Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственный контракт: правила изменения и расторжения на основании правил федерального закона «о контрактной системе»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В письме Федеральной антимонопольной службы от 12 марта 2019 г. N ИА/18794/19 разъясняется: «Вместе с тем, положениями частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено право заказчика на расторжение контракта в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации. При этом принятие решения допускается исключительно в связи с существенным нарушением условий контракта». И далее: «…при отсутствии основания для расторжения контракта (неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательств по контракту) сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) не подлежат включению в Реестр, а действия заказчика, принявшего решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в нарушение положений частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Принимать решение об одностороннем отказе можно исключительно в связи с существенным нарушением условий контракта
ОСНОВАНИЯ И ПРОЦЕДУРА
Рассмотрим процедуру и основания одностороннего отказа от исполнения контракта поподробнее.
В 44-ФЗ, положения о одностороннем отказе от исполнения контракта изложены в пунктах 8 … 26 статьи 95. Эта статья предусматривает нижеперечисленные основания расторжения контракта:
Заказчик имеет право принять решение об одностороннем отказе, при наличии двух условий одновременно:
- Имеются основания, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации для отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
- В контракте предусмотрено право заказчика на односторонний отказ от исполнения контакта.
Письмо Минфина России от 25.10.2017 № 24-03-08/70136 «О действиях заказчика при выявлении недостоверной информации у участника закупки»
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы (далее — Департамент), рассмотрев обращение ГКУ по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в части действий заказчика при выявлении недостоверной информации у участника закупки, сообщает следующее.
На примере одностороннего отказа от исполнения контракта Минфин в письме от 25.10.2017 N 24-03-08/70001 напомнил о двух основных правилах из Гражданского кодекса РФ об исчислении сроков.
Письмо ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 «О рассмотрении обращения»
Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС России), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), сообщает следующее.
☎ Связаться с нами!
Обращаем внимание поставщиков – несмотря на то, что после расторжения контракта, в том числе и по соглашению сторон, обязательства сторон прекращаются, окончание срока действия контракта не освобождает его стороны от ответственности за нарушение контракта. Такой порядок установлен частью 4 статьи 425 Гражданского кодекса РФ.
А это означает, что заказчик имеет право взыскать предусмотренную контрактом неустойку и после окончания сроков его действия в пределах срока исковой давности (3 года). Но начислять неустойку можно только до даты расторжения контракта, если только контрактом не было предусмотрено что обязательства сторон не прекращаются после окончания срока действия контракта. Например, в случае гарантийных обязательств поставщика.
И в заключение скажем несколько слов о риске попадания в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Расторжение контракта по соглашению сторон на основании ч.8 ст. 95 закона «О контрактной системе в сфере закупок» (44-ФЗ) исключает вероятность включения информации о поставщике в РНП. Такая возможность не предусмотрена частью 2 статьи 104 закона 44-ФЗ.
Односторонний порядок расторжения обязательств
Такая возможность определена ч.8 ст.95 44-ФЗ, при условии, что соответствующий пункт будет включен в текст контракта. В ином случае аннулировать обязательства сторон потребуется в суде.
Гражданское законодательство разрешает любой из сторон выступать с инициативой о необходимости прекратить действие контракта. Алгоритм действий для них будет аналогичным в соответствии со ст.95 44-ФЗ.
Если расторгнуть контракт желает заказчик, он должен разместить в ЕИС сведения об этом в течение 3-х дней после принятия такого решения. Затем уведомить поставщика о своем намерении. Это можно сделать любым способом, лишь бы было получено подтверждение о доставке уведомления (например, корешок заказного письма, информация о получении телеграммы или отчет о прочтении по электронной почте).
Поставщику дается 10 дней на устранение ошибок (если нарушение допущено впервые). Если исполнитель не исправил все недочеты, то решение приобретает силу. Если исправил – заказчик отменяет решение (ч.12-18 ст.95 44-ФЗ).
Если же от контракта желает отказаться исполнитель, он может это сделать, если такая возможность заранее была оговорена в контракте, а его права нарушены. Он также в течение 3-х дней сообщает заказчику о своем решении. Если заказчик за 10 дней не исправил недостатки, решение приобретает силу (ч.21 ст.95 44-ФЗ).
Если стороны прекращают сотрудничество, то до момента расторжения они обязаны оплатить частично исполненные обязательства. Например, если исполнитель уже передал часть товара заказчику, и он его принял, то должна быть произведена оплата за фактический объем. Это же условие действует на работы и услуги.
В случае, если исполнитель ненадлежащим образом выполняет свои обязательства и заказчиком проведена необходимая экспертиза, то для продолжения сотрудничества он должен не только дать обязательство исправиться и поставить качественный товар (работу, услугу) так, как это оговорено в контракте, но и вернуть понесенные затраты на экспертизу.
Изменение существенных условий
Согласно общему правилу менять существенные условия запрещено. Однако, в ч.1 ст.95 и ч.54 ст.112 44-ФЗ указаны основания, по которым это правило можно нарушить.
Основания | Условия | НПА |
Цена уменьшается, а объемы ТРУ остаются неизменными. | Отражается в документации и контракте или только в контракте, если закупка проводится у единственного поставщика (ЕП). | п.п.«а» п.1 ч.1 ст.95 44-ФЗ |
Увеличиваются или уменьшаются по предложению заказчика объемы ТРУ, пропорционально происходит изменение суммы договора. |
Цена уменьшается либо увеличивается в пределах 10% в обе стороны. Возможность указывается в документации и контракте или только в контракте, если закупка –у ЕП. Изменение договора по 44-ФЗ по этому основанию не дает сторонам право дополнять спецификацию новыми пунктами или убирать из нее уже утвержденные. |
п.п. «б» п.1 ч.1 ст.95 44-ФЗ |
Изменяются условия из-за возникших по не зависящим от сторон обстоятельств, и продолжать исполнять обязательства не представляется возможным. | Контракт заключен на срок не менее 3-х лет. Его стоимость равна или превышает размер стоимости, обозначенной в п.1 Постановления Правительства № 1186 от 19.12.2013 г. для обеспечения: · федеральных потребностей — 10 млрд. руб.; · региональных нужд — 1 млрд. руб.; · местных нужд – 0,5 млрд. руб. Для закупок по проведению клинических исследований лекарственных средств для медицинского предназначения сумма договора должна быть не менее 40 млн. руб. Внесение изменений в госконтракт происходит по решению правительства, высшего органа исполнительной власти региона или местной администрации соответственно. |
п.2,3 ч.1 ст.95 44-ФЗ |
Изменяются цены (тарифы) на ТРУ. | Эти тарифы должны регламентироваться действующим законодательством. | п.5 ч.1 ст.95 44-ФЗ |
Уменьшаются лимиты бюджетных обязательств заказчика. | Стороны готовят допсоглашение на изменение договора. Так согласовываются новые условия контракта, в том числе цена, сроки исполнения обязательств и объемы ТРУ. Изменение спецификации контракта по 44-ФЗ для уменьшения объемов обязательств осуществляется в соответствии с Методикой, разработанной Постановлением Правительства № 1090 от 28.11.2013 г. |
п.6 ч.1 ст.95 44-ФЗ |
Изменяется сумма обязательств, заключенных с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за рубежом. | Сумма договора уменьшается или увеличивается по медпоказаниям списка услуг, которые связаны с лечением. Важно предусмотреть эту возможность в договоре. | п.7 ч.1 ст.95 44-ФЗ |
Изменяется контракт с единственным поставщиком. | Существенные условия можно менять, если контракт был заключен на основании п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч.1 ст.93 44-ФЗ. | п.10 ч.1 ст.95 44-ФЗ |
ОДНОСТОРОННЕЕ РАСТОРЖЕНИЕ КОНТРАКТА ЗАКАЗЧИКОМ
В первую очередь, возможность одностороннего отказа от исполнения контракта должна быть предусмотрена контрактом. Во вторую очередь, необходимо обратиться к Гражданскому кодексу РФ и его статьям 310, 523, 715, 717, 782. Они и подскажут Заказчику в каком направлении двигаться при желании одностороннего расторжения контракта. Также помощником в подобном расторжении будет служить экспертиза поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг. Естественно, результаты такой экспертизы должны указывать на некачественное исполнение контракта, нарушение его условий.
Решение об одностороннем отказе должно быть размещено Заказчиком в Единой информационной системе и направлено Поставщику любым способом.
На все эти действия у Заказчика есть три рабочих дня. Далее действуем по следующей схеме:
— если у нас есть отметка о вручении уведомления Поставщику, то ждём десять календарных дней. И тут два варианта развития событий:
- от Поставщика есть ответ, он исправил недостатки по контракту, компенсировал затраты на проведение экспертизы — тогда Заказчик обязан отменить решение об одностороннем отказе, опубликованное в ЕИС.
- от Поставщика нет ответа, то по истечении этих десяти дней контракт автоматически считается расторгнутым в одностороннем порядке.
— если у нас нет отметки о вручении уведомления Поставщику, то ждём тридцать календарных дней. По истечении этого времени и при отсутствии ответа от Поставщика контракт будет считаться расторгнутым.
Всем Поставщикам следует помнить, что одностороннее расторжение контракта, даже если это произошло один раз, является основанием для внесения денных в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). А для заказчика одностороннее расторжение контракта это ещё одна головная боль, как и несостоявшаяся процедура закупки. И данные в реестр теперь вносить надо, и заново закупку проводить.
Благо Закон о контрактной системе позволяет провести закупку путем запроса предложений или запроса предложений в электронной форме. Необходимо отметить, что если расторгнутый контракт был частично исполнен, то новая закупка должна быть пропорционально уменьшена в цене и объемах закупаемых ТРУ.
Также Закон о контрактной системе предписывает нам несколько обязательных случаев одностороннего расторжения контракта со стороны Заказчика:
- Предоставление поставщиком заведомо недостоверных сведений о товаре, работе или услуге при определении победителя закупки.
- Расторжение инвестиционного контракта в соответствии с которым заключен контракт по п.47 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
- Если в ходе исполнения контракта, заключенного по п.48 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе был расторгнут контракт, заключенный согласно ст. 111.4 этого Закона.
Порядок изменения контрактов.
В контрактной системе действует жесткое правило: при исполнении контракта изменение его условий не допускается.
Отсутствие такого требования приводило бы к бессмысленности всего регулирования порядка определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Ведь при наличии неформальных связей между заказчиками и поставщиками последние всегда могут договариваться о том, что они делают на стадии подачи заявки самые выгодные для заказчика предложения, чем обеспечивают себе победу в процедурах определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а на стадии исполнения контракта условия возвращались бы к взаимоприемлемым путем внесения в контракт изменений.
Надо отметить, что такая практика была распространена до 2005 г., т.е. до принятия Закона № 94-ФЗ (ныне утратившего силу), который впервые в современной истории России заказчикам запретили произвольно менять условия контрактов, определенных но результатам конкурентных процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Одностороннее расторжение по инициативе поставщика
Процесс такой же, как и со стороны заказчика, требуется оформить аналогичные документы. Для этого можно использовать образцы, которые мы привели выше.
Шаг 1. Принять решение и уведомить об этом заказчика. В течение 3 рабочих дней уведомление направляется с подтверждением вручения.
Шаг 2. Отказаться исполнять контракт или отменить решение. Через 10 дней после надлежащего уведомления контракт расторгается или, аналогично предыдущему случаю, отменяется решение, если за это время все нарушения устранены, а убытки компенсированы.
Односторонний отказ — относительно оперативный процесс. Благодаря ему заказчик и поставщик могут отстоять свои интересы и законные права при нарушении другой стороной условий договора. При этом потерпевшая сторона может потребовать возмещение понесенного ущерба. Однако не злоупотребляйте правом на односторонний отказ. Помните, что попытки уклониться от исполнения договора через неправомерное одностороннее расторжение легко выявляются в ходе арбитражного процесса.
Нарушение существенных условий контракта по 44-ФЗ
Как для поставщика, так и для Заказчика нарушение СУК может обернуться штрафными санкциями (штрафы и пени), либо может и вовсе привести к расторжению договора. Штрафы и пени для Заказчиков и поставщиков рассчитываются в соответствии с требованиями ПП РФ № 1042 от 30.08.2017 г.
Для поставщика одностороннее расторжение договора по инициативе Заказчика может привести еще к более серьёзным последствиям — включению информации о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Согласно ч.4 ст.7.32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей; на юридических лиц — 200 000 рублей.
Согласно ч.5 ст.7.32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения.
Как вы понимаете, изменение и нарушение условий, указанных в договоре, дело очень серьезное. Поэтому к решению таких вопросов нужно подходить с большой ответственностью.
Ответственность за неисполнение обязательств по новым правилам
В случае неисполнения обязательства по контракту участникам закупки грозят неустойки в виде пени или штрафов (Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 № 1011). Поэтому при подготовке проекта контракта важно учитывать новые условия и отражать их в контрактах.
Пени начисляются, если поставщик не уложился в сроки, установленные для исполнения обязательств.
Размер пени за просрочку обязательств во всех случаях рассчитывается по ключевой ставке Центробанка РФ 1/300 за каждый день просрочки:
Пени = количество дней просрочки * цена контракта * (ставка рефинансирования * 1/300)
Если срок исполнения обязательств по контракту истек 10 сентября 2019 года, а в действительности обязательства выполнены 19 сентября 2019 года, то при стоимости контракта в 100 000 руб. расчет пени будет таким:
9 * 100 000 * (0,07 * 1/300) = 210 руб.
Все пени рассчитываются по ключевой ставке 1/300, если нет дополнительного законодательного регулирования. Исключения распространяются на случаи, когда другими законами установлены другие ставки пени. Например, контракты ОСАГО подчиняются отдельной ставке.
В каких случаях допускается замена поставщика при исполнении контракта
44-ФЗ жестко следит за изменением существенных условий государственного контракта. В ст. 95 44-ФЗ устанавливаются общие правила изменения условий государственного контракта и правила, при которых допускается его изменить. В частности, здесь перечислены условия, которые менять строго запрещено.
По данному вопросу стоит учитывать позицию Минфина в письме от 2015 года №02-02-08/12916. Ведомство предполагает, что сменить поставщика невозможно по нескольким причинам:
- Заказчик не может изменить ранее представленные сведения о контрагенте для того, чтобы санкционировать расходы для нового получателя.
- Личность участника имеет важное значение при закупках. Например, некоторые закупки предполагают исключительное участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных НКО, предоставляют преимущества организациям инвалидов и пр.
Стоит обратить внимание, что в 44-ФЗ упомянуты только эти три формы реорганизации. Например, не допускается такая форма, как разделение.
Согласно ч. 1 ст. 58 Гражданского кодекса, в процессе слияния юрлиц их права и обязанности переходят к тому лицу, которое возникло в результате преобразования. При присоединении одного юрлица к другому к последнему переходят обязательства присоединенного юрлица согласно, ч. 2 ст. 58 ГК.
При преобразовании юрлица из одной организационно-правовой формы в другую по ч. 5 ст. 58 Гражданского кодекса их права и обязанности остаются неизменными, кроме тех, которые распространяются на учредителей и участников.
Расторжение контракта по 44-ФЗ в одностороннем порядке — Контур.Школа
Согласно ч. 8 ст.
95 № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, при условии, что это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 № 44-ФЗ).
В законе № 44-ФЗ установлены обязательные этапы одностороннего расторжения (ч. 12–22, ст. 95 № 44-ФЗ):
- Обязательное уведомление второй стороны.
- Отмена решения об одностороннем расторжении в случае, если в течение десяти дней от даты уведомления вторая сторона устранила нарушение условий контракта.
Расторжение заказчиком контракта по ФЗ № 44 в одностороннем порядке
Можно ли расторгнуть контракт в одностороннем порядке без веских причин?
ФЗ № 44 не связывает право Заказчика на отказ от контракта с конкретными нарушениями со стороны Исполнителя, в законе указано, что право на отказ должно быть закреплено в контракте, а основание для отказа должно быть предусмотрено гражданским законодательством.
Вместе с тем, некоторые положения ГК РФ позволяют Заказчику отказаться от договора без каких-либо причин.
Так, в статье 717 ГК определено, что Заказчик вправе в любой момент до сдачи ему результата отказаться от исполнения договора.
При этом он должен уплатить подрядчику часть цены пропорционально выполненной работы, а также возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда в установленных пределах.
Учитывая тот факт, что при определении оснований для одностороннего отказа от контракта ФЗ № 44 делает отсылку к ГК РФ, формально для недобросовестных Заказчиков появляются правовые возможности для немотивированных односторонних отказов от исполнения контрактов.
На практике сложились разные подходы относительно того, может ли Заказчик отказаться от контракта по правилам статьи 717 ГК РФ, или лишен такой возможности.
Согласно позиции, высказанной Министерством экономического развития РФ, односторонний отказ Заказчика допускается только при нарушении Исполнителем условий контракта. К такому выводу приводит системный анализ частей 8, 9 и 11 статьи 95 ФЗ № 44 [1].
Кроме того, в письмах разъясняется, что ФЗ № 44 предусматривает обязанность Заказчика отменить решение об отказе, если Исполнитель устранил те нарушения, которые привели к указанному решению.
Следовательно, именно нарушения, допущенные Исполнителем, могут являться основанием к принятию Заказчиком решения об одностороннем отказе.
Указанная позиция нашла отражение и в судебной практике.
Так, Арбитражный суд Северо-Западного округа в своих решениях указал, что признание за Заказчиком безусловного права на отказ от контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, позволяет немотивированно отказаться от исполнения контракта в любой момент, что влечет злоупотребления со стороны недобросовестных Заказчиков. Односторонний отказ не может быть произвольным, и допустим только в случае нарушения условий контракта.[2]
Однако в судебной практике встречался и прямо противоположный подход к рассматриваемому вопросу.
Так, в некоторых случаях, оценивая законность отказа Заказчика от исполнения контракта, суды исходили из того, что статья 717 ГК РФ не обязывает Заказчика указывать мотивы отказа от исполнения договора, при этом законом предусмотрено право заказчика по своей инициативе отказаться от контракта.
Гражданское законодательство не ставит право Заказчика на отказ от исполнения контракта в зависимость от факта надлежащего исполнения второй стороной контракта своих обязательств.[3]
Исходя из разъяснений гос.органов и сложившейся судебной практики, в настоящий момент право Заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта находится во взаимосвязи с фактом допущенных Исполнителем нарушений условий контракта. При этом уточняется, что такие нарушения должны быть существенными.
Кроме того, если Заказчик безосновательно отказался от контракта, его могут привлечь к административной ответственности по статье 7.32 КоАП (нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта).
Штрафы в этом случае достигают 50 000 рублей для должностных лиц и 200 000 рублей для юридических лиц.
По нашему мнению, указанная позиция справедлива, ведь только в случае отказа от контракта по причине допущенных контрагентом нарушений можно говорить о равноправии сторон в отношениях, связанных с исполнением гос.контракта.