Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нарушение закона прокуратурой что делать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В таких случаях у лица, которому вносится представление, имеется два варианта: исполнить требование прокурора или обжаловать представление в суд. Закон «О прокуратуре РФ» не предусматривает возможности вступать в полемику с прокурором на предмет обоснованности его требований, вместе с тем, в случае, когда представление не отличается достаточной ясностью изложенного и не совсем понятно, что хочет от вас прокурор, полагаем возможным написать ответ прокурору.
Обжалование деяний или решений прокурора представляет собой сложную и многогранную процедуру, которая реализуется через целую систему органов государственной власти. Так, жалобу можно подать вышестоящему прокурору, дойдя таким образом на высшей надзорной инстанции – Генеральная прокуратура РФ. Если в деяниях должностного лица усматривается состав преступления, целесообразно направить заявление в Следственный комитет РФ. Исключительной инстанцией выступает Президент РФ, который также может рассмотреть материалы, предоставленные гражданином по факту нарушения со стороны прокурора. Для того, чтобы сформировать грамотное заявление и отстоять свои права в соответствующих инстанциях, следует принимать во внимание и использовать на практике все те правила и нюансы, которые были раскрыты в данной статье.
Порядок и сроки рассмотрения жалобы
Прокуратура заявление жалобу после её получения должна зарегистрировать в течение трех дней с момента получения. Но только если документ отвечает всем требованиям, что приняты в отношении рассматриваемого заявления. Когда образец зарегистрирован, его передают на рассмотрение прокурору, которая отныне будет за неё отвечать.
Прокурор должен провести комплекс мероприятий, рассматривая жалобу и пытаясь определить, есть ли для неё основания и насколько правильно она оформлена:
- Проверяется, все ли указанные в жалобе факты отвечают действительности. Может даже выехать на место, чтобы установить прокурорский контроль.
- Соберет и истребует документальную базу, необходимую для принятия решения. Например, потребует предоставить материалы уголовного дела, исполнительного производства и т.п. Это поможет объективно рассмотреть ситуацию.
- Передаст часть своих обязанностей нижестоящим прокурорам, чтобы подробнее проверит жалобу.
- Может подавать в разные органы материалы для того, чтобы возбудить производство уголовного или административного порядка.
Когда можно обратиться к вышестоящему начальству
Если прокурор, рассматривающий дело, бездействует или принимает решения, которые дают основания полагать, что будет нанесен ущерб гарантированным правам заявителя, то у последнего есть право на обращение в вышестоящие инстанции.
Фактически обратиться за помощью для восстановления справедливости разрешается в любой ситуации. Это может быть невыполнение прокурором своих непосредственных обязанностей или нарушение прав гражданина, заключенного под стражу. При этом обращение не является основанием для отказа в защите прав в судебном порядке.
Любой заявитель должен помнить, что обжаловать действия или бездействие прокурора можно только в том случае, если есть абсолютная уверенность в своей правоте. Следует помнить, что ст. 306 УК предусматривает ответственность за ложный донос.
Общие требования к обращению
Очень важно знать, как правильно составить документ. В большой мере от этого зависит его дальнейшая судьба. При этом желательно воспользоваться образцом жалобы на прокурора вышестоящему прокурору. Образцы составления документа приводятся в данной статье.
Обратиться к вышестоящему руководству можно в любой ситуации, если нарушены законы государства. Направить жалобу допускается даже в случае нарушения или ущемления прав третьих лиц. В качестве заявителя может выступать не только гражданин или предприятие, но и трудовой коллектив, представители общественной организации.
Заявитель вправе обратиться в любой удобной форме, но самым действенным способом по-прежнему остается письменный вариант. В последнем случае документ должен подаваться обязательно в двух экземплярах, на одном из которых ставится пометка о получении.
Куда жаловаться на прокуратуру района
Чтобы понимать, где произошло нарушение ваших прав работниками прокуратуры, нужно иметь представление о работе аппарата государственного надзора.
В каждом структурном подразделении организована горячая линия для обращения граждан. Заявления регистрируют и рассматривают. Ответ отправляют почтой или вручают при личной встрече. Чтобы обратиться за защитой своих нарушенных прав, человек может направить обращение в письменном виде или воспользоваться электронной почтой и связаться через интернет-приёмную.
В органах прокуратуры установлены ящики для приёма обращений граждан, почта из них вынимается регулярно, на корреспонденции ставится специальный штамп, указывается дата. Затем её регистрируют и передают на рассмотрение. Ежедневно ведётся приём граждан дежурным прокурором. Отследить судьбу своего обращения можно, позвонив в приёмную либо канцелярию. Вам должны ответить, какое структурное подразделение рассматривает ваше обращение.
Если по заявлению не было заключения уполномоченного контролирующего органа, аппарат прокуратуры города принимает решение о направлении данного обращения соответствующему надзорному органу для рассмотрения вашей жалобы. На это выделяется 7 дней. Закон предусматривает направление запроса как с контролем, так и без него, в зависимости от ситуации или остроты проблемы. Существуют сроки рассмотрения заявления. Если сроки или права гражданина нарушены работниками главного надзорного органа, установлены правила обжалования действий прокуратуры.
Куда жаловаться на областную прокуратуру
Порядок обжалования действий работников областной прокуратуры такой же, как и во всех предыдущих органах государственного надзора. На официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации указана структурная вертикаль прокуратур субъектов РФ. Там же находится информация о вышестоящем надзорном органе, на адрес которого можно отправить жалобу о ненадлежащем исполнении областного органа своих прямых обязанностей.
Обращение должно быть подкреплено доказательствами нарушения законности, составлено по правилам, которые регламентирует соответствующий Федеральный закон. Бесплатный юридический консультант может оказать вам помощь при составлении заявления на имя главного прокурора той организации, куда вы направляете свою жалобу.
Обращение, составленное не по правилам, неразборчивым почерком, с невнятно выраженной претензией, прокуратура отправляет заявителю обратно на доработку. Поэтому, размышляя о том, куда можно жаловаться на прокуратуру и как правильно оформить заявление, не лишним будет прибегнуть к услугам грамотных юристов.
Статья Конституции РФ №52 гарантирует гражданину защиту его прав от злоупотребления органов власти, справедливое правосудие и выплату компенсации причинённого ущерба.
Решения органов государственного надзора могут быть оспорены в суде. По статистике, районные суды неохотно отменяют постановления прокуратуры. Иногда процесс восстановления справедливости затягивается. Сотрудничество с юридическим консультантом нужно для того, чтобы не пропустить сроки оформления кассационных жалоб и разобрать законодательные нюансы, которые выявляются во время судебных процессов.
Организация не ответила на заявление в срок, что делать
Я писал на главу города, прокуратура натележила отписку. А через 3 дня после подачи жалобы они по местному ТВ устроили спектакль, как много жалоб приходит и как они бедные не разгибаются там. Ответ, кстати, из администрации города сразу же прислали.
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
провести проверку по изложенным мной фактам;
возбудить дело об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ;
признать меня потерпевшим по делу об административном правонарушении, возбужденном по настоящему заявлению – о чем вынести соответствующее определение;
привлечь (должностное лицо, ФИО) к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ;
внести (должностное лицо, ФИО) представление об устранении нарушения закона.
Добавлю, что есть наказание от 5 до 10 тыс. рублей в соответствии со ст. 5.59 КоАП РФ.
Закон «Об обращении граждан» распространяет действие на государственные организации. Ответ обязаны дть в течение 30 дней. Если не дали, прокуратура может привлечь нерадивого к административной ответственности.
Если организация негосударственная, то ответа можно и не дождаться.
- осуществление надзора за соблюдением и исполнением требований законов органами исполнительной власти, правоохранительными органами и юридическими лицами (ст. 21, 29);
- осуществление надзора за соблюдением прав и свобод гражданина, в том числе право на защиту законных интересов при проведении оперативно-розыскных и следственных мероприятий (ст. 27);
- рассмотрение жалоб, обращений и заявлений граждан по нарушению их прав и законных интересов, в том числе при проведении оперативно-розыскных и следственных мероприятий (ст. 10).
Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 марта 2017 г. N 308-КГ16-16394.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 марта 2017 г. N 308-КГ16-16394, вынесенное по вопросу возможности обжалования представлений прокурора в арбитражных судах, расширило сферу судебной защиты, реабилитировав право на судебную защиту.
Поскольку значимость данного Определения прежде всего заключается в толковании процессуального закона, мы здесь коротко опишем только процессуальную составляющую данного дела.
Общество с ограниченной ответственностью «Регион» обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском о признании недействительным представления и.о. прокурора г. Невинномысска от 23 июля 2015 г. N 7-84-2015.
В суде первой инстанции прокуратура Ставропольского края заявила ходатайство о прекращении производства по делу ввиду неподведомственности спора арбитражному суду, указывая, что представление прокурора не обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку не содержит властно-распорядительных предписаний, влекущих для общества юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; оспариваемым представлением не были каким-либо образом затронуты права общества, касающиеся его предпринимательской деятельности, оно не повлекло каких-либо последствий и не породило обязательств для данной организации.
Решением суда первой инстанции от 21 апреля 2016 г. представление и.о. прокурора города Невинномысска от 23 июля 2015 г. N 7-84-2015 признано недействительным. Суд первой инстанции, руководствуясь ст. 46, 52, 53, 120 Конституции РФ, положениями Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 24 марта 2015 г. N 110-О, Постановлении от 17 февраля 2015 г. N 2-П, в удовлетворении ходатайства о прекращении производства по делу отказал. При этом суд исходил из того, что требование, содержащееся в представлении прокурора, подлежит безусловному исполнению лицом, к которому это требование обращено, а само представление прокурора является ненормативным правовым актом и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном положениями гл. 24 АПК РФ.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2016 г. решение суда первой инстанции отменено, производство по делу прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду. Прекращая производство по делу, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями ч. 1 ст. 27, п. 2 ч. 1 ст. 29, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, а также исходил из взаимосвязанных положений ст. 21, 22, 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и пришел к выводу о том, что само по себе представление прокурора как акт прокурорского реагирования не является ненормативным правовым актом, подлежащим принудительному исполнению, поскольку оно направлено на понуждение указанных в п. 1 ст. 21 данного Закона органов и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке; представление не затрагивает прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем не подлежит проверке в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа Постановлением от 28 сентября 2016 г. оставил в силе Постановление суда апелляционной инстанции, согласившись с выводами о неподведомственности спора арбитражному суду.
Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ не согласилась с выводами судов апелляционной и кассационной инстанций.
Судебная коллегия указала, что «в силу пункта 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам подведомственны возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности об оспаривании затрагивающих права и иные законные интересы заявителя ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностных лиц».
В соответствии со ст. 1 Закона о прокуратуре прокуратура РФ наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения (п. 3 ст. 22, ст. 24, 28 названного Закона).
Что представляет из себя протест прокуратуры
По закону, протест — это акт прокурорского реагирования. Его вправе принести зам или сам прокурор. Протест вносится на НПА или локальный акт (ст. 22, 23, 27 ФЗ № 2202-1 от 17 января 1992 г., ст. 245, 251 ГПК РФ):
- Органа (инстанции).
- Должностного лица.
- Коммерческой компании, НКО.
- Начальника сотрудника, оформившего незаконный документ.
- Вышестоящего ведомства.
Также, надзорное ведомство вправе обратиться в суд, если требуется защита гражданских прав и госинтересов и охраняемых законодательством РФ интересов общества.
По закону, протест может быть предъявлен администрации коммерческих компаний и НКО, а также должностному лицу из:
- Правительства России;
- Следственного комитета РФ;
- регионального Заксобрания и Правительства;
- областной думы;
- исполнительной и законодательной власти муниципалитета (например, Городского собрания);
- Генштаба России;
- Минобороны РФ;
- ОНК;
- контролирующих органов.
Меры, которые влекут за собой неисполнение протеста
Бывает так, что орган или должностное лицо не направляют письменного уведомления с ответом на протест в прокуратуру. Тогда прокурор вправе отреагировать должным образом (п. 16 Приказа № 195). Так, за умышленный отказ от исполнение прокурорских требований, виновное лицо привлекается к ответственности по КоАП РФ в виде (ст. 17.7 КоАП РФ, ст. 6 ФЗ № 2202-1):
- штрафа на 2 000 – 3 000 р.;
- дисквалификацию на 6–12 мес.
Положения ст. 17.7 КоАП РФ не распространяются на урегулированные УПК РФ отношения, связанные с прокурорским надзором за работой дознавателей и следователей из органов предварительного следствия.
Кроме того, за уклонение от рассмотрения данного акта реагирования может грозить и уголовная ответственность. Например, вмешательство в работу прокурора в виде воспрепятствования расследованию дела, осуществленные должностным лицом с применением служебного положения, наказываются (ст. 294 УК РФ):
- Штрафом на 100 000 – 300 000 р. или в размере з/п или другого дохода виновного лица за 1-2 года.
- Направлением на принудительные оплачиваемые работы на протяжении 4 лет как максимум — с лишением законного права быть на отдельных должностях или заниматься конкретной трудовой (служебной) деятельностью на протяжении 3 лет как максимум или без такового.
- Тюремным заключением на 4 года как максимум — с лишением возможности работать на госслужбе (в администрации компании, НКО) или быть на отдельных должностях на протяжении 3 лет как максимум или без такового.
Таким образом, при исполнении своих служебных обязанностей зам или сам прокурор вправе приносить протест на неправомерный правовой акт. Он направляется в ведомство или уполномоченному сотруднику (работнику администрации компании, НКО), оформившие неправомерный документ, или в вышестоящую инстанцию или начальнику этого работника.
При ответе на протест должно быть направлено соответствующее уведомление. В противном случае, виновное лицо привлекается к ответственности по КоАП РФ, УК РФ.
Когда вынесено неправомерное решение
А что делать, если государственным надзорным органом вынесено неправомерное решение по вашему заявлению или вас не устроило разъяснение прокуратуры, куда жаловаться при таких обстоятельствах?
Должностные работники надзирающего органа, нарушившие положения Федерального Закона №59, несут за это ответственность. Это прописано статьёй 15 соответствующего ФЗ. Наказанием являются административные штрафы, налагаемые на виновников нарушения установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращения граждан.
При недостаточности наказания или неурегулировании административными штрафами проблемы, вытекающей из вашего обращения, можно перенести решение по вердикту в судебные органы. Именно там вы сможете стать активным участником процесса и влиять на ход судебного разбирательства.
Для правильного оформления документов лучше воспользоваться услугами наших юрисконсультов.
Область ответственности органов прокуратуры
Прокуратура — это государственный орган, который осуществляет надзор за соблюдением принятого законодательства на территории нашей страны. В рамках своей деятельности сотрудники данного ведомства придерживаются целого ряда законов, ключевым из которых является ФЗ №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Закон устанавливает основные обязанности сотрудников ведомства:
- контроль соблюдения законных требований органами исполнительной власти, правоохранителями и юридическими лицами;
- контроль соблюдения всех прав и свобод гражданина, закрепленных Конституцией РФ, особенно при проведении с его участием оперативных и следственных мероприятий;
- рассмотрение жалоб граждан в случае нарушения их прав.
Основные принципы служебного порядка прокурорской должности
Порядок службы в органах/учреждениях прокуратуры РФ регламентируется федеральным законом «О прокуратуре РФ». Также для этого используются другие федеральные законы.
Служба в таких прокурорских организациях относится к федеральной государственной службе.
Прокурором могут стать граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование, которое было получено в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющего госаккредитацию. Помимо этого граждане, претендующие на такую должность, должны обладать всеми необходимыми профессиональными и моральными качествами и при этом должны быть способны исполнять свои служебные обязанности по состоянию здоровья.
Должность помощников прокуроров районных, городских и приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут занимать лица, которые получают юридическую специальность в образовательных заведениях высшего профобразования, которые имеют госаккредитацию. Обязательным условием для этого является окончание 3 курса таких учреждений.
Быть принятыми в прокурорские органы и нести в них службу не могут лица, которые:
- являются иностранными гражданами;
- по решению суда признаны недееспособными/ограниченно дееспособными;
- по решению суда лишены права работать в госслужбе на государственной должности на протяжении конкретного срока;
- имели или имеют судимость;
- имеют заболевание, которое препятствует поступлению на подобную службу и исполнению накладываемых обязанностей;
- имеют близких родственников или состоят в свойстве с работником прокурорских организаций, если их должности связаны с непосредственной подчиненностью и подконтрольностью;
- не дают согласие на прохождение процедуры допуска к информации, которая составляет государственную тайну и при этом она будет использована при последующем исполнении обязанностей, связанных с выбранной должностью.
Прокурорские работники делятся на следующие классы чинов, идущих по порядку возрастания:
- младший юрист;
- юрист 3, 2 и 1 класса;
- младший советник юстиции;
- советник юстиции;
- старший советник юстиции;
- государственный советник юстиции 3, 2 и 1 класса;
- действительный государственный советник юстиции.
Поговорим о сроках рассмотрения обращений. Согласно действующему законодательству, на рассмотрение различных типов жалоб есть разные временные рамки:
- Обращения, связанные с нарушением гражданских прав – до двух недель. Может быть продлен до месяца, об этом заявителю сообщают письменно. Если в течение 2х недель ответа нет, то можно жаловаться на бездействие;
- Жалоба на сотрудников их руководителю (независимо от вида отделения) – до 7 дней;
- Жалоба в вышестоящее отделение – до 10 дней, при необходимости проведения служебной проверки срок может быть продлен;
- Жалоба в Генеральную прокуратуру – срок не установлен, так как требуется открытие дела и изучение всех обстоятельств. Как правило, ответ предоставляют в течение месяца.
Отправкой писем занимается канцелярия, и ей нет смысла скрывать от заявителей ответы. Иногда возможно злоупотребление со стороны работника, особенно в небольших прокуратурах: он договаривается с канцелярией, та делает вид, что направляет ответ, но на самом деле ответ фактически не отправляется. Виноватой в такой ситуации назначается почта, а заявителю приходится обращаться повторно для получения ответа либо ознакомления с материалами проверки. Но многие заявители просто расстраиваются и ничего не предпринимают, на что и рассчитывает недобросовестный работник. Это редкая ситуация, но возможная.
Чаще отправленный ответ не доходит до заявителя по какой-то другой причине.
Ответ должны направить тем же способом, что и ушло письмо (по общему правилу). Если направить жалобу на электронку, то и ответ стоит ждать в электронном виде. Иногда работник может что-то напутать и направить ответ бумажным письмом. Когда я работала в прокуратуре, мы часто направляли ответ обоими способами, если были известны адреса.
Иногда заявитель указывает в письме адрес с ошибкой, а ответ направляется именно на тот адрес, который указан в обращении. Если жалоба написана от руки и неразборчивым почерком, то возможно неправильное прочтение исполнителем адреса того, кто обратился.