Сертификация и декларирование продукции в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сертификация и декларирование продукции в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Еще в 2022 году Минпромторг выдвигал предложения начать эксперимент по маркировке радиоэлектроники, кормов для животных, рыбной продукции, детской воды. Были разработаны и размещены на федеральном портале соответствующие проекты Постановлений, но они не получили одобрения. По состоянию на конец 2022 года, эксперименты по маркировке этих товарных групп так и не запущены.

Что изменится 1 сентября 2022 г.

ПП РФ №2425, которое вступит в силу 1 сентября 2022 года:

  • распространяется на более широкий круг продукции;

  • регулирует вопросы методик проведения испытаний для подтверждения соответствия продукции (чего не было в ПП РФ №982);

  • запрещает использование собственных доказательств и сертификатов на СМК для подтверждения соответствия без использования протоколов испытаний, проведённых аккредитованной лабораторией. Под аккредитованной лабораторией понимаются только те лаборатории, которые числятся в реестре Росаккредитации, в критериях Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». Это самая большая проблема для тех, кто привык подтверждать соответствие в облегченном варианте, например, приняв сертификат ИСО 9000 в качестве обоснования. В декабре 2021 года было принято постановление, которое регулирует доказательную часть, которая уже в рамках ПП РФ №982 запрещала такой способ доказательства подтверждения соответствия как сертификат ИСО или протокол заводских испытаний. Таким путём часто пользовались производители высоковольтного оборудования и, например, изготовители и покупатели аккумуляторов.

Что в ближайших планах?

Обязательная маркировка радиоэлектроники в РФ будет введена не раньше сентября 2023 года. В эту категорию входят трансформаторы, различные виды ламп, фонари и пульты.

Маркировка детской воды была запланирована на март 2023, но учитывая, что пилотный проект так и не начался, эта дата сдвинется, как минимум, на год.

Минеральную воду в России маркируют еще с декабря 2021 г. В марте 2022-го требования коснулись остальных ее видов. Есть несколько исключений, и в их число входит вода, отнесенная к пищевой продукции для детского питания. К ее подготовке предъявляются особые требования, за безопасностью установлен более жесткий контроль.

Когда сертификаты не нужны

Не нужны сертификаты на ряд товаров, которые входят в группу стройматериалов. То есть декларация соответствия либо сертификат не требуются при их изготовлении либо продаже. Но таких товаров немного.

Нюанс: то, что не нужно сертифицировать в РФ, может требовать госрегистрации и подлежать декларированию. Если группа товаров внесена в перечень подлежащих сертификации, но выпущена без подтверждающего соответствие документа, то на первый раз при обнаружении нарушения накладывается штраф. На второй — товары изымаются.

Существует перечень продукции, подлежащей обязательному декларированию, но не требующей сертификации. Это категории, которые не наносят ущерба, вреда:

  • Здоровью населения.
  • Окружающей среде, экологической безопасности.
  • Материальным активам государства.

Распространенные позиции списка, требующие декларирования, но не сертификации. Это продукция:

  • Санитарно-гигиенического назначения. Здесь имеются исключения — товары, по уходу за малышами.
  • Галантерея из пленочных материалов (также исключены товары, предназначенные для детей).
  • Посуда, столовые приборы, одноразовые варианты (кроме изделий для малышей от 0 до 3 лет).
  • Бытовая химия.
  • Хозяйственные ножи, посуда из чугуна.
  • Оборудование (в том числе электро) для ж/д транспорта.
  • Смазочные масла.
  • Минеральные удобрения.
  • Материалы для художественного творчества.
  • Картон, фанерные товары, спички.
  • Фарфоровая индустрия, фаянсовая, майолика (исключение — посуда медицинского назначения и лабораторного).
  • Овощи, фрукты (сушеные, консервированные).
  • Рыба (копченая, соленая, с/м).
  • Медоборудование и протезное производство.
  • Другие позиции, которые востребованы населением и безопасны.
Читайте также:  Кто не привлекается к административной ответственности за земельные проступки

Чтобы убедиться есть выпускаемое изделие в перечне продукции, подлежащей сертификации, нужно изучить:

  • ТР ТС (техрегламенты Таможенного союза).
  • Постановление №982 (от 01.12.2009).
  • Отраслевые документы — акты, предопределяющие требования для сертификации продукции специальной категории (оборудование для промышленности, другое).

Если ваша продукция не названа в перечисленных документах, то сертифицировать ее не нужно.

Отметим, что законодательные изменения происходят исключительно на российском национальном уровне. На уровне ЕАЭС по-прежнему и без изменений действуют Решения Коллегии ЕЭК №41 от 20 марта 2018 года и №293 от 25 декабря 2012 года, определяющие порядок регистрации деклараций и правила их оформления соответственно.

На уровне же российского законодательства вместо двух Приказов Министерства экономического развития №76 от 21 февраля 2012 года и №752 от 24 ноября 2014 года, определяющих порядок регистрации деклараций (евразийских и национальных), будет действовать вышеупомянутый Приказ №478 от 31 июля 2020 года 📄.

Действие приказов №76 и №752 с 1 января 2021 года отменяется Постановлением Правительства РФ №65 от 30 января 2020 года «О признании утратившими силу нормативных правовых актов [..]» (всего этим постановлением отменяется несколько десятков документов).

Статья 3 Приказа №478 гласит:

Регистрацию деклараций о соответствии осуществляет Федеральная служба по аккредитации.

В случае если правом Евразийского экономического союза предусмотрено, что регистрацию деклараций о соответствии осуществляют исключительно органы по сертификации, регистрацию деклараций о соответствии осуществляют аккредитованные [органы по сертификации].

Ключевое слово — «исключительно». И в данном случае под правом ЕАЭС подразумевается текст конкретных технических регламентов. Например, в ТР ТС 006 / 2011 «О безопасности пиротехнических изделий» явно указано, кто может регистрировать декларации о соответствии (статья 6, п.4):

Декларация о соответствии подлежит в установленном порядке регистрации органами по сертификации в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза.

Никакого упоминания о регистрации каким-то иным способом. В отличие от большинства других техрегламентов, указывающих, что регистрация деклараций осуществляется в порядке, установленном ЕЭК (как правило, Решение Коллегии ЕЭК №41).

Аналогичная ситуация (но в иных формулировках) в трёх железнодорожных техрегламентах: 001, 002 и 003. По ним, как и по ТР ТС 006, для регистрации декларации заявитель по-прежнему обращается в орган. И, кстати, сделать это он может уже лично или по почте.

Отметим, что законодательные изменения происходят исключительно на российском национальном уровне. На уровне ЕАЭС по-прежнему и без изменений действуют Решения Коллегии ЕЭК №41 от 20 марта 2018 года и №293 от 25 декабря 2012 года, определяющие порядок регистрации деклараций и правила их оформления соответственно.

На уровне же российского законодательства вместо двух Приказов Министерства экономического развития №76 от 21 февраля 2012 года и №752 от 24 ноября 2014 года, определяющих порядок регистрации деклараций (евразийских и национальных), будет действовать вышеупомянутый Приказ №478 от 31 июля 2020 года 📄.

Действие приказов №76 и №752 с 1 января 2021 года отменяется Постановлением Правительства РФ №65 от 30 января 2020 года «О признании утратившими силу нормативных правовых актов [..]» (всего этим постановлением отменяется несколько десятков документов).

Что останется без изменений

Прежде, чем говорить об изменениях, следует зафиксировать то, что не изменилось:

  • Требования к заявителю. Он по-прежнему должен быть зарегистрирован в ЕАЭС и иметь право декларировать соответствие продукции.
  • Правила отбора образцов для испытаний и ввоза этих образцов в ЕАЭС также остались без изменений.
  • Сама процедура испытаний при декларировании тоже осталась прежней.
  • Внести изменения в декларацию о соответствии по-прежнему невозможно, но, как и прежде, предусмотрен ряд случаев, когда эту декларацию можно перерегистрировать без испытаний (об этом ниже).
  • Ответственность за нарушение правил декларирования по-прежнему лежит исключительно на заявителе. Более того, все нововведения направлены как раз на то, чтобы подчеркнуть этот момент.

В целях налогообложения прибыли расходы на сертификацию продукции и услуг, а также на декларирование соответствия с участием третьей стороны относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ). Это могут быть расходы на оплату услуг поверенного, стоимость работ аккредитованной лаборатории, проведения экспертиз и пр. Особо отметим, что характер сертификации (добровольный либо обязательный) для целей применения пп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ не имеет никакого значения. На это прямо указал Минфин в Письмах от 25.09.2007 N 03-03-06/4/137, от 04.09.2006 N 03-03-04/4/143, N 03-03-04/1/643. Единственное условие — чтобы сертификация проводилась в порядке, установленном Законом о техническом регулировании.

Читайте также:  Размер минимальной пенсии в Краснодарском крае в 2023 году для неработающих пенсионеров

Декларирование соответствия покупных товаров

В некоторых случаях предприятие общепита может понести расходы на декларирование соответствия не собственной, а покупной продукции. Например, если предприятие выступает заявителем при декларировании соответствия в отношении ввозимой в РФ продукции. Согласно п. 1 ст. 29 Закона о техническом регулировании для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории РФ, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в силу ст. 30 этого Закона.

Рассмотрим порядок отражения затрат, возникающих в связи с проведением сертификации услуг и декларированием соответствия продукции, на конкретных примерах.

Пример 1. Предприятие общественного питания заключило договор на проведение работ по подтверждению соответствия продукции в форме принятия декларации о соответствии. Стоимость работ составила 47 200 руб., в том числе НДС — 7200 руб. Стоимость образцов продукции, которые были переданы для лабораторных анализов, равна 5000 руб. Оплата работ произведена в том же месяце. Срок действия декларации — 3 года. Предприятие признает обозначенные расходы в бухгалтерском учете единовременно.

Для учета изготовленных блюд, изделий предприятие использует счет 43 «Готовая продукция», к которому среди прочего открыты:

  • субсчет 43-1 «Готовая продукция на кухне»;
  • субсчет 43-3 «Образцы, переданные для декларирования».

В бухгалтерском учете предприятия будут сделаны следующие записи.

Декларации соответствия

Декларации, как и сертификаты, удостоверяют качество продукции, однако реализована упрощенная процедура оформления. В рамках подачи заявки владелец партии предоставляет документы, на их основании центр принимает решение об одобрении или отказе. Экспертиза образцов не производится, средний срок оформления достигает 3 дней. Декларации, что отличает их от сертификатов, невозможно оформить добровольно. Документ необходимо получать на следующие товарные группы, что отражено в Постановлении:

  • средства для стирки и бытовая химия;
  • лакокрасочные, художественные материалы;
  • эмалированная стальная и нержавеющая посуда;
  • столовые приборы и кухонные принадлежности, произведенные из нержавеющей стали;
  • минеральные и фосфатные удобрения;
  • теплоизоляционные материалы, пестициды;
  • обои, картонная и бумажная упаковка, ветеринарный инструмент;
  • средства для дезинфекции.

Этапы декларирования соответствия:

  1. Изготовитель (продавец, исполнитель) принимает декларацию о соответствии на срок, установленный им самим в зависимости от планируемого срока выпуска продукции, оказания услуг или срока реализации партии продукции.

Документы, которые могут послужить основанием для подтверждения соответствия установленным требованиям:

  • протоколы приемочных, приемо-сдаточных и прочих контрольных испытаний продукции, проведенных изготовителем (продавцом, исполнителем) и/или сторонними компетентными испытательными лабораториями;
  • сертификаты соответствия или протоколы испытаний на сырье, материалы, комплектующие изделия;
  • документы, предусмотренные для данной продукции соответствующими федеральными законами и выданные уполномоченными на то органами и организациями (гигиенические заключения, ветеринарные свидетельства, сертификаты пожарной безопасности и др.);
  • сертификаты на систему качества или производства;
  • иные документы, прямо или косвенно подтверждающие соответствие продукции установленным требованиям.
  1. Декларация о соответствии подписывается руководителем организации, инициировавшей декларирование.
  2. Декларация о соответствии направляется для регистрации в орган по сертификации, аккредитованный в установленном порядке.
  3. Орган по сертификации проверяет наличие данного вида продукции в перечне продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии; правомочность заявителя принимать декларацию о соответствии; полноту и правильность указания нормативных документов, предусмотренных для подтверждения соответствия данной продукции; наличие копий всех документов, предусмотренных для данной продукции федеральными законами, а также правильность заполнения декларации о соответствии.
  4. Орган по сертификации регистрирует декларацию в едином реестре декларации, присваивая ей регистрационный номер (ведение реестра осуществляет Росаккредитация).

Список товаров подлежащих обязательной сертификации и декларированию 2021

Товары подлежащие обязательной сертификации. Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации. Международная сертификация продукции. Быстрое получение.

Сертификация продукции! Помощь в оформлении! Онлайн чат на сайте! Заходите! · Официальное оформление. Регистрация в реестре. Работа по договору · Содействие в подборе аккредитованных лиц для оценки (подтверждения) соответствия.

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982 Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии Номенклатура является самостоятельным документом, построенным по единым принципам с номенклатурой продукции, подлежащей обязательной сертификации

В системе сертификации ГОСТ Р обязательной сертификации подлежат обычно те товары, которые могут повлиять на безопасность людей, в таком случае оформляется обязательный сертификат. Данный перечень изменятся и дополняется один раз в год. Продукция, подлежащая обязательной сертификации в России, описана в номенклатуре продукции, в отношении которой предусмотрена обязательная сертификация. Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ N 982 с изменениями 2018-2019 года.

Перечень товаров подлежащих обязательной маркировке в 2021 году

Чтобы составить актуальный перечень товаров подлежащих обязательной маркировке в 2021 году, достаточно обратиться к последней по времени редакции правительственного распоряжения, датированного 28-м апреля 2018 г. № 792-р. В нем каждая категория, на какой товар нужна маркировка в 2021 году, соотнесена с:

кодом по Общероссийскому классификатору продукции ОК 034-2014, утвержденному приказом Росстандарта от 31-го января 2014 г. № 14-ст;

шифром по Торговой номенклатуре Евразийского экономического союза по внешнеэкономической деятельности, опубликованной решением от имени Совета евразийской экономической комиссии, датированным 16-м июля 2012 г. № 54;

календарным днем начала маркирования предметов того или иного раздела.

Какие затраты ждут бизнес

Коды Постановление РФ № 577 утверждает стоимость одного маркировочного кода: 50 копеек без НДС и 60 с добавочной стоимостью. Это непосредственно заказ и выдача.
Печать проходит другой статьей расходов. Для маркировки остатков (особенно актуально для одежды) либо приобретают свой принтер этикеток, либо заказывают партию этикеток у сторонней компании.
Оборудование

  • Двухмерные сканеры стоят в диапазоне от 4 до 10 тысяч рублей.
  • Новые онлайн-кассы обойдутся в 15-30 тысяч (если достаточно компактных смарт-терминалов), или в 35-70 тысяч (если нужна полноценная POS-система).
  • Для складов и крупных магазинов актуален также терминал сбора данных. Бюджет от 20 до 100 тысяч, в зависимости от требований конкретного места и возможностей техники.
  • Принтер для печати этикеток может стоить в районе 6-9 тысяч рублей (минимальные нагрузки), 11-18 тысяч (средний уровень) и свыше 40 тысяч (за профессиональные модели).

Обновление программ и настройка системы
Для внедрения «с нуля» и минимальной автоматизации, без чего сейчас уже не обойтись с маркировкой, понадобятся подходящая кассовая программа (от 1,5 до 8 тысяч на каждую кассу) и товароучетная система (от 3 до 25 тысяч). Стоимость зависит от функционала. Обновление, если программы уже есть, естественно, выйдет дешевле.
Могут также потребоваться услуги инженеров и программистов для настройки ПО и отладки техники. Цена за час работ 1-3 тысячи рублей.
Прочие траты

  • Если не было подписи, то получить КЭП стоит 3-4 тысячи рублей.
  • Регистрация в системе Честный знак и в личном кабинете ФНС около 1-2 тысячи (у Авторизованного сервисного центра в рамках комплекса услуг) или бесплатно (для тех, кто готов сделать все самостоятельно).
  • Договор с ОФД обойдётся в 4-7 тысяч (зависит от срока действия фискального накопителя).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *