Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Требования к автобусам для перевозки пассажиров в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если требования к автобусам для перевозки пассажиров внутри города и за его пределами различаются незначительно, то международные перевозки имеют существенные отличия. Это обусловлено необходимостью пересечения государственной границы. Транспортное средство в этом случае должно соответствовать повышенным требованиям по обеспечению комфорта и безопасности людей.
Действующие регламенты
Такая ответственная задача требует от водителя высокого уровня профессионализма, внимательности и стрессоустойчивости. Важно четко понимать, соответствует ли рабочее место всем требованиям законодательства. Кроме того, высокому уровню безопасности должны соответствовать и транспортные средства, задействованные на городских, пригородных или междугородних маршрутах. Именно поэтому требования к пассажирским автобусам также заранее регулируются действующими правилами и нормативами.
В Российской Федерации законодательными документами являются:
- Федеральный закон №220 (действующий от 13 июля 2015 года) в полной мере координирует существующие нормативы, регламентирующие перевозку людей на автобусном транспорте по регулярным маршрутам.
- Устав автомобильного транспорта и электротранспорта (легковые и грузовые авто, а также прицепы и полуприцепы, автобусы, троллейбусы, трамваи).
- Постановление правительства РФ №112 (действующее от 14 февраля 2002 года).
Требования к водителю автобуса
Допуск к управлению ТС может иметь только ИП или физическое лицо, которое состоит в трудовых отношениях с перевозчиком (сведения об этом фиксируются в специальном реестре). Управляя автобусом, водитель должен уметь оперативно принимать решения в различных ситуациях на дороге и обладать хорошей концентрацией внимания. Также перед каждым выходом в рейс должно проверяться самочувствие лица, управляющего ТС.
Законодательство предусматривает ряд требований к водителю автобуса при перевозке пассажиров:
- не отклоняться от установленного маршрута, если того не требуют особые обстоятельства;
- осуществлять высадку и посадку пассажиров строго после полной остановки автотранспорта;
- проходить медицинский осмотр перед каждым выездом;
- учитывать состояние дорожного покрытия и погодных условий при движении;
- глушить двигатель, если остановка превышает 5 минут;
- соблюдать правила в отношении провоза и сбора оплаты льготных категорий граждан;
- следить за порядком в салоне и вежливо общаться с пассажирами;
- проверять техническое состояние ТС перед каждым рейсом;
- соблюдать ПДД;
- осуществлять контроль над посадкой и высадкой пассажиров при помощи бокового зеркала.
Правила перевозки пассажиров в автобусах междугороднего сообщения требуют, чтобы транспортные средства, используемые для таких целей, обладали мягкой подвеской, а также были оборудованы климатическими установками для кондиционирования воздуха, указателями аварийных выходов и мягкими сиденьями. Повышенная комфортабельность необходима при передвижениях на дальние расстояния. В случаях, когда предстоит проехать более 500 километров, требуется присутствие второго водителя.
Перевозить пассажиров в положении стоя можно только при соблюдении определенных условий:
- имеется достаточно места;
- предусмотрены поручни;
- протяженность маршрута не превышает семидесяти километров.
Кому нужно лицензирование автобусов
Давайте рассмотрим конкретные ситуации.
- Автобус, принадлежащий организации или производству, перевозит людей по заводской территории. При этом он не покидает ее. В данном случае, разрешение не требуется.
- Служебный автобус, собирающий сотрудников в разных точках населенного пункта, для доставки их рабочие места — лицензия необходима.
- Автобус используется только в личных целях, не предусматривающих транспортировку людей — лицензия не нужна.
Согласно принятым ФЗ, обязательная лицензия должна быть:
- у школьного автобуса;
- у туристического автобуса;
- у служебного транспорта;
- у заказных автобусов.
Исключить из списка обязательного лицензирования можно ТС:
- пожарной охраны;
- скорой медицинской помощи;
- полиции;
- аварийно-спасательной службы;
- военной автомобильной инспекции;
- федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих безопасность;
- федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за гос. охрану;
- транспорт ВСРФ, национальной гвардии, СКРФ.
Перечень требований к автобусу, к перевозчику
Лицензирование автобусных перевозок предусматривает некоторые требования к транспорту, водителям и компании-перевозчику.
Водитель должен обладать:
- категорией «Д»;
- российским водительским удостоверением;
- общим водительским стажем от 3х лет с обязательным подтверждением в трудовой книжке.
Компания должна иметь:
- медицинского работника с соответствующим образованием. Как альтернатива, действующий договор с медучреждением, которое будет осуществлять дорейсовые медицинские осмотры водителей;
- штатные технически исправные машины с действующими талонами техосмотра;
- боксы, в которых будет осуществляться технический осмотр и ремонт ТС. Как альтернатива, действующий договор на стороннее обслуживание.
Транспорт должен быть снабжен:
- лицензионной карточкой;
- страховым полисом ОСАГО;
- обязательным страхованием для пассажиров;
- установленной системой ГЛОНАСС, ГЛОНАСС GPS.
При посадке и высадке пассажиров из автобуса используются только служебные двери. Кроме них транспортное средство должно быть оборудовано запасным выходом и аварийными люками. Они предназначены для использования, только если во время движения или стоянки возникла опасность для жизни и здоровья пассажиров, например пожар.
Каждая дверь, которая имеется в транспортном средстве, должна с легкостью открываться изнутри. Местонахождение запасного выхода должна быть обозначено надписью — «Запасной выход», а аварийного – «Аварийный выход».
Маломестные автобусы должны иметь минимум двое дверей. В автобусах с большой вместимостью количество выходных дверей должно быть больше. Конкретное их количество зависит от наличия пассажирских мест, которыми оборудовано транспортное средство.
Особенности закупки автобусов для перевозки детей.
В случае закупки новых автобусов казенные и бюджетные учреждения (при закупке за счет субсидий, предоставляемых из бюджета) обязаны руководствоваться Законом № 4-ФЗ, автономные учреждения – Законом № 23-ФЗ.
Как правило, закупки автобусов осуществляются на конкурентной основе путем проведения торгов. Поскольку стоимость новых автобусов, используемых для перевозки детей, довольно высока (примерная минимальная стоимость составляет 1 00 00 руб.), их закупка у единственного поставщика на основании пп. 4, 5 п. 1 ст. 93 Закона № 4-ФЗ (распространяется на закупки на сумму до 100 00 до 400 00 руб.) невозможна.
По Закону № 23-ФЗ перечень закупок у единственного поставщика фиксируется в положении о закупках. Таким образом, в данном случае возможность закупки автобусов у единственного поставщика зависит от включения таких закупок в упомянутый перечень.
При закупке автобусов важно учитывать Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 56, устанавливающее запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Такой запрет введен в целях защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей. Согласно указанному постановлению под запрет подпадают в том числе автобусы и прочие автотранспортные пассажирские средства с числом мест для сидения не менее 10.
Таким образом, при закупке названных транспортных средств учреждениям следует ориентироваться на российских товаропроизводителей.
Принятие автобусов к учету и расходы, возникающие при вводе в эксплуатацию.
Автобусы, приобретаемые для организованной перевозки детей, используются учреждениями не один год, поэтому согласно положениям СГС «Основные средства» и Инструкции № 157н такие транспортные средства следует учитывать как объекты ОС в составе группы «Транспортные средства».
Для учета транспортных средств предназначен счет 101 5 «Транспортные средства».
Принимая во внимание высокую стоимость автобусов, а также их особую значимость в деятельности учреждений, последние зачастую включают данные объекты в перечень особо ценного движимого имущества (счет 0 01 5 00 «Транспортные средства – особо ценное движимое имущество учреждения»). Если автобус не упомянут в указанном перечне, для его учета применяется другой аналитический счет – 0 01 5 00 «Транспортные средства – иное движимое имущество учреждения».
В соответствии с п. 14, 15 СГС «Основные средства» объект ОС принимается к учету по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость объекта основных средств, приобретенного в результате обменных операций, определяется в сумме фактически произведенных капитальных вложений, формируемых с учетом сумм НДС, предъявленных поставщиками (подрядчиками, исполнителями) (кроме приобретения объекта основных средств в рамках деятельности субъекта учета, облагаемой НДС), если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах. В частности, в первоначальную стоимость включается цена приобретения, а также любые фактические затраты на приобретение объекта основных средств, в том числе на доставку его к месту назначения и приведение в состояние, пригодное для эксплуатации.
Формирование первоначальной стоимости транспортного средства осуществляется на счетах:
0 06 1 00 «Вложения в основные средства – особо ценное движимое имущество»;
0 06 1 00 «Вложения в основные средства – иное движимое имущество».
Далее рассмотрим, какие расходы могут быть включены в первоначальную стоимость автобуса.
Уплата госпошлины при регистрации. Транспортные средства, в том числе автобусы, допускаются к эксплуатации только при наличии соответствующих регистрационных знаков, которые выдаются при государственной регистрации в ГИБДД.
Регистрация транспортных средств осуществляется в соответствии:
с Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденными Приказом МВД РФ от 24.11.2008 № 001 (далее – Правила № 001);
с Административным регламентом МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденным Приказом МВД РФ от 07.08.2013 № 05.
Согласно п. 4 Правил № 001 собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение 10 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту нахождения данных лиц либо по месту нахождения их обособленных подразделений. Регистрация ТС, поставленных по государственному или муниципальному контракту, производится за конечным получателем транспортных средств, который будет осуществлять их непосредственную эксплуатацию, без проведения регистрационных действий за заказчиком или промежуточным получателем ТС (п. 24.3 Правил № 001).
За государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий взимается государственная пошлина в порядке и размерах, установленных п. 36 – 39 ст. 333.33 НК РФ. Стоит отметить, что с 3 августа 2018 года порядок уплаты такой пошлины несколько изменился. Приведем в таблице виды и размеры госпошлин, уплачиваемых при регистрации транспортных средств.
Порядок и стоимость подключения к ГЛОНАСС
Выше уже отмечалось, что общий порядок подключения к навигационной системе подробно описан в ПП от 13 февраля 2018 года №153, поэтому мы не станем здесь дублировать положения этого документа. Вместо этого лучше просто опишем краткий алгоритм действий, который должен предпринять владелец «коммерческого ТС»:
- На первом этапе необходимо выбрать компанию, которая продаёт и устанавливает оборудование для подключения к системе. Таких организаций десятки по всей стране, главное проверить, чтобы она распространяла сертифицированные приборы и ПО.
- Далее трекеры устанавливаются в кабины транспортных средств. Крепление осуществляется с поправкой на особенности конструкции машины, т.е. конкретного места, где должна стоять столь необходимая «коробка», нет. Сам трекер состоит из передатчика GPS, приёмника, нескольких разъёмов для дополнительных датчиков и аккумулятора. Кроме этого, поскольку трекер передаёт информацию по сотовым сетям (вследствие чего в «глухих» местах могут быть проблемы со связью), он оснащён картой памяти, на которую «пишутся» резервные данные. Здесь же отметим, что кроме базового функционала ГЛОНАСС заказчик имеет право поставить дополнительные датчики, которые будут следить за частными показателями ТС, например, за расходом бензина, состоянием двигателя и т.д.
- Одновременно с этим на серверах компании устанавливается программное обеспечение, при помощи которого осуществляется мониторинг и сбор информации. Но самое важное во всей системе ГЛОНАСС, ради чего она и внедряется с такой активностью, это корректная трансляция данных в Ространснадзор.
Что касается стоимости ГЛОНАСС «под ключ», то здесь диапазон цен весьма обширный, так как многое зависит от региона, наценки компании, занимающейся внедрением системы, и количества ТС на предприятии («оптом» дешевле).
Законодатели долго обсуждали величину штрафов за отсутствие системы ГЛОНАСС, но в итоге утвердили следующую градацию для коммерческого общественного транспорта:
- 2 500 руб. – на работника;
- 5 000 руб. – на должностное лицо;
- 50 000 руб. – на юр. лицо.
Но тут есть один нюанс – теоретически, штраф может быть наложен не только за сам факт эксплуатации ТС без подключения к ГЛОНАСС, но и за игнорирование лицензионных требований, ведь такая перевозка людей является грубым нарушением, которое может повлечь тяжёлые последствия.
Если за подобной деятельностью поймают транспортное средство с 8 и более пассажирскими креслами, штрафы увеличиваются в разы:
- 50 000 руб. – на физ. лицо;
- 100 000 руб. – на ИП;
- 400 000 руб. – на юр. лицо;
- при повторном нарушении – приостановка работы на 90 дней и/или конфискация ТС.
Очевидно, что перечисленные штрафы довольно часто будут выписываться нарушителям одновременно, ведь сам факт поездки без подключения к ГЛОНАСС автоматически выдаёт и нарушение лицензионных требований.
Что такое организованная перевозка детей?
Согласно п. 1.2 ПДД, при такой перевозке:
1) используется автобус, который не является общественным транспортом,
2) едет группа детей больше 8 человек,
3) дети без родителей или законных представителей.
Должны быть соблюдены все условия одновременно. То есть, если в автобусе (даже специально выделенном) едут 10 детей, но с родителями — это не организованная перевозка. Если дети едут с учителем на городском автобусе в музей — это тоже не организованная перевозка.
То есть, тренер вполне может на своей личной машине вывезти четверо своих воспитанников в соседний район на соревнования. Ему не обязательно заказывать для этого автобус. При этом остальные требования по перевозке детей (удерживающие устройства, доверенности от родителей) ему, естественно, надо выполнить.
Требования к автобусам и водителям
В салоне водителя, согласно закону, должен присутствовать пакет документов, куда включаются:
- Лицензия предприятия, выполняющего пассажироперевозку.
- Водительское удостоверение категории D.
- Страховой полис ОСАГО.
- Маршрутный путевой лист.
- Документ о прохождении водителем медкомиссии.
- Диагностическая карта техосмотра автобуса.
- Свидетельство о регистрации ТС.
- Техпаспорт автобуса.
Для пассажиров в салоне должна присутствовать следующая информация:
- Наименование компании-перевозчика, контактные данные.
- ФИО водителя.
- Наименование, контактные данные госоргана, осуществляющего контроль за перевозками пассажиров.
- Отметка мест размещения огнетушителей, кнопок экстренной остановки транспорта, аварийных выходов.
- Порядок пользования ТС.
Кроме управления автобусом водитель должен обладать критическим мышлением, уметь принимать моментальные решения в экстренных ситуациях. Помимо профессиональных качеств отдельные требования предъявляются к самочувствию шофера, выходящего в рейс.
Для водителя обозначен круг обязанностей, которые он должен соблюдать, перевозя людей:
- Прохождение предрейсового медосмотра.
- Проведение проверки состояния автобуса снаружи и внутри салона, осмотр шин, контроль топлива в баке.
- Соблюдение маршрута следования, предусмотренного для данного вида ТС.
- Выключение двигателя при остановке, длящейся более 5 минут.
- Соблюдение ПДД.
- Выбор скорости передвижения с учетом погоды и состояния дороги.
- Осуществление контроля за посадкой/высадкой пассажиров с использованием боковых зеркал перед закрытием дверей.
- Начало посадки/высадки пассажиров при полной остановке транспорта.
Классификация автобусов по длине
В зависимости от длины корпуса все представленные на современном рынке автобусы делятся на 3 категории:
• малые длиной от 4,5 до 7,5 метра;
• средние (их длина варьируется в пределах 8-ми – 9,5 метров);
• большие – весьма габаритные транспортные средства длиной от 10-ти до 17-ти метров.
Что касается ширины, то она стандартна и составляет не более 2,5 метра.
Класс ТС | Длина кузова, м | 2 первые цифры индекса |
---|---|---|
Особо малый | До 5,0 | 22 |
Малый | 6,0 — 7,5 | 32 |
Средний | 8,0 — 9,5 | 42 |
Большой | 10,5 — 12,0 | 52 |
Особо большой | Более 12 | 62 |
Новые требования установки ГЛОНАСС на транспортные средства в 2022 году
Действующее законодательство РФ требует, чтобы на некоторые автомобили и автобусы была установлена спутниковая система навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, позволяющая отслеживать положение транспортного средства.
Существует ряд нормативных документов. в которых четко прописаны требования к установке аппаратуры спутниковой навигации.
В этой статье рассмотрим новое Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2022г. №2216 “Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации”, которое ЗАМЕНИЛО, утратившее силу Постановление Правительства РФ от 13.02.2018 №153, и призвано повысить эффективность управления движением транспортных средств и уровня безопасности перевозок пассажиров и опасных грузов.
Данный закон вступит в силу 1 сентября 2022 г. и будет действовать до 1 сентября 2027г.
В новое постановление внесены изменения, отсутствующие в законе №153, которые подробно разберем ниже.