Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пояснение в налоговую о несвоевременной уплате НДФЛ в связи с пандемией». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В целях реализации Постановления КС РФ № 6-П, которым взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом технической или иной ошибки и носило непреднамеренный характер, законодатель внес изменения в НК РФ.
Штрафа можно избежать: условия установлены.
В целях реализации Постановления КС РФ № 6-П, которым взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом технической или иной ошибки и носило непреднамеренный характер, законодатель внес изменения в НК РФ.
28.12.2018 был опубликован Федеральный закон от 27.12.2018 № 546-ФЗ[1]. Начало действия документа – 28.01.2019.
Штрафа можно избежать: условия установлены.
28.12.2018 был опубликован Федеральный закон от 27.12.2018 № 546-ФЗ[1]. Начало действия документа – 28.01.2019.
Что расценивают как непредставление отчета?
Непредставлением отчета будет считаться его:
- несдача работодателем при наличии такой обязанности, в т. ч. непредставление отдельных отчетов по обособленным подразделениям;
- сдача позже установленного срока.
В отношении 6-НДФЛ нарушениями (не расцениваемыми как непредставление) будут считаться также:
- Включение в отчет недостоверных сведений. Ответственность за него наступит, если отчитывающееся лицо не исправит отчет до выявления этой ошибки налоговым органом (п. 2 ст. 126.1 НК РФ).
- Нарушение способа представления отчета. Сдать его на бумаге могут только те работодатели, число работников у которых меньше 25 человек (п. 2 ст. 230 НК РФ). Остальные должны отчитываться электронно.
Налогоплательщик не вовремя заплатил НДФЛ — штраф за просрочку
Важно отметить, что начиная с 2021 года Налоговая Инспекция имеет право направлять такие извещения на адрес его компании-работодателя. Такое сообщение приходит в фирменном конверте. В нём также указаны все контактные данные учреждения.
Размер пеней зависит от ставки рефинансирования (или ключевой ставки Центробанка). Сумма рассчитывается по-разному для ИП и организаций, а также зависит от числа дней просрочки. Все ИП с любым числом дней просрочки и организации с просрочкой до 30 дней включительно рассчитывают пени от 1/300 ставки рефинансирования.
Статья 123 НК РФ предусматривает возможность не платить штрафы за несвоевременную уплату НДФЛ в 2021 году.
Неуплата НДФЛ — ответственность за это нарушение несут как выгодоприобретатели, так и лица, от которых физические лица получают доходы.
Представление пояснений при подаче уточненной декларации с уменьшением суммы налога к уплате или декларации с убытком
В представляемых по данным основаниям пояснениях необходимо соответственно обосновать изменение соответствующих показателей налоговой декларации или обосновать размер убытка. Если уточненная декларация представлена вами по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первичной налоговой декларации, налоговый орган вправе истребовать первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации, и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменения (пункт 8.3 статьи 88 НК РФ).
Однако налоговые органы при проведении камеральной налоговой проверки декларации, по которой отражен убыток, кроме предусмотренных обоснований часто запрашивают целый перечень информации о текущей деятельности организации. Рассмотрим это на примере следующей ситуации.
Эпидемия как обстоятельство, смягчающее налоговую ответственность
Главой 23 НК РФ определен ряд выплат (в том числе в виде материальной помощи), связанных с особыми обстоятельствами и не подлежащих обложению НДФЛ:
-
выплаты налогоплательщикам, пострадавшим от чрезвычайных обстоятельств, и (или) физическим лицам, являющимся членами их семей, в связи с указанными событиями (п. 46 ст. 217 НК РФ). Карантин, введенный в связи с распространением коронавирусной инфекции, не признан чрезвычайной ситуацией;
-
выплаты, осуществляемые работодателями членам семьи умершего работника, бывшего работника, вышедшего на пенсию, или работнику, бывшему работнику, вышедшему на пенсию, в связи со смертью члена (членов) его семьи (п. 8 ст. 217 НК РФ, ст. 2 Семейного кодекса);
-
суммы, уплаченные работодателями за оказание медицинских услуг их работникам, их супругам, родителям, детям (в том числе усыновленным), подопечным в возрасте до 18 лет, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, и оставшиеся в распоряжении работодателей после уплаты налога на прибыль организаций (п. 10 ст. 217 НК РФ).
Обратите внимание: Минфин считает, что п. 10 ст. 217 НК РФ, освобождающий от обложения НДФЛ суммы, уплаченные работодателем за оказание медицинских услуг его работникам, не распространяется на спецрежимников (см. письма от 16.03.2020 № 03-04-06/19819, от 01.08.2018 № 03-04-06/54288).
Между тем Президиум ВАС еще в Постановлении от 26.04.2005 № 14324/04 подчеркнул, что исчисление НДФЛ в зависимости от режима налогообложения ставит физических лиц, работающих в организациях, применяющих УСНО, в неравное положение с физическими лицами, работающими в организациях с общей системой налогообложения. Так нарушается принцип всеобщности и равенства налогообложения, закрепленный в п. 1 ст. 3 НК РФ. Ведь ст. 217 НК РФ предусмотрен перечень не подлежащих налогообложению доходов физических лиц, а не организаций-работодателей.
Выплаты физлицам материальной помощи по другим основаниям подлежат включению в базу для исчисления НДФЛ. Но на такие выплаты распространяется правило п. 28 ст. 217 НК РФ – матпомощь в сумме, не превышающей 4 000 руб. в год, освобождается от обложения НДФЛ.
Согласно указам Президента РФ от 18.04.2020 № 274 и от 18.04.2020 № 274 на период с 15.03.2020 по 15.09.2020 включительно приостановлено течение сроков действия отдельных документов, у которых в данный период истекает срок действия. Это касается и патентов, получаемых иностранными гражданами для осуществления на территории субъекта РФ трудовой деятельности.
Таким образом, если у иностранного гражданина в период с 15.03.2020 по 15.09.2020 истекает срок действия оплаченного патента, течение срока его действия приостанавливается. При этом сам патент является действующим, соответственно продлевать его в указанный период не надо. А налоговое администрирование по таким патентам осуществляется в общем порядке (см. также Письмо Минфина России от 30.04.2020 № 03-04-09/35512).
Кроме того, согласно вышеназванным указам с 15.03.2020 по 15.09.2020 включительно работодатели и заказчики работ (услуг) при условии выполнения ими установленных ограничений и иных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вправе в порядке, определенном законодательством РФ, привлекать и использовать в качестве работников иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и не имеющих патентов.
В связи с этим, если привлекаемые к работе иностранные граждане в обозначенный период не имеют патентов, то положения ст. 227.1 НК РФ, абз. 3 п. 2 ст. 224 НК РФ в отношении соответствующих доходов таких граждан не применяются.
Таким образом, при привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) в качестве работников иностранных граждан, не имеющих патентов и не признаваемых налоговыми резидентами РФ, в общем случае при обложении НДФЛ доходов указанных лиц необходимо применять ставку 30%.
При этом в общем случае, если по итогам налогового периода указанные лица будут признаны налоговыми резидентами РФ, суммы НДФЛ, удержанного с их доходов, полученных в данном налоговом периоде, подлежат перерасчету по ставке 13% (см. то же Письмо Минфина России № 03-04-09/35512).
Обратите внимание: по общему правилу налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, которые фактически находятся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).
Однако на период 2020 года получить (сохранить) статус резидента РФ можно будет при нахождении в России не менее 90 календарных дней. Такие поправки в Налоговый кодекс внесены Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ.
Таким образом, физлицо, фактически находящееся в нашей стране от 90 до 182 календарных дней включительно и более в период с 01.01.2020 по 31.12.2020, признается налоговым резидентом РФ.
Размер выставленных санкций по акту проверки, если имеются смягчающие обстоятельства для снижения штрафа налоговой, получится снизить. Факторы, из-за которых освободят от ответственности за совершение правонарушения, определены в п. 1 ст. 112 НК РФ. К ним относятся:
- тяжелые личные или семейные обстоятельства;
- угроза или принуждение;
- материальная, служебная или иная зависимость;
- тяжелое материальное положение физ. лица, привлекаемого к ответственности;
- иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, признаются таковыми.
Вывод: закон позволяет уменьшить размер санкций. Но для этого предпринимателю необходимо подготовить и передать ходатайство о смягчающих обстоятельствах в налоговую инспекцию по месту учета.
В качестве фактов, смягчающих вину, обычно указывают:
- совершение правонарушения впервые;
- неумышленность действий;
- невозможность выплаты зарплаты работникам из-за взыскания штрафа;
- деятельность является убыточной или сезонной;
- организация относится к добросовестным налогоплательщикам и т.п.
Если вы готовите ходатайство в налоговую об уменьшении штрафа за несвоевременную сдачу отчетности, в качестве смягчающих фактов признают:
- несоразмерность наказания характеру и тяжести совершенного правонарушения;
- незначительность просрочки;
- отсутствие умысла на совершение правонарушения;
- отсутствие для бюджета негативных последствий;
- технический сбой, не позволивший представить отчет своевременно;
- факт совершения нарушения впервые.
ВАЖНО! Независимо от того, какие обстоятельства приводятся, необходимо дополнить ходатайство копиями документов, подтверждающих наличие упоминаемых фактов.
Когда налоговики могут запросить пояснение
Информация о НДФЛ поступает в налоговые органы из разных источников. В первую очередь, это отчетность самого работодателя, представляемая по формам 2-НДФЛ и 6-НДФЛ.
Физлицо также представляет в налоговую инспекцию сведения о подоходном налоге, если подает декларацию по форме 3-НДФЛ. Подача декларации не является обязанностью всех физических лиц, но фактически ее сдают во многих случаях — при продаже имущества, если требуется получить налоговый вычет, по доходам ИП и т. п.
Инспекторы анализируют суммы поступлений по налогу, сверяя их с данными отчетности. В случае обнаружения каких-либо расхождений между данными из разных источников налоговики могут запросить у налогоплательщика пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Налогоплательщик обязан предоставить пояснение в течение 5 дней. За нарушение этого срока с него может быть взыскан штраф в сумме 5000 руб., а в случае повторного нарушения в течение года — 20 000 руб. (ст. 129.1 НК РФ).
Образец пояснения в налоговую по 6-НДФЛ
Единого образца для пояснений в налоговую не существует. Для каждого случая общими будут только сведения об организации и формат заполнения данных адресата. Пояснения же будут отличаться в зависимости от причин обращения в налоговую.
Образец составления ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений
Как уже говорилось выше, унифицированной формы ответа для дачи пояснений налоговой нет, так что составлять его можно в произвольном виде. Стоит отметить, что форма ответа должна быть предельно корректной и стандартной с точки зрения правил оформления подобного рода бумаг.
- Вначале слева или справа (не имеет значения) нужно указать адресата, т.е. именно ту налоговую инспекцию, куда отправляется ответ. Здесь нужно вписать ее номер, а также район и населенный пункт, к которому она относится.
- Далее указывается отправитель письма: пишется название предприятия, его адрес (фактический), а также номер телефона (на случай, если у налогового инспектора возникнут какие-либо дополнительные вопросы к пояснению).
- Далее в ответе следует сослаться на номер требования (а таким документам налоговая служба всегда присваивает номера), и его дату (отметим: не дату получения, а именно дату составления), а также коротко обозначить суть вопроса.
- После этого можно приступать непосредственно к даче пояснений. Их следует писать максимально подробно, со всеми нужными ссылками на документы, законы, нормативные акты и т.п. Чем тщательнее будет оформлена эта часть ответа, тем больше шансов на то, что налоговая будет им удовлетворена.
Ни в коем случае нельзя давать в ответе недостоверные или заведомо ложные сведения – они будут быстро обнаружены и тогда последуют немедленные санкции со стороны налоговиков.
- После того, как пояснение будет дано, необходимо заверить письмо подписью главного бухгалтера (при необходимости), а также руководителя компании (обязательно).
Что только не случается на практике предоставления отчетности. Рассмотрим возможные конкретные случаи. Например, форма 6-НДФЛ составлена правильно и сдана вовремя. При этом, как указывают контрольные соотношения для проверки, исчисленный налог (строка 070), уменьшенный на сумму возвращенного налога (строка 090), не должен превышать сумму уплаченного налога, показанного в карточке расчетов с бюджетом.
Если отчетность показывает обратное, инспектор будет иметь основания считать, что удержанная сумма лишь частично поступила в бюджет.
Еще одна допустимая ситуация: при уплате налога в платежном поручении неверно проставлен код ОКТМО. В результате автоматическая проверка обнаружила недоимку. Тут возникает необходимость пояснительной записки в ИФНС.
Наиболее часто встречаются арифметические ошибки в подсчетах и неверно указанные даты в графах 100-120. В обоих случаях пояснительная записка не требуется, налоговый агент подает уточненный расчет в пятидневный срок или штраф – 5000 рублей.
Справка! Даты в этих строках заполняются на основании налогового законодательства, а не точного времени перечисления вознаграждений и налогов с них.
Еще одна распространенная ошибка: неверное указание кодов ОКТМО и КПП. Подобные неточности допускают работодатели, у которых головной офис и обособленное подразделение.
Если подразделение фирмы самостоятельно перечисляет зарплаты работникам, организация сдает два отчета по месту учета центрального офиса и подразделения.
Ошибка заключается в том, что в обоих расчетах указываются коды головной фирмы, из-за этого возникает путаница в платежах. А правильное заполнение заключается с указанием несхожих кодов ОКТМО и КПП соответственно с территориальной принадлежностью налогового агента.
Такие ситуации, когда неверно заполняются коды обособленного подразделения, наказываются инспекторами налоговой службы штрафами.
Как исправить ситуацию? Для начала сдается уточненный расчет с неправильными кодами, которые указаны раньше, в разделах 1 и 2 ставятся нули. Затем заполняется новый расчет по филиалу, где указываются правильные коды ОКТМО и КПП. Вместе с отчетами отправляется сопроводительное письмо.
Если первый ошибочный отчет сдан в срок, а затем скорректирован, штрафы не начисляются, об этом свидетельствуют письма ФНС. Если штраф к уплате за несвоевременную подачу отчетности выставлен, он не законен, пишут жалобу, где излагается «суть» вопроса.
Бумага отдается в инспекцию по месту учета и прикладываются копии чеков или уведомлений подтверждающие дату отправки отчетности.
Ходатайство о снижении штрафа в 2019 году — в налоговою, как написать образец, по административному правонарушению
Законодательство РФ сегодня определяет необходимость оплаты налоговых сборов. За несоблюдение требований НК РФ назначаются достаточно существенные штрафы.
Сами просрочки по штрафам, пени и иные проблемы могут возникнуть по различным причинам. Далеко не всегда просрочки имеют место по вине самого гражданина РФ либо иного субъекта, осуществляющего оплату. В таком случае возможно подать ходатайство о снижении штрафа.
Сам процесс составления и снижения допускается законодательством. Но стоит заметить, что подобные решения со стороны контролирующих органов могут иметь место только в ограниченных ситуациях.
Далеко не всегда подобное возможно. Все тонкости обозначены в законодательства Российской Федерации. Образец ходатайства об уменьшении штрафа в налоговую можно легко найти в интернете.
Санкции по отношению к лицам, которые не осуществили оплату налоговых сборов, применяются в зависимости от тяжести наказания.
Как уменьшить сумму штрафа по налоговой проверке
Сумму штрафа возможно уменьшить, подав соответствующее Ходатайство об уменьшении размера штрафных санкций.
В ходатайстве необходимо привести весь перечень возможных смягчающих обстоятельств, уменьшающих (оправдывающих) допущенное организацией правонарушение. Помимо смягчающих обстоятельств, непосредственно обозначенных в НК РФ, возможно привести прочие причины (примерный перечень приведен ниже в рекомендации), смягчающие/оправдывающие вину организации.
Данное ходатайство сначала возможно подать в налоговую. Если инспекторы при окончательном вынесении решения о сумме штрафа Ваши смягчающие обстоятельства не учтут (не уменьшат размер штрафа), то ходатайствовать о снижении размера штрафных санкций далее возможно в судебном порядке. Зачастую судебные решения выносятся в пользу налогоплательщиков, и размер штрафа уменьшается.
- Обоснование
- 1. Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой и таможенной политики Минфина России
- Может ли инспекция при принятии решения по проверке учитывать смягчающие обстоятельства, не указанные в Налоговом кодексе РФ
- Да, может.
Налоговый кодекс РФ обязывает инспекцию при принятии решения по итогам проверки учитывать смягчающие обстоятельства (подп. 4 п. 5 ст. 101 НК РФ).
Их перечень приведен в пункте 1 статьи 112 Налогового кодекса РФ.
Данный перечень не является исчерпывающим, поэтому при принятии решения по проверке инспекция по своему усмотрению может учитывать и иные смягчающие обстоятельства (подп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ).