Где в смр ставить номер пломбы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Где в смр ставить номер пломбы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Ответственность, за полноту и достоверность указанных в CMR данных несет, прежде всего отправитель.
Ответственность перевозчика -косвенная. Согласно 8 статье КДПГ, при принятии груза он «обязан проверить точность указаний, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их разметки и номеров».
Получатель не является стороной договора о международной перевозке груза по CMR. Он — прямой выгодоприобретатель. Более того, согласно статье 12 КДПГ, отправитель имеет право распоряжаться грузом и изменять место доставки и получателя, если при составлении CMR не было сделано соответствующей оговорки.
По прибытии груза на место, получатель имеет право потребовать передачи оригинала CMR. После чего, в соответствии со статьей 13 пункт 2, получатель оплачивает фрахт. Кроме того, получатель должен подтвердить получение груза. Для этого, он ставит свою печать и подпись в 24 графе.
Поскольку большинство международных грузовых перевозок происходит по схеме, когда за перевозку платит российский заказчик, в CMR должно стоять три печати: отправитель, перевозчик и получатель. Для перевозчика печать получателя — доказательство доставки груза и документально зафиксированное обязательство получателя оплатить фрахт.
Важно не только правильно заполнять CMR, но и уметь читать этот документ. В CMR вписывают номера контейнеров, пломб и транзитных деклараций, указывают сроки доставки груза на таможню, время прибытия, дата выгрузки и многое другое.

Графы 1 и 2 соответствуют параметрам «отправитель» и «получатель». В большинстве случаев, пара «отправитель-получатель» = «продавец-покупатель». Сведения о них берутся из инвойса.
Самый простой способ неправильно заполнять CMR — указывать отправителем того, кто по факту отправляет груз, а получателем — того, кто фактически его получает. Это ошибка.
Для указания, кем и откуда на самом деле был отправлен груз, а также куда прибыл и кто его принял, есть другие инструменты. Для «откуда» и «куда» предусмотрены графы: 4 (место забора) и 3 (место доставки). Фактические отправитель и получатель, несущие ответственность за отправку/получение, определяются по печатям в графах 22 (груз отправил) и 24(груз принял).
Если отправитель и фактический отправитель совпадают, то в 22 графе стоит печать компании-продавца из инвойса.
Если фактический отправитель — не продавец, а сторонняя организация (экспедитор), ничего менять не надо. Указывают все, как в инвойсе, и лишь дополняют именем фактического отправителя с формулировкой «по поручению такого-то».

Образец заполнения CMR для сторон Договора перевозки

Отправитель груза

Заполняет графы 1-15, 21, 22. В этих графах указываются следующие данные.

  • Графа 1 «Отправитель (наименование, адрес, страна)»,
  • Графа 2 «Получатель (наименование, адрес, страна)» — наименования, адреса, телефоны и страны местонахождения организаций, производящих соответственно отгрузку и получение груза.
  • Графа 3 «Место разгрузки груза» — страна и место (адрес) доставки груза.
  • Графа 4 «Место и дата погрузки груза» — страна, место (адрес) и дата принятия груза к перевозке.
  • Графа 5 «Прилагаемые документы» — перечень прилагаемых документов. При этом водитель должен проверить, совпадают ли указанные номера документов с их фактическими номерами.
  • Графа 6 «Знаки и номера» — знаки и номера, обозначающие класс, подкласс перевозимых грузов, в том числе опасных, классифицируемых по Европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Контейнер, перевозимый на автомобильной площадке, относится к оборудованию (таре) для перевозки груза, поэтому номер контейнера указывается в графе 6 CMR «Знаки и номера».
  • Графа 7 «Количество мест» — количество мест груза. Водитель должен проверить его соответствие фактическому количеству.
  • Графа 8 «Род упаковки» — род упаковки груза (коробки картонные, ящики деревянные, бочки металлические или пластмассовые, мешки холщовые или полиэтиленовые и т.д.). Вид тары может указываться сокращенно.
  • Графа 9 «Наименование груза» — наименование груза.
  • Графа 10 «Статист. №» — код товара (не менее четырех знаков) в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики.
  • Графа 11 «Вес брутто, кг» — вес брутто (вес груза с упаковкой) в килограммах.
  • Графа 12 «Объем, куб. м» — объем, занимаемый грузом, в кубических метрах.

При большом перечне отправляемых грузов, который не представляется возможным поместить в бланке CMR-накладной, разрешается перечень этих грузов с данными о них, внесенными в графы 6-12, прилагать к CMR-накладной. В этом случае в графах 6-12 CMR-накладной следует записать наименования, номера и даты прилагаемых документов, а в прилагаемых документах должна содержаться ссылка на CMR-накладную с указанием ее номера и даты составления.

  • Графа 13 «Указания отправителя (таможенная и прочая обработки)» — наименование, адрес и другие реквизиты таможни, где будет происходить таможенное оформление груза. Обязательно должны быть указаны: код таможенного поста и номер действующей лицензии. Здесь же могут быть указаны инструкции Отправителя, например, о необходимости помещения груза на транзитный склад и прочие указания по обработке груза.

В нижней части графы 13 может указываться объявленная стоимость груза. Перевозчику необходимо знать, что если отправитель объявляет стоимость груза выше предела, установленного ч. 3 ст. 23 Конвенции КДПГ, то объявленная стоимость заменяет установленный Конвенцией предел ответственности перевозчика (25 франков за килограмм недостающего веса брутто. Под франком подразумевается золотой франк весом 10/31 г золота 900-й пробы). При этом отправитель обязан выплатить перевозчику определенную соглашением сторон надбавку к провозной плате.

Кроме того, если в силу ст. 26 Конвенции КДПГ отправитель установит дополнительную ценность груза на случай его утери, повреждения или не доставления в оговоренный срок, он также должен выплатить надбавку к провозной плате.

  • Графа 14 «Возврат» — государственный номер полуприцепа или контейнера в случае вывоза их из-за границы после временного пребывания там.
  • Графа 15 «Условия оплаты» — условия оплаты товара по контракту купли-продажи в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС) в действующей редакции.
  • Графа 21 «Составлена в» — наименование населенного пункта, где составлялась CMR-накладная, и дата ее заполнения.
  • Графа 22 «Прибытие под погрузку. Убытие» — фактическое время и дата прибытия под погрузку и убытие из-под погрузки. Эти сведения отправитель заверяет подписью (с расшифровкой) и штампом.

Перевозчик груза

Заполняет графы 16-19, 23, 25-29, куда вносит следующие данные.

  • Графа 16 «Перевозчик (наименование, адрес, страна)» — реквизиты перевозчика (наименование, адрес, телефон, факс и т.д.).
  • Графа 17 «Последующий перевозчик (наименование, адрес, страна)» — реквизиты последующего перевозчика в случае осуществления перевозки несколькими перевозчиками.
  • Графа 18 «Оговорки и замечания перевозчика» — оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки.

Согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, если CMR-накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что в момент принятия груза перевозчиком груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии, а число грузовых мест, их маркировка и нумерация соответствовали указанным в CMR-накладной.

Наличие либо отсутствие оговорок перевозчика в данной графе приобретает особую значимость при сдаче груза грузополучателю и выявлении каких-либо несоответствий реального состояния груза сведениям, указанным о нем в накладной. Как известно, перевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату либо повреждение груза, произошедшее в промежуток времени между принятием его к перевозке и сдачей. Однако перевозчик освобождается от лежащей на нем ответственности, если утрата или повреждение груза вызваны отсутствием, повреждением упаковки либо недостаточностью, неудовлетворительностью маркировки или нумерации грузовых мест. Поэтому в зависимости именно от сделанных представителем перевозчика оговорок в графе 18 решается в дальнейшем вопрос об ответственности перевозчика.

Оговорки могут касаться:

* автотранспортного средства (автомобиль без тента, по согласованию с отправителем);

* упаковки (груз без упаковки, упаковка повреждена, упаковка не отвечает требованиям);

* количества, маркировки грузовых мест (проверить невозможно по причине:

  1. выполнения погрузки отправителем;
  2. погодных условий;
  3. большого количества мест;
  4. опечатания контейнера;

* принятых грузов (груз явно в плохом состоянии, груз поврежден, груз подмочен, груз подморожен, груз не защищен от погодных условий и перевозится в таком состоянии под ответственность заявителя);

* обработки, погрузки, сохранности, разгрузки:

а) обработка, погрузка, сохранность осуществляются:

  1. отправителем;
  2. водителем при атмосферных условиях, способствующих повреждению груза по требованию отправителя;

б) разгрузка осуществляется:

  1. получателем;
  2. водителем при атмосферных условиях с возможным повреждением груза, по требованию получателя.

Оговорки перевозчика вписываются в первую страницу CMR-накладной, на остальных страницах они являются копиями с первой страницы.

  • Графа 23 — дата и номер путевого листа, по которому осуществляется перевозка груза, фамилии водителей, выполняющих перевозку, штамп организации перевозчика и для подтверждения факта приема грузов к перевозке от отправителя — подпись водителя (экспедитора), принявшего груз (с расшифровкой подписи). Если CMR-накладная на отправляемый груз подготовлена отправителем до прибытия перевозчика, то в графе 23 вместо штампа перевозчика записывается его наименование (то есть проставление штампа перевозчика не обязательно).
  • Графа 25 «Регистрационный номер» — государственные номера тягача и полуприцепа, осуществляющих перевозку.
  • Графа 26 «Марка» — марки и модели тягача и полуприцепа.
  • Графы 19, 27-29 — информация о применяемом тарифе (сдельный, договорной), а также стоимость перевозки согласно тарифным расстояниям и дополнительно оплачиваемых услуг (использование специального транспорта, выполнение погрузочно-разгрузочных работ и т.д.). При совершении перевозки на договорных началах, когда размер фрахта предварительно не устанавливается, указанные графы не заполняются.

Какие данные нужно вносить

Транспортная накладная утверждённого международного образца должна создать следующую обязательную информацию:

  • место и дата, когда заполнялась форма;
  • информация о места погрузки товара;
  • сроки доставки;
  • данные отправителя груза (полное юридическое название, реквизиты, адрес главного офиса, контактные данные);
  • аналогичные данные о получателе товара;
  • информация о посреднике, если он участвует в процессе;
  • характеристики груза (вес, габариты, количество, наименование, тип и так далее);
  • дополнительные расходы в виде пошлин, оплаты платных дорог;
  • отметка о том, что процесс доставки выполняется в рамках действующих правил международной конвенции.

Ответственность за сорванную пломбу

За срыв пломбы компания может потребовать выплатить сумму без учета счетчика. Числом отсчета является дата подачи заявки или последний день проверки прибора учета.

Штраф за сорванную пломбу на водяном счетчике рассчитывается следующим образом: пропускная способность водопровода умножается на число календарных дней, когда печать не была установлена. Эту сумму и выплачивает собственник.

Если печать была повреждена случайно, нужно действовать по следующему алгоритму:

  • написать заявление о факте снятия пломбы;
  • подать заявку на новую пломбировку;
  • дождаться прихода инспектора для повторной опломбировки.

В заявке должна быть указана причина произошедшей ситуации. Контролер проверит прибор и вынесет решение, была ли совершена незаконная попытка изменить показания. Затем он должен заменить пломбу на новую.

Если во время составления акта несанкционированный доступ обнаружен не будет, владельцу не нужно будет платить штраф. При этом показания должны соответствовать действительности. Оплата производится только за повторную пломбировку.

Оформлением накладной должен заниматься отправитель товара. В нужных графах он указывает следующую информацию:

  • 1 — информация об отправителе;
  • 2 — данные получателя;
  • 3 — пункт назначения перевозки;
  • 4 — сведения о месте и дате погрузки товара на транспортное средство;
  • 5 — реквизиты прилагаемых к CMR документов. Это инвойс и упаковочный лист. Может также прилагаться товарная накладная;
  • 6 — сведения о классе опасности, присвоенном перевозимому товару. Если он не относится к категории опасных при транспортировке, то писать ничего не нужно;
  • 7 и 8 — информация о количестве и виде грузовых мест;
  • 9 — наименование перевозимого товара. Его можно не заполнять, если перевозятся различные товары. Если груз не указан, то он считается контрабандой;
  • 10 — номенклатурный код, который присвоен грузу;
  • 11 — сведения о полном весе брутто;
  • 12 — количество кубических метров, которое занимает перевозимый товар;
  • 13 — о цене перевозимого товара, данных о лицензии и других сведений;
  • 14 — заполняется, если товар перевозится в специальном контейнере. После доставки контейнер необходимо вернуть по адресу, указанному в данном пункте;
  • 15 — сведения об условиях поставки, в соответствии с Инкотермс;
  • 16 — информация о перевозчике;
  • 18 — отметки перевозчика о принятом грузе;
  • 19 — расчеты после завершения перевозки;
  • 20 — особые условия перевозки, имеющие значения для сохранности товара;
  • 21 — дата составления документа;
  • 22 — время прибытия под погрузку и время убытия транспорта;
  • 23 — сведения о водителе (Ф.И.О., номер путевого листа). Сюда ставится штамп организации-перевозчика;
  • 24 — отметка получателя о принятии груза;
  • 25 и 26 — о регистрационных номерах автомобиля и прицепа, а также о марке транспортного средства;
  • 27-29 — предназначены для внесения в накладную дополнительных сведений.
Читайте также:  Льготы школьникам на проезд в электричке в 2023 году СПБ

Водителю автомобиля, в котором будет перемещаться груз, передается уже практически заполненный бланк. В нем также ставится печать отправителя груза и подпись должностного лица.

Бланк СМR (международная транспортная накладная) составляется не менее чем в четырех экземплярах:

  • для отправителя;
  • для получателя;
  • для фирмы перевозчика;
  • для расчетов.

Если планируется отправка одного заказа на нескольких транспортных средствах либо несколькими партиями, количество экземпляров может быть увеличено. Если перевозимые товары предназначены нескольким фирмам-получателям, то CMR выписывается на каждую.

Бланки должны быть подписаны ответственными сторонами от руки, либо штампами или факсимиле. Проставить печати или факсимиле вместо подписи можно, только если это не запрещает законодательство страны отправителя.

Сведения, которые нужно обязательно указать в сопроводительном бланке:

  1. Место и дата выписки международной накладной.
  2. Место принятия груза для перевозки.
  3. Сроки доставки.
  4. Данные об отправителе, его полное наименование, регистрационные сведения, юридический адрес.
  5. Аналогичная информация о получателе и транспортном агенте (при наличии).
  6. Общепринятые данные о товаре, его упаковке, объеме, весе, количестве мест.
  7. Сведения о том, что грузоперевозка производится по Конвенции, без отступлений и оговорок.

CMR – международная товарно-транспортная накладная: регламент заполнения и ответственность сторон

  • Инвойс предоставляется продавцом и является по сути счетом-фактурой. Документ выписывается на партию товара, в нем указана информация об участниках сделки, характеристиках товара, сведения об упаковке, стоимость груза, а также условия поставки и выплат. В документе обязательно прописана фактурная цена. Согласно договору, инвойс может использоваться в качестве накладной, а также удостоверять происхождение товара.
  • Спецификация. Подробный список перевозимой продукции с детализацией по количеству, сортам, маркам, артикулам. В случае необходимости дополнительно указываются цены и качественные характеристики.
  • Упаковочный лист. Перечень позиций груза, а также номеров мест, в которые они упакованы. Для каждого обязательно указывается вес.

При несовпадении данных в документации с реальными груз будет задержан на таможенном контроле, владельцу товара грозит штраф. Ошибки в оформлении провоцируют проблемы при приемке груза. Несоответствие в количестве и качестве товара приводит к претензиям между перевозчиком, покупателем и продавцом.

Процедура пломбировки счетчиков воды

Чтобы точно узнать, как происходит порядок работ, и куда обратиться за помощью, можно позвонить на горячую линию управляющей компании или посетить ее сайт. Если именно УК занимается пломбировкой и поверкой водосчетчиков, то непосредственно на сайте можно оставить заявку на исполнение услуги. Там нужно указать свой адрес, в частности, номер квартиры, а также свою фамилию. В назначенный час мастер посетит абонента и произведет соответствующие действия. В конце процедуры стороны должны подписать акт ввода в эксплуатацию, так как использовать неопломбированный счетчик по назначению запрещено.

Показатели, снимаемые с неисправных и неопломбированных водомеров, не принимаются к учету. Тарифы на расход воды устанавливаются согласно нормативной таблице, однако эта тарификация считается невыгодной для пользователей. Поэтому большинство жителей устанавливают счетчики в квартире.

При непреднамеренном повреждении водомера, при аварии в системе водоснабжения, при поломке шаровых кранов, вентилей и других составляющих водопровода, осуществляется опломбировка прибора учета. Выполняя ремонтные работы, скорее всего, потребуется выполнить демонтаж водосчетчика. Следовательно, после его монтажа нужно вызвать мастера для осуществления законного введения в эксплуатацию и пломбирования.

После замены счетчика, а также монтажа пломбы, пользователь обязуется соблюдать закон. Нарушение целостности пломбы ведет к ответственности. Даже если абонент не сообщил в соответствующую организацию о нарушениях, их обнаружат инспекторы при проверке счетчика – если проволока сорвана, разрезана, то это считается несоблюдением правил.

  1. Пломба из пластика полностью подвергается поломке.
  2. Если используется пломба-наклейка, то на ней появляется надпись.
  3. В случае применения защитного приспособления «Эксперт», корпус поддается растрескиванию.
  4. При использовании антимагнитной ленты она поменяет цвет.
  5. В обычной пломбе нарушается проволочная или шпагатная обмотка.

Ответственность, за полноту и достоверность указанных в CMR данных несет, прежде всего отправитель.
Ответственность перевозчика -косвенная. Согласно 8 статье КДПГ, при принятии груза он «обязан проверить точность указаний, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их разметки и номеров».
Получатель не является стороной договора о международной перевозке груза по CMR. Он — прямой выгодоприобретатель. Более того, согласно статье 12 КДПГ, отправитель имеет право распоряжаться грузом и изменять место доставки и получателя, если при составлении CMR не было сделано соответствующей оговорки.
По прибытии груза на место, получатель имеет право потребовать передачи оригинала CMR. После чего, в соответствии со статьей 13 пункт 2, получатель оплачивает фрахт. Кроме того, получатель должен подтвердить получение груза. Для этого, он ставит свою печать и подпись в 24 графе.
Поскольку большинство международных грузовых перевозок происходит по схеме, когда за перевозку платит российский заказчик, в CMR должно стоять три печати: отправитель, перевозчик и получатель. Для перевозчика печать получателя — доказательство доставки груза и документально зафиксированное обязательство получателя оплатить фрахт.
Важно не только правильно заполнять CMR, но и уметь читать этот документ. В CMR вписывают номера контейнеров, пломб и транзитных деклараций, указывают сроки доставки груза на таможню, время прибытия, дата выгрузки и многое другое.

Показатели, снимаемые с неисправных и неопломбированных водомеров, не принимаются к учету. Тарифы на расход воды устанавливаются согласно нормативной таблице, однако эта тарификация считается невыгодной для пользователей. Поэтому большинство жителей устанавливают счетчики в квартире.

  1. Кто выполняет пломбирование? Процедурой занимаются уполномоченные сотрудники предприятия городского водоканала или той организации, куда абонент вносит оплату за расход ресурса ежемесячно. Сюда относят муниципальные предприятия, ТСЖ или УК. У данных организаций заключен договор с водоканалом на возможность самостоятельной пломбировки при установке или замене устройства. Некоторые коммунальные предприятия освобождают себя от полномочий по поводу пломбировки водосчетчика. Они отправляют потребителей в частные организации, предоставляющие данную услугу.
  2. Какие необходимы документы для пломбировки? До 2010 года в управляющих компаниях для опломбирования счетчика требовалась специальная лицензия. Она наделяла организации полномочиями по опломбировке, сегодня этот документ упразднили. Чтобы техник смог повесить пломбу на водомер, необходимо в момент совершения процедуры предоставить ему паспорту прибора учета. Когда пломба будет поставлена, сотрудник компании должен составить акт о проделанной работе. В этом акте указывается номер счетчика, название организации, дата его пломбирования. Также здесь прописываются номер пломбы и технические данные водомера.

Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Рекомендации по применению товарно-транспортной накладной также содержатся в Общих правилах перевозки грузов автотранспортом утверждены Минавтотрансом РСФСР Товарно-транспортная накладная ТТН используется при перевозке грузов товарного типа.

Пункты 19, 27-29 – это информация о стоимости перевозки – тариф, список дополнительных услуг и их цена. При перевозке на основе договоренности данные графы можно не заполнять. Но начать работу водитель может только после того, как на руках у него будет накладная, подписанная отправителем.

CMR — ЦМР оформление и заполнение международной товарно транспортной накладной

При этом п. 1 ст. 6 КДПГ предусмотрено, что накладная должна содержать следующие сведения: место и дата ее составления; имя и адрес отправителя; имя и адрес транспортного агента; место и дата принятия груза к перевозке и место его доставки; имя и адрес получателя; принятое обозначение характера груза и тип его упаковки и, в случае перевозки опасных грузов, их обычно признанное обозначение; число грузовых мест, их особая разметка и номера; вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза; связанные с перевозкой расходы (стоимость перевозки, дополнительные расходы, таможенные пошлины и сборы, а также прочие издержки с момента заключения договора до сдачи груза); инструкции, требуемые для выполнения таможенных формальностей, и другие; указание, что перевозка производится независимо от всякой оговорки, согласно требованиям, установленным КДПГ.

Поскольку номера пломб не указаны в перечне обязательных реквизитов при заполнении СМR, поэтому при необходимости обоюдным соглашением стороны вправе самостоятельно предусмотреть наличие данного реквизита (номера пломб) в накладной и определить в какой из граф СМR он будет отражен.

Ответственность, за полноту и достоверность указанных в CMR данных несет, прежде всего отправитель.
Ответственность перевозчика -косвенная. Согласно 8 статье КДПГ, при принятии груза он «обязан проверить точность указаний, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их разметки и номеров».
Получатель не является стороной договора о международной перевозке груза по CMR. Он — прямой выгодоприобретатель. Более того, согласно статье 12 КДПГ, отправитель имеет право распоряжаться грузом и изменять место доставки и получателя, если при составлении CMR не было сделано соответствующей оговорки.
По прибытии груза на место, получатель имеет право потребовать передачи оригинала CMR. После чего, в соответствии со статьей 13 пункт 2, получатель оплачивает фрахт. Кроме того, получатель должен подтвердить получение груза. Для этого, он ставит свою печать и подпись в 24 графе.
Поскольку большинство международных грузовых перевозок происходит по схеме, когда за перевозку платит российский заказчик, в CMR должно стоять три печати: отправитель, перевозчик и получатель. Для перевозчика печать получателя — доказательство доставки груза и документально зафиксированное обязательство получателя оплатить фрахт.
Важно не только правильно заполнять CMR, но и уметь читать этот документ. В CMR вписывают номера контейнеров, пломб и транзитных деклараций, указывают сроки доставки груза на таможню, время прибытия, дата выгрузки и многое другое.

Заполненный бланк CMR становится доказательством договора перевозки между отправителем и перевозчиком после того, как на него поставлены печати или подписи отправителя и перевозчика.
Отправитель заполняет графу 22. Перевозчик -графу 23. Только после заполнения этих граф к CMR может по праву применяться 9 статья конвенции КДПГ: «Накладная, поскольку не доказано противного, служит доказательством условий договора и удостоверением принятия груза транспортером».

Графы 1 и 2 соответствуют параметрам «отправитель» и «получатель». В большинстве случаев, пара «отправитель-получатель» = «продавец-покупатель». Сведения о них берутся из инвойса.
Самый простой способ неправильно заполнять CMR — указывать отправителем того, кто по факту отправляет груз, а получателем — того, кто фактически его получает. Это ошибка.
Для указания, кем и откуда на самом деле был отправлен груз, а также куда прибыл и кто его принял, есть другие инструменты. Для «откуда» и «куда» предусмотрены графы: 4 (место забора) и 3 (место доставки). Фактические отправитель и получатель, несущие ответственность за отправку/получение, определяются по печатям в графах 22 (груз отправил) и 24(груз принял).
Если отправитель и фактический отправитель совпадают, то в 22 графе стоит печать компании-продавца из инвойса.
Если фактический отправитель — не продавец, а сторонняя организация (экспедитор), ничего менять не надо. Указывают все, как в инвойсе, и лишь дополняют именем фактического отправителя с формулировкой «по поручению такого-то».

Читайте также:  На сколько добавят пенсию в 2023 году неработающим

Необходимо также указать адрес, где должен быть выгружен груз. Практика показывает, что, выполняя международную перевозку, перевозчик и заказчик заранее оговаривают таможню назначения и СВХ и фиксируют это в заявке на перевозку. Еще при необходимости может быть указана стоимость груза (в валюте инвойса).

В связи с внесением дополнений в Инструкцию в 20 графе указывается дата получения груза, время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания в часах и минутах. Материально ответственное лицо склада временного хранения при этом ставит свою подпись (с расшифровкой) и печать (штамп), а также указывает номер и дату складского документа, подтверждающего принятие товара на хранение.

  1. Место и дата выписки международной накладной.
  2. Место принятия груза для перевозки.
  3. Сроки доставки.
  4. Данные об отправителе, его полное наименование, регистрационные сведения, юридический адрес.
  5. Аналогичная информация о получателе и транспортном агенте (при наличии).
  6. Общепринятые данные о товаре, его упаковке, объеме, весе, количестве мест.
  7. Сведения о том, что грузоперевозка производится по Конвенции, без отступлений и оговорок.
  • грузов почтового назначения, так как регламентируются международными почтовыми Конвенциями;
  • мебели, бытовой техники, прочего движимого имущества и утвари при переезде (смене места жительства, местонахождения);
  • тела усопших родственников, членов семьи.

Письмо ФТС России от 02.05.2012 № 04-30/22006 «О направлении информации»

Международная ТТН выступает необходимым сопроводительным документом, если при перевозке выполняются следующие условия:

  • поставщик (водитель) получает денежное/товарное вознаграждение за транспортировку груза;
  • начальная и итоговая точки маршрута находятся в разных государствах;
  • минимум одна сторона, участвующая в сделке, является представителем страны, принадлежащей Конвенции КДПГ;
  • продукцию перевозят грузовым или легковым транспортом.

Даже если все эти условия соблюдены, есть несколько исключений, когда CMR не требуется. Это:

  • транспортировка тел умерших;
  • развоз почтовых писем и посылок (к ней применяют специфические международные договора);
  • перевозка личных вещей при миграции за границу (мебель, бытовая техника, одежда и прочее).

Образец заполнения CMR для сторон Договора перевозки

Отправитель груза

Заполняет графы 1-15, 21, 22. В этих графах указываются следующие данные.

  • Графа 1 «Отправитель (наименование, адрес, страна)»,
  • Графа 2 «Получатель (наименование, адрес, страна)» — наименования, адреса, телефоны и страны местонахождения организаций, производящих соответственно отгрузку и получение груза.
  • Графа 3 «Место разгрузки груза» — страна и место (адрес) доставки груза.
  • Графа 4 «Место и дата погрузки груза» — страна, место (адрес) и дата принятия груза к перевозке.
  • Графа 5 «Прилагаемые документы» — перечень прилагаемых документов. При этом водитель должен проверить, совпадают ли указанные номера документов с их фактическими номерами.
  • Графа 6 «Знаки и номера» — знаки и номера, обозначающие класс, подкласс перевозимых грузов, в том числе опасных, классифицируемых по Европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Контейнер, перевозимый на автомобильной площадке, относится к оборудованию (таре) для перевозки груза, поэтому номер контейнера указывается в графе 6 CMR «Знаки и номера».
  • Графа 7 «Количество мест» — количество мест груза. Водитель должен проверить его соответствие фактическому количеству.
  • Графа 8 «Род упаковки» — род упаковки груза (коробки картонные, ящики деревянные, бочки металлические или пластмассовые, мешки холщовые или полиэтиленовые и т.д.). Вид тары может указываться сокращенно.
  • Графа 9 «Наименование груза» — наименование груза.
  • Графа 10 «Статист. №» — код товара (не менее четырех знаков) в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики.
  • Графа 11 «Вес брутто, кг» — вес брутто (вес груза с упаковкой) в килограммах.
  • Графа 12 «Объем, куб. м» — объем, занимаемый грузом, в кубических метрах.

При большом перечне отправляемых грузов, который не представляется возможным поместить в бланке CMR-накладной, разрешается перечень этих грузов с данными о них, внесенными в графы 6-12, прилагать к CMR-накладной. В этом случае в графах 6-12 CMR-накладной следует записать наименования, номера и даты прилагаемых документов, а в прилагаемых документах должна содержаться ссылка на CMR-накладную с указанием ее номера и даты составления.

  • Графа 13 «Указания отправителя (таможенная и прочая обработки)» — наименование, адрес и другие реквизиты таможни, где будет происходить таможенное оформление груза. Обязательно должны быть указаны: код таможенного поста и номер действующей лицензии. Здесь же могут быть указаны инструкции Отправителя, например, о необходимости помещения груза на транзитный склад и прочие указания по обработке груза.

В нижней части графы 13 может указываться объявленная стоимость груза. Перевозчику необходимо знать, что если отправитель объявляет стоимость груза выше предела, установленного ч. 3 ст. 23 Конвенции КДПГ, то объявленная стоимость заменяет установленный Конвенцией предел ответственности перевозчика (25 франков за килограмм недостающего веса брутто. Под франком подразумевается золотой франк весом 10/31 г золота 900-й пробы). При этом отправитель обязан выплатить перевозчику определенную соглашением сторон надбавку к провозной плате.

Кроме того, если в силу ст. 26 Конвенции КДПГ отправитель установит дополнительную ценность груза на случай его утери, повреждения или не доставления в оговоренный срок, он также должен выплатить надбавку к провозной плате.

  • Графа 14 «Возврат» — государственный номер полуприцепа или контейнера в случае вывоза их из-за границы после временного пребывания там.
  • Графа 15 «Условия оплаты» — условия оплаты товара по контракту купли-продажи в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС) в действующей редакции.
  • Графа 21 «Составлена в» — наименование населенного пункта, где составлялась CMR-накладная, и дата ее заполнения.
  • Графа 22 «Прибытие под погрузку. Убытие» — фактическое время и дата прибытия под погрузку и убытие из-под погрузки. Эти сведения отправитель заверяет подписью (с расшифровкой) и штампом.

Где в смр можно вписать номер пломбы

Гражданская ответственность экспедитора может быть застрахована. Выполнение данной процедуры имеет ряд положительных моментов:

  • уменьшаются риски перевозчика, связанные с порчей груза или его повреждением;
  • страховка подтвердит надежность перевозчика в глазах клиентов.

В то же время есть и негативные моменты:

  • на оформление полиса затрачивается дополнительное время;
  • страховка предполагает дополнительные финансовые расходы;
  • если в порче виновно третье лицо, то она не подлежит компенсации.

Процедура опломбирования водомера считается обязательной и регламентируется законодательством. Если имеется пломба – это гарантирует правильность установки и применения прибора. Инспектор водоканала не станет вешать пломбу на неисправный счетчик: водомеры, не помеченные пломбой, не допускаются к использованию жителями квартир.

Показатели, снимаемые с неисправных и неопломбированных водомеров, не принимаются к учету. Тарифы на расход воды устанавливаются согласно нормативной таблице, однако эта тарификация считается невыгодной для пользователей. Поэтому большинство жителей устанавливают счетчики в квартире.

Согласно нормативным данным, на одного человека приходится 6,9 кубометра холодной воды и 4,7 кубометра горячей воды.

Такой расход считается нецелесообразным, превышающим реальные показатели, поэтому, с экономической точки зрения, установка водяных счетчиков будет более выгодной.

Законом предусмотрено требование осуществлять пломбировку в таких случаях:

  1. Первичная установка.
  2. Окончание срока эксплуатации водосчетчика.
  3. Прибор стал неисправен.
  4. Был сломан шаровой кран.
  5. Целостность водомера была случайно нарушена.
  6. Требуется замена вентилей и кранов, отвечающих за водоснабжение.
  7. Произошла авария.
  8. Изначально пломба отсутствовала, а также нет паспорта на прибор учета.

При первичной установке техник из УК заполняет все бумаги на водомер, а если у него есть соответствующие полномочия, то опломбирует его. Если же сантехник не имеет права пломбировать прибор учета, то после его установки вызывают инспектора из городского водоканала. Мастер внимательно осматривает прибор на правильность монтажа, затем ставит пломбу.

Когда сроки эксплуатации счетчика подходят к концу, важно также осуществить опломбировку. Для этого водомер необходимо заменить или произвести поверку. Данные действия осуществляются представителем водоканала или соответствующей организацией. Водомер поверяют на месте или выполняют демонтаж, забирая его в сервис. После монтажа прибора на его место делается пломбировка.

При непреднамеренном повреждении водомера, при аварии в системе водоснабжения, при поломке шаровых кранов, вентилей и других составляющих водопровода, осуществляется опломбировка прибора учета. Выполняя ремонтные работы, скорее всего, потребуется выполнить демонтаж водосчетчика. Следовательно, после его монтажа нужно вызвать мастера для осуществления законного введения в эксплуатацию и пломбирования.

Справочно: если на приборе учета изначально отсутствует пломба, то необходимо поторопиться. При проверке хозяин квартиры может получить штраф за неисполнение обязательств перед законом. Все документы и паспорта должны быть предоставлены в организации, ведущие учет показаний расхода воды.

С 1 июля 2012 года монтаж водосчетчиков в квартире или частном доме считается обязательным. При невыполнении правил владельцев жилья наказывают штрафами. Установка водосчетчика, а также его опломбировка считается неотъемлемым процессом при вводе прибора в эксплуатацию. Чтобы понимать, как происходит процедура, нужно рассмотреть, куда обращаться за услугой, и какие документы необходимы для ее осуществления:

  1. Кто выполняет пломбирование? Процедурой занимаются уполномоченные сотрудники предприятия городского водоканала или той организации, куда абонент вносит оплату за расход ресурса ежемесячно. Сюда относят муниципальные предприятия, ТСЖ или УК. У данных организаций заключен договор с водоканалом на возможность самостоятельной пломбировки при установке или замене устройства. Некоторые коммунальные предприятия освобождают себя от полномочий по поводу пломбировки водосчетчика. Они отправляют потребителей в частные организации, предоставляющие данную услугу.
  2. Какие необходимы документы для пломбировки? До 2010 года в управляющих компаниях для опломбирования счетчика требовалась специальная лицензия. Она наделяла организации полномочиями по опломбировке, сегодня этот документ упразднили. Чтобы техник смог повесить пломбу на водомер, необходимо в момент совершения процедуры предоставить ему паспорту прибора учета. Когда пломба будет поставлена, сотрудник компании должен составить акт о проделанной работе. В этом акте указывается номер счетчика, название организации, дата его пломбирования. Также здесь прописываются номер пломбы и технические данные водомера.

Если процедура была осуществлена по правилам, акт приемки подписывается двумя лицами – хозяином квартиры и мастером.

Документ отправляется в управляющую компанию и хранится там до следующего срока опломбировки водомера.

Для чего нужна накладная CMR и как ее правильно заполнять?

Внесение изменений в документ. Подчистки и помарки в перевозочных документах не допускаются. При необходимости изменения сведений, внесенных грузоотправителем в перевозочный документ, грузоотправитель заполняет новый бланк документа. Внесенные в перевозочный документ перевозчиком изменения и дополнения сведений заверяются подписью и строчным штемпелем этого перевозчика.

Работа с CMR происходит в рамках КДПГ

. В ней содержится общая информация о правилах заполнения этого документа.

Сколько должно быть экземпляров? ТТН по этой форме формируют, как минимум, в трех экземплярах. Каждый экземпляр обязан являться оригиналом и быть подписан со стороны грузоотправителя и компании перевозчика. Часто экземпляры ТТН, во избежание путаницы, имеют разный цвет бумаги.

Порядок грузоперевозок в некоторых странах обязывает оформлять дополнительный экземпляр накладной для тарифного контроля.

Для различных видов груза, разных партий, а также для нескольких авто с одним и тем же грузом составляются разные ТТН. CMR должна отражать такие сведения как

Читайте также:  Правила въезда в Белоруссию для Россиян в 2023 году

Согласно КДПГ нет никаких особых указаний на этот счет

. То есть, заполняющий документ может воспользоваться тем языком, которым ему удобно.

Однако, при этом надо внимательно отнестись к тому, по каким странам будет путешествовать груз, ведь согласно их внутреннему законодательству, таможня может запросить перевод документа на свой национальный язык.

Нередко возникают сложности с номером CMR, непонятно, где его смотреть, ведь отдельной графы для него не предусмотрено. В действительности, номер ЦМР — необязательный реквизит для формы. Если номер указан, найти его можно в правой верхней графе.

Обычно его обозначает заполняющий ТТН в соответствии с внутренней нумерацией своей компании. Главным моментом тут является тот факт, чтобы номер совпадал на всех листах ТТН.

В зависимости от вида транспортных средств, осуществляющих грузоперевозки, и регулирующих нормативных документов различают несколько типов товарно-транспортных накладных:

  • накладная AWB –для авиационных перевозок;
  • накладная RWB – для перевозки товара железнодорожным транспортом;
  • коносамент – для морских грузоперевозок;
  • накладная CMR – для перевозок автотранспортом.

Обратите внимание! Мультимодальная перевозка представляет собой комплекс данных видов транспортировки (плюс перевалку грузов на терминалах), поэтому для ее осуществления нужно оформлять все необходимые типы накладных.

Первых четыре страницы накладной CMR являются основными и имеют собственные названия:

  • экземпляр для поставщика;
  • образец для получателя груза;
  • образец для перевозчика;
  • экземпляр для расчетов.

Страница №1 служит подтверждением отгрузки и оплаты товара, после заполнения остается на руках у поставщика.

Вторая страница подтверждает доставку товара, ее передают сначала компании-перевозчику, затем водителю. После того, как груз доставлен, водитель отдает экземпляр получателю. Эта страница заверяется подписями перевозчика и поставщика, а также специальными печатями.

Штамп отправителя указывается в 22 графе, ее ставит предприятие, прописанное в первом подпункте.

Штамп экспедитора ставится в 23 и 16 подпунктах. В случае смены перевозчика новый экспедитор ставит печать в 17 подпункте.

Покупатель отмечает получение товара штампом в 24 графе.

На таможне номер транзитной декларации обязательно подтверждается личной номерной печатью таможенного сотрудника. Также в СМР ставится штамп таможенного контроля доставки. Каждый новый таможенный пост ставит свои отметки. Необходимо и присутствие печатей «Товар поступил» и «Вывоз разрешен».

За 10-й граф накладной отвечает компания-перевозчик. Она заполняет с 16 по 19 пункты, 23 и с 25 по 29. Три пункта – с 15 по 18 – информация о перевозчике и оговорки, которые есть у перевозчика по отношению к грузу. Оговорки могут касаться упаковки товара, качества погрузки поставщиком, состояния груза, здесь можно указать, кем выполняются погрузочные работы и др. Если таковых не имеется, поле остается незаполненным. Сведения о водителе и характеристика транспортного средства размещаются в графах 23, 25,26.

Пункты 19, 27-29 – это информация о стоимости перевозки – тариф, список дополнительных услуг и их цена. При перевозке на основе договоренности данные графы можно не заполнять. Но начать работу водитель может только после того, как на руках у него будет накладная, подписанная отправителем.

Остальные страницы накладной CMR заполняются таможенными службами и другими ответственными органами. Точное количество страниц зависит от вида транспортировки, они заполняются соответствующими службами.

Важно! Наличие оговорок перевозчика может обезопасить его от претензий при сдаче груза от получателя, так как первый несет ответственность за повреждение или утрату груза. Поэтому в зависимости от заполнения 18 графы будет решаться вопрос об ответственности транспортной компании за сохранность груза

Экспедитор или перевозчик: кого предпочесть? Если перевозчик хороший, а экспедитор – плохой, то первого. Если перевозчик плохой, а экспедитор – хороший, то второго. Такой выбор прост. Но как определиться, когда хороши оба претендента? Как выбрать из двух, казалось бы, равноценных вариантов? Дело в том, что варианты эти не равноценны.

Графа (не графиня) — это такая девушка, в присутствии которой мужчины втягивают живот в знак особой платёжеспособности? Или графа в CMR — это просто клеточка с номером на бланке?
Графы 1 и 2, или «отправитель» и «получатель». Не вдаваясь особо в детали, лучше сразу запомнить, что в большинстве случаев пара «отправитель-получатель» = «продавец-покупатель». Соответственно, сведения о них берутся из инвойса. Самая распространенная ошибка при заполнении CMR в международной автомобильной перевозке — указывать отправителем того, кто по факту отправляет груз, а получателем — того, кто фактически его получает. Это не так.
Для указания, кем и откуда на самом деле был отправлен груз, а также куда прибыл и кто его принял, есть другие инструменты. Для «откуда» и «куда» предусмотрены графы: 4 (место забора) и 3 (место доставки). Фактические отправитель и получатель, несущие ответственность за отправку/получение, определяются в первую очередь по печатям в 22-й (груз отправил) и 24-й (груз принял) графах.
Часто в 22 графе стоит печать компании-продавца из инвойса, то есть отправитель и фактический отправитель совпадают. Но даже если фактическим отправителем оказался не продавец, а сторонняя организация, зачастую экспедитор, это еще не повод коверкать 1 графу и заменять все данные. Они остаются прежними, как в инвойсе, и лишь дополняются именем фактического отправителя с формулировкой «по поручению такого-то».

Пример: отправитель-продавец — компания Kaiser-Lacke GmbH из Нюрнберга, груз забран со склада экспедиции STL Logistik Тройсдорфе, которая тиснула в 22 графе свой штамп. В итоге 1 графа выглядит так: «STL Logistik по поручению Kaiser-Lacke GmbH» и дальше реквизиты Kaiser-Lacke из инвойса. В 4 графе место фактического забора груза — Тройсдорф и дата забора. Придраться не к чему – все счастливы.

Мы очень серьезные ребята и на Новый год вместо любви загадываем ремонт в ванной. Для нас CMR без печати — это невеста без борща и чулок. Мы знаем все про печати в CMR.
Назначение печатей в ЦМР точно такое же, как у любой печати — «валидировать», те узаконивать документ. Соответственно имеется целый набор печатей, без которых ЦМР не может считаться действенной, как бы красиво и правильно она ни была заполнена.

Третий и четвертый экземпляры ТТН грузополучатель заверяет подписями и печатью организации и передает водителю. Водитель сдает эти экземпляры в бухгалтерию автотранспортного предприятия. Один экземпляр ТТН служит основанием для выставления счета клиенту (заказчику грузоперевозки) и высылается ему вместе со счетом на оплату услуг. Последний, четвертый экземпляр бланка ТТН, прикрепляется к путевому листу и служит основанием для начисления заработной платы водителю, производившему доставку груза.

Товарно-транспортная накладная всегда выписывается в 4-х экземплярах . Грузополучатель заполняет все 4 экземпляра ТТН, и первый экземпляр ТТН оставляет на руках. Он служит основанием для снятия с учета транспортируемых товарно-материальных ценностей (ТМЦ). В данном случае ТТН играет роль первичного документа при формировании расходной части баланса.

В графу 9 отправитель груза вписывает наименование груза . При большом количестве наименований в графе 9 можно указать объединенные наименования груза и сделать ссылку на документ (например, инвойс), где расписаны названия всех товаров. В этом случае такой документ обязательно следует приложить к CMR-накладной. И в этом документе целесообразно сделать отсылку к CMR-накладной.

Согласно ст. 8 Конвенции КДПГ при принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, их маркировки и номеров, а также внешнее состояние груза и его упаковки. Если CMR-накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, предполагается, что груз и упаковка были приняты внешне надлежащим образом и число грузовых мест, а также их маркировка и нумерация соответствовали указанному в накладной. В Конвенции КДПГ не указано, что оговорки должны быть заверены грузоотправителем.

CMR-накладная является доказательством заключения договора на перемещение груза за рубеж при помощи автотранспортных средств. Это один из первых документов, который запросят контролирующие структуры в процессе перевозки. Без нее груз не пересечет государственную границу.

П. 24 предназначен для штампа получателя груза, его подписи и отражения времени получения груза, а также для отметки о времени убытия автомобиля после разгрузки. Сведения о получении груза фиксируются в 3 и 4 экземплярах документа.

  • грузов почтового назначения, так как регламентируются международными почтовыми Конвенциями;
  • мебели, бытовой техники, прочего движимого имущества и утвари при переезде (смене места жительства, местонахождения);
  • тела усопших родственников, членов семьи.

Если планируется отправка одного заказа на нескольких транспортных средствах либо несколькими партиями, количество экземпляров может быть увеличено. Если перевозимые товары предназначены нескольким фирмам-получателям, то CMR выписывается на каждую.

Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Рекомендации по применению товарно-транспортной накладной также содержатся в Общих правилах перевозки грузов автотранспортом утверждены Минавтотрансом РСФСР Товарно-транспортная накладная ТТН используется при перевозке грузов товарного типа.

Стандартный образец заполнения ТТН (товарно-транспортной накладной) формы 1-Т

По прибытии водителя-экспедитора ООО «Грузовик» производится погрузка товаров ООО «Сухие смеси». После этого начинается заполнение транспортного раздела ТТН. В данном разделе фиксируются договорные отношения грузоперевозчика, предоставляющего автотранспортное средство, с грузоотправителем. Данный раздел служит основанием для учета рабочего времени водителя, расчетов грузополучателя или грузоотправителя с транспортной организацией.

Товарно-транспортная накладная (ТТН), является основным документом в процессе грузоперевозок. Она служит двум целям: учету, списанию перевозимого товара и начислению заработной платы водителю, осуществлявшему доставку груза. Этот документ на разных этапах транспортировки заполняется тремя участниками: грузоотправителем, грузополучателем и представителем транспортной организации. Давайте рассмотрим как заполняется бланк ТТН.

ТТН — это что? Как правильно заполнить ТТН? Образец заполнения ТТН

  • В графе «Заказчик» указывается точное наименование той компании или частного лица, которое заказывает услугу транспортировки.
  • «Отправитель»: указывается компания, осуществляющая отгрузку товара.
  • «Получатель»: частное лицо или фирма, принимающая отправку.
  • «Пункт загрузки»: точное место (адрес), где производится отгрузка товара для дальнейшей транспортировки.
  • «Пункт разгрузки»: конечная точка маршрута.
  • «Информация о грузе»: код и название. Общее количество и цена товара здесь не указывается.
  • «Отпуск разрешен»: имя сотрудника, ответственного за заполнение накладной и погрузку товаров, а также его подпись.

Все указанные реквизиты нужно писать в соответствующем порядке. Перед началом погрузки отправитель должен проставить в заголовочном разделе номер составленного документа, дату его заполнения и серию, после чего в графы вносится необходимая информация. В качестве примера можно рассмотреть основной список данных, которые использует при составлении ТТН «Новая почта». Что это за данные?

Инструкция по заполнению

Работа с CMR происходит в рамках КДПГ. В ней содержится общая информация о правилах заполнения этого документа.

Сколько должно быть экземпляров? ТТН по этой форме формируют, как минимум, в трех экземплярах. Каждый экземпляр обязан являться оригиналом и быть подписан со стороны грузоотправителя и компании перевозчика. Часто экземпляры ТТН, во избежание путаницы, имеют разный цвет бумаги.

Порядок грузоперевозок в некоторых странах обязывает оформлять дополнительный экземпляр накладной для тарифного контроля.

Для различных видов груза, разных партий, а также для нескольких авто с одним и тем же грузом составляются разные ТТН. CMR должна отражать такие сведения как:

  1. Дата накладной и место, где она была заполнена.
  2. Наименование грузоотправителя.
  3. Наименование перевозчика.
  4. Наименование получателя.
  5. Общепризнанное описание груза, его упаковки.
  6. Число грузовых мест.
  7. Вес груза.
  8. Издержки за время перевозки (пошлины и пр.).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *