Группа компаний правовое положение

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Группа компаний правовое положение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В нашей стране заниматься бизнесом в рамках закона разрешено только после обязательной регистрации юридического лица в одной из организационно-правовых форм. Зарегистрировать юрлицо в форме холдинга не удастся просто потому, что в России такая форма предпринимательской деятельности не предусмотрена.

Понятие «холдинг» в законодательстве Российской Федерации

Многострадальный закон «О холдингах» находится на рассмотрении в Государственной думе уже более 25 лет. В течение этого срока законопроект несколько раз принимался, затем отклонялся, в него вносились изменения и поправки, но в силу он так и не вступил.

Наиболее приближенными к холдинговой структуре являются акционерные общества, которые держат в своих руках контрольные пакеты акций других компаний, что позволяет им руководить деятельностью этих фирм.

Отсылки к пониманию данного термина также есть в Гражданском кодексе Российской Федерации. В частности, там четко закреплено понятие дочернего общества. Это самостоятельная компания, управление которой осуществляется другим обществом по причине его преобладающего участия в уставном капитале организации.

Хозяйственное партнерство

Симпатичная форма организации юридических лиц, регулируемая Федеральным законом от 03.12.2011 №380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах».

Такая коммерческая организация должна иметь по меньшей мере двух партнеров (как физические так и юридические лица, в том числе и иностранные), а раздуть его можно — аж до 50.

Создать партнерство можно только «с нуля», из уже имеющегося юридического лица реорганизация в партнерство запрещена законом. В свою очередь само партнерство может реорганизоваться только в акционерное общество.

Партнеры вправе условия сотрудничества, какими бы те ни были «хитрыми», заключить в объятия гибкого соглашения об управлении партнерством. Такое соглашение имеет юридический приоритет над уставом и может предусматривать интересные штуки:

  • разный статус у партнеров (например, бизнес может создаваться финансовыми усилиями одного и идейными усилиями другого партнера, не имеющими строгой денежной оценки в настоящее время…и не надо…главное — закрепить ценность этих идей в соглашении);

  • порядок входа в состав партнеров и выхода из него (можно даже предусмотреть принудительный выкуп долей при наступлении определенных событий или заготовить «парашют» в виде отчуждения доли на заранее установленных условиях);

  • закрепление разного объема прав и обязанностей партнеров (причем зависимость можно определить самостоятельно, например, от того, чем внесена доля, от времени вхождения после начала деятельности и т.п.);

  • может накладывать запрет на занятие партнерами конкурирующей деятельностью «на стороне» и т.д. и т.п.

К особым свойствам хозяйственного партнерства относится и система, структура и полномочия его органов управления. Поскольку все это, а также порядок осуществления и прекращения ими деятельности определяются исключительно соглашением об управлении партнерством! И это просто роскошно… Если бы не несколько минусов:

  • партнерство не может рекламировать свою деятельность;

  • партнерство не может быть участником других юридических лиц. А следовательно, реальная возможность масштабного использования соглашения об управлении партнерством, где бы собственники отразили все правила игры между собой и далее транслировали бы их на дочерние компании — отсутствует;

  • соглашение и все изменения в нем подлежат нотариальному удостоверению, что может создавать определенные сложности, когда партнеры находятся в разных регионах. Все члены партнерства в обязательном порядке отражаются в ЕГРЮЛ.

Государственные и муниципальные унитарные (казенные) предприятия

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Гражданско-правовое положение унитарных предприятий определяется ГК (§ 4 гл. 4, ст. 113—115), Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» (далее — ФЗ о предприятиях), другими федеральными законами и подзаконными нормативными актами.

В ГК (ст. 113) закреплены следующие основные отличительные признаки унитарного предприятия.

Определение группы компаний и материнских и дочерних предприятий

Основным понятием в таком понятии, как консолидация холдингов, является термин «группа компаний». Это понятие возникает тогда, когда отдельные виды работы и направлений бизнес-деятельности предприятия не объединяются в одну укрупненную компанию, а, напротив, ведутся помощью нескольких компаний. В то же время каждая из них остается самостоятельной с юридической точки зрения. Правда, наличие юридической самостоятельности какой-либо компании еще не означает ее и экономическую независимость. Так, если одно предприятие владеет акциями другого в количестве, который достаточен для получения большинства голосов при проведении акционерного собрания, это означает реальную возможность принятия им любых решений по отношению ко второй организации, вплоть до увольнения или назначения ее руководителей. Фактически, это позволяет первой компании во всем контролировать деятельность второй. В своей совокупности материнская фирма и все ее подразделения образуют собой группу, которая функционирует под контролем основной организации.

Читайте также:  Условия и сроки выплаты пособия по безработице в 2023 году

Понятие контроля остается главным при ответе на следующий вопрос: «Стоит ли считать 2 компании материнской и дочерней?» Реальный контроль — это способность материнского предприятия управлять операционной и финансовой политикой своего подразделения с целью приобретения ею определенных выгод. Однако, материнская фирма, контролируя «дочку», несет всю ответственность за получаемые результаты ее работы.

Обычно контроль подразумевает под собой собственность, что означает прямое или же косвенное владение более чем половиной акций с правом голоса дочернего предприятия. МСФО 27 согласно международным стандартам, предусматривают и некоторые другие критерии контроля:

обладание правом голоса – появляется в том случае, если составляющий больше половины голосующих акций потенциал был достигнут путем соглашения с остальными инвесторами;

политика – получение возможности руководства денежной и другими видами политики дочерней фирмы на основе устава или законодательства;

существование совет директоров – обладание возможностью назначать или увольнять членов совета директоров;

обладание голосующим правом директоров – возможность получить большинство голосов на заседании совета директоров.

С момента государственной регистрации общество обязано вести список участников общества с указанием сведений о каждом участнике, размере его доли и ее оплате, а также о размере долей, принадлежащих обществу. В случае несоответствия сведений, указанных в списке участников общества, сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, право на долю устанавливается на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Число участников общества не должно превышать пятидесяти. Если число участников превысит указанный предел, то в течение года общество с ограниченной ответственностью обязано преобразоваться в акционерное общество.

X. Споры с участием общества с ограниченной ответственностью

    Споры, связанные с созданием, управлением или участием в обществе с ограниченной ответственностью, относятся к категории так называемых «корпоративных споров», порядок разрешения которых установлен Арбитражным процессуальным кодексом РФ. К корпоративным спорам относятся, в частности:

    • споры, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией общества;
    • споры, связанные с назначением на должность, прекращением или приостановлением полномочий, а также по вопросам ответственности лиц, входящих (входивших) в состав органов управления и органов контроля общества;
    • споры по искам учредителей, участников общества о возмещении убытков, причиненных обществу, признании недействительными сделок, совершенных обществом.

    В современной юридической практике можно выделить несколько типов (организационных форм) объединений юридических лиц, в которых каждый из участников сохраняет свою относительную (юридическую) самостоятельность. Однако Гражданский Кодекс Российской Федерации, регламентирующий существование и деятельность юридических лиц в России, закрепляет юридический статус только за одной организационно-правовой формой подобных объединений — за ассоциациями (союзами), не смотря на все более широкое распространение такой формы предпринимательских объединений, как холдинги.

    Сегодня общая тенденция субъектов предпринимательства к объединению в холдинговые структуры создает некоторые сложности, которые могут возникнуть даже при определении реальных владельцев (конечных бенефициаров ) тех или иных компаний. В качестве примера могут послужить известные в России телепрограммы «НТВ» и «ТНТ», владельцем которых является один из крупнейших холдингов России «Газпром – Медиа Холдинг», который в свою очередь является дочерней компанией ПАО «Газпром».

    Анализ понятия холдинга, холдинговых отношений, а также перспектив развития законодательства в данной сфере являются актуальными как с практической, так и с теоретической точки зрения.

    Практическое значение состоит в том, что холдинги, являясь активными участниками экономического оборота, нуждаются в более полной, совершенной, а не фрагментарной правовой регламентации.

    Теоретическое же значение заключается в переосмыслении принципа юридического равенства субъектов гражданского права, которое вызвано контролем и экономической зависимостью,лежащими в основе холдинговых отношений.

    На сегодняшний день холдинговые компании являются активными участниками рынка и играют все более заметную роль в экономике страны. При этом многие организации используют в своем наименовании слова «холдинг» или «холдинговая компания», но единое, четкое доктринальное и законодательное закрепление понятий данных терминов отсутствует.

    Стоит обратить внимание, что «четкого законодательного определения понятий холдинга и холдинговой компании нет не только в России, нои по большей части в других государствах. В разных государствах так называемые холдинги именуются разными терминами: например, в Германии — концернами, в Японии — кейруцу, в Корее — чеболем».

    Правовое положение иностранных компаний

    Анализ законодательства РФ показывает, что квалификация компании как иностранной может происходить по различным правовым нормам, исходя из сферы ее деятельности и характера правоотношений, в которых она участвует. Главное условие – это создание ее по законам иностранного государства.

    Согласно ст. 2 ГК, правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации определяется в первую очередь отечественным законодательством.

    При этом, согласно ст. 1202 ГК, главным условием квалификации компании как юридического лица является такая же ее квалификация в стране происхождения.

    Иностранные компании уравниваются в правах с российскими организациями, поэтому они вправе заниматься практически всеми видами хозяйственной деятельности, право на которую имеют и российские юр. лица.

    Читайте также:  Пенсия по утере кормильца 2023 год

    Организационно-правовые формы зарубежных компаний

    Так как иностранные компании вправе заниматься хозяйственной деятельностью, они обязаны действовать в той или иной организационно-правовой форме. Поскольку иностранные организации не имеют никаких ограничений в РФ, могут быть зарегистрированы любые организационно-правовые формы иностранных юридических лиц, соответствующих российскому законодательству.

    Выбор организационно-правовой формы зависит от целей создания компании, количества инвесторов, числа учредителей, уставного капитала и иных субъективных факторов.

    Иностранные компании могут создавать дочерние предприятия на территории РФ, участвовать в их создании, приобретать доли, создавать филиалы и представительства. При этом, исходя из ст. 50 ГК, эти компании могут действовать как в качестве коммерческих, так и некоммерческих организаций.

    Что такое «группа компаний» с юридической точки зрения?

    Дмитрий Большунов , © 2015

    Олег Файнштейн (консультант проекта) , © 2015

    Как ни странно, понятие «группа компаний» отсутствует в законодательстве РФ.

    Да, когда-то был Федеральный Закон «О Финансово-Промышленных группах». Но он был отменен еще в 2007 году в целях «прекращения избыточного государственного регулирования». К тому же «регулировал» он в основном очень крупные ФПГ.

    Кроме того, в актуальной редакции Налогового кодекса РФ существует Глава 3.1. «Консолидированная группа налогоплательщиков». Однако эта глава, во-первых, посвящена вопросам исключительно налогообложения. Во-вторых, в ней также вводятся критерии, из которых следует, что консолидированные группы налогоплательщиков могут создаваться только весьма и весьма крупными компаниями. Например, чего стоит конкретизированная законом совокупная сумма налогов участников консолидированной группы – не менее 10 млрд. рублей, а суммарный объем их выручки – от 100 млрд. рублей.

    Существует в Гражданском Кодексе также понятие добровольного объединения юрлиц в ассоциации и союзы. Но это, суть, некоммерческие образования.

    Довольно близко, как нам кажется, к определению «группы компаний» подходит Федеральный закон «О защите конкуренции». Однако закон этот все-таки вводит другое понятие – «группа лиц» – и соответствующим образом трактует его. К примеру, п. 7 статьи 9 данного Закона говорится, что группой лиц может быть «физическое лицо, его супруг, родители , дети , полнородные и неполнородные братья и сестры». Ну, то есть семья – это «группа лиц», и, при определенных обстоятельствах, она, эта «группа лиц», подлежит регулированию Законом «О защите конкуренции». Так что, увы, эта и подобные ей формулировки, да и сама основная тема ФЗ «О защите конкуренции» – все-таки не совсем о том.

    В законодательстве существует также определение аффилированных лиц. Оно приводится в другом Законе, посвященном конкуренции, который называется «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Аффилированные лица – это лица, оказывающие влияние на работу компании. Прозрачный учет аффилированных лиц предписывается акционерным обществам и обществам с ограниченной ответственностью для того, чтобы не допускать недобросовестных сделок с заинтересованностью таких лиц. Однако, хотя даваемое Законом определение аффилированных лиц и пересекается, по смыслу с понятием «группа компаний», в целом, также не эквивалентно ему.

    Создание казенного предприятия

    Федеральное казенное предприятие учреждается только решением Правительства РФ. Решением федерального органа власти оно создано быть не может.

    Казенное предприятие субъекта РФ учреждается решением органа государственной власти субъекта РФ, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принимать такие решения.

    Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

    Согласно ст. 8 Закона N 161-ФЗ казенное предприятие может быть создано в случае, если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ или муниципального образования, а также если необходимо:

    • использовать имущество, приватизация которого запрещена, в том числе имущество, необходимое для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;
    • осуществлять деятельность по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;
    • разрабатывать и производить отдельные виды продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
    • производить отдельные виды продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;
    • осуществлять отдельные дотируемые виды деятельности и вести убыточные производства;
    • осуществлять деятельность, предусмотренную федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

    Правоспособность казенных предприятий

    Согласно ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

    Датой создания казенного предприятия как юридического лица является не дата принятия решения о его создании, а дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ст. 51 ГК РФ, ст. 3 Закона N 161-ФЗ).

    Казенное предприятие должно быть зарегистрировано в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

    Для государственной регистрации казенного предприятия в орган, осуществляющий регистрацию (ФНС и ее территориальные органы), представляются:

    • решение уполномоченного государственного органа Российской Федерации, уполномоченного государственного органа субъекта РФ или органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия;
    • устав унитарного предприятия;
    • сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на праве оперативного управления.
    Читайте также:  Группа инвалидности при пневмофиброзе

    По общему правилу коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

    Но это правило не касается казенных предприятий, поскольку они обладают так называемой специальной, или уставной правоспособностью. Это означает, что казенное предприятие может иметь только такие гражданские права, которые соответствуют предмету и целям его деятельности и предусмотрены в его уставе. Соответственно, и обязанности у казенного предприятия возникают в связи с этой деятельностью. Данные требования закреплены в ст. 49 ГК РФ и в ст. 3 Закона N 161-ФЗ.

    Исходя из специальной правоспособности казенных предприятий, п. 3 ст. 9 Закона N 161-ФЗ к числу сведений, которые в обязательном порядке должны быть указаны в уставе казенного предприятия, относит, в частности, предмет, цели и виды деятельности казенного предприятия.

    Особенности финансов унитарных предприятий

    Особенности финансов унитарных предприятий заключаются в способах формирования источников финансовых ресурсов.

    Финансы унитарных предприятий заметно отличаются от финансов организаций и прежде всего финансов акционерных обществ. Эти отличия состоят в формировании уставного капитала, образовании и использовании прибыли, привлечении бюджетных источников финансирования и заемного капитала.

    Уставный капитал унитарных предприятий образуется за счет закрепленных за унитарным предприятием основных и оборотных активов, его размер отражается в балансе предприятия на дату утверждения устава. Размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия, а государственного унитарного предприятия — не менее 5000 МРОТ. Уставный фонд в унитарном предприятии выполняет те же функции, что и уставный капитал в других коммерческих организациях. Помимо того, что уставный фонд является материальной основой ведения унитарным предприятием хозяйственной деятельности, он выступает индикатором ее эффективности.

    Если по окончании финансового года стоимость чистых активов муниципального предприятия окажется меньше установленного минимального размера уставного фонда на дату государственной регистрации такого предприятия и в течение трехмесячного срока стоимость чистых активов не будет восстановлена до размера минимального уставного фонда, собственник муниципального предприятия должен принять решение о его ликвидации.

    Если же собственник в течение трех месяцев не принимает решение о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, кредиторы вправе потребовать от такого муниципального предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных убытков.

    Важным источником формирования финансовых ресурсов унитарного предприятия является прибыль. Она формируется в таком же порядке, как в других коммерческих организациях. Однако Бюджетный кодекс РФ определяет прибыль унитарных предприятий как источник неналоговых доходов бюджета, Государственные и муниципальные унитарные предприятия ежегодно перечисляют в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Порядок, размеры и сроки платежей определяются правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

    Часть прибыли унитарного предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, исчисляется путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по его развитию, осуществляемых за счет чистой прибыли.

    Порядок распределения прибыли в унитарном предприятии определяется его уставом. В соответствии с уставом прибыль после уплаты налогов отчисляется в фонд материального поощрения, фонд социальных мероприятий и другие стимулирующие фонды.

    По решению собственника часть чистой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия, может быть направлена на увеличение его уставного фонда.

    Оставшаяся после обязательных отчислений часть чистой прибыли используется предприятием на:

    • — внедрение, освоение новой техники и технологии, мероприятия по охране окружающей среды и труда;
    • — развитие и расширение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, пополнение оборотных активов;
    • — строительство, реконструкцию, обновление объектов основных средств;
    • — проведение научно-исследовательских работ, изучение конъюнктуры рынка, потребительского спроса, маркетинг.

    Особенностью финансов унитарных предприятий может быть использование ими целевых бюджетных источников финансирования. Ассигнования из федерального, регионального и местных бюджетов направляются прежде всего на осуществление отдельных программ и мероприятий социального характера.

    Эти ассигнования предоставляются в форме дотаций, субвенций и субсидий.

    Субсидии — это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования расходов по выполнению программ и проектов, а также на развитие и осуществление уставной деятельности унитарных предприятий.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *