Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на дороги в РБ 2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Когда обсуждались различные варианты оплаты за дороги, чиновниками различного уровня много говорилось о справедливости размера дорожного сбора и взимании платы пропорционально времени пользования дорогами, с возможностью помесячной оплаты. По факту получилось, что новый транспортный налог с 2021 года в Беларуси будут платить все собственники транспортных средств, зарегистрированных в базе ГАИ МВД РБ. Так как в проекте закона «Об изменении Налогового кодекса», указано, что плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в Госавтоинспекции. Рассчитывать налог будут местные налоговые инспекции по месту регистрации собственника транспорта.
Объект налогообложения
Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в ГАИ МВД (п. 1 ст. 307-2 НК).
Не признаются объектом налогообложения транспортным налогом транспортные средства:
1) используемые для оказания медицинской помощи, в т.ч. скорой медицинской помощи;
2) выпущенные не позднее 1991 г. или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;
3) категории M1 или M1G (код 8703 80 000 2 ТН ВЭД), приводимые в движение исключительно электрическим двигателем, – по 31 декабря 2025 г.;
4) у плательщиков-организаций: предназначенные для обеспечения социального обслуживания и предоставления социальных услуг нетрудоспособным и другим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации и на которые в соответствии с законодательством нанесена надпись «Социальная служба», а также специально оборудованные для использования инвалидами;
5) у плательщиков – физических лиц: специально оборудованные для использования инвалидами.
Пониженные ставки транспортного налога
1. В размере 50% от установленной ставки: в отношении транспортного средства, зарегистрированного за ветераном Великой Отечественной войны, ветераном боевых действий на территории других государств, инвалидом I или II группы, лицом, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, или лицом, имеющим право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста, родителем (усыновителем, удочерителем) в многодетных семьях с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории.
2. В размере 75% от установленной ставки в отношении транспортного средства, зарегистрированного за инвалидом III группы, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории (за исключением случаев, при которых предусмотрено их полное освобождение от уплаты транспортного налога либо ставка транспортного налога применяется в размере 50% от установленной ставки).
Льгота по транспортному налогу предоставляется налоговым органом на основании представленных плательщиком документов, подтверждающих право на такую льготу, а также на основании имеющихся в налоговом органе сведений, представленных государственными органами и иными организациями в порядке, установленном законодательством.
Кто должен платить транспортный налог
Чтобы было понятно расшифруем, что написано «сухим» канцелярским языком: платеж придется вносить физлицам и организациям, причем независимо от того, участвует авто в дорожном движении или нет. Получается если у вас есть автомобиль придется платить. Есть две машины — платишь за две. Владеете автопарком — будете платить налог за каждое транспортное средство, даже если ездите только на одном.
Наряду с этим, как рассказал первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко на расширенном заседании Палаты представителей по бюджету и финансам, для более справедливого взимания транспортного налога предлагается ряд новшеств. Ставка налога на транспорт в сравнении с действовавшим размером госпошлины снизиться в среднем на 25% для физических лиц и на 15% для организаций. Предусмотрена более глубокая градация ставок для физических лиц в отношении легковых автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу от 1,5 до 2,5 т, путем применения шага 250 кг вместо 500 кг. Это более равномерно увеличивает ставки налога с ростом массы автомобиля, то есть для отдельных категорий произойдет дополнительное снижение платежа.
При передаче транспортного средства в финансовую аренду с правом выкупа (лизинг) плательщиком налога признается лизингополучатель. То есть физическое лицо или организация, купившие машину в лизинг.
Что делать собственникам «автохлама», чтобы не платить налог
Владельцам годами простаивающего без движения «автохлама», чтобы не платить транспортный налог, необходимо до 1 июля 2021 года снять машину с регистрационного учета. Как уточнил Дмитрий Кийко до этой даты предполагается установление упрощенной процедуры снятия с учета транспортных средств, по объективным причинам выбывших из дорожного движения. Поэтому не стоит затягивать и откладывать поход в ближайший МРЭО ГАИ.
Как снять с учета автомобиль на утилизацию для частных автовладельцев, списать и сдать в утиль транспорт, принадлежащий организациям, смотрите по ссылке.
Если машина в аварийном состоянии или не исправна, но пригодна к восстановлению, то её можно продать в таком виде как она есть. Как правильно снять с учета неисправный автомобиль для продажи, информация по ссылке.
Как и кто будет контролировать уплату налогового платежа
Ранее, когда планировалось отвязать дорожный сбор от техосмотра и рассматривались различные варианты взимания налога за дороги, самой большой проблемой была система контроля за уплатой.
Предполагалось выявлять неплательщиков с помощью камер фото и видео фиксации. Нарушителям, участвующим в дорожном движении без уплаты налога за дороги, планировали присылать «письма счастья» по аналогии со штрафами за превышение скоростного режима.
Но поскольку сейчас речь идет именно о налоге, а не госпошлине, то и контролировать уплату будут налоговые органы. Здесь схема проста: если у вас есть автомобиль, вы плательщик налога. При неуплате начисляется пеня.
Не исключено и привлечение к административной ответственности за неуплату или неполную уплату суммы налога. В отношении злостных неплательщиков будет возбуждаться исполнительное производство: на машину могут накладывать арест.
Для кого предусмотрены льготы
Меньше придется платить пенсионерам, а также лицам, имеющим право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста. На 50% размер платы уменьшится для ветеранов ВОВ, инвалидов I и II групп, на четверть – для инвалидов III группы. Но есть нюанс: льгота по снижению ставки транспортного налога на 50% и 25% предоставляется при условии наличия у плательщика действительного водительского удостоверения соответствующей категории.
Также сообщается, что более 1,43 млн транспортных средств прошло техосмотр по состоянию на 1 ноября, этот показатель превышает прошлогодний более чем в два раза.
Транспортный налог в Беларуси – это неофициальное название «Госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении».
Транспортный налог также могут называть «налогом на дороги», а иногда – «платой за техосмотр», хотя последнее неверно, техосмотр – это контрольная процедура, которая оплачивается отдельно.
Уплата транспортного налога регламентируется законодательством и обязательна для большинства автовладельцев. Это важный момент – платят налог (ранее госпошлина) именно владельцы транспортных средств.
Палатой представителей от 18 декабря 2020 года приняты изменения в Налоговом кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 года. Согласно постановлению с 1 января 2021 года отменяется пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Вместо госпошлины будет действовать транспортный налог. Как ранее и планировалось транспортный налог (дорожный сбор) будет отвязан от техосмотра. Размер транспортного налога будет ниже госпошлины, однако платить его обязаны все владельцы транспортных средств. Таким образом, уклониться от уплаты транспортного налог не удастся.
Ставки налога на профессиональный доход
Устанавливаются две ставки, по которым будет начисляться профессиональный доход (п. 191 ст. 1, ст. 381−2 проекта НК-2023).
10% в отношении профессионального дохода, полученного от:
- физических лиц (независимо от его размера);
- иностранных организаций и иностранных индивидуальных предпринимателей (независимо от его размера);
- белорусских организаций и белорусских индивидуальных предпринимателей в размере, не превышающем 60 000 белорусских рублей в целом за год.
20% в отношении профессионального дохода, полученного:
- от белорусских организаций и белорусских индивидуальных предпринимателей, в размере, превысившем 60 000 белорусских рублей в целом за год;
- при выявлении налоговым органом факта получения плательщиком дохода без формирования чека посредством приложения «Профналог».
Размер (ставка) транспортного налога для юридических лиц в 2022 году
Категория транспортных средств |
Ставка налога, рублей |
Легковой автомобиль с разрешенной максимальной массой (в тоннах): | |
до 1,0 т. (включительно) | 162,0 |
от 1,0 т. до 2,0 т. | 209,0 |
от 2,0 т. до 3,0 т. | 255,0 |
свыше 3,0 т. | 325,0 |
Прицеп с разрешенной максимальной массой (в тоннах): | |
до 0,75 т. | 116,0 |
свыше 0,75 т. | 278,0 |
прицеп-дача (караван) | 116,0 |
Грузовой автомобиль (автомобиль-тягач) седельный тягач, грузопассажирский автомобиль с разрешенной максимальной массой: | |
до 2,5 т. | 278,0 |
от 2,5 т. до 3,5 т. | 394,0 |
от 3,5 т. до 12,0 т. | 510,0 |
свыше 12,0 т. | 580,0 |
седельный тягач | 464,0 |
Автобусы с числом посадочных мест: | |
до 20 мест (включительно) | 278,0 |
от 21 до 40 мест | 394,0 |
свыше 40 мест | 510,0 |
Мотоцикл (всех видов): | 70 |
Как рассчитывается сумма налога?
По словам депутата, ставки транспортного налога установлены исходя из разрешенной максимальной массы, вместимости или на одну единицу транспортного средства. Введенный транспортный налог для физических лиц по сравнению с действующей величиной госпошлины снижен на 25 процентов. Кроме того, для легковых автомобилей, имеющих разрешенную массу от 1,5 тонны до 2,5 тонны, произведена дополнительная дифференциация ставок с шагом 250 кг, а не 500 кг, как это было ранее. «При отсутствии сведений о разрешенной максимальной массе транспортного средства ставки транспортного налога устанавливаются в размере минимальной ставки такого налога для соответствующего типа транспортного средства», — уточняет депутат Сергей Стельмашок. По его словам, оплачивать транспортный налог нужно будет ежегодно за фактический период владения автотранспортом в календарном году.
Людмила Нижевич приводит пример. Машина снята с учета и продана в июле. Соответственно, предыдущий ее собственник перестает уплачивать налог с первого числа месяца, следующего за месяцем (в данном случае с 1 августа), в котором транспортное средство снято с учета. Следовательно, новому владельцу налог начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем регистрации.
Каких изменений стоит ждать в 2020 году
Ежегодно количество автомобилей, проходящих техосмотр, сокращается на 15-20 %, в то время как количество участников дорожно-транспортного движения растет. Объяснить это легко: владельцы автомобилей избегают прохождения техосмотра из-за привязки к нему уплаты транспортного налога.
Не каждый автолюбитель способен внести одновременно всю сумму госпошлины и плату за техосмотр. Поэтому, в ущерб безопасности на дороге, часть водителей не проводят технический осмотр своих автомобилей. Они считают более предпочтительным получить штраф, который обычно в разы меньше самого дорожного сбора.
Госпошлина на транспорт имеет место во многих странах мира. В России она рассчитывается по мощности движка, Казахстане – по объему двигателя, Латвии – по объему выброса газов в атмосферу, Германии – по объему выброса газов, расходу бензина или весу (для электрокаров). А вот, например, в США дорожный сбор вложен в цены на бензин.
Представители власти уже давно поняли, что необходимы капитальные изменения в системе налогообложения собственников автотранспорта за пользование дорожными сетями. Еще в октябре 2018 года премьер-министр Беларуси Сергей Румас сообщил, что уплату транспортного налога в 2019 году отвяжут от техосмотра и разрешат автовладельцам оплачивать взнос по месяцам, по заявительному принципу.
Случаи возврата госпошлины
Существуют отдельные условия, при которых оплаченный налог перед техосмотром подлежит возврату. Подобные действия регламентируются 259 статьей Налогового Кодекса Республики Беларусь.
Частичный или полный возврат госпошлины возможен в следующих случаях:
- Дорожный налог оплачен в большем размере, чем необходимо; или не должен был оплачиваться вовсе.
- До момента обращения в «Белтехосмотр» лицо, оплатившее дорожный налог, отказывается от получения разрешения на право участвовать в дорожном движении.
- Автомобиль не прошел техосмотр.
В Минск самостоятельно на машине в 2022 году: что учесть
Беларусь — одна из самых недорогих для туристов стран в Европе. При этом люди здесь очень дружелюбные, дорога и сервис отличные и даже гаишники в Беларуси не требуют взятки. На март 2022 года литр 95-го стоил 2,18 белорусских рубля, 98-го — 2,32. В пересчете на нашу валюту это около 66 и 70 рублей соответственно.
Мы не шутили, когда говорили, что белорусские гаишники не берут взятки. И не только из опасений получить уголовный срок. Гаишник — профессия в Беларуси престижная и оплачивается очень хорошо. Белорусский свод ПДД во многом напоминает российский. Есть и свои нюансы: например, учтите, что действие знака распространяется не до первого перекрестка, как у нас, а до первого специально обозначенного перекрестка. Будьте внимательны на круговых перекрестках — приоритет у тех, кто уже едет по кругу.
Обязательно следите за скоростью: кругом камеры, а за превышение нещадно штрафуют даже иностранных граждан. Превышение скорости на 10–20 км/ч обойдется вам примерно в 400 наших рублей. Так же строго в Беларуси относятся к пьяным водителям. У злостных нарушителей могут даже отобрать права. Если вы собираетесь в Минск на машине с детьми, обязательно проверьте исправность детских ремней и устройств безопасности. Штраф за нарушение правил перевозки пассажиров — до трех с половиной тысяч российских рублей.
Если у вашего авто тонированы задние стекла, помните, в Беларуси тонировка запрещена полностью, но штрафуют за нее только граждан государства. На все предложения автоинспекторов разобраться с вашей тонировкой отвечайте отказом и просите очной ставки с начальством этого ретивого сотрудника ГАИ.
Особенности трасса Москва — Минск М1
Для тех, кто часто путешествует, никаких вопросов по дороге из Москвы в Минск не возникнет. Как только вы попадаете на трассу М1, навигатор сообщает: ехать прямо, никуда не сворачивать. Для такой поездки даже навигатор не нужен, если только предупреждать о скоростном режиме и камерах.
В целом, дорога из Москвы в Беларусь на машине настолько простая, что я рекомендую её даже начинающим автопутешественникам. Примерно 700 км прямой и широкой трассы, с малым количеством ремонтов, без платных участков, с хорошим асфальтовым покрытием. Поездка обойдется примерно в 60 литров бензина (менее трех тысяч рублей). Кстати, стоимость бензина в Беларуси в июне-июле 2019 примерно такая же, как в России. За литр 95 придется отдать 1,67 белорусских рубля (примерно 51,46 российских рублей). Литр 92-го в Минске стоит 1,57 белорусских или 48,38 российских рублей.
Так, с 2023 года пользоваться этой системой не вправе индивидуальные предприниматели и нотариусы. Основной запрет на УСН для ИП, оказывающих услуги, был введен с 2022 года, но для некоторых категорий предпринимателей делалось исключение. Так, остаться на «упрощенке» могли ИП, работающие в сфере здравоохранения, общепита, туризма, программирования. Но с 2023 года запрет на применение УСН распространяется на всех предпринимателей.
Что касается организаций, то работать по упрощенной системе налогообложения смогут только те из них, которые удовлетворяют требованиям, перечисленным в п. 1 ст. 324 новой редакции НК РБ. Но есть ряд ограничений, при которых применение УСН для организаций запрещено. К ним относятся:
- Наличие хотя бы одного филиала, зарегистрированного в налоговом органе.
- Доверительное управление имуществом.
- Получение денежных средств (наличных или безналичных), не включаемых в валовую выручку и не относящихся к доходам (выручке), перечисленным в 4 ст. 174 и п. 2 ст. 328 НК-2023. Это касается в том числе средств, полученных по договорам гражданско-правового характера, а также принятых в виде оплаты (возмещения) расходов, упомянутых в ч. 2 подп. 5.3 ст. 328 НК-2023. Обойти этот запрет можно, если в учетной политике будет указано, что данные средства признаются внереализационными доходами и будут облагаться налогом как валовая выручка.
Также с 2023 года нельзя применять принципы «по начислению» и «по оплате» для расчета выручки при УСН. Теперь она будет отражаться только по кассовому принципу. Это значит, что размер выручки определяется по мере поступления оплаты за товары, услуги, работы (включая предоплату).
В отличие от других стран, транспортный налог в Беларуси не предусматривает штрафных санкций за неоплату. Однако, как уже не раз говорилось выше, пройти без оплаченной квитанции технический осмотр автомобиля невозможно.
В то же время предусмотрен штраф за езду без технического осмотра, который при первой остановке сотрудниками ГИБДД составляет от одной до трёх базовых величин, а в последующем – при повторной остановке в отсутствии сертификата санкции вырастают до пяти базовых величин (27 рублей – 1 БВ).
Важно! Проблема состоит в том, что налог гораздо превышает штрафные санкции за отсутствие сертификата на технический смотр, поэтому некоторые граждане предпочитают не платить налог, не проходить транспортный осмотр, а просто платят штрафы.