Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проверка контрагента обязанность организации в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
И Минфин, и ФНС не оставляют без внимания вопрос подтверждения должной осторожности и осмотрительности при выборе контрагента. В своем последнем письме по этому вопросу от 17 декабря 2014 г. N 03-02-07/1/65228 Минфин указывает, что Налоговый кодекс не определяет конкретный перечень действий и документов, запрашиваемых у контрагентов, который сможет подтвердить, что вы проявили ту самую осмотрительность и осторожность. В результате, возможна ситуация, что как бы вы ни старались, избежать обвинений в том, что вы были неосторожны при выборе партнера, не получится. И все же, стремиться к этому надо.
Что будет, если не проверить контрагента
Если налоговики решат, что сделка фиктивная и направлена лишь на получение налоговой выгоды, они отменят затраты по налогу на прибыль (УСН, ЕСХН) или вычеты по НДС, которые связаны со спорным контрагентом. Соответственно, придётся доплачивать налоги. Такое может случиться, даже если у вас все чисто.
Если налоговики докажут, что у контрагентов не было возможности поставить товар, выполнить работы или оказать услуги, суд встанет на их сторону.
Доказать фиктивность сделки могут такие факты:
- Контрагенты не находятся по адресу государственной регистрации.
- Налоговую отчётность сдают с нулевыми или минимальными суммами.
- У контрагентов нет возможности выполнить обязательства: нет оборудования, сотрудников и т.д.
- Нет расходов, связанных с исполнением обязательств: на закупку товаров, аренду помещений и коммунальные платежи, выплату зарплаты и т.п.
Где взять информацию о контрагенте
Самый простой вариант — запросить информацию у самого партнёра по сделке. Если он отказывается ее давать — это уже повод для того, чтобы насторожиться.
Что говорит закон о должной осмотрительности?
Как ни странно – ничего. В законах и Налоговом кодексе нет такого понятия. Но это не мешает ФНС и Минфину оперировать этим понятием в своих письмах, давать рекомендации по проявлению должной осмотрительности, а судам – учитывать все это при рассмотрении споров.
Термин «должная осмотрительность» стали применять после того, как его употребили в Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».
Исходя из текста постановления, сам факт, что ваш контрагент не исполняет свои обязательства перед бюджетом – еще не повод для доначислений, ведь вашей вины в этом нет. Но избежать санкций и обвинений в получении необоснованной налоговой выгоды удастся, только если докажете, что вы ничего об этом не знали, сами в схеме не участвовали и со своей стороны сделали все возможное, чтобы убедиться в добросовестности контрагента.
Срок исполнения требования налоговиков
Документы, которые запросила налоговая инспекция, должны быть представлены в течение пяти рабочих дней, следующих за днем получения требования (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Если компания не располагает запрашиваемыми документами, то об этом нужно сообщить в инспекцию также в пятидневный срок. В этом случае факт непредставления документов освободит фирму от санкций (фирма не проигнорировала требование ИФНС, а добросовестно сообщила, что запрашиваемых документов у нее нет).
Нередко компания не имеет возможности подготовить документы в отведенный налоговым законодательством пятидневный срок. Например, если организация небольшая, и единственный бухгалтер, который ведет учет, попал в больницу. На этот случай положения НК РФ дают возможность просить о продлении срока для подготовки и представления запрошенных документов. Сделать это нужно достаточно быстро — на следующий или в этот же день после получения требования (п. 3 ст. 93, п. 5 ст. 93.1 НК РФ).
Для сообщения составляется специальное уведомление по форме, утв. приказом ФНС России от 25.01.2017 № ММВ-7-2/34. Если вы написали письмо с просьбой об отсрочке в произвольной форме, а ФНС вам отказала по причине неправильного уведомления – можем вас порадовать. Отказ в продлении срока по уведомлению, составленному в произвольной форме, считается незаконным. Это отмечает ФНС России в письме от 27.06.2017 № ЕД-4-2/12216. В любом случае в уведомлении обязательно должны быть причины, объясняющие невозможность представления документов в положенный срок, а также срок, в который документы могут быть представлены. При этом ограничений по сроку продления не установлено (письмо Минфина РФ от 18.12.2015 № 03-02-08/74563).
Стоит отметить, что направление такого уведомления не гарантирует автоматического продления инспекцией отведенного изначально срока. Инспекция может и отказать в продлении. Причем она вовсе не обязана объяснять и аргументировать причины своего отказа (письмо ФНС от 04.12.2015 № ЕД-16-2/304).
Как компания может подтвердить, что контрагент проверялся
Задача компании — убедить налоговиков, что он сделал все для выбора надежного партнера. В качестве таких доказательств следует рассматривать разного рода документы, которые подтвердят, что налогоплательщик активно мониторил и анализировал рынок нужных товаров (работ, услуг) и тщательно отбирал кандидатов. Это могут быть, например, документы о проведении тендера. Хорошо, если в компании существует порядок оценки рисков при выборе партнеров, и риск взаимодействия со спорным контрагентом был оценен как небольшой. Важно предоставить источник информации о выбранном поставщике — интернет-сайт, рекламное объявление, коммерческое предложение, рекомендации, информация о его прежних операциях. Тот факт, что две компании вели переговоры об условиях сделки, может подтвердить деловая переписка.
Зачем проверять контрагента
Предприниматели частично зависят от того, насколько качественно партнёры выполняют свои обязательства. Поэтому от подхода к выбору контрагентов зависит в том числе и эффективность работы бизнеса. Если новый партнёр вовремя не привезёт товар или не проверит документы — будут негативные последствия.
Представим, что бизнесмен запустил новый интернет-магазин и начал активно искать поставщиков. Он смог заключить договор с известной в узкой нише компанией на выгодных условиях и теперь ждёт крупную партию товара. Но партнёр вовремя не отгрузил продукцию и клиенты остались без своих заказов.
В таких ситуациях бизнесу приходится экстренно искать запасной выход, чтобы не разрушить хрупкую репутацию, которая только начинает формироваться. Клиентам не интересны причины из-за которых они не смогут получить заказ в срок. Для них ситуация выглядит однозначно — интернет-магазин не выполнил свои обязанности, а значит ему не стоит доверять в будущем.
Партнёрские отношения с другими компаниями — фундамент, на котором базируется любой успешный бизнес-проект. Если на этапе заключения соглашений предприниматель не обратил внимание на тревожные сигналы, это может вылиться в финансовые потери.
Изменения по НДФЛ для налоговых агентов
По новым правилам с 2023 года НДФЛ следует перечислять в бюджет в составе единого налогового платежа — один раз в месяц. Но если плательщику удобно платить подоходный налог сразу же после удержания, он может так делать.
Если зарплата выплачивается двумя частями — сначала аванс, затем остаток, то удерживать подоходный налог теперь нужно при каждой выплате доходов (п. 12 ст. 2 263-ФЗ, пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ в новой редакции). По новым правилам дата получения дохода — это дата его фактической выплаты.
Если зарплата выплачивается двумя частями — сначала аванс, затем остаток, то удерживать подоходный налог теперь нужно при каждой выплате доходов (п. 12 ст. 2 263-ФЗ, пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ в новой редакции). По новым правилам дата получения дохода — это дата его фактической выплаты.
- до 28 числа текущего месяца — если налог удержан в период с 23 числа прошлого месяца по 22 число текущего;
- до 28 января — если налог удержан с 1 по 22 января;
- до последнего рабочего дня в году — если налог удержан с 23 по 31 декабря.
Новый порядок лицензирования
С 2023 года вводится госпошлина за выдачу и продление лицензии по многим видам деятельности и по внесению изменений в реестр разрешений (ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ).
Размер госпошлины за переоформление лицензии — 3 500 рублей.
Кроме того, с января 2023 года бизнес обязан подавать заявления для корректировки реестра разрешений по закону о лицензировании, если:
- изменилось место нахождения юрлица из-за переименования географического объекта;
- компания сменила название;
- предприятие реорганизовали в форме преобразования, слияния или присоединения.
Как проверить иностранную компанию
Бизнес не терпит ошибок, ведь любая из них несет финансовые риски для предприятия. Потому проверка контрагента в первую очередь в интересах самих акционеров и учредителей и только потом ее можно считать обязательством перед ФНС и прочими госорганами. Проверить иностранную компанию на легальность можно несколькими способами:
- Запросить необходимые документы у самого контрагента. Добросовестные партнеры никогда не откажут в таком запросе. Это должны быть:
- учредительные документы;
- выписка из государственного реестра, подтверждающего статус юрлица;
- документы, подтверждающие личность и полномочия представителя, действующего от имени иностранного партнера;
- документы, подтверждающие наличие необходимых ресурсов, в том числе налоговая отчетность;
- документы, подтверждающие наличие расчетных счетов и так далее. Впрочем, не будет лишним проверить представленные документы.
- Запросить информацию в электронной форме. Большинство стран уже внедрило электронные реестры юридических лиц и предпринимателей, обеспечивая открытый доступ к ним для всех заинтересованных лиц. Такие реестры открыты даже в некоторых офшорных юрисдикциях, например в Белизе. Как правило, в таких реестрах общедоступны сведения о наличии регистрации, активности, адресе регистрации, размере капитала, наименовании. В некоторых случаях сведения могут предоставляться на платной основе.
- Запросить информацию письменно. Самый надежный вариант – получение письменной выписки из зарубежного реестра или официального ответа от компетентного органа. Но в каждой стране ответственными за ведением реестра могут быть разные органы. Например, в Польше такая информация содержится в Государственном судебном реестре, Департамент судебных реестров подконтролен Минюсту. А, например, в Великобритании, реестр ведет Регистрационная палата, являющаяся самостоятельным органом.
- Воспользоваться услугами посредников. Учитывая актуальность услуги, на рынке действует множество компаний-посредников, которые на платной основе готовы проверить вашего партнера.
Эти и некоторые другие способы предлагаем рассмотреть подробнее.
На что обратить внимание
Учитывая сложившуюся практику и рекомендации, изложенные в письме Минфина № 03-07-14/72647 от 11.12.2015, приказе ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007, при проведении самостоятельной проверки контрагента налогоплательщик должен обратить внимание на такие признаки неблагонадежности, как:
- отсутствие информации о государственной регистрации юридического лица в иностранном реестре;
- отсутствие личных контактов между руководством, нежелание их налаживать;
- регистрация партнера по адресу «массовой» регистрации;
- отсутствие сведений о фактическом расположении производственных мощностей, головного офиса, складских и иных офисных помещений;
- отсутствие документального подтверждения полномочий руководства компании;
- отсутствие информации о контрагенте в публичном доступе (отсутствие рекламы, отзывов, рекомендаций других партнеров);
- включение в договор сомнительных условий: длительные отсрочки по платежам, поставки без предоплаты, расчеты через третьих лиц и т.д.;
- наличие крупных задолженностей, в том числе в пользу контрагента, при реальном отсутствии действий, направленных на ее взыскание;
- отсутствие очевидных доказательств возможности исполнения обязательств (нет лицензий, мощностей, необходимого количества кадров) и т.д.
Совокупность этих факторов позволяет налоговым органам расценивать иностранного партнера как проблемного, а контракты с ним – как сомнительные.
Должная осмотрительность
Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», налоговая выгода может быть признана необоснованной, если будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.
Но за 13 лет сам термин и границы должной осмотрительности претерпели значительные изменения. Если раньше проявление должной осмотрительности могло сводиться к запросу у контрагента стандартного комплекта учредительных документов, то теперь этого для налоговых органов и суда недостаточно.
Доказывать реальность ведения хозяйственной деятельности и реальность сделок и их исполнения приходится многими документами: это бумаги о преддоговорном взаимодействии, а также документы, свидетельствующие о взаимном исполнении обязательств по договору (не только товаросопроводительные документы, но и, например, пропуски на склад, деловая переписка, заявки на отгрузки, сделанные посредством переписки в мессенджерах или по электронной почте и т.д.). Но даже безупречный документооборот может не помочь, если налоговые органы в ходе проверки получат показания сотрудников компаний, которые не будут соотноситься с документами.
Кроме всего прочего, если доначисление налогов или другие действия привели к банкротству компании, для ее руководителя и учредителя появляются довольно весомые риски привлечения к субсидиарной ответственности и необходимости возместить убыток всем кредиторам компании.
Почему необходимо проявить должную осмотрительность
Первое, на что нужно обратить внимание, ‒ обязанность проверять контрагента в законе не установлена.
Но, как показывает практика, цель проверки ‒ достоверно убедиться, что контрагент является добросовестной организацией, которая ведёт реальную деятельность, и с ним можно заключить договор без рисков негативных налоговых последствий.
Проверять его стоит по тем же критериям, по которым это будет делать налоговый орган.
Какие моменты могут свидетельствовать о недобросовестности контрагента:
— полномочия руководителя (представителя) компании-контрагента документально не подтверждены, нет копий документов, удостоверяющих личность;
— отсутствует информация о фактическом месте нахождения контрагента, его производственных и (или) торговых площадей;
— есть сомнения в возможности реального выполнения контрагентом условий договора.
Обязательно нужно зафиксировать результаты проверки контрагента в отчёте, который можно разработать самостоятельно. К отчёту прикладывается пакет материалов, которые относятся к этой проверке (например, заверенные копии документов, которые запрашивали у контрагента, распечатки с информацией о контрагенте с интернет-сайта ФНС России, рекламных сайтов, сайта самого контрагента).
Если такая проверка не будет проведена, то есть риск, что по её итогам могут выясниться факты, которые повлекут отказ в вычетах по НДС, расходах, зачёту или возврату налога (к примеру, из-за того, что контрагент является фирмой-однодневкой («технической» компанией)) и обязательства по договору выполнены не тем лицом, которое указано в документах.
Если же можно подтвердить, что при выборе контрагента была проявлена должная осмотрительность, не были выявлены обстоятельства, которые характеризовали бы его как «техническую» компанию, и при этом не было цели получить выгоду за счёт бюджета, это даст право учесть расходы и применить налоговые вычеты по спорной сделке, несмотря на недобросовестность контрагента (п. 20 Письма ФНС России от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@).
При получении претензии от контрагента или госоргана КонсультантПлюс поможет быстро оценить спорную ситуацию и предложить варианты решений.
Доверяй, но проверяй: досье контрагента
Выше, описывая понятие осмотрительности, я указала базовые сведения о контрагентах, необходимые для работы. Что должно насторожить при поиске информации (проверяющие наверняка зададутся связанными вопросами):
- Организация давно существует, но в сети нет почти никаких данных – отзывов, упоминаний, а сайт создан в текущем году. Мошеннические фирмы не фантомны, это реально зарегистрированные компании, но никогда не ведшие деятельности ранее, поэтому и узнавать о них нечего.
- Общение идет исключительно по телефону, через мессенджер или электронную почту, приезд на склад, общение лично с руководителем и т.п. попытки пресекаются, даются невнятные объяснения, почему этого нельзя сделать. Крупные аферисты, возможно, будут более продвинутыми, но все равно прямой контакт для них нежелателен.
- Контрагент не может прислать копии, сканы основных регистрационных документов: свидетельство о включении в ЕГРЮЛ, ИНН, приказ на директора, устав и прочее. Такой пакет обычно наготове у менеджера или руководителя, т.к. часто требуется.
- Поставщик предлагает условия поставки, резко отличающиеся от общепринятых. К примеру, вы хотите приобрести пробную партию товаров на небольшую сумму, а предлагают крупную по заниженной цене (возможно ниже среднерыночной), мотивируя заплатить больше.
- Подрядчик или исполнитель не предоставляет доказательств наличия необходимых ресурсов (сотрудников, материалов, оборудования), хотя договор предусматривает такое обязательное условие.
- Контрагент запрашивает излишние сведения и документы: СНИЛС руководителя, отчеты СЗВ-М и другие, содержащие личные данные, в том числе информацию о заработке, номера телефонов, электронной почты (не корпоративных), копии паспортов сотрудников.
- Несоответствие масштабов бизнеса заявляемых и реальных. «Мы уже 5 лет ведем продажи через интернет по всей России, работаем с ведущими компаниями доставки» – доставщики никогда о такой организации не слышали, а на сайте всего несколько товаров, без отзывов.
Составляя досье контрагентов, старайтесь вести белый список. Черный обычно бесполезен – однодневки и прочие авантюристы меняют фирмы и руководителей как перчатки. Теперь представим, что вам не повезло с ФНС или встретился мошенник, – как действовать?
Заключение службы безопасности по проверке контрагента
При проверке контрагента служба безопасности действует в связке с отделом продаж, финансовым отделом компании. В этом случае ее заключение носит рекомендательный характер и может быть выдано в форме сводной таблицы характеристик контрагента и результирующим заключением. Например, так:
Инструмент проверки | Ключевые моменты | Характеристика контрагента |
ЕГРЮЛ | Сведения о контрагенте соответствуют предоставленным, сведений о критических изменениях в «Вестнике ЕГРЮЛ» отсутствуют. | Контрагент характеризуется нейтрально. |
Бизнес-справка | Индекс финансового риска 41, Индекс должной осмотрительности 50 | Контрагент несет средние финансовые риски. |
Бухгалтерская отчетность | Снижение прибыли по сравнению с прошлым периодом на 15%, большое количество долгосрочных обязательств. | Контрагент работает нестабильно, обладает повышенной долговой нагрузкой. |
Кредитная история | Наличие исторических просрочек по кредитам до 30 -60 дней с периодичностью 6-12 месяцев.
Более 5 заявок на кредитную линию за последний месяц |
Контрагент допускает «кассовые разрывы», испытывает острую потребность в дополнительном финансировании. |
Заключение | Высокий риск формирования проблемной задолженности. Рекомендуется взаимодействие с использованием предоплаты. При невозможности – максимальный размер коммерческого кредита до 20% суммы контракта. |
Может заключение службы безопасности носить и блокирующий характер. Сделки с контрагентами, имеющими признаки фирм-однодневок, опыт неисполнения платежей, обладающими чрезмерной долговой нагрузкой способны нанести значительный ущерб предприятию.