Понятие и формы монополистической деятельности на различных рынках

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и формы монополистической деятельности на различных рынках». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Под монополистической деятельностьюпонимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров (ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»). Целесообразно причислять к монополистической деятельности также действия (бездействие) государственных и муниципальных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров.

Понятие и формы недобросовестной конкуренции на товарных рынках

Под недобросовестной конкуренциейпонимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам или нанести ущерб их деловой репутации (ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

Признаки недобросовестной конкуренции:

а) недобросовестная конкуренция, в отличие от монополистической деятельности, может осуществляться только активными действиями, возможность пассивного поведения в виде бездействия не предусмотрена;
б) данные действия будут рассматриваться как правонарушения, если они противоречат не только положениям действующего законодательства, но и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости;
в) субъектами недобросовестной конкуренции могут быть лишь хозяйствующие субъекты, то есть российские и иностранные организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальные предприниматели;
г) целью активных действий субъектов недобросовестной конкуренции является приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности;
д) в результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен ущерб их деловой репутации. Достаточно лишь потенциальной угрозы причинения убытков или нанесения ущерба деловой репутации для квалификации данного правонарушения как недобросовестной конкуренции.

Под монополистической деятельностьюпонимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров (ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»). Целесообразно причислять к монополистической деятельности также действия (бездействие) государственных и муниципальных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров.

Таким образом. монополистическую деятельность можно классифицировать в зависимости от субъектного состава ее участников.

1. Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов.

Согласно ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» хозяйствующими субъектами признаются российские и иностранные коммерческие организации, некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели.

Выделяют следующие виды монополистической деятельности хозяйствующих субъектов:

1) индивидуальнаямонополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке. В зависимости от целей злоупотребления могут проявляться в виде:

а) изъятия товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

б) навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, включение в договор дискриминирующих условий;

в) создания препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам;

г) создание условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят один или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другим или другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия);

д) нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;

е) установления монопольно высоких или монопольно низких цен;

ж) сокращения или прекращения производства товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства.

з) необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.

В исключительных случаях указанные действия могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от них, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.

2) коллективная монополистическая деятельность в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. В зависимости от субъектного состава различают:

а) соглашения (согласованные действия) конкурирующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов. Эти соглашения или согласованные действия могут быть направлены, например, на установление (поддержание) цен, скидок, надбавок; повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков).

б) соглашения неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком). Форма соглашений Законом не установлена, следовательно, они могут заключаться в письменном виде путем составления одного или нескольких документов; через устные договоренности на форумах, совещаниях; путем скоординированных и строго направленных действий, целью которых является ограничение конкуренции. Кроме того, объединениям коммерческих организаций, хозяйственным обществам и товариществам запрещается осуществление координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая может иметь своим результатом ограничение конкуренции.

2. Монополистическая деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

В зависимости от числа участников монополистическая деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления делится на следующие разновидности:

1) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется в форме издания актов или осуществление действий государственных органов и органов местного самоуправления, направленных на:

а) ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов;

б) создание дискриминирующих условий деятельности для отдельных субъектов;

в) создание благоприятствующих условий деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов путем предоставления им льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара;

г) введение ограничений на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;

д) необоснованное создание препятствий осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;

е) установление запретов на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иное ограничение права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров;

ж) выдачу хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров без учета установленных законодательными или иными нормативными актами Российской Федерации приоритетов;

з) создание необоснованных препятствий для создания новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности и др.

2) коллективная, осуществляемая в форме соглашений (согласованных действий). Запрещается заключение соглашений государственных органов и органов местного самоуправления с другим органом власти или управления либо с хозяйствующим субъектом, если они могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. Целями подобных запрещаемых соглашений может быть поддержание, повышение или снижение цен; раздел рынка; ограничение доступа на рынок или устранение с него хозяйствующих субъектов.

ФОРМЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Главной причиной создания монополий является стремление бизнеса получить максимальную прибыль за счет монополизации рынка.

Дополнительными факторами, способствующими появлению монополий, могут быть:

  • установление правительством законодательных барьеров для ведения деятельности в отношении сертификации, лицензирования, распределения квот;

  • значительные затраты при ведении бизнеса, которые не окупаются в конкурентной среде;

  • укрупнение фирм в результате поглощения и слияния;

  • политика протекционизма, защищающая отечественных производителей от иностранных конкурентов.

Характерные черты монополии заключаются в следующем:

  • вся отрасль представлена одной компанией-производителем данного товара;

  • компания-монополист имеет возможность регулировать количество своего товара на рынке, изменяя таким образом его стоимость;

  • производители аналогичных товаров при попытке продать их на монополизированном рынке сталкиваются с искусственно созданными барьерами: юридическими, техническими или экономическими;

  • производитель-монополист, как правило, обходится без рекламы;

  • покупатель вынужден приобретать товар у монополиста либо вовсе обходиться без него.

На практике выделяют следующие виды монополий:

  • естественная монополия;

  • искусственная монополия;

  • открытая монополия;

  • государственная (закрытая) монополия.

Естественная монополия возникает тогда, когда бизнес приносит прибыль в долгосрочной перспективе только при обслуживании всего рынка. Обычно хозяйственная деятельность требует больших затрат на начальном этапе.

Читайте также:  Среднее пособие по безработице в России 2023 алиментщикам

При естественной монополии предприятия объединены в единую сбытовую организацию. При этом удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным снижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Примерами естественной монополии являются системы водоснабжения, железнодорожные перевозки.

Искусственная монополия обычно создается при объединении нескольких предприятий.

Сговор компаний позволяет устранять конкурентов на товарных рынках.

При искусственной монополии созданная структура для устранения конкурентов применяет такие методы, как:

  • ценовое маневрирование;

  • хозяйственный бойкот;

  • демпинг цен;

  • промышленный шпионаж;

  • спекуляция ценными бумагами.

Тема 16. Правовые основы конкуренции и монополии на товарных рынках

Источники: ФЗ «О информации, информационных технологиях и защите информации», ФЗ «О коммерческой тайне»

Информационные отношения – общественные отношения, связанных с процессами сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.

Коммерческая тайна – режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

К информации, составляющей коммерческую тайну, относятся:

  • Сведения любого характера о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере;
  • Сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют коммерческую ценность.

Обязательным условием при этом является то, что у третьих лиц нет свободного доступа к данным сведениям. Также есть сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, например, сведения, содержащиеся в учредительных документах лица, осуществляющего ПД.

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, в частности, вправе:

  • Устанавливать, изменять или отменять режим коммерческой тайны;
  • Использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, для собственных нужд в порядке;
  • Защищать в установленном законом порядке свои права в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну.

Источники: ФЗ «О рекламе»

Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке

Объектами рекламирования являются:

  • Товар;
  • Изготовитель или продавец товара;
  • Средства индивидуализации ЮЛ и товара;
  • Результаты интеллектуальной деятельности или мероприятие, на привлечение к которым направлена реклама.

[reklama]

Виды рекламы:

  • По соответствию законодательству – надлежащая и ненадлежащая;
  • По составу аудитории – сильно сегментированная, средне сегментированная, слабо сегментированная;
  • По цели – коммерческая (реклама товаров, работ и услуг) и некоммерческая (социальная);
  • По способу распространения – печатная, внешняя, электронная и др;
  • По виду рекламируемого товара – пищевая продукция, алкогольная продукция, лекарственные средства, ценные бумаги и т.п;
  • По способу воздействия – зрительная, слуховая, зрительно-слуховая;
  • По широте охвата аудитории – локальная, региональная, общенациональная, международная.

Источники: ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»

Приватизация государственного и муниципального имущества – возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, в собственность физических или юридических лиц.

Законодательство РФ о приватизации состоит из ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и принимаемых в соответствии с ним других ФЗ и иных НПА РФ, а также законов субъектов и НПА субъектов.

Объект приватизации – то государственное или муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с ФЗ.

[reklama]

Субъектами приватизации являются:

  • Продавцы и покупатели государственного и муниципального имущества;
    а) Продавцы (собственники) – РФ, Субъекты РФ и муниципальные образования. От их имени действуют Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления;
    б) Покупатели государственного имущества – любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий; государственных и муниципальных учреждений, а также ЮЛ в уставном капитале которых доля РФ, Суьъектов РФ или муниципальных образований превышает 25%;
  • Государственные органы, осуществляющие функции в данной сфере.

Основными принципами приватизации являются:

  • Равенство покупателей государственного и муниципального имущества;
  • Открытость деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
  • Возмездность отчуждения имущества.

Порядок приватизации, в частности, включает в себя следующие этапы:

  • Определение состава имущества, подлежащего приватизации;
  • Определение цены такого имущества;
  • Решение об условиях приватизации имущества;
  • Информационное обеспечение приватизации.

Способами приватизации являются

  • Преобразование унитарного предприятия в АО или ООО;
  • Продажа на аукционе или специализированном аукционе;
  • Продажа на конкурсе;
  • Продажа посредством публичного предложения и др.
База знаний псисфера Самопознание и саморазвитие 1
Обсессивно-компульсивное расстройство Психическое здоровье 3
галлюцинации Психическое здоровье 2
Психологческая бессмысленность Самопознание и саморазвитие 3
Лечение наркотической зависимости Зависимости, вредные привычки 3

Монополии объективно вырастают из рыночных отношений свободной конкуренции, когда концентрация и централизация капитала достигают такого уровня, что крупные компании могут обеспечивать получение избыточной прибыли в долгосрочном периоде.

До сих пор существует множество определений монополии. Одни экономисты рассматривают монополию как объединение капиталов, другие -как рыночную власть, третьи — как единственного продавца на рынке. Но в любом из таких определений нет раскрытия сущности монополии как экономического отношения, как нового элемента общественного производства, вырастающего в системе рыночной экономики.

Рыночная экономика родила монополию, но что монополия сделала с рыночной экономикой? Наряду с прогрессивными началами, монополистический капитал несет регрессивную тенденцию — к подрыву конкуренции, к снижению рыночных стимулов развития общественного производства. Следовательно, явившись результатом развития рыночных отношений, монополия своим существованием подрывает и отрицает их.

В эпоху свободной конкуренции было несколько видов монополий, прежде всего монополия на одно из важнейших средств производства на землю (как объект частной собственности и как объект хозяйствования). Субъектом этой монополии был не капиталист, а земельный собственник. Экономическая реализация такой монополии не затрагивала, а, напротив, предполагала обстановку свободной конкуренции.

Другой вид монополии — монополия на условия производства (по преимуществу это была земля и ее недра), дающие возможность производить потребительную стоимость особого или уникального качества, которая не могла быть воспроизведена в любых количествах. Для монополии этого рода было характерно резкое несоответствие ограниченного предложения и значительно более широкого спроса на редкий товар. Монопольная цена товара в данном случае определялась конкретным соотношением рыночного спроса и предложения и преодолевала стоимостную основу.

В капиталистической системе свободной конкуренции существовал еще один вид монополии, отличный от названных выше и присущий самому основному капиталистическому отношению.

Основное капиталистическое отношение содержит в себе элементы монополизма: монополию капиталистов на условия производства. Раскрывая сущность капитала, как производственного отношения, К. Маркс отмечал, что он представляет собой «монополизированные определенной частью общества средства производства, обособившиеся по отношению к живой рабочей силе продукты и условия приведения в действие самой этой рабочей силы».1 Этот монополизм имманентен капиталистическому отношению как его конституирующая черта: без него невозможно присвоение прибавочной стоимости. Но «монополизм в себе» капиталистического отношения эпохи свободной конкуренции имел ту особенность, что реализовывался для каждого капиталистического собственника и выступал таким образом не как преимущество отдельных капиталистов, а, напротив, как равенство возможностей для них в присвоении условий и результатов наемного труда.

Процесс развития современных монополий диалектичен. С одной стороны, он включает в себя сохранение сущностных определений капитала — монополия воспроизводит монополизм капиталистического отношения на более высокой основе, когда полюсы этого отношения расходятся еще дальше. В этом смысле монополия представляет собой отношение «капитал» на высшей ступени его развития.

С другой стороны, это развитие есть отрицание основных связей системы капиталистических отношений — свободного доступа капитала к факторам, обеспечивающим его участие в производстве и распределении прибавочной стоимости и в конечном счете его воспроизводство. Подрывая конкурентные товарные связи, монополия отрицает равенство капиталов как участников использования общественного труда. Капитал выступает в форме монополии.

Монополия, возникающая как результат процесса концентрации производства и капитала, представляет собой высшую форму капитала, соответствующую высокой ступени обобществления производства, т.е. форму разрешения (развития) основного противоречия капитала. Монополия как форма капитала содержит в себе специфическую количественную и качественную определенность. Количественная специфика монополии — в огромных размерах капитала, высокой доли в производстве определенного вида продукции, высоте получаемых прибылей. Специфическая же качественная черта — в монополистической форме капитала, в той функции, которую эта форма выполняет в отношении самодвижения капитала, в тех новых чертах, которые монополистическая форма придает этому самодвижению, в способах обеспечения самодвижения, Функция монополистической формы капитала двойственна.

Читайте также:  Можно ли трудоустроить иностранца без РВП

Во-первых, она концентрирует условия для создания прибавочной стоимости. Производство прибавочной стоимости не изменило своей природы, но поднялось на новую ступень, так как основано на использовании качественно новых производительных сил и форм их организации и новых потенций общественного труда. На различных стадиях производства относительной прибавочной стоимости капитал использовал новую производительную силу: созданную простым объединением прежде раздробленного труда под командованием единого капитала (кооперация), затем разделением труда (мануфактура), кооперацией машин и дальнейшим разделением труда на этой основе (фабрика). Каждая из этих стадий придает производству все более общественный характер, что неизбежно развивает и форму частного присвоения.

Барьеры перелива капитала

В эпоху свободной конкуренции существовали две причины перелива капитала. Первая — различия в органическом строении отраслевых капиталов. Вторая — несовпадение спроса и предложения и вызываемые этим несовпадением отклонения рыночных цен от цен производства.

Говоря о перемещении капитала между отраслями, Маркс указывал, что «первое перемещение происходит для установления отличающихся от стоимостей цен издержек; второе — для уравнивания действительных рыночных цен с ценами издержек, поскольку рыночные цены поднимаются выше или падают ниже издержек. Первое перемещение есть превращение стоимостей в цены издержек. Второе есть вращение действительных, случайных рыночных цен в различных сферах вокруг цены издержек, которая выступает теперь как естественная цена, хотя она отличается от стоимости и представляет собой всего лишь результат общественного действия» .

Таким образом, в своем анализе Маркс отделял перелив капитала, связанный с различиями в отраслевых нормах прибыли, от перемещения капитала, связанного с различиями в норме прибыли, возникающими как результат отклонения цен от цен производства.

Монополии располагают мощными средствами для ограничения внутриотраслевой конкуренции и повышения цен на этой основе. Но может ли существовать монопольная цена, если принять во внимание фактор межотраслевой конкуренции в форме перелива капитала? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать взаимосвязи, существующие между переливом капитала и состоянием спроса и предложения.

В течение кратковременного периода отрасль не успевает расширить свои производственные мощности за счет строительства новых предприятий. т.е. за счет привлечения нового капитала. В кратковременном периоде воздействие перелива капитала и межотраслевой конкуренции на объем производства отрасли, а следовательно, и на процесс образования монопольной цены практически отсутствует. В современных условиях строительство нового предприятия требует не менее года, а для анализа более длительных периодов необходимо уже привлечение фактора перелива капитала, расширения производственных мощностей отрасли, фактора межотраслевой конкуренции. После того как перелив капитала в отрасль закончен, производственные мощности построены и начался выпуск продукции, эта продукция входит составной частью в товарную массу, произведенную отраслью, конкурирует с товарами других фирм отрасли. Короче говоря, как только новые производственные мощности приступают к выпуску товаров, эти товары уже становятся фактором внутриотраслевой конкуренции. Таким образом, межотраслевая конкуренция воздействует на условия конкуренции внутриотраслевой с определенным временным периодом.

Возникает вопрос, не приведет ли приток в отрасль новых капиталов, привлеченных существующей там высокой нормой прибыли, к расширению производства отраслью, к отклонению объема производства от уровня, обеспечивающего монопольную прибыль, и к ликвидации тем самым искусственно созданного монополиями дефицита, когда предложение не покрывает спрос? Не ликвидирует ли межотраслевая конкуренция те последствия горизонтальной интеграции, которые монополии используют для устранения внутриотраслевой конкуренции и увеличения прибылей? Если перелив капитала осуществляется беспрепятственно, это означает, что монопольная цена, казалось бы, должна быть сведена посредством межотраслевой конкуренции к цене производства, а монопольная прибыль -к средней прибыли.

В период зрелого монополистического капитализма условия перелива капитала и межотраслевая конкуренция подверглись определенным изменениям, весьма противоречивым по своим результатам. Имеется ряд факторов, действующих в сторону усиления межотраслевой конкуренции, и ряд факторов, которые значительно сдерживают, тормозят ее.

А.Г. Аганбегян приходит к выводу, что препятствия на пути межотраслевого движения капиталов не прекращают его вовсе, а, напротив, появляются стимулы и дополнительные возможности его перемещения.41 К числу факторов, обусловивших усиление межотраслевой конкуренции в форме перелива капитала, следует отнести прежде всего значительно возросшую мобильность капитала. Современные системы списания основного капитала позволяют монополиям быстро амортизировать вложенный капитал и добиваться его высвобождения в денежной форме. Этот метод превращения капитала в мобильный денежный капитал имеет в современных условиях огромное значение. Сращивание банковского капитала с промышленным и образование финансового капитала, создание широко развитой и разветвленной кредитио-банковской системы, широкое распространение акционерной формы организации капитала, деятельность фондовых бирж — все это обусловило исключительную подвижность огромных масс капитала. Важным фактором межотраслевой конкуренции является также мобильность рабочей силы, возможность перехода ее из отрасли в отрасль, из одного региона в другой. Здесь играет роль степень профессиональной универсализации рабочей силы, возможность ее переподготовки, определенный уровень обеспеченности жильем по отдельным регионам страны и пр. Необходимо упомянуть также наличие развитой транспортной сети, развитие целого ряда институтов, обслуживающих национальный рынок (товарные биржи) и пр.

Гильфердинг, напротив, считал, что в период монополистического капитализма затруднителен (а в некоторых случаях невозможен) перелив капитала из отрасли в отрасль. «Уравнивание нормы прибыли может осуществляться в этих условиях не путем отлива и прилива капиталов в отрасли, а лишь путем прилива новых капиталов в рентабельные отрасли». С ним в определенной степени согласен Е. Варга, указывая на сложность отлива капитала. «Отлив оборотного капитала не представляет трудности, но здания и конкретное оборудование практически не могут быть использованы в других отраслях. Существуют отрасли, где отлив капитала почти невозможен. Например, железная дорога, представляющая большие капвложения. Доля основного капитала на железной дороге исключительно высока. Он имеет форму, в которой может функционировать только в железнодорожном транспорте. В результате технического прогресса увеличивается доля основного капитала в совокупном капитале как на отдельных предприятиях, так и в мировом масштабе. Отлив капитала будет связан с колоссальными потерями, что будет означать банкротство предприятия».

Весьма детально движение капитала между различными сферами производства исследовано И.Е. Рудаковой, Автор считает, что «монополизация части общественного производства создала препятствия движению капитала, но отнюдь не отменила этот процесс».44 В условиях монополистического капитализма действует целый ряд факторов, тормозящих, сдерживающих межотраслевую конкуренцию в форме перелива капитала.

Размер штрафных санкций

  1. Фиксированный размер штрафа:
  • при злоупотреблении доминирующим положением, когда действия хозяйствующего субъекта (не субъекта естественной монополии) приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции;
  • при злоупотреблении доминирующим положением со стороны доминирующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов.

2. Расчетный размер штрафа («оборотный штраф»):

  • при злоупотреблении доминирующим положением со стороны субъекта естественной монополии или другого хозяйствующего субъекта, если результатом его действий является и может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции;
  • при заключении хозяйствующим субъектом недопустимого соглашения или осуществления недопустимых согласованных действий;
  • при недопустимой координации экономической деятельности.

Монополистическая конкуренция

Рынок монополистической конкуренции (англ. «Monopolistic competition») — характеризуется большим количеством продавцов, предлагающих разнообразный (дифференцированный) товар.

В условиях монополистической конкуренции вход на рынок достаточной свободный, барьеры есть, но они относительно легко преодолимы. Например, чтобы войти на рынок фирме может потребоваться получить специальную лицензию, патент и т. д. Контроль фирм-продавцов над фирмами ограничен. Спрос на товары имеет высокую эластичность.

Примером монополистической конкуренции может служить рынок косметики. Например, если потребители предпочитают косметическую продукцию «Avon», то они готовы заплатить за нее больше, чем за аналогичную косметику других компаний. Но если разница в цене будет слишком большой, потребители все же перейдут на более дешевые аналоги, например фирмы «Oriflame».

К монополистической конкуренции можно отнести рынки пищевой и легкой промышленности, рынок лекарственных средств, одежды, обуви, парфюмерии. Товары на таких рынках дифференцированы — один и тот же товар (например, мультиварка) у разных продавцов (производителей) может иметь множество различий. Различия могут проявляться не только в качестве (надежность, дизайн, количество функций и пр.), но и в сервисе: наличие гарантийного ремонта, бесплатная доставка, техподдержка, рассрочка платежа.

Особенности или черты монополистической конкуренции:

  • количество продавцов: большое;
  • размер фирм: маленький или средний;
  • количество покупателей: большое;
  • товар: дифференцированный;
  • контроль над ценой: ограниченный;
  • доступ к рыночной информации: свободный;
  • барьеры для входа в отрасль: низкие;
  • методы конкурентной борьбы: главным образом неценовая конкуренция, и ограниченная ценовая.
Читайте также:  Госпошлина за установление отцовства в ЗАГСе реквизиты

Понятие монополистической деятельности

Юридическое определение монополистической деятельности (далее — МД) содержится в п. 10 ст. 4 закона № 135-ФЗ. Под МД понимается злоупотребление предпринимателем (либо группой предпринимателей) своим доминирующим положением на рынке, выражающимся в запрещенных законодательством действиях (в случае группы предпринимателей — действиях и соглашениях) либо иных запрещенных деяниях, прямо названных законодательством МД.

Таким образом, признаки монополистической деятельности — это сочетание доминирующего положения на рынке с запрещенными деяниями, о которых мы расскажем далее.

Можно выделить 3 группы случаев, являющихся МД:

  • доминирующее положение предпринимателя, сопряженное с набором запрещенных деяний;
  • запрещенные законом соглашения группы предпринимателей;
  • иные запрещенные законом действия.

Первые 2 группы будут рассмотрены ниже, а в 3-ю входят действия, являющиеся видами недобросовестной конкуренции (гл. 2.1 закона № 135-ФЗ). Они подробно рассмотрены в статье «Понятие и виды недобросовестной конкуренции».

Понятие и виды монополистической деятельности

Под монополистической деятельностью- злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Выделяют следующие виды монополистической деятельности хозяйствующих субъектов:

1) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке.

2) коллективная монополистическая деятельность в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. Так, согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:- установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;- повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; — разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

Техническое регулирование

техническое регулирование — «правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению или оказанию услуг, а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия».

Задачи и цели антимонопольных органов

Основные задачи и цели федерального антимонопольного органа, а также ответственность его должностных лиц определяются Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К основным задачам федерального антимонопольного органа, прямо указанным в законе, относятся:

  • содействие в формировании рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
  • предотвращение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
  • государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Федеральный антимонопольный орган выполняет следующие основные функции, прямо перечисленные в законе:

  • направляет Правительству Российской Федерации предложения по совершенствованию антимонопольного законодательства и практики его применения, заключения по законопроектам и другим нормативным актам, связанным с функционированием рынка и развитием конкуренции;
  • дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления о мерах, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции;
  • разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения;
  • контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;
  • контролирует приобретение голосующих акций (долей) в уставном капитале субъектов хозяйствования, что может привести к доминированию на рынках субъектов хозяйствования Российской Федерации или ограничению конкуренции.

В целях содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки предпринимательства и демонополизации федеральный антимонопольный орган может направлять рекомендации в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления:

  • о предоставлении льготных кредитов, а также о снижении налогов или освобождении от них субъектов хозяйствования, которые первыми выходят на рынок для определенного продукта;
  • об изменениях в сфере применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;
  • о создании и развитии параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов;
  • о финансовых мерах по расширению производства товаров с целью устранения доминирующего положения отдельных субъектов хозяйствования;
  • по привлечению иностранных инвестиций, созданию организаций с иностранными инвестициями и свободных экономических зон;
  • о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов;
  • об изменениях в перечнях видов деятельности, подлежащих лицензированию, и порядка их лицензирования.

Федеральное антимонопольное управление принимает участие в реализации федеральных программ демонополизации, программ развития конкуренции и поддержки предпринимательства.

Методика выявления картельных сговоров

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Таким образом, Закон о защите конкуренции содержит более широкое понятие соглашения, не ограниченное только понятием соглашения в форме гражданско-правового договора.

При этом, антиконкурентные соглашения являются правонарушением и поэтому не подлежат оценке с точки зрения соответствия требованиям, которые предъявляются гражданско-правовым законодательством к форме договоров (сделок). Следовательно, несоблюдение формы гражданско-правового договора не может расцениваться как свидетельство отсутствия недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 Закона о защите конкуренции), если:

1) такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, если продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара;

2) такими соглашениями предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта, который является конкурентом продавца. Данный запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя.

Запрещаются также соглашения хозяйствующих субъектов, являющихся участниками оптового и (или) розничных рынков электрической энергии (мощности), организациями коммерческой инфраструктуры, организациями технологической инфраструктуры, сетевыми организациями, если такие соглашения приводят к манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

При доказывании антиконкурентных соглашений и согласованных действий могут использоваться прямые и косвенные доказательства. Прямыми доказательствами наличия антиконкурентного соглашения могут быть письменные доказательства, содержащие волю лиц, направленную на достижение соглашения: непосредственно соглашения; договоры в письменной форме; протоколы совещаний (собраний); переписка участников соглашения, в том числе в электронном виде. Факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Законом «О защите конкуренции» предусмотрена ответственность за нарушение антимонопольного законодательства (ст. ст. 36, 37).

Коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов РФ (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.

За нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

В случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком РФ) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций (ст. 38).

Новая редакция ст. 178 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за следующее:

заключение ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий;

неоднократное злоупотребление доминированием, выразившееся в установлении и (или) поддержании монопольной цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *