Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральные региональные и местные налоги НК РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Итак, налоговая система состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного. На каждом из них устанавливаются налоги и прочие обязательные платежи. Соответственно, все они подразделяются на федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Что это значит?
Структура налоговой системы
В первую очередь, правила применения того или иного налога устанавливаются на уровне, к которому он относится. Одни налоги, например, НДС или НДФЛ, взимаются по единым правилам на всей территории страны. Тогда как основные параметры региональных или местных налогов и сборов устанавливаются на уровне субъекта РФ или муниципального образования. Это относится, в частности, к налогам на имущество организаций и физических лиц.
Следует отметить, что регион либо муниципальное образование действуют строго в рамках Налогового кодекса. Это значит, что они не могут вести собственный налог, не регламентированный на федеральном уровне. Акты субъекта или муниципального образования устанавливают лишь определенные параметры применения того или иного налога — ставки, льготы, периоды и так далее.
Уровнем, к которому относится налог, обусловлена и территория действия правил его применения. Например, ставка регионального налога будет действовать на территории всего субъекта РФ, а ставка местного налога — на территории муниципального образования.
Комментарий к статье 120 НК РФ
Комментируемая статья устанавливает ответственность за грубые нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.
Ответственность по пункту 3 статьи 120 НК РФ является специальной по отношению к статье 122 НК РФ. Это означает, что если занижение налоговой базы произошло в результате грубого нарушения правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, привлечение к ответственности осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 120 НК РФ. Если же занижение налоговой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату налога, произошло по иным основаниям, чем указано в пункте 3 статьи 120 НК РФ, налогоплательщик несет ответственность по статье 122 НК РФ.
ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 31.08.2007 N А56-550/2006 пришел к выводу, что одновременное привлечение налогоплательщиков к ответственности по пунктам 1 или 2 статьи 120 НК РФ и статье 122 НК РФ является правомерным.
Для привлечения налогоплательщика к ответственности по статье 120 НК РФ необходимо наличие как самого деяния, так и вины налогоплательщика в его совершении. В частности, ни того, ни другого не усматривается в случае непредставления налогоплательщиком в определенный налоговым органом срок запрашиваемых документов в связи с их хищением, порчей вследствие пожара, затопления или иных обстоятельств — в данном случае отсутствует как квалифицирующий признак рассматриваемого правонарушения (грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения), так и вина налогоплательщика в его совершении.
На это указывает судебная практика (см. Постановления ФАС Уральского округа от 12.01.2004 N Ф09-4799/03-АК, от 09.09.2004 N Ф09-3717/04-АК).
В судебной практике сформировались подходы относительно того, что признается грубым нарушением для целей статьи 120 НК РФ
Для признания нарушения грубым необходимо отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, то есть отсутствие двух или более документов, например, счетов-фактур, но никак не одного документа.
Аналогичную позицию высказал ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 25.02.2003 N А56-25760/02: отсутствие одного счета-фактуры в течение одного налогового периода не образует состава налогового правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена пунктом 1 статьи 120 НК РФ. В то же время имеется противоположная позиция, высказанная ФАС Московского округа в Постановлении от 05.09.2005, 31.08.2005 N КА-А40/8359-05.
Из абзаца 3 пункта 3 статьи 120 НК РФ следует, что для признания нарушения грубым необходимо систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций.
Из данной нормы не следует, что в совокупности единичное отсутствие документа, а также единичное неправильное отражение операции по счетам бухгалтерского учета признаются грубым нарушением.
НК РФ не позволяет расширенно толковать понятие «грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения», поскольку перечень признаков такого нарушения строго ограничен.
ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 29.07.2008 N А19-566/08-20-Ф02-3528/08 сделал вывод, что для целей применения статьи 120 НК РФ действуют следующие ограничения: грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения является то, что прямо перечислено в абзаце 3 пункта 3 ст. 120 НК РФ. Все иные нарушения, которые не подпадают под данное определение (или не могут соответствовать перечню противоправных деяний), не могут рассматриваться в качестве правонарушения, предусмотренного статьей 120 НК РФ.
Вопрос о том, относится ли журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур к регистрам бухгалтерского и налогового учета, является спорным и был предметом судебных разбирательств.
Согласно отдельным судебным решениям журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур являются регистрами бухгалтерского учета (например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.08.2003 N А33-2180/03-С3-Ф02-2556/03-С1). Вместе с тем имеются и противоположные выводы судов (например, Постановление ФАС Московского округа от 21.12.2006, 26.12.2006 N КА-А40/12463-06-П по делу N А40-46892/05-127-359). Также отдельные суды признавали данные журналы регистрами налогового учета (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.08.2009 по делу N А82-15261/2008-27).
Следует также учитывать, что НК РФ не раскрывает, какие документы являются регистрами налогового учета. Кроме того, самого понятия регистра налогового учета для целей исчисления НДС глава 21 НК РФ не содержит.
В Решении ВАС РФ от 11.09.2009 N 9513/09 указано, что Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, является документом налогового учета, а в данном случае порядок заверения Книги следует отнести к ее форме.
Следовательно, нарушение обязанности заверения в установленном порядке Книги в налоговом органе не может приравниваться к отсутствию регистра налогового учета и, следовательно, не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 120 НК РФ.
Данная позиция разделяется и официальными органами (см. Письмо ФНС России от 16.08.2011 N АС-4-3/13352@).
Необоснованное применение налоговых вычетов также не является нарушением правил ведения бухгалтерского учета или неправильным учетом объектов налогообложения. Следовательно, подобное нарушение не образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 120 НК РФ.
Аналогичная позиция изложена в Решении Арбитражного суда г.Москвы от 25.04.2008 N А40-63923/07-75-386.
Внесем ясность в определения
Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:
- безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
- обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
- принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
- принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
- вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.
Элементами налога являются:
- законодательно определенная основа – база;
- процентная ставка;
- объект налогообложения;
- период;
- порядок и сроки взимания.
Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:
- определенное право;
- лицензию на ту или иную деятельность;
- действие в правовом поле (например, регистрацию).
Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).
Налогообложение имущества организаций
Один из элементов региональных налогов — это имущественный сбор, который исчисляют и уплачивают экономические субъекты, а именно юридические лица. Объектом обложения является имущество, которое находится в собственности компании. Причем сбор исчисляется не только с недвижимых активов (зданий, строений, сооружений), но и с движимого имущества (станки, оборудование, основные средства).
Максимальная налоговая ставка за имущество компаний равна 2,2 %. Однако при установлении региональных налогов законодательными органами чиновники некоторых регионов утверждают более низкие значения. Также законодатели предусматривают определенные льготы для налогоплательщиков.
Периодичность предоставления отчетности, как и сроки уплаты авансовых платежей и окончательного расчета, каждый регион устанавливает самостоятельно. То есть для имущественного сбора в одном регионе могут быть предусмотрены ежеквартальные перечисления в казну и сдача расчетов в ФНС. А в другом субъекте организации рассчитываются с бюджетом один раз в год, и декларацию сдают в ФНС ежегодно.
Общие положения, единые для применения на территории всего нашего государства, закреплены в 30 главе НК РФ. О том, как узнать нормы и правила для конкретного региона, мы расскажем в конце статьи.
Налоги и их назначение
В зависимости от назначения, все налоги можно разделить на две категории:
- Общий налог.
- Целевой налог.
Налоги общего назначения установлены в режиме общего порядка. К общим налогам относят множество взимаемых, причём в любой налоговой системе, налогов.
Они имеют отличительную особенность: после своего поступления в государственную казну они обезличиваясь расходуются на конкретные цели, которые определены соответствующим бюджетом.
Налоги целевого толка можно разделить на два вида: специальные и чрезвычайные.
Специальная налоговая пошлина призвана для финансирования определённых программ, имеющих целевую установку. Такая пошлина закрепляется за конкретным видом расходов. В отношении России:
- это налоги на транспорт;
- это налоги на воспроизведение сырьевой базы.
Чрезвычайная налоговая пошлина обычно устанавливается при чрезвычайных ситуациях.
Региональные и местные налоги
Эти виды налогов не полностью регулируются НК РФ. Им определяются только основные принципы, на которых базируется их взимание (вид налоговой базы, период, сроки, диапазон ставок). Точные значения ставок, критерии для формирования налоговой базы, а также льготы устанавливаются конкретными регионами РФ или муниципалитетами. Соответственно, в разных регионах отдельные условия по этим налогам могут отличаться.
Среди действующих в России федеральных, региональных и местных налогов и сборов можно выделить торговый сбор. Его особенность в том, что кодекс устанавливает для этого обязательного платежа «территориальное» ограничение. На текущий момент вводить на своей территории данный сбор могут только три города — субъекта РФ: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь (а на практике он введен только в Москве).
Как исчисляются налоги местного бюджета, были описаны выше. Общая характеристика местных налогов позволяет посчитать самостоятельно сумму для уплаты на имеющееся имущество или осуществленную коммерческую деятельность. Можно привести следующие примеры расчета местных налогов:
- У компании есть в собственности административно-торговый центр площадью в 110 кв. м. и кадастровой стоимостью в 3 млн. 600 тыс. рублей. Ставка для этой суммы – 0,1%. Получается, что ежегодно компания выплачивает 3600 рублей.
- Физическое лицо имеет земельный участок сельскохозяйственного назначения. Кадастровая стоимость объекта – 570 тыс. рублей. Ставка в данном случае 0,3%, в результате чего собственник платит ежегодно 1710 рублей.
- Физическое лицо имеет в собственности жилой дом, в котором он проживает. Кадастровая стоимость объекта 2 млн. 100 тыс. рублей. Действующая процентная ставка в данном случае – 0,1%, поэтому собственник ежегодно уплачивает 2100 рублей.
- Организация занимается торговлей, снимая в аренду помещение размером в 23 кв. м. Ставка составляет 457 рублей за 1 кв. м. Значит, ежеквартально предприниматели уплачивают сбор в размере 10511 рублей.
Аналогичным образом можно вычислить все оставшиеся виды сборов, которые должен уплачивать гражданин России, если он является налогоплательщиком.
Ставки и применяемая система
В каждом регионе индивидуально рассчитывают ставки на вносимые в местный бюджет налоги.
При этом они используются в формуле для вычитания налога, которая в каждом случае разная, также учитывается наличие льгот и используемый налоговый режим:
- Налог на имущество применяется следующая формула – НБ×С – Ав = НИ, то есть налоговая база умножается на ставку за минусом авансового платежа и равно сумме к оплате, при этом следует уточнить в качестве налоговой базы какая величина используется, кадастровая стоимость или среднегодовая по остаточному балансу.
Большинство регионов применяет кадастровую стоимость, к которой и подходит указанная формула, ставка по регионам колеблется в пределах 2 – 2,2% Важно: уточнять все нюансы исчисления необходимо обязательно, так как субъект РФ вправе все корректировать.
- Транспортный налог может иметь также различную ставку в зависимости от места ее применения, загруженности дорог, количества авто, применения льготных групп.
Рассчитывается размер транспортного налога по следующей формуле НС × КЛС = РН, где налоговая ставка умножается на количество лошадиных сил и равняется налогу.
- Игорный бизнес – в данном случае ставки установлены законодателем, но их доступно изменять в пределах государственных норм, к примеру, ставка на стол составляет 25 000 – 125 000 рублей.
Применяемая в данном случае формула несколько видоизменяется в зависимости от количества игровых столов, игровых полей на них и прочих особенностей.
Комментарий к ст. 12 НК РФ
1. В соответствии со статьей 12 Кодекса на территории Российской Федерации могут устанавливаться, вводиться и взиматься:
— федеральные налоги и сборы;
— региональные налоги и сборы;
— местные налоги и сборы.
2. Признаками федеральных налогов и сборов являются:
— установление налогов и сборов исключительно НК РФ;
— обязательность к уплате таких налогов и сборов на всей территории Российской Федерации.
НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 НК РФ, порядок установления которых, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов определяется настоящим Кодексом.
Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных налогов и сборов, указанных в статье 13 НК РФ.
3. Признаками региональных налогов и сборов являются:
а) установление таких налогов и сборов не только настоящим Кодексом, но и законами субъектов РФ о налогах и сборах.
Региональные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов РФ о налогах и сборах;
б) обязательность к уплате таких налогов и сборов на территориях соответствующих субъектов РФ.
Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных региональных налогов, указанных в статье 14 НК РФ;
в) закон субъекта РФ, устанавливающий новый региональный налог, должен определять следующие элементы налогообложения:
— налоговую ставку — величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения). Налоговые ставки могут быть определены органами власти субъекта РФ лишь в пределах, установленных НК РФ;
— порядок и сроки уплаты налога.
В соответствии с настоящим Кодексом уплата налога производится в наличной или безналичной форме разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. При этом подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.
Сроки уплаты налогов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются настоящим Кодексом применительно к каждому такому действию.
Конкретный порядок и сроки уплаты регионального налога устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом применительно к каждому налогу законами субъектов РФ;
— налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам, не могут носить индивидуального характера.
Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Льготы по региональным налогам могут быть определены органами власти субъектов РФ лишь в пределах, установленных НК РФ.
Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов РФ о налогах.
Иные элементы налогообложения по региональным налогам (то есть налоговая база, объект налогообложения, налоговый период) и налогоплательщики определяются исключительно НК РФ.
4. Признаками местных налогов являются:
а) установление таких налогов настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено специальными налоговыми режимами.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах;
б) обязательность к уплате таких налогов на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и специальными налоговыми режимами;
в) при установлении местного налога соответствующий орган в порядке и пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, определяет те же элементы налогообложения, что и при установлении региональных налогов (налоговые льготы, налоговые ставки и др.). Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.
5. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются исключительно настоящим Кодексом. Отмена указанных налогов допускается только после внесения изменений в НК РФ.
6. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы не могут устанавливаться, если они не предусмотрены настоящим Кодексом.
Таким образом, для того чтобы ввести новые федеральные, региональные, местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ, или отменить уже предусмотренные НК РФ, необходимо внести изменения в сам НК РФ.
В то же время из п. 6 настоящей статьи следует сделать вывод и о том, что субъект РФ (и (или) муниципальное образование) не обязан вводить все виды региональных (местных) налогов и сборов, предусмотренных НК РФ.
7. Одним из признаков федеральных, региональных и местных налогов и сборов является обязанность к их уплате на территориях РФ, субъекта РФ и муниципальных образований соответственно.
Однако настоящий Кодекс предусматривает возможность освобождения от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, предусмотренных НК РФ, устанавливая специальные налоговые режимы.
Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 — 15 настоящего Кодекса. К специальным налоговым режимам относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); упрощенная система налогообложения и др.
Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.
Особые налоговые режимы
Специальные налоговые режимы установлены для всей страны, на федеральном уровне. Но именно региональные власти могут сами решать, на каких условиях и кто именно вправе их использовать.
В частности, региональные власти могут принимать решения по следующим режимам налогообложения:
- ЕСХН.
Единый сельскохозяйственный налог. Его платят хозяйства и индивидуальные предприниматели, которые занимаются выращиванием фруктов и овощей, разведением животных и птицы. Они могут платить ЕСХН вместо налога на прибыль, НДФД для ИП, налога на имущество.
Однако, 70% деятельности таких хозяйств должно быть связано именно с фермерством. Если речь идет о рыбном хозяйстве, то количество сотрудников не должно превышать 300 человек.
Подать заявление на переход на ЕСХН можно до 31 декабря, чтобы со следующего года платить по новой ставке в 6% с суммы полученного дохода. Или в первые 30 дней с момента регистрации организации или ИП. Платится сельскохозяйственный налог раз в полгода, так же подается отчет. ЕСХН призван помочь небольшим фермерским хозяйствам, чтобы им было проще вести учет и платить налоги.
- УСН.
Упрощенная система налогообложения. Заменяет налог на прибыль и НДФЛ. Ставка с доходов варьируется от 1% до 6%, с разницы между доходами и расходами — от 3% до 15%. Региональные власти имеют право установить по УСН нулевую ставку.
Однако, такой упрощенный режим налогообложения нельзя применять в следующих случаях:
- МФО, страховщикам, ломбардам и банкам.
- Компаниям с доходом свыше 112,5 миллиона рублей, полученным за 9 месяцев.
- Организациям, имеющим филиалы.
- Адвокатам и нотариусам.
- Иностранным предприятиям.
- Компаниям с более чем 100 сотрудниками.
Подать заявление на переход на УСН можно, как и в случае с ЕСХН, до 31 декабря или сразу после регистрации фирмы. Уплата налога происходит раз в год, подается итоговая декларация. Каждые три месяца вносятся авансовые платежи.
Налоги и бюджетная система
Региональные и местные налоги РФ, наряду с федеральными, формируют национальную бюджетную систему России, которая выстроена по единым принципам. Это означает, что процедура сбора соответствующих платежей унифицирована, механизмы распределения денежных средств строго регламентированы. Рассматриваемые налоги в региональный бюджет направляются в полном объеме. В свою очередь, субъект РФ может получать также определенную долю от федеральных сборов, что предусмотрена Бюджетным кодексом. Аналогичная закономерность установлена также и в отношении местных налогов. Иные меры бюджетной поддержки регионов РФ — субсидии, субвенции и прочие меры. Таким образом, даже если региону не хватает собственных налогов, федеральный центр будет готов помочь.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ
Единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД)
При исчислении и уплате ЕНВД размер реально полученного дохода значения не имеет, налогоплательщики руководствуются размером вмененного им дохода, который установлен Налоговым кодексом РФ.
ЕНВД применяется в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности (п.2 ст.346.26 НК РФ).
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Один из налоговых режимов, который подразумевает особый порядок уплаты налогов и ориентирован на представителей малого и среднего бизнеса. В связи с применением УСН, налогоплательщики освобождаются от уплаты налогов, уплачиваемых в связи с применением общей системой налогообложения:
Патентная система налогообложения (ПСН)
Вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
Налогоплательщиками признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения
Переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Специальный налоговый режим, который разработан и введен специально для производителей сельскохозяйственной продукции.
В целях налогообложения к сельскохозяйственной продукции относится продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов.
Налогоплательщики — сельскохозяйственные товаропроизводители: организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, а также оказывающие услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и животноводства, также рыбохозяйственные организации и ИП.
Федеральные, региональные и местные налоги в 2021 году
Действие местных налогов регулируется НК РФ и нормативными актами, составленными на уровне муниципального образования. К таким налогам относятся земельный налог и налог на имущество физлиц. А с 2015 года в состав этой группы введен торговый сбор (закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ).
О порядке и сроках уплаты торгового сбора читайте в материалах рубрики «Торговый сбор».
Обратите внимание! С 2021 года сроки уплаты транспортного и земельного налога стали едины, т.к. регламентированы на федеральном уровне. Местными и региональными властями они больше не утверждаются. Подробности см. здесь.
Средства, направляемые на оплату налогов, поступают в местные бюджеты.
Отличия налога от сбора заключается в следующем:
- Сбор взимается в связи с желанием плательщика обладать определенным правом (лицензией или разрешением). Например, торговый сбор (взимается только в Москве, т.е. это местный сбор) за право использовать объкты для торговли.
- Сборы носят разовый характер, а налоги уплачиваются периодически.
- Целью взимания сбора является компенсация дополнительных расходов бюджета, связанных с оказанием конкретному плательщику конкретных публично-правовых услуг.
Вид налога |
Налог |
Налогопла-тельщики |
Объект |
Ставки |
Федеральные налоги |
НДС Разобраться со сложными вопросами, возникающими при исчислении, уплате и формировании отчетности по этому налогу, поможет рубрика «НДС» |
Ст. 143 |
Ст. 146 |
Ст. 164 |
Акцизы Ответы на вопросы, какие товары являются подакцизными, каковы ставки налога, как заполнить декларацию, ищите в рубрике «Акцизы» |
Ст. 179 |
Ст. 182 |
Ст. 193 |
|
НДФЛ Как исчислить и удержать НДФЛ, какие вычеты и льготы применяются, как составить отчетность, смотрите в рубрике «НДФЛ» |
Ст. 207 |
Ст. 209 |
Ст. 224 |
|
Налог на прибыль В рубрике «Налог на прибыль» вы можете ознакомиться со всеми новостями, посвященными исчислению, уплате и представлению декларации по этом налогу |
Ст. 246 |
Ст. 247 |
Ст. 284 |
|
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов |
Ст. 333.1 |
Ст. 333.2 |
Ст. 333.3 |
|
Налог на добычу полезных ископаемых |
Ст. 334 |
Ст. 336 |
Ст. 342 |
|
Водный налог В материалах рубрики «Водный налог» ищите информацию о перечне объектов обложения, нюансах расчета и уплаты налога, а также сроках его перечисления и размерах ставок |
Ст. 333.8 |
Ст. 333.9 |
Ст. 333.12 |
|
Госпошлина |
Ст. 333.17 |
Ст. 336.16 |
Ст. 333.19, 333.21, 333.23, 333.24, 333.26, 333.28, 333.30, 333.31, 333.32.1, 333.32.2, 333.32.3, 333.33 |
|
Региональные налоги |
Налог на имущество организаций О нюансах исчисления имущественного налога организациями можно прочитать в рубрике «Налог на имущество» |
Ст. 373 |
Ст. 374 |
Ст. 380 |
Транспортный налог О порядке расчета, возможных льготах, сроках уплаты транспортного налога вы узнаете из материалов нашей специальной рубрики «Транспортный налог» |
Ст. 357 |
Ст. 358 |
Ст. 361 |
|
Налог на игорный бизнес Особенности исчисления этого налога рассмотрены в рубрике «Налог на игорный бизнес» |
Ст. 365 |
Ст. 366 |
Ст. 369 |
|
Местные налоги |
Налог на имущество физических лиц |
Ст. 400 |
Ст. 401 |
Ст. 406 |
Земельный налог Из чего он складывается, кто должен его рассчитывать и уплачивать, читайте в материалах одноименной рубрики |
Ст. 388 |
Ст. 389 |
Ст. 394 |
|
Торговый сбор |
Ст. 411 |
Ст. 412 |
Ст. 415 |
Классификация налогов и сборов в РФ заключается в их группировке по определенному признаку. Основным из таких признаков является их группировка по уровням бюджета. Федеральных налогов довольно много. В связи с тем, что в их состав входят такие крупные налоги, как налог на прибыль и НДС, объем федеральных налогов значительно превышает суммы сборов в региональные или местные бюджеты.
Федеральные, региональные и местные налоги
Все хозяйствующие субъекты на территории РФ платят налоги этой группы по одним и тем же правилам. Данные правила, а также любые вносимые в них изменения для этих налогов определяются только положениями НК РФ.
Среди федеральных налогов особую категорию составляют спецрежимы (раздел VIII.1 НК РФ).
Их особенность в том, что при использовании любого спецрежима налогоплательщик имеет право не платить некоторые другие федеральные, региональные и местные налоги.
Кроме того, с 2017 г. НК РФ регулирует и уплату обязательных платежей в социальные фонды (гл. 34). Хотя перечисленные страховые взносы, строго говоря, и не относятся к налогам (т.к. не являются безвозмездными платежами, а предполагают в будущем получение страхового возмещения), но их тоже можно условно отнести к «федеральной» группе.
Несмотря на свое название, далеко не все налоги этой группы зачисляются в федеральный бюджет. Полностью в него попадают только НДС, водный налог, акцизы (не все, только для отдельных видов товаров) и налог на добычу полезных ископаемых в части углеводородного сырья. Остальные вилы федеральных налогов частично, в различных пропорциях, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ (гл. 7-9), зачисляются в региональные и местные бюджеты. Так проявляется одна из основных функций налогов – регулирующая. Правительство, перераспределяя финансовые потоки между различными бюджетами, стимулирует развитие приоритетных отраслей или регионов.
Федеральные налоги и сборы
— налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
К федеральным налогам и сборам относятся и уплачиваются в федеральный бюджет:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- плата в систему «Платон»;
- государственная пошлина.