Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сдача в аренду грузового авто налогообложение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По новой редакции закона «О ККТ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ, расчетом считается получение и выплата денежных средств наличными деньгами или в безналичном порядке за товары, работы, услуги (абз. 20 ст. 1.1 закона 54-ФЗ), и применение ККТ при осуществлении расчетов обязательно всеми организациями и ИП (п. 1 ст. 1.2 закона 54-ФЗ). Таким образом, при перечислении денежных средств сотруднику в счет внесения арендной платы по договору аренды ТС организация должна пробить кассовый чек.
Применение онлайн-касс при аренде авто
Исключение, действовавшее до 01.07.2019, — если оплата произведена в банке через кассира-операциониста (п. 4 ст. 4 закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ). Однако стоит сделать ремарку о том, что трактовка положений закона 54-ФЗ разнообразна. До сих пор эксперты и специалисты ФНС и Минфина не пришли к единому мнению о необходимости пробивать чек по договорам ГПХ. На данный момент безопаснее пробить чек, особенно если предприятие уже применяет онлайн-кассы.
Как арендовать автомобиль у физического лица с учетом бухгалтерского и налогового учетов
Имущество, арендуемое у физических лиц, не может быть признано амортизируемым. Физические лица, сдающие в аренду принадлежащие им на праве собственности автомобили, производить начисление амортизации на принадлежащие им автотранспортные средства не вправе, поскольку автомобиль не является у них средством труда, непосредственно используемым ими в период осуществления предпринимательской деятельности.
Однако затраты на текущий ремонт автомобиля, взятого в аренду у физлица, признаются для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Заметим, что затраты на ГСМ по арендуемому автомобилю также уменьшают доходы для целей налогообложения. Напомним, что расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, должны быть экономически оправданны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Сдача в аренду грузовика
Предпринимательская деятельность, осуществляемая по договорам перевозки, независимо от вида транспортного средства (легкового или грузового) и условий оплаты услуги может быть переведена на уплату ЕНВД (пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Но не все владельцы ТС работают на условиях договора перевозки, и порой выгодный заказ найти непросто. Иногда имеет смысл сдать грузовой автомобиль в аренду, причем с экипажем, имеющим права и навыки управления ТС. Предоставление такой услуги регулируется нормами гл. 34 «Аренда» ГК РФ.
По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору за плату во временное владение и пользование ТС и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ). По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную сумму (п. 1 ст. 785 ГК РФ). Разница в приведенных формулировках позволяет чиновникам утверждать, что передача в аренду грузового автомобиля с экипажем независимо от вида транспортного средства не относится к предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и грузов, в отношении которой организации и предприниматели могут признаваться плательщиками ЕНВД. Налогообложение данного вида деятельности должно осуществляться в рамках иных режимов налогообложения (Письмо Минфина России от 27.06.2011 N 03-11-06/3/74). Позиция в некоторой степени формальна, но с ней трудно не согласиться, так как переданные в аренду авто могут использоваться арендатором для оказания транспортных услуг в рамках договора перевозки, что дает право арендатору, а не арендодателю перейти на уплату ЕНВД. Применение же данного спецрежима обоими участниками арендных отношений по одним и тем же арендованным (переданным в аренду) ТС, но в части разных видов деятельности нарушает правила гл. 26.3 НК РФ и приводит к двойному налогообложению ТС по договору аренды.
Аренда авто и патентная «упрощенка»
Данная тема совсем недавно стала предметом отдельных разъяснений финансового ведомства (Письмо от 20.07.2011 N 03-11-11/190), мнение которого будет интересно в первую очередь перевозчикам-предпринимателям, применяющим патентную «упрощенку». На нее вправе перейти предприниматели, занимающиеся видами деятельности, перечисленными в п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ (их немногим менее сотни). Предпринимательская деятельность в сфере оказания автотранспортных услуг — одна из тех, в отношении которой разрешено применение упрощенной системы налогообложения на основе патента. Чтобы разобраться в применении данного спецрежима, финансовое ведомство рекомендует обратиться к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 и Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 . Согласно этим документам деятельность автомобильного транспорта включает в себя все виды услуг и работ, связанные с пассажирскими и грузовыми перевозками автодорожным транспортом. В частности, если следовать ОКВЭД 029-2001, то отдельные виды аренды квалифицируются так:
- аренда легковых автомобилей с водителем относится к коду 60.22 «Деятельность такси»;
- аренда городских и междугородных автобусов с водителем — к коду 60.23 «Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта»;
- аренда грузовых автомобилей с водителем — к коду 60.24 «Деятельность автомобильного грузового транспорта».
Условия заключения сделки
Сдача в аренду автомобиля юридическим лицам или гражданам может выполняться только при учете некоторых условий. К ним относится:
- арендатору должно быть больше 20 лет;
- у него должен иметься водительский стаж минимум в два года;
- не допускается, чтобы у будущего пользователя были какие-либо проблемы с автоинспекцией или судебными приставами по нарушениям ПДД;
- у потенциального арендатора непременно запрашивается медицинская справка, подтверждающая, что у него не имеется серьезных проблем со здоровьем, которые могут выступать препятствием для управления автомобилем;
- клиент перед подписанием договора должен произвести осмотр машины, чтобы выявить все имеющиеся дефекты;
- при обнаружении разных недостатков и проблем, заносятся соответствующие сведения в специальный протокол или акт приемки;
- арендодатель должен гарантировать, что передаваемый автомобиль является полностью исправным;
- авто должно возвращаться в прежнем виде, поэтому все поломки ремонтируются за счет арендатора;
- клиент занимается заправкой машины, заменой масла и проведением ТО;
- если попадает пользователь в ДТП, то он должен сообщить об этом непосредственному владельцу;
- если арендатор не является виновником аварии, то ремонт осуществляется за счет компенсации, полученной от страховой компании;
- если пользователь виновен в дорожном происшествии, то ремонт проводится за его личные средства.
Если наносится в результате ДТП действительно существенный урон авто, то владелец может потребовать компенсацию за счет уменьшения рыночной стоимости имущества. Если добровольно гражданин отказывается выплачивать компенсацию, то разногласия решаются через суд.
Самозанятый может сдавать в аренду машину, сделав это своим постоянным источником заработка. Выйти из тени — главная причина оформления НПД. Все заработки легальны, ФНС не к чему придраться.
Преимущества:
- легальность;
- все действия через личный кабинет приложения «Мой налог»;
- открытие и закрытие за минуты;
- отсутствие отчетности;
- автоматический расчет налога;
- не требуется онлайн-касса;
- возможность работы с ООО и ИП;
- формирование чеков на сайте;
- мгновенная выдача справок формы 2-НДФЛ;
- минимальная налоговая ставка (4–6%).
Недостатки:
- ограничение прибыли;
- невозможность нанять сотрудников;
- отсутствие соцпакета (оплачиваемый отпуск, больничный);
- трудовой стаж не идет;
- налоги оплачиваются ежемесячно;
- не учитываются расходы;
- невозможно произвести налоговый вычет.
Как было сказано выше, для отражения расходов в налоговом учете необходимо оформлять документы в соответствии с требованиями законодательства.
Расходы на аренду, если иное не предусмотрено договором, можно отражать на основании только договора. Также может быть предусмотрено составление ежемесячного акта на аренду транспортным средством.
Расходы на услуги управления транспортным средством могут быть приняты в налоговом учете на основании оформленных актов на услуги по управлению, составленных согласно требованиям законодательства.
Расходы на ГСМ для налогового учета подтверждаются корректно заполненными путевыми листами.
Рассмотрим подробнее требования к оформлению данного документа и изменений в его форме, вступивших в силу в 2017 году.
Унифицированная форма документа утверждена Постановлением Госкомстата от 28.11.1997 № 78. Данная форма предусмотрена для автотранспортных организаций. Если компания таковой не является, то она может руководствоваться в качестве основы данной формой документа и разработать собственную форму путевого листа. Если организация примет решение составлять документ по самостоятельно разработанной форме, то необходимо закрепить данную форму в учетной политике и проверить соответствие документа требованиям 402-ФЗ к реквизитам первичного документа.
В 2017 году вступили в силу Приказы Минтранса (от 18.01.2017 № 17, от 07.11.2017 № 476), которыми были внесены некоторые изменения в порядок оформления данного документа. Напомним, что порядок заполнения путевых листов закреплен в Приказе Минтранса от 18.09.2008 № 152.
Перевозки на подрядной основе
Когда транспортная организация по тем или иным объективным причинам не справляется с заказами, она вправе привлечь для перевозок помощника — стороннюю организацию. Как это повлияет на применение «вмененки» организацией, выступающей генеральным подрядчиком, привлекающим субподрядчика? За ответом обратимся к Письму Минфина России от 27.06.2011 N 03-11-06/3/75. Чиновники отмечают, что в Налоговом кодексе отсутствует понятие «автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов», нет и норм, описывающих отношения заказчика, подрядчика и субподрядчика. В связи с этим следует применять нормы гражданского законодательства.
Договорные отношения в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров регулируются гл. 40 «Перевозка» ГК РФ. Исходя из нее под предпринимательской деятельностью в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров и грузов следует понимать такую деятельность, связанную с оказанием платных услуг по перевозке пассажиров и грузов на основе соответствующих договоров перевозки. На основании п. 1 ст. 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика. В силу п. 3 указанной статьи ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком — ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
В гл. 26.3 НК РФ нет ограничений в отношении применения ЕНВД в случае привлечения организацией, непосредственно оказывающей услуги по перевозке грузов, сторонних лиц и организаций в целях оказания данных услуг. Плательщиками единого налога на вмененный доход при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по перевозке грузов с привлечением для этих целей субподрядчиков будут признаваться только те организации или предприниматели, с которыми заказчики (потребители услуг) заключают договор на перевозку груза.
В случае оказания услуг по перевозке грузов в рамках договоров подряда (с привлечением субподрядчиков) при расчете суммы единого налога на вмененный доход следует учитывать количество автотранспортных средств субподрядчиков (количество ТС, привлеченных по договорам подряда). При превышении ограничения по количеству автотранспортных средств (20 ед.), установленного гл. 26.3 НК РФ в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по перевозке грузов, организация и (или) предприниматель утрачивают право на применение «вмененки». Ответ, прямо скажем, исчерпывающий. Остается лишь напомнить о необходимости получить от сторонней организации (субподрядчика) данные о количестве используемых ею ТС для расчета ЕНВД и проверки соблюдения ограничения.
На что указывают судьи?
Арбитражная практика показывает, что в последнее время в судах арендодатели и перевозчики разбираются больше не с тем, в рамках какого режима облагается их деятельность, а с тем, насколько осуществляемая ими деятельность отвечает условиям и предмету заключенных договоров. Налоговикам иногда удается переквалифицировать фактически оказываемые услуги не в пользу перевозчика, обязав его платить налоги по общему режиму или «упрощенке» как лицо, фактически выступающее в роли арендодателя транспортных средств с экипажем.
Как следует из Постановления ФАС ВВО от 12.04.2011 N А79-5610/2010, по условиям договора предприниматель предоставлял услуги по грузовой перевозке заказчика в служебных целях на грузовом автотранспорте и по перевозке персонала (работников), а заказчик обязался принять эти услуги и оплатить их в порядке, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором. Предприниматель не имел возможности лично оказывать услуги по управлению грузовыми транспортными средствами по договорам, поскольку не имел водительского удостоверения категории «Е», позволяющего управлять транспортными средствами, относящимися к грузовым тягачам. Ремонт и техническое обслуживание ТС осуществлял за свой счет заказчик. Перевозку груза на автомобилях, указанных в договорах, осуществляли водители заказчика, которым выписывались путевые листы. При таких обстоятельствах предприниматель не мог принимать груз к перевозке и выдавать его грузополучателю, то есть не оказывал заказчику автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов. Фактически транспортные средства были переданы в аренду заказчику, в связи с чем налогообложение деятельности по передаче в аренду автомобилей должно осуществляться в рамках общего режима, с чем и согласился арбитражный суд.
Приведем пример противоположного решения — Постановление ФАС УО от 14.06.2011 N Ф09-3256/11-С2. Проанализировав ряд договоров, заключенных предпринимателем с несколькими заказчиками, налоговики решили, что фактически были заключены договоры не перевозки, а аренды транспортных средств с экипажем. Полагая, что предпринимательская деятельность по передаче в аренду грузового автомобиля с экипажем не относится к «вмененной» перевозке пассажиров и грузов, ревизоры начислили налоги по общей системе налогообложения, основываясь на том, что предметом договоров, поименованных как договоры об оказании транспортных услуг, обозначено «предоставление транспортных средств во временное пользование», а в ряде платежных поручений контрагенты предпринимателя указали назначение платежа как «оплата аренды транспортных средств».
Суд не согласился с выводами ревизоров, указав на отсутствие в спорных договорах существенных условий договора аренды транспортных средств с экипажем. ТС не передавались во владение арендаторов, акты передачи не составлялись, выбытия транспортного средства из обладания собственника не происходило. В тексте договоров не было указано конкретное транспортное средство, которое может быть использовано для оказания услуг. Транспорт предоставлялся по заявкам контрагентов в зависимости от характеристик груза. Объем оказанных услуг определялся актами выполненных работ. При этом согласно условиям спорных договоров о цене она определялась как определенная денежная сумма за час работы, а не за пользование имуществом. В итоге арбитры признали деятельность предпринимателя отвечающей условиям договора перевозки груза, что позволяло ему уплачивать ЕНВД с данного вида транспортных услуг.
Подобное же решение вынесено в Постановлении ФАС ВВО от 14.06.2011 N А29-7496/2010. Обнаружив, что организация фактически оказывает услуги перевозки, налоговики не только насчитали штраф за неуплату ЕНВД, но и сделали корректировку налоговых обязательств по общему режиму, который применяла организация при оказании партнеру спорных услуг. Ревизоры использовали п. 5 ст. 173 НК РФ, который обязывает уплатить в бюджет НДС лиц, не являющихся плательщиками данного налога, если они по ошибке или по каким-нибудь иным причинам выставили покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. Эти-то суммы НДС налоговики приняли, чего нельзя сказать о налоговом вычете по товарам (работам, услугам), используемым для оказания облагаемых НДС с точки зрения бухгалтера организации услуг. Поскольку деятельность организации в оспариваемом периоде подлежала обложению единым налогом на вмененный доход, суды обоснованно согласились с мнением налогового органа о том, что данные суммы НДС подлежат исключению из состава налоговых вычетов и уплате в бюджет. Таким образом, разрешив начислить налог, ревизоры отказали в праве на вычет, тем самым подставив налогоплательщика под ощутимые штрафные санкции. И это помимо того, что организации пришлось еще начислить и уплатить в бюджет ЕНВД, который она не уплачивала.
Причина доначисления вышеперечисленных налогов все та же — был неправильно определен режим налогообложения. Организация арендовала транспортные средства с экипажем, чтобы оказать услуги по погрузке и перевозке груза. Для этого было арендовано несколько десятков транспортных средств (около 30 ед.), практически весь парк арендодателя, что по идее должно было избавить арендатора от ЕНВД — превышено установленное ограничение по численности ТС. Но, как оказалось, это лишь формальность: в силу договорных обязательств с иными контрагентами арендодатель фактически не имел права на передачу арендатору транспортных средств в указанном выше объеме. При таких обстоятельствах судьи пришли к выводу, что для оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов налогоплательщик использовал менее 20 транспортных средств. Следовательно, налоговый орган правомерно доначислил единый налог на «вмененке» по данному эпизоду.
Согласитесь, у ревизоров было не так много шансов оспорить применение общего налогового режима. По бумагам организация правомерно уплачивала налоги в рамках данной системы налогообложения. И тем не менее это удалось. Проверяемую организацию от штрафов не спасли ни соглашение об аренде большего числа ТС, чем позволено для «вмененки», ни формулировки заключенного с заказчиком договора, согласно которым компания оказывала посреднические услуги по обеспечению перевозки грузов, а не занималась перевозкой грузов. Факты говорили об обратном. Кто виноват в доначислении налогов? Бухгалтер, а больше всего сотрудники, заключившие договоры, условия которых не соответствовали действительности.
Объявление аренда бокса под грузовой автомобиль
При наличии соответствующего под размеры грузового автомобиля неэксплуатируемого бокса либо другого аналогичного по типу помещения его целесообразно сдавать. Это может принести вам существенный дополнительный заработок, причем практически, без каких бы то ни было вложений.
В настоящее время боксовые помещения или гаража под размещение грузового автотранспорта очень востребованы. И доход ваш будет тем выше, чем удобней в территориальном плане расположен ваш бокс. На цену бокса также сильно влияет отапливаемый он или нет.
Гаражный бокс можно сдать в аренду как физическому, так и юридическому лицу.
Гаражный бокс можно сдавать по часам, посуточно или бессрочно, все будет зависеть от вашего желания. Преимущества сдачи бокса на длительный срок в том, что вам практически ничего не придется делать кроме, как получать стабильную ренту за его эксплуатацию.
Особенности договора аренды грузового автомобиля
На момент заключения договора грузовая машина должна быть полностью исправна, должны быть экспертные заключения, подтверждающие это и фотоматериалы которые так же должны стать доказательством состояния грузового транспортного средства на момент заключения договора.
По окончанию сроков аренды указанных в договоре автомобиль должен быть возращен в том же состоянии.
К договору обязательно должен быть приложен акт приемки-передачи автомобиля, а также фотографии. В акте приемки-передачи машины должен быть указан уровень топлива в баке или баках.
Машина по окончании аренды должна быть возращена с тем же количеством топлива. Можно отметить, что в договоре может быть пункт об ответственности арендатора при использовании в арендованном грузовике некачественного топлива и другие горюче-смазочные материалы.
В договоре также проговаривается ответственность арендатора в случае нарушения им правил дорожных движения или попадания автомобиля в аварию. Некоторые компании арендодатели могут требовать небольшой залог.
Следует учитывать, что в договоре может быть установлен предельный километраж, свыше которого накрученные километры по возращении автомобиля придется дополнительно оплатить. Например, для грузовой газели суточный лимит по пробегу обычно устанавливается в 300 километров.
В арендную плату за эксплуатацию грузового автомобиля помимо стоимости аренды могут быть включены расходы:
- Страховка авто по рискам КАСКО и ОСАГО;
- Эксплуатация магнитолы;
- Работа сигнализации;
- Стоимость рем. комплекта;
- Оплата за амортизацию резины;
- Оплата за техническое обслуживание.
Также важно знать, что если при заключении договора об аренде грузового договора есть хотя бы одно физическое лицо, то необходимо заверить его нотариально, если же одно физическое лицо арендует грузовик у другого физического лица, то нотариальное заверение особенно важно. Это позволит в случае непредвиденных обстоятельств избежать неприятных ситуаций.
Как правильно сдать машину в аренду
Разумеется, начиная заниматься такой предпринимательской деятельностью, вы рассчитываете получать прибыль. Однако некорректная постановка дела способна привести к фатальным потерям прямо на старте и даже к разорению. Чтобы этого не произошло, настоятельно рекомендуется соблюдать некоторые правила. Итак, как правильно сдать машину в аренду:
- Оборудуйте свою машину иммобилайзером с активным маячком, показывающим местоположение вашего ТС. Не пожалейте денег на договор с агентством, занимающимся отслеживанием автотранспортных средств. Эти затраты вы частично сможете переложить на арендаторов, зато основа вашего бизнеса – ТС – останется при вас.
- Обязательно заключайте договоры страхования с компаниями, которые имеют проверенную на рынке вашего региона репутацию. Непременно потребуется КАСКО, но делайте побольше франшизу – например, $150. Помните: простой в течение нескольких месяцев в случае затяжки ремонта обойдется вам на порядок дороже собственных денег, потраченных на оперативное устранение повреждений.
- С каждым претендентом – потенциальным арендатором следует проводить личные собеседования. Ваша задача – выявить, насколько серьезны у него намерения и не собирается ли этот человек банально украсть вашу машину для оперативного разбора на запчасти. Деньги по страховке вы, конечно, получите, но, во-первых, не сразу, а во-вторых, не в этом заключается бизнес-идея.
Если у вас самого отсутствует опыт заработка частным извозом, то можно пригласить в качестве консультанта человека, обладающего таким стажем. Как правило, глаз у него наметан – он сможет определить тех, кто не создаст вам проблем и тех, с кем лучше не связываться.
Общее пожелание – будьте осмотрительными и помните: бизнес-процессы требуют контроля.
ИП аренда автомобилей
1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Налог на имущество по объекту основных средств, полученных в аренду, уплачивает та сторона сделки, на балансе которой объект учтен (п. 1 ст. 374 НК РФ, Письма Минфина России от 10.12.2009 N 03-05-05-01/76, от 02.06.2006 N 03-06-01-04/113, от 07.06.2006 N 03-06-01-04/130 и др.).
Таким образом, с полученного в аренду автомобиля налог на имущество организация не уплачивает, потому что автомобиль — это собственность работника-арендодателя, а не работодателя-арендатора.
В настоящее время порядок налогообложения имущества физических лиц установлен Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон).
Согласно п. 1 ст. 1 Закона плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, независимо от их возраста, имущественного положения и иных критериев.
При этом объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, иные строения, помещения и сооружения, а также доли в праве общей собственности на указанное имущество (ст. 2 Закона).
Транспортные средства объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц не являются.
На основании ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Поскольку при аренде автомобиля право собственности к организации не переходит, транспортный налог она не уплачивает. Эта обязанность лежит на физическом лице — арендодателе, на которого зарегистрировано данное транспортное средство.
Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
П.С.Ландо
ЗАО «Сплайн-Центр»
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
Подписано в печать
13.11.2010
Какие налоги и взносы уплачивает организация?
Налогообложение при взимании арендной платы с физического лица за использование автомобиля, находящегося в собственности у юридического лица, зависит от системы налогообложения, которая установлена для организации. Оптимально, если используется упрощенная система (УСН), которая позволяет избежать уплаты налога на добавочную стоимость. При упрощенном налогообложении налоговая ставка будет равняться 15% от доходов. При этом объект налогообложения — сумма, равная разности между доходами и расходами. Если расходы не предусмотрены, то можно выбрать вариант с 6% ставкой, которая будет взиматься с суммы дохода от аренды.
В качестве собственника транспортных средств компания также уплачивает транспортный налог. Что касается штрафных санкций за нарушение дорожных правил, то они должны применяться непосредственно к арендатору или лицу, которое эксплуатирует арендованный автомобиль. Однако при фиксации нарушений камерами, установленными на дорогах, квитанции с постановлением о штрафах будут приходить на адрес владельца авто. Данную ситуацию необходимо заранее разъяснить в договоре, чтобы арендатор официально взял на себя оплату всех штрафов.
Затраты организации на аренду автомобиля, который используется в основной деятельности организации, относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Указанные расходы признаются в сумме ежемесячной арендной платы, установленной договором аренды, в том месяце, за который уплачивается арендная плата (п. п. 6, 6.1, 16, 18 ПБУ 10/99).
Бухгалтерские записи по отражению рассматриваемых операций производятся с учетом изложенного выше и правил, установленных Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены ниже в таблице проводок *.
Страховые взносы
Арендная плата, выплачиваемая физическому лицу (арендодателю) за передачу в пользование транспортного средства по гражданско-правовому договору (в том числе договору аренды транспортного средства без экипажа), не является объектом обложения страховыми взносами, уплачиваемыми в соответствии с гл. 34 «Страховые взносы» Налогового кодекса РФ (на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование) (п. 4 ст. 420 НК РФ).
Арендная плата по договору аренды транспортного средства без экипажа не отнесена к объекту обложения страховыми взносами, предусмотренному п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Соответственно, на сумму арендной платы по договору аренды транспортного средства без экипажа страховые взносы не начисляются.