Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Соблюдение норм права отличается активными действиями». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Значение права заключается в целенаправленном воздействии на волю и сознание человека, побуждении вести себя в соответствии с предписаниями законодательства, регулировании общественных отношений. Волевое поведение людей является объектом правового регулирования. С помощью поведения участников общественных отношений можно достичь тех результатов, которых желает достичь законодатель путем издания правовых норм.
Соблюдение и исполнение норм
В случае соблюдения субъекты должны воздержаться от совершения противоправного действия. Другими словами, они соблюдают требования правовых норм. С юридического аспекта поведение человека может являться правомерным, неправомерным или юридически безразличным. Соблюдение правовых норм представляет собой вид правомерного поведения, его первую и наиболее общую форму реализации.
Если человек ведет себя правомерно, спокойно работает и живет, ничего не нарушает, является законопослушным гражданином, то тем самым происходит достижение тех целей, на которые рассчитывал законодатель.
Среди особенностей этой формы реализации необходимо выделить:
- пассивность в поведении субъектов, то есть воздержание от совершения неправомерного поступка;
- реализация права происходит в наиболее общей и универсальной форме, охватывая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов (это может быть как рядовой гражданин, так и президент, нижестоящие структуры или парламент и правительство);
- отношение с правовыми запретами;
- осуществление вне конкретного правоотношения;
- отсутствие фиксации, происходит естественно.
В процессе исполнения субъекты исполняют возложенные на них позитивные обязанности. С помощью функций и полномочий они реализуют определенные нормы права.
Осуществление норм права
Осуществление права: понятие и типы
Принятие нормативных актов правотворческим субъектом означает, что заинтересованные лица могут действовать в соответствии с вновь принятыми нормами права, т.е. осуществлять их в своем поведении.
Осуществление права — это воплощение (претворение) установленных норм права в деятельности субъектов права.
Следует различать два типа осуществления права:
непосредственный тип, или реализация права, когда субъекты, которым адресованы нормы права, поступают так, как этими нормами предписано;
правоприменительный тип, когда деятельности субъектов права по осуществлению правовых норм оказывается недостаточно и требуется участие государственного органа, для того чтобы осуществить предписанное правовыми нормами.
В реализации права заинтересованы не только законодатель, но и обладатели субъективных прав, а также государство и общество в целом, поскольку процесс реализации связан, как правило, с правомерным поведением, т.е. поведением, желательным для общества.
Реализация права и ее формы
Нормы права формулируются по-разному. В одних содержатся дозволения (управомочивающие нормы), в других дается указание на обязанность совершить определенное поведение (обязывающие нормы), а в третьих формулируется запрет (запрещающие нормы). Соответственно этому обозначаются и формы реализации:
использование — осуществление своих прав, совершение субъектами права дозволенных правом действий (например, право на получение высшего образования, право на свободу слова).
Это наиболее демократичная форма реализации права, поскольку она связана с добровольностью, собственным усмотрением, личным желанием субъекта права. Однако использование должно осуществляться в пределах закона, иначе оно превратится в злоупотребление правом (например, реализация права на свободу слова в форме громких выкриков после 23:00 часов будет нарушать спокойствие других лиц);
исполнение — обязательное совершение предусмотренных нормой права действий. Речь в данном случае идет о реализации предусмотренных нормами права активных обязанностей (например, обучение в вузе предполагает совершение необходимых действий для усвоения учебных курсов, предусмотренных программой обучения: посещение лекций, подготовка к семинарам и активная работа в процессе их проведения, написание курсовых работ и их защита).
Исполнение касается граждан и организаций (обязанность платить налоги), государственных органов (обязанность реагировать на жалобы и обращения граждан) и должностных лиц (обязанность сотрудника ГИБДД при необходимости проводить досмотр транспортных средств).
Если субъекты права не выполняют юридические обязанности, они могут быть наказаны;
соблюдение состоит в воздержании от совершения действий, запрещенных нормами права. От субъектов права требуется исполнение пассивных обязанностей (например, не оскорблять сокурсников, не мешать им слушать лекции, не нарушать их неприкосновенность).
Соблюдение характеризуется следующими особенностями:
- оно связано с государством и возможностью государственного принуждения;
- его границы определены более четко, нежели границы использования или исполнения;
- оно служит важной гарантией осуществления прав и свобод других граждан;
- оно может быть добровольным и принудительным;
- это не частное дело. Оно всегда касается необходимых обществу или многим лицам норм поведения, а потому государство императивно требует их совершения.
Если все происходит так, как было задумано законодателем, речь идет о непосредственном типе осуществления права или реализации права, производимой субъектами, как правило, добровольно, с пониманием того, что установление норм права преследует общественно необходимые цели.
Реализация права может происходить как в общих, так и в конкретных правоотношениях. В общих правоотношениях, как правило, реализуются запреты (уголовно-правовые, административно-право- вые). В конкретных реализация права (исполнение и использование) более ощутима и очевидна. В этих правоотношениях субъекты приобретают определенные блага, выполняют конкретные обязанности. Именно так реализуется большинство правовых норм.
Марат солгал своему другу Николаю, нарушив норму морали, в этом случае он заслуживает только общественного осуждения, порицания, государство в этот процесс не вмешивается. Но если Марат не выполнил условий договора купли-продажи аудиокассеты (получил деньги, но кассету не передал), то он уже нарушил требования Гражданского кодекса, общеобязательного дли всех участников гражданского оборота в стране, а это влечет применение гражданско-правовой ответственности. Правда, и в этом случае Марат достоин морального осуждения за противозаконные действия.
Нормы права в основном построены на морали и выражают народную мудрость, требования наиболее целесообразного поведения в трудовой деятельности, в быту, определяют способы борьбы со злом, несправедливостью, преступностью и т. д. В демократическом государстве все правовые правила поведения имеют в своей основе моральную основу. Все, что запрещено законом, запрещено и моралью. Хулиганство, воровство, наркомания запрещены законом. И мы не одобряем людей, которые их совершают. Наша мораль тоже несовместима с такими поступками.
Кроме того, нормы морали по своей природе расплывчаты, Неконкретны. Даже члены одной семьи оценивают одни и те же поступки по-разному.
Право отличается четкостью, определенностью. Нормы права регулируют не чувства и настроения людей, а их поведение, действия. Чтобы уяснить себе различия между нормами права и нормами морали, внимательно изучите эту схему.
Лучшие адвокаты нашего бюро «Сайфутдинов и партнеры» оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.
Соблюдение и исполнение норм
В случае соблюдения субъекты должны воздержаться от совершения противоправного действия. Другими словами, они соблюдают требования правовых норм. С юридического аспекта поведение человека может являться правомерным, неправомерным или юридически безразличным. Соблюдение правовых норм представляет собой вид правомерного поведения, его первую и наиболее общую форму реализации.
Если человек ведет себя правомерно, спокойно работает и живет, ничего не нарушает, является законопослушным гражданином, то тем самым происходит достижение тех целей, на которые рассчитывал законодатель.
Среди особенностей этой формы реализации необходимо выделить:
- пассивность в поведении субъектов, то есть воздержание от совершения неправомерного поступка;
- реализация права происходит в наиболее общей и универсальной форме, охватывая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов (это может быть как рядовой гражданин, так и президент, нижестоящие структуры или парламент и правительство);
- отношение с правовыми запретами;
- осуществление вне конкретного правоотношения;
- отсутствие фиксации, происходит естественно.
В процессе исполнения субъекты исполняют возложенные на них позитивные обязанности. С помощью функций и полномочий они реализуют определенные нормы права.
Так, любой гражданин обязан платить налоги, производить оплату проезда на любом виде транспорта, явиться в суд по повестке в качестве свидетеля.
Специфика этой формы заключается в том, что она распространена, главным образом, на обязывающие нормы. Во-вторых, она предусматривает активные действия и отличается известной императивностью и властностью. Это обусловлено тем, что за неисполнение юридических предписаний в большинстве случаев следуют санкции и происходит оформление или фиксация исполнительных действий.
Понятие и формы реализации права
Закон, отвечающий высоким требованиям права, может не поддерживаться большинством, которое само эти требования не разделяет. Правовой закон может быть не легитимен. И наоборот, те идеи, которые поддерживает большинство, сплошь и рядом оказываются не правовыми. Когда подобные идеи возводятся в закон, большинство людей этот закон поддерживает, мы имеем дело с легитимным законом, но не правовым.
С 1 июля 2015 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 января 2015 г. № 83 «О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» СЗ РФ. 2015. №6. Ст.965. экономическая экспертиза…
Правовые нормы отличаются от других видов норм следующими особенностями:
- исходят от государства и официально выражают его волю;
- исполнение норм права контролируется и защищается государством;
- издаются в конкретной письменной форме (формальны);
- регулируют общественную и личную жизнь граждан, очерчивают границы свободы, поведения и выражения их воли;
- реализуют и закрепляют права и обязанности людей;
- носят общеобязательный характер для всех людей, проживающих на определённой территории, где они действуют.
Характерный признак данной формы — добровольность. Никто не может заставить гражданина во что бы то ни стало использовать свое право. Реализуются главным образом управомочивающие нормы.
ФОРМАЛЬНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
Нормы процессуального права содержатся в различных источниках. Рассмотрим основные из них.
1. Конституция России. Конституция закрепляет наиболее важные положения, имеющие значение для всех сфер социальной жизни, в том числе и для процессуальной деятельности. Речь идет, в частности, об основах конституционного строя, о важнейших правах и обязанностях граждан, об основах федеративного устройства России, о системе высших органов государства, их компетенции, о правомочиях суда, прокуратуры и проч. Велика роль конституционных принципов, как общеправовых, так и чисто процессуальных (о них будет особый разговор).
Важно, что конституционные нормы имеют прямое действие, т.е. могут применяться непосредственно по конкретным делам.
2. Международные соглашения. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции России общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При расхождении положений закона России и международного договора применяются нормы договора.
В этой связи важную роль в процессуальном праве играют нормы Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций в 1948 г., Пакта о гражданских и политических правах, Пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятых Организацией Объединенных Наций в 1966 г., и др.
Многие вопросы процессуальной деятельности решаются договорами о правовой помощи, заключенными Россией с рядом государств (Китай, Венгрия, Финляндия, ряд государств, входящих в Содружество Независимых Государств, — всего около 30), а также Минской конвенцией, заключенной в 1993 г. между странами, входящими в Содружество.
3. Законы. Среди законов необходимо прежде всего выделить кодексы: Уголовно-процессуальный (УПК), Гражданский процессуальный (ГПК), Арбитражный процессуальный (АПК), Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и др. Они определяют круг участников юридического процесса, их права и обязанности, порядок отношений между ними, процедуру производства различных процессуальных действий, принятия решений и т.п.
Надо иметь в виду, что многие кодексы приняты в 60—70-х гг. и, хотя за прошедшее время в них вносилась масса исправлений и дополнений, они во многом устарели. Сейчас ведется работа по подготовке новых кодексов.
Процессуальные нормы содержатся и в других федеральных законах: федеральные конституционные законы “О Конституционном Суде Российской Федерации”, “О судебной системе Российской Федерации”, Федеральный закон “О Прокуратуре Российской Федерации” и др., которые устанавливают компетенцию соответствующих органов, порядок их деятельности и т.п.
Законы субъектов Российской Федерации являются источником права только в конституционном и административном процессе.
4. Подзаконные нормативные акты. В целом подзаконные нормативные акты в регулировании юридического процесса большой роли не играют: все основные вопросы решаются на законодательном уровне. Тем не менее иногда (например, в случаях, требующих быстрого решения) используется и подзаконное регулирование. Можно, в частности, назвать Указ Президента РФ от 14 июня 1994г. “О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности”, который действовал до 1997 г., или “Временное положение о порядке обращения взыскания на имущество организаций”, утвержденное Указом Президента РФ от 14 февраля 1996 г.
Процессуальные принципы — основные идеи, начала, отражающие наиболее существенные черты и свойства юридического процесса, обеспечивающие его единство и достижение стоящих перед ним целей. Эти принципы либо прямо закреплены в законодательстве, либо вытекают из содержащихся там положений. Они образуют основу, фундамент всех процессуальных норм, обеспечивают законность и эффективность деятельности соответствующих органов, обоснованность принимаемых решений.
Основные из этих принципов закреплены в Конституции РФ. Часть из них имеет общеправовой характер, т.е. они относятся ко всем отраслям, институтам и нормам права (неотчуждаемость основных прав и свобод человека, их непосредственное действие, равенство всех перед законом и судом и др.). Другие же принципы характерны именно для юридического процесса в целом или отдельных отраслей процессуального права. Рассмотрим некоторые из них, имеющие наиболее существенное значение для процессуальной деятельности.
Принцип приоритетности прав человека (ст. 2 Конституции РФ). Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства. Вся деятельность органов, осуществляющих процессуальную деятельность, должна строиться на основе этих положений.
Принцип законности (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Соблюдать правовые предписания обязаны все участники общественных отношений, однако совершенно нетерпимы нарушения закона в работе государственных органов, особенно тех, которые осуществляют правоохранительную деятельность, сами следят за исполнением законов другими субъектами, правомочны применять меры государственного принуждения. Это определяет необходимость высокой правовой культуры таких лиц и существования системы контроля и надзора за их работой (о ней будет сказано ниже).
Принцип свободы и неприкосновенности личности (ст. 22 Конституции РФ). Этот принцип заключается в том, что никто не может быть лишен свободы иначе как в порядке и на основаниях, установленных законом.
Принцип неприкосновенности частной жизни (ст. 23, 24 Конституции РФ). Частная жизнь людей, их личная и семейная тайна неприкосновенны. С учетом этого организуется весь ход юридического процесса.
Закон обеспечивает также тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права может иметь место только в установленных законом случаях.
Принцип государственной защиты прав и свобод человека (ст. 45 Конституции РФ). Из этого принципа вытекает важнейшая обязанность всех государственных органов: рассматривать защиту прав личности в качестве одной из основных целей своей процессуальной деятельности.
Принцип права на жалобу (ст. 33 Конституции РФ). Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные или коллективные обращения в любые государственные органы. Это определяет обязанность этих органов рассматривать соответствующие обращения и принимать по ним законные и обоснованные решения.
Принцип судебной защиты прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ). Все решения, все действия (или бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц могут быть гражданами обжалованы в суд. Следовательно, любые юридические процедуры могут завершиться как юридический процесс.
Поскольку основой всех видов юридического процесса является правосудие, общепроцессуальный характер приобретают принципы, относящиеся к организации и деятельности суда.
К ним относятся следующие:
Принцип осуществления правосудия только судом (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ). Его суть состоит в том, что все наиболее важные, а в подавляющем большинстве случаев и окончательные решения могут приниматься только судом и только в форме осуществления правосудия.
Принцип независимости судей (ч. 1 ст. 120 Конституции РФ). Судьям, а также народным и присяжным заседателям при осуществлении правосудия должна быть обеспечена полная независимость, никто не может оказывать на них давление, подчиняются они только закону.
Принцип состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ). При осуществлении правосудия суд выступает как независимый от кого бы то ни было арбитр, а стороны процесса (прокурор и защитник, истец и ответчик) имеют равные права и состязаются между собой, представляя доказательства, высказывая соответствующие доводы и проч.
Наряду с названными можно указать и на другие принципы, имеющие существенное значение для юридического процесса: несменяемость судей, неприкосновенность судей, гласность судебного разбирательства и др.
Формы реализации права (соблюдение, исполнение, использование права)
Применение права – это специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий. Отметим, что граждане не являются субъектами применения права.
Для правоприменения характерны следующие особенности:
- исключительно властная деятельность;
- связано с разрешением конкретных ситуаций, которые требуют профессионализма и подготовки;
- осуществляется в рамках конкретных правоотношений. Стороны правоотношений могут иметь различное правовое положение;
- имеет определенную, установленную законом процессуальную форму;
- состоит из ряда последовательных стадий;
- связано с вынесением индивидуальных правоприменительных актов;
- носит подзаконный характер, ввиду осуществления на основе действующего законодательства и в его пределах.
Таким образом, вышеперечисленные признаки правоприменения свидетельствуют о том, что оно в значительной степени отличается от трех остальных форм реализации права – соблюдения, исполнения и использования.
Выделяют два вида правоприменительной деятельности – оперативно-исполнительную и правоохранительную. Оперативно-исполнительная деятельность имеет своей направленностью, как правило, реализацию собственных полномочий (предоставление визы, регистрация брака органами загса, прием на работу администрацией учреждений, предприятий и др.).
Правоохранительная деятельность направлена на охрану норм права от правонарушений, в том числе на контроль за соответствием деятельности субъектов юридическим предписаниям, на применение государственного принуждения к правонарушителям.
Реализация права в форме применения имеет пять основных стадий:
- установление фактических обстоятельств дела,
- выбор нормы права и юридическая квалификация дела,
- проверка и толкование нормы,
- принятие решения по делу,
- контрольно-исполнительная стадия.
На стадии установления фактических обстоятельств дела совершаются различные процессуальные мероприятия (осмотр места происшествия, опрос свидетелей, сбор вещественных доказательств и пр.), устанавливаются мотивы правонарушения, выявляются его причины.
Вторая стадия правоприменительного процесса характеризуется установлением юридической основы дела, т.е. его квалификации. Начало стадии состоит в выборе нормы, которая подлежит применению. На данной стадии производится юридическая оценка все совокупности фактических обстоятельств дела путем соотнесения их с определенными нормами права. Эта стадия требует высокого профессионализма и подготовленности лица, реализующего данную стадию правоприменительного процесса.
На стадии проверки и толкования нормы права производится проверка юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, по кругу лиц, производится устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов. В некоторых источниках данная стадия правоприменительного процесса входит в состав второй стадий.
§ 11.1. Понятие реализации норм права и ее основные формы
Императивные нормы права существенно отличаются от диспозитивных, являются их полной противоположностью и не предоставляют свободу действий. Они представляют собой примеры авторитарных законов и установленных правил. Императивность – абсолютная безусловность требований и достаточно точное обозначение прав и обязанностей каждой стороны в споре. Эта форма отношений полностью исключает право выбора и является основой для множества законов, например, прописанных в Уголовном кодексе.
Исполнение – форма реализации, которая выражается в действиях субъектов по осуществлению обязывающего правового предписания.
С субъективной стороны реализация права характеризуется отношением субъекта к реализуемым правовым требованиям, его установками и волей в момент совершения предписываемых действий. Реализация не состоится, если какое-либо одно из обязательных условий будет нарушено.
Соблюдение – это форма реализации права, при которой субъект строго следует установленным запретам, не совершает запрещенных действий. Реализация запрещающих норм – это воздержание субъектов от поступков, на которые нормой права наложен запрет.
Конституция Российской Федерации устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения…
Только с заключением и подписанием трудового договора с работодателем гражданин становится членом данной организации и подчиняется ее внутреннему трудовому распорядку, режиму труда.
Реализация права связана прежде всего со структурой нормы права и предполагает непосредственное осуществление права самими субъектами права. Два основных уровня реализации права предполагают: реализацию диспозиции в правомерном поведении (нормальная реализация) и реализацию санкции (правообеспечительная реализация).
Но в зависимости от сочетания запретов и дозволений различают два основных типа правового регулирования – общедозволительный и разрешительный.
Реализация права связана прежде всего со структурой нормы права и предполагает непосредственное осуществление права самими субъектами права. Два основных уровня реализации права предполагают: реализацию диспозиции в правомерном поведении (нормальная реализация) и реализацию санкции (правообеспечительная реализация).
Дозволение – это указание в норме права на правовую возможность. Предписание – есть требование определенного поведения, по своей сути являющееся синтезом запрета и дозволения.
Реализация права — это процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов реализации права. Государство, возложив конкретную обязанность на различных субъектов общественных отношений вправе требовать соблюдения этих предписаний от субъектов, а в необходимых случаях принуждать их к этому. С правовой точки зрения поведение индивида м.
Сырых В.М. Комплексные институты как компоненты системы российского права // Журнал российского права. 2002. № 10. С. 22-27.
Предписание распространяется только на активные действия и носит не всеобщий, а специальный характер, реализуясь в строго определенных законом случаях.
В соответствии с особенностями способов правого регулирования (дозволение (управомочие), обязывание и запрет) различаются формы реализации соответствующих норм права: соблюдение, исполнение и использование.
По характеру действий субъектов, степени их активности и направленности выделяют формы непосредственной реализации права (соблюдение, исполнение, использование), и особую форму – применение.
Сущность этого вида реализации состоит в совершении обязательных действий, которые предписаны нормами права. Исполнение права предполагает активное выполнение обязанностей (вернуть долг, выполнить работу, оплатить проезд в общественном транспорте, возместить ущерб и т.д.).
Внимание! Zaochnik не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании.
Лица, заменяющие родителей, наделены только возможностями участия в принудительной реализации, а также защиты прав ребенка. Опекун (попечитель) и ребенок не могут иметь наследственные права друг после друга, их права ограничиваются временными рамками. Приемные родители обладают правами опекуна или попечителя.
Среди особенностей этой формы реализации необходимо выделить:
- пассивность в поведении субъектов, то есть воздержание от совершения неправомерного поступка;
- реализация права происходит в наиболее общей и универсальной форме, охватывая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов (это может быть как рядовой гражданин, так и президент, нижестоящие структуры или парламент и правительство);
- отношение с правовыми запретами;
- осуществление вне конкретного правоотношения;
- отсутствие фиксации, происходит естественно.
Императивная норма права
Императивные нормы права существенно отличаются от диспозитивных, являются их полной противоположностью и не предоставляют свободу действий. Они представляют собой примеры авторитарных законов и установленных правил. Императивность – абсолютная безусловность требований и достаточно точное обозначение прав и обязанностей каждой стороны в споре. Эта форма отношений полностью исключает право выбора и является основой для множества законов, например, прописанных в Уголовном кодексе.
Императивные нормы права можно сразу определить по прописанному закону: он будет включать в себя такие выражения, как «недопустимо», «не могут» или «недействительно», а также другие элементы запрета.
Этот тип предписаний предполагает четкое юридическое ограничение для взаимоотношений, т.е. их субъекты жестко ограничены в возможностях выбора и действиях.
Их цель – защитить экономические свободы сторон и обеспечить защиту важных интересов общества и государства.
Императивные законы категоричны, они не допускают отклонения от требований или изменений. У данных законов имеются свои характерные черты, которые делают их отличными от прочих. Они отличаются:
- распространенностью – они являются показателем объективности в любых спорах сторон, что делает их присущими любой правовой отрасти,
- статусом – они стоят выше диспозитивных форм и по-особому влияют на регуляцию отношений в социуме,
- методом использования – они применяются только в качестве ограничителей,
- внешней формой – это не расплывчатые объяснения, а четко прописанные принципы и ограничения,
- функциями – выполняют охранную, обеспечивающую, образующую и регуляционную работу. При этом для них характерно наделение сторон юридическими обязанностями и возможностями.
Императивность предписаний позволяет гарантировать соблюдение гражданских прав, выделяя наиболее важные, а также обеспечивает следование установленным законодательным предписаниям.
Любая форма закона отличается разнообразностью, и поэтому ее можно по-разному охарактеризовать.
Императивную форму можно классифицировать в первую очередь по характеру предписания:
- обязывающие – такие законы указывают субъектам на необходимость выполнения какого-либо действия. Например, третья часть 91 статьи ТК РФ говорит, что работодатель обязан учитывать время работы каждого сотрудника,
- управомочивающие – эта категория законов дает свободу выбора относительно характера действий, т.е. субъект может самостоятельно выбрать выполнять те или иные действия или нет. Например, вторая часть статьи 295 ТК РФ говорит, что каждый сотрудник может воспользоваться правом на получение выгоды от имущества, которое находится в хозяйственном использовании фирмы,
- запрещающие – в таких законах четко прописаны запреты на определенные поступки. Например, вторая часть статьи 91 ТК РФ запрещает трудовую деятельность рабочих свыше 40 часов в неделю.
Кроме этого, их также различают по:
- Степени определенности – относительно определенные (предлагают выбор из нескольких вариантов) и абсолютно определенные (предполагают лишь один вариант).
- Положению в системе – различают специальные, которые можно применить только к определенному случаю, и общие, применяемые ко всем ситуациям.
- Методу регулирования – могут быть в виде запретов, принципов или рекомендуемых предписаний.
- Времени действия – разделяются на постоянные и временные.
- Порядку поведения – статические, которые утверждают положение сторон и их возможности, и динамические, предписания к положению и возможностям сторон изменяется на протяжении времени.
Исходя из данных, которые приведены выше, можно сделать вывод, что императивные и диспозитивные уставы имеют существенные различия и противоположны друг другу. Главное отличие императивной нормы в том, что она не позволяет субъекту делать самостоятельный выбор или принимать независимые решения. Все, что она может предоставить субъекту, – это выбор из нескольких предложенных вариантов. А диспозитивные применяются лишь в том случае, когда стороны не предусмотрели иного исхода событий, предоставляя им решать и определять свои обязанности самостоятельно.
Оно связано непосредственно с правами и свободами населения и организаций. Они используют предоставленные законом возможности. Это одна из активных форм реализации. В отличие от исполнения и соблюдения предписаний, использование представляет собой совершение разрешенных действий. При этом решение об осуществлении или неосуществлении принимает непосредственно сам субъект. Он может совершать активную деятельность или воздерживаться от каких-либо поведенческих актов. Выбор будет в данном случае зависеть от характера конкретного субъективного права. Примером могут служить возможности индивидов, закрепленные в Главном Законе страны. Конституция устанавливает, что люди имеют право на:
- Объединение и создание профсоюзов для обеспечения своей защиты.
- Владение, распоряжение и использование имущества как самостоятельно, так и вместе с иными лицами.
- Мирное проведение собраний, митингов, пикетирований, шествий и прочих манифестаций без оружия и т. п.
При использовании какого-либо права субъект получает достаточно широкую свободу. В данном случае имеет место альтернатива. Так, субъект может использовать право или не использовать (отказаться от участия в выборах, не подавать иск, не требовать выплаты кредита и прочее). Вместе с этим у него есть возможность выбрать различные варианты воплощения своих возможностей. Например, он может проголосовать против всех или за одного из кандидатов в соответствии со своими предпочтениями на выборах, потребовать от заемщика часть долга или дать отсрочку, уменьшить либо увеличить исковую сумму. В этом контексте речь ведется о правах на собственные активные действия, использование юридических возможностей, которые предоставлены правом. Это может быть, например, способность распоряжаться объектами собственности, обеспечение защиты и прочие.
1. Определение: «Общеобязательные правила поведения, охраняемые государственным принуждением» — относится к понятию
1) этикет
2) моральные нормы
3) социальные нормы
4) право
2. Какое из приведённых правил является правовой нормой?
1) при встрече тот, кто моложе, должен поздороваться первым
2) человек должен помогать тем, кто нуждается в помощи
3) нельзя проносить большие сумки в зал супермаркета без предварительной упаковки
4) нельзя нецензурно выражаться в общественных местах
3. Одним из признаков правовой нормы является
1) закрепление в юридическом документе
2) обязательное изучение в школе
3) обсуждение депутатами Государственной Думы
4) соблюдение сложившейся традиции
4. Найдите наиболее полное определение понятия «правоотношения». Правоотношения — это общественные отношения, которые регулируются
1) законами совести
2) золотым правилом нравственности
3) правовыми нормами
4) политикой государства
5. Правоотношение возникает в случае
1) обиды на товарища
2) невыполнения домашнего задания
3) поступления на работу
4) обещания придти на родительское собрание
6. Какая из приведённых ситуаций непосредственно характеризует правоотношение?
1) Почтальон Печкин отказался выдать заказное письмо малолетнему дяде Фёдору.
2) Кот Матроскин и Шарик поссорились и прекратили устное общение.
3) Родители дяди Фёдора приехали в Простоквашино.
4) Птичка сто раз повторила: «Кто там?»
7. Какая ситуация свидетельствует о возникновении правоспособности?
1) В семье Кузнецовых родился ребёнок.
2) Надежде исполнилось 14 лет, и она получила паспорт.
3) По достижении 21 года гражданин может быть избран депутатом Государственной Думы.
4) Уголовная ответственность за некоторые преступления начинается с четырнадцати-летнего возраста.
8. Верны ли следующие суждения о правовых нормах?
А. Правовые нормы регулируют поведение людей.
Б. Правовые нормы выражают волю государства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
9. Верны ли следующие суждения о правоотношениях?
А. Участником правоотношения всегда является государство или должностное лицо.
Б. Участники правоотношений обладают правоспособностью и дееспособностью.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
10. Верны ли следующие суждения о правоспособности?
А. Правоспособность — это способность гражданина своими действиями осуществлять права и обязанности.
Б. Правоспособность отсутствует у организаций, которые являются юридическими лицами.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Что такое право — Это Ваше право!
Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции (структура «Если — то следует — иначе»). Правоприменительность норм права достигается при условиях наличия взаимосвязи:норм фиксирующих наличие юридического факта; норм, фиксирующих разнообразие процесса применения; норм права фиксирующих процессы исполнения и исполнения наказания.
Гипотеза (если…) — это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придает им значение юридического факта.
В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:
- Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма.
- Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.
В зависимости от формы выражения выделяют также гипотезы абстрактные и казуистические:
- Абстрактная гипотеза (наиболее распространённая) указывает на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Это способствует разумным пределам объёма и стабильности нормативного материала.
- Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определёнными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.
Диспозиция (то…) — элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.
По характеру предписания диспозиции подразделяются на:
- управомочивающие — предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом;
- обязывающие — устанавливающие обязанность совершать определённые действия;
- запрещающие — устанавливающие запрет совершать определённые действия.
По способу выражения в нормативно-правовых актах диспозиции делятся на:
- абсолютно-определенные
- относительно-определенные
Санкция (иначе…) — элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).
По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые — категорическое значение санкции, относительно определённые — орган применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например, от 3 до 15 лет лишения свободы) и альтернативные — правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности (либо штраф, либо лишение свободы) (неопределённые санкции для современного права не характерны).
Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём, диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму.
В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).
- По юридической силе содержащего нормы акта: нормы международно-правовых актов, законов, подзаконных актов (например, указов, постановлений) и др. Юридическая сила акта позволяет выстроить определённую иерархию правовых норм и определить, какая из них будет применяться при противоречии норм друг другу.
- По отраслям права: нормы гражданского, финансового, уголовного права, трудового, административного, экологического права и т. д.
- По форме предписания: императивные (категорические) и диспозитивные. Императивные нормы не предполагают возможность отклонения от установленных требований (гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его), диспозитивные же допускают регулирование отношений сторонами и применяются лишь в дополнительном (субсидиарном) порядке, когда стороны своим соглашением не установили иное (если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью).
- По форме предписываемого поведения: управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие. Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздержаться от таких действий (осуждённый к лишению свободы вправе получать и отправлять за счёт собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества). Обязывающие нормы устанавливают предписание субъекту сделать что-либо (каждый обязан платить законно установленные налоги). Запрещающие нормы, напротив, устанавливают недопустимость какого-либо действия (не допускается односторонний отказ от договора, за исключением установленных законом случаев).
Существуют также «специализированные нормы», которые направлены не на регулирование отношений между субъектами, а помогают в этом другим нормам. К специализированным нормам относятся:
- дефинитивные — содержат определения юридических понятий;
- декларативные — содержат правовые принципы, цели и задачи;
- оперативные — отменяют нормативно-правовые акты, продлевают срок их действия, изменяют время или сферу их действия и т. д.
- коллизионные — решают противоречия между нормами, указывают какой нормой следует руководствоваться в том или ином случае.
- По кругу лиц (сфере действия): общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности (стране, регионе), специальные — на отдельные категории лиц (государственные служащие, студенты, военные и т. п.)
- По времени действия: постоянные и временные. Постоянные нормы действуют без ограничения определённым сроком, то есть до их официальной отмены, временные — в пределах определённого промежутка времени.
- По сфере действия: общие и местные. Общие нормы распространяются на всю территорию государства, местные действуют в отдельных территориальных единицах.
Значение права заключается в целенаправленном воздействии на волю и сознание человека, побуждении вести себя в соответствии с предписаниями законодательства, регулировании общественных отношений. Волевое поведение людей является объектом правового регулирования. С помощью поведения участников общественных отношений можно достичь тех результатов, которых желает достичь законодатель путем издания правовых норм.
Реализация права в форме норм заключается в таком поведении субъектов права, в котором происходит воплощение предписаний норм (правомерное поведение). Это может быть практическая деятельность человека в области осуществления прав и выполнения юридических обязанностей.
Другими словами, это воплощение в человеческих поступках требований, которые выражаются в общей форме в виде норм права. Реализация права — это непосредственный итог правового регулирования в качестве его конкретного проявления.
Необходимо обратиться к тому, что способно обеспечить правомерное поведение людей и определить побудительные мотивы для добровольной реализации норм права. Когда человек пользуется принадлежащими ему правами, он правомерным образом удовлетворяет свои интересы, потребности и желания. Стимулы правомерного поведения индивидов в ходе осуществления юридических обязанностей могут быть разнообразными. В их число можно включить осознание собственного долга перед государством и обществом, внутреннюю убежденность в справедливости и необходимости правовых обязанностей. Есть и прочие стимулы, включая подражание поведению других людей, привычку, желание получить выгоду или награду, получить моральное или материальное поощрение. Наконец, большую роль играет и стимул в виде страха перед будущими негативными последствиями, которые могут наступить в случае нарушения юридической обязанности (прямое принуждение, лишение определенного блага).
Право целенаправленно воздействует на волю и сознание людей, побуждая их вести себя в соответствии с законом, упорядочивает общественные отношения, приводит поведение отдельной личности в соответствие с интересами общества и государства. Таким образом достигается цель права — претворение его норм в реальную жизнь, их реализация в правомерном поведении конкретных субъектов. Это есть тот социальный результат, которого ожидает законодатель, на который он рассчитывает.
Под реализацией права понимается претворение, воплощение установленных государством правовых норм в правомерной деятельности субъектов права.
Ни одно законодательство, даже самое совершенное, не может предусмотреть всех возможных жизненных ситуаций. Может случиться так, что общественные отношения, требующие правового урегулирования, возникли, а соответствующей нормы права нет.
В этом случае мы сталкиваемся с пробелами в праве.
Пробел в праве — отсутствие в действующем законодательстве нормативных предписаний в отношении жизненных обстоятельств, которые находятся в сфере правового регулирования и требуют юридического воздействия.
Пробелы в праве нежелательны, но объективно возможны.
Следует, на наш взгляд, согласиться с тем, что пробел не всегда просчет законодателя. Ведь наряду с первоначальной пробельностью, обусловленной тем, что законодатель не смог охватить формулировками нормативного акта все жизненные случаи, допустил просчеты в юридической технике, существует последующая пробельность, вызванная появлением новых отношений, которые хотя и охватываются правом, не могли быть в деталях предусмотрены законодателем.
Пробелы в праве восполняются путем принятия соответствующим органом недостающей нормы. Однако нормотворчество — длительный процесс, и быстрое устранение пробелов таким способом не всегда возможно. В юриспруденции выработаны определенные приемы, позволяющие оперативно преодолеть пробелы в праве. Для этого используется институт аналогии. Аналогия — это сходство между явлениями, предметами, понятиями.
В теории права под аналогией понимается сходство юридических норм, общественных отношений, конкретных ситуаций. Принято различать аналогию закона и аналогию права.
Аналогия закона — решение дела или отдельного юридического вопроса на основании закона, регулирующего сходные общественные отношения.
Аналогия закона применяется, если:
- отношения, которые необходимо урегулировать, находятся в правовой сфере;
- отсутствует необходимая норма права;
- имеется норма права, регулирующая сходные общественные отношения.
Аналогия права — решение дела на основе общих начал (принципов) и смысла права. Аналогия права применяется тогда, когда не возможна аналогия закона, поскольку отсутствует даже норма, регулирующая сходный случай.
Аналогия в праве имеет ограниченное применение. В уголовном праве в настоящее время она не допускается, но имела место в первых советских УК. Здесь действует другой принцип: «Нет преступления без указания на то в законе». В других же отраслях права аналогия применяется. Например, гражданское законодательство предполагает возникновение прав и обязанностей непосредственно в силу его общих начал и смысла. Ссылаясь на отсутствие закона, нельзя, таким образом, отказать в правосудии.
Однако к использованию аналогии предъявляется ряд обязательных требований:
- Решение дела по аналогии допустимо только в случае полного отсутствия или неполноты правовых норм.
- Решение по аналогии предполагает поиск нормы вначале в актах той же отрасли права, и только за неимением таковой возможно обращение к другой отрасли и законодательству в целом.
- Выводы по аналогии недопустимы, если они противоречат хотя бы одному из действующих предписаний закона.
Аналогия права и аналогия закона — это исключительные средства, используемые в ходе правоприменительного процесса.
Они не устраняют пробелы в праве, а лишь преодолевают их.
Пробелы в законодательстве должны устраняться в процессе правотворчества путем внесения изменений и дополнений в законы, издания новых, более совершенных нормативных актов.
В процессе своей деятельности правоприменитель может также столкнуться с такими жизненными ситуациями, которые попадают под действие ряда норм. Возникают нежелательные юридические дилеммы.
Коллизии в праве — это противоречия между правовыми актами, по-разному регулирующими одни и те же общественные отношения. В юридической литературе обращается внимание на особую актуальность проблемы юридических коллизий. Выделяют объективные причины возникновения коллизий (динамизм, разнообразие и противоречивость общественных отношений, консерватизм права, которое не успевает за течением жизни) и субъективные. К последним относятся низкое качество законов, юридический нигилизм, неупорядоченность правового материала, пробелы в праве и др. Различают следующие группы коллизий:
- коллизии между нормативными актами;
- коллизии в правотворчестве;
- коллизии в правоприменении;
- коллизии полномочий государственных органов и должностных лиц.
Коллизии между нормативными актами, в свою очередь, подразделяются на коллизии:
- между законами и подзаконными актами (приоритет отдается законам);
- между Конституцией и иными актами (разрешаются в пользу Конституции);
- между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации (если последний принят в пределах ведения, то действует именно он в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ; если же он принят вне пределов своего ведения, то действует общефедеральный акт).
Реализация права может проявляться в четырех формах:
- Пассивный вид:
- соблюдение (бездействие субъекта, следование нормам права).
- Активные виды:
- исполнение (наличие правовых обязанностей, учет интересов личности, сознательность и добровольность реализации);
- использование (правомочие действий, волеизъявление субъекта);
- применение (субъект права – орган власти, закрепление реализации права в документальной форме).
Примером соблюдения может быть следование правилам дорожного движения, исполнения – оплата таможенной пошлины, использования – участие в выборах Президента РФ, применения – судебный приговор.
Соблюдение норм права — это такая форма их реализации, которая заключается в воздержании субъекта права от совершения запрещенных правом деяний. Иногда соблюдение норм права рассматривают лишь как соблюдение обязанностей. Однако смысл вкладывается всегда один и тот же: воздержание от совершения действий, находящихся под запретом, запрещенных нормами права.
Социальная роль и назначение данной формы реализации права заключается в том, чтобы не допустить совершения действий, которые бы причинили вред не только обществу и государству, но и личности. Соблюдение обязанностей в силу совершения активных действий субъектов права, а благодаря воздержанию от совершения запрещенных законом действий. Примером может служить правовое предписание, обязывающее граждан не нарушать правил уличного движения.
- Происхождение. Право появилось относительно недавно и на постоянной основе совершенствуется. Социальные нормы существуют издавна.
- Соблюдение. Правовые нормы являются обязательными, социальные нормы – необязательными.
- Защита. Нарушение законов может повлечь за собой административную, уголовную, дисциплинарную либо гражданскую ответственность. Отсутствие соблюдения социальных стандартов вызывает только порицание.
- Развитие. Социальные правила формируются медленно и они не могут быть навязаны. Закон должен соблюдаться с самого начала.
- Детализация. Социальные нормы направлены на правила существования, правовые нормы – поведению и деятельности физических и юридических лиц.
Нормы права – это правила поведения, установленные законом и охраняемые государством. За уклонение от их соблюдения предусмотрена уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность. Современные правовые нормы направлены на защиту государственного статус-кво и созданы в интересах всего общества. Они разрабатываются и закрепляются законодательными органами власти, охраняются исполнительными, наказываются – судебными.
- Происхождение. Социальные правила существовали всегда, и установить момент их зарождения невозможно, а вот законы появились относительно недавно и постоянно изменяются, трактуются, дополняются, отменяются.
- Соблюдение. Социальные нормы необязательны для исполнения, в то время как правовые – носят императивный характер.
- Защита. При несоблюдении социальных норм человеку угрожает общественное порицание. При нарушении законов наступает гражданская, административная, дисциплинарная или уголовная ответственность.
- Развитие. Социальные правила поведения невозможно навязать, поскольку они формируются очень медленно. А вот закон, который бы обязал людей вести себя определённым образом, может быть придуман и принят в кратчайшие сроки.
- Детализация. Правовые нормы чётко очерчивают требования к поведению физических лиц и субъектов хозяйствования, в то время как социальные лишь очерчивают определённые правила существования.
Раздел ЕГЭ: 5.1. Право в системе социальных норм
Правовые нормы — составляющие права, в которых заложены правила поведения всех субъектов права (граждане, должностные лица, государственные органы, общественные организации), оказавшихся участниками того вида социальных отношений, по поводу которых государство проявило свою волю, издав данные правила.
Различные правовые нормы существуют и действуют не по отдельности, а в тесном взаимодействии друг с другом.
Все они условно разделяются на регулятивные и правоохранительные. Первые ориентированы на правомерное поведение людей, устанавливают их права и обязанности.
Вторые – предусматривают санкции за неправомерное поведение. Нормы права классифицируют следующим образом:
- по предмету регулирования – гражданские и уголовные;
- по характеру предписаний – обязывающие, управомочивающие (разрешающие), запрещающие, поощрительные;
- по форме выражения – императивные (категорические предписания) и диспозитивные (предполагающие свободу усмотрения);
- по кругу воздействия – общие, специальные, исключительные;
- по происхождению и территории воздействия – общегосударственные, местные, международные;
- по срокам действия – постоянные и временные.
Существует также понятие юридического факта – жизненного обстоятельства, на которое указывает правовая норма (событие, состояние, действие). События и состояния принято причислять к фактам, происхождение которых не связано с волей участников правоотношений. Действия же напрямую зависят от воли человека, могут быть правомерными и неправомерными.
Правомерные юридические факты делятся на юридические акты и юридические поступки.
Юридический акт – действие, совершенное с намерением породить юридические последствия (заключение сделки, издание официальных указов).
Юридический поступок приводит к наступлению юридических последствий независимо от намерения лица, совершившего его (например, находка клада или действия недееспособного лица).
Соотношение норм права с другими социальными нормами определяется тремя факторами:
- Общими признаками.
- Отличиями.
- Взаимодействием.
Общими для всех социальных норм являются:
- объект воздействия – человек, общественные отношения;
- функции – регулирование отношений;
- признание и добровольное исполнение их социумом;
- назначение – определение границ дозволенного;
- адресат – неопределенное количество людей;
- цель – моделирование будущего поведения;
- предоставление выбора модели поведения.
Различия между социальными нормами заключаются в следующих аспектах:
- принципах формирования;
- форме закрепления;
- способах обеспечения исполнения;
- критериях оценки поступков;
- мерах ответственности;
- сферах действия.
Взаимодействие норм права и других социальных норм порождается их различиями и носит обоюдный характер: право может влиять на другие социальные нормы и наоборот.
Они могут поддерживать друг друга, а могут вступать в противоречие. В последнем случае нормы права становятся приоритетными.
Иногда вытеснение некоторых социальных норм при помощи права затруднено, может привести к массовому противодействию.
Нормы права играют огромную роль в жизни отдельных индивидов, их групп, всего общества в целом. Они являются понятной, устойчивой, определенной базой для общения и взаимоотношений людей. Нормы права выступают как предписание и как образец (модель) поведения в правовых отношениях.
Они становятся общеобязательными и формально определенными только в результате деятельности государства, которое гарантирует их соблюдение, охраняет их от нарушений.
В то же время функционирование государства неразрывно связано с нормами права, которые определяют принципы и основные направления его деятельности, а также его взаимоотношения с гражданами.
Основания для классификации | Наименование видов | Их сущность |
По субъектам правотворчества | Нормы, исходящие от государства | Нормы органов представительной, исполнительной и судебной государственной власти |
Нормы, являющиеся результатом прямого волеизъявления населения | Нормы, принимаемые непосредственно населением конкретного территориального образования или населением всей страны | |
По социальному назначению | Учредительные | Нормы — принципы |
Регулятивные | Нормы — правила поведения | |
Охранительные | Нормы — стражи порядка | |
Обеспечительные | Нормы — гарантии | |
Декларативные | Нормы — объявления | |
Дефинитивные (от лат. definitio — определение) | Нормы — определения | |
Коллизионные (от лат. collisio — столкновение противоположных сил) | Нормы — арбитры | |
Оперативные | Нормы — инструменты | |
По характеру содержащихся в тексте норм правил поведения | Обязывающие | Нормы, устанавливающие обязанность совершать определенные правовые действия |
Управомочивающие | Нормы, предоставляющие права на совершение определенных положительных действий | |
Запрещающие | Нормы, содержащие требования воздержаться от определенных действий | |
По функциональной роли | Общие | Нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или бóльшую часть институтов соответствующей отрасли права |
Специальные | Нормы, которые охватывают часть институтов соответствующей отрасли права и регулируют исключительно важные, требующие более детальной регламентации вопросы | |
По методу правового регулирования | Императивные (лат. imperativus — повелительный) | Нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении |
Диспозиционные | Нормы предоставляют субъектам общественных отношений в пределах требований закона самим разрешать возникающие между ними спорные моменты и определить дальнейший ход их взаимоотношений | |
Рекомендательные | Нормы устанавливают варианты желательного для государства поведения | |
Поощрительные | Нормы относительно предоставления мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования | |
По сфере и субъектам действия | Общего действия | Нормы, распространяющиеся на всех граждан и функционирующие на всей территории государства |
Ограниченного действия | Нормы, имеющие пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами | |
Локального действия | Нормы, действующие в пределах какого-либо коллективного образования (предприятие, учреждение, организация) |
5. Норма права — это первичная клеточка права, его исходный элемент. Поэтому норме права свойственны все те черты, которые характерны для права в целом.
Однако, это еще не означает, что понятие нормы права и права совпадают. Право и его норма соотносятся между собой как общее и частное. Отдельно взятая правовая норма — это еще не есть право.
Право — это система, совокупность правовых норм.
Реализация права: понятие, формы
В случае соблюдения субъекты должны воздержаться от совершения противоправного действия. Другими словами, они соблюдают требования правовых норм. С юридического аспекта поведение человека может являться правомерным, неправомерным или юридически безразличным. Соблюдение правовых норм представляет собой вид правомерного поведения, его первую и наиболее общую форму реализации.
Если человек ведет себя правомерно, спокойно работает и живет, ничего не нарушает, является законопослушным гражданином, то тем самым происходит достижение тех целей, на которые рассчитывал законодатель.
Среди особенностей этой формы реализации необходимо выделить:
- пассивность в поведении субъектов, то есть воздержание от совершения неправомерного поступка;
- реализация права происходит в наиболее общей и универсальной форме, охватывая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов (это может быть как рядовой гражданин, так и президент, нижестоящие структуры или парламент и правительство);
- отношение с правовыми запретами;
- осуществление вне конкретного правоотношения;
- отсутствие фиксации, происходит естественно.
В процессе исполнения субъекты исполняют возложенные на них позитивные обязанности. С помощью функций и полномочий они реализуют определенные нормы права.