Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «После увольнения с госслужбы мой работодатель не уведомил в срок о заключении трудового договора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Соискатель может оказаться забывчивым или намеренно не сообщить об имеющихся в его послужном списке государственных должностях. Работодателю стоит быть внимательнее к записям в трудовых книжках потенциальных работников.
Работник не сообщил о своем опыте государственной службы
Порядок приема на госслужбу, ее прохождения, а так же увольнения госслужащих регулирует закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Соответственно, если в качестве основания для внесения записи в гр. 4 трудовой книжки есть ссылка на этот закон, то это должно привлечь внимание кадровика. Проверить записи нужно за последние два года.
Кроме того, забывчивость бывшего госслужащего оставит его без работы. Поскольку нарушение требований ст. 12 Закона № 273-ФЗ лицом, замещавшим государственные должности, приводят к расторжению трудового договора с ним (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ). Увольнение в этом случае производится по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Причем при увольнении по данному основанию выходное пособие ему не выплачивается (ч. 3 ст. 84 ТК РФ).
Когда к нам, в коммерческие организации, устраиваются новые специалисты, то как правило, и в голову не может прийти, что очередной новичок – это бывший чиновник.
Обычно люди из коммерческой сферы идут в сектор государственного управления – это «правильная» схема, при которой обратный путь уже не предполагается (ну, если не считать Грефа и Сечина). Но не всегда же у людей все складывается гладко в жизни, всякое происходит.
Вот и мы задумались, а вдруг к вам или к нам в компанию завтра «постучится» бывший муниципальный депутат и изъявит желание работать бухгалтером или руководителем отдела продаж? Как говорится, чем черт не шутит, правда?
Но, как оказалось на деле, не все так просто. Те, кто напрямую или хотя бы косвенно знаком с этой темой знают, что с бывшими государственными служащими (депутатами и полицейскими в том числе) директора предпочитают лишний раз не связываться. Почему? Вот как раз сейчас и узнаем.
Расширение толкования
Верховный суд также отметил, что под это антикоррупционное требование подпадают не только чиновники, работавшие на должностях, включенных в перечни, утвержденные для этой нормы (в этом случае их трудоустройство должно быть рассмотрено на комиссиях по конфликту интересов), но и те бывшие госслужащие, которые обязаны были представлять декларации о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также своих супругов и несовершеннолетних детей. Тем самым Верховный суд фактически расширил круг экс-чиновников, о чьем трудоустройстве надо уведомлять их прежнее место работы на госслужбе. Как отметил судья-докладчик Сергей Никифоров, было два варианта толкования, в итоге пленум остановился на более широком. «Эта формулировка наиболее полно отвечает указу президента от 2010 года», — отметил Никифоров, заметив, что при соблюдении ограничений для госслужащих «должен быть единый подход».
Более того пленум разъяснил, что обязанность информировать о приеме на работу экс-чиновника лежит на всех организациях независимо от их организационно-правовой формы, то есть не только частными компаниями. Исключением являются лишь государственные или муниципальные органы, куда бывший чиновник может устраиваться в том числе уже не на госслужбу.
Комментарий к ст. 64.1 TК РФ
1. Данная статья является новой для ТК. Она введена ФЗ от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» (СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6235).
2. В целях обеспечения контроля за соблюдением бывшими государственными и муниципальными служащими требований данной статьи нормативными правовыми актами РФ должен быть установлен порядок, в котором работодатель обязан сообщать о заключении трудовых договоров с бывшими государственными или муниципальными служащими в течение 2-х лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы представителю нанимателя (работодателя) по последнему месту службы государственного или муниципального служащего. Однако такого рода акты пока не приняты.
Информация, предоставляемая бывшему работодателю сотрудника
В течение 10 дней после заключения договора с сотрудником необходимо направить письмо с информацией о трудоустройстве. Перечень сведений, обязательных к представлению, содержится в Постановлении Правительства РФ от 21.01. 2015 № 29.
Сведения | Подробная информация |
Личные данные работника | Указывают фамилию, имя, отчество, дату и место рождения |
Должность, замещаемая бывшим служащим по месту трудоустройства | Используется информация, имеющаяся в трудовой книжке |
Сведения об организации или ИП | Указывают полное и сокращенное название, закрепленные в учредительных документах предприятия |
Информация о трудовом договоре с работником | Отражают полные сведения о дате, номере, виде, периоде действия |
Сведения о приказе | Указывают дату, номер и основание приказа о приеме сотрудника |
Данные о предоставленной должности | Представляется информация о должности и вмененных лицу обязанностях |
КОМУ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ НЕ НУЖНО?
Как неоднократно отмечалось судебными инстанциями, ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших госслужащих, приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции(далее — Конвенция).
Согласно подп. «e» п. 2 ст. 12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать на разумный срок ограничения в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связана с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.
Анализ норм Конвенции и положений российского законодательства позволяет судебным органам делать вывод о том, что у работодателя (нанимателя) обязанность сообщать о заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе. Для всех остальных организаций такое уведомление является обязательным.
Причем на практике к ответственности привлекаются не только коммерческие организации, но и государственные унитарные предприятия
Ответственность за невыполнение обязанности уведомлять бывшего нанимателя
Статья 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусматривает ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Законом № 273-ФЗ.
Как разъясняет Верховный Суд РФ в своем Постановлении от 28.11.2017 № 46, несоблюдение работодателем части 4 статьи 12 Закона № 273-ФЗ в отношении бывшего служащего образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного именно этой статьей КоАП РФ, причем независимо от того, входили ли в должностные обязанности служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним трудовой договор, а также вне зависимости от размера предусмотренной этим договором заработной платы
К административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ подлежат привлечению должностные лица организации, занимающие должность руководителя или уполномоченные на подписание трудового договора со стороны работодателя, в том числе и в тех случаях, когда обязанность по направлению соответствующего сообщения возложена на иное должностное лицо данной организации.
Санкция статьи предусматривается ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 4 000 рублей; на должностных лиц – от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей.
Санкции, налагаемые при выявлении дополнительного трудоустройстве
В отношении работников и государственных и муниципальных структур предусмотрена санкция в соответствии со ст. 19.29 КоАП. К работодателям, привлекшим к работам госслужащих, также применяются административные штрафы аналогичной статьи КоАП.
Пример о наложении штрафов при совместительстве госслужащего
Инспектор В., являющийся госслужащим сферы земельных отношений, получил предложение от коммерческой структуры ООО «Азимут» о совместительстве. Должность требовала использования знаний по основной работе лица. В результате выявления нарушения были выписаны минимальные штрафы:
- Инспектору В. как должностному лицу в размере 20 тысяч рублей.
- Предприятию ООО «Азимут» в размере 100 тысяч рублей.
При выявлении участия должностного лица предприятия в незаконном привлечении госслужащего к работам на сотрудника или руководителя также налагается штраф.
Какие данные указываются в уведомлении?
Существует перечень данных, которые работодатель должен обязательно указать в своём уведомлении предыдущему нанимателю:
- фамилия, имя, отчество (если есть) гражданина (если вдруг они менялись, то указывать нужно прежние);
- дата и место его рождения;
- должность госслужбы, которая замещалась гражданином перед увольнением (эти сведения берутся из трудовой книжки);
- полное и сокращённое (если есть) название организации;
- номер и дата распоряжения/приказа работодателя, на основании которого гражданин принимается на работу;
- дата трудового соглашения и срок его действия (отмечается дата начала трудовой деятельности, если же договор срочный, то помимо срока указываются также причины, которые лежат в основе такого быстрого заключения);
- номинация занимаемой сотрудников должности в полном соответствии с трудовым договором и штатным расписанием, при наличии ещё и сведения о структурном подразделении учреждения;
- должностные обязанности, которые будут соблюдаться на новом месте работы (с указанием основных её направлений).
Может ли бывший госслужащий быть ИП? Об этом далее.
Письмо нужно оформить на бланке данного учреждения, заверить подписью руководителя или другого лица, имеющего такие полномочия, и подписавшим трудовое соглашение в качестве работодателя. Обязательно должна быть поставлена печать организации (её службы кадров). После этого письмо направляется предыдущему работодателю бывшего госслужащего не позднее, чем через десять дней. Вопрос о том, как именно отправлять уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего на предыдущее рабочее место, всё ещё не урегулирован окончательно, поэтому работодатель может отправить его заказным письмом по почте или предоставить с курьером.
Кто приходит из государственной службы?
Типичная история человека, который идет из государственного сектора в бизнес такова: пришел на энтузиазме, хотел изменить систему, но понял, что изменения никому не нужны.
Есть кандидаты, которые прямо говорят, что конкуренция при приеме на работу в госсектор была невелика, и они выбрали службу, чтобы набраться опыта.
Немало среди претендентов и представителей династий, кого на госслужбу устроили родители.
Надо отметить, что в небольших городах, где работы немного, устроиться в налоговую или в ПФР считается большой удачей. Другие осознанно строили свою карьеру на государственной службе, победили в подковерной борьбе, получили повышение, вошли во всевозможные кадровые резервы, но уперлись в карьерный или зарплатный потолок.
Обязанности бывшего госслужащего
Федеральный закон № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года в статье 12 «О противодействии коррупции» устанавливает обязанность бывших государственных или муниципальных служащих сообщить новому работодателю сведения о своем последнем месте службы. Эта обязанность сохраняется в течение 2 лет после увольнения. Аналогичные обязательства следуют из Трудового кодекса РФ (статья 64.1).
Обязательство уведомлять распространяется не только на бывших госслужащих, поступающих на работу по трудовому договору, но и при заключении ими гражданско-правовых договоров на выполнение работ или оказание услуг. Это сделано, чтобы избежать обхода закона об уведомлении о найме госслужащих через заключение договоров подряда или услуг. Однако для гражданско-правовых договоров установлено исключение по цене – если стоимость договора не превышает 100 000 рублей в месяц (или единовременно, если договор заключен на срок менее одного месяца), уведомление не требуется. Для трудовых договоров размер зарплаты значения не имеет, важен сам факт потенциального или состоявшегося трудоустройства.
Форма для сообщения новому работодателю этих сведений законом не установлена. На практике уведомление происходит, когда бывший госслужащий предоставляет работодателю свое резюме или трудовую книжку.
Если же госслужащий проигнорировал эту обязанность, при выявлении нарушения трудовой договор с ним будет расторгнут. Основанием будет являться ч. 3 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Какой-либо административной или иной ответственности за неуведомление для бывшего госслужащего не предусмотрено.
Мнение эксперта
Юрист по трудовому праву Ольга Смирнова
Правомерность расторжения трудового договора в этом случае была подтверждена Минтруда России в п. 48 Методических рекомендаций по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной (муниципальной) службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией (утверждены Письмом Минтруда РФ от 11 мая 2021 года № 18-4/10/П-2943).
Поэтому, даже если уведомление не направлено, работодателю рекомендуется проверить предыдущие места трудоустройства своего нового сотрудника – не было ли среди них государственной или муниципальной службы?
Когда можно не уведомлять
Обязанность по направлению уведомления прекращается после двух лет с момента увольнения гражданина с государственной или муниципальной службы. При этом важно правильно определить момент, с которого начинается отсчет двух лет:
- если должность из перечня была последней перед увольнением с госслужбы, течение 2-летнего срока начинается с даты увольнения;
- если по прежнему месту работы в госоргане сотрудник был переведен с должности, требующей уведомления, на другую не включенную в списки должность, 2-летний срок отсчитывается с даты перевода (т.е. с того момента, когда госслужащий или муниципальный служащий фактически перестал занимать должность из списка).
Уведомление при трудоустройстве по совместительству
Обязанность уведомить о трудоустройстве бывшего госслужащего распространяется как на основное место работы, так и на работу по совместительству. В соответствии со ст. 60.1 ТК РФ совместительство представляет собой трудоустройство в свободное от выполнения основной работы время у того же (внутреннее) или у другого работодателя (внешнее совместительство).
Совместительство представляет собой самостоятельное место трудоустройства. Работая на нем, сотрудник может столкнуться с конфликтом интересов так же, как и в случае с основным местом работы. Поэтому для трудоустройства по совместительству нет каких-либо исключений из общих правил, и уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего направлять нужно.
Единственным исключением является внутреннее совместительство. Так как оно представляет собой трудоустройство у того же работодателя, направлять повторное уведомление о нем не нужно. Соответствующие разъяснения дал Верховный суд РФ в Постановлении Пленума от 28 ноября 2021 года № 46 (пункт 6).
Аналогичным образом решается вопрос об уведомлении при переводе сотрудника с одной должности на другую в той же организации. Поскольку смены работодателя не происходит, повторное уведомление направлять не надо.
Уведомление о работе бывшего государственного или муниципального служащего по совместительству оформляется по общим правилам без каких-либо особенностей. Однако в нем рекомендуется указать, что трудоустройство осуществлялось по совместительству.
Правовая регламентация
Статья 64.1 ТК РФ, в известной степени, является производной от статьи 12 Закона №273 от 25.12.2008 года «О противодействии коррупции».
Так, в соответствии с ФЗ-273, любой уволившийся с государственной службы гражданин обязан в течение двух лет после увольнения извещать государственные или муниципальные службы о своем новом трудоустройстве.
Во исполнение Закона и с целью введения контроля за его исполнением в Трудовой кодекс РФ была введена часть 3 ст.64.1, устанавливающая обязанность работодателя направить в соответствующие органы уведомление в случае, если этим работодателем будет трудоустроен бывший государственный служащий.
Разумеется, перечень должностей госслужащих, в отношении которых требуется уведомление о трудоустройстве, также регламентирован. Соответствующие списки должностей госслужащих установлены:
- Указом №557 Президента РФ от 18 мая 2009 года;
- Приказом №38 Федеральной службы судебных приставов от 26 января 2018 года;
- перечнями, установленными региональными органами власти во исполнение Закона «О противодействии коррупции».
Увольнение с госслужбы
Прежде всего стоит оговорить, что подать подобный иск в суд может только сам уволенный работник. Работодатель не может принудительно заставить человека работать и восстановить его в должности. Если было написано заявление на увольнение госслужащего, но при этом работник не отработал положенное время, то его имеют полное право уволить за прогулы, но принудительно восстановить в должности – нет.
Также необходимо соблюдать некоторые основные требования, предъявляемые к данной процедуре, чтобы действительно иметь шансы отстоять свое право на работу:
- подать иск в суд можно в течении месяца после получения трудовой книжки или приказа. Доказать данный факт достаточно легко, так как эти документы должны быть выданы официально под подпись с точным указанием даты, когда именно это произошло;
- помимо того, что в иске подробно излагается проблема, работник должен также предоставить подтверждающие его правоту документы. Если нет возможности это сделать, то он может потребовать проведение дополнительной независимой экспертизы (к примеру, для оценки квалификации работника);
- если решение выносится в пользу работника и увольнение признается неправомерным, то восстанавливается такой человек в должности на следующий день после официального вынесения решения суда. Здесь не предусмотрен какой-либо срок на оспаривание решения работодателем. Кроме того, за весь период времени, когда сотрудник отсутствовал на работе из-за неправомерного увольнения ему должны выплатить его средний заработок.
Также возможно восстановление вплоть до ситуации, когда человек заполнил образец заявления на увольнение, но в дальнейшем хотел забрать бланк (на что любой человек имеет полное право), но при этом работодатель отказал ему в этом.
Итак, работа в государственных органах подробно урегулирована специальными законодательными нормами. Изначально предусмотрено, что руководствоваться стоит вначале именно ими, а затем уже – общими правилами Трудового Кодекса. При этом любое нарушение стандартов данных законодательных актов предусматривает трактовку этого как незаконное увольнение.
В таком случае любой человек имеет право отстаивать свои права в судебном порядке, подав соответствующий иск. Так как данные дела – сравнительная редкость, то и рассматривают каждое из них в индивидуальном порядке. Процедура рассмотрения таких дел при этом является стандартной как при рассмотрении любых других трудовых споров.
Трудовая деятельность государственных служащих регламентируется специальным Федеральным законом № 79-ФЗ – о гражданской госслужбе. Процедура увольнения чиновника также прописана в данном правовом акте (глава 6). А в статье 59.2 указанного закона определен механизм прекращения службы в связи с утратой доверия.
При увольнении госслужащего расторгается не трудовой договор, а служебный контракт, так как именно он заключается при поступлении на работу в государственные структуры. Основания для его прекращения перечислены в статье 33 ФЗ № 79. Их более десяти:
- истечение срока действия заключенного контракта;
- соглашение, достигнутое между сотрудником и работодателем;
- смерть государственного служащего (а также наступление иных обстоятельств, не зависящих от воли участников контракта);
- инициатива самого чиновника;
- инициатива его руководителя (если имел место прогул, или по состоянию здоровья госслужащего);
- перевод на работу в другой госорган;
- отказ сотрудника от переезда вместе с организацией в другую местность;
- утрата российского гражданства (при работе в организациях, не связанных с госслужбой, данное обстоятельство не является причиной для расторжения трудового договора);
- несоблюдение предусмотренных законом ограничений и нарушение запретов (например, касающихся неучастия в коммерческой деятельности во время службы);
- отказ сотрудника от иной должности, которая была ему предложена в соответствии с частичной нетрудоспособностью или медицинским заключением и т. п.
На протяжении этого периода данный представитель вправе уволить подчиненного в любое время, письменно предупредив его о своем решении за три дня. Уведомление руководства работником о своем уходе со службы во время испытания происходит в тот же срок.
В законе о государственной службе нет некоторых оснований для увольнения, прописанных в Трудовом кодексе. К ним, в частности, относятся:
- смены собственника (имущества госструктуры);
- совершение аморального проступка (если работа связана с исполнением воспитательных функций).
Несмотря на некоторые нюансы увольнения сотрудника — госслужащего, в основном оно проходит по привычной схеме, знакомой всем, кто когда-либо уходил с работы. При уходе со службы по собственной инициативе или по согласию сторон, он пишет заявление и передает его в отдел кадров. Если же увольнение происходит помимо его воли, работнику вручают соответствующий приказ.
Восстановиться на государственной службе сможет только незаконно уволенный чиновник. Если это признает суд, то на основании вынесенного решения он будет вправе продолжить работу на прежнем месте.
Закон о государственной службе содержит ряд бюрократических формальностей, которые надо соблюдать при увольнении госслужащих. Однако детальная регламентация данной процедуры и предусмотренные в связи с увольнением денежные выплаты обеспечивают значительную государственную поддержку лицам, проработавшим на благо общества определенное время.
На процедуру поступления и прохождения госслужбы установлен особый регламент. Это сделано для того, чтобы все государственные и муниципальные системы функционировали как можно успешнее и выполняли свои задачи, но не могли использовать свои возможности в личных целях, а также во вред государству и гражданам.
Законом предусмотрены определенные ограничения (основание — ФЗ № 79, статьи 16 и 17) во время принятия на службу в государственные и муниципальные структуры. Не могут стать госслужащими такие люди:
- граждане с ограниченной дееспособностью;
- человек, имеющий непогашенную судимость;
- лица, имеющие серьезные заболевания;
- не допускается прием на работу в непосредственное подчинение своим родственникам;
- резиденты других государств;
- те, кто при поступлении на службу предъявил фальшивые сведения о себе или о своих доходах;
- прочие варианты, установленные законом.
Особенности принятия на работу бывших госслужащих
После прекращения контракта на бывшего муниципального служащего распространяется ряд ограничений при приеме на работу, а на его нового работодателя — ряд требований.
Законодатель определил следующие требования:
- Новый работодатель, принимая в штат бывшего служащего, обязан направить уведомление о смене работы муниципального служащего туда, где он трудился ранее (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 №273-ФЗ).
- Если бывший муниципальный служащий устраивается на работу в учреждение, которое он раньше контролировал, потребуется согласие специальной комиссии. Порядок получения разрешения комиссии установлен указом президента №821 от 01.07.2010. Согласие следует получить, если:
- муниципальный служащий замещал должность, включенную в перечень указом президента №925 от 21.07.2010;
- трудовое соглашение о работе с любой суммой зарплаты или договор ГПХ на сумму не больше 100 000 рублей заключают не позже 2 лет после увольнения с госслужбы;
- с даты увольнения из муниципальных или госструктур прошло меньше 2 лет.
- Бывший муниципальный служащий, замещавший должность из перечня (указ №925), предоставляет новому работодателю информацию о прежнем месте работы (ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 №273-ФЗ). Информировать следует, если трудоустройство происходит не позже 2 лет с момента прекращения муниципальной службы.
Подробная пошаговая инструкция по приему на работу бывшего муниципального служащего и алгоритм действий включены в методические рекомендации Минтруда (письмо №18-4/10/П-2943 от 11.05.2017). Действия нового работодателя:
- уведомить прежнего работодателя, если принимает бывшего сотрудника органов власти не позднее 2 лет после его увольнения из названных структур;
- сообщить о приеме тех бывших служащих, которые занимали определенные должности в соответствии с указом президента №925 от 21.07.2010.
В установленный законодателем список включены должности, по которым сотрудник выполняет различные функции. К таковым относятся:
Вид службы |
Должности |
---|---|
Гражданская |
Руководители и заместители руководителей федеральных терорганов |
Высшая группа должностей ГГС по указу президента №1574 от 31.12.2005 |
|
Те, на которые назначают по решению правительства |
|
Военная |
Руководящие составы МВД, МЧС, Минобороны, СВР, ФСБ, нацгвардии, ФСО, ФСИН, ФССП, ФТС, прокуратуры, следственного комитета |
Должности любых видов службы, связанные с: |
|
Принимая на работу рассматриваемую категорию лиц, следует учесть ряд особенностей по уведомлению.