Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за перегруз грузового автомобиля 2023 по осям». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чаще всего на дороге можно встретить полуприцепы, которые подходят для большинства разновидностей перевозимого груза. Они удобны тем, что загрузка может выполняться с любой стороны. При этом такие прицепы способны перевозить до 25 тонн. Соответственно, перегруз по осям никак не может быть выше (о подробном расчете см. ниже).
Как рассчитать массу грузовика по осям?
При подсчете предельно допустимой массы ТС учитывают следующие показатели:
- Общее количество осей на машине.
- Расстояние между осями.
- Типы колес (одно или двускатные).
Желательно делать подсчет при помощи специальных автовесов. Самостоятельные расчеты без привлечения оборудования часто получаются приблизительны. Особенно при перевозке груза в прицепе.
Если же необходимо предварительно установить, какую нагрузку оказывает ТС на дорожное полотно, делают это следующим образом. Во-первых, в документах на машину смотрят максимально допустимую нагрузку по осям. Этот показатель будет весом транспортного средства. При условии, что автомобиль двухосный. Если у машины три оси, нужно установить предельную нагрузку на переднюю ось и заднюю тележку. Сумма двух показателей будет весом ТС.
Т.к. нагрузка на заднюю часть грузовой машины больше по сравнению с передней, условно ее распределяют в таких пропорциях:
- 75 % общего груза приходится на прицеп.
- 25 % — на тягач.
Исходя из этого правила, на переднюю ось приходится 25, на все остальное – 75 %.
Пример расчета нагрузки на трехосное ТС с прицепом, если вес тягача – 10 т., вес прицепа – 14 т., вес груза – 13 т.
Типы транспортных средств
Вторая популярная разновидность – рефрижераторы. Это более дорогостоящие прицепы, которые представляют собой полноценные холодильные установки. Они необходимы в том случае, если перевозчику нужно переправить сырье, которое может испортиться. В рефрижераторе температурный режим можно регулировать от +25 до -25 градусов, благодаря чему становится возможной доставка любого типа продукции. Из-за довольно объемного холодильного оборудования такие прицепы не способны транспортировать более 20 тонн.
Автоцистерна – это прицеп для небольших (преимущественно жидких) грузов. Такое транспортировочное средство удобно загружать. Автоцистерны способны переводить от 15 до 25 тонн груза.
Какой допускается перегруз, в том числе на ось
Законодательство России разрешает перегруз машины на 2% от максимальной массы. Т.е. если полная масса составляет 35 т (прицеп с пятью осями), то допустимый перегруз – до 700 кг. То же правило действует в отношении развесовки по осям грузовика в России. Ограничение в 5 т на ось означает, что машину можно загрузить так, чтобы параметр был превышен на 100 кг, но не более.
Важно: Перегруз вреден не только для дороги, но и для машины. Колеса изнашиваются быстрее, чаще ломаются оси. Перегруженный КамАЗ с неравномерным распределением груза – одна из частых причин аварий на трассе.
Если правильное размещение груза в полуприцепе по осям невозможно, то необходимо разрешение на поездку и согласование маршрута. Документы оформляются в ГИБДД. Ограничения касаются только обычного грузового транспорта, а машины, принадлежащие армии, могут везти любое количество груза.
Как на «коленках» рассчитать нагрузку на ось
Поскольку время неумолимо идет к «заветной» дате, 01 апреля, а никаких положительных известий от Минэкономразвития в этом году, в отличие от прошлого года нет, то надо готовиться к сезонному весеннему закрытию дорог 2014 года.
Об этом я уже немного раньше говорил, ведь опубликован проект приказа Росавтодора. В нем указаны дороги, которые закрываются в те или иные сроки, список тоже есть у меня на моем сайте. Но ведь сами дороги никто не закрывает, просто мы так говорим.
Как самому рассчитать нагрузку на осьНа этих дорогах вводятся ограничения по допустимой нагрузке на каждую ось транспортного средства. Вот это введение ограничения по нагрузке на ось грузового автомобиля и есть то, что мы называем «закрытие дороги на просушку«.
Как посчитать разрешенную, или реальную нагрузку на ось транспортного средства? Есть одна простая, народная, но достаточно приближенная методика, позволяющая более-менее прикинуть предельно допустимые нагрузки на оси транспортного средства. Я ее подглядел у создателя и идейного вдохновителя сайта Транспорт-КТГ. На их сайте можно точно рассчитать нагрузки на оси для конкретных моделей автомашин и прицепов, задать иные вопросы и, что самое главное, получить квалифицированные на них ответы.
Меры административной ответственности за перегруз
КоАП РФ предусматривает две формы материальной ответственности за движение автомобиля с перегрузом:
- выплата штрафа установленной суммы;
- возмещение ущерба, нанесенного покрытию дороги.
В некоторых случаях оба вида ответственности могут быть совмещены.
Поскольку платить должен тот, кто виновен в правонарушении, в разных ситуациях это могут оказаться разные лица, ответственные за движение авто. Сумма штрафа зависит от нескольких факторов:
- кто именно признан ответственным;
- насколько превышена разрешенная масса автомобиля.
Кто и сколько заплатит:
- Водитель при перегрузе машины без спецразрешения до 10% заплатит от 1 до 1,5 тыс. рублей, до 20% – 3-4 тыс. руб., до 50% – 5-10 тыс. руб., а свыше – 7-10 тыс. руб. Если автомобиль перегружен наполовину и больше, водителя могут лишить прав на несколько месяцев.
- Грузоотправитель (ответственное за груз лицо), если виновен именно он, за незначительное превышение будет оштрафован на 10-15 тыс. руб., за более серьезное – на 25-30 тыс. руб., за значительное – на 35-40 тыс. руб., а за превышающее 50% – на 45-50 тыс. руб.
- Собственник транспортного средства должен особенно тщательно проверять грузы, поскольку ему грозит штраф в 150 тыс. руб. за маленький перегруз, 300 тыс. за 20%-ный, 400 тыс. руб. – за серьезный, доходящий до 50%, и 500 тыс. руб. – за превышающий половину разрешенной нормы.
- Юридическое лицо (и приравненный к нему в данном статусе индивидуальный предприниматель) уплатят серьезные суммы в 100-150 тыс. руб. за превышение нормы до 10%, 250-300 тыс. руб. – за перегруз до 20%, 350-400 тыс. руб. – до 50%, 400-500 тыс. руб. – за большие превышения.
Грузоотправитель также дополнительно несет ответственность, если в сопроводительных документах масса груза указана заведомо неправдивой. Он оплатит серьезный штраф:
- физическое лицо – 1,5-2 тыс. руб.;
- должностное лицо – 15-20 тыс. руб.;
- организация – 200-300 тыс. руб.
Кроме штрафа, он обязан возместить водителю все понесенные им материальные затраты вследствие перегруза авто.
Расчет ущерба дорожному покрытию вычисляется по специальной методике, утвержденной Постановлением Правительства РФ №934 от 16 ноября 2009 года. При этом берется во внимание:
- мера перегруза;
- тип дорожного покрытия;
- пробег по нему перегруженного автомобиля.
Ответственность грузоотправителя за перегруз
Большинство грузовладельцев заинтересованы в загрузке автомобиля на максимально возможный объем и всю ответственность за возможный перегруз перекладывают на водителя. Однако данный подход является не только не верным, но также может повлиять на возникновение непредвиденных расходов.
Пунктами 8 и 9 статьи 12.21.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность грузоотправителя за предоставление недостоверных сведений о массе или габаритах груза в документах на перевозимый груз либо неуказание в транспортной накладной при перевозке крупногабаритных или тяжеловесных грузов информации о номере, дате или сроке действия специального разрешения либо о маршруте перевозки такого груза.
Штраф за данное нарушение составляет: на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Помимо уплаты штрафа, грузоотправитель будет вынужден возместить перевозчику причиненный ущерб вследствие допущенных нарушений.
К причиненному ущербу, который возник у перевозчика можно отнести следующие понесенные им расходы:
- уплата административного штрафа за перегруз;
- оплата ущерба автодороге вследствие перегруза;
- расходы, связанные с нахождением автомобиля на специализированной стоянке по причине его задержания;
Поскольку возмещение ущерба является мерой гражданско-правовой ответственности, её применение возможно лишь при наличии определенных условий. Обязательными условиями для возложения материальной ответственности за перегруз автомобиля являются:
- доказанные факты недостоверных сведений;
- наличие и установленный размер причиненного ущерба;
- прямую причинно-следственную связь между действиями грузоотправителя и ущербом перевозчику.
Кто может выписать штраф
Контроль за нагрузкой грузовиков осуществляют сотрудники ГИБДД. Они могут останавливать фуры и проверять их уровень загруженности.
На специальных постах взвешивание проходят все фуры на дороге. Но и без поста на обычной трассе сотрудники ГИБДД могут остановить фуру и проверить уровень загрузки. Обычно таким внезапным проверкам подвергаются водители, нарушившие ПДД.
Кроме того, современные камеры слежения, установленные на дорогах, тоже могут определять уровень загруженности грузовика. В этом случае штрафы назначаются автоматически — камера фиксирует перегруз и направляет штраф владельцу авто по зарегистрированному государственному номеру.
Автоматические весы могут измерить как общий вес грузовика вместе с грузом, так и распределение веса по осям. Для этого автомобиль должен двигаться со скоростью меньше 140 км/ч. Если выявляется нарушение, система автоматически проверяет, есть ли у этого транспорта специальное разрешение на перегруз. Если его нет, то владелец транспорта получит штраф.
Когда можно обжаловать штраф и как это сделать?
К сожалению, в большинстве случаев обжаловать наказание за перегруз тяжеловесного ТС не выходит, так как водителям приходится самостоятельно доказывать свою невиновность.
Однако в некоторых ситуациях шансы все же есть:
- Владелец ТС может оспорить штраф, выписанный в автоматическом режиме, если сможет доказать, что в этот момент транспортным средством управлял кто-то другой.
- Юридическое лицо, владеющее грузовиком, может оспорить штраф, если докажет, что водитель осуществлял перевозку груза в личных целях, а не по заказу компании.
- Также любое лицо, на которое был наложен штраф за перегруз только одной из осей, может обжаловать наказание, если производилась транспортировка сыпучего груза, так как водитель не в состоянии зафиксировать положение такого груза.
- Еще один вариант, когда штраф может оспорить кто угодно – если грузовик удачно прошел несколько проверок контроля веса ГИБДД до вынесения штрафа. И причиной такого «сбоя» может быть не только неисправность прибора весового контроля, но и, например, прошедший недавно дождь, намочивший сыпучий груз и, соответственно, значительно увеличив его массу – в таком случае вины водителя или компании также нет.
Штраф за перегруз легкового автомобиля
В законе не содержится прямое указание на правонарушение, совершаемое водителями легкового автомобиля, однако это не означает, что привлечь их к ответственности невозможно.
Нарушение правил может быть выражено как в превышении установленных лимитов по допустимому весу, так и в слишком большом количестве пассажиров. Доказать первое практически невозможно – только если перевозимый груз очень большой и не выполняются другие установленные нормы.
ВНИМАНИЕ !!! Водителям же стоит помнить о повышенной опасности управления перегруженного автомобиля, а также о уменьшении срока службы подвески.
Перегруженность пассажирами 2023 для физических лиц выражается, когда автомобиль не рассчитан на перевозимое количество людей, и они расположены не по правилам. Правонарушением будет считаться, если все люди находятся в салоне, но автомобиль не оборудован должным образом. Иногда встречаются ситуации, когда люди едут в багажнике. Естественно, что такие действия крайне опасны и за них предусмотрен штраф. Его размер составляет от 500 рублей до 1500 рублей.
В дополнение к вышеописанным данным в маркировке шины присутствуют и другие показатели: грузоподъемность, назначение, скоростные ограничения, конструкция шины и другие.
Например, в маркировочной характеристике шины на «газель» 185/75 R16c 96N указаны:
- Ширина покрышки – 185 мм.
- Процентное соотношение между высотой и шириной профиля шины – 75 %.
- Конструкция корда покрышки – радиальная (R). Существуют еще диагональные конструкции (D), но применяются реже.
- Индекс назначения – С, используется для эксплуатации легкогрузовым транспортом.
- Индекс нагрузки – 96N. По общепринятой классификации нагрузки, данный идентификатор сообщает, что покрышка (одна) может выдержать вес, равный 710 кг.
На автомобиле допускается возможность эксплуатации покрышки на «газель» с большей шириной, равняющейся 195 или 205 мм. Задний осевой набор пар может монтироваться покрышками с идентификатором от 96 до 201, но это с большим грузоподъемным запасом. Передняя колесная пара может иметь диапазон индекса от 96 до 101.
Общие положения, виды транспортных средств, их особенности
Фура, намеренно допустившая перегруз, несёт опасность. Прежде всего, она даёт нагрузку на дорожное покрытие, которое рассчитывается под определённую массу машин. Если вес машины больше, а проконтролировать это не всегда возможно, то дорога разрушается. И пенять на власти, которые не выделяют деньги из бюджета на ремонт дорог, не всегда оправдано.
Следующий момент – перегруженная машина ведёт себя на трассе по-иному: она тяжелее поддаётся манёврам, более уязвима при обгонах. Даже опытный водитель, двигаясь в объективно сложных условиях: ночью, в дождь, по серпантину – не всегда сможет удержать грузовик от опрокидывания. Тормозной путь перегруза длиннее, что автоматически ставит под угрозу жизнь водителя большегруза, и проходящих рядом машин.
Прежде чем выходить на трассу, необходимо понимать, что желание заработать или экономия времени не оправдывают перегруз каров, а законодательством предусмотрены для нарушителей превышения веса большие штрафы.
Разберёмся, что такое перегруз и как регулирует этот момент федеральное законодательство и Правительство, существует ли какой-то норматив допустимого перегруза грузового автомобиля. Пять лет назад в связи с появлением на дорогах страны автомобилей нового типа были пересмотрены, а затем введены категории (10 видов) и подкатегории (6 видов) транспортных средств (далее ТС).
Грузовой транспорт – это средство для перемещения грузов в кузове, на платформе. Грузовые автомобили подразделяются на категории С и С1. Основное отличие – габариты машины и грузоподъёмность.
Кроме этого все средства различаются:
- функциональностью;
- тоннажностью;
- видом кузова;
- разрешённой к перевозке массой;
- весом;
- нагрузкой на ось.
Грузовые машины с прицепами (при массе груза в прицепе более 750 кг) определены в свои специфические группы: ВЕ, СЕ, DE и другие. Все деление автомобилей регулируется ГОСТом 33987-2016. Однако периодически в него вносятся нововведения.
Максимальный вес груза по российским дорогам – 44 тонны, но для каждого типа машины предусмотрен свой весовой коридор.
Количество осей машины | Максимальная нагрузка (тонн) |
2 | 18 |
3 | 25 |
4 | 32 |
5 | 35 |
В отдельную категорию выделены автопоезда: конструкция, состоящая из транспортного средства и прицепа (одного или нескольких, или полуприцепа). Для них в ПДД предусмотрены следующие весовые ограничения.
Сколько будем платить за перегруз
Российские магистральные дороги, не говоря уже о городских, часто не выдерживают никакой критики. Считается, что основное разрушающее влияние оказывают перегруженные автомобили. На дорогах много автомобилей различной грузоподъемности. При превышение предельно допустимых нагрузок на дорожное полотно, дороги разрушаются. Для восстановления дороги требуются деньги. Поэтому штраф за перегруз увеличен в два раза.
По новой редакции ПДД и КоАП размер ущерба, который перегруженные ТС наносят дорогам, начал оцениваться строже.
Для перевозок часто используются малотоннажные Газели. Наказание и для них увеличено. Это не смотря на то, что их разрешенная масса не превышает норматива по нагрузке не только на магистраль, но и на любую городскую дорогу.
Разрушаются дороги и из-за их низкого качества. Руководство некоторых областей РФ, пытаются привлечь к судебной ответственности строителей и ремонтников, в ведении которых находятся дороги. Если дорожное полотно не выдерживает предусмотренных законом сроков эксплуатации, суд их наказывает.
Помощь юриста по штрафам за перегруз
Транспортные компании намного чаще получают штраф за нарушение допустимых значений нагрузки на ТС и его оси, чем предприниматели или частные лица. Если первые могут позволить себе в штате специального юриста, который занимается урегулированием данных ситуаций, то ИП или частникам приходится самостоятельно собирать документы, углубляться в тонкости нормативно-правовых актов, посещать суды.
Юридическая помощь квалифицированного специалиста поможет вам избавиться от всех хлопот связанных со штрафом за перегруз, существенно занизит его размер или вовсе отменит в короткие сроки.
Срок обжалования до 10 рабочих дней с момента передачи юристу всех документов.