Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Размер обеспечения исполнения контракта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Исполнение контракта обеспечивается денежной суммой в размере 5–30% начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Если НМЦК превышает 50 млн рублей, размер обеспечения должен составлять уже от 10 до 30%. При этом обеспечение не может быть меньше размера аванса (если таковой предусмотрен контрактом). Если контракт предусматривает выплату аванса более 30%, то обеспечение устанавливается в размере аванса.
Рассчитываем размер обеспечения исполнения контракта
Например
НМЦК = 10 млн рублей, размер аванса — 10%. Заказчик может запросить обеспечение в пределах 10–30%, то есть 1–3 млн рублей. Если бы договором не был предусмотрен аванс, обеспечение могло было быть назначено в пределах 5–30%, то есть 0,5–3 млн рублей.
Смысл обеспечения состоит в том, чтобы подрядчик доказал свою финансовую состоятельность и заинтересованность в выполнении контракта. В некоторых случаях заказчик может не требовать обеспечения: в случае запроса котировок (при НМЦК не выше 500 тыс. руб.), а также при закупках товаров или услуг у единственного поставщика[1].
Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ
Обеспечение исполнения контракта — денежные средства или банковская гарантия, которые предоставляются заказчику победителем торгов при заключении контракта для покрытия возможного ущерба заказчика в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств.
Вопросы обеспечения исполнения контракта в рамках 44-ФЗ регулируются статьей 96.
Согласно ч. 1 ст. 96 44-ФЗ заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом ДОЛЖНО БЫТЬ установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 44-ФЗ – запрос котировок, запрос предложений и закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (для этих закупок заказчик ВПРАВЕ установить требование обеспечения исполнения контракта).
Наряду с предусмотренными ч. 2 ст. 96 44-ФЗ случаями, при которых заказчик ВПРАВЕ установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта, Правительство РФ ВПРАВЕ определить случаи и условия, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать данное требование. Таким документом является Постановление Правительства РФ от 06.03.2015 г. № 199 «О случаях и условиях, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта». Такими случаями, например, являются: проведение конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства (СМП), социально ориентированные некоммерческие организации (СОНО).
Контракт с победителем заключается только после предоставления заказчику обеспечения исполнения контракта (ОИК) таким победителем в соответствии с требованиями 44-ФЗ. В том случае, если победитель не предоставил заказчику в установленный срок ОИК, такой победитель будет считаться уклонившимся от заключения контракта. Что в свою очередь чревато внесением информации о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Случаи не применения положений 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта
Согласно ч. 8 ст. 96 положения 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае:
1) заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением;
2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;
3) заключения бюджетным учреждением контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.
Разница между обеспечением гарантийных обязательств и обеспечением исполнения контракта
Обеспечение исполнения контракта — это тоже своего рода гарантия, которую поставщик предоставляет заказчику. Её цель — снижение возможных финансовых рисков, которым подвергается заказчик при некачественном исполнении договора поставщиком или отсутствия исполнения как такового.
Обеспечение исполнения тоже можно выполнить только двумя способами: либо залогом денежных средств на депозит заказчика, либо предоставлением независимой гарантии. В этом оба обеспечения, о которых идёт речь, схожи.
Сумму обеспечения исполнения контракта заказчик обычно выставляет от 5 до 30% от НМЦК — начальной максимальной цены контракта. В исключительных случаях она может составлять и 50%, и даже 100%. Сумма гарантийного обеспечения, напомним, не будет больше 10% от НМЦК.
Обеспечение контракта вносится в период подписания контракта, а обеспечение гарантии вносится в момент поставки товара. В этом ещё одно различие этих двух обеспечений.
Стоит также упомянуть, что заказчик может выставить требование к обеспечению гарантийных обязательств, даже когда не устанавливает требование к другому обеспечению.
ГДЕ необходимо указывать размер ОИК
– в извещении об осуществлении закупки;
– в проекте контракта;
– в документации о закупке (закрытые закупки);
– в приглашении принять участие в определении поставщика, подрядчика, исполнителя (закрытые закупки) .
КАК необходимо указывать размер ОИК
Заказчику достаточно определить размер обеспечения исполнения контракта в процентах от НМЦК (от цены контракта для СМП и СОНО). Указывать этот размер в твердой денежной сумме необязательно (Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 3 августа 2017 г. N 305-КГ17-3351 по делу N А40-207745/2015).
Размеры ОИК (чч..6 – 6.2. Закона №44-ФЗ)
Общий случай |
Закупка только для СМП и СОНО (п.1 ч.1 ст.30 Закона №44-ФЗ) |
|
Аванс контрактом не предусмотрен |
от 0,5 % до 30% НМЦК |
от 0,5 % до 30% цены контракта |
Контрактом предусмотрен аванс, не превышающий 30% НМЦК |
Не менее размера аванса |
|
Контрактом предусмотрен аванс, превышающий 30% НМЦК |
В размере аванса |
|
Расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению (письмо Минфина России от 25.09.2020 N 24-03-08/84224) |
ОИК устанавливается от НМЦК, уменьшенной на размер аванса |
ОИК устанавливается от цены контракта, уменьшенной на размер аванса |
Расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению |
В размере до 10% НМЦК |
В размере до 10% цены контракта |
Какие условия относительно ОИК необходимо включить в проект контракта
- Условие о размере ОИК.
- Условие об обязательстве контрагента в случае отзыва у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве ОИК, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее 1 месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком контрагента о необходимости предоставить соответствующее обеспечение.
- Условие о неустойке для контрагента. За каждый день просрочки исполнения контрагентом обязанности предоставить новое обеспечение в связи с отзывом лицензии у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве ОИК, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с ч.7 ст.34 Закона №44-ФЗ.
- Условие об уменьшении размера нового обеспечения в порядке и случаях, которые предусмотрены ч.ч. 7, 7.1., 7.2. и 7.3. ст.96 Закона №44-ФЗ.
- Условие о сроках возврата заказчиком контрагенту денежных средств, внесенных в качестве ОИК, в том числе их части в случае уменьшения размера ОИК в соответствии с ч.ч. 7, 7.1., 7.2. ст.96 Закона №44-ФЗ.
В чем отличие обеспечения гарантийных обязательств от обеспечения исполнения контракта
Назовем отдельно еще 2 отличительные особенности помимо названных выше:
- Заказчик может выставить требование об обеспечении гарантийных обязательств даже тогда, когда внесение обеспечения исполнения контракта не требуется. Например, при приобретении компьютерной техники путем электронного запроса котировок заказчик может не устанавливать требование об ОИК (ч.1 ст.96 44-ФЗ), но может потребовать гарантийные меры, т.к. при закупках оборудования обязан обозначить требования к гарантийным обязательствам в техническом задании.
- ОИК предоставляется победителем закупки до подписания контракта, а обеспечение ГО предоставляется поставщиком (исполнителем, подрядчиком) до подписания акта с Заказчиком.
Варианты предоставления обеспечения контракта
Существует 2 варианта обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ. Участник закупки сам определяет наиболее удобный ему способ:
- Зачисление денежных средств на счет заказчика. Данная сумма будет «заморожена» до того момента, пока не будут выполнены условия контракта. Если контракт был выполнен, согласно всем условия, то вся сумма будет возвращена обратно поставщику;
- Независимая гарантия. Так с недавних пор называют более привычную всем кто интересуется тендерами банковскую гарантию. В данном варианте, всю ответственность за участника закупки несет гарант, то есть банк, который выдал гарантию.
Возврат обеспечения исполнения контракта
По общему правилу суммы, направленные в обеспечение заявки на участие в конкурсе, возвращаются на счет участника закупки при наступлении соответствующих обстоятельств (подписание протокола рассмотрения заявок, отклонение заявки и т.д.). Срок возврата обеспечения контракта прямо зависит от исполнения подрядчиком обязательств. Вместе с тем законодательство (в частности, пункт 13 статьи 44 Закона № 44-ФЗ) допускает ситуации, при которых суммы ранее перечисленного обеспечения заявки или обеспечения контракта не возвращаются. Так, если контрагент внес обеспечение исполнения контракта, а позднее контракт расторгнут в одностороннем или судебном порядке в связи с неисполнением обязательств поставщиком, то обеспечение исполнения контракта поставщику не возвращается. Денежные средства перечисляются в соответствующий бюджет. Это и есть назначение обеспечения контракта.
28.09.2020 на сайте проектов нормативных актов Минстрой опубликовал законопроект, который предполагает изменение градостроительного кодекса. Планируют снизить финансовую нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности, которая связана с членством в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.
В числе нововведений предлагают изменить ст. 96 44-ФЗ. Ведомство предлагает, чтобы заказчики не устанавливали требование обеспечения исполнения госконтракта, который заключается конкурентным способом, для лиц, которые состоят в СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.
Подрядчики из СРО не будут обеспечивать контракт на выполнение проектных или изыскательских работ для строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если его цена не превышает 25 млн рублей. А для контрактов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства верхняя планка для освобождения от обеспечения установлена на уровне 60 млн рублей.
Строительные госконтракты, как правило, носят долгосрочный характер. По 44-ФЗ размер обеспечения исполнения обязательств по таким контрактам составляет от 10 до 30% начальной (максимальной) цены, но не меньше аванса. Такие правила установлены для тендеров с НМЦК больше 50 млн рублей.
Госконтракт заключается после того, как участник закупки предоставил ОИК. Если он этого не сделает, его признают уклонившимся от заключения госконтракта. Это приведет к включению его в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Обеспечивать госконтракт деньгами на долгосрочный период обременительно для участников, так как на рынке подрядчиков капитального строительства нет организаций, которые спокойно изымают из оборота такие суммы. Получается, самый доступный способ обеспечить сделку — банковская гарантия.
Такие гарантии подрядчикам выдаются на срок до пяти лет, а комиссия по ним — до 5%. Это финансово нагружает подрядчика. А получить банковскую гарантию в таком размере проблематично для подрядных организаций из-за жестких требований банков.
Чтобы создать более благоприятный инвестиционный климат и условия для повышения конкуренции в строительных тендерах, подготовили поправки в ст. 96 Закона о контрактной системе. После вступления в силу изменений поставщики смогут обеспечивать отдельные этапы, а гарантийные обязательства — по годам.
Обеспечение исполнения контракта: понятие и роль в заключении и исполнении государственного контракта
Государственные закупки – это в подавляющем большинстве случаев процедуры конкурентного определения потенциального исполнителя по государственному или муниципальному контракту.
Нередко для того, чтобы получить тот или иной контракт, потенциальные исполнители идут на существенное снижение цен на сами контракты, а также предоставляют заказчику лучшие условия для исполнения контракта.
Однако подобные действия нередко приводят к тому, что контракт по факту исполняется с нарушениями или не исполняется вовсе.
Именно по этой причине на государственном уровне было принято решение о необходимости создания гарантирующего инструмента, который сможет обезопасить государственного заказчика от возможных потерь при ненадлежащем исполнении контракта выигравшим исполнителем. Таким инструментом стало обеспечение исполнения контракта. Что это за гарантирующий инструмент, каким образом рассчитывается и как может использоваться?
Под данным термином подразумевается внесение исполнителем залога, который будет определенной страховкой его ответственности за обязательства, взятые на себя перед заказчиком по контракту.
Сегодня для предприятий малого бизнеса выиграть тендер – большой успех и перспектива дальнейшего развития. Однако нужно помнить, что перед подписанием придется внести обеспечение исполнения контракта (ОИК).
Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ (ст. 96) заказчик обязан требовать при любой закупке. Имеются исключения:
- Если исполнитель имеет статус казенного учреждения, такое требование не выставляется.
- Закупки, относящиеся к оборонной сфере, обычно регламентируются законом 275-ФЗ от 29.12.2012 «О государственном оборонном заказе», при этом данный закон будет иметь приоритет.
- Если закупки осуществляются у единственного исполнителя и предусмотрены пунктами 4, 5, 8, 9, 10, 13, 15, 17, 20-23, 26-28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, то заказчик имеет право требовать его, но не обязан это делать.
Во всех остальных случаях на заказчике лежит обязанность установить ОИК.
Основания для изменений
Основание для установления такого права — ч. 12.1 ст. 48 ГК РФ, в которой указано, что подготовка проектной документации по инициативе застройщика или технического заказчика осуществляется применительно к отдельным этапам строительства. А Постановление Правительства №145 от 05.03.2007 о порядке организации и проведения госэкспертизы проектной документации и результатах инженерных изысканий определяет этап строительства как объект, который вводится в эксплуатацию и эксплуатируется автономно.
В ч. 12 ст. 51 ГК указано, что федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен выдавать разрешения на строительство, по заявлению застройщика выдает разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.
Разрешение на строительство — документ, который разрешает застройщику строить, реконструировать объект капстроительства и подтверждает соответствие проектной документации требованиям, которые установлены градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства.