Какова ответственность за ввоз вывоз незадекларированного товара

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какова ответственность за ввоз вывоз незадекларированного товара». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

К юристам нашего Центра обратился клиент с вопросом о его порядке действий в следующей ситуации. Покупателем были приобретены и оплачены товары у иностранного продавца. Товар был передан покупателю в указанном месте, но без документов, подтверждающих прохождение им процедуры таможенного оформления, и самих деклараций.

Как избежать нарушений и штрафов

Самая большая сложность заключается в составлении декларации. Даже если не искажать сведения преднамеренно, всегда есть риск допустить ошибку при заполнении. Единственный способ свести риск к минимуму – доверить заполнение документов лицензированному декларанту.

Однако содержать свой собственный штат декларантов дорого, далеко не для всех компаний это оправдано. Как же быть в этом случае?

Мы рекомендуем отдавать таможенное оформление на аусторсинг, обращаясь в компанию, которая специализируется на таможенном оформлении и обладает необходимым опытом и кадрами.

AKFA может выступить в качестве таможенного представителя при оформлении ваших грузов, гарантируя, что все процедуры будут соблюдены и груз выпустят в свободное обращение.

Обратите внимание! Специалисты AKFA заполняют декларацию, основываясь именно на тех исходных данных, которые вы нам предоставляете. Убедительная просьба: пожалуйста, не искажайте данные и удостоверьтесь в их точности! К вы узнали из этого материала, искажение сведений приводит к серьёзным последствиям!

  • лицо подлежит административной ответственности за нарушение недекларирования либо недостоверного декларирования товаров только в случае, если установлена его вина / ст. 1.5 КОАП РФ;
  • при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство / ст. 1.6 КОАП РФ;
  • лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения / ст. 1.7 КОАП РФ;
  • закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу / ст. 1.7 КОАП РФ;
  • закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет / ст. 1.7 КОАП РФ;
  • юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению / ст. 2.1 КОАП РФ.

Ответственность юридических и физических лиц

Ответственность предусматривается статьей №16.2 Кодекса Российской Федерации, далее по тексту КоАП, которая в свою очередь описывает случаи недостоверного декларирования товаров всех видов и предусмотренную за это ответственность. Сам перечень сведений (информации), которая в обязательном порядке должна присутствовать в таможенной декларации приводится в статье 124 ТК РФ, так же ограничивается сведениями. Которые важны для целей исчисления таможенных пошлин.

Согласно судебной практике, на сегодняшний день Арбитражный суд по Федеральному Сибирскому Округу подтвердил, что самое частое привлечение к административной ответственности Заявителя при декларировании соответствия происходит за недостоверно предоставленную информацию о коде товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (код ТН ВЭД).

Помимо этого, распространены случаи, при которых физическое или юридическое лицо не предприняли должных действий для декларирования товара, здесь речь идет о бездействии лиц. Самое распространенные ситуации связанные с бездействием встречаются с пассажирами (физ.лица), которые пересекая границу имели при себе оборудование или иной товар, который подлежит декларированию. В таких случаях таможенные службы вынуждены возбуждать дело по преднамеренному не декларированию товара.

Еще примером недостоверного декларирования может являться неверно указанная информация в самой декларации, или целенаправленная дезинформация, а именно, Заявитель в декларации указывает адрес изготовителя, перечень и наименования товара одни, а по факту при проверке на границе сотрудниками таможни выясняется, что юридическое или физическое лицо провозит еще один товар, который не указан в данной декларации, или наименования товара вообще не совпадают с действительностью, с тем, что указанно на самих коробках с товаром.

Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров

Недекларирование товаров либо их недостоверное декларирование по статистике таможенных органов являются наиболее частыми составами административных правонарушений в сфере таможенного дела.

Так, в последние годы около 35% возбуждаемых таможней дел касаются именно фактов недекларирования либо недостоверного декларирования товаров, при этом около 50% дел возбуждаются в отношении физических лиц, 45% — юридических лиц и 10% — на должностных или неустановленных лиц.

Ответственность за данные правонарушения на данный момент предусмотрена частью 1 и частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.

И хотя меры административного наказания за недекларирование и недостоверное декларирование одинаковые, правовые основания для их квалификации разные.

В отдельных случаях сами сотрудники отделов об административных правонарушениях (ОАР) затрудняются правильно установить квалификацию дела. Действительно, разница между недекларирование и недостоверным декларированием не всегда очевидна.

Ответственность приобретателя за нарушения при ввозе товаров

27.12.2016

Ольга Евсеева Александр Косов

  • Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о том, что в связи с появлением права бесплатного доступа к официальной информации о выпуске товаров у добросовестных приобретателей усиливаются риски ответственности за нарушения таможенного законодательства, допущенные другими лицами при ввозе товаров.
  • Последствия незаконного ввоза для приобретателей
  • Возможность получения информации о выпуске товаров для приобретателей имеет значение в связи с предусмотренной таможенным законодательством солидарной обязанностью по уплате таможенных платежей.

Комментарий к статье.

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, являются общественные отношения, возникающие в связи с обязанностью лиц декларировать перемещаемые товары и транспортные средства через таможенную границу ТС.

Объективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения характеризуется противоправным деянием, выразившимся в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих декларированию в соответствии с таможенным законодательством ТС. Противоправное деяние, выразившееся в недекларировании физическим лицом наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ценные бумаги, денежные обязательства, фьючерсы, опционы и т.п.), не может быть квалифицировано по ч. 1 настоящей статьи. Под декларированием, в соответствии с п. 27 ч. 1 ст. 4 ТК ТС, понимается заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. Декларантом, в свою очередь, признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (п. 6 ч. 1 ст. 4 ТК ТС). Приведенные положения позволяют признать, что недекларированием товаров является уклонение декларанта или лица, действующего от имени декларанта, от заявления таможенному органу сведений о перемещаемом через таможенную границу ТС товаре, подлежащего декларированию.

Субъекты — см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.

Субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.

2. Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи, являются общественные отношения, возникающие в связи с обязанностью лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу ТС достоверно декларировать указанные товары.

Объективная сторона рассматриваемого состава правонарушения характеризуется противоправным деянием, выразившимся во внесении в таможенную декларацию недостоверных сведений о наименовании товара, его описании, классификационном коде по единой ТН ВЭД ТС, о стране происхождения товара, об их таможенной стоимости либо других сведений. Причем данная недостоверная информация должна служить или может служить цели освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера. Это означает, что цель является важным квалификационным признаком объективной стороны рассматриваемого состава административного правонарушения. Классификационный код единой ТН ВЭД представляет собой применяемую таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности систему классификации товаров, предназначенных для их кодирования и идентификации в целях проведения таможенных операций. Страной происхождения товара в соответствии с ч. 1 ст. 58 ТК ТС считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством ТС. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров. Таможенной стоимостью признается стоимость товара, определяемая в соответствии с международными соглашениями государств-участников ТС и используемая для целей обложения товара пошлиной, внешнеэкономической и таможенной статистики, применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним.

Пункт 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 предусматривает положения о разграничении ч. ч. 1 и 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Приведенный документ отмечает, что ч. 1 комментируемой статьи установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, т.е. таможенному органу не заявлен весь товар либо его часть. Если же товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 комментируемой статьи, при условии что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

Читайте также:  Как можно узнать номер СНИЛС по паспортным данным через интернет

Субъектами рассматриваемого состава правонарушения являются физические и юридические лица — декларанты и юридические лица — таможенные представители и их должностные лица. Таможенным представителем признается юридическое лицо государства — члена ТС, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством ТС (п. 34 ч. 1 ст. 4 ТК ТС). Физические лица — субъекты данного состава административного правонарушения могут быть как граждане РФ, иностранные граждане, так и лица без гражданства, достигшие 16-ти летнего возраста, а также индивидуальные предприниматели, которые несут ответственность наравне с юридическими лицами.

Субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.

3. Комментируемый состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 настоящей статьи, закрепляет следующий признак объективной стороны, который заключается в противоправности деяния, выраженного в недостоверности внесения в таможенную декларацию сведений о товаре или представления недействительных документов (п. 2 примечания к ст. 16.1 КоАП РФ). Сообщение недостоверных сведений или предоставление недействительных документов должно служить цели несоблюдения установленных международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии ТС и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов ТС, запретов и ограничений (см. комментарий к ч. 4 ст. 16.1 КоАП РФ).

Субъект и субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.

4. Примечание к комментируемой статье посвящено исчислению размера административного наказания в виде административного штрафа. Части 1 и 2 комментируемой статьи предусматривает относительно неопределенную санкцию в виде административного штрафа, размер которого зависит от размера стоимости товара, являющегося предметом административного правонарушения, или суммы, подлежащей уплате таможенных пошлин или налогов. Закрепленное в примечании положение касается расчета санкций, закрепленных в ч. 1 комментируемой статьи. Примечание предусматривает правило, в соответствии с которым административный штраф, налагаемый на граждан РФ, иностранных граждан или лиц без гражданства, определяется посредством вычитания из суммы цены товара, являющегося предметом административного правонарушения, стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС с освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов, предусмотренных законодательством государств-участников ТС.

Взаимосвязанные положения ч. 1 ст. 16.2 и ч. 2 ст. 27.11 КоАП РФ признаны непротиворечащими Конституции РФ в той мере, в какой они предполагают возможность применения более высоких штрафных административных санкций в отношении юридических лиц, устанавливая тем самым для них повышенную ответственность за соблюдение таможенных правил при ввозе на таможенную территорию товаров, подлежащих декларированию, по сравнению с ответственностью физических лиц, ввозящих товары для личного пользования (подробнее см.: Постановление Конституционного Суда РФ от 26.11.2012 N 28-П).

Уголовная ответственность

Граждане могут быть привлечены к уголовной ответственности следующих случаях:

  • За незаконное перемещение через таможенную границу наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, совершенное в крупном (более 20 тыс. USD) и особо крупном размере (более 50 тыс. USD) – предусматривает наложение штрафа в виде штрафа в размере до 15-й суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств (ст. 200.1 УК РФ).
  • За незаконное перемещение через таможенную границу (контрабанду) сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, их частей и производных – предусматривает наказание в виде лишение свободы сроком до 12 лет (ст. 226.1 УК РФ);
  • За незаконное перемещение через таможенную границу (контрабанду) наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ — – предусматривает наказание в виде лишение свободы сроком до 20 лет (ст. 229.1 УК РФ);
  • Уклонение от уплаты «таможенных платежей», взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере – предусматривает наложение штрафа в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период от 1 до 3-х лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо принудительными работами на срок до 2-х лет, либо лишением свободы на тот же срок;
  • Уклонение от уплаты «таможенных платежей», взимаемых с организации или физического лица, совершенное в особо крупном размере, либо совершенное группой лиц – предусматривает наложение штрафа в размере от 300 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Судебная практика по статье 16.2 КоАП

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «МОНДОТТИКА» о признании незаконным и отмене постановления Пулковской таможни от 23.11.2017 N 10221000-1668/2017 о привлечении к административной ответственности на основании части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Вилкон» о признании незаконным и отмене постановления Магаданской таможни от 05.04.2018 N 10706000-046/2018 о привлечении к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в размере 100 000 рублей,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу защитника Сотавова Х.Н., действующего в интересах Магомедовой Маржанат Абдулазизовны, на вступившие в законную силу решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 13.04.2018 N 7-49 и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Дагестан от 03.08.2018 N 4а-382/18, состоявшиеся в отношении Магомедовой Маржанат Абдулазизовны (далее — Магомедова М.А.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Мелентьева Михаила Владимировича, действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью «Центр таможенного оформления» на основании доверенности, на определение судьи Забайкальского краевого суда от 4 февраля 2019 г. об отклонении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока обжалования, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Центр таможенного оформления» (далее — ООО «Центр таможенного оформления», общество),

1. Гражданин И.А. Конопелько оспаривает конституционность пункта 4 примечаний к статье 16.2 КоАП Российской Федерации, согласно которому в случае добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением документов, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 2 данной статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате регистрации обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию, соблюдены в совокупности условия, предусмотренные подпунктами 1 — 3 пункта 2 данных примечаний.

Постановлением Октябрьского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 17 января 2014 года, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций (решение судьи Краснодарского краевого суда от 4 марта 2014 года, постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 30 июля 2014 года, постановление судьи Верховного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2018 года), ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП Российской Федерации (предоставление недостоверных документов при таможенном декларировании товаров), в связи с предоставлением документа, не относящегося к вывозимому товару.

1. ЗАО «ПОЛИМЕРСЕРВИС» оспаривает конституционность части 1 статьи 16.2 КоАП Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию (за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 данного Кодекса), и пункта 2 части 6 статьи 217 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в соответствии с которым Правительство Российской Федерации вправе устанавливать, что отдельные категории товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территории государства — члена Таможенного союза, подлежат декларированию таможенным органам в случае, если на территории государства — члена Таможенного союза при ввозе товаров из государств, не являющихся членами Таможенного союза, были предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, а также если при ввозе товаров, изготовленных из этих товаров, за исключением случаев, когда таможенным законодательством Таможенного союза прямо установлено, что такие товары могут перемещаться по таможенной территории Таможенного союза без уплаты ввозных таможенных пошлин (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ).

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу защитника Андрияновой В.В., действующей в интересах общества с ограниченной ответственностью «Гермес», на вступившие в законную силу постановление судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 20.04.2018 N 5-509/18, решение судьи Приморского краевого суда от 02.07.2018 N 7-12-298 и постановление заместителя председателя Приморского краевого суда от 26.09.2018 N 4а-989/18, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью «Гермес» (далее — общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Читайте также:  Что такое субсидиарная ответственность участников полного товарищества

— признании незаконным и отмене постановления таможни от 26.01.2018 N 10119000-141/2017, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 36 448 905,78 рублей;

Как следует из представленных материалов, постановлением исполняющего обязанности заместителя начальника Курской таможни от 14 декабря 2015 года ООО «ДАЛК» было привлечено к административной ответственности за заявление при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (в настоящее время применяется единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза), что послужило основанием для занижения размера таможенных пошлин (часть 2 статьи 16.2 КоАП Российской Федерации).

решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.07.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2018, заявленные обществом требования о признании незаконными и отмене постановлений Выборгской таможни от 27.02.2018 NN 10206000-111/2018, 10206000-112/2018 о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях удовлетворены.

Ответственность за нарушение таможенного законодательства

В случаях нарушения таможенного законодательства в Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Перечень составов административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов:

  • сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Евразийского экономического союза;
  • недекларирование по установленной форме либо недостоверное декларирование товаров, подлежащих таможенному декларированию;
  • несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации;
  • недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;
  • перемещение товаров и (или) транспортных средств либо лиц, через границу зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной хозяйственной деятельности без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно;
  • нарушение сроков временного хранения товаров;
  • невывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза физическими лицами временно ввезенных товаров и (или) транспортных средств в установленные сроки временного ввоза либо неосуществление физическими лицами обратного ввоза в Российскую Федерацию временно вывезенных товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному обратному ввозу;
  • передача права пользования или иное распоряжение временно ввезенными физическими лицами транспортными средствами без соблюдения условий, установленных таможенным законодательством Евразийского экономического союза;

в иных случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Письмо Федеральной таможенной службы от 30 апреля 2015 г. N 18-12/21021 “О направлении разъяснений”

Направляем для использования в практической деятельности разъяснения по квалификации административных правонарушений по статье 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Первый заместитель начальника
Управления таможенных
расследований и дознания
полковник таможенной службы
В.И. Козлов

Другой комментарий к статье 16.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. О статусе товаров и транспортных средств см. п. 2 комментария к ст. 16.1.

2. Товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных ст. 183, 184, 391 Таможенного кодекса РФ.

Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Таможенным кодексом РФ в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме, сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) по выбору декларанта (ст. 123, 124 Таможенного кодекса РФ). Исчерпывающий перечень сведений, указываемых в таможенной декларации, определен п. 3 ст. 124 Таможенного кодекса РФ. Место декларирования товаров и сроки подачи таможенной декларации установлены соответственно ст. 125, 129 Таможенного кодекса РФ, об особенностях статуса декларанта см. ст. 126 Таможенного кодекса РФ.

Согласно Методическим рекомендациям по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил) объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП, выражается в недостоверном декларировании, т.е. в заявлении в таможенной декларации либо в документе другой установленной формы декларирования недостоверных сведений. При этом состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 данной статьи КоАП, образует заявление только таких недостоверных сведений, которые необходимы для принятия решения о выпуске, в том числе условном, товаров и транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей. В качестве таких сведений в диспозиции статьи перечислены сведения о наименовании, количестве, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств, об их таможенном режиме, однако этот перечень не является исчерпывающим.

Противоправным согласно диспозиции данной части статьи признается заявление недостоверных сведений только в таможенной декларации или в документе иной формы декларирования. Таким образом, данная статья применима при ненадлежащем выполнении обязанности по декларированию товаров и транспортных средств только в случаях, если установленная форма декларирования предполагает наличие документа. При этом представляется, что такой документ может содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме, например электронной, установленной Временными правилами таможенного оформления и таможенного контроля при заявлении в электронной форме сведений о товарах и транспортных средствах, утвержденными Приказом ГТК России от 29 июля 2002 г. N 801.

Предметом правонарушения при недекларировании выступают те товары и транспортные средства, сведения о которых заявлены не были, а при недостоверном декларировании — те товары и транспортные средства, сведения о которых были заявлены недостоверно. При этом необходимо учитывать, что в случае заявления недостоверных сведений о количестве товаров предметом административного правонарушения следует признавать только ту часть товара, в отношении которой не были выполнены требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению, т.е. не указанную в таможенной декларации часть товара. Иной подход с точки зрения негативных для лица последствий в виде имущественных санкций не будет обеспечивать соблюдение конституционно закрепленного принципа справедливости наказания и его соразмерности совершенному деянию, на необходимость соблюдения которого неоднократно указывалось Конституционным Судом Российской Федерации.

Субъектом ответственности при недекларировании является физическое или юридическое лицо, на которое в соответствии с таможенным законодательством возложена обязанность декларировать товары и транспортные средства.

В соответствии со ст. 126 Таможенного кодекса РФ в качестве декларанта имеют право выступать лица, указанные в ст. 16 Таможенного кодекса, а также любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством РФ распоряжаться товарами на таможенной территории РФ, при соблюдении условия, предусмотренного п. 2 ст. 126 Таможенного кодекса.

Субъектом нарушения таможенных правил, выражающегося в недостоверном декларировании, является лицо, выступавшее в качестве декларанта, поскольку именно оно заявляет таможенному органу недостоверные сведения о товарах, чем совершает противоправное деяние.

3. О перечне документов, используемых в качестве таможенных деклараций при декларировании товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, товаров и транспортных средств, таможенный режим которых изменяется, а также, в случаях, определяемых актами законодательства РФ, при декларировании других товаров и транспортных средств см. письмо ГТК России от 30 сентября 1998 г. N 01-15/20413. О декларировании иностранных транспортных средств, осуществляющих международные перевозки, см. письмо ГТК России от 13 марта 1998 г. N 11-06/4963.

Правила заполнения грузовой таможенной декларации при декларировании товаров, помещаемых под таможенные режимы, отличные от таможенных режимов выпуска для свободного обращения, экспорта, свободной таможенной зоны и транзита, утверждены Приказом ГТК России от 1 июня 1999 г. N 330 (зарегистрирован в Минюсте России 5 августа 1999 г. N 1857).

Согласно ст. 29 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории РФ, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со ст. 30 указанного Федерального закона. Представление данных документов не требуется в случае помещения продукции под таможенный режим отказа в пользу государства (см. также подп. А — В п. 7 комментария к ст. 13.12).

4. Порядок подачи декларантом и принятия таможенным органом грузовых таможенных деклараций (ГТД), в том числе временных, неполных, временных периодических, заполненных на бланке формы ТД1 (основной лист) и на дополнительных бланках формы ТД2 (далее — добавочный лист), которые используются при декларировании в одной таможенной декларации товаров разных наименований; перечень документов для проверки сведений, заявленных в ГТД, а также порядок их представления; порядок оформления запроса таможенного органа о представлении дополнительных документов, необходимых для таможенных целей; условия внесения изменений и дополнений в ГТД или ее изъятия определены Правилами приема грузовых таможенных деклараций, утвержденными Приказом ГТК России от 29 ноября 2002 г. N 1284 (зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2003 г. N 4167).

Согласно п. 2, 4 — 7 указанных Правил декларирование товаров с подачей ГТД производится тому таможенному органу (таможенному посту, таможне), который уполномочен принимать ГТД и в котором в соответствии с законодательством РФ о таможенном деле, в том числе с нормативными правовыми актами ГТК России, производится таможенное оформление товаров.

На ввозимые товары ГТД должна подаваться в сроки, не превышающие 15 дней со дня представления товаров и транспортных средств указанному таможенному органу.

Следующий комментарий к статье 16.2 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 16.2 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

1. Объектом данного правонарушения является установленный таможенным законодательством порядок декларирования.

В соответствии с Таможенным кодексом декларированию таможенному органу подлежат товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ либо таможенный режим которых изменяется. Декларированием является заявление таможенному органу по установленной форме точных сведений о товарах и транспортных средствах. Форма, порядок декларирования, перечень сведений, необходимых для таможенных целей, определяются Федеральной таможенной службой РФ.

Читайте также:  Какой налоговый вычет получат супруги при покупке квартиры за свои деньги или в ипотеку

Достоверное декларирование товаров означает их точное описание, которое позволяет идентифицировать такие товары для таможенных целей и однозначно относить их к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

2. Субъектом правонарушения является декларант (лицо, перемещающее товары, и таможенный брокер).

3. Дела по комментируемой статье рассматривает таможенный орган в случае назначения административного наказания в виде административного штрафа, а в случае назначения конфискации дело подлежит рассмотрению судьей. По данной статье предусмотрены следующие административные наказания:

— основное наказание в виде административного штрафа для граждан и юридических лиц — от одной второй до двукратной стоимости товаров или транспортных средств, для должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

— основное наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.

Указание в таможенной декларации недостоверных сведений о таможенной стоимости товара является, кроме того, фактом занижения налоговой базы (ст. 122 Налогового кодекса). Таким образом, одно и то же деяние одновременно может порождать ответственность и по Налоговому кодексу, и по КоАП.

Комментарий к главе 16 КоАП РФ: нарушения в сфере таможенного дела. Часть 4

Административную ответственность за правонарушения, связанные с недекларированием физическими лицами товаров, устанавливают две статьи Кодекса об административных правонарушениях – 16.1 и 16.2 КоАП РФ.

В соответствии с этими статьями физические лица могут быть привлечены к административной ответственности за доказанные административные правонарушения, связанные с:

  1. недекларированием товаров, подлежащих таможенному декларированию с назначением наказания в виде конфискации товаров либо штрафа в размере от одной второй до двукратного размера их стоимости, с их конфискацией или без таковой;
  2. сокрытием товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других, с назначением наказания в виде конфискации таких товаров либо штрафа в размере от одной второй до трехкратного размера их стоимости, с их конфискацией или без таковой;
  3. нарушением порядка прибытия (убытия) товаров путем их ввоза (вывоза) помимо мест перемещения товаров через таможенную границу ТС либо иных установленных мест или вне времени работы таможенных органов, с назначением наказания в виде конфискации таких товаров либо штрафа в размере от одной второй до трехкратного размера их стоимости;
  4. недекларированием наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (например, дорожных чеков), подлежащих декларированию, если это не является уголовно наказуемым деянием, с назначением наказания в виде их конфискации либо штрафа в размере от одной второй до двукратной незадекларированной суммы. При этом таможенному декларированию подлежат денежные средства и (или) дорожные чеки в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долл. США.
  • Ответственность предприятий и предпринимателей за недекларирование товара регулируется ст. 16.2 КоАП.
  • Определение самого товара, перемещаемого через границу указано в пп.1, п.1, ст.11 ТК. При этом транспортные средства к товарам не имеют отношение, а все их запчасти и горюче-смазочные материалы рассматриваются также как транспортные средства.
  • Понятие недекларирования или недостоверного декларирования всех перемещаемых объектов рассматривается в ст. 279 Таможенного Кодекса.
  • Недекларирование товара – это отсутствие необходимой документации при перевозе продукции за рубеж. Полное отсутствие таможенного оформления и заявления о товаре таможенному органу.
  • Недостоверное декларирование – это указание на товар, который перевозится за исключением каких-либо его существенных деталей, например, точное указание количества товара или его составляющих.

Отличие между этими двумя понятиями и заключено в том, что полное отсутствие информации – это уже нелегальное перемещение продукции, классифицируемое как контрабанда. В то время как информирование, но не полное в определенных случаях можно даже не расценивать как правонарушение, так как оно может произойти по неосмотрительности или отсутствии полной информации от производителя.

  1. Заявление в декларации на товары недостоверных сведений о них либо представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для помещения товаров под таможенную процедуру, предусматривающую полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение мер нетарифного регулирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.1, частями 2 и 3 статьи 16.2, статьей 16.17 настоящего Кодекса, — ответственность

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

  • ошибочное указание одной цифры серийного номера при наличии возможности у таможенного органа идентифицировать заявленный к декларированию товар по иным признакам не повлекло негативных последствий, в том числе необоснованного помещения товара под заявленный таможенный режим. Доказательств, свидетельствующих о том, что недостоверные сведения могли послужить основанием для полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, таможенным органом не представлено. (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.09.2017 № Ф02-4338/2017 по делу № А33-23099/2016)
  • Пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенной процедуры, под которую они помещены, в том числе передача права использования таможенной процедуры посредством передачи в отношении товаров прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенной процедурой, другому лицу без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно, — ответственность

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

  • Незавершение в установленные сроки таможенной процедуры, в отношении которой установлено требование о ее завершении, — ответственность

    влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Налоговые обязательства

В 2021 г. правоотношения по транспортировке объектов путем пересечения госграницы Российской Федерации координируются нормами Таможенного кодекса ЕЭС. Документ вступил в силу с начала года, полностью заменил прежнее законодательство по этой сфере международной деятельности. Основная цель нового регламента – минимизация бумажных документов, оцифровка данных и ведение документооборота в электронной форме. Такие действия позволят сократить время обмена информацией и ускорят процесс перевозки грузов.

Процедура исчисления таможенных пошлин, порядок их уплаты описаны главой 7 ТК ЕЭС. Согласно ст. 51 настоящего кодекса объектами обложения сборами являются все товары, перемещаемые через государственную границу участников Союза. Для определения суммы бюджетного платежа понадобится таможенная стоимость и физические характеристики перевозимых предметов и грузов.

В соответствии со статьей 54 вышеуказанного закона обязанность по уплате таможенных сборов возникает у предприятий и физических лиц. Различают пять видов пошлин, подлежащих обязательному перечислению в бюджет:

  • Сбор за ввоз и вывоз товарно-материальных ценностей.
  • НДС со стоимости объектов, ввозимых на территорию государств Союза.
  • Акцизный налог.
  • Таможенные взносы.

Лицо должно уплачивать таможенные пошлины при пересечении границы
Налог не уплачивается, если выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • Объект уничтожен в результате аварий, стихийных бедствий, чрезвычайных происшествий.
  • Продукция предназначена для использования федеральной структурой.
  • Стоимость перемещаемых грузов не превышает предельную величину.
  • Действует льготное налогообложение, освобождающее плательщика от уплаты бюджетного взноса.

Обязанность по перечислению таможенного платежа признается исполненной, когда подтверждены нижеперечисленные факты:

  • С банковского счета плательщика списана необходимая сумма.
  • Кассой таможенного органа приняты наличные денежные средства.
  • Ранее излишне перечисленные пошлины зачтены в счет погашения текущих обязательств по инициативе получателя груза или контролирующего органа.
  • При перечислении средств посредником по договорам поручительства, банковской гарантии, залога, страхования.
  • Покрытие задолженности стоимостью товаров, по которым предусмотрена уплата пошлины.

Фактическая неуплата таможенных платежей влечет за собой наказание, предусмотренное УК РФ, а именно статьей 194. Меры законодательства направлены на пресечение незаконных действий, выраженных в отказе оплачивать установленные сборы и пошлины. От противоправных действий страдает бюджет и благополучие государства, поэтому наказание достаточно строгое.

Объектом преступления признаются правоотношения по уплате таможенных сборов. Предмет нарушений – пошлина, подлежащая перечислению. Объективная сторона рассматриваемого нарушения выражается в полном бездействии в ответ на законные требования. Лица привлекаются к ответственности за заведомо ложные задекларированные сведения, отсутствие оплаты сборов, подлог документации по грузам и предоставление фиктивных платежек.

Субъектами признаются граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста, или официальные декларанты, признанные таковыми по закону. Ко второй группе относятся компании, таможенные брокеры, иные представители и уполномоченные лица.

Субъективная сторона – факт признания уклонения, выраженного в отсутствии оплаты таможенного сбора крупного размера. Не обязательно, чтобы виновное лицо самостоятельно признало существования нарушения, достаточно доказательств прямой вины. В судебной практике очень часто возникают разногласия по разграничению преступных деяний. Эта проблема формируется на фоне схожих признаков контрабандных перевозок и увиливание от выплат бюджетных пошлин.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *