Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько учиться на права в Беларуси 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Итак, экзамены в автошколе сданы, все необходимые документы и справки собраны, а значит, пришло время экзаменов в ГАИ. Их два вида: теоретический и практический. Практический тоже состоит из двух частей: вождение на закрытой площадке («городок»), а после его сдачи – вождение по дорогам общего пользования («город»). Теоретический экзамен – это знакомые всем тесты в ГАИ.
Чтобы получить права заветной категории, нужно сдать теоретический и практический экзамены в ГАИ. Предварительно вы должны пройти обучение а автошколе. Они предлагают различные варианты посещения занятий – утренние, вечерние, дневные группы, группы выходного дня. Продолжительность занятий может варьироваться, от этого будет варьироваться и продолжительность всего срока обучения. В среднем, на категорию В чистой учёбы выходит около 3 месяцев. Курсанты изучают теоретическую информацию (ПДД, задачи, устройство автомобиля, оказание мед.помощи), а также посещают практические уроки вождения на площадке и в городе. Если вы проживаете в небольшом населенном пункте, где автошкола отсутствует, допустимо самостоятельное изучение теории и практики. Но сдача экзаменов в ГАИ обязательна!
Документы в автошколу предоставляются до начала обучения. Необходим документ удостоверяющий личность, две цветные матовые фотографии 3,5х4,5 см и водительская медицинская справка (ОБЯЗАТЕЛЬНО).
Что изменилось в выдаче прав на трактор по новым правилам
Одно из нововведений касается снегоболотоходов, квадроциклов, снегоходов и мотовездеходов, которые отнесены к колесным тракторам и самоходным машинам. Соответственно для управления этими типами транспортных средств необходимо иметь водительское удостоверение тракториста-машиниста категории «А», которое можно получить с 17 лет.
Прохождение обязательной подготовки для сдачи квалификационных экзаменов на категории «А» и «В» не требуется.
При этом претендент должен пройти медицинскую комиссию и получить справку об отсутствии ограничений к управлению колесными тракторами и самоходными машинами.
Выдает удостоверения инспекция Гостехнадзора. Для этого нужно обратиться в организацию по месту жительства.
По новым правилам, уменьшилось количество экзаменов. Для тех, кто сдает на категории «С», «D», «E» и «F», надо сдавать один теоретический (по ПДД) и один практический (по вождению). А для тех, кто сдает на категории «А» и «В» – только теоретический (по ПДД).
Ранее на все тракторные категории надо было пройти сразу три экзамена: два теоретических (по ПДД и по правилам технической эксплуатации) и один практический (по вождению).
Со скольки лет можно сдавать на права тракториста
К сдаче квалификационных экзаменов допускаются лица, прошедшие обязательное медицинское освидетельствование и имеющие медицинскую справку о состоянии здоровья, подтверждающую годность к управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами,
Лицо, достигшее семнадцатилетнего возраста, может получить право управления колесным трактором и самоходной машиной категорий «A», «B», «C».
Лицо, достигшее восемнадцатилетнего возраста, может получить право управления:
- механическим транспортным средством (за исключением колесного трактора) категорий «A», «B», «C»;
- колесным трактором и самоходной машиной категорий «D», «E», «F».
Как сдать экзамен на категорию А1
Если вы являетесь счастливым обладателем прав категории В или С, то имеете право получить категорию А1 без обучения в автошколе. Вам необходимо успешно сдать теоретический и практический экзамен в ГАИ. Также вы можете пройти курс теории и практики на базе автошколы по желанию: такую услугу сегодня предоставляет школа вождения «Амфуд».
*При получении 2-хлетнего стажа вождения мотоцикла, категория А будет присвоена автоматически.
Чтобы получить категорию А через 2 года после сдачи А1, нужно написать соответствующее заявление в ГАИ. Пересдавать ничего не придется. К заявлению необходимо приложить медицинскую справку и внести оплату за присвоение следующей категории. Таким образом вы получает обе категории – А1 и А.
Сколько стоит сдача экзаменов в ГАИ
Итак, экзамены в автошколе сданы, все необходимые документы и справки собраны, а значит, пришло время экзаменов в ГАИ. Их два вида: теоретический и практический. Практический тоже состоит из двух частей: вождение на закрытой площадке («городок»), а после его сдачи – вождение по дорогам общего пользования («город»). Теоретический экзамен – это знакомые всем тесты в ГАИ.
Что здесь нужно иметь в виду:
— при первом получении прав сдают как теорию, так и практику;
— если идет получение более низкой категории (например, с B на А), сдается только практический экзамен;
— если вас ранее лишили водительского удостоверения, то сдают только теорию. Но если лишение связано с алкоголем за рулем, то придется сдавать и теорию, и практику. Если права забрали по медицинским показаниям, то их возвращают после медицинской комиссии, сдавать экзамены вовсе не нужно;
— для получения прав на мопед сдают только теорию.
Отмена закрытых площадок при сдаче экзаменов в 2023
Внесенные изменения в сдаче экзамена в ГИБДД в 2023 году исключают демонстрацию навыков будущих водителей на закрытых площадках.
Им достаточно показать свое умение управлять транспортным средством в городском шоссе, где наблюдается естественный поток автомашин. То есть им не приходиться сдавать «площадку».
Такое правило относится к выпускникам, которые хотят получать права для управления легковым автомобилем, автобусом, грузовиком и составом.
Дополнительно от них требуется выполнять следующие маневры в реальных условиях:
- развернуть автотранспорт в ограниченном пространстве;
- параллельно припарковать ТС;
- начинать ход на подъеме;
- въезд в гараж выполнением заднего хода.
В автодромах или закрытой площадке будут проводиться испытания для тех, кто намерен получать удостоверение, разрешающее управлять мотоциклом, трициклом, квадроциклом и мопедом.
Как проходит обучение в автошколе
Главная мотивация поступления в автошколу — это не получение заветных корочек, а умение качественно управлять автомобилем и отличные знания ПДД после ее окончания. Добросовестная подготовка студентов очень важна, в первую очередь, для их безопасности. Поэтому в автошколе в минске категория в препрдается с особой ответственностью.
Согласитесь, чувствовать себя за рулем уверенно, понимать, что близкие, которые находятся с вами в автомобиле, в безопасности — это очень важно.
Занятия включают в себя теоретические и практические часы. Садиться за руль автомобиля в городских условиях, совершенно не зная правил дорожного движения, нельзя даже под присмотром опытного инструктора. Поэтому, в автошколах на практические занятия допускаются студенты, которые уже прослушали необходимые часы теории. Группы на занятия теорией в современных автошколах всегда набираются и на дневное и на вечернее время, чтобы можно было выбрать удобное в соответствии со своим графиком работы и учебы. Также существуют группы выходного дня.
После окончания курса теории начинаются занятия с инструктором по вождению. Хороший инструктор будет постоянно интегрировать теоретический курс в уроки вождения, чтобы к сдаче экзаменов ученик легко ориентировался во всех правилах. Занятия за рулем всегда начинаются с автоплощадки. Ведь, прежде чем выезжать в город, нужно научиться управлять автомобилем на элементарном уровне, парковать его, разворачиваться и объезжать сложные препятствия.
После освоения площадки начинается вождение в городе. Учебные автомобили оборудованы двумя комплектами педалей, так что в самых экстренных ситуациях инструктор поможет избежать аварийных ситуаций. Чаще всего обучение проходит по экзаменационным маршрутам, установленным в ГАИ. Так есть возможность заранее запомнить все знаки и особенности дорожного покрытия.
Сколько можно пересдавать на права?
Маша, гр. 279 Только положительные эмоции от автошколы «Дорожная Азбука». Всё преподносится очень интересно и с юмором, скучно вам точно не будет! Отдельную благодарность хочется выразить Герасимовичу Андрею Сергеевичу. Всё доступно объясняется, на занятиях не бывает скучно.
В теоретическую часть теперь не входит полный курс по оказанию первой медицинской помощи, он сокращен с 24 до 16 часов. Также был сокращен материал по изучению различий между автоматической и механической коробкой передач.
Если учебный автомобиль заправляется бензином АИ-95, то на топливо у курсанта автошколы уйдет дополнительно от 120 до 165 рублей.
Точные сроки обучения зависят от недельной нагрузки. Как правило, расписание для занятий составляется по графику 4 часа 4 раза в неделю. То есть обучиться на права удастся за 11-12 недель (3 месяца). Если записаться в группу с посещением занятий два раза в неделю, то продолжительность обучения увеличится до 5,5 месяцев.
Если учебный автомобиль заправляется бензином АИ-95, то на топливо у курсанта автошколы уйдет дополнительно от 120 до 165 рублей.
Казалось бы, если выпускники удачно сдают экзамены в ГАИ, то возможно и обучение более качественное? На самом деле все зависит только от вас, автошкола может лишь замучить вас ПЛАТНЫМИ пересдачами, навязать дополнительные занятия с инструкторами, но при этом не дать тех знаний которые нужны на сдаче экзамена ГАИ. Куда важнее изучить отзывы, причем опираясь не на один интернет-ресурс, а на отзывы знакомых, как минимум нескольких интернет-сайтов, чтобы не попасть в ситуацию, когда из-за надуманных конфликтных ситуаций с руководством автошколы или инструкторами вы потеряли интерес к обучению. Автошкола вам лишь должна выдать корочку об успешном прохождении обучения и с этой справкой вы уже сдаете экзамены в ГАИ. При заключении договора обратите внимание на оснащение учебных классов, а именно:
- В каждом классе должно быть большое количество компьютеров (как минимум столько же, сколько и курсантов в группе), ведь примерно половина занятий будет занимать сдача промежуточных тестов на знание ПДД.
- Уточните какие транспортные средства есть в автопарке, есть ли возможность поменять инструктора в случае если вам назначенный не понравится (а это очень часто бывает, чуть ли не каждый второй курсант хочет поменять инструктора)
- Уточните где проходит обучение с инструктором, вам могут предложить несколько вариантов в разных районах города (у автошкол разные инструктора отрабатывают разные районы)
- Изучите отзывы в интернете, причем обращайте внимание не на положительные, а на негативные. Особое внимание стоит уделить отзывам где есть конкретика и объективность.
Как получить международные водительские права
Получить водительские права международного образца можно в отделении ГИБДД или в одном из центров «Мои документы». Чтобы не стоять в очередях, лучшим способом будет заранее записаться на прием через портал «Госуслуг». После этого следует оплатить госпошлину в размере 1600 руб. (если подавать заявление онлайн, водителю предоставляется скидка в 30%) и заняться подготовкой документов. Среди них:
- заявление;
- паспорт или временное удостоверение личности, если вы его меняете (если у вас есть регистрация, но в паспорте нет сведений о ней, понадобится документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства или по месту пребывания);
- фотография 35 на 45 миллиметров на международное водительское удостоверение: на матовой бумаге, без уголка, цветная или черно-белая;
- российское водительское удостоверение;
- документ, подтверждающий наличие льготы по уплате государственной пошлины.
Пересдача начинается с заваленного этапа. То есть, если учащийся сдал теорию, но провалил автодром, его следующий экзамен начнется на площадке. Завалившие только город, не сдают теорию и автодром. За каждую попытку пересдать придется платить.
Важно! Через полгода результаты теоретического экзамена и автодрома становятся недействительны. Если ученик неоднократно заваливал, к примеру, площадку, так и не «доехав» до города, ему придется сдать теорию вторично через шесть месяцев после первой попытки в ГАИ.
Пересдачи назначаются по согласованию ГИБДД и автошколы в порядке очереди. Обычно срок ожидания составляет 1-2 недели, но может растягиваться и на 1-2 месяца.
Сколько стоит обучение в автошколе в 2021 году?
Первый и самый «труднодоступный» документ на пути к новому водительскому удостоверению – заключение от водительской медицинской комиссии. Подробно мы об этом уже рассказывали здесь, а если вкратце, то каждый водитель должен:
- Взять выписку из поликлиники по месту жительства
- Пройти медицинскую комиссию
На практике это происходит так: в своей поликлинике вы начала сдаете базовые анализы, кардиограмму, флюорографию. Результаты попадают в выписку вместе с информацией о здоровье человека за последние 5 лет. Если менялась поликлиника, то нужно будет взять информацию во всех учреждениях, в которых человек обслуживался в течение этого срока.
Затем с выпиской установленной формы вы записываетесь в 24-ю поликлинику спецмедосмотров онлайн или по телефону, если мы говорим о Минске. Там вас будут проверять такие специалисты как терапевт, отоларинголог, офтальмолог, невролог. При необходимости к работе медицинской комиссии подключаются нарколог или хирург. Если вы прошли медицинскую часть, то бинго! Самое важное позади.
Какие документы нужны для замены водительских прав еще? Записывайте!
- Паспорт
- Старые водительские права и талон к ним
- Заявление
- Квитанция об оплате или электронный чек из ЕРИП
- Военный билет для военнообязанных
Если говорить о финансовой стороне вопроса, то за подобную услугу нужно будет заплатить 61 рубль 48 копеек. Из них 2 базовые величины – это новый документ, а остальное – плата за оформление заявления и компьютерные услуги. Срок замены водительского удостоверения обычно составляет 5 рабочих дней. Отметим также, что фотографии для новых прав делать отдельно не нужно – вас сфотографируют во время подачи заявления в ГАИ.
Сколько учиться на права в беларуси 2021
Для многих белорусов водительское удостоверение сегодня – уже признанная необходимость. Жить без машины можно довольно долго, но получить права все-таки стоит, потому что рано или поздно работа, семья или еще какие-то обстоятельства заставляют сесть за руль. И лучше сделать это заранее, а не искать ускоренные курсы вождения и деньги чтобы их оплатить. Myfin.by рассмотрел финансовые этапы превращения пешехода в водителя – порядок оплаты и необходимые суммы для получения водительского удостоверения.
- отучиться в автошколе достаточно один раз, если, например, получаешь права повторно, то учиться еще раз не придется;
- существует градация прав по буквам латинского алфавита: АМ – мопеды; А – мотоциклы; А1 – мотоциклы с небольшой мощностью; В – легковые авто и автобусы до 8 мест; С – грузовые авто; D – пассажирские автобусы; F – трамваи; I – троллейбусы; категории ВЕ, СЕ, DE – это В, С, D, но еще с прицепом;
- без обучения можно получить права на мопед и мотоциклы с малым объемом двигателя;
- если имеешь права более высокой категории, то получить на более низкую можно без обучения;
- на более высокие категории нужно пройти переподготовку.
Водительское удостоверение выдает Госавтоинспекция (ГАИ). Но не всем, а тем, кто официально прошел курс в сертифицированной автошколе, сдал в ней экзамены и получил документ об этом. Точные формулировки прописаны в Законе «О дорожном движении» № 313-З от 5 января 2008 г. Исключения из этого правила так редки, что их не стоит рассматривать сейчас. Учиться самому «в поле», повесить на машину букву «У» и ездить с более опытным водителем уже нельзя.
После сдачи экзаменов в автошколе и сбора всех документов наступает очередь экзаменов в ГАИ. Там, в установленном порядке, сдают теоретический и практический экзамены. Практический состоит из двух частей, вначале «городок» – вождение на закрытой площадке, если он сдан – вождение по дорогам общего пользования, «город». Теоретический экзамен – это компьютерные тесты в ГАИ.
Базовой обычно становится категория В, более высокие категории получают сразу вместе с В или доучиваются потом. Переподготовка чаще всего на 30-40% дешевле, чем учеба «с нуля». Периодически назначают скидки, тоже примерно в 30-40%. Предлагают VIP-обучение, иногда в 2-3 раза дороже. Где-то разделяют цену обучения и стоимость топлива, тогда цифры основного курса будут другими, но суммы примерно теми же.
Никто обычно не подозревает, что число желающих стать курсантом в тот или иной момент может превышать возможности организаций по подготовке водителей. Ни в рекламе, ни в других популярных источниках информации об этом не сообщают.
Тогда как в автошколах есть даже две очереди:
- на поступление (принимают Вас начать учиться, но не сейчас, а спустя так недель семь-восемь, когда выпустят предыдущих курсантов)
- в середине обучения (скажем, все инструктора будут заняты где-то с полмесяца).
Представляете, если отстоите сначала в одной, а потом в другой? Так и лето пройдет, если планируете обучиться водительскому искусству в законные для студентов каникулы.
Кроме того, длина очереди тоже может быть разной. Что делать, когда перед Вами – еще 20 кандидатов, и очевидно: не получится попасть даже в следующую группу?
Можно смело прогнозировать, что летом очередь будут вдвое большей, чем зимой. А если именно в той автошколе, куда придете Вы, в тот самый момент очереди не окажется, считайте, что Вам крупно повезло.
Категории прав в Казахстане
Категория или подкатегория | Тип транспортного средства |
Категория A | |
A1 | Лёгкие мотоциклы с объёмом двигателя не более 125 куб. см, максимальной мощностью не более 11 кВт. Лица достигшие 16-ти лет. Не требует обязательного обучения в автошколе. |
A | Мотоциклы, мотороллеры и другой мощный тяжёлый двухколёсный мототранспорт. Лица достигшие 18-ти лет. Не требует обязательного обучения в автошколе. |
Категория B | |
B1 | Трициклы (трёхколёсный мототранспорт), квадрициклы (четырёхколёсный мототранспорт – квадроциклы и мотоколяски), мотоциклы категории «A» с боковым прицепом (коляской). Лица достигшие 18-ти лет. Не требует обязательного обучения в автошколе. |
B | Легковые автомобили и небольшие грузовики, РММ которых не более 3.5 тонн, число сидячих мест не более 8, помимо сиденья водителя; транспорт категории «B» с прицепом, РММ прицепа не более 750 кг; транспорт категории «B» с прицепом, РММ прицепа более 750 кг, но не более чистой массы тягача (без нагрузки), общей РММ автопоезда не более 3.5 тонн. Лица достигшие 18-ти лет. Не требует обязательного обучения в автошколе. |
BE | Транспорт категории «B» с прицепом, РММ прицепа более 750 кг и превышает чистую массу тягача (без нагрузки); транспорт категории «B» с прицепом, РММ прицепа более 750 кг, общей РММ автопоезда более 3.5 тонн. Лица имеющие стаж вождения по категории «В» не менее 1-го года. |
Категория C | |
C1 | Средние грузовики, РММ которых более 3.5 и не более 7.5 тонн; транспорт категории «C1» c прицепом, РММ прицепа не более 750 кг. Лица достигшие 18-ти лет. |
C1E | Транспорт категории «C1» с прицепом, РММ прицепа более 750 кг, но не более чистой массы тягача (без нагрузки), общей РММ автопоезда не более 12 тонн. Лица имеющие право управления транспортом по категории «C1» или «C» не менее 1-го года. |
C | Грузовые автомобили, РММ которых более 3.5 тонн; транспорт категории «C» с прицепом, РММ прицепа не более 750 кг. Лица достигшие 21-го года, имеющие общий стаж работы водителем не менее 3-х лет, в том числе не менее 1-го года по категории C1. |
CE | Транспорт категории «C» с прицепом, РММ прицепа более 750 кг. Лица имеющие право управления транспортом по категории «C» не менее 1-го года. |
Категория D | |
D1 | Небольшие автобусы, вместимость которых более 8 и не более 16 сидячих мест, помимо сиденья водителя; транспорт категории «D1» с прицепом, РММ прицепа не более 750 кг. Лица достигшие 21-го года, имеющие общий стаж работы водителем не менее 3-х лет, в том числе не менее 1-го года по категории «C1». |
D1E | Транспорт категории «D1» с прицепом (грузовым), РММ прицепа более 750 кг, но не более чистой массы тягача (без нагрузки), общей РММ автопоезда не более 12 тонн. Лица имеющие право управления транспортом по категории «D1» или «D» не менее 1-го года. |
D | Автобусы, вместимость которых более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя; транспорт категории «D» с прицепом, РММ прицепа не более 750 кг. Лица достигшие 25-ти лет, имеющие общий стаж работы водителем не менее 5-ти лет, в том числе не менее 3-х лет по категории «D1». |
DE | Транспорт категории «D» с прицепом, РММ прицепа более 750 кг; сочлененные автобусы, дуобусы. Лица имеющие право управления транспортом по категории «D» не менее 1-го года. |
Категория T | |
Tm | Трамваи. Лица достигшие 25-ти лет, имеющие общий стаж работы водителем не менее 5-ти лет, в том числе не менее 3-х лет по категории «D1». |
Tb | Троллейбусы; дуобусы – при наличии открытой категории «DE». Лица достигшие 25-ти лет, имеющие общий стаж работы водителем не менее 5-ти лет, в том числе не менее 3-х лет по категории «D1». |
Сколько учиться на права категории «А» (мотоцикл)
Базовая программа подготовки водителей категории А состоит из 134 часов теории (изучение правил дорожного движения) и 18 часов практики. Теоретическая часть курса совпадает с курсом категории В, поэтому имеет смысл предлагать оба курса одновременно. Если у вас уже есть права категории В, некоторые автошколы разрешают пропустить теоретический курс.
Обратите внимание, что это не освобождает вас от сдачи теоретического экзамена: сначала вы должны сдать экзамен в автошколе, а затем отправиться в ГИБДД. Другими словами, если вы на 100% уверены в своих знаниях, вы можете пропустить теоретический курс.
Вы также можете получить свидетельство о прохождении обучения в автошколе, если у автошколы есть соответствующая лицензия. На практике не все автошколы с лицензией класса А имеют собственный парк автомобилей и инструкторов, поэтому инструкторы должны работать с автошколой. Машина должна быть официально зарегистрирована, а инструктор должен иметь лицензию класса А и быть сотрудником школы.
Чего коснулась реформа и как повлияла на сроки
Проведенная реформа была направлена на то, чтобы повысить качество подготовки водителей и тем самым повлиять на неблагоприятную обстановку на дороге. Ведь по статистике, львиная доля ДТП происходит по вине тех, чей стаж за рулем менее трех лет.
Первым делом ужесточились требования к самим автошколам. Так с рынка исчезли «серые» учебные заведения, ведущие свою деятельность без соответствующих лицензий. Качество образования в большинстве из них – как нетрудно догадаться – оставляло желать лучшего. Теперь право вести образовательную деятельность имеют только лицензированные заведения, имеющие собственную программу, утвержденную министерством образования и ГИБДД. Преподавать могут специалисты с соответствующими разрешениями.
Во вторую очередь изменения коснулись сроков обучения. Увеличилось количество часов – теперь их 190 против 156 ранее. По мнению законодательной власти, увеличение срока, проведенного за партой и за рулем в компании инструктора, повысит результат – а именно, качество образования.
Распространенные ошибки по теме “Белорусские водительские права в России в 2023 году”
Ошибка: Российская компания, занимающаяся пассажирскими перевозками (сервис такси), отказывается принимать на работу гражданина Белоруссии на том основании, что он не оформил национальное российское водительское удостоверение.
Закон позволяет белорусам устраиваться на работу и осуществлять предпринимательскую деятельность на территории РФ, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами, даже в случае отсутствия у него национального российского водительского удостоверения. Белорусских водительских прав с неистекшим сроком действия достаточно для легального трудоустройства.
Ошибка: Гражданин Беларуси оформил российское гражданство, после чего обратился в ГИБДД с целью обмена национальных белорусских водительских прав на аналогичный документ образца РФ без сдачи экзамена по вождению.
Граждане Белоруссии имеют право пользоваться национальным белорусским водительским удостоверением по приезду в Россию до тех пор, пока не истечет срок действия документа. А при желании получить водительское удостоверение российского образца придется сдавать экзамен по вождению в ГИБДД России (при это проходить курсы вождения в российской автошколе не требуется).
На I ступени высшего образования обучаются 243 тыс. студентов.
Из них 18,5 тыс. – иностранные граждане (7,6% от общей численности студентов).
Бюджетники составляют 45,4% всех студентов, в государственных вузах на дневной форме обучения – 59,9%.
В 2021 г. студентами стали 55,2 тыс. человек.
Первокурсники предпочли специальности:
– экономического и юридического профиля – 30,2%;
– технического и строительного – 25,6%;
– педагогического – 10,1%;
– сельскохозяйственного – 8,7%;
– социальной направленности – 7,6%.
В 2021 г. диплом о высшем образовании получили 55,4 тыс. выпускников.
Из них 18,5 тыс. человек (33,3%) – выпускники экономического и юридического профилей.
На II ступени высшего образования обучается 12,3 тыс. магистрантов.
В 2021 г. в магистратуру принято 9,1 тыс. человек, диплом магистра получили 6,2 тыс. человек.
В расчете на 10 тыс. человек населения республики приходится 273 студента и магистранта учреждений высшего образования.