Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Куда сдается аудиторское заключение за 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.
Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации
Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.
Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.
Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:
- условия внесения сведений в этот реестр;
- орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
- порядок внесения сведений в реестр;
- публичный характер реестра;
- основания для отказа во внесении сведений в реестр;
- основания для исключения сведений из реестра;
- условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.
Ответственность за неисполнение обязанностей, вытекающих из аудита
Если обязанность предоставить аудиторское заключение есть, а само аудиторское заключение не было предоставлено или было предоставлено позже нормативных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности. Штрафы:
- для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
- для должностных лиц — от 300 до 500 руб.
Если проверка контролирующих органов выявит, что аудит не был проведен (хотя для соответствующего юридического лица он был обязательным), то составляется протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:
- если в первый раз обнаружили, что аудита не было — от 5000 до 10 000 руб.;
- если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.
Если заключение не будет представлено во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), то ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ:
- от 2000 до 4000 руб. для граждан;
- от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
- от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.
Подробно на эту тему с реальными кейсами мы писали ранее в статье.
Комплексный аудит и его преимущества
Обязательный аудит позволяет соблюсти требования закона и избежать штрафных санкций. Но такая проверка проводится только по минимально необходимому перечню показателей, документов и отчетности. Чтобы получить максимум преимуществ для своего бизнеса, руководители и собственники организаций заказывают услуги комплексного аудита.
Комплексное сопровождение предусматривает постоянную работу аудиторов, юристов, консультантов и других экспертов. Аудит осуществляется в ходе текущей деятельности компании, что позволяет:
- своевременно выявить и устранить нарушения, ошибки и недочеты при ведении налогового и бухгалтерского учета, подготовки отчетности, ведения документации;
- оценивать текущие риски в финансовой и хозяйственной деятельности, перспективы принятия определенных решений;
- получать консультационную поддержку по всем направлениям, определенным договором;
- работать в штатном режиме без отвлечения своих специалистов и служб, так как аудит будет фактически интегрирован в текущую деятельность.
Комплексный аудит не заменяет обязательную аудиторскую проверку. Но на момент ее проведения аудиторы уже будут иметь всю необходимую информацию о финансах, бухгалтерии, отчетности и других важных моментах для подготовки заключения. Это упростит и ускорит проведение всех мероприятий, что дает дополнительные преимущества для заказчика.
Когда стоит проходить аудит, даже если он не обязателен?
Можно провести аудит самостоятельно, даже если он не предусмотрен законом, в следующих случаях:
-
Желание выяснить, нет ли каких-либо нарушений или «уязвимых мест» в оформлении отчётности и общей хозяйственной деятельности организации. Подобный взгляд со стороны может стать толчком к пересмотру привычных бизнес-процессов, чтобы оптимизировать их и привести в соответствие с внутренними регламентами и нормами законодательства.
-
Увольнение главного бухгалтера. Аудиторское заключение поможет новому специалисту быстрее сориентироваться в финансовой деятельности компании, а также подстрахует на случай, если уволившийся бухгалтер выполнял свою работу с ошибками.
-
Привлечение средств инвесторов. Если фирма намерена сотрудничать с инвесторами, то наличие аудиторского заключения поможет последним принять решение, стоит ли вкладывать капитал в конкретное предприятие.
Аудиторское заключение: если не сдать в налоговую, будет штраф?
Если речь об аудиторском заключении по отчетности за 2018 год, крайний срок подачи которого — 31.12.2019, то от ИФНС штрафа за него не будет.
До 2020 года требования подавать аудиторское заключение налоговикам в законодательстве нет (письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724). К документам, на основании которых рассчитываются налоги, заключение аудиторов также не относится. Значит, штрафовать вас за его непредставление контролеры не вправе (постановление АС Поволжского округа от 25.07.2016 № Ф06-10616/2016).
А вот кто может оштрафовать за несдачу заключения за 2018 год, так это Росстат. Фирмы, подлежащие обязательному аудиту, должны сдавать его в статистику либо вместе с бухотчетностью, либо отдельно от нее не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным. Такие сроки установлены ст. 18 закона «О бухучете». Штраф за непредставление документа налагается по ст. 19.7 КоАП РФ в размере:
- 3000–5000 руб. на организацию;
- 300–500 руб. на должностное лицо.
С 2020 года порядок изменится. Бухотчетность будет представляться только в ИФНС, а с ней и заключение аудиторов (сроки сдачи, кстати, останутся прежними). Вот тогда у налоговой появится право штрафовать за его неподачу. Штраф будет по ст. 126 НК РФ в размере 200 руб.
Аудиторское заключение
Вне зависимости от разновидности аудита, всегда используется единая форма аудиторского заключения. Заключение о бухгалтерском состоянии предприятия должно составляться на русском языке, все денежные операции — отображаться в российских рублях. Аудиторы, работающие с вашей бухгалтерией, отвечают за правильную и объективную оценку достоверности работы проверяемого предприятия.
Правильное заключение фирмы или самостоятельного специалиста должно содержать финансовую отчетность со всеми соответствующими печатями и подписями. Готовая оценка — это пакет документов, состоящий из пронумерованных листов. На обложке пакета ставится печать, а также указывается общее количество листов, использованных для проверки. Количество экземпляров индивидуально, но и у аудируемой фирмы, и у аудитора должно остаться как минимум по одному пакету документов.
По итогу работы оценивающего специалиста могут быть выданы следующие виды результатов:
- немодифицированный результат фирма получает, если в ее работе не найдены никакие погрешности и бухгалтерия признана достоверной;
- модифицированный отчет дается, когда аудитор доказал весомые нарушения в работе компании или же не получил достаточных сведений для нормальной оценки предприятия.
Последний результат, очевидно, очень плох, и его следует избегать, ликвидируя нарушения в работе компании, а также предоставляя специалисту всю необходимую документацию для оценки фирмы. Но даже у самой чистой бухгалтерии есть определенные погрешности, которые могут привести к такой негативной оценке вашей компании. Поэтому вы должны знать, какие формы модифицированного заключения бывают:
- Мнение с оговоркой. Оговорка применяется, когда нарушения имеют существенный, но локальный характер. То есть проблема заключается в какой-либо конкретной отрасли работы предприятия, и недочеты никак не затрагивают другие сферы деятельности компании. Мнение с оговоркой аудитор может составить и в том случае, если у него нет данных относительно той или иной отрасли работы фирмы.
- Отрицательный результат. Самый неприятный исход проверки для владельца компании. Отрицательное мнение говорит о всеобщих и катастрофических искажениях в бухгалтерских отчетах. Скорее всего, после отрицательного результата последуют дополнительные проверки, чтобы наверняка установить неправильную работу предприятия.
- Отсутствие конкретных результатов. Аудитор вправе отказаться от выражения собственного мнения, если он не располагает доказательствами нарушений, но и сведений о правильной деятельности компании у него также нет.
Ознакомиться с правильно составленными формами аудиторского заключения можно, обратившись к приложениям Федерального стандарта аудиторской деятельности.
Результаты проверки считаются недействительными без подписей руководителя организации или отдельного лица, обладающего аттестатом аудитора. Также пакет должен быть подписан непосредственным проверяющим, который и отвечает за результаты оценки.
Что будет, если игнорировать аудит?
Что грозит тем, кто уклоняется от проведения независимой оценки? Скажем сразу — ничего хорошего. В случае, когда аудит носит обязательный характер, но его результаты не отправлены в Росстат, на компанию накладываются штрафы: за столь грубое нарушение должностные лица должны заплатить от 5000 до 10 000 рублей.
Если нарушение повторяется не в первый раз, должностное лицо обязано заплатить до 20 000 рублей или же покинуть рабочее место на срок до 2 лет. Чтобы зафиксировать отсутствие аудита, привлекаются специалисты из налоговых органов, органов исполнительной власти и Счетной палаты Российской Федерации.
Если аудитор не получает все необходимые документы, на предприятие также накладывается штраф:
- порядка 500 рублей на должностные лица;
- от 3000 до 5000 рублей на юридические лица.
Конечно, наложение штрафа не освобождает предприятие от обязанности предоставить документы.
В заключение хочется сказать простую истину: не нужно бояться подобной проверки. Мы не сомневаемся, что аудит только улучшит работу вашего предприятия. Если в бухгалтерии нет серьезных нарушений, то вы с легкостью получите положительное аудиторское заключение.
Обязательный аудит для компаний по другим Федеральным законам
Существуют законы, дающие основание для проведения аудита. Под них попадают следующие субъекты:
- муниципальные организации;
- микрокредитные компании;
- операторы лотерейных игр;
- организатор азартных игр;
- управляющая компания либо спец депозитарий;
- кредитный кооператив с численностью свыше 2 тысяч человек;
- жилищный накопительный кооператив;
- строительная организация многоэтажных домов, использующая средства дольщиков;
- туроператор, осуществляющий реализацию туров.
Представление аудиторского заключения в ГИР БО
Организации, прошедшие аудит, передают в налоговую службу две вещи:
- бухгалтерскую отчетность, в отношении которой проводилась проверка;
- заключение аудитора по ней.
Далее ФНС разместит вышеуказанные документы в государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИБ РО). Передает заключение в ФНС руководство организации, а не аудитор.
Сроки сдачи заключения и отчетности могут отличаться:
- если заключение аудитора было готово ко сроку сдачи бухгалтерской отчетности, никаких дополнительных мер не требуется. В таком случае срок сдачи ограничивается 31 марта года, следующим за отчетным;
- в противном случае, если заключение не готово к сроку сдачи отчетности, разрешается более поздний срок. У руководителя есть 10 рабочих дней с момента подписания аудитором заключения. Помните, что нельзя сдать заключение позже 31 декабря года, следующего за отчетным.
Согласно ст.21 Закона «Об аудиторской деятельности» неисполнение лицом требования об обязательном аудите влечет применение мер уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Напомним, что в первоначальной редакции ст.21 Закона «Об аудиторской деятельности» была установлена ответственность организаций и индивидуальных предпринимателей, подлежащих обязательному аудиту, за уклонение от его проведения или воспрепятствование обязательному аудиту в виде штрафа в размере от 500 до 1000 МРОТ. Однако с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ данные положения утратили силу (ст.2 Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ).
В настоящее время за нарушения требований об обязательном аудите должностное лицо организации может быть привлечено к административной ответственности на основании ч.1 ст.15.6 КоАП РФ. Поскольку аудиторское заключение представляется в составе годовой бухгалтерской отчетности, отсутствие данного документа можно квалифицировать как непредставление в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, влекущее наложение административного штрафа в размере от 300 до 500 руб.
Отдельно следует обратить внимание на установление Законом «Об аудиторской деятельности» обязанности индивидуальных предпринимателей по обязательному аудиту. Проведение обязательного аудита индивидуальных предпринимателей поставлено в зависимость от объема их выручки от реализации продукции.
В соответствии со ст.1 Закона «Об аудиторской деятельности» под аудитом понимается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудиторской проверки является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
Однако особенностью правового режима индивидуальных предпринимателей является то, что для них не установлено обязанности по ведению бухгалтерского учета. Требование об обязательном ведении бухгалтерского учета распространяется на организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ (ст.4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Сроки и способы предоставления бухгалтерской отчетности
Согласно пункту 1 статьи 23 Налогового Кодекса РФ, организации обязаны сдавать бухгалтерскую отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. То есть бухгалтерская отчетность сдается 1 раз в год до 01.04.2023 включительно, так как 31.03.2023 является выходным днем. Бухгалтерскую отчетность можно сдавать на бумаге или в электронном виде. Если бухгалтерская отчетность сдается в бумажном виде, то подпись главного бухгалтера на ней можно не ставить. А вот начиная с 2023 года, бухгалтерскую отчетность будут принимать только в электронном виде, кроме малого бизнеса. В электронном виде малый бизнес обязан будет сдавать бухгалтерскую отчетность, начиная с 2023 года. Это сказано в федеральном законе № 444-ФЗ от 28.11.2023.
Куда надо сдавать бухгалтерскую отчетность в 2023 году
В Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 292-ФЗ от 02.11.2013 внесены изменения касательно сдачи бухгалтерской отчетности. В настоящий момент бухгалтерская отчетность предоставляется в налоговую инспекцию по месту своего нахождения и в органы Росстата (статистику). Начиная с 2023 года обязанности сдавать бухгалтерскую отчетность в статистику отпадет. Организации и индивидуальные предприниматели должны будут сдавать бухгалтерскую отчетность только в налоговую инспекцию.
Акционерные общества, чья годовая отчетность подлежит обязательному аудиту, должны разместить ее в интернете, в публичном доступе вместе с аудиторским заключением, не позже 3 дней с даты составления аудиторского заключения. В органы статистики также необходимо будет предоставить аудиторское заключение. Это сказано в пункте 2 статьи 18 федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011. Согласно пункту 2 статьи 18 федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011, аудиторское заключение представляется в органы Росстата вместе с годовой бухгалтерской отчетностью или не позднее 10 рабочих дней после даты аудиторского заключения и при этом не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.
С 2023 года в России планируется запустить «Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности». Этот ресурс будет собирать данные по годовой бухгалтерской отчётности предприятий и индивидуальных предпринимателей.
Аудиторское заключение о бухотчетности: сроки представления изменятся
Законом № 359-ФЗ предусмотрено право аудируемых лиц (лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг) при получении аудиторских услуг требовать и получать от аудиторской организации информацию:
- о членстве аудиторской организации в СРО аудиторов;
- внесении сведений об аудиторской фирме в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, Реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее – только информацию о членстве в СРО).
Кроме того, при получении аудиторских услуг аудируемое лицо (лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг) обязано не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных:
- на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при оказании аудиторских услуг;
- сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией (кроме случаев, в которых Правительством РФ установлены ограничения на предоставление информации и документации);
- воспрепятствование выполнению аудиторской организацией иных обязанностей, установленных Законом об аудиторской деятельности, другими ФЗ.
Ранее в законе был только первый пункт и частично второй.
Для руководителей аудита общественно значимых организаций на финансовом рынке введены повышенные требования (ранее не устанавливались):
- при назначении;
- к обязательному ежегодному повышению квалификации.
Ряд требований к руководителю аудита общественно значимой организации применяются начиная с аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год.
Формы взаимодействия:
- запрос информации;
- предоставление информации по запросу и в инициативном порядке.
Цели использования информации, полученной в результате взаимодействия:
- для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- оказания иной аудиторской услуги;
- банковского надзора;
- контроля и надзора в сфере финансовых рынков и в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах Банком России.