те или иные следственные действия на свое усмотрение за исключением случаев, когда требуется разрешение суда или вышестоящих органов;
— Применение тех или иных мер принуждения процессуального характера к отдельным личностям. Нужно отметить, что сфера деятельности следственных органов МВД ограничивается общекриминальными правонарушениями, к числу которых относится большинство преступлений против личности, собственности, а также преступления в сфере экономики. Процессуальная деятельность органов предварительного следствия Министерства внутренних дел в большей своей части основывается на ключевых функциях, которые возложены на них. К числу данных функций относятся следующие, например: В соответствии со ст.
151 УПК РФ предварительное следствие производится следователями прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел РФ. В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следственных отделов прокуратуры. Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие, которое осуществляется по большинству уголовных дел. Предварительное следствие создают следователи: Проведение предварительного следствия в системе МВД Украины возлагается на Главное следственное управление министерства, следственные управления (отделы) ГУМВД в Автономной Республике Крым, УВД областей, городов Киева и Севастополя, УВДТ, следственные отделы, отделения (группы) городских, районных, линейных органов внутренних дел, а также подразделения по расследованию преступлений, совершенных на закрытых объектах, которые функционируют в соответствии с действующим законодательством Украины. Функции органов предварительного следствия в системе мвд россии? При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и о производстве следственных действий, следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.
Система и структура органов предварительного следствия в системе мвд рф
Высшим звеном следственного аппарата прокуратуры является следственное управление Генеральной прокуратуры РФ, высшим звеном следственного аппарата военной прокуратуры является следственное управление Главной военной прокуратуры РФ. В прокуратурах республик — субъектов Российской Федерации, краев и областей имеются следственные отделы, в составе которых состоят следователи по особо важным делам и старшие следователи, а также их помощники (см. ст. 15 Федерального закона «О прокуратуре РФ»). Кроме того, в следственный аппарат Генеральной прокуратуры РФ входят также старшие следователи по особо важным делам, следователи по особо важным делам и их помощники (см. ст. 14 Федерального закона РФ «О прокуратуре РФ»). Соответствующие должности следователей имеются в военной прокуратуре и других специализированных прокуратурах. Подследственность дел для следственного аппарата прокуратуры определена ч. 2 ст. 151 УПК РФ.
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНАХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
размер шрифта
УКАЗ Президента РФ от 23-11-98 1422 (ред от 14-01-2011) О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ В… Актуально в 2018 году
(в ред. Указов Президента РФ от 24.11.2000 N 1937, от 21.05.2003 N 547, от 03.05.2005 N 497, от 29.12.2005 N 1554, от 21.10.2008 N 1510, от 30.11.2008 N 1655, от 12.01.2010 N 62, от 18.02.2010 N 208, от 14.01.2011 N 38)
1. Органы предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуются — органы предварительного следствия) обеспечивают в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.
2. Правовую основу деятельности органов предварительного следствия составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, акты уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также настоящее Положение.
3. Деятельность органов предварительного следствия осуществляется в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, презумпции невиновности, а также на основе взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями.
4. В органы предварительного следствия входят: Следственный комитет при Министерстве внутренних дел Российской Федерации (далее именуется — Следственный комитет), следственные части при главных управлениях Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, следственные управления при управлениях на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, главные следственные управления (управления, отделы) при органах внутренних дел по субъектам Российской Федерации, следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, а также при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.
(в ред. Указов Президента РФ от 12.01.2010 N 62, от 18.02.2010 N 208)
5. Личный состав органов предварительного следствия включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, имеющих специальные звания (далее именуются — сотрудники), федеральных государственных гражданских служащих и работников.
(в ред. Указа Президента РФ от 12.01.2010 N 62)
6. Предельная численность сотрудников органов предварительного следствия устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
(в ред. Указа Президента РФ от 03.05.2005 N 497)
7. Финансирование органов предварительного следствия осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству внутренних дел Российской Федерации.
8. Основными задачами органов предварительного следствия являются:
обеспечение в пределах своих полномочий исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
организационно-методическое руководство расследованием преступлений, подследственных следователям органов внутренних дел Российской Федерации.
9. В соответствии с возложенными задачами органы предварительного следствия осуществляют следующие основные функции:
анализируют следственную практику, организацию и результаты деятельности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, разрабатывают и реализуют меры по повышению качества и сокращению сроков производства расследования;
изучают, обобщают и рекомендуют к внедрению положительный опыт предварительного следствия, разрабатывают для использования на практике современные методики расследования отдельных видов преступлений;
организуют взаимодействие следователей органов внутренних дел Российской Федерации с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам;
изучают правоприменительную практику следователей органов внутренних дел Российской Федерации и осуществляют разработку предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации;
обеспечивают эффективную кадровую политику, подбор, расстановку и воспитание следственных кадров, повышение их квалификации и профессионального мастерства;
организуют рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам.
10. Органы предварительного следствия возглавляет Следственный комитет, положение о котором утверждается Министром внутренних дел Российской Федерации.
Положения о следственных частях при главных управлениях Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации.
(в ред. Указов Президента РФ от 24.11.2000 N 1937, от 29.12.2005 N 1554)
11. Следственный комитет возглавляет заместитель Министра — начальник Следственного комитета при Министерстве внутренних дел Российской Федерации, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
(в ред. Указов Президента РФ от 30.11.2008 N 1655, от 12.01.2010 N 62)
Заместитель Министра — начальник Следственного комитета при Министерстве внутренних дел Российской Федерации имеет право по вопросам, относящимся к его компетенции, представлять Министерство внутренних дел Российской Федерации во взаимоотношениях с Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти по субъектам Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации и федеральными судами, вести переписку от имени Министерства внутренних дел Российской Федерации.
(в ред. Указов Президента РФ от 03.05.2005 N 497, от 21.10.2008 N 1510, от 30.11.2008 N 1655, от 14.01.2011 N 38)
12. Главные следственные управления (управления, отделы) при министерствах внутренних дел, при главных управлениях (управлениях) внутренних дел по субъектам Российской Федерации возглавляют соответственно заместители министров внутренних дел, заместители начальников главных управлений (управлений) внутренних дел по субъектам Российской Федерации — начальники главных следственных управлений (управлений, отделов), которые назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел Российской Федерации (за исключением лиц, назначаемых на должности высшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации).
(в ред. Указа Президента РФ от 18.02.2010 N 208)
Структура и штатная численность главных следственных управлений, управлений, отделов утверждаются министрами, начальниками главных управлений (управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации в соответствии с утвержденной типовой структурой и установленной штатной численностью.
(в ред. Указа Президента РФ от 18.02.2010 N 208)
13. Следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, в закрытых административно-территориальных образованиях, при линейных органах внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте возглавляют заместители начальников этих органов — начальники следственных управлений (отделов, отделений, групп), которые назначаются на должность и освобождаются от должности начальником вышестоящего органа внутренних дел по представлению начальника главного следственного управления (управления, отдела).
(в ред. Указа Президента РФ от 12.01.2010 N 62)
Структура и штатное расписание следственных управлений (отделов, отделений, групп) утверждаются начальниками вышестоящих органов внутренних дел в соответствии с утвержденной типовой структурой и установленной штатной численностью по предложению начальников главных следственных управлений (управлений, отделов).
—
23 ноября 1998 года |
N 1422 |
Следственное управление при ГУВД (УВД) субъекта РФ
Следственное управление при ГУВД (УВД) субъекта РФ является органом, обеспечивающим организационно-методическое руководство деятельностью подчиненных органов предварительного следствия в системе МВД России на территории субъекта РФ.
Возглавляет следственное управление начальник следственного управления ГУВД (УВД) субъекта РФ, являющийся по должности заместителем начальника ГУВД (УВД) субъекта РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Министром внутренних дел РФ по представлению начальника Следственного комитета. Он имеет помощника – начальника отделения по кадровой и воспитательной работе, первого заместителя и заместителей – начальника контрольно- методического управления и начальника следственной части.
Начальник следственного управления помимо полномочий, предоставленных ему уголовно-процессуальным законодательством:
В следственное управление входят следующие структурные подразделения:
Основными задачами следственного управления являются:
В соответствии с возложенными задачами следственное управление выполняет следующие основные функции:
Что такое следственный департамент?
Следственный департамент является одной из структур центрального аппарата МВД Российской Федерации, занимающейся расследованием сложных уголовных дел межрегионального и международного уровня.
На российский следственный департамент МВД возложены функции главного подразделения МВД РФ по расследованию преступлений , находящихся в рамках полномочий следователей органов внутренних дел России. При этом деятельность данного ведомства базируется на следующих основных принципах:
- уважения и соблюдение прав и свобод граждан,
- строгого следования нормам законодательства,
- гуманности,
- презумпции невиновности.
- В ходе выполнения основных задач, возложенных на Следственный департамент МВД РФ, данное структурное подразделение руководствуется:
- Конституцией РФ,
- Положениями международного права,
- Соглашениями РФ международного уровня,
- актами, издаваемыми российским Президентом и Правительством,
- нормативными документами МВД РФ, а также Положением, утвержденное Приказом МВД РФ от07.2011 № 780.
Подробный перечень функций, выполняемых Следственным департаментом, приведен в разделе 3 соответствующего Положения МВД РФ. К наиболее значимым из них можно отнести:
- анализ эффективности государственной политики в части расследования преступлений,
- изучение частных случаев применения законов РФ, регулирующих деятельность данного ведомства,
- принятие участия в разработке проектов конституционных и федеральных законов, указов Президента,
- постановлений Правительства, а также нормативной документации МВД РФ,
- составление проектов отзывов и заключений на международные договора, заключенные РФ,
- определение направлений деятельности органов МВД по конкретным регионам, а также ее совершенствование,
- совместная работа с территориальными подразделениями министерства внутренних дел на местном,
- межрегиональном и региональном уровнях и др.
Помимо обеспечения организационно-методического руководства деятельностью подчиненных органов предварительного следствия Следственный комитет при МВД РФ осуществляет также процессуальный контроль за производством предварительного следствия, организует расследование преступлений по наиболее сложным уголовным делам. В составе Следственного комитета и его следственной части создаются специализированные подразделения (например, для расследования уголовных дел о преступлениях в сферах экономики, организованных преступных формирований и др.)[3] . Во исполнение названного выше Указа Президента РФ в составе Следственного комитета при МВД РФ было образовано Региональное управление по расследованию организованной преступной деятельности на Северном Кавказе[4] . Деятельность Следственного комитета осуществляется по предметно-зональному принципу на основе перспективных и текущих планов.
Возглавляет Следственный комитет при МВД РФ начальник, который подчиняется непосредственно министру внутренних дел, являясь одновременно его заместителем.
В составе Следственного комитета действуют подразделения зонального контроля, осуществляющие ведомственный контроль за определенными, закрепленными за ними нижестоящими следственными подразделениями, и следственная часть (на правах управления), имеющая в своей структуре подразделения (отделы), специализирующиеся на расследовании определенных категорий дел[5] .