Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социальное такси для инвалидов в Московской области работа». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Кому положено социальное такси выясним немного позже, сейчас же хотелось бы ответить на такой вопрос, как, что в принципе собой представляет эта служба и, возможно, чем-то она отличается от традиционных сервисов?
Социальное такси для инвалидов в Москве работает практически идентично классическим пассажирским перевозкам, но с небольшим уточнением. К примеру, социальное такси в Москве имеет на порядок привлекательней тарифы для клиентов, но в тоже время, есть некоторое ограничение по зоне, так скажем, эксплуатации. То есть не всегда получиться добраться до нужной конечно точки поездки, из-за ограничений введенных самой службой. Но, по этому поводу (зона эксплуатации) поговорим немного ниже, уточняя буквально допустимый километраж.
Номер телефона для заказа в городах отличается, что и понятно, однако прежде чем вызывать машину, нужно понимать некоторые тонкости. Для тех, кто совершает первую поездку социальным сегментом перевозок, нужно пройти небольшую процедуру регистрации. Делается это во «Всероссийском обществе инвалидов» или в социальной службе. Подробней, естественно, будет в следующих разделах.
Неприоритетный вопрос
В действующем законодательстве нет четко прописанных правил предоставления социального такси для маломобильных граждан.
«В России сегодня отсутствует какой-либо конкретный нормативный акт, обязывающий местные администрации в принципе предоставлять людям с ограниченными возможностями социальное такси, — поясняет юрист Дмитрий Фаустов. — Если говорить о московской службе, тот факт, что воспользоваться ею могут только и исключительно жители Москвы, безусловно, противоречит не только юридической логике, но и Основному Закону России. Статья 39 Конституции гарантирует всем гражданам социальное обеспечение, в том числе по болезни и инвалидности».
Судя по всему, власти субъектов под социальным обеспечением граждан с ограниченными возможностями понимают исключительно назначение мизерных выплат. Вопрос о доступной транспортной среде до сих пор не является для них приоритетным.
«Вопрос о социальном такси имеет массу юридических пробелов, — продолжает Дмитрий. — Он практически не регулируется законодательством и является одним из важнейших предметов для дискуссии на уровне правительств субъектов страны».
Адвокат Арсения Разумовская добавляет: услугу в регионах вообще некому предоставлять, ведь и без того небольшие региональные бюджеты по этому направлению не осваиваются. Москва может порадоваться хотя бы тому, что эта служба здесь есть.
Больницы, офисы, кладбища, а летом — на дачу
Соцтакси — не дополнительная льгота, не бонус и не «приятный подарок» для инвалидов от городских властей. Это жизненная необходимость. Заменить его нечем, ведь другого способа перемещаться по городу у инвалидов просто нет. Они не только лишены возможности выбирать, пользоваться ли этой услугой. При заказе соцтакси у них нет права самостоятельно решить, куда на нем поехать.
«Частники, пусть и втридорога, повезут тебя, куда сам попросишь, — говорит Илья Рутковский. — А социальное такси — нет. На нем можно съездить в больницу, на учебу или на работу. И это практически все».
В регламенте предоставления социального такси есть исчерпывающий перечень пунктов назначения поездок. И выйти за его рамки не получится. В приоритете — медицинские и санаторные, образовательные учреждения, а также аэропорты, вокзалы и госорганы. С июня по август можно съездить на дачу, если она находится в пределах Москвы или в Подмосковье. Есть шанс оформить поездку в дом отдыха, а еще — на кладбище.
«В конце этого списка они пишут, что можно заказать такси, чтобы попасть на некие “культурно-развлекательные и досуговые мероприятия города”, — продолжает Илья. — Но на практике даже в театр тебя вряд ли повезут».
Поехать на соцтакси за покупками, на концерт или на встречу с друзьями в кафе тоже не получится. Видимо, власти считают это излишеством. Выходит, что до сих пор настоящая свобода передвижения остается для людей с инвалидностью непозволительной роскошью.
Государственным законодательством строго определены категории граждан, которые могут полноправно оформить бесплатное социальное такси.
Транспортные преимущества предоставляются группам лиц, приведенным в таблице ниже.
Категория льготника | Характеристика |
---|---|
Граждане с инвалидностью | · С ограниченным двигательным аппаратом; |
· Инвалиды первой группы; | |
· Лица, имеющие вторую группу недееспособности, которые достигли восьмидесятилетнего возраста. | |
Недееспособные дети | При условии, что они еще не достигли семилетнего возраста |
Получившие группу инвалидности по причине нарушений зрения | До восемнадцатилетнего возраста |
Пребывавшие в концлагерях | Несовершеннолетние граждане, которых содержали в концентрационных лагерях, где они и получили инвалидность |
Члены многодетных семей | Имеющие прописку в малоэтажном жилищном фонде |
Лица, сопровождающие инвалида | — |
Родители (опекуны) недееспособных детей | Опекунами, или попечителям потребуется подтвердить свой статус документально |
Как производится перевозка граждан?
В социальном такси для инвалидов числится около 250 автомобилей. Стоянкой для них является автобусный парк Мосгортранспорта. Для транспортировки инвалидов используются автомобили, оборудованные поворотными сидениями, крепежами для колясок и специальными подъемниками.
Как воспользоваться такси
Перед первой поездкой гражданин регистрируется во Всероссийском обществе инвалидов. МГО ВОИ располагается по адресу: ул. Бахрушина, 21-23, ст. 5. График работы учреждения:
- Прием с понедельника по пятницу.
- Организация открыта: 10:00-15:00.
- Обеденный перерыв: 12:00-12:45.
Понадобится документация:
- Гражданский паспорт (для несовершеннолетних – свидетельство о рождении).
- Карта москвича.
- Для ветеранов: ветеранское удостоверение.
- Для инвалидов: заключение МСЭ, программа реабилитации.
- Для многодетных: специальное удостоверение семьи, свидетельство о получении (на условиях безвозмездной эксплуатации) жилья в малоэтажном жилищном городском фонде.
Опекуны-сопровождающие предъявляют бумагу, подтверждающую оформление опекунства над льготником.
Социальное такси может отвезти инвалида в следующие места (главное, чтобы они находились в Москве или Московской области):
- Аэропорты, железнодорожные и автовокзалы.
- Дачные участки. Вызвать такси для поездки на дачу можно не ранее 11:00 и не более восьми раз в течение месяца.
- Службы, оказывающие услуги ритуального характера.
- Образовательные учреждения (например, ВУЗы), места работы.
- Санаторно-курортные организации. У человека, который направляется в санаторий, должна быть путевка с отметкой органа соцзащиты.
- Социальные службы, органы государственной власти, страховые и пенсионные органы.
- Государственные реабилитационные и медицинские учреждения.
Заказать социальное такси могут:
- Дети-инвалиды до 7 лет.
- Несовершеннолетние инвалиды, которые не могут самостоятельно передвигаться и нуждаются в средствах реабилитации. К таким средствам реабилитации принадлежит коляска, костыли, трости.
- Родители или опекуны детей-инвалидов.
- Лица с ограниченными возможностями 1-ой группы.
- Лица, получившие инвалидность во время Отечественной войны и заключения в фашистском лагере.
- Дети, которым присвоена инвалидность по зрению.
- Зарегистрированные жители Москвы, которые являются членами многодетных семей.
- Инвалиды 2-ой группы, которым исполнилось 80 лет.
- Лица, что сопровождают инвалидов.
Услуга по транспортировке льготных пассажиров
Использование и работа социального транспорта регламентируется региональными нормативными актами. К примеру, в Воронежской области это Приказ Департамента труда и социального развития Воронежской области от 10 декабря 2013 года N 4248/ОД “О СЛУЖБЕ “СОЦИАЛЬНОЕ ТАКСИ”.
Рекомендуем: Правила предоставления земельных участков детям-инвалидам в 2021 году
В Челябинской области – Постановление Администрации города Челябинска от 22.05.2017 N 201-п “Об утверждении Положения о деятельности службы “Социальное такси” (вместе с “Положением о деятельности службы “Социальное такси”).
Также деятельно таких служб может быть регламентирована муниципальными актами. К примеру, Постановлением Администрации г. Шахты Ростовской
области
от 14 июня 2021 г. N 3070 “Об утверждении Положения о службе “
Социальноетакси
” в городе Шахты”, Приложением к постановлению Администрации города Ростова-на-Дону от 07.09.2018 № 860 “Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде доставки отдельных категорий граждан к объектам социальной инфраструктуры”.
Такие НПА принимаются в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, п. 4.1 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.
Благодаря таким нормативно-правовым актам льготники получили возможность передвижения на специальных автомобилях, где установлена доступная цена или предоставлено право безвозмездного пользования ТС.
Такси для инвалидов нельзя рассматривать как альтернативу льготным тарифам в общественном транспорте. Они пользуются ими, сохраняя свои права. Это один из способов поддержки данной группы населения.
Юлия Юрьевна, как пандемия повлияла на пассажиропоток?
Юлия Темникова: Обратимся к цифрам. Если в апреле 2021 года наземный транспорт перевозил в день почти 4 млн пассажиров, то в том же месяце 2020-го — только 581 тысячу. Самоизоляция закончилась, и сейчас пассажиропоток восстановился примерно на 70 процентов. Мы стараемся вернуть людей в общественный транспорт за счет современных подходов к безопасности и новых сервисов.
Безопасность — это прежде всего дезинфекция?
Юлия Темникова: Да, но не только. Мы действительно проводим тотальную обработку всех поверхностей, которых касаются пассажиры. Поручней, сидений, валидаторов. Санитарная обработка проводилась и до пандемии, но сейчас ее стали проводить гораздо чаще. Задействуем распылители с обеззараживающим составом. Расширяем и возможности бесконтактной оплаты проезда. Во всем наземном транспорте принимают банковские карты, Apple и Google Pay. Пока самый распространенный способ оплаты — по билетам на «Тройке», примерно 56 процентов транзакций. По тарифу «Кошелек» — 34 процента, а доля оплат банковскими картами достигла 10 процентов.
Второе направление — безопасность на дорогах. Мы первыми в России внедрили систему «Антисон» на наземном транспорте. Это комплекс камер и датчиков, которые анализируют состояние водителя. Например, по частоте моргания электроника определяет, насколько сконцентрирован сотрудник. Понятно, что у нас есть регулярные медосмотры, но везде ведь есть человеческий фактор! Система «Антисон» снизила аварийность уже на 23%.
За безопасностью в салоне следят камеры. Мы получили уже более 3 тысяч запросов от полиции с просьбой предоставить записи с камер. Они позволяют не только раскрывать преступления, но и решать более тривиальные вопросы, например, искать потерянные вещи.
А какие новые сервисы способны привлечь пассажиров?
Юлия Темникова: Мы делаем комфортнее не только сам транспорт, но и инфраструктуру. До конца года переоборудуем более тысячи остановочных павильонов. Это будут навесы с Wi-Fi, USB-портами, информационными табло.
Удалось внедрить в наземном транспорте сопровождение маломобильных пассажиров. Этим занимаются ребята из Центра обеспечения мобильности метро. Они и встретят человека, и проводят в нужное место. Замечаем, что пассажиры с особенностями здоровья стали чаще ездить в театры, музеи. Даже на поздние сеансы ездят на общественном транспорте. Ведь сопровождение работает до 1.00, заказать его легко через контакт- и наши транспортные приложения. За несколько месяцев получили более 600 заявок на сопровождение. Уже знаем в лицо постоянных пассажиров и ориентируемся на их требования.
А как насчет скорости? Автобусы стали быстрее?
Юлия Темникова: Да, помогли выделенки. Их общая протяженность в городе достигла 380 километров. Средняя скорость движения выросла в 1,5-2 раза. Показателен в этом плане один из маршрутов в Царицыно, где экономия времени в пути для пассажиров достигла 15 минут.
Вы постоянно расширяете сеть ночных маршрутов. Неужели рентабельно?
Юлия Темникова: Дело не в рентабельности. Просто у нас есть обратная связь с пассажирами. И ночные маршруты — одна из главных их просьб. Это мировая практика мегаполисов, ночные маршруты — отличная альтернатива такси. У нас сейчас 15 таких направлений. Каждую ночь на них ездят 3,5 тысячи пассажиров.
Современный транспорт — это еще и особые требования к экологичности. Правда ли, что абсолютно все автобусы в Москве заменят электробусами?
Юлия Темникова: Действительно, мы стараемся постоянно обновлять наш парк современными экологичными машинами. Средний возраст автобусов в Москве — 5 лет, парк обновлен на 100 процентов. Сейчас 79% из них с двигателями экологического класса Евро-5. В город постоянно приходят новые трамваи. С 2010 года парк уже обновили на 78%. А что касается электробусов, то мы на самом деле идем к тому, чтобы к 2030 году полностью укомплектовать ими наш парк безрельсового транспорта.
В городе открыто уже 15 ночных маршрутов. Каждую ночь ими пользуются три с половиной тысячи пассажиров
Вспомните, с чего все начиналось. Эти машины в городе появились в 2021 году. Закупили тогда 30 электробусов. Отзывы получили положительные и от водителей, и от пассажиров. Недавно проведенный опрос показал: более 70 процентов москвичей считают электробус самым лучшим видом городского транспорта. Большинство москвичей отмечают, что в их районах стало легче дышать. Спать весной с открытыми окнами раньше для многих было невозможно: рядом ведь магистраль. Электробусы тише, чем автобусы. Да и выбросов диоксида углерода меньше от замены одного автобуса на электробус на 60 тонн в год. Посчитаем: у нас 600 электробусов на 45 маршрутах. До конца года купим еще 400 машин. А до конца 2023-го их будет уже более 2200.
Московский электробус ведь не полностью электрический: отопление салона дизельное…
Юлия Темникова: Рассчитываем, что к 2022 году и отопление станет электрическим. Опытный образец такого электробуса есть, он испытывается на закрытом полигоне завода-изготовителя. Хотим, конечно, как можно скорее выпустить его на линию, но сделаем это, только когда будут стопроцентные гарантии безопасности и надежности. Не хотелось бы забегать вперед, но очень надеемся, что в следующем году увидим электрическую «гармошку» на самых востребованных маршрутах.
Требования к перевозчику
Не каждый автомобиль может быть использован для перевозки людей с особыми потребностями. Для социального такси закупают специфический транспорт или переоборудуют машину таким образом, чтобы она соответствовала следующим требованиям:
- Наличие отличительного знака на кузове, который сигнализирует о принадлежности автомобиля к социальному транспорту;
- Достаточная вместительность, которая не будет сковывать движений инвалида с коляской;
- Система крепежей, позволяющая зафиксировать пассажира настолько надежно, что ему не придется самостоятельно держаться за поручни;
- Терминал для оплаты.
Еще одно требование – квалифицированный персонал, способный работать с особенными клиентами. Для этого водителям нужна подготовка, пройдя которую, они смогут работать на специфическом оборудовании.
Правила работы социального такси регламентированы статьей 21.1 Федерального закона номер 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”.
Стоимость поездки и правила оплаты
Социальное такси для пенсионеров в Москве, равно как и для других категорий льготников, оплачивается по установленным тарифам. Важно знать, что во внимание принимается не только время поездки, но и ожидания. Для многодетных предусмотрена 50%-я скидка. Стоимость зависит от дальности поездки:
- в границах Москвы – 210 р./час;
- в пределах области – 420 р./час.
Оплата поездки происходит разными способами. Помимо наличных денег льготники могут использовать:
- Социальную карту. Списание средств происходит с использованием терминала, установленного в машине. Тарификация – поминутная.
- Талоны. Они выдаются во Всероссийском обществе инвалидов ежеквартально. Талоны лимитированы – 15 минут или полчаса, причем время поездки хоть и просчитывается поминутно, но округляется в большую сторону.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПАССАЖИРОВ
Административный регламент устанавливает основные права и обязанности заказчиков социального такси.
Пассажир имеет право на:
- Получение качественной услуги, а также полной и достоверной информации о ней.
- Присутствие двух сопровождающих, которым предоставляется бесплатный проезд.
- Сохранение конфиденциальности своей личной информации, переданной в службу социального такси.
- Иностранные граждане, которые постоянно проживают в Москве, вправе пользоваться льготным такси наравне с гражданами РФ. Аналогичные правила обычно действуют и в регионах.
Пассажир обязан:
- Заказывать такси минимум за 3 дня до поездки, иначе в услуге может быть отказано.
- При посадке в автомобиль предъявлять водителю документ, подтверждающий личность, а также талон или социальную карту – в зависимости от того, как оплачивается услуга.
- Предоставлять службе такси подлинные документы и сведения.
Если будет установлено, что у заказчика нет оснований для получения льготы, в оказании услуги будет отказано.
- При отказе от поездки – уведомлять об этом службу такси минимум за час до назначенного времени для исключения простоя.
Московский тариф на пользование социальным такси включает в себя оплату бензина, амортизацию машины, ремонт подъёмника.
Бесплатное социальное такси для инвалидов можно заказать только в Москве, в других городах безвозмездных услуг не предоставляется. Кроме того, в столице утверждён самый широкий перечень услуг, входящих в транспортировку инвалида:
- самостоятельный вызов;
- комфортабельные условия проезда;
- самые низкие тарифы;
- выбор маршрута из предлагаемого перечня;
- сопровождение специалиста;
- встреча у двери, помощь при спуске по лестнице даже при отсутствии лифта;
- вызов специалиста для починки инвалидного кресла.
Социальные службы по вызову такси действуют также в следующих городах:
- Санкт-Петербурге (такси в основном ориентированы на колясочников);
- Ульяновске;
- Челябинске (в приоритете числятся больные гемипарезом, граждане с особыми заслугами перед Россией, одинокие пенсионеры и инвалиды);
- Перми (вызвать такси инвалидам можно до 8 раз в месяц, остальные категориям граждан — до 4 раз);
- Самаре (неограниченное количество вызовов для инвалидов) и др.
Социальное такси – специальный сервис с льготной оплатой для граждан с ограниченными возможностями. На вызов приезжают автомобили со специальными местами для инвалидов, приспособлениями для входа и выхода в машину. Поездка при этом стоит относительно дешево.
Соцтакси доступно для граждан:
- Инвалиды 1 группы.
- Инвалиды 2-3 категории с частичной или полной потерей зрения либо проблемами с опорно-двигательной системой.
- Несовершеннолетние инвалиды.
- Ветераны-инвалиды ВОВ.
- Инвалиды, обсуживающиеся «Московским домом ветеранов войны и ВС РФ).
- Многодетные семьи, зарегистрированные в малоэтажных домах жилищного столичного фонда.
Заказчика могут сопровождать до 2 помощников. Важное условие: маломобильный гражданин должен быть зарегистрирован (постоянно прописан) в Москве. Для поездки требуются документы:
- Гражданский паспорт (свидетельство о рождении – для детей).
- Карта москвича.
- Дополнительно для следующих в санатории за границами Московской области: направление от лечащего врача, путевка с отметкой о выдаче ее органом соцзащиты.
Такси для пенсионеров и инвалидов работает ежедневно, без выходных и праздничных дней с 6.00 до 19.00. Льготники оставляют заявку не позднее суток до необходимой подачи машины.