Положение о лицензировании охранной деятельности в РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положение о лицензировании охранной деятельности в РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Росгвардия проводит проверку предоставленных документов, а также соответствие частной охранной организации обязательным и дополнительным требованиям (в зависимости от вида услуг, которые планирует выполнять ЧОП) и принимает решение о выдаче/отказе в выдаче лицензии в срок не более 45 рабочих дней со дня приема надлежаще оформленного заявления о предоставлении лицензии и полного пакета необходимых документов .

Перечень основных документов для получения лицензии

Для получения лицензии ЧОП необходимо собрать пакет основных и дополнительных документов (в зависимости от конкретного вида услуги).

Все документы предоставляют в заверенных копиях. Если же копии не заверены, то они предоставляются совместно с оригиналом.

К основным документам, которые предоставляются с заявлением на оказании любых видов охранных услуг относятся:

  1. заявление о предоставлении лицензии. Форма такого заявления закреплена в Приложении №1 к Административному регламенту, утв. Приказом Росгвардии от 30.11.2020 N 477) (далее- Административный регламент Нацгвардии). В заявлении указываются основные сведения об организации (полное наименование, место нахождения, должность и ФИО руководителя, контактные данные: телефон и электронная почта), виды охранных услуг, которые предполагается выполнять, намерение использовать оружие, технические и спецсредства, а также сведения об уставном капитале и учредителях общества);
  2. копия платежного поручения, подтверждающего оплату госпошлины;
  3. копии учредительных документов; копия свидетельства о государственной регистрации общества и о постановке на учет в налоговом органе; выписка из ЕГРЮЛ;
  4. копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность руководителя;
  5. копия документа, подтверждающего наличие высшего образования у руководителя;
  6. копия документа, подтверждающего прохождение руководителем дополнительного профессионального образования по программе повышения квалификации. Такое обучение должно быть окончено не позднее, чем за 5 лет до дня подачи заявления на лицензию.
  7. опись всех документов (включая дополнительные).

Лицензия на охрану здания

Для получения лицензии с правом охраны объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию необходимо предоставить копии:

  • штатного расписания, в котором предусмотрено дежурное подразделение с круглосуточным режимом работы и должность специалиста по обслуживанию технических средств охраны;
  • документов, подтверждающих наличие собственных или арендованных средств связи;
  • разрешения на использование радиочастот, выданного уполномоченным органом или договора об оказании услуг связи, заключенного с юрлицом или ИП, оказывающим услуги связи на основании соответствующей лицензии;
  • документов, подтверждающих наличие пассивных средств защиты (жилета и защитного шлема);
  • документов, подтверждающих наличие собственных или арендованных транспортных средств;
  • заключения о согласовании схемы или описания расположения на транспортных средствах ЧОП специальной раскраски, информационных надписей или знаков (если такие используются);
  • документов, подтверждающих стаж работы специалистов по монтажу технических средств охраны и пусконаладочным работам.

Лицензия с правом обеспечивать пропускной режим

Для получения лицензии с правом охраны объектов и (или) имущества, а также обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных ч. 3 ст. 11 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» необходимо предоставить копии:

  • штатного расписания, в котором предусмотрено дежурное подразделение с круглосуточным режимом работы, должность специалиста по обслуживанию технических средств охраны и наличие в штате юрисконсульта;
  • документов, подтверждающих наличие собственных или арендованных средств связи;
  • разрешения на использование радиочастот, выданного уполномоченным органом или договора об оказании услуг связи, заключенного с юрлицом или ИП, оказывающим услуги связи на основании соответствующей лицензии;
  • документов, подтверждающих наличие пассивных средств защиты (жилета и защитного шлема);
  • документов, подтверждающих наличие собственных или арендованных транспортных средств;
  • заключения о согласовании схемы или описания расположения на транспортных средствах ЧОП специальной раскраски, информационных надписей или знаков (если такие используются);
  • документов, подтверждающих стаж работы специалистов по монтажу технических средств охраны и пусконаладочным работам.
  • должностной инструкции юрисконсульта.

Лицензирование частной охранной деятельности

Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ установлено, что деятельность по предоставлению охранных услуг подлежит обязательному лицензированию.

Лицензия — специальное разрешение для индивидуального предпринимателя или организации на то, чтобы заниматься выполнением работ или оказанием услуг определенного рода, подтверждаемое бумажным или электронным документом, полученным в лицензирующем органе. Срок действия разрешения — 5 лет.

К СВЕДЕНИЮ: единого лицензирующего органа в России нет. Функции по выдаче разрешений на охранную деятельность с 2016 года возложены на Росгвардию, однако до принятия нового порядка выдачи лицензий документы по-прежнему выдают подразделения лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел (подп. «б» п. 14 Указа Президента «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии РФ» от 05.04.2016 № 157).

Проверка документации и выдача лицензии

Лицензирующим органом осуществляется проверка, которая состоит из 2 этапов:

  • Первый — на достоверность и полноту представленной информации.
Читайте также:  Как установить факт нахождения на иждивении для назначения пенсии в связи со смертью кормильца

С этой целью в течение 5 дней со дня приема заявления сотрудник, которому на рассмотрение переданы бумаги, направляет межведомственные запросы, касающиеся уплаты госпошлины, госрегистрации ООО и наличия у него ИНН. Помимо этого сотрудник занимается проверкой руководителя организации, в частности фактов наличия у него судимости или нахождения его в розыске.

  • Второй этап необходим для проверки соответствия соискателя лицензионным требованиям. Он осуществляется путем проведения внеплановой выездной проверки, по результатам которой в 1 экземпляре составляется акт проверки соответствия лицензиата лицензионным требованиям.

По итогам проведенной работы сотрудник формирует лицензионное дело и готовит мотивированное заключение о возможности выдачи лицензии или об отказе в удовлетворении заявления.

Если принято положительное решение, то в срок до 3 рабочих дней после подписания лицензии и внесения данных о ней в единый реестр специальное разрешение лично вручается руководителю ООО или направляется в организацию почтовым отправлением.

При отрицательном решении в тот же срок заявителю направляется или передается мотивированное уведомление об отказе.

Лицензия на осуществление частной охранной деятельности выдается на конкретный вид (виды) охранных услуг, который указывается в ней (ч. 1 ст. 11.2 Закона об охранной деятельности). Виды охранных услуг перечислены в ч. 3 ст. 3 Закона об охранной деятельности. К ним относятся:

1) защита жизни и здоровья граждан (п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона об охранной деятельности);

2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, владении, пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении (за исключением объектов, указанных в п. 7 ч. 3 ст. 3 Закона об охранной деятельности, и находящегося на них имущества) (п. 2 ч. 3 ст. 3 названного Закона);

3) охрана объектов и (или) имущества на них (п. 3 ч. 3 ст. 3 Закона об охранной деятельности) с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны (перечень видов таких средств утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498) и (или) с принятием мер реагирования на их сигнальную информацию;

4) консультирование клиентов и подготовка рекомендаций по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств (п. 4 ч. 3 ст. 3 Закона об охранной деятельности);

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий (п. 5 ч. 3 ст. 3 Закона об охранной деятельности);

6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах (за исключением объектов, указанных в п. 7 ч. 3 ст. 3 Закона об охранной деятельности) (п. 6 ч. 3 ст. 3 названного Закона).

7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности. Исключение составляют объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27.05.1996 N 57-ФЗ, а также объекты, на которые частная охранная деятельность не распространяется (п. 7 ч. 3 ст. 3 Закона об охранной деятельности). Перечень последних приведен в Приложении N 1 к Постановлению Правительства РФ от 14.08.1992 N 587.

Случаи, в которых необходимо переоформление лицензии

Лицензия на осуществление частной охранной деятельности должна быть переоформлена в случаях (ч. 1 ст. 11.4 Закона об охранной деятельности):

1) продления срока действия лицензии (п. 1 ч. 1 ст. 11.4 Закона об охранной деятельности);
2) намерения организации осуществлять новый вид (новые виды) охранных услуг, не указанный в имеющейся лицензии (п. 2 ч. 1 ст. 11.4 Закона об охранной деятельности);
3) реорганизации охранной организации (п. 3 ч. 1 ст. 11.4 Закона об охранной деятельности);
4) изменения наименования охранной организации или места ее нахождения (п. 4 ч. 1 ст. 11.4 Закона об охранной деятельности).
На период переоформления действие лицензии не приостанавливается (ч. 4 ст. 11.4 Закона об охранной деятельности).

Последствия работы без лицензии

Охранная деятельность в частном секторе без лицензии или с замороженной, просроченной лицензией может служить поводом для проверки и наложения штрафа, взыскания административного порядка, уголовного преследования, судебного разбирательства.

Охранная деятельность в частном секторе доступна юридическим лицам, оформленным в качестве ООО, подача документов должна производиться в региональные или федеральные ответственные за регулирование данного вопроса органы Росгвардии.

Срок рассмотрения документов на предоставление разрешения – 45 дней. Запрос доступен к подаче в электронной и очной форме через представителя организации. Только лицензированные штатным порядком организации могут осуществлять законную частную охранную деятельность.

Требования для лицензирования охранной деятельности

Для получения лицензии на охранную деятельность законодательством предусмотрены следующие общие требования:

  • у юрлица размер уставного капитала должен составлять минимум 100 тыс. руб., а если охрана связана с оказанием услуг с вооруженной охранной – то минимум 250 тыс. руб.;
  • организационно-правовая форма частной охранной организация (ЧОО) должна быть – ООО, и данная организация должна осуществлять только охранную деятельность;
  • соискатели лицензии и его учредители (участники) должны соответствовать требованиям, установленным ст. 15(1) Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» (учредителями не могут быть госслужащие, имеющие судимость за умышленное преступление, иностранные граждане и др.);
  • организация не должна быть дочерним обществом юрлица, которое осуществляет иную деятельность, кроме охранной. Для учредителя ЧОО соответствующий вид деятельности должен быть основным;
  • предельный размер неденежных вкладов в уставном капитале ЧОО не может быть более 50% соответствующего уставного капитала;
  • деньги, которые были привлечены, нельзя использовать для формирования уставного капитала;
  • организация не может иметь в уставном капитале доли (вклады) иностранцев, а также граждан РФ, имеющих иностранное гражданство, а также граждан без гражданства, иностранных организаций, и организаций, в состав которой входят перечисленные лица;
  • руководитель ЧОО должен иметь высшее образование и допобразование по программе повышения квалификации руководителей ЧОО, а также удостоверение частного охранника.
Читайте также:  Вычет на детей 2023 год

Порядок сдачи документов и получение лицензий

Деятельность по лицензированию частной охранной и детективной деятельности регламентируется постановлением Правительства и руководящими документами МВД РФ [19, 23].

В соответствии с Законами РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», Правительства РФ утвердило «Положение о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельностью» и «Положение о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельностью» [19, 23, 2.38].

В развитии этих положений МВД РФ издало приказ № 447 от 19.06.2006 г. [23], которым утвердило «Инструкцию об организации работы но лицензированию и осуществлению органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации».

Кто обязан получать лицензию?

Согласно Закону РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) ОВД, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Чтобы разграничить сферу деятельности между детективной и охранной деятельностью, статьей 3 данного закона установлено, что частная детективная деятельность осуществляется для сыска, а охранная деятельность для охраны.

В частности, законом установлено, что в целях сыска разрешается предоставление таких видов услуг, как:

  • сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;
  • изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
  • установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
  • выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
  • поиск без вести пропавших граждан;
  • поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;
  • сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса.

В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

  1. защита жизни и здоровья граждан;
  2. охрана объектов и (или) имущества, находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении;
  3. охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
  4. консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
  5. обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
  6. обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах;
  7. охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения и перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Лицензия выдается соискателю либо для оказания детективной деятельности, либо охранной. Право получить лицензию на осуществление частной или охранной деятельности имеет не каждое лицо, так как нормативно-правовыми актами регламентируются особые требования к получателям таких лицензий.

Например, для того, чтобы заниматься частной детективной деятельностью необходимо быть гражданином РФ, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя.

Лицензии на осуществление частной охранной деятельности выдаются юридическим лицам, зарегистрированным только в форме обществ с ограниченной ответственностью. Общество должно быть учреждено именно для оказания охранных услуг и зарегистрировано в установленном законодательством РФ порядке.

Ответственность за отсутствие лицензии.

За незаконное осуществление деятельности для физических и юридических лиц законодательством РФ предусмотрена административная и уголовная ответственность. Кодекс об административных правонарушениях РФ гласит, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;

  • на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
  • на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Читайте также:  Как завещание признать недействительным

Рассмотрим какую ответственность несут лица, незаконно осуществляющие охранную и детективную деятельность. На основании статьи 20.16 Кодекса об административных правонарушениях РФ, за незаконное осуществление частной охранной деятельности предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Незаконное осуществление частной детективной (сыскной) деятельности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей;

  • на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Осуществление негосударственными образовательными учреждениями деятельности по подготовке или переподготовке кадров для осуществления частной детективной или охранной деятельности без специального разрешения (лицензии) влечет наложение административного штрафа на руководителя учреждения в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Оказание частных детективных или охранных услуг, либо не предусмотренных законом, либо с нарушением установленных законом требований влечет наложение административного штрафа на частных детективов (охранников) в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на руководителей частных охранных организаций — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную законом ответственность. Сыскная деятельность должна быть основным видом деятельности частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо муниципальной службой или с замещением выборной оплачиваемой должности в общественном объединении не разрешается.

Лицензия для частной охранной деятельности – документ, подтверждающий, что охранное предприятие соблюдает требования, установленные законодательством Российской Федерации, распространяющиеся на указанный вид деятельности.

Лицензия ЧОП – это разрешение, выдающееся лицензирующим органом для физических, а также юридических лиц.

Любое предприятие, практикующее оказание охранных услуг, должно иметь государственную лицензию, выдаваемую согласно Закону РФ «О частной детективной и охранной деятельности » в законодательно установленном порядке.

Лицензирование частного охранного предприятия

Лицензирование частных охранных предприятий осуществляется в ОВД по месту государственной регистрации юридического лица. Следовательно, сначала необходимо зарегистрировать ЧОП, а затем приступать к оформлению лицензии.

Срок действия лицензии на осуществление частной охранной деятельности равен 5 годам. Затем по заявлению ЧОПа лицензию можно продлить на такой же срок (п.3 Положения о лицензировании).

Согласно ст.15 Закона N 128-ФЗ соискатели лицензии должны оплатить лицензионные сборы: за рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии — 300 руб. и за предоставление лицензии — 1000 руб. Эти платежи взимаются как при выдаче лицензии, так и при ее продлении.

Оплата лицензионных сборов относится к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (пп.49 п.1 ст.264 НК РФ). Для организаций, применяющих в целях исчисления налога на прибыль метод начисления, порядок списания расходов установлен ст.272 НК РФ.

Расходы, признаваемые в целях налогообложения, учитываются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся по условиям сделки. Причем момент возникновения расхода не зависит от времени его фактической оплаты (п.1 ст.272 НК РФ).

Поскольку частное охранное предприятие приобретает лицензию сроком на 5 лет, затраты на оплату лицензионных сборов следует включать в состав расходов равномерно в течение пятилетнего периода: ежемесячно по 1/60 общей суммы расходов на лицензирование.

Случаи, в которых необходимо переоформление лицензии

Лицензия на осуществление частной охранной деятельности должна быть переоформлена в случаях (ч. 1 ст. 11.4 Закона об охранной деятельности):

1) продления срока действия лицензии (п. 1 ч. 1 ст. 11.4 Закона об охранной деятельности);
2) намерения организации осуществлять новый вид (новые виды) охранных услуг, не указанный в имеющейся лицензии (п. 2 ч. 1 ст. 11.4 Закона об охранной деятельности);
3) реорганизации охранной организации (п. 3 ч. 1 ст. 11.4 Закона об охранной деятельности);
4) изменения наименования охранной организации или места ее нахождения (п. 4 ч. 1 ст. 11.4 Закона об охранной деятельности).
На период переоформления действие лицензии не приостанавливается (ч. 4 ст. 11.4 Закона об охранной деятельности).

Реестр лицензий на охранную деятельность

Реестр лицензий на охранную деятельность на территории нашего государства ведется достаточно строго. Систематизация данного процесса хорошо отлажена и соответствует необходимым условиям. В частности, реестр лицензий на осуществление частной охранной деятельности должен содержать следующую информацию:

  • Наименование организации, ее реквизиты;
  • Данные о руководстве и учредителях;
  • Данные о наличии лицензии на частную охранную деятельность и документ, который подтверждает наличие данного документа. Кроме того, если осуществлялось повторное оформление лицензии, этот факт также указывается;
  • Если был факт приостановки в действии лицензии, то указывают причину этот инцидента;
  • Если лицензия была аннулирована, также указывают причину данного действия и дату.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *