Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инвентаризационная опись по нематериальным активам в бюджете в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии СГС «Нематериальные активы» и п. 151.2 Инструкции № 157н неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности учитываются на балансовом счёте 0 111 60 000. Одним из условий отражения в учёте является его использование в деятельности учреждения свыше 12 месяцев.
Подготовка и оформление инвентаризационных описей.
До начала проведения инвентаризации имущества инвентаризационная комиссия (далее – комиссия) совместно с бухгалтерией подготавливает инвентаризационные описи по соответствующим объектам инвентаризации в разрезе материально ответственных лиц (структурных подразделений) и местонахождения имущества.
Для этих целей используется инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) (далее – инвентаризационная опись). В ней отражается следующая информация:
Графа |
Отражаемая информация |
---|---|
1 |
Порядковый номер |
2 |
Наименование объекта нефинансовых активов |
3 |
Номер (код) объекта учета (инвентарный или иной) в соответствии с прилагаемой к объекту нефинансовых активов документацией. Для инвентарных объектов бухгалтерского учета указывается инвентарный номер, для иных – номер (код), позволяющий однозначно идентифицировать объект учета (серия, партия, заводской номер или иная информация) |
4 |
Единица измерения |
5 |
Оценочная стоимость объекта инвентаризации:
|
6 |
Фактическое наличие (состояние) объектов инвентаризации |
7 |
Сумма материальных ценностей, предназначенных для реализации (определяется путем умножения показателя графы 5 на показатель графы 6) |
8 |
Информация о состоянии объекта имущества на дату инвентаризации с учетом оценки его технического состояния и (или) степени вовлеченности в хозяйственный оборот. Например:
Учреждение при формировании учетной политики определяет способ указания статуса объекта учета по его наименованию и (или) коду |
9 |
Информация о возможных способах вовлечения объектов инвентаризации в хозяйственный оборот, использования в целях получения экономической выгоды (извлечения полезного потенциала) либо при отсутствии возможности – о способах выбытия объекта. Например: |
|
|
10 |
Номер (код) счета бухгалтерского учета |
11 |
Количество объектов по данным бухгалтерского учета |
12 |
Балансовая стоимость (сумм) объекта учета |
13 |
Количество объектов инвентаризации, по которым выявлена недостача по данным бухгалтерского учета |
14 |
Сумма (определяется путем умножения показателя графы 13 на результат деления показателя графы 12 на показатель графы 11) |
15 |
Количество объектов инвентаризации, превышающих данные бухгалтерского учета |
16 |
Сумма (определяется путем умножения показателя графы 15 на показатель графы 5) |
17 |
Количество объектов инвентаризации, в отношении которых комиссией учреждения установлено их несоответствие условиям признания активов в целях бухгалтерского учета |
18 |
Сумма (определяется путем умножения показателя графы 17 на результат деления показателя графы 12 на показатель графы 11) |
19 |
Информация, не нашедшая отражения в предыдущих графах:
|
Для наглядности покажем, как выглядит итоговая таблица. Ведь проверка учета результатов инвентаризации нематериальных активов – это важная часть, которая проходит в обязательном порядке до внесения своих подписей членами комиссии.
Действие |
Д-т |
К-т |
Учет излишков |
05 |
92 |
Списанная амортизация в связи с излишками ценностей |
06 |
05 |
Списание со стоимостным выражением |
93 |
05 |
Переведено на счет погашения за счет средств финансового ответственного лица |
70 |
93 |
Разница с рыночной ценой и потенциальным балансом при списании за счет финансового ответственного лица |
72 |
73 |
Величина потенциального дохода после реализации возмещения |
70 |
72 |
Полные убытки на основе выявленных фактов |
98 |
95 |
Как заполнить второй и третий листы
Поскольку для них есть методические рекомендации, подробно останавливаться на оформлении этих таблиц мы не будет. Рассмотрим лишь сложные моменты.
Оценочную стоимость объекта следует определять в соответствии с Разделом II Инструкции по применению единого плана счетов (Приложение 2 к Приказу Минфина от 01.12.2010 № 157н). Оценочной стоимости нефинансовых активов посвящен пункт 25. По методу рыночных цен, она определяется как цена реализации аналогичного объекта на учетную дату.
Целевая функция актива — это способ его вовлечения в оборот с целью получения прибыли (например, ввод в эксплуатацию или дооснащение). Если же сделать это не представляется возможным, описывают порядок его выбытия (например, списание или передача другой организации).
Периодичность проведения инвентаризации нематериальных активов
Сроки и частота проведения инвентаризации устанавливаются руководителем. В обязательном порядке необходимо провести ревизию активов в 4 квартале перед формированием годовой отчетности. В остальных случаях необходимость в мероприятии контроля определяет руководитель предприятия.
Рассмотрим случаи, требующие проверки состояния НМА в таблице ниже.
Периодичность инвентаризации |
Причины потребности |
Один раз в течение года | Подготовка данных для составления годовой отчетности |
Один раз в полугодие | Проверка состояния НМА и документов в учете для полугодового и годового балансов |
Несколько раз, по необходимости (кроме случаев обязательного проведения инвентаризаций) | Смена материально-ответственного лица, в обязанности которого входит учет и хранение НМА, или увольнения более половины группы ответственных лиц |
Изменение структуры предприятия – присоединение, ликвидация, смена собственника | |
Переоценка активов по рыночной стоимости | |
Выявление факта хищения или порчи актива | |
Возникновения форс-мажорного обстоятельства – пожара, затопления, приведших к полной или частичной утрате имущества |
Особенности выявления недостач при инвентаризации НМА. Проводки
Определить недостачу нематериальных активов достаточно сложно. При утере правоустанавливающих документов формы восстанавливаются путем получения дубликатов. Иной вариант возникает при утере самого объекта, например, программы или разработки.
Рассмотрим пример с недостачей, выявленной при инвентаризации. Компания ООО «Вымпел» провела инвентаризацию НМА в ходе подготовки к годовой отчетности. Комиссия выявила недостачу объекта «Программа», отразив результаты в описи. Утрата актива произошла по вине ответственного лица К., допустившего порчу оборудования хранения объекта. По результатам проверки руководитель принимает решение списать объект по остаточной стоимости 150 000 рублей.
Дебет 94 Кредит 04 – списана недостача объекта НМА на сумму 150 000 рублей.
Дебет 73.2 Кредит 94 – отнесение суммы ущерба 150 000 рублей на счет лица, причинившего ущерб (убыток признан виновным лицом).
Дебет 50 Кредит 73.2 – поступление в кассу сумм в счет погашения ущерба.
При отсутствии согласия виновного лица на добровольное погашение ущерба сумма взыскивается по решению суда.
Ответы на часто задаваемые вопросы по инвентаризации НМА
Приведем ответы на часто задаваемые вопросы:
Вопрос №1. Имеют ли право материально ответственные лица выразить несогласие с описью инвентаризации НМА.
Материально ответственные лица вносят запись в конце инвентаризационной описи. В тексте указывается о том, что проверка проводилась в их присутствии. В тексте допускается указание возражений на действия лиц из состава комиссии.
Вопрос №2. Допускаются ли исправления неверных записей в материалах инвентаризации?
Исправления, допущенные при заполнении описи, исправляются с заверением новой записи всеми членами комиссии. Корректировка производится во всех экземплярах.
Вопрос №3. Сколько описей составляется в результате проведения инвентаризации НМА?
При проверке состояния НМА данные формируются отдельно по собственным объектам, полученным на время для ответственного хранения и переданным в аренду.
Вопрос №4. Какие объекты исключаются из состава НМА при инвентаризации как не давшие результата?
В ходе ревизии НМА комиссия должна выделить средства, не подлежащие учету в качестве активов нематериального свойства. Исключаются разработки НИОКР, не давшие результата, научные разработки, не получившие документального оформления и финансовые вложения в неэффективные разработки.
Вопрос №5. Проводится ли инвентаризация активов, подготовленных к выбытию путем списания?
Объекта НМА, числящиеся на момент начала проведения инвентаризации, подлежат проверке, равно как и другие средства, состоящие на балансе. Для учета выбывающих активов составляется отдельная опись с указанием причин списания.
Инвентаризационная опись по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087)
Каждая организация обязана проводить инвентаризацию НФА в случаях, предусмотренных законом о бухучете 402-ФЗ. Дополнительные проверки могут быть предусмотрены в учетной политике.
Мы рассказываем о форме 0504087, отражающей результаты инвентаризаций, сфере ее применения и правилах заполнения. Инвентаризационная опись ф.0504087 утверждена приказом Минфина 52н от 30.03.2015 года и должна применяться во всех организациях госсектора экономики.
В приложении № 4 к указанному приказу можно бесплатно скачать бланк в формате Excel. Форму в процессе проведения инвентаризации НФА заполняет комиссия, состав которой утвержден приказом руководителя.
Основное назначение документа – выявление расхождений между фактическим наличием ОС, МЗ, НМА и данными бухгалтерского учета.
Форма ИНВ-5. Инвентаризационная опись ТМЦ, принятых на ответственное хранение
2368 Форма ИНВ-5 является инвентаризационной описью товаров, принятых на ответственное хранение в складские помещения.
Она является важным документом первичной отчетности, подтверждением сдачи и оприходования материальных ресурсов. Форма удобна тем, что с ее помощью сразу осуществляется сравнение данных о фактическом наличии ТМЦ на складе и информации относительно этого наличии в бухучете.
ФАЙЛЫ Опись имеет несколько страниц. Первая является вводной, на ней располагается часть с распиской, второй и последующий элементы представлены в виде таблицы.
В заключении ставятся подписи ответственных лиц. В начале указываются принципиально важные моменты. В виде небольшой таблицы в крайней правой стороне листа перечисляются номера формы по ОКУД, ОКПО, код вида деятельности организации, номер документа и дата его составления, две даты: начала и завершения инвентаризации (даже если она проводилась одним днем, указание обеих идентичных обязательно), вид проводимой операции и номер счета бухгалтерского учета.
Последние две графы заполняются бухгалтером уже после проставления подписей членов комиссии и рассмотрения руководителем.
Рекомендуем прочесть: Новые поправки в уголовном кодексе 2021 года по статьям 158ч2
Также отдельные строчки оставлены под полное наименование организации (допустимы сокращения до ООО, ОАО, ИП и пр.), название подразделения.
Последним в подавляющем большинстве случаев является склад под каким-либо порядковым номером, так как форма ИНВ-5 наиболее распространена в складской политике. Важный момент! В верхней части непременно должно быть обозначено основание для проведения инвентаризации. Это может быть приказ, уведомление либо распоряжение руководителя компании в целом или ее подразделения.
В любом случае процесс инвентаризации должен производиться под руководством и с ведома заинтересованных лиц. Этот факт должен иметь документальное подтверждение.
На первом же листе документа располагается расписка материально ответственного лица о том, что к моменту начала проведения инвентаризации все необходимые для этого документы первичной отчетности были сданы в бухгалтерию, а ТМЦ (товарно-материальные ценности) оприходованы и приняты под ответственное хранение.
Также на начало процесса прохождения проверки все материальные ресурсы, списанные со счетов, должны указываться в бумагах на выбытие.
Нежелательно их фактическое нахождение в самом складском помещении во избежание недопонимания. В расписке также обязательно указывается дата ее подписи и срок снятия остатков материальных ценностей.
Информация очень компактно размещена в таблице. Использование последней чрезвычайно удобно.
Бланк был сформирован в 90-е годы, но до сих пор остается актуальным.
Строки таблицы заполняются по мере сличения фактического наличия товарно-материальных ценностей на складе с данными в существующих документах. Столбцы должны содержать следующую информацию: Порядковый номер строки.
Название и код по ОКПО поставщика либо получателя. Номенклатурный номер товара, его сорт, вид или группа, полное наименование. Место хранения (обычно указывается номер ячейки или места).
Бланки инвентаризационной описи и их заполнение
Государственные и муниципальные учреждения применяют формы первичных документов и регистров бухучета, утвержденные приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н. Смотрите как заполнить инвентаризационные описи и скачайте необходимые формы в нашей статье. Основной документ для отражения результатов инвентаризации — это опись.
Приказом Минфина № 52н утверждено 10 инвентаризационных описей. Они приведены в таблице. После составления любой из них ее подписывает председатель и все члены комиссии учреждения, которые участвовали в инвентаризации.
Таблица № п/п Код формы ОКУД
скачайте Назначение инвентаризационной описи 1 Ценные бумаги 2 Остатки на счетах учета денежных средств 3 Задолженность по кредитам, займам (ссудам) 4 Состояние государственного долга Российской Федерации в ценных бумагах 5 Состояние государственного долга Российской Федерации по полученным кредитам и предоставленным гарантиям 6 (Сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов 7 (Сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов 8 Наличные денежные средства 9 Расчеты с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами 10 Расчеты по поступлениям Форма применяется для отражения результатов инвентаризации:
- ценных бумаг
- финансовых вложений учреждений в ценные бумаги.
Для отражения остатков денежных средств учреждения на счетах ЦБ РФ и кредитных организаций после инвентаризации применяется опись (ф.
0504082). Обратите внимание, что запись о наличии денежных средств делаются в описи на основании банковских выписок. При инвентаризации наличных денег в кассе учреждения применяйте форму 0504088. Форма используется, чтобы отразить результаты инвентаризации наличных денег, ценностей и документов, находящихся в кассе учреждения Ф.
0504083 применяется для отражения результатов инвентаризации задолженности по кредитам, займам (ссудам). В расчет берутся только те займы, кредиты и ссуды, которые находятся на учете в учреждении.
Если в ходе инвентаризации выявлена задолженность перед РФ в ценных бумагах, то для оформления результатов применяется ф. 0504084. Обратите внимание, что сумма задолженности с истекшим сроком исковой давности в данном случае фиксируется в разрезе показателей:
- сумма долга по номинальной стоимости;
- начисленные проценты;
- итого задолженность на дату инвентаризации (в иностранной валюте и в рублях).
Для отражения результатов инвентаризации государственного долга РФ по полученным кредитам и предоставленным гарантиям применяется инвентаризационная опись (ф.
0504085). Для оформления результатов инвентаризации бланков строгой отчетности применяйте (ф. 0504086). В ее составление, помимо членов комиссии, участвуют и материально ответственным лицам. От последних необходима расписка. Ф. 0504087 применяется для отражения результатов проведенной в учреждении инвентаризации объектов нефинансовых активов — основных средств, материалов и т.д.
Инвентаризационная опись нематериальных активов ИНВ-1а — скачать
Инвентаризация периодически проводится на любом предприятии, проверке подвергается любое имущество или обязательства предприятия, в том числе и нематериальные активы. При инвентаризации нематериальных активов заполняется инвентаризационная опись форма ИНВ-1а, бланк данной формы и ее заполненный образец можно скачать в конце статьи.
В процессе инвентаризации НМА проверяется наличие документов, которые подтверждают исключительное право организации на владение и использование активов в процессе деятельности, правильность оформления этих документов. Также проверяется правильность отражения сведений о нематериальных активов в учете предприятия.
В ходе проверки инвентаризационная комиссия заполняется опись по форме ИНВ-1а. Состав комиссии утверждается приказом на инвентаризацию ИНВ-22, здесь можно скачать бланк приказа и образец заполнения.
Инструкция по заполнению
Регистр 0504087 необходим для фиксации результатов проведенной в бюджетном учреждении инвентаризации нефинансовых активов. В конце статьи вы увидите, как выглядит заполненная инвентаризационная опись ф 0504087, пример заполнения для бюджетного учреждения можно скачать бесплатно.
В описи подлежат заполнению следующие разделы:
- вводная часть;
- расписка;
- табличная часть.
В вводной части в обязательном порядке указывается место, где осуществлялась инвентаризация, реквизиты документа-основания проведения инвентарных процедур (приказ, распоряжение), их сроки, а также перечень ответственных лиц.
После введения сведений в заголовок исполнителю необходимо заполнить расписку, в которой отмечается, что к началу проведения инвентаризационных процедур в бухгалтерию предоставлена вся необходимая документация, подтверждающая приход и расход нематериальных активов. Важно помнить, что перед началом процедуры в учреждении не должно быть активов, не принятых к учету или не списанных в расход.
Далее заполняется табличная часть. В обновленном регистре таблица дополнилась новыми графами — 8, 9, 10, 17, 18. На страницах 2 и 3 формы 0504087 заполняются следующие столбцы:
- Указывается номер фонда по порядку.
- Вводится наименование нефинансового актива.
- Отмечается его инвентарный номер (для инвентарных объектов) или код (заводской номер или сведения о серии, партии).
- Вносится единица измерения.
- В графах 5–7 определяется оценочная стоимость или цена инвентарного объекта, а также его количество.
- В новых графах 8 и 9 указываются статус объекта учета (состояние имущественного фонда на момент инвентарных процедур) и целевая функция (способы вовлечения его в финансово-хозяйственную деятельность учреждения).
- В столбец 10 вносится номер счет бухучета, в 11 — количество, а в 12 — балансовая стоимость объекта.
- В графах с 13 по 16 определяются количественные и денежные показатели отклонений — недостач и излишков.
- В новых столбцах 17 и 18 записываются сведения о несоответствующих критериям признания активами объектах — их количество (17) и сумма (18). Суммарная величина определяется следующим образом:
гр. 18 = гр.17 × (гр. 12 / гр. 11).
- В столбце 19 указываются примечания — данные, которые не подпадают под значение предыдущих ячеек таблицы.
В обновленную форму 0504087 добавилась страница № 4, в которой ответственные лица соглашаются с результатами проведенной инвентарной процедуры и приводят свои заключения по итогам проверки. Также на четвертой странице отмечаются причины обнаруженных расхождений.
Срок хранения инвентаризационной описи в бюджетном учреждении составляет не менее пяти лет.
Инвентаризация нефинансовых активов
Чтобы подготовиться, составьте план-график инвентаризации объектов учета. Он позволит определить объем работы и выявить потребность в трудовых ресурсах.
Возможные основания для дифференциации:
- Документальная инвентаризация (например, патенты или земельные участки) или инвентаризация очная с пересчетом объектов (касса, материалы на складе, основные средства, имущество в аренде и пр.).
- Сроки проведения. Например, инвентаризация основных средств — процесс трудозатратный, поэтому проводить ее лучше в ноябре или декабре. Кассу можно проверить за несколько часов и проинвентаризировать ее можно в последний рабочий день отчетного года или в первый рабочий день 2021 года, считая это событием после отчетной даты.
Если хотя бы один член комиссии отсутствует, результаты инвентаризации могут признать недействительными (абзц. 4 п. 2.3 указаний, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49). Поэтому необходимо следить, чтобы все члены комиссии присутствовали на проверке (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 № 09АП-14783/2018, 09АП-18865/2018 по делу № А40-168374/17). А как показывает практика, работники, ссылаясь на занятость по служебным делам, часто игнорируют необходимость присутствовать в комиссии.
Чтобы быстрее провести инвентаризацию:
- сформируйте рабочие комиссии в большом количестве: несколько рабочих комиссий быстрее проведут инвентаризацию, чем одна постоянно действующая;
- оптимизируйте численность комиссий: минимальный состав — три человека (председатель и два члена). Законодательство этот вопрос не регламентирует, поэтому учреждение решает самостоятельно, сколько человек будут входить в комиссию.
Для организаций бюджетной сферы формы инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) утверждены Приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н. Часто учреждения ошибочно принимают в свой оборот формы из Постановления Госкомстата России от 18.08.1998 № 88, например инвентаризационную опись основных средств (ф. ИНВ-1) или товарно-материальных ценностей (ф. ИНВ-3). Эти описи аналогичные, но не могут заменить формы, подготовленные Минфином именно для учреждений госсектора.
- В конце статьи есть готовый перечень нужных форм инвентаризационных описей с подробными пояснениями.
Если для результатов инвентаризации недостаточно описей из Приказа № 52н, можете разработать свои формы или взять их из Постановления № 88. Главное, закрепить это в учетной политике учреждения:
- например, для инвентаризации драгметаллов можно использовать Инвентаризационную опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях (ф. ИНВ-8а). А для расходов будущих периодов — Акт инвентаризации расходов будущих периодов(ф. ИНВ-11).
По мнению Федерального казначейства, инвентаризация позволяет сверить, как в учреждении соблюдают правила и условия хранения материальных ценностей и денежных средств, а также как ведут складское хозяйство, содержат и эксплуатируют машины, оборудование, другие активы учреждения. Это следует из Методических рекомендаций по осуществлению проверок законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, утвержденных Казначейством России 31.12.2019.
Во время инвентаризации комиссия проводит не только физический подсчет объектов и фиксирует их наличие или отсутствие, но и оценивает состояние всех активов. В Письме от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 Минфин сообщает следующее: чтобы выявить объекты основных средств, которые перестали соответствовать критериям актива, комиссия определяет:
- статус объекта: в эксплуатации, временно не эксплуатируется, реконструируется и т.д.;
- целевую функцию: эксплуатируется, нужен ремонт или восстановление.
Чтобы отразить статус объектов и их целевую функцию, в инвентаризационных описях по нефинансовым активам (ф. 0504087) есть графы 8 и 9. В учетной политике учреждение может установить условные обозначения для этих граф. В конце статьи вы можете скачать фрагмент учетной политики с примером условных обозначений.
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Образцы документов к инвентаризации 437.9 КБ
Инвентаризационная опись, или, как ее еще называют, сличительная ведомость по объектам нефинансовых активов, отражает оперативный результат проверки в государственных и бюджетных учреждениях. Реестр имеет унифицированную форму — ОКУД 0504087 инвентаризационная опись. Она утверждена Приказом Минфина РФ № 52н от 30.03.2021. С 01.01.2021 применяется обновленный формат сличительной ведомости, бланк и регламент заполнения которой закреплены в Приказе Минфина РФ № 194н от 17.11.2021.
- 8 — статус объекта учета;
- 9 — целевая функция актива;
- 10 — счет бухгалтерского учета;
- 17 — количество объектов нефинансовых активов, не соответствующих условиям признания их объектами бухучета, 18 — их сумма.
Перед проверкой у сотрудника возьмите расписку, что он сдал все документы на имущество в бухгалтерию или инвентаризационной комиссии, все ценности оприходованы или списаны. Расписку делают на бланке описи в части «РАСПИСКА». Такие требования есть в пункте 2.4 приказа № 49.
Если инвентаризацию провели не по правилам или ее результаты оформили с нарушениями, то данные бухотчетности могут признать недостоверными. За это учреждение и ответственных сотрудников оштрафуют. Обнаружить нарушения могут в ходе сторонней проверки.
Как Проводят Инвентаризацию В Казенном Учреждении 2021
Инвентаризация предполагает проверку наличия и состояния имущества на установленную дату и соответствие такой информации данным проводимого в бюджетном учреждении бухучета. Сущность инвентаризации заключается в том, чтобы сравнить фактическую и учетную информацию между собой и выявить ошибки бухгалтеров или материально-ответственных лиц, исправить их в отчетном периоде и в последующем не допускать. Также инвентаризация необходима в том случае, когда предполагается факт хищения и присвоения государственного имущества виновной стороной.
Инвентаризация обязательна к проведению при наступлении определенных ситуаций, к которым относятся:
- реорганизация учреждения;
- смена или увольнение материально-ответственных лиц;
- составление годовой финансовой и бухгалтерской отчетности;
- подозрения по факту хищения или кражи;
- чрезвычайная ситуация вследствие стихийного бедствия.
[adinserter block=”1″]
Как было сказано ранее, в приказе прописывается, кто именно входит в состав инвентаризационной комиссии и кто является ее председателем. Как правило, такая группа является постоянно действующей, то есть избирается на длительный срок. В инвентаризационную комиссию входят сотрудники из разных отделов, но ни одно материально-ответственное лицо не может быть привлечено к проведению данного мероприятия.
Председатель инвентаризационной комиссии перед непосредственным осуществлением мероприятия обязан проставить свою подпись на всех приходных и расходных документах, которые прикладываются к отчетам материально-ответственных лиц в качестве доказательства правомерности проведения операции.
Основными функциями, возложенными на инвентаризационную комиссию, следует считать следующие:
- фактическая перепись и пересчет всех товарно-материальных ценностей;
- проверка документации на основные средства и иные ценности, принятые к учету;
- составление инвентаризационных описей с непосредственным поименным указанием всех объектов ревизии и их количества;
- сопоставление данных фактического и бухгалтерского учета;
- составление сличительных ведомостей при выявлении расхождений;
- выявление причин появления таких отклонений;
- подготовка предложений по изменению учета или устранению операций, влекущих за собой ошибки и неточности.
Всю процедуру проведения инвентаризации можно условно разделить на несколько взаимосвязанных этапов, к которым относятся:
Этап |
Описание |
Подготовительный | Руководителем издается приказ, документы проводятся в бухучете, создается инвентаризационная комиссия |
Фактический | Комиссия осуществляет перепись наименований и количества объектов ревизии, составляет инвентаризационные описи |
Сличительный | Комиссия сличает данные фактического и бухгалтерского учета, выявляет отклонения, составляет сличительные ведомости |
Заключительный | Комиссия формирует результаты инвентаризации и вносит предложения по усовершенствованию учета, руководитель издает приказ о результатах инвентаризации и привлечении к ответственности виновников |
Каждый из этих этапов важен, поскольку от него зависят результаты инвентаризации, поэтому к каждому из них должен быть организован тщательный и аккуратный подход. Нужно учитывать, что для получения максимально достоверных данных необходимо проконтролировать, чтобы бухгалтеры и материально-ответственные лица в полной мере выполнили поставленные перед ними задачи, а также в состав комиссии входили только ответственные сотрудники. Кроме того, при проведении фактического этапа инвентаризации при перерывах в данном процессе помещения должны быть опечатаны, а документы спрятаны в сейфах, закрываемых на ключ.
Периодичность проведения инвентаризации нематериальных активов
Сроки и частота проведения инвентаризации устанавливаются руководителем. В обязательном порядке необходимо провести ревизию активов в 4 квартале перед формированием годовой отчетности. В остальных случаях необходимость в мероприятии контроля определяет руководитель предприятия.
Рассмотрим случаи, требующие проверки состояния НМА в таблице ниже.
Периодичность инвентаризации |
Причины потребности |
Один раз в течение года | Подготовка данных для составления годовой отчетности |
Один раз в полугодие | Проверка состояния НМА и документов в учете для полугодового и годового балансов |
Несколько раз, по необходимости (кроме случаев обязательного проведения инвентаризаций) | Смена материально-ответственного лица, в обязанности которого входит учет и хранение НМА, или увольнения более половины группы ответственных лиц |
Изменение структуры предприятия – присоединение, ликвидация, смена собственника | |
Переоценка активов по рыночной стоимости | |
Выявление факта хищения или порчи актива | |
Возникновения форс-мажорного обстоятельства – пожара, затопления, приведших к полной или частичной утрате имущества |
Документы, применяемые в ходе проведения инвентаризации НМА
Все данные, которые комиссия получает в ходе инвентаризационного процесса фиксируется в специальной ведомости ИНВ-1а. Уполномоченные лица, несущие ответственность за сохранность документов по состоянию НМА, ставят свою подпись в заголовке ведомости. Если будут обнаружены неучтенные активы, то они должны быть вписаны в опись, составленную при проверке. Такой документ составляется в двух экземплярах, один из которых будет хранится у лица, ответственного за хранение документов, а второй передается в бухгалтерию. Подписывают опись все члены инвентаризационной комиссии.
В ходе проверке также оформляется сличительная ведомость по форме ИНВ-18. Такая ведомость требуется для того, чтобы зафиксировать различия между сведениями, полученными при проведении проверки и данными, указанными в документах бухучета. Ведомость также составляется в двух экземплярах.
Все результаты, полученные при инвентаризации НМА отражаются в документах бухгалтерского учета. Если по итогам проверки будут выявлены излишки, то они указываются по рыночной цене и заносятся в строку финансового результата. Выявленные недостачи подлежат взысканию с виновных лиц, а их учет происходит так же.
Важно! С 2013 года компании вправе не применять унифицированные формы документов. Поэтому с целью осуществления проверки они вправе самостоятельно разработать формы документов, а также утвердить их в своей внутренней политике. Главным требованием при составлении бланков документов является указание всех реквизитов, регламентированных законодательством.