Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Подоходный налог для юридических лиц в Казахстане». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с казахстанским законодательством о трансфертном ценообразовании, налоговые органы имеют право отслеживать и корректировать цены, используемые в трансграничных и некоторых внутренних сделках, когда считается, что цены отклоняются от рыночных цен, даже если такие сделки осуществляются с несвязанными сторонами.
В соответствии с Налоговым кодексом Казахстана, контролируемой иностранной компанией (КИК) признается организация, удовлетворяющая одновременно двум следующим условиям:
- 25% или более акций компании-нерезидента принадлежат прямо, косвенно или структурно казахстанскому юридическому лицу или же такая компания-нерезидент связана с резидентом Казахстана посредством контроля (т. е. резидент осуществляет контроль над иностранной организацией); и
- эффективная ставка налога на прибыль компании-нерезидента составляет менее 10% или компания-нерезидент зарегистрирована в юрисдикции из «черного списка».
Однако иностранные компании не будут признаваться КИК для целей казахстанского налогообложения, если:
- иностранное лицо зарегистрировано в стране с действующим Соглашением об избежании двойного налогообложения (СоИДН) с Казахстаном, и при этом номинальная ставка корпоративного налога на прибыль в такой стране превышает 15%;
- иностранное лицо не зарегистрировано в государстве с льготным налогообложением, и совокупная сумма доходов такого лица, согласно отдельной неконсолидированной финансовой отчетности, составляет менее 150,495-кратного размера МРП (т. е. примерно 1 000 000 USD);
- по итогам периода в отдельной неконсолидированной финансовой отчетности у такого лица имеется финансовый убыток.
Сравнительная таблица по СНР для малого бизнеса
В этой таблице есть основные условия применения разных налоговых режимов. Подается общая информация по составлению отчетности, ведению учета при каждом налоговом режиме. Бизнесмены смогут выбрать оптимальный СНР.
СНР / Критерии
|
Патент
|
Упрощенная декларация
|
Фиксированный вычет |
|
Налоговый период
|
год
|
полугодие |
год
|
|
Доход (предел)
|
3 528 МРП
|
24 038 МРП
|
144 184 МРП
|
|
Работники
|
Нет |
до 30 |
до 50
|
|
Обязательное применение ККМ
|
с 01.01.2020 — Да
|
Да |
Да |
|
Бухгалтерский учет |
Освобождены от обязательного ведения
|
ИП — освобождены от обязательного ведения ТОО – обязаны вести бухгалтерский учет
|
||
Первичные документы
|
Обязательно: наличие документов от поставщиков и заполнение «своих» Срок хранения – 5 лет
|
|||
Налоговый учет |
Обязательное ведение налогового учета Заполнение налоговых регистров на основании первичных документов |
|||
ФНО
|
911.00 |
910.00 |
912.00 * работники – 200.00 (кв-л) |
|
Срок представления налоговой отчетности
|
До начала деятельности если факт.доход больше заявленного – дополнительный расчет (доплата налогов)
|
Отчет за полугодие (итоги и расчет налогов дважды в год) до 15 числа второго месяца, следующего за полугодием
|
Отчет за год (итоги и расчет налогов за календарный год) до 31 марта следующего года
|
|
Объект налогообложения
|
Заявленный доход |
Фактический доход |
Налогооблагаемый доход * (доход — вычеты – доп.фикс.вычет) |
|
Уплата налогов |
предоплата (доплата в случае превышения заявленной суммы) |
до 25 числа второго месяца, следующего за полугодием |
до 10 апреля следующего года
|
|
Налоги с дохода ИПН
|
С заявленного дохода: услуги — 1% |
Налог с дохода 3% в т.ч.: ½ — ИПН / КПН; ½ — социальный налог |
Фиксированный налог: ИП — 10% ИПН ТОО – 20% КПН |
|
Налогообложение по работникам |
нет |
Не начисляется социальный налог с доходов работников |
ТОО – Общий порядок ИП – Социальный налог с численности (2 МРП за ИП, 1 МРП за работника) |
|
Уплата социальных платежей и налогов за работников
|
нет |
ежемесячно |
ежемесячно |
|
Камеральный контроль и блокировка ЭСФ
Текущая редакция |
Новая редакция |
Комментарий |
---|---|---|
Статья 95. Порядок и сроки проведения камерального контроля 2. Камеральный контроль проводится за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период, установленного настоящим Кодексом. |
Статья 95. Порядок и сроки проведения камерального контроля 2. Камеральный контроль проводится после выписки счетов-фактур в электронной форме и (или) за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период, установленного настоящим Кодексом. |
Уточнено, что камеральный контроль проводится после выписки ЭСФ. |
Статья 96. Результаты камерального контроля 1. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются: по нарушениям с высокой степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений; по нарушениям со средней степенью риска – извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений. Извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, направляется налогоплательщику (налоговому агенту) в срок, не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности, для сведения. Форма извещения о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, устанавливается уполномоченным органом. Положения настоящего пункта не распространяются на нарушения с незначительной степенью риска, выявленные по результатам камерального контроля, и учитываются в системе управления рисками. |
Статья 96. Результаты камерального контроля «1. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются: по нарушениям с высокой степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска. При этом нарушениями с высокой степенью риска являются нарушения, выявленные по результатам камерального контроля, проведенного после выписки счетов-фактур в электронной форме в целях установления фактического совершения оборота по реализации товаров, оказанию работ и услуг;
по нарушениям со средней степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска; по нарушениям с низкой степенью риска – извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска. Извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, направляется налогоплательщику (налоговому агенту) в срок не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности для сведения. Форма извещения о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, устанавливается уполномоченным органом.»; |
Нарушения, выявленные по результатам камерального контроля (после выписки ЭСФ), в целях установления фактического совершения оборота, относятся к нарушениям с высокой степенью риска. По нарушениям со средней степенью риска, будет оформляться уведомление (сейчас извещение). По нарушениям с низкой степенью риска, оформляется извещение (раньше их не было). |
Статья 96. Результаты камерального контроля 1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями – устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговый агентом) путем: постановки на регистрационный учет в налоговых органах; представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения; уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 настоящего Кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм; 2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями – представление налогоплательщиком (налоговый агентом) пояснения по выявленным нарушениям на бумажном или электронном носителе в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. В пояснении должны быть указаны: дата подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом); фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полное наименование лица, представившего пояснение, его место жительства (место нахождения); идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента); наименование налогового органа, направившего уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля; номер и дата уведомления, на которое представляется пояснение; обстоятельства, являющиеся основаниями и доказательствами несогласия лица, представившего пояснение. В случае, если в пояснении в качестве основания для несогласия лица, представившего пояснение, в качестве подтверждения доказательств указываются документы, то копии документов, указанных в пояснении, кроме налоговой отчетности, обязательно прилагаются к пояснению. Представление иных документов в рамках исполнения уведомления путем представления пояснения не требуется. |
Статья 96. Результаты камерального контроля «1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями – устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговым агентом) путем: постановки на регистрационный учет в налоговых органах; представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения; уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 настоящего Кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм; отзыва, исправления или дополнения счетов-фактур, выписанных в электронной форме, в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан; 2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями со средней степенью риска – представление в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном или электронном носителе пояснения об отсутствии нарушений с приложением выписок из регистров налогового и (или) бухгалтерского учетов (учета) и (или) документов, относящихся к указанным нарушениям, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую отчетность, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи;»; «3) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями с высокой степенью риска – представление в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном или электронном носителе пояснения с приложением копий документов, подтверждающих факт осуществления операций (сделок), указанных в нарушениях.»; «2-1. В пояснениях, предусмотренных подпунктами 2) и 3) части второй пункта 2 настоящей статьи, должны быть указаны: дата подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом); фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем
личность) либо полное наименование лица, представившего пояснение, его место жительства (место нахождения);
идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента); наименование налогового органа, направившего уведомление об
устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля;
номер и дата уведомления, на которое представляется пояснение; обстоятельства несогласия лица, представившего пояснение,
с указанными в уведомлении нарушениями с обязательным приложением документов, указанных в подпунктах 2) и 3) части второй пункта 2 настоящей статьи.
В рамках исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, путем представления пояснения требование документов, не относящихся к описанным в уведомлении нарушениям, не допускается.»; |
В случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями, налогоплательщик устраняет их путем отзыва, исправления или дополнения ЭСФ. Действия налогоплательщика в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями, зависят от степени их риска (прописаны отдельно для нарушений со средней и высокой степенью риска). |
Статья 96. Результаты камерального контроля |
Статья 96. Результаты камерального контроля 6-1. По нарушениям с высокой степенью риска неисполнение в установленный срок и (или) признание неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, влечет ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в соответствии со статьей 120-1 настоящего Кодекса. |
При нарушениях с высокой степенью риска, неисполнение уведомления, влечет ограничение в выписке ЭСФ. |
Отсутствует |
Статья 120-1. Ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур 1. Налоговые органы по нарушениям с высокой степенью риска производят ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в случае неисполнения в установленный срок и (или) признания неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля. 2. Ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур производится в течение одного рабочего дня со дня, следующего за днем неисполнения в установленный срок и (или) признания неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, по нарушениям с высокой степенью риска, на основании решения об ограничении выписки электронных счетов-фактур, вынесенного в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным органом. 3. Решение об ограничении выписки электронных счетов-фактур направляется в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 2 настоящей статьи, электронным способом в информационную систему электронных счетов-фактур, веб-приложение, личный кабинет пользователя на веб-портале «электронного правительства». 4. Налоговые органы производят отмену ограничения выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов- фактур в течение одного рабочего дня со дня исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля по нарушениям с высокой степенью риска, путем вынесения решения об отмене ограничения в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным органом. 5. Обжалование налогоплательщиком решения об ограничении выписки электронных счетов-фактур не приостанавливает его действие. |
Добавлена новая статья по ограничению в выписке ЭСФ. Ограничение устанавливается при нарушениях с высокой степенью риска (в случае неисполнения уведомления). Ограничение накладывается в течение 1 рабочего дня со дня, следующего за днем неисполнения уведомления. Отмена ограничения – в течение 1 рабочего дня со дня исполнения уведомления. |
Статья 145. Виды налоговых проверок 1.Налоговые проверки подразделяются на следующие виды: 1) налоговые проверки, проводимые по особому порядку на основе оценки степени риска; … 2. Налоговыми проверками, проводимыми по особому порядку на основе оценки степени риска, являются проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов). |
Статья 145. Виды налоговых проверок 1.Налоговые проверки подразделяются на следующие виды: 1) периодические налоговые проверки на основе оценки степени риска;»; … 2. Периодическими налоговыми проверками на основе оценки степени риска являются проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также сведений, полученных из официальных и открытых источников информаций, по деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов). Основанием для назначения периодических налоговых проверок на основе оценки степени риска является полугодовой график, утвержденный решением уполномоченного органа.
Не допускается внесение изменений в полугодовые графики проведения проверок.
Уполномоченный орган размещает полугодовой сводный график проведения проверок на интернет-ресурсе в срок до 25 декабря года, предшествующего году проведения проверок, и до 25 мая текущего календарного года. |
С 01.01.2023 года Скорректированы требования по налоговым проверкам на основе оценки степени риска. Основанием для назначения проверки – является полугодовой график. Уполномоченный орган размещает полугодовой график до 25 декабря и до 25 мая. |
Статья 158. Завершение налоговой проверки
|
Статья 158. Завершение налоговой проверки «При отказе налогоплательщика (налогового агента) в получении акта налоговой проверки производится соответствующая запись в акте налоговой проверки с составлением протокола (акта), предусмотренного статьей 71 настоящего Кодекса.
При этом датой вручения акта налоговой проверки является дата составления протокола (акта). |
В случае отказа налогоплательщика в получении акта налоговой проверки, делается запись и составляется протокол. Дата вручения акта признается датой составления протокола. |
Налог на добавленную стоимость (НДС) и Электронные счета-фактуры (ЭСФ)
Текущая редакция |
Новая редакция |
Комментарий |
---|---|---|
Статья 399. Импорт, освобождаемый от налога на добавленную стоимость 1. Освобождается от налога на добавленную стоимость импорт: |
Статья 399. Импорт, освобождаемый от налога на добавленную стоимость 1. Освобождается от налога на добавленную стоимость импорт: 19) сахара-сырца тростникового;
20) химических веществ (сырья) для производства пестицидов при одновременном соблюдении следующих условий:
производство указанных товаров отсутствует на территории Республики Казахстан или не покрывает потребности Республики Казахстан;
ввезенные товары включены в перечень, утвержденный уполномоченным органом в области государственной поддержки индустриальной деятельности по согласованию с уполномоченным органом, уполномоченным органом в области налоговой политики и уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса;
ввезенные товары предназначены исключительно для производства пестицидов и не предназначены для дальнейшей реализации.
В случае нарушения в течение трех лет с даты выпуска товаров для внутреннего потребления на территории Республики Казахстан требований, установленных настоящим подпунктом, налог на добавленную стоимость на импортируемые товары подлежит уплате с начислением пени со срока, установленного для уплаты налога на добавленную стоимость на импортируемые товары, в порядке и размере, которые определены таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан;
21) произведений искусства, ввозимых негосударственными музеями. Перечень произведений искусства, указанных в настоящем подпункте,
утверждается уполномоченным органом в области культуры по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию. |
С 01.01.2023 года Новые категории импорта, освобожденные от НДС: сахар-сырец, хим вещества для производства пестицидов, произведения искусства, ввозимые музеями. |
Статья 412. Общие положения 1. При совершении оборота по реализации товаров, работ, услуг обязаны выписать счет-фактуру: |
Статья 412. Общие положения 1. При совершении оборота по реализации товаров, работ, услуг обязаны выписать счет-фактуру: 10) юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке для осуществления деятельности по подтверждению соответствия, определенное законодательством Республики Казахстан о техническом регулировании; 11) налогоплательщик, являющийся таможенным представителем, таможенным перевозчиком, владельцем складов временного хранения, владельцем таможенных складов и уполномоченным экономическим оператором в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан |
С 01.01.2023 года Новые категории, обязанные выписывать СФ: юр лицо, выполняющее деятельность по подтверждению соответствия и таможенный представить, перевозчик, владелец складов временного хранения, таможенных складов. |
Статья 412. Общие положения |
Статья 412. Общие положения 2-1. При ограничении выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в соответствии со статьей 120-1 настоящего Кодекса счет-фактура выписывается на бумажном носителе.
При этом счет-фактура, выписанный на бумажном носителе, подлежит введению в информационную систему электронных счетов-фактур в течение пятнадцати календарных дней с даты отмены ограничения выписки счетов-фактур в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур в соответствии со статьей 120-1 настоящего Кодекса.»; |
С 01.01.2013 года Добавлено положение. Если налогоплательщик ограничен в выписке ЭСФ – документ выписывается на бумаге. После отмены ограничения – бумажный СФ вводится в ИС ЭСФ в течении 15 дней. |
Статья 412. Общие положения 14. В случаях, предусмотренных подпунктами 1) и 2) части первой, частью третьей пункта 13 настоящей статьи, получатель товаров, работ, услуг вправе обратиться к поставщику данных товаров, работ, услуг с требованием выписать счет-фактуру, а поставщик обязан выполнить такое требование с учетом положений настоящей статьи, в том числе в части указания в сведениях о получателе товаров, работ, услуг реквизитов юридического лица, через доверенное лицо которого осуществляется приобретение товаров, работ, услуг, или индивидуального предпринимателя, приобретающего товары, работы, услуги. При этом в случаях, предусмотренных подпунктами 3) и 4) пункта 13 настоящей статьи, выписка счета-фактуры осуществляется по месту реализации товаров, работ, услуг. В случае, предусмотренном подпунктом 4) части первой пункта 13 настоящей статьи, получатель услуг вправе обратиться с требованием выписать документ, подтверждающий факт проезда физического лица, или счет-фактуру к поставщику таких услуг, а поставщик обязан выполнить такое требование с учетом положений настоящей статьи, в том числе в части указания в сведениях о получателе работ, услуг реквизитов физического лица, которому оказана услуга по перевозке. В случае приобретения товаров, работ, услуг у налогоплательщика, указанного в подпункте 8) части первой пункта 1 настоящей статьи, получатель товаров, работ, услуг вправе в течение срока, установленного пунктом 2 статьи 413 настоящего Кодекса, обратиться к поставщику данных товаров, работ, услуг с требованием выписать счет-фактуру, а поставщик обязан выполнить такое требование. |
Статья 412. Общие положения 14. В случаях, предусмотренных подпунктами 1) и 2) части первой и частью третьей пункта 13 настоящей статьи, получатель товаров, работ, услуг вправе в течение ста восьмидесяти календарных дней с даты совершения поставщиком оборота по реализации обратиться к поставщику данных товаров, работ, услуг с требованием выписать счет-фактуру, а поставщик обязан выполнить такое требование с учетом положений настоящей статьи, в том числе в части указания в сведениях о получателе товаров, работ, услуг реквизитов юридического лица, через доверенное лицо которого осуществляется приобретение товаров, работ, услуг, или индивидуального предпринимателя, приобретающего товары, работы, услуги. В случае, предусмотренном подпунктом 4) части первой пункта 13 настоящей статьи, получатель услуг вправе в течение ста восьмидесяти календарных дней с даты совершения поставщиком оборота по реализации обратиться с требованием выписать документ, подтверждающий факт проезда физического лица, или счет-фактуру к поставщику таких услуг, а поставщик обязан выполнить такое требование с учетом положений настоящей статьи, в том числе в части указания в сведениях о получателе работ, услуг реквизитов физического лица, которому оказана услуга по перевозке. В случае приобретения товаров, работ, услуг у налогоплательщика, указанного в подпункте 8) части первой пункта 1 настоящей статьи, получатель товаров, работ, услуг вправе в течение ста восьмидесяти календарных дней с даты совершения поставщиком оборота по реализации, обратиться к поставщику данных товаров, работ, услуг с требованием выписать счет-фактуру, а поставщик обязан выполнить такое требование. Выписка счета-фактуры в соответствии с положениями настоящего пункта осуществляется по месту реализации товаров, работ, услуг. |
С 01.01.2013 года Установлен срок для обращения покупателем для выписки ЭСФ в установленных случаях – 180 календарных дней с даты совершения оборота. В настоящий момент — в течение срока исковой давности. |
Статья 413. Сроки выписки счетов-фактур 2. В целях выполнения требований пункта 14 статьи 412 настоящего Кодекса выписка счета-фактуры осуществляется в день или после даты совершения оборота, но в пределах срока исковой давности, установленного статьей 48 настоящего Кодекса. |
Статья 413. Сроки выписки счетов-фактур 2. В целях выполнения требований пункта 14 статьи 412 настоящего Кодекса выписка счета-фактуры осуществляется в день или в течение ста девяноста пяти календарных дней после даты совершения оборота. |
С 01.01.2013 года Установлен срок для выписки ЭСФ (в ситуации, когда выписка документа продавцом не требуется) — в течение 195 календарных дней (срок обращения покупателя для оформления документа – 180 календарных дней). |
Статья 431. Порядок и сроки возврата превышения налога на добавленную стоимость 2. Если иное не установлено статьями 432 и 434 настоящего Кодекса, возврат суммы превышения налога на добавленную стоимость, подтвержденного результатами проверки, производится налогоплательщику в следующие сроки: … в остальных случаях – в течение ста пятидесяти пяти календарных дней. |
Статья 431. Порядок и сроки возврата превышения налога на добавленную стоимость 2. Если иное не установлено статьями 432 и 434 настоящего Кодекса, возврат суммы превышения налога на добавленную стоимость, подтвержденного результатами проверки, производится налогоплательщику в следующие сроки: … в остальных случаях – в течение семидесяти пяти рабочих дней.»; |
С 01.01.2023 года Сокращаются сроки для возврата превышения НДС, подтвержденного результатами проверки, в общих случаях – со 155 до 75 рабочих дней |
Статья 440. Определение оборота по реализации товаров, работ, услуг и облагаемого импорта в Евразийском экономическом союзе 5. Не является облагаемым импортом: |
Статья 440. Определение оборота по реализации товаров, работ, услуг и облагаемого импорта в Евразийском экономическом союзе 5. Не является облагаемым импортом: … В случае нахождения временно ввезенных товаров на территории Республики Казахстан более двух лет с даты ввоза ввоз таких товаров признается облагаемым импортом и подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по импортированным товарам с даты принятия на учет таких товаров в порядке и размере, которые определены настоящим Кодексом |
С 01.01.2023 года Если временно ввезенный товар находится на территории РК более 2-х лет, такой товар признается облагаемым импортом и подлежит обложению НДС. |
Статья 453. Счет-фактура 6. При реализации импортером товаров, ввезенных с территории государств-членов Евразийского экономического союза на территорию Республики Казахстан, счет-фактура в электронной форме выписывается не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом. |
Статья 453. Счет-фактура 6. При реализации импортером товаров, ввезенных с территории государств – членов Евразийского экономического союза на территорию Республики Казахстан в одном налоговом периоде, счет-фактура в электронной форме выписывается не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом.
В иных случаях счет-фактура при реализации импортером товаров, ввезенных с территории государств – членов Евразийского экономического союза на территорию Республики Казахстан, выписывается в сроки, установленные главой 47 настоящего Кодекса.»; |
С 01.01.2023 года При реализации импортером товара, импортированного из ЕАЭС, если импорт и продажа в одном налоговом периоде — ЭСФ оформляется до 20 числа следующего месяца. Если в разных периодах – в общие сроки. |
Несколько сложнее процедура уплаты КПН выглядит для компаний-нерезидентов, которые не имеют постоянного представительства на территории государства-получателя налога. По российским и международным законам доходы, полученные такими компаниями за рубежом, не облагаются КПН, а становятся базой для формирования налога на прибыль в России.
И вот тут начинаются сложности. В некоторых государствах, в частности в Республике Казахстан (РК), налоговые агенты по закону обязаны удержать корпоративный подоходный налог со всех доходов, выплачиваемых контрагентам за работы, услуги и товары, если контрагент не предоставит в момент выплаты справку о том, что он является резидентов иностранного государства и не подтвердит, что является конечным получателем дохода.
В соответствии с налоговым законодательством в Республике Казахстан взимаются налоги, которые являются регулирующими источниками государственного бюджета (суммы отчислений по ним поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определяемом законом о республиканском бюджете на очередной год), сборы, платы и таможенные платежи, являющиеся доходными источниками как республиканского, так и местных бюджетов.
К налогам относятся:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- корпоративный подоходный налог;
- индивидуальный подоходный налог;
- налог на имущество;
- земельный налог;
- налог на транспортные средства;
- налоги и специальные платежи недропользователей;
- социальный налог.
Сборы включают:
- сбор за государственную регистрацию юридических лиц;
- сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей;
- сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан;
- сбор за государственную регистрацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств;
- сбор за государственную регистрацию механических транспортных средств и прицепов;
- сбор за государственную регистрацию морских, речных и маломерных судов;
- сбор за государственную регистрацию гражданских воздушных судов;
- сбор за государственную регистрацию лекарственных средств;
- сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан;
- сбор с аукционов;
- гербовый сбор;
- лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности;
- сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям.
К платам относятся:
- плата за пользование земельными участками;
- плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников;
- плата за загрязнение окружающей среды;
- плата за пользование животным миром;
- плата за лесные пользования;
- плата за использование особо охраняемых природных территорий;
- плата за использование радиочастотного спектра;
- плата за пользование судоходными водными путями;
- плата за размещение наружной (визуальной) рекламы.
Таможенные платежи подразделяются на таможенную пошлину, таможенные сборы, плату, сборы.
Законодательство Казахстана о налогах
Налоговая законодательная база Казахстана регламентируется положениями Конституции, Налоговым Кодексом, прочей нормативной документацией, принимающейся властными структурами.
При этом Конституция республики занимается формированием общепринятых норм налоговой среды, установлением прав и обязанностей пользователей, регламентацией роли государства в налоговом секторе, установлением обязанностей по выплате всех положенных отчислений.
Налоговый кодекс состоит из двух компонентов:
- Общая часть. Тут формируются принципы налогообложения, утверждаются ключевые термины и определения, имеющие применение в области налоговой политики.
- Особенная часть. Здесь детально расписывается порядок, временные нюансы и ставки платежей, описываются имеющиеся налоговые режимы, условия их применения.
В кодексе прописаны права и обязанности всех сторон, разнообразные мероприятия, относящиеся к исполнению обязательств.
Специальные налоговые режимы
Республика Казахстан озабочена развитием предпринимательства в стране, потому предоставляет бизнесменам широкие возможности для ведения бизнеса. Здешние предприниматели вправе самостоятельно выбирать налоговый режим, каждый из которых имеет свои отличия:
- общий порядок. Сумма отчислений формируется за счет разницы между доходом и расходом;
- упрощенный режим. Здесь выплата непосредственно зависит от суммы полученной прибыли;
- патент. Основой для расчетов является сумма заявленного дохода.
- фиксированный платеж. Отчисления формируются с разницы между доходом и расходами;
- специальный режим для крестьянских и фермерских хозяйств (ЕЗН). Оплачивают исключительно земельный налог, который рассчитывается исходя из площади наделов, принадлежащих хозяйственному субъекту;
- производители продукции сельхоз назначения (СХПТ). Расчет выплат осуществляется по общим основаниям, однако начисленная сумма уменьшается на 70%.
Выбирать режим нужно исходя из особенностей ведения бизнеса.
Налоги – это фиксированные платежи, взимаемые с представителей любых организаций, индивидуальных предпринимателей, а также простых граждан, имеющих облагаемые по закону доходы. Полученные средства идут на обеспечение финансовой стабильности и функционирования государственного аппарата. Налоги являются обязательным и безвозмездным видом финансовой операции. Под ним подразумевается принудительное изъятие финансовых средств.
По своей сути, налоги похожи на сборы или пошлины. Но их стоит разграничивать и отличать друг от друга. Так как пошлины взимаются за проведение определенных действий.
Налоги собираются соответствующей структурой налоговых органов, а их величина и форма определяются посредством установленных правил и норм налогового законодательства. Общая совокупность принятых на территории республики налогов, критерии их определения, значимости, корректировки, величины и возможности отмены образуют единую налоговую систему.
С каких доходов налоги не платятся?
На самом деле проще сказать какие доходы не облагаются налогом в Казахстане, чем перечислять все виды заработка, которые требуют вносить процент в казну. Сегодня Налоговый кодекс государства в разделе индивидуального подоходного налога перечисляет следующие виды доходов, которые не облагаются налогами:
- Различные пособия и адресная помощь от государства нуждающимся
- Все разновидности алиментов
- Возмещения, в том числе вреда здоровью, имуществу и так далее
- Вознаграждения банков по депозитам
- Вознаграждения по долговым ценным бумагам
- Средства, полученные в результате различных операций с государственными ценными бумагами
- Дивиденды и доходы от продажи с акций в паевых инвестиционных фондах
- Все средства, которые получают военные, в рамках выполнения своих обязанностей
- Доход от общественных работ
- Выплаты с грантов
- Пенсионные выплаты пострадавшим в ЧС
- Пенсии инвалидам
- Пенсии участникам ВОВ
- Единовременные государственные выплаты
- Зарплаты консулов и дипломатов
- Пенсии пожилых граждан
- Выигрыши в лотерее, если их размер менее половины от МЗП
- Выплаты орган соцзащиты (например, пособие по безработице)
- Доход от собственного хозяйства. Примечание! Этот доход не должен превышать 25хМЗП и распространяется только на отдельный перечень продуктов. Подробнее со списком можно ознакомиться в 156 статье закона об ИПН.
Дивиденды собственнику
В случае успешной деятельности иностранной компании, созданной в Казахстане, рано или поздно возникнет потребность в изъятии у такой компании прибыли. Сделать это можно посредством выплаты дивидендов её учредителям.
Независимо от того, являются ли участниками иностранной компании физ. лицо-нерезидент или же российская компания, при выплате дивидендов необходимо удержать налог у источника. Размер удержания не может превышать 10% от суммы дивидендов.(См. п. 3 ст. 10 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения). При этом данный налог может быть зачтён при налогообложении данного вознаграждения в России. То есть, в России необходимо будет доплатить 3 %.
Важно, что Налоговый Кодекс Республики Казахстан предусматривает освобождение от уплаты налога с дивидендов для физических лиц-нерезидентов, при условии, что на момент их начисления срок владения долей (акциями) составляет более 3-х лет, а иностранная компания (плательщик дивидендов) не ведёт деятельность в сфере недропользования.(См. п. 4, ст. 7 654 НК РК).
Таким образом, если необходимо создать офис в Казахстане, выгоднее зарегистрировать там компанию — резидента Казахстана. В этом случае 10%-ый налог будет уплачиваться только по факту выплаты дивидендов, а не автоматически, как при образовании постоянного учреждения.
Подоходный и другие налоги в Казахстане в 2022 году
Какие изменения в налоговом законодательстве ожидают сельхозпроизводителей в приближающемся году – читайте в интервью со специалистом налоговых органов.
О предстоящих переменах в налоговых обязательствах для крестьянских и фермерских хозяйств и сельскохозяйственных производителей корреспондент ИА «АгроИнфо» побеседовал с постоянным экспертом нашего издания специалистом управления разъяснительной работы ГУ «Департамент государственных доходов по Костанайской области» Бауржаном Ерменовым (на снимке). Чиновник предупреждает, что речь пойдет пока о проекте закона о введении изменений в налоговое законодательство. Все новшества вступят в силу в будущем, в те даты, которые будут обозначены в ответах.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 26 Трудового кодекса РК не допускается заключение трудового договора с иностранцами и лицами без гражданства, временно пребывающими на территории Республики Казахстан, до получения разрешения местного исполнительного органа на привлечение иностранной рабочей силы либо справки о соответствии квалификации для самостоятельного трудоустройства, либо до получения разрешения трудовому иммигранту, выдаваемого органами внутренних дел.
Рассмотрим в данной статье отражение операций по оформлению на работу, а также налогообложение доходов иностранных специалистов в программном продукте.
Для того, чтобы правильно внести сведения о принимаемом иностранном специалисте в конфигурацию, необходимо в первую очередь определить является такой специалист резидентом или нерезидентом в целях налогового законодательства РК.
Согласно статье 217 Налогового кодекса резидентом Республики Казахстан в целях Налогового кодекса признается физическое лицо:
- постоянно пребывающее в Республики Казахстан;
- непостоянно пребывающее в Республике Казахстан, но центр жизненных интересов, которого находится в Республике Казахстан.
Физическое лицо признается постоянно пребывающим в Республике Казахстан для текущего налогового периода, если оно находится в Республике Казахстан не менее ста восьмидесяти трех календарных дней (включая дни приезда и отъезда) в любом последовательном двенадцатимесячном периоде, оканчивающемся в текущем налоговом периоде.
Центр жизненных интересов физического лица признается находящимся в Республике Казахстан при одновременном выполнении следующих условий:
- физическое лицо имеет гражданство Республики Казахстан или разрешение на проживание в Республике Казахстан (вид на жительство);
- супруг (а) и (или) близкие родственники физического лица проживают в Республике Казахстан;
- наличие в Республике Казахстан недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности или на иных основаниях физическому лицу и (или) супругу(е) и (или) его близким родственникам, доступного в любое время для его проживания и (или) для проживания супруга(и) и (или) его близких родственников.
Новая форма 6-НДФЛ с 2021 года
Президент российской Федерации поручил Кабмину разработать и рассмотреть все предложения по изменениям в налоговой системе. На момент 2020 года президент выступил с рекомендацией принять все необходимые поправки, чтобы с начала 2020 года они приобрели законную силу.
- На 2020 год предусмотрено продление освобождения от уплаты НДФЛ любых выплат или денежных возражений самозанятым гражданам (не являющимся индивидуальными предпринимателями). Продление коснется также работодателей — они освобождаются от уплаты любых страховых взносов, полученных в результате выплат самозанятым гражданам.
- На рассмотрении находится подготовленный законопроект, предусматривающий отмену НДФЛ в 2020 году за реализацию бытовой макулатуры. Если документ будет одобрен, уже 1 января 2020 года он должен будет вступить в законную силу.
- Группой депутатов, представляющих фракцию КПРФ, Председателю Государственной Думы был направлен законопроект, предполагающий изменение 23 главы второй части Налогового кодекса РФ. Ими была выдвинута инициатива об установлении новых ставок (в зависимости от размеров получаемого дохода). Депутаты предлагают внести изменения в документ уже с 01. 01. 2020 года.
- 23 апреля 2020 года вступил в законную силу закон, освобождающий от ежемесячных выплат НДФЛ при рождении или усыновлении первого и второго ребенка. Этот законопроект был предложен в 2020 году депутатом Владимиром Петровым.
С января по июнь работнику — гражданину Казахстана (нерезиденту РФ) начислялась зарплата в размере 35 000 руб. в месяц, с которой удерживался НДФЛ по ставке 13%. За шесть месяцев сумма удержанного налога составила 27 300 руб. (35 000 руб. x 13% x 6 мес.).
С 2021 года в Налоговый Кодекс РК внесено изменение, связанное с уменьшением размера индивидуального подоходного налога (ИПН) по работникам с низким уровнем заработной платы (дохода) в целях социальной поддержки таких работников.
С 2021 года п.п. 49) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса РК и Законом РК «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» №121-VIЗРК от 25.12.2021 в связи со значительным увеличением минимальной заработной платы (МЗП) была введена корректировка облагаемых доходов работников, не превышающих 25 МРП (63125тенге в 2021 году), в размере 90% в целях уменьшения индивидуального подоходного налога (ИПН).
Т.е. работодатель имеет право обязать вас уплатить в кассу сумму налога в размере 10% от стоимости имущества или услуг, которые вы получили от него. Также, по желанию, работодатель может оплатить ИПН за свой счет.
Володин направил в профильный комитет внесенные правительством РФ проекты бюджетообразующих законов — поправки в налоговое законодательство. «Поступившие законопроекты носят бюджетообразующий характер и будут рассмотрены Государственной Думой в приоритетном порядке», — отметил Вячеслав Володин.
«Одним из законопроектов предлагается установить ставку НДФЛ в 15% на доходы свыше 5 млн руб. в год. По инициативе президента Владимира Владимировича Путина средства, которые поступят в бюджет в результате повышения налога, будут адресно направлены на лечение детей, страдающих орфанными заболеваниями. Согласно расчетам, эта сумма составит порядка 60 млрд руб.», — сказал председатель Госдумы.
«Это справедливое решение. Уверен, что общество его поддержит, — подчеркнул Вячеслав Володин. — В том числе и те, чьи доходы будут облагаться этим налогом, воспримут его с пониманием».
17 сентября кабмин внес в Госдуму ряд законопроектов, касающихся поправок в Налоговый кодекс, в частности, о росте ставки НДФЛ с 13% до 15% на доходы свыше 5 млн руб., законопроект, касающийся налогового администрирования, а также проект, предусматривающий рост тарифов взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование для ИП в 2022 и 2023 годов.
Отчетность по НДФЛ
Предприниматели, работающие на общем налоговом режиме, сдают по форме 3-НДФЛ, как и обычные граждане, которые хотят получить вычеты через налоговую инспекцию или получили доходы, с которых налог полагается платить самостоятельно.
Налоговые агенты, в том числе фирмы и предприниматели, у которых есть наемные сотрудники или исполнители-физлица по договорам ГПХ, должны отчитываться на бланках 2-НДФЛ (ежегодно) и 6-НДФЛ (ежеквартально).
Таблица. Памятка: новая ставка НДФЛ 15%
Когда вводится | С 1 января 2021 года |
Для кого | Для налоговых резидентов России, получающих зарплату и иные доходы, облагаемые по ставке 13% |
Установленный лимит | 5 миллионов рублей в год |
Порядок обложения | Ставка в 15% применяется только к сумме дохода, превышающий установленный лимит в 5 000 000 рублей. |
Налоговые вычеты | Предоставляются в стандартном порядке |
Куда направят средства | Средства, собранные от введения прогрессивной ставки планируется направить на лечение тяжелобольных детей |
Сразу отметим, что поправки в законодательство еще не внесены. Правительство только приступило к разработке новой редакции Налогового.
Нововведения будут действовать в отношении всех россиян — налоговых резидентов. Нерезидентов новые правила не коснутся. Их доходы облагаются по более высоким ставкам.