Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой срок эксплуатации автомобильных шин». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Автошины изнашиваются не только из-за эксплуатационных нагрузок. Для них характерно естественное старение, поскольку резиновая смесь, из которой изготовлены покрышки, постепенно утрачивает эластичность и упругость. Использование такой резины приводит к ухудшению управляемости автомобилем и создает аварийно опасные условия из-за высокой вероятности разрыва автошины в пути.
Срок службы зимних шин
Да, при благоприятных условиях эксплуатации на хороших дорогах срок службы летних шин может достигать 10 лет. В таких покрышках используется более жесткая резина, поэтому они вполне способны благополучно откатать весь ресурс. Но с зимними покрышками ситуация совсем другая.
На практике срок службы зимних шин легкового автомобиля меньше, чем летних. Это объясняется тем, что резина зимних покрышек имеет другой состав, она более мягкая, поэтому ее эксплуатационный ресурс значительно меньше.
Кроме того, отличается и срок службы зимних шипованных шин от покрышек, не имеющих шипы. Обычно производители заявляют, что зимнюю шипованную резину и липучку можно использовать на протяжении 7 лет либо 50–60 тыс. км. Но это только в том случае, если вам удастся найти идеальные условия.
Что понимать под идеальными условиями для эксплуатации зимних шин? Это стабильная температура около нуля градусов, постоянное давление в колесах заданной производителем величины, перемещение по ровному слою снега или льда на невысокой скорости. Именно на такие условия рассчитаны шипованная резина и липучка.
Резина имеет множество добавок, в особенности в защитном слое, призванном держать нагрузку и сопротивляться износу во время работы. От химических включений зависят характеристики материала.
Естественно, что со временем шина стареет и теряет свои свойства, независимо от пробега. Она подвергается воздействию химических веществ, тоннами выливаемых на дороги. Кроме того, на асфальте оказывается омывающая жидкость и масло с проезжающих грузовиков. Эти вещества впитываются в покрышки колес и нарушают состав смеси. Резина теряет былую консистенцию, и ее эксплуатационные характеристики искажаются. Эластичность состава падает. Между грунтозацепами со временем образуются трещинки, которые становятся очагами повышенного износа. В них проникают химикаты и способствуют еще большим повреждениям уже внутренних слоев покрышки. Начинают рваться и лопаться нити корда. Через порезы химическая взвесь приникает к металлическим нитям каркаса, которые со временем тоже выходят из строя.
Велика роль и солнечной радиации в разрушении резины. В общем, старая покрышка имеет уже иную прочность и коэффициент сцепления с поверхностью, отчего ее эффективность на дороге падает.
Обычно изготовители шин определяют срок службы своей продукции в 5-6 лет. Michelin заявляет о 10-летнем сроке, Nokian тоже. Важный момент: началом времени эксплуатации считается не дата продажи, а дата изготовления. Если покрышка пролежала целый год в хранилище, то все равно считается, что ее характеристики уже не такие, как у новой. И чем больше прошло времени с момента изготовления, тем хуже становится резина. Если покрышка была повреждена, получила порезы или проколы, то срок эксплуатации резко снижается. После прокола не рекомендуется ездить больше двух лет.
Факторы, которые влияют на эксплуатацию шин
Самыми значительными факторами можно обозначить:
- Дата производства — всегда обозначена на ободе.
- Условия хранения. Если они неподобающие, это грозит образованием микротрещин, невидимых глазу. Они постепенно приводят к разрушению резины.
- Пробег. Губительна как ежедневная езда, так и длительный простой.
- Давление. Чтобы продлить жизнь покрышек, необходимо соблюдать рекомендации производителя по уровню давления, иначе срок сократится на 15%.
- Быстрая езда более 120 км/ч сокращает период годности вполовину.
- Превышение допустимой загруженности авто. Постоянные перегрузки сократят на треть время пользования покрышек.
- Техническое состояние автомобиля. Некоторые неисправности могут приводить к повышенной нагрузке на шины.
Факторы, влияющие на износ шин легковых и грузовых автомобилей
Фактическая скорость износа покрышек может отличаться от нормативных показателей из-за целого перечня факторов, таких как:
- Стиль вождения. При езде с резкими торможениями и рывками на старте покрышки изнашиваются гораздо быстрее, чем при аккуратном вождении.
- Езда по дорогам с плохим покрытием. При попадании в ямы на автопокрышках возникают «грыжи», резко снижающие эксплуатационный период изделий.
- Качество резиновой смеси, используемой при производстве автошин. Этот фактор сильно влияет на то, через сколько лет придется поменять шину. Низкокачественные изделия под воздействием абразивных частиц изнашиваются очень быстро.
- Загруженность техники. Если автомобиль часто загружается выше установленной нормы, то резина истирается ускоренными темпами.
- Исправность автомобиля. На неисправной технике резина изнашивается значительно быстрее.
- Условия хранения автопокрышки в перерывах между их эксплуатацией.
Факторы, которые влияют на эксплуатацию шин
Самыми значительными факторами можно обозначить:
- Дата производства — всегда обозначена на ободе.
- Условия хранения. Если они неподобающие, это грозит образованием микротрещин, невидимых глазу. Они постепенно приводят к разрушению резины.
- Пробег. Губительна как ежедневная езда, так и длительный простой.
- Давление. Чтобы продлить жизнь покрышек, необходимо соблюдать рекомендации производителя по уровню давления, иначе срок сократится на 15%.
- Быстрая езда более 120 км/ч сокращает период годности вполовину.
- Превышение допустимой загруженности авто. Постоянные перегрузки сократят на треть время пользования покрышек.
- Техническое состояние автомобиля. Некоторые неисправности могут приводить к повышенной нагрузке на шины.
Сегодня на рынке присутствует огромное количество производителей автопокрышек. Мы рассмотрим лишь основные, наиболее популярные.
Максимальный срок хранения всех нижеперечисленных — 10 лет со дня производства.
Continental — немецкая марка, берущая свое начало в 19 веке. Континенталь поставляется на многие автозаводы и является «родной» покрышкой для множества авто. Ценится за свое традиционное немецкое качество, но «кусается» ценой.
Dunlop — старая английская фирма, родоначальник пневматических покрышек. Корпорация Данлоп производит свою продукцию по всему миру, наиболее распространены у нас в России поставки из Азии.
Nexen — хорошая корейская марка, характеризуется регулярным спросом: выступает в роли товара цена/качество, хоть и уступает Ханкуку по популярности.
Bridgestone (Бриджстоун) раньше занимал лидирующие позиции на российском рынке своей моделью IC 7000, но в последнее время эстафету лидерства среди азиатских производителей принял на себя бренд Yokohama.
Nokian (Нокиан) — родоначальник зимних покрышек. Традиционно компания выступает лидером именно в зимней теме. Есть свой испытательный полигон, очень сильное представительство и производство в РФ.
В настоящий момент производство легковых автошин амтел прекращено, но на рынке появился неплохой аналог: бренд Виатти от завода Кама — уже заслужил уважение у автолюбителей недорогой ценой и отличным качеством. Отечественные колеса фирмы Кордиант также отличаются низкой ценой и приемлемым качеством. В народе очень ценятся марки нордман и хакапелита.
Сколько реально служат шины и как продлить этот срок
Теперь перейдем от Государственных Стандартов и многочисленных определений к реальной жизни. Сколько служат шины на самом деле? Как продлить этот срок? Это просто необходимо знать автолюбителю, поскольку в реальности вышеописанные сроки и километражи далеко не всегда совпадают с происходящим, а от пригодности шин зависит многое (см. выше).
Реальный срок службы шин зависит от ряда факторов:
- Дата производства. Если вы купили шины, изготовленные пару-тройку лет тому назад, то у вас должны быть абсолютно оправданные опасения, что прослужит такая резина не так долго, как хотелось бы. Связано это с тем, что никто не знает, как продавец хранил продукцию – в специально оборудованном складе, на открытых витринах и так далее. Поэтому, при покупке предпочтение стоит отдавать самым «свежим» шинам. Дата изготовления в соответствии с все тем же ГОСТом должна быть указана прямо на резине в виде четырехзначного числа, в котором первые две цифры – это неделя, а вторые две – год выпуска. Например, если на шине написано что-то вроде 0518, то это значит, что они были изготовлены в первую неделю февраля (пятая неделя в году) в 2018 году.
- Марка. Здесь подробные объяснения ни к чему. Даже начинающий автолюбитель понимает на интуитивном уровне, что чем известнее бренд, тем выше шансы купить годную резину. Однако следует помнить, что при покупке шин под раскрученными марками придется заплатить не только за само изделие, но и за его имя (включается в стоимость).
- Стоимость. Из предыдущего пункта понятно, что чем дороже, тем лучше. Однако не стоит слепо ориентироваться на ценник, так как сегодня встречается много некачественной второсортной продукции под известным именем и по соответствующей цене. Проще всего определить, не покупаете ли вы дешевую подделку, можно по фирменным надписям и логотипам, нанесенным прямо на резине. Не на этикетке, не в описании, не на ценнике, а именно на самой шине. Как выглядят логотипы и фирменные надписи тех или иных производителей, можно визуально посмотреть на их официальных сайтах.
- Тип. Как вы знаете, резина бывает летняя, зимняя и всесезонная. Так вот. Последний тип априори не способен служить столь же долго, сколько может «прожить» своевременно меняемая летняя и зимняя резина. Так что следует не раз подумать, прежде чем в предвкушении экономии (покупать же надо один комплект вместо двух) приобретать всесезонные покрышки. Экономия эта только мнимая. К тому же, никакие всесезонные шины не способны так же хорошо отрабатывать, как летние шины летом, а зимние зимой.
- Стиль вождения. Резкие старты с пробуксовкой и экстренные торможения с писком отнюдь не продляют срок службы покрышек. Это понятно. Но резина ускоренно изнашивается даже тогда, когда торможение происходит без блокировки колес. То же самое справедливо и при разгоне. И в первом, и во втором случае шины испытывают повышенные нагрузки, что и является причиной сокращения их ресурса.
- Скоростной режим. В это сложновато поверить, но в жаркую погоду шины при скорости 80 км/ч стираются в два раза быстрее, чем при 60 км/ч. То есть, увеличение скорости и износ покрышек – параметры далеко не прямо пропорциональные. Происходит это по той причине, что при повышении скорости значительно увеличивается нагрев резины. А чем она горячее, тем она быстрее истирается.
- Качество дорожного покрытия. Шероховатости, стыки, ямы, бугры, камни – «убивают» резину от «чуть быстрее стирается» до «повело после наезда на яму так, что надо выбрасывать».
- Техническое состояние автомобиля. Исправность ходовой части, амортизаторов и их опор, пружин, узлов рулевого управления – все это влияет на износ шин. Сюда также относится регулировка развала и схождения. Если колеса «смотрят» не туда, куда едут, то их срок службы может сократиться до нескольких сотен километров или считанных месяцев.
- Условия хранения. Летнюю резину нужно правильно хранить зимой, а зимнюю – летом. Как организовать правильные условия хранения, есть отдельная статья. В двух словах полноценно описать это невозможно.
- Пробег. При прочих равных условиях, описанных выше, чудес все-равно не бывает – чем больше километров проходят покрышки, тем ближе конец срока их службы.
Доверять ли производителю?
Зачастую, проходя меж рядов покрышек импортного и отечественного производства, удивляешься обещаниям, которые дают производители относительно своего товара.
И срок эксплуатации превышает 9-10 лет, и технические характеристики не только универсальные, но и просто фантастические, что несомненно радует потребителя.
И сразу возникает логичный вопрос: а стоит ли доверять производителям, и если да, то каким, как не ошибиться в своем выборе?
Во-первых, очень нежелательно приобретать обувку для автомобиля на рынке и, тем более, с рук, так как в таком случае, вполне можно взять подделку, которая вряд ли прослужит долго, да и технические характеристики такого изделия будут сомнительными.
Слишком низкая цена также должна насторожить покупателя, тем более, если марка, вроде бы, известная.
Покупку лучше всего производить в крупных автомагазинах, в репутации которых вы уверены, чтоб реализовать свои права в случае необходимости возврата.
Также необходимо проверять срок годности, который указан на упаковке и сам товар на наличие дефектов.
Известные производители дают от 1 до 2 лет гарантии, при наличие которой товар, если он не эксплуатировался, при утери технических характеристик, можно вернуть в магазин.
А теперь о качестве.
Конечно, к большому сожалению, импортный товар отличается лучшим качеством, чем отечественный, это приходится принимать, как факт, печальный факт.
Хотя, в последнее десятилетие и российские производители стали догонять запад, но все же….
Какие признаки указывают, что шина изношена
Задумались над тем, стоит ли покупать новые шины, и сколько лет можно ездить на старых? В некоторых ситуациях замену покрышек нельзя откладывать:
- Вы ездите на автошинах больше 10 лет. Несмотря на то что резина смотрится как новая, нет никаких порезов и заплаток, она не изношенна, все равно следует приобрести новые покрышки, а старые выбросить на свалку.
- Автошины используются в течение 6–8 лет, выглядят сильно изношенными.
- Покрышки изношены практически полностью (либо неравномерно), резина разорвана либо проколота. В этой ситуации замена обязательна, даже если покрышки совсем новые.
Конечно, ездить на автошинах можно и 10 лет. Однако с учетом того, что в нашей стране дорожное полотно не идеальное, резина выходит из строя гораздо быстрее. Менять покрышки приходится из-за того, что автошины сильно изношенны либо произошел прокол или разрыв резины.
Что будет, если ездить на изношенных шинах
Чтобы автомобиль хорошо управлялся, сцепление с дорожным полотном должно быть идеальным. Обычно автовладельцы считают, что этот принцип важно соблюдать зимой, когда на дороге снег и гололедица. Однако даже если на улице лето, но вы ездите на лысых покрышках, может произойти не самая приятная ситуация.
Что может случиться, если вы ездите на истертых шинах:
- Машина станет неуправляемой.
- Тормозной путь увеличится. Это может привести к ДТП. Ведь человек, находящийся за рулем, неправильно рассчитает время, которое потребуется, чтобы затормозить.
- Увеличится риск аквапланирования. Колеса «всплывут», ведь протектор не выталкивает воду.
- Автомобиль развернет. Это может случиться когда угодно, поэтому может произойти авария, в которой пострадают другие водители, едущие рядом с вами.
- Покрышка взорвется. Такое обычно случается, когда автошины изношены неравномерно, а давление в них повышено.
Некоторые автовладельцы считают, что ездить на лысых автошинах в летний период можно. Делать так категорически запрещается. Если сотрудник ГАИ остановит вас, и на машине будет резина, истертая наполовину, вам выпишут штраф.
Определить, что покрышки истертые наполовину либо лысые, просто. Необходимо измерить глубину протектора. Если это значение меньше 1,6 мм, то ездить на таких автошинах нельзя, ведь они лысые. Когда у покрышек глубина протектора 4 мм и менее, то резина считается полуистертой. У нормальной резины глубина протектора составляет 8 мм.
Срок годности автомобильных покрышек: есть ли он по нормативу и что пишется в ГОСТе?
Срок годности – период, в течение которого автошины имеют полную работоспособность и пригодность для непосредственного назначения при соблюдении установленных правил хранения и эксплуатации.
Важно! Согласно ГОСТ 4754-97 и ГОСТ 5513-97 срок службы автомобильных покрышек составляет 5 лет с момента изготовления.
Для разных типов шин ГОСТ устанавливает различные средние сроки годности:
- ZR – покрышки для спортивных и гоночных автомобилей, которые способны достигать скорости более чем 240 км/ч. Такие шины должны быть пригодными в течение 6 лет.
- H – служат для машин, которые разгоняются до 210 км/ч, их срок годности составляет 5 лет.
- S – с такими покрышками можно развивать скорость лишь до 180 км/ч, продолжительность годности не превышает 4-5 лет.
Логично, что в обычных автомобилях преимущественно используются шины категорий H и S, чем и обуславливается гарантированный срок их службы. Срок годности покрышек отсчитывается с момента изготовления, а не ввода в эксплуатацию.
Обзор популярных марок шин
Производством шин для легковых автомобилей сегодня занимается большое количество организаций. Водители, в основном останавливают выбор на наиболее популярных марках шин, когда возникает необходимость в покупке последних.
1. Michelin. Срок эксплуатации шин michelin этой марки выпускаются уже достаточно давно и заслужили тем самым авторитет на рынке автошин. Они отличаются высокими показателями в управляемости.
2. Шины Continental обычно имеет довольно высокую цену по сравнению с остальными марками в силу их высокого качества, износостойкости и сцеплением с дорогой.
3. Hankook в отличие от шин Michelin по стоимости ниже, про сохранение обеспечения ими маневренности автомобиля и устойчивости на дороге. Рисунок протектора шин данной марки снизит вероятность к аквапланированию и создаст комфорт во время езды, путем снижения шума, исходящего от шин. Ресурс шин hankook для заядлых автолюбителей, кто любит ездить много и в течение довольно продолжительного времени.
4. Pirelli производятся итальянской компанией, которая изначально специализировалась на выпуске шин исключительно для гоночных автомобилей. В настоящее время эта компания расширила спектр целевого назначения и уже выпускает шины как для легковых, так и для грузовых авто.
5. Yokohama. Срок эксплуатации шин yokohama в Японии и отличны своими качествами в управляемости и повышенной износостойкостью.
6. Шины Continental предназначены как для обычной, так и для экстремальной езды. Срок службы шин continental позволяет легко разогнать автомобиль до высокой скорости независимо от дорожного покрытия
Наиболее популярные отечественные компании производства шин:
• МШЗ
• Уральский комбинат
• ОАО «Нижнекамскшина»
• Ярославский, Уральский, Воронежский и Омский завод
Среди прочих лидирующее место среди шин занимает марка Amtel. Расположен завод по изготовлению этой марки шин в городе Воронеже. Большое количество тестирования этих шин подтверждают, что они вполне себе могут составить конкуренцию зарубежным маркам. Компания постоянно развивается и происходит разрабока и испытание новых типов шин.
Срок эксплуатации шин легковых автомобилей
При нечастой езде в обычных условиях износ шин происходит медленно и, напротив, при систематическом передвижении на плохих дорогах шина терпит огромное трение и подвергается сильному износу. Кроме того, в условиях экстремального вождения, при езде на покрышках, которые сильно нагреваются при движении, резких торможениях, пробуксовках и особенно вовремя дрифтинга, шины стираются во много раз быстрее, нежели чем при езде в обычных условиях.
Для того чтобы шины прослужили вам дольше, в первую очередь выбирайте соответствующий стиль езды, предусматривающий спокойное, без резких торможений движение и избегание столкновений колес с различными дорожными дефектами и препятствиями. Также следите за давлением шин в колесах, оно должно соответствовать значениям, указанным производителем шин на боковой поверхности.
Как продлить срок эксплуатации шин
Необходимо делать своевременный технический осмотр всего автомобиля, в том числе и автопокрышек. Ежемесячно осматривать автомобильные шины и при обнаружении подозрительных изменений, обратиться к специалистам в сервисный центр. Ежемесячно (можно даже чаще) нужно проверять давления внутри колёс. И, если обнаружено несоответствие нормам, устранять его.
Каждые 15 тысяч километров пробега стоит проводить балансировку колёс.
Внимательно осматривать поверхность шин на предмет наличия шишек и посторонних предметов после ударов и резких движений на дорогах. Если колёса меняются, то нужно обязательно сохранять первоначальное направление их движения. Иначе – будет происходить дополнительный износ поверхности шины. После ремонта рулевого привода или замены шарниров на автомобиле, обязательно тщательно проверять углы установки колёс, а также регулярно следить за зазорами в подшипниках и наличием люфтов рулевого управления. Обеспечивать правильное сезонное хранение резины на складе.
Срок годности автомобильных покрышек: есть ли он по нормативу и что пишется в ГОСТе?
Срок годности – период, в течение которого автошины имеют полную работоспособность и пригодность для непосредственного назначения при соблюдении установленных правил хранения и эксплуатации.
Важно! Согласно ГОСТ 4754-97 и ГОСТ 5513-97 срок службы автомобильных покрышек составляет 5 лет с момента изготовления.
Для разных типов шин ГОСТ устанавливает различные средние сроки годности:
- ZR – покрышки для спортивных и гоночных автомобилей, которые способны достигать скорости более чем 240 км/ч. Такие шины должны быть пригодными в течение 6 лет.
- H – служат для машин, которые разгоняются до 210 км/ч, их срок годности составляет 5 лет.
- S – с такими покрышками можно развивать скорость лишь до 180 км/ч, продолжительность годности не превышает 4-5 лет.
Логично, что в обычных автомобилях преимущественно используются шины категорий H и S, чем и обуславливается гарантированный срок их службы. Срок годности покрышек отсчитывается с момента изготовления, а не ввода в эксплуатацию.
Некоторые автомобилисты считают, что вполне допустимо использовать резину, которая лежала без дела на складах более 5 лет или крайне редко применялась для езды. В действительности, такое мнение является опасным заблуждением, поскольку непосредственная эксплуатация покрышек – не единственный фактор, который влияет на продолжительность их службы.