Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отвод земельного участка под линейные объекты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Приемлемым решением данного вопроса было бы размещение линейного объекта на условиях сервитута — не требовалось бы ни межевания земель, ни решения о переводе земельного участка в иную категорию, ни многократной регистрации перехода прав.
Что касается строительства новых линейных объектов, то положение здесь еще хуже. Несмотря на то что п. 1 ст. 274 ГК РФ прямо говорит о возможности «прокладки линии электропередачи, связи, трубопроводов», частный сервитут устанавливается по требованию собственника недвижимости.
Когда же речь идет о строительстве линейного объекта, отсутствует даже повод для заключения соглашения или обращения в суд с иском об установлении сервитута, поскольку линейный объект только предполагается построить. В некоторых странах смогли уйти от вышеупомянутой юридической ловушки, преобразовав применительно к линейным объектам сервитут реальный в сервитут личный, то есть обеспечивающий строительство линейных объектов, необходимых для деятельности определенного лица.
Иначе придется прийти к поразительному выводу о том, что для принудительного установления сервитута нужно построить линейный объект, а до этого строительство осуществлять, основываясь на добровольном волеизъявлении собственника (и непонятно, на каком праве)!
.3 Особенности предоставления земельных участков на период реконструкции линейных объектов
Российское законодательство предлагает несколько вариантов предоставления земельных участков на период строительства, реконструкции и капитального ремонта, магистральных нефтепроводом.
Для использования земельного участка в целях ремонта объектов трубопроводного транспорта, прохода или переезда через земельный участок, в целях проведения изыскательских и исследовательских и других работ, может устанавливаться публичный сервитут, который устанавливается законом или иным нормативно правовым актом Российской Федерации, нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативно правовым актом местного органа.
Земельный участок может быть передан в аренду, при этом арендатор земельного участка в пределах срока договора аренды земельного участка обязан по требованию арендодателя привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием; возместить убытки, причиненные при проведении работ; выполнить необходимые работы по рекультивации земельного участка, а также исполнить иные обязанности, установленные законом и (или) договором аренды земельного участка [34].
Договор аренды земельного участка, заключенный на срок менее чем один год, не подлежит государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами [14].
Различаются постоянный отвод земельных площадей и временный отвод на определенный период (строительства, реконструкции).
При временном занятии земельных участков убытки сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства возмещаются в полном объеме.
При переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) при изъятии земель лесного фонда возмещаются потери лесного хозяйства.
Согласование, изъятие и предоставление (отвод) земельных участков (площадок, трасс) для строительства объектов магистральных нефтепроводов и сопутствующих объектов производится в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Закона об охране природы и природных ресурсов, земельного законодательства субъектов Российской Федерации, муниципальных органов.
Процедура согласования, изъятия и предоставления (отвода) земельных участков для строительства осуществляется в два этапа.
На первом этапе производится предварительное согласование места размещения объекта на основе решений, принятых в строительной документации или предпроектных обоснованиях.
На втором этапе осуществляется изъятие (выкуп) или предоставление (отвод) предварительно согласованного земельного участка в соответствии с Земельным законодательством Российской Федерации [22].
Согласно статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьей 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлен главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Разрешенное использование территории населенных пунктов
Перечень допустимых вариантов эксплуатации земельных участков в границах населенного пункта указан в документах градостроительного планирования. Для каждой территориальной зоны прописаны основные, условно разрешенные и вспомогательные виды эксплуатации. Список вариантов (и их характеристики) содержится в классификаторе, утвержденном Приказом Минэкономразвития № 540 от 01.09.2014.
Собственник надела из состава земель населенных пунктов может без дополнительных согласований выбрать один из основных видов использования. Условно разрешенный вид использования может быть внедрен собственником только после обсуждения с государственным или муниципальным органом по результатам публичных слушаний (статья 39 Градостроительного кодекса РФ).
Вспомогательные варианты эксплуатации применимы в случае, если они идут в дополнение к основному или условному видам использования.
Земля под строительство дома.
Первое с чего я начал, это изучил пошаговую инструкцию: «Как получить земельный участок без специальных знаний».
Без этой инструкции, моя затея с получением земельного участка вряд ли оформилась бы в понятную и осознаваемую пошаговую схему действий.
Второе, я детально просмотрел 7 видео инструкций о том, как за 40 минут найти свободную землю и составить схему земельного участка.
Третий блок теоретической подготовки составила пошаговая инструкция: Как получить разрешение на строительство и прописаться на дачной земле?
После изучения указанных материалов я отчетливо понимал, что мне нужно делать и как это делать, чтобы получить земельный участок.
Кроме этого уверенность мне придавало понимание того, что я знаю, что предпринимать, если администрация начнет «динамить» меня с оформлением земельного участка.
Строительство нового или расширение (реконструкция) существующего объекта недвижимости и последующая государственная регистрация прав на него возможны при наличии:
· земельного участка, назначение которого должно соответствовать целям строительства;
· разрешения на строительство объекта.
В свою очередь, использование земельного участка и строительство объекта должны удовлетворять санитарным, природоохранным и другим требованиям, установленным ограничениям и обременениям, градостроительным и строительным нормам и правилам. В случае нарушения и несоблюдения указанных условий юридические лица и их должностные лица и граждане могут быть подвергнуты различного рода штрафным санкциям и наказаниям [11].
На основании изучения условий землепользования, объекта землеустройства, и с учетом норм отвода составляется проект планировки территории, содержащий проект межевания территории. Для этого на план землепользований наносят границы земельных участков, предоставленных для строящегося объекта.
Местоположение и размеры изымаемых участков устанавливаются на основании схемы размещения несельскохозяйственного объекта и его технической характеристики. На период строительства трубопровода земельные участки предоставляются во временное пользование. Временное пользование ограничивается одним годом. Количество участков определяется технической характеристикой объекта. При размещении данных объектов учитываются грунтовые условия, наличие транспортных коммуникаций, источников водоснабжения, энергоснабжения и т.д. [11].
На землях временного пользования размещаются площадки для отвалов почвенного плодородного слоя, площадки для строительных материалов, полосы для проезда строительной техники и транспортных средств.
При отводе земель для несельскохозяйственных нужд следует рационально подходить к предоставлению площадей для постоянного отвода и временных площадок при строительстве [33].
При предоставлении (изъятии) земель при разработке проекта отвода земель должны устанавливаться, не включаемые в полосу отвода, охранные (защитные) зоны. Ширина охранных зон должна быть минимально допустимой, так как в них ограничиваются права землепользователей.
Стремление к минимальной площади для размещения производства должно соответствовать достигнутому уровню развития производительных сил, которому свойственно оптимальное соотношение между размером территории и количеством размещаемых на ней средств производства.
Необходимо соблюдать принцип приоритета земель сельскохозяйственного использования при оценке и выборе вариантов размещения несельскохозяйственного землепользования. При этом разработанные варианты должны обеспечивать рациональное использование затрат на улучшение земель, сохранность ценных сельскохозяйственных угодий [30].
Следует участки несельскохозяйственного использования располагать так, чтобы они не создавали как внешних, так и внутренних недостатков землепользований сельскохозяйственных предприятий. Такое расположение позволяет уменьшить отрицательное влияние на производственную деятельность смежных землепользователей. Формирование земельных участков зависит от процессов реконструкции нефтепровода.
Земельные участки под трубопроводами остаются в собственности и пользовании тех субъектов, на территории которых прокладываются трассы, и используются ими свободно с соблюдением мер, обеспечивающих сохранность и работу магистральных нефтепроводов [28].
Новые правила предоставления участков под линейные объекты
1 марта 2015 года вступили в силу изменения, согласно которым изменились некоторые правила предоставления земельных участков для строительства.
В рамках изменений возможен упрощенный порядок получения земли – без предоставления земельных участков и установления сервитутов – для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов. Виды таких объектов устанавливаются Правительством РФ. Перечень объектов указан в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 1300:
Объекты, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов:
1. Подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
2. Водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
3. Линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
4. Элементы благоустройства территории.
5. Линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
6. Нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
7. Тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
8. Геодезические, межевые, предупреждающие и иные знаки, включая информационные табло (стелы) и флагштоки.
9. Защитные сооружения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
10. Объекты, предназначенные для обеспечения пользования недрами, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
11. Линии и сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
12. Проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
13. Пожарные водоемы и места сосредоточения средств пожаротушения.
14. Пруды-испарители.
15. Отдельно стоящие ветроэнергетические установки и солнечные батареи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Понятие «линейный объект» в градостроительной деятельности
В соответствии с п. 10 ст. 1 ГрК РФ объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
С учетом комплексного толкования норм законодательства Российской Федерации к объектам капитального строительства относятся, в том числе линейные объекты.
С точки зрения Градостроительного кодекса РФ линейный объект — это подвид объекта капитального строительства. Это обусловлено тем, что ГрК РФ регулирует только деятельность, связанную со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства.
Линейные объекты – один из видов сооружений.
В ГрК РФ законодатель обозначил понятие «линейные объекты» путем перечисления основных видов таких объектов. В силу п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ к линейным объектам относятся:
- линии электропередачи;
- линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения);
- трубопроводы;
- автомобильные дороги;
- железнодорожные линии;
- другие подобные сооружения.
Виды (категории) линейных объектов называются и в другом законодательстве. Так, в п. 6 ч. 1 ст. 7 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» приведен чуть более расширенный перечень видов (категорий) линейных объектов, в связи с которыми допускается в исключительных случаях перевод сельскохозяйственных земель в другую категорию: здесь, в частности, говорится о следующих линейных объектах:
- дороги;
- линии электропередачи;
- линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения);
- нефтепроводы;
- газопроводы;
- иные трубопроводы;
- железнодорожные линии;
- другие подобные сооружения.
Напомним, что в пп. 23 п. 2 ст. 2 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что сооружение – это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Требования к ППТ и ПМТ линейного объекта
Беспрепятственное согласование проекта планировки территории линейного объекта возможно при соблюдении ряда условий.
- Подготовка планировки после получения технического задания.
- Выделение границ земельных участков силами кадастрового инженера. Специалист может являться частным лицом либо сотрудником профильной организации, имеющей соответствующую лицензию.
- Разработка проекта планировки территории линейного объекта согласно правовому основанию.
- Проведение работ с учетом сведений о местности, а также межевании частных участков, которые расположены в целевой зоне.
- Согласование плана на открытых слушаньях. В мероприятии участвуют лица, чьи имущественные права затрагивает реализация проекта.
Проектная документация утверждается органом местного самоуправления, согласовывается с надзорными инстанциями.
Какие существуют принципы передачи наделов
В основе отвода участков лежат следующие принципы земельного законодательства:
- учет роли земли как основы для жизни и деятельности человека;
- приоритет охраны земель;
- участие граждан и общественных объединений в решении вопросов, которые касаются их прав на землю;
- единство земельных участков и расположенных на них объектов;
- приоритет сохранности особо ценных земель;
- платность использования земли;
- деление земель по целевому назначению;
- разграничение государственной, муниципальной и собственности субъектов федерации;
- дифференцированный подход при установлении правового режима земель;
- сочетание интересов общества и граждан.
Нормы отвода земельных участков можно поделить на два вида: заранее определенные в законе и нормы для конкретных видов деятельности.
Как Оформить Землю Под Линейный Объект 2022
и ремонта электрических сетей, а также соблюдения режима использования охранной зоны могут быть установлены публичные сервитуты для: 1) прохода или проезда через земельный участок; 2) использования земельного участка в целях ремонта электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры. Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства и установление их границ на местности в соответствии со статьей 68 ЗК РФ относится к территориальному землеустройству.
Федеральный закон от 23 июня 2022 года N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». 2. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2022 года N 136-ФЗ.
Правила оформления земли под строительство линейных объектов
Линейные объекты капитального строительства могут иметь федеральное или региональное значение, а также устанавливаться отдельными организациями. Провести линию электропередач, например, можно на участке, находящемся в частной собственности или в государственном владении. В первом случае алгоритм действий понятен, нужно получить разрешение от госорганов, оформить нужные бумаги, провести монтаж и внести изменения в кадастровую и техническую документацию. Если устанавливать линейный объект придется на территории, принадлежащей муниципалитету, то действовать придется иначе.
Юридическое или физическое лицо для монтажа линейных объектов на государственной земле должно взять участок в аренду. Обычно, проводится аукцион. Если в случае, когда прокладывается линия связи, электро, газо, тепло и водоснабжения, дороги, нефтепроводы и другие объекты, имеющие федеральное значение, договор аренды заключается без предварительных торгов. Перед заключением сделки с землей, нужно обратиться к кадастровому инженеру, который займется подготовкой схемы для внесения изменений в кадастровый план. На это уйдет не более двух недель.
Затем соискателю предстоит подать ходатайство об утверждении плана. При необходимости придется организовать установление сервитута. Этот вариант пригодится в тех случаях, когда ЛО придется проложить через чужой земельный участок. Установление сервитута дает право пользования территорией, находящейся в собственности постороннего лица. Сервитутный договор не является безвозмедным, хотя стороны могут договориться о характере и размере компенсаций.
Законодательство предусматривает упрощенный порядок получения земли под ЛО без выделения участков и установления сервитутов. Перечень объектов, которые могут устанавливаться в данном режиме, прописан в Постановлении Правительства № 1300 от 2014 года.
Если говорить точнее, то линейный объект — это система, проложенная на таком участке земли, длина описывающего прямоугольника которого хотя бы на порядок больше его ширины. Чаще всего такие трассы отличаются масштабностью и охватывают значительные расстояния. Предназначены подобные сооружения могут быть для перемещения как людей, так и грузов или для сохранения какой-либо продукции.
По месту расположения линейные объекты бывают наземными, подземными или надземными. В плане назначения при этом можно выделить:
транспортные коммуникации;
системы ливневых и канализационных коллекторов;
каналы водоснабжения и орошения;
линии связи;
нефте- и газопроводы.
Линейный объект — это в любом случае сооружение, а не здание.
Проект планировки линейного объекта: выбор трассы
Место прокладки сооружения чаще всего определяется уже на этапе составления ТЭО. При этом учитываются следующие условия:
- учет роли земли как основы для жизни и деятельности человека;
- приоритет охраны земель;
- участие граждан и общественных объединений в решении вопросов, которые касаются их прав на землю;
- единство земельных участков и расположенных на них объектов;
- приоритет сохранности особо ценных земель;
- платность использования земли;
- деление земель по целевому назначению;
- разграничение государственной, муниципальной и собственности субъектов федерации;
- дифференцированный подход при установлении правового режима земель;
- сочетание интересов общества и граждан.
- предварительное согласование места локализации участка;
- изъятие и предоставление выбранной территории, оформление соответствующей документации.
- условия и требования заинтересованной стороны;
- технические условия и возможности подключения объекта к инженерным сетям и общественным коммуникациям.
ширина трассы магистрали не должна превышать параметров, предусмотренных нормативами для данной конкретной разновидности объекта;
в обязательном порядке должны быть соблюдены основы земельного законодательства;
размер полосы, место прохождения трассы, способ использования материальных ресурсов, методы механизации строительных работ — все это должно быть согласовано с соответствующими органами.
Какие существуют принципы передачи наделов
В основе отвода участков лежат следующие принципы земельного законодательства:
Нормы отвода земельных участков можно поделить на два вида: заранее определенные в законе и нормы для конкретных видов деятельности.
По каким правилам отводятся территории
Процесс выбора, согласования, изъятия и предоставления земли делится на два этапа:
Для того чтобы согласовать отводимый участок, заказчик (физическое или юридическое лицо) должен подать ходатайство в местную администрацию. В случае получения предварительного согласования проектная организация или иная фирма на договорной основе собирает исходную информацию. На этом этапе определяются:
Оформление частной земли под линейный объект
В настоящее время потребность в совершенствовании правового регулирования, связанного с такой процедурой как оформление земли под строительство линейных объектов, наиболее актуальна, так как существует ряд объективных факторов, которые не в полной мере учтены в действующем законодательстве.
Автомобильная дорога — это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.