Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок обжалования решения налогового органа в судебном порядке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Прежде чем писать бумаги, нужно досконально обдумать весь процесс. Все следует разложить по пунктам, чтобы сразу же не получить отказ в рассмотрении, ввиду неверного оформления или недостаточности информации.
Я не согласен с результатом проверки: что делать
После выявления (по мнению специалистов) нарушений, налогоплательщик обязательно получает специально оформленный акт. Именно на его основе, ИФНС впоследствии будет принимать окончательный вердикт по поводу данного вопроса. Какое-то время уходит на рассмотрение обстоятельств, затем следует вердикт и только тогда нарушитель будет привлечен к ответственности.
Однако вовсе не всегда человек, как лицо физическое или юридическое, должен безоговорочно со всем соглашаться. Вполне реально составить в письменном виде возражения на те претензии, которые были озвучены в ходе проверки, и направить их в сам орган. Они могут касаться не только этой бумаги как таковой, но и отдельных ее пунктов, разделов или положений предъявленных обвинений.
Чтобы освободить голову от ненужных забот, а также время для более серьезных занятий, можно обратиться к специалистам, которые все выполнят быстро, грамотно и согласно букве закона. Юридический центр «Форма права» имеет большой опыт в таких вопросах, а опытные профессионалы всегда точно знают, что и как делать при любом развитии событий. Находясь на рынке правовых услуг уже более семи лет, они обрели бесценный опыт, а также устойчивую положительную репутацию среди благодарных клиентов.
Как обжаловать решение налоговой. Способы оспаривания налогового решения — Сбербанк
Как оспорить решение налоговой
Бизнесмен тоже способен ответить ФНС проверками и требованиями, если его права нарушают. Налоги начислены неправильно или инспектор необоснованно выставил штрафы? Повод писать жалобу.
Любой человек имеет право обжаловать действия налоговой, если считает их неправомерными, обратившись в вышестоящий налоговый орган — региональное управление Федеральной налоговой службы (УФНС).
Причин для жалоб предпринимателей на работу ФНС много. Например, бизнесмен не согласен:
- с начисленным налогом;
- с выводами комиссии после камеральной проверки в налоговой или выездной проверки в офисе компании;
- с применением штрафов и пени к предприятию.
Жалобы подаются в вышестоящий орган, через тот налоговый орган, который первоначально вынес спорное решение.
Но как узнать, какой орган «стоит» над вынесшим решение? Рассказываем:
- Управление ФНС РФ по соответствующему субъекту будет вышестоящим органом для:
- ИФНС РФ по районам, районам в городах, городам без районного деления;
- ИФНС РФ межрайонного уровня.
- ФНС России будет вышестоящим органом для:
- Управлений ФНС РФ по субъектам;
- Межрегиональных ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам;
- Межрегиональной ИФНС РФ по ценообразованию для целей налогообложения.
Решения же вышестоящих органов, принятые на основании поданных жалоб, также могут быть обжалованы. Подать жалобу можно в ФНС РФ или непосредственно в суд. Вынесенные ФНС РФ решения и иные акты, действия и бездействие должностных лиц обжалуются только в суде.
Когда жалобу оставят без рассмотрения
При получении жалобы вышестоящий налоговый орган в пятидневный срок имеет право не принять ее к рассмотрению в части или полном объеме по следующим основаниям:
- Если прошел срок, установленный законодательством для подачи такого вида жалобы, а заявление о восстановлении срока не подано;
- Если прошел срок, установленный законодательством для подачи такого вида жалобы, но основания, указанные в заявлении о восстановлении срока, не являются уважительными;
- Если жалоба не была подписана заявителем;
- Если в течение срока рассмотрения жалобы, заявитель ее отозвал;
- Если ранее уже предпринималась попытка обжалования заявителем данного акта налогового органа, действий или бездействия его должностных лиц по этим же основаниям.
Досудебное разбирательство
Досудебные разбирательства по НК РФ являются обязательными. Лицу, которое хочет провести обжалование действий налогового органа в отношении себя, необходимо сначала подать жалобу в вышестоящий налоговый орган.
Налогоплательщик имеет право в течение трёх следующих месяцев провести обжалование действий налоговых органов в арбитражном суде. Если полагает, что акт или решение:
- препятствует экономической деятельности;
- незаконно возлагает обязательства;
- нарушает собственные права.
В аб. 1 стат. 137 НК РФ сказано, что любое лицо может пожаловаться, преследуя задачу восстановления своих несоблюденных прав:
- на действия (или на допущение бездействия) должностных работников территориальных или федерального налогового органа;
- на акты ФНС, изданные в отношении конкретного налогоплательщика, содержащие какое-либо незаконное требование в отношении него (ненормативные акты).
При этом обжалование осуществляется:
- сначала – в стоящий выше налоговый орган;
- и только после этого – в суд (ч. 2 стат. 138 НК России).
Основания для отказа в рассмотрении протеста вышестоящим ведомством
Существует 5 установленных законодательно причин, при наличии которых стоящий выше орган оставляет протест без рассмотрения. Все они прописаны в ч. 1 стат. 139.3. НК России:
- жалоба была представлена в устной форме, либо в ней не был указан предмет обжалования – а именно, ссылка на ненормативный акт или на действие работников ФНС;
- протест был подан по истечении сроков, отведенных на обжалование;
- заявитель отозвал жалобу;
- заявитель уже ранее подал жалобу по аналогичным основаниям;
- нижестоящий налоговый орган в добровольном порядке устранил нарушения прав.
Решение об оставлении протеста без рассмотрения выносится вышестоящей инстанцией в течение 5 дней после получения жалобы и высылается (или вручается лично) заявителю в течение 3 дней после вынесения.
Срок обжалования решения налогового органа
Срок обжалования решений налогового органа в арбитражный суд установлен ст. 198 АПК РФ и составляет 3 месяца с момента, когда налогоплательщик узнал о нарушении его прав.
Применительно к налоговым спорам, с учетом необходимости первоначального административного обжалования решений ИФНС РФ, их действий (бездействий) начало исчисления срока на обжалование решений налогового органа в суд конкретизировано в п. 3 ст. 138 НК РФ как момент, когда налогоплательщик узнал о принятом по его жалобе решении (направляется налогоплательщику в течение 3-х дней с момента вынесения) или истечении установленного срока на принятие такого решения.
В случае пропуска срока на обжалование решения налогового органа по уважительной причине данный срок может быть восстановлен судом.
О распределении бремени доказывания читайте в статье «Доказывание в налоговых спорах».
Обжалование решения налогового органа: куда обращаться
Регулирует порядок обжалования глава 19 НК РФ и Арбитражно-процессуальное законодательство. Пожаловаться на решения ИФНС можно в вышестоящий орган ФНС и в суд.
Для всех «несогласных» налогоплательщиков установлен обязательный досудебный порядок обжалования решения налогового органа. Это значит, что обратиться за защитой прав сразу в арбитраж не получится — сначала лицо должно обжаловать решение своей ИФНС в вышестоящем налоговом органе (п. 2 ст. 138 НК РФ).
Пока не вступило в силу решение по результатам налоговой проверки о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, несогласие с ним выражается подачей апелляционной жалобы. На вступившие в силу решения налоговиков подается жалоба (ст. 101, п. 1 ст. 138 НК РФ).
Подавать данные жалобы нужно через налоговую инспекцию, принявшую обжалуемое решение. Эта ИФНС передает в течение 3-х дней все материалы и жалобу в вышестоящую инстанцию (п. 1 ст. 139, п. 1 ст. 139.1 НК РФ).
Рассмотрев доводы налогоплательщика, вышестоящий орган ФНС принимает свое решение по жалобе:
- оставляет ее без удовлетворения;
- полностью/частично отменяет обжалуемое решение ИФНС;
- отменяет решение ИФНС и выносит новое решение.
Заявление о признании Решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения незаконным
С 13 июня 2005 г. по 8 июля 2005 г. Инспекцией ФНС России по Кировскому району г. Санкт-Петербурга (далее по тексту — ИФНС России) была проведена выездная налоговая проверка по вопросу правильности исчисления и уплаты мною налога на добавленную стоимость в период с 1 июля 2004 г. по 30 июня 2005 г.
По результатам проверки ИФНС России составлен Акт выездной налоговой проверки от 12 июля 2005 г. N 134 (далее по тексту — Акт проверки) (Приложение N 1). На основании вышеуказанного Акта принято Решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 20 июля 2005 г. N 158 (далее по тексту — Решение) (Приложение N 2).
Согласно Решению был дополнительно начислен налог на добавленную стоимость в сумме 155 000 руб., пени в размере 35 000 руб., а также применен штраф в соответствии со ст. 122 Налогового кодекса РФ в размере 31 000 руб. (указываются общие суммы дополнительно начисленных сумм).
Вместе с тем считаю, что выводы ответчика по результатам проверки и дополнительное начисление налога, начисление пени и привлечение меня к налоговой ответственности не соответствуют действующему законодательству о налогах и сборах и нарушают мои законные права и интересы.
Обжалование ненормативных актов налогового органа, действий (бездействия) его должностных лиц
На вступившее в силу решение жалобу можно подать в течении года с момента его вынесения, на иные ненормативные акты налоговиков, на действия, бездействие должностных лиц — в течение года, когда вы узнали о нарушении своих законных интересов.
Можно обжаловать различные действия (бездействие) налоговиков, которые вы считаете незаконными:
- требования о предоставлении документов,
- продление или отказ в продлении сроков представления документов,
- принятие обеспечительных мер,
- несвоевременную отмену обеспечительных мер,
- поручение банку на списание денежных средств со счетов организации или ИП,отказ вернуть или зачесть излишне уплаченные налоги,
- назначение экспертизы,
- выемку,
- несвоевременный возврат незаконно взысканных налогов и другие.
Жалоба подается в бумажном или электронном виде через ИФНС, которая приняла спорное решение.
Как вести себя в судебном заседании
В судебном заседании может принимать участие представитель с юридическим образованием. Но Конституционный суд в Постановлении №37-п от 17.07.2020 года разъяснил, что по налоговым и подобным спорам наряду с представителем с юридическим образованием может присутствовать должностное лицо компании, не имеющее юридического образования, но обладающее необходимыми сведениями (например, бухгалтер, исполнительный директор и т.п).
И хотя по закону именно налоговый орган должен доказать, что принятые им решения законны и не нарушают права налогоплательщика, все же именно от активной позиции последнего во многом зависит исход дела.
Заявляйте доказательства, ходатайства об истребовании доказательств, возражения на отзывы инспекции, ходатайства о вызове свидетелей, используйте возможность нотариального обеспечения доказательств (например, электронную переписку).
Проблемы исполнения обжалуемых решений налоговых органов
Проблема юридической силы решений о привлечении или об отказе в привлечении к налоговой ответственности влечет за собой проблему исполнения этих решений в процессе или по завершении их обжалования.
Согласно взаимосвязанным положениям п. 4 ст. 69, п. 2 ст. 70, п. 3 ст. 101.3 НК РФ в течение десяти дней с момента вступления в силу решения налогового органа и на его основании налогоплательщику направляется требование об уплате налога (пеней, штрафа), которое по общему правилу подлежит исполнению в течение десяти дней после получения.
В свою очередь, неисполнение указанного требования дает налоговому органу при соблюдении условий п. 3, п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ право принудительного взыскания налога (пеней, штрафа) за счет имущества налогоплательщика посредством направления судебному приставу-исполнителю соответствующего постановления. Последнее, как и все другие акты налогового органа, не поименованные в п. 9 ст. 101 НК РФ, вступает в силу немедленно и согласно п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Федеральный закон N 229-ФЗ) является исполнительным документом. В таких случаях, если они сопряжены с оспариванием ненормативного правового акта налогового органа, во исполнение которого принято постановление о взыскании налога (пеней, штрафа), возникает необходимость приостановления или прекращения исполнительного производства.
ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ НАЛОГОВОГО ОРГАНА
Налоговым законодательством закреплён обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров, в соответствии с которым решения налоговых органов, вынесенные по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе.
С 1 января 2014 года обязательный досудебный порядок обжалования применяется ко всем налоговым спорам, в том числе в отношении обжалования иных актов налоговых органов ненормативного характера, а также действий или бездействия их должностных лиц.
Налогоплательщикам в целях соблюдения обязательного порядка досудебного обжалования достаточно в установленные Налоговым кодексом сроки обратиться с апелляционной жалобой на невступившее в законную силу решение по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, либо с жалобой на вступившее в законную силу решение или иной акт ненормативного характера, либо подать жалобу на действия или бездействие должностных лиц налогового органа.
Решения вышестоящего налогового органа или иной акт ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы как в Федеральную налоговую службу, так и в суд.
Решения или иные акты ненормативного характера, вынесенные Федеральной налоговой службой, действия или бездействие её должностных лиц обжалуются в судебном порядке.
Жалоба (апелляционная жалоба) подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются.
С учётом того, что апелляционная жалоба подается до вступления обжалуемого решения в силу, то обжалованное в апелляционном порядке решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим
налоговым органом решения по данной жалобе.
Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего налогового органа и (или) примет новое решение, то решение вышестоящего органа вступит в силу со дня его принятия.
Если вышестоящий налоговый орган примет решение об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока на подачу апелляционной жалобы.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение, вступившее в силу, не приостанавливает исполнение обжалуемого решения.
Статья 138. Порядок обжалования
1. Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.
Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.
2. Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные пунктом 6 статьи 140 настоящего Кодекса, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.
Акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке.
Акты ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действия или бездействие его должностных лиц обжалуются в судебном порядке.
3. В случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), установленного пунктом 6 статьи 140 настоящего Кодекса.
4. Обжалование организациями и физическими лицами в судебном порядке актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц производится в порядке, предусмотренном соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
В случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов, действий их должностных лиц исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены судом в порядке, предусмотренном соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
5. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого акта налогового органа или совершение обжалуемого действия его должностным лицом, за исключением случая, предусмотренного настоящим пунктом.
В случае обжалования вступившего в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения до принятия решения по жалобе исполнение обжалуемого решения может быть приостановлено по заявлению лица, подавшего эту жалобу, при предоставлении им банковской гарантии, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению.
Заявление о приостановлении исполнения обжалуемого решения подается одновременно с жалобой на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К заявлению о приостановлении исполнения обжалуемого решения прилагается банковская гарантия.
К банковской гарантии, указанной в настоящем пункте, применяются требования, установленные пунктом 5 статьи 74.1 настоящего Кодекса, с учетом следующих особенностей:
срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через шесть месяцев со дня подачи лицом заявления о приостановлении исполнения обжалуемого решения;
сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение банком-гарантом обязанности по уплате денежной суммы в размере налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению.
Вышестоящий налоговый орган, рассматривающий жалобу, в течение пяти дней со дня получения заявления о приостановлении исполнения обжалуемого решения принимает одно из следующих решений:
о приостановлении исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
об отказе в приостановлении исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Основанием для принятия решения об отказе в приостановлении исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения является несоответствие банковской гарантии, предоставленной лицом, подавшим жалобу, требованиям, установленным настоящей статьей и (или) пунктом 5 статьи 74.1 настоящего Кодекса.
О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
Решение о приостановлении исполнения решения действует до дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа в установленный в требовании налогового органа срок лицом, подавшим жалобу, исполнение обязанности которого по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа обеспечено банковской гарантией, налоговый орган не позднее пяти дней со дня истечения срока исполнения указанного требования и не ранее дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе направляет банку-гаранту требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии в части подлежащей уплате после принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе неуплаченной суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа.
Налоговый орган уведомляет банк, выдавший банковскую гарантию, о его освобождении от обязательств по этой гарантии не позднее пяти дней со дня исполнения лицом, подавшим жалобу, обязанности по уплате суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, которое было обеспечено такой банковской гарантией, либо не позднее пяти дней со дня принятия решения по жалобе, в соответствии с которым у лица, подавшего жалобу, отсутствует обязанность по уплате суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, обеспеченная такой банковской гарантией.
6. Повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) производится в сроки, установленные настоящей главой для подачи соответствующей жалобы.