Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Непредвиденные затраты на линейные объекты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одним из документов, в которых предоставляется основная информация о начислении непредвиденных расходов в смете на текущий ремонт и на прочие виды строительно-монтажных работ, является методический документ в строительстве МДС81-35.2004. В составе указанного документа выделена отдельная часть, касающаяся данной темы.
Резерв непредвиденных расходов в смете
Так, в пункте 4.96 приведенных методических указаний даются сведения о резерве непредвиденных расходов в смете на каждый вид объекта и методах учета данной статьи в составе сводного сметного расчета. Прежде всего, следует отметить, что непредвиденные работы включаются в состав сметной формы для того, чтобы была возможность оплатить расходы, связанные с работами и затратами, возникшими в процессе строительства.
При этом важно иметь в виду, что непредвиденные расходы в смете — это затраты на работы, которые возникли в результате уточнения проектной документации, или условий производства строительных работ, которые изначально не были заложены в проектные решения. То есть если в процессе строительства произошел какой-то инцидент по вине одной из сторон, то затраты на его устранение не являются частью непредвиденных затрат.
Начисление непредвиденных расходов в смете обычно происходит, как отмечалось выше, в составе сводного сметного расчета. В пункте 4.96 МДС81-35.2004 приведен порядок учета данного вида затрат для разных типов строительных объектов.
Так, непредвиденные расходы в смете на капитальное строительство и реконструкцию объектов должны быть включены при подведении итогов по главам 1-12. Если производится капитальный ремонт, то указанный вид затрат также учитывается при подведении итогов, однако уже на основании суммарной стоимости глав 1-9 сводного сметного расчета.
В составе локальной сметы или локального ресурсного сметного расчета непредвиденные расходы также учитываются при подведении итогов. Однако начисление непредвиденных затрат в смете производится от общей суммы без НДС. То есть данный вид расходов должен быть указан в итоговой части сметы, но до подведения общего итога.
Необходимо также отметить то, что в пункте 4.33 упоминавшегося методического документа в строительстве указано, что если в процессе строительства того или иного объекта не возникло факторов для включения в стоимость непредвиденных затрат в смете, то данный резерв остается в распоряжении заказчика.
То есть если в процессе производства работ не возникло необходимости изменения проектных решений или учета условий на объекте, которые не были учтены в изначальной проектной документации, но оказывают влияние на строительство, то и задействовать резерв непредвиденных затрат в смете не представляется возможным. Поэтому стоимость данного вида расходов может быть учтена в пользу организации подрядчика только при наличии весомого обоснования.
Однако необходимо также отметить, что согласно пункту 4.65 МДС81-35.2004 непредвиденные расходы в смете все же могут включать в себя некоторые другие затраты, связанные с оборудованием на объекте. Например, за счет резерва непредвиденных расходов может быть оплачена стоимость предмонтажной ревизии оборудования. Данный вид работ должен производиться, если было нарушение гарантийного срока оборудования, или условия хранения не соответствовали требованиям.
О резерве средств на непредвиденные работы и затраты
Верховный Суд Российской Федерации еще раз определил, что право подрядчика на получение средств на непредвиденные работы и затраты связано с их фактическим несением. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 10 декабря 2018 г. N 301-ЭС18-21555 и Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.09.2018 N Ф01-3763/2018 по делу N А29-12529/2017.
Данное Определение в отношении резерва средств на непредвиденные работы и затраты ранее уже встречалось в судебной практике.
Так, ранее в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.08.2016 № Ф07-5540/2016 по делу № А05-11397/2015 (Определением Верховного Суда РФ от 02.12.2016 № 307-ЭС16-16212 отказано в передаче дела для пересмотра в порядке кассационного производства) суд разъяснил, что при расчетах за выполненные работы по договору с установленной твердой ценой резерв средств на непредвиденные работы и затраты в соответствии с актами о приемке выполненных работ должен оплачиваться заказчиком на основании подтверждающих расходы документов.
Резерв средств на непредвиденные работы и затраты
2.3.1. При выпуске и обработке сметной документации следует максимально использовать современную вычислительную технику и программные средства. Применение указанных средств позволяет:
автоматизировать выпуск сметной документации и расчеты за выполненные работы;
использовать различные методы определения стоимости строительства (ресурсный, базисно индексный, ресурсно-индексный и др.;
обеспечивать контроль за расходованием денежных средств и списанием материальных ресурсов и др.;
автоматизировать составление региональных сборников единичных расценок при переходе на новые сметные нормы и цены с 2001 г. согласно постановлению Госстроя России от 11.02.98 № 18-15 и др.
Автоматизированные (компьютерные) системы, используемые при разработке и выпуске сметно-нормативной базы и сметной документации, должны отвечать соответствующим стандартам и пройти сертификацию Госстроя России.
Приказ Минстроя РФ от 04.08.2020 N 421/ПР
Непредвиденные затраты в смете рекомендуется учитывать при произведении расчетов на все виды строительных объектов. Данный вид расходов, как правило, включается в состав сводного сметного расчета.
Однако иногда можно включить непредвиденные расходы в сметы локального и объектного типа, например, в смету по форме №4, локальный сметный расчет и т.д. В МДС81-35.2004 уточняется, что резерв на данный вид затрат должен быть учтен на основании соглашения между заказчиком и подрядчиком при оформлении твердой договорной цены.
Одним из документов, в которых предоставляется основная информация о начислении непредвиденных расходов в смете на текущий ремонт и на прочие виды строительно-монтажных работ, является методический документ в строительстве МДС81-35.2004. В составе указанного документа выделена отдельная часть, касающаяся данной темы.
Так, в пункте 4.96 приведенных методических указаний даются сведения о резерве непредвиденных расходов в смете на каждый вид объекта и методах учета данной статьи в составе сводного сметного расчета. Прежде всего, следует отметить, что непредвиденные работы включаются в состав сметной формы для того, чтобы была возможность оплатить расходы, связанные с работами и затратами, возникшими в процессе строительства.
При этом важно иметь в виду, что непредвиденные расходы в смете — это затраты на работы, которые возникли в результате уточнения проектной документации, или условий производства строительных работ, которые изначально не были заложены в проектные решения. То есть если в процессе строительства произошел какой-то инцидент по вине одной из сторон, то затраты на его устранение не являются частью непредвиденных затрат.
Начисление непредвиденных расходов в смете обычно происходит, как отмечалось выше, в составе сводного сметного расчета. В пункте 4.96 МДС81-35.2004 приведен порядок учета данного вида затрат для разных типов строительных объектов.
Так, непредвиденные расходы в смете на капитальное строительство и реконструкцию объектов должны быть включены при подведении итогов по главам 1-12. Если производится капитальный ремонт, то указанный вид затрат также учитывается при подведении итогов, однако уже на основании суммарной стоимости глав 1-9 сводного сметного расчета.
В составе локальной сметы или локального ресурсного сметного расчета непредвиденные расходы также учитываются при подведении итогов. Однако начисление непредвиденных затрат в смете производится от общей суммы без НДС. То есть данный вид расходов должен быть указан в итоговой части сметы, но до подведения общего итога.
Необходимо также отметить то, что в пункте 4.33 упоминавшегося методического документа в строительстве указано, что если в процессе строительства того или иного объекта не возникло факторов для включения в стоимость непредвиденных затрат в смете, то данный резерв остается в распоряжении заказчика.
То есть если в процессе производства работ не возникло необходимости изменения проектных решений или учета условий на объекте, которые не были учтены в изначальной проектной документации, но оказывают влияние на строительство, то и задействовать резерв непредвиденных затрат в смете не представляется возможным. Поэтому стоимость данного вида расходов может быть учтена в пользу организации подрядчика только при наличии весомого обоснования.
Однако необходимо также отметить, что согласно пункту 4.65 МДС81-35.2004 непредвиденные расходы в смете все же могут включать в себя некоторые другие затраты, связанные с оборудованием на объекте. Например, за счет резерва непредвиденных расходов может быть оплачена стоимость предмонтажной ревизии оборудования. Данный вид работ должен производиться, если было нарушение гарантийного срока оборудования, или условия хранения не соответствовали требованиям.
Что касается суммы непредвиденных затрат в смете, то, как было отмечено выше, для каждого отдельного объекта данная статья является частью договора между заказчиком и подрядчиком. Об этом написано в упоминавшемся выше пункте 4.33 методического документа МДС81-35.2004.
Однако для строительных объектов, финансирование которых производится из бюджетных средств, обоснованием для непредвиденных расходов в смете является пункт 4.96 того же МДС. При этом следует иметь в виду, что сумма накладных расходов будет стандартной независимо от того, строительные, ремонтные работы или работы по реконструкции производятся на объекте.
Таким образом, в пункте 4.96 МДС81-35.2004 рекомендуется применять непредвиденные расходы в смете в размере 2%, если предусмотрено капитальное строительство объектов непроизводственного значения. Этот показатель является одним из самых часто применяемых в сметах гражданского строительства и в расчетах на прочие объекты.
Непредвиденные затраты в смете в размере 3% учитываются для объектов производственного назначения. Данный показатель также является довольно частотным при определении стоимости строительства многих объектов во всех регионах России.
И, наконец, непредвиденные расходы в смете в размере 10% применяются к уникальным объектам. Кроме того, данный процент указывается в расчетах на объекты космической инфраструктуры и атомной энергетики. В сметных формах на метрополитены и гидротехнические сооружения первого класса также применяется данный показатель.
В связи со всем вышеизложенным можно сделать вывод, что непредвиденные расходы в смете важно учесть на любой тип объекта и на любой вид строительно-монтажных работ. Однако следует помнить, что данный вид затрат является резервным, поэтому при успешном выполнении комплекса работ на объектах без веских оснований он не вводится в стоимость оплаты выполненных работ.
4.97. Дополнительные средства на возмещение затрат, выявившихся после утверждения проектной документации в связи с введением в действие новых нормативных актов, рекомендуется включать в сводный сметный расчет отдельной строкой (в соответствующие главы) с последующим изменением итоговых показателей стоимости строительства.
4.98. При составлении смет на дополнительные работы, выявленные в процессе строительства (ремонта), резерв средств на непредвиденные работы и затраты не учитывается.
4.99. За итогом сводного сметного расчета стоимости строительства рекомендуется указывать:
4.99.1. Возвратные суммы, учитывающие стоимость:
от реализации заказчиком материалов и деталей, полученных от разборки временных зданий и сооружений, определяемые расчетами по ценам возможной реализации за вычетом расходов по приведению их в пригодное состояние и доставке в места складирования;
материалов и деталей, получаемых от разборки конструкций, сноса и переноса зданий и сооружений, в размере, определяемом по расчету;
мебели, оборудования и инвентаря, приобретенных для меблировки жилых и служебных помещений для иностранного персонала, осуществляющего шеф-монтаж оборудования;
материалов, получаемых в порядке попутной добычи.
Перечисленные материально-технические ресурсы находятся в распоряжении заказчика.
Возвратные суммы, приводимые за итогом сводного сметного расчета, слагаются из итогов возвратных сумм, показанных справочно в объектных и локальных сметных расчетах (сметах).
4.99.2. Суммарную по итогам объектных и локальных сметных расчетов и смет балансовую (остаточную) стоимость оборудования, демонтируемого или переставляемого в пределах действующего реконструируемого или технически перевооружаемого предприятия. В этом случае технико-экономические показатели проекта определяются с учетом полной стоимости строительства, включающей также стоимость переставляемого оборудования.
4.99.3. Суммы средств на долевое участие предприятий и организаций в строительстве объектов общего пользования или общеузловых объектов.
4.99.4. Итоговые данные о распределении общей сметной стоимости строительства микрорайона или комплекса жилых, общественных зданий по направлениям капитальных вложений в случае, когда в составе этого строительства предусмотрены встроенные, пристроенные или отдельно стоящие здания и сооружения, относящиеся к различным направлениям капитальных вложений.
О резерве средств на непредвиденные работы и затраты
Верховный Суд Российской Федерации еще раз определил, что право подрядчика на получение средств на непредвиденные работы и затраты связано с их фактическим несением. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 10 декабря 2018 г. N 301-ЭС18-21555 и Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.09.2018 N Ф01-3763/2018 по делу N А29-12529/2017.
Данное Определение в отношении резерва средств на непредвиденные работы и затраты ранее уже встречалось в судебной практике.
Так, ранее в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.08.2016 № Ф07-5540/2016 по делу № А05-11397/2015 (Определением Верховного Суда РФ от 02.12.2016 № 307-ЭС16-16212 отказано в передаче дела для пересмотра в порядке кассационного производства) суд разъяснил, что при расчетах за выполненные работы по договору с установленной твердой ценой резерв средств на непредвиденные работы и затраты в соответствии с актами о приемке выполненных работ должен оплачиваться заказчиком на основании подтверждающих расходы документов.
IX. Сводный сметный расчет стоимости строительства
Применяют ПБУ 2/2008 только подрядчики по договорам, связанным со строительством, восстановлением (ремонт, модернизация, реконструкция) или ликвидацией объектов недвижимости (зданий, сооружений, судов).
Субъекты малого предпринимательства могут не применять указанное ПБУ, если сделают соответствующую запись об этом в бухгалтерской учетной политике.
ПБУ 2/2008 применяется в отношении договоров, отвечающих следующим признакам:
1) по виду договора:
- договор строительного подряда;
- договор на оказание услуг (подряда) в области архитектуры, проектирования, инженерных изысканий и т.п.;
2) по срокам договора:
- долгосрочный договор (более 1 года);
- сроки начала и окончания договора приходятся на разные годы.
Новая ФСНБ-2022 – о федеральной сметно-нормативной базе и ГЭСН 2022
- Все новости
- Мероприятия
- Госстройсмета
- Ценообразование
По 44-ФЗ, основной метод обоснования НМЦК на выполнение строительных работ — проектно-сметный (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ). Его применяют совместно с методическими рекомендациями из Приказа Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013 и отраслевыми требованиями Минстроя из Приказа № 841/пр от 23.12.2019.
Методика составления сметы контракта от Минстроя утверждена Приказом № 841/пр от 23.12.2019. В 2021 году норматив неоднократно обновляли (Приказы Минстроя № 500/пр от 21.07.2021, № 728/пр от 07.10.2021). Заказчики применяют обновленный порядок расчета НМЦК при закупках:
- по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу (подробнее: «Как проходят госзакупки в строительстве: пошаговая инструкция»);
- сохранению культурного наследия;
- проектам и инженерным изысканиям по объектам капстроительства;
- исполнению функций техзаказчика, составлению сметы проекта госконтракта.
Правильно учитываем резерв средств на непредвиденные работы и затраты. В помощь сметчику. Электронный бератор. Сметное дело.
Процесс строительства сопряжен с множеством неожиданно возникающих работ, требующих немедленного их разрешения. Создание резерва средств на покрытие непредвиденных работ и затрат является способом защиты от рисков, обусловленных различными препятствиями в процессе строительства.
Учет резерва в базисном уровне цен на 1 января 2006 года
По своей структуре резерв средств на непредвиденные работы и затраты в базисном уровне цен распределяется на 2 части: заказчика и подрядчика.
Заказчик свою часть резерва может расходовать на:
- оплату дополнительных работ. Данные работы могут быть вызваны уточнением заказчиком в установленном порядке на стадии строительного проекта по сравнению с архитектурным объемно-планировочных показателей и технологических решений, уточнением конструктивных решений, а также заменой по инициативе заказчика отдельных строительных конструкций и материалов, предусмотренных в рабочих чертежах;
- уточнение стоимости при выявлении в процессе строительства работ, не учтенных в рабочих чертежах и сметной документации;
- оплату других работ и затрат, которые подлежат возмещению согласно нормативным правовым актам за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты. Например, возмещение затрат, связанных с возникновением экстремальных погодных условий (рекомендация содержится в постановлении Коллегии Минстройархитектуры от 09.12.2009 № 408).
Подрядчик в свою очередь использует часть резерва на:
- возмещение затрат, возникающих при производстве работ, в случае изменения по инициативе подрядной организации способов производства работ;
- замену механизмов;
- замену в установленном порядке отдельных строительных конструкций и материалов, предусмотренных в проектно-сметной документации, без ухудшения технических характеристик.
Резерв средств на непредвиденные работы и затраты предусмотрен сводным сметным расчетом стоимости строительства. Непосредственно в сметной документации, разработанной в базисном уровне цен на 1 января 2006 г., расчет резерва осуществляется от суммы сметной стоимости работ и затрат, включенных в главы 1–12 ССР (п. 42 Инструкции по определению сметной стоимости строительства и составлению сметной документации, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 03.12.2007 № 25, в редакции от 25.11.2013 № 36) и указывается отдельной строкой в графе 9 с распределением по графам 3–8.
Но, как известно, с 1 января 2012 г. сметная документация на строительство объектов независимо от источников финансирования разрабатывается на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении. Следовательно, подробно рассматривать порядок включения резерва средств на непредвиденные работы и затраты в сметную документацию, составленную в базисном уровне цен на 1 января 2006 г., не имеет смысла.
Однако в настоящее время еще существует ряд объектов со сметной стоимостью в базисном уровне цен. В этой связи обратим внимание только на некоторые моменты. В частности, у подрядчика в распоряжении часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, которая составляет:
- 1,5 % – для объектов производственного назначения, а также инженерных сетей, дорог и благоустройства, на которые разрабатывается самостоятельный проект. Производственные отрасли: промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, транспорт, связь, строительство, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, организации, осуществляющие операции с недвижимым имуществом, организации, осуществляющие общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка, геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы, прочие виды деятельности сферы материального производства;
- 1 % – для объектов непроизводственного назначения, жилых домов. Непроизводственные отрасли: жилищное строительство, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание, финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение, управление, общественные объединения.
Резерв средств на непредвиденные работы и затраты не начисляется на стоимость материалов, изделий и конструкций и стоимость оборудования, мебели и инвентаря, поставляемых по контрактам из-за пределов Республики Беларусь.
Учет резерва в НРР
Несколько иная ситуация сложилась при расчете резерва средств на непредвиденные работы и затраты на основании НРР.
В соответствии с подп. 33.1 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении утверждена постановлением Минстройархитектуры от 18.11.2011 № 51, в редакции от 28.03.2016 № 9, резерв средств на непредвиденные работы и затраты рассчитывается в процентах от итога глав 1–11 по графам 3–9 и принимается отдельной строкой в ССР таким образом:
1) на стадии архитектурного проекта:
а) на строительство, осуществляемое по индивидуальным проектам:
- объектов производственного назначения – 4 %;
- объектов непроизводственного назначения (кроме жилых домов), а также инженерных сетей, дорог и благоустройства, на которые разрабатывается самостоятельный проект – 3 %;
- жилых домов – 2 %;
б) на строительство, осуществляемое по типовым и повторно применяемым индивидуальным проектам:
- объектов производственного назначения – 2 %;
- объектов непроизводственного назначения, в т.ч. жилых домов, – 1,5 %;
2) на стадии строительного проекта – в размерах, установленных подп. 1а, 1б п. 1 данного перечня, с коэффициентом 0,8;
3) при строительстве экспериментальных объектов – в размерах, установленных подп. 1а, 1б п. 1 данного перечня, с применением коэффициента 1,25.
По объектам, в составе которых есть здания, сооружения с разными размерами резерва средств на непредвиденные работы и затраты, размер определяется исходя из удельного веса сметной стоимости соответствующего здания, сооружения.
Однако данные средства, предусмотренные ССР, не распределяются между заказчиком и подрядчиком. Начисление резерва средств на непредвиденные работы и затраты, передаваемого в распоряжение подрядчика, Инструкцией № 51 не предусмотрено.
В сметную документацию в соответствии с подп. 33.1 Инструкции № 51 включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты заказчика. Заказчик может использовать их для компенсации увеличения стоимости строительства, вызванной изменениями объемов и характера работ. Как следствие, возникает вопрос: как подрядчику при формировании цены своего предложения учесть расходы, обусловленные различными непредвиденными обстоятельствами в процессе строительства? Усугубляют данный момент нормы Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановлением Совмина от 18.11.2011 № 1553, в редакции от 10.11.2014 № 1061, с учетом которого формируется неизменная договорная (контрактная) цена. При формировании цены своего предложения подрядчик может применить в расчете стоимости коэффициент риска, который компенсирует различные непредвиденные обстоятельства, возникшие в процессе производства строительно-монтажных работ.
Максимальная величина коэффициента риска в настоящее время законодательством не предусмотрена.
Обоснование коэффициента риска необходимо только в случае такого требования со стороны заказчика. Также не предусмотрен перечень непредвиденных обстоятельств, которые может учитывать подрядчик при применении данного коэффициента.
Таким образом, подрядчик имеет право самостоятельно определить величину данного коэффициента при формировании цены своего предложения для целей заключения с заказчиком договора строительного подряда.
Формула для расчета коэффициента риска нормативными документами не установлена. Возможен такой способ:
Кр = 1 + Р / С,
где Кр – искомый коэффициент риска;
Р – стоимость рисков по объекту строительства либо за конкретный период;
С – стоимость объекта строительства либо стоимость работ, выполненных в течение конкретного периода.
Но при формировании цены своего предложения подрядчику следует учесть, что применение значительной величины коэффициента риска может сделать его предложение неконкурентоспособным по сравнению с другими предложениями, представленными заказчику.
Необходимо знать, что согласно нормам Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совмина от 31.01.2014 № 88, в редакции от 30.07.2015 № 650, заказчик (организатор подрядных торгов) имеет право потребовать обоснование и расчет цены предложения участника с указанием метода ее определения, а также иные документы, предусмотренные в конкурсной документации. Кроме того, при проведении подрядных торгов предложение подрядчика с применением коэффициента риска, в т.ч. при проведении процедуры снижения первоначально предложенной цены, может превысить стартовую цену. При этом следует учитывать, что дополнительные работы, не предусмотренные проектной документацией, при расчете коэффициента риска не учитываются, так как к непредвиденным обстоятельствам не относятся.
Вопросы, возникающие на практике
- Из каких средств оплачиваются затраты на дополнительные работы и объемы?
Ответ: Сметная документация составляется в соответствии с Инструкцией № 51. Резерв средств на непредвиденные работы и затраты заказчика в сметную документацию включается в соответствии с подп. 33.1 Инструкции № 51. Затраты на дополнительные работы и объемы, не учтенные утвержденной сметной документацией, оплачиваются заказчиком в порядке, изложенном в п. 38 Инструкции № 51, а именно компенсация этого увеличения производится за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты и экономии по другим статьям в пределах стоимости строительства в целом.
Примечание. Разъяснение содержится в письме РУП «РНТЦ» от 02.04.2013 № 09-922 «Об использовании средств на непредвиденные работы и затраты».
- Заказчик требует исключить резерв средств на непредвиденные работы и затраты на материал заказчика в актах выполненных работ. Правомерно ли это?
Ответ: Да, если данное условие предусмотрено договором подряда.
Начисление резерва средств на непредвиденные работы и затраты на материалы заказчика определяется договорными отношениями. Разъяснение содержится в письме РУП «РНТЦ» от 22.10.2008 № 07-2374 «О материалах заказчика, передаваемых подрядчику».
Стоит отметить, что данное разъяснение актуально для объектов, сметная стоимость которых рассчитана в базисном уровне цен, так как в структуре резерва средств на непредвиденные работы и затраты имеется часть подрядчика.
Новая ФСНБ-2022 – о федеральной сметно-нормативной базе и ГЭСН 2022
- Все новости
- Мероприятия
- Госстройсмета
- Ценообразование
По 44-ФЗ, основной метод обоснования НМЦК на выполнение строительных работ — проектно-сметный (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ). Его применяют совместно с методическими рекомендациями из Приказа Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013 и отраслевыми требованиями Минстроя из Приказа № 841/пр от 23.12.2019.
Методика составления сметы контракта от Минстроя утверждена Приказом № 841/пр от 23.12.2019. В 2021 году норматив неоднократно обновляли (Приказы Минстроя № 500/пр от 21.07.2021, № 728/пр от 07.10.2021). Заказчики применяют обновленный порядок расчета НМЦК при закупках:
- по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу (подробнее: «Как проходят госзакупки в строительстве: пошаговая инструкция»);
- сохранению культурного наследия;
- проектам и инженерным изысканиям по объектам капстроительства;
- исполнению функций техзаказчика, составлению сметы проекта госконтракта.
По правилам Минстроя, расчет начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ на проектно-изыскательские работы и на строительство проводят, используя проектно-сметный метод (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ). При исчислении НМЦК учитывают:
- индексы цен на расходы при реализации инвестиционных проектов;
- дефляторы Минэкономразвития.
Помимо строительства, реконструкции, капремонта, сноса объектов и сохранения культурного наследия, проектный метод расчета применяют для закупки строительства некапитальных строений (п. 20 Порядка 841/пр).
С 2021 года в методике подготовки сметного расчета произошли глобальные изменения — теперь Минстрой разрешает увеличивать стоимость контракта в связи с удорожанием строительных ресурсов, но не больше чем на 30% (Приказ Минстроя № 500/пр от 21.07.2021). А с 13.12.2021 у подрядчиков появилась возможность показывать непредвиденные затраты в смете 2021 года, если стоимость госконтракта с учетом удорожания и нового расчета не превышает 30 млн рублей (Приказ Минстроя № 728/пр от 07.10.2021). По новым правилам, исполнители учитывают и стройматериалы, которые еще не закупили, и ресурсы, которые уже приобрели в течение 2021 года.
Правила, как посчитать удорожание строительства через год или в течение отчетного года:
- Оформите смету в разрезе строительных ресурсов. Их стоимость с учетом объема поставки по госконтракту — минимум 80% от общей стоимости строительных ресурсов, которые требуются для исполнения контракта с учетом материалов, которые еще не закупили.
- Составьте перечни материалов и оборудования (отдельно), которые требуются для строительных работ. Перечни сформируйте на основании сметной документации.
- Подтвердите цены на строительные материалы и оборудование. Для подтверждения используйте коммерческие предложения, прайс-листы, договоры поставки на идентичные товары.
- Соберите минимум 3 документальных подтверждения и проведите расчет.
- Вычислите разницу между стоимостью ресурсов с учетом удорожания и той ценой на материалы и оборудование, которую определили при расчете НМЦК.
Минстроя России от 02.02.2022 N 3586-СМ/09
-
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ (ред. от 25.02.2022)
«О государственном оборонном заказе»
-
Федеральный закон от 06.12.2021 N 396-ФЗ (ред. от 25.02.2022)
«О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»
-
Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 25.02.2022)
«Об акционерных обществах»
-
Указ Президента РФ от 28.02.2022 N 79
«О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций»
-
Указ Президента РФ от 25.02.2022 N 78
«О награждении государственными наградами Российской Федерации»
-
Указ Президента РФ от 24.02.2022 N 74
«О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 213 «Вопросы Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации»
-
Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 244
«О создании на территориях муниципальных образований «город Железногорск» и «Железногорский район» Курской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа»
-
Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 236
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 2385»
-
Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 239
«О внесении изменений в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы»
Составлением бюджетной сметы является установление объема и распределения направлений расходов бюджета на срок закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) на основании доведенных до казенного учреждения в установленном законодательством РФ порядке лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения его функций.
Казенное учреждение составляет смету, внося изменения в ее показатели на очередной финансовый год и плановый период и формируя показатели на второй год планового периода (п. 8 Общих требований).
Показатели сметы должны соответствовать доведенным до учреждения ЛБО и бюджетным ассигнованиям на исполнение публичных нормативных обязательств.
Транспортные затраты в смете
Транспортные расходы одна из самых важных статей затрат при ведении учета на предприятии, поэтому возникает необходимость правильного документального сопровождения. Так как эти расходы состоят из всех затрат предприятия, связанных с необходимостью организовать доставку материалов и рабочих, бумаги подтверждающие их также могут отличаться как по форме, так и по составлению и расчетам.
В некоторых случаях транспортные расходы состоят лишь из услуги доставки материалов. В то же время данные расходы могут состоять из большого количества других компонентов, которые связаны оплатой труда водителя, страховых взносов, амортизацией транспортного средства, а также трат на топливо. Это возможно в случаях, когда представитель покупателя будет осуществлять доставку лично с использованием собственного транспорта.
Решение от 17 марта 2016 г. по делу № А29-12878/2015
Одним из документов, в которых предоставляется основная информация о начислении непредвиденных расходов в смете на текущий ремонт и на прочие виды строительно-монтажных работ, является методический документ в строительстве МДС81-35.2004. В составе указанного документа выделена отдельная часть, касающаяся данной темы.
Так, в пункте 4.96 приведенных методических указаний даются сведения о резерве непредвиденных расходов в смете на каждый вид объекта и методах учета данной статьи в составе сводного сметного расчета. Прежде всего, следует отметить, что непредвиденные работы включаются в состав сметной формы для того, чтобы была возможность оплатить расходы, связанные с работами и затратами, возникшими в процессе строительства.
При этом важно иметь в виду, что непредвиденные расходы в смете — это затраты на работы, которые возникли в результате уточнения проектной документации, или условий производства строительных работ, которые изначально не были заложены в проектные решения. То есть если в процессе строительства произошел какой-то инцидент по вине одной из сторон, то затраты на его устранение не являются частью непредвиденных затрат.
Начисление непредвиденных расходов в смете обычно происходит, как отмечалось выше, в составе сводного сметного расчета. В пункте 4.96 МДС81-35.2004 приведен порядок учета данного вида затрат для разных типов строительных объектов.
Так, непредвиденные расходы в смете на капитальное строительство и реконструкцию объектов должны быть включены при подведении итогов по главам 1-12. Если производится капитальный ремонт, то указанный вид затрат также учитывается при подведении итогов, однако уже на основании суммарной стоимости глав 1-9 сводного сметного расчета.
В составе локальной сметы или локального ресурсного сметного расчета непредвиденные расходы также учитываются при подведении итогов. Однако начисление непредвиденных затрат в смете производится от общей суммы без НДС. То есть данный вид расходов должен быть указан в итоговой части сметы, но до подведения общего итога.
Необходимо также отметить то, что в пункте 4.33 упоминавшегося методического документа в строительстве указано, что если в процессе строительства того или иного объекта не возникло факторов для включения в стоимость непредвиденных затрат в смете, то данный резерв остается в распоряжении заказчика.
То есть если в процессе производства работ не возникло необходимости изменения проектных решений или учета условий на объекте, которые не были учтены в изначальной проектной документации, но оказывают влияние на строительство, то и задействовать резерв непредвиденных затрат в смете не представляется возможным. Поэтому стоимость данного вида расходов может быть учтена в пользу организации подрядчика только при наличии весомого обоснования.
Однако необходимо также отметить, что согласно пункту 4.65 МДС81-35.2004 непредвиденные расходы в смете все же могут включать в себя некоторые другие затраты, связанные с оборудованием на объекте. Например, за счет резерва непредвиденных расходов может быть оплачена стоимость предмонтажной ревизии оборудования. Данный вид работ должен производиться, если было нарушение гарантийного срока оборудования, или условия хранения не соответствовали требованиям.
Что касается суммы непредвиденных затрат в смете, то, как было отмечено выше, для каждого отдельного объекта данная статья является частью договора между заказчиком и подрядчиком. Об этом написано в упоминавшемся выше пункте 4.33 методического документа МДС81-35.2004.
Однако для строительных объектов, финансирование которых производится из бюджетных средств, обоснованием для непредвиденных расходов в смете является пункт 4.96 того же МДС. При этом следует иметь в виду, что сумма накладных расходов будет стандартной независимо от того, строительные, ремонтные работы или работы по реконструкции производятся на объекте.
Таким образом, в пункте 4.96 МДС81-35.2004 рекомендуется применять непредвиденные расходы в смете в размере 2%, если предусмотрено капитальное строительство объектов непроизводственного значения. Этот показатель является одним из самых часто применяемых в сметах гражданского строительства и в расчетах на прочие объекты.
Непредвиденные затраты в смете в размере 3% учитываются для объектов производственного назначения. Данный показатель также является довольно частотным при определении стоимости строительства многих объектов во всех регионах России.
И, наконец, непредвиденные расходы в смете в размере 10% применяются к уникальным объектам. Кроме того, данный процент указывается в расчетах на объекты космической инфраструктуры и атомной энергетики. В сметных формах на метрополитены и гидротехнические сооружения первого класса также применяется данный показатель.
В связи со всем вышеизложенным можно сделать вывод, что непредвиденные расходы в смете важно учесть на любой тип объекта и на любой вид строительно-монтажных работ. Однако следует помнить, что данный вид затрат является резервным, поэтому при успешном выполнении комплекса работ на объектах без веских оснований он не вводится в стоимость оплаты выполненных работ.
В соответствии с пунктом 4.96 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), в редакции приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 16 июня 2014 года, резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяется государственным заказчиком по согласованию с главным распорядителем средств соответствующего бюджета. При этом размер такого резерва не должен превышать установленные процентные ставки для каждого вида капитальных объектов: на капитальное строительство в непроизводственной сфере не должно превышать 2 %; для работ капитального характера на объектах производственной сферы — 3 %; для аналогичных работ по созданию уникальных объектов — 10 %.
- Ответ на вопрос о правильном оформлении при изменении характера работ
- Ответы на вопросы по правильному взаимодействию заказчику и ответам на его запросы
- Что указать в смете при возврате материалов / Обязанности подрядчика и заказчика
- Ответ на вопрос о порядке перехода при заключении длительных договоров в конце года
- Применение индексов текущего квартала если договор был подписан в прошлом году
Непредвиденные затраты в смете рекомендуется учитывать при произведении расчетов на все виды строительных объектов. Данный вид расходов, как правило, включается в состав сводного сметного расчета.
Однако иногда можно включить непредвиденные расходы в сметы локального и объектного типа, например, в смету по форме №4, локальный сметный расчет и т.д. В МДС81-35.2004 уточняется, что резерв на данный вид затрат должен быть учтен на основании соглашения между заказчиком и подрядчиком при оформлении твердой договорной цены.
Однако обоснование для непредвиденных расходов в смете и их размере все же существует. Кроме того, резерв средств по данному виду затрат и их включению в состав сметной документации также имеет обоснование.
Собственники должны компенсировать управляющей компании непредвиденные расходы
- Разное
- Авто-Мото, Грузоперевозки
- Гаджеты, Идеи будущего
- Деньги, Финансы, Инвестиции
- Дизайн
- Еда — Общепит
- Игры, Спорт, Развлечения
- Интернет
- Медицина, Красота
- Недвижимость
- Одежда и мода
- Потребительские товары
- Производство, Переработка
- Реклама
- Рестораны, бары, кафе
- Самоделки
- Сельское и Лесное хозяйство
- Строительство
- Туризм, Гостиничный бизнес
- Услуги
- Бизнес в городах России
Игры строителей: как не переплатить подрядчику?Эксперт практики «Финансовый контроль в строительстве» КСК групп Определяем сметную стоимость: как избежать финансовых потерь и налоговых доначислений при строительстве Ваша компания планирует построить завод, склад или новый магазин. Что нужно сделать в первую очередь? Составить смету. Важно не только построить здание, которое не рухнет через два года, но и не переплатить за стройку. Если смета составлена неправильно, сначала вы переплатите подрядчику, а потом можете получить доначисления от налоговой. Тщательно составленная смета избавит вас от этих проблем. На основании сметной стоимости определяется размер капитальных вложений инвестора, финансируется строительство, оплачиваются расходы подрядчика за работы. От правильного расчета сметной стоимости зависит успех проекта. Непредвиденные затраты. Как обосновать?С 1 мая действует порядок определения НМЦК, а также методика составления смет контракта на закупку строительства объекта под ключ. В каких случаях применять эти документы, как оформить расчет НМЦК, когда придется уточнять смету, — об этих и других важных аспектах расскажем в обзоре. Читайте полностью в КонсультантПлюс Вот как рассчитывают начальную цену по приказу Минстроя №841/пр:
Если проводите торги по разным видам градостроительства, рассчитайте начальную цену по каждому лоту. Готовый расчет НМЦК на капитальный ремонт в соответствии с приказом Минстроя №841/пр протоколируют. Этот протокол является неотъемлемой частью закупочной документации. Его публикуют в ЕИС вместе с извещением, техзаданием и проектом контракта.
Порядок и общие правила составления сметы доходов и расходовНа стадии формирования проекта закона (решения) о бюджете учреждением проводятся расчеты плановых сметных показателей и составляется проект бюджетной сметы. Порядок, сроки составления и подписания проектов смет устанавливает ГРБС. Показатели проекта сметы формируются в абсолютных суммах и должны соответствовать планируемым объемам расходов, а также иным детализирующим такие расходы показателям (при наличии), информация о которых доведена ГРБС, распорядителем бюджетных средств (РБС) до учреждения. Проект сметы составляется по той же форме, что и сама смета. Сведения, содержащиеся в проекте сметы, учитываются ГРБС при составлении обоснований бюджетных ассигнований. Показатели сметы (проекта сметы) формируются в разрезе кодов КРБ с детализацией до кодов подгрупп и элементов видов расходов, а в случаях, когда это предусмотрено порядком, разработанным ГРБС, – в разрезе кодов статей (подстатей) групп (статей) КОСГУ (кодов аналитических показателей) (п. 7 Общих требований). При составлении сметы на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов необходимо учитывать положения следующих документов:
К сведению: указанные документы размещены на официальном сайте Минфина в рубрике «Бюджет» («Бюджетная классификация Российской Федерации» / «Методический кабинет»). Проект сметы на строительство, реконструкцию, капремонт готовят без применения федеральных сметных нормативов (ФЕР). Основа для ПСД — это сводные сметные расчеты. Актуальный алгоритм, как рассчитать смету строительства для бизнес-плана на основании приказа Минстроя №841/пр:
В сметный расчет включают и другие расходы. В некоторых сметах стоимость оборудования и пусконаладочные услуги выделяют в отдельный пункт. Итоговая стоимость рассчитывается с учетом всех сметных показателей. Окончательный НМЦК на выполнение работ по сохранению объекта недвижимости прописывают с НДС или без него, если налог не уплачивается. Программа для составления смет на строительство и проверки сметной документации Порядок использования резерва средств на непредвиденные работы и затраты приведен в Методических указаниях по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004). Согласно пункту 4.33 указанного документа часть резерва средств, предусмотренного в сводном сметном расчете, в размере, согласованном заказчиком и подрядчиком, может включаться в состав твердой договорной цены. Согласно пункту 6 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов. В соответствии с пунктом 4.96 МДС 81-35.2004 при расчетах за выполненные работы по твердой договорной цене расшифровка расхода подрядчиком части резерва, включенного в твердую договорную цену, не требуется. Расчеты по отдельным лимитированным затратам должны осуществляться в соответствии с принятыми договорными условиями. В случае, если расчеты между заказчиком и подрядчиком осуществляются за фактически выполненные работы, то весь резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренный в сводном сметном расчете, остается в распоряжении заказчика и в цену выполненных работ не включается. В случае, если государственным (муниципальным) контрактом на строительство не предусмотрено условие использования резерва средств на непредвиденные работы и затраты для оплаты дополнительных работ или затрат, возникших в процессе строительства объекта, и не предусмотренных проектно-сметной документацией (твердой договорной ценой), то резерв средств на непредвиденные работы и затраты учтенный в твердой договорной цене, в соответствии с пунктом 4.96 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 05/03/2004 № 15/1 (МДС 81-35.2004), в актах приемки выполненных работ не расшифровывается и оплачивается заказчиком по норме согласованной при формировании договорной цены. При необходимости выполнения дополнительных работ, превышающих объем предусмотренного договорной ценой резерва средств на непредвиденные работы и затраты, в проектно-сметную документацию вносятся изменения, а сметная документация подлежит обязательной повторной проверке достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, строительство которого финансируется с привлечением средств федерального бюджета. При этом выполнение дополнительных работ рекомендуется осуществлять на основании отдельного контракта или дополнения к основному контракту. ВОПРОС: Как распределяется между Заказчиком и Подрядчиком резерв средств на непредвиденные работы и затраты? В сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства по объектам (видам работ), предусмотренным в утвержденном проекте. Часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренного в сводном сметном расчете в размере, согласованном заказчиком и подрядчиком, может включаться в состав твердой свободной (договорной) цены на строительную продукцию. При производстве расчетов между заказчиком и подрядчиком за фактически выполненные объемы работ эта часть резерва подрядчику не передается, а остается в распоряжении заказчика. (Извлечение из письма ГОССТРОЯ РФ от 29.12.1993 №12-349 » О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА И СВОБОДНЫХ (ДОГОВОР��ЫХ) ЦЕН НА СТРОИТЕЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ» п.3.5.9).(в ред. писем Минстроя РФ от 06.07.95 N ВБ-26/12-201, от 25.04.96 N ВБ-29/12-148). Любые работы начинаются с составления сметы. Так при составлении сметы изучается объект, проект, необходимое сырье, рассчитывается возможное количество отходов, определяется объем работ. Составить смету необходимо до начала выполнения работ, чтобы понимать объем необходимых затрат. Иногда заказчик изучая смету, считает не нужным выделять средства под определенные затраты, однако это не правильно, так как в процессе осуществления работ очень часто возникают непредвиденные затраты. На практике же не раз было подтверждено, что чем более детально в смете учтены все расходы, тем меньше в реальности будет их перерасход. Итак, для того чтобы избежать неприятностей в будущем, следует изначально в смету заложить лимитированные траты. При расчете стоимости работ учитывается группа затрат, которые называются лимитированные, и определяются по установленным сметным нормативам в процентной ставке от того или иного элемента сметной стоимости. К лимитированным тратам, как правило, относят:
Транспортные расходы одна из самых важных статей затрат при ведении учета на предприятии, поэтому возникает необходимость правильного документального сопровождения. Так как эти расходы состоят из всех затрат предприятия, связанных с необходимостью организовать доставку материалов и рабочих, бумаги подтверждающие их также могут отличаться как по форме, так и по составлению и расчетам. В некоторых случаях транспортные расходы состоят лишь из услуги доставки материалов. В то же время данные расходы могут состоять из большого количества других компонентов, которые связаны оплатой труда водителя, страховых взносов, амортизацией транспортного средства, а также трат на топливо. Это возможно в случаях, когда представитель покупателя будет осуществлять доставку лично с использованием собственного транспорта. Как уже указывалось, при расчете всех издержек, не всегда есть возможность предвидеть необходимые расходы. Расходы, которые не предусмотрены сметой относятся к непредвиденным затратам, то есть неожиданные расходы. Непредвиденные затраты включают в себя расходы связанные с оплатой штрафов, пени, неустойки, несвоевременное выполнение обязательств. Непредвиденных затрат можно избежать при условии формирования резервного фонда, который и будет покрывать эти расходы. Приказ Минстроя №841/пр от 23.12.2019 утверждает:
ВАЖНО! Положения приказа Минстроя №841/пр от 23.12.2019 не распространяются на территориальное планирование. Максимальную цену договора на работы в сфере градостроительства рассчитывают с применением проектно-сметного метода с учетом:
Согласно приказу Минстроя, проверка расходов на строительство по госконтракту при применении индексного метода — это контроль соответствия индексов цен и индексов инфляции, которые применены при расчете официальным данным Федеральной службы гос. статистики и органов власти. Расчет НМЦК проектных, строительных работ и ввода в эксплуатацию, которые будут проводиться одновременно, выполняют после получения заключения технологического и ценового аудита и применяют правила, которые установлены постановлением №563 от 12.05.2017. В соответствии с приказом Минстроя №841/пр от 23.12.2019 порядок определения максимальной начальной цены строительного контракта и методика составления смет содержат единый алгоритм расчета строительных работ, состоящий из нескольких этапов:
Расчет цены договора оформляют в виде протокола и прикладывают к тендерной документации, которую размещают в ЕИС. Проект строительной сметы готовят без использования сметных нормативов из федерального реестра и сметных цен строительных ресурсов. При калькуляции стоимости строительства и НМЦК на выполнение работ по сохранению объекта недвижимости берут за основу данные из смет и сводных сметных расчетов. Пошаговая инструкция, как подготовить смету и как рассчитать смету строительства для бизнес-плана на основании приказа Минстроя №841/пр от 23.12.2019: Шаг 1. Проводим комплексный анализ проектной документации, на которую получено положительное экспертное заключение. Ша 2. Формируем ведомость объемов конструктивных решений элементов и комплексов видов работ, которая содержит:
Шаг 3. Готовим проект сметы контракта, который включает в себя:
Шаг 4. Указываем в документе итоговую стоимость (с НДС и без НДС). ВАЖНО! При поэтапном выполнении работ в расчете указывают стоимость каждого этапа.
96. Результаты вычислений и итоговые данные в сметной документации приводятся в следующем порядке: в локальных сметах (локальных сметных расчетах) итоговые цифры округляются до целых тенге; построчные (промежуточные) цифры округляются до двух знаков при денежном выражении и до 4 знаков – в затратах труда; в объектных сметах (объектных сметных расчетах) итоговые цифры из локальных смет (локальных сметных расчетов) показываются в тысячах тенге с округлением до трех знаков после запятой; в сводных сметных расчетах и сметных расчетах стоимости строительства итоговые суммы из объектных смет (объектных сметных расчетов) показываются в тысячах тенге с округлением до трех знаков после запятой; в сводках затрат итоговые суммы из сводных сметных расчетов показываются в миллионах тенге с округлением до трех знаков после запятой. В таком же порядке приводятся результаты вычислений и итоговые данные в расчетах стоимости строительства. 97. При округлении чисел применяется следующее правило: если первая из отделяемых цифр больше, чем число 5, то последняя из оставляемых цифр усиливается, то есть, увеличивается на единицу. Усиление также предполагается и тогда, когда первая из убираемых цифр равна 5, а за ней имеется одна или некоторое количество значащих цифр; в случае если первая из отсекаемых цифр меньше чем 5, то усиления не производится. 98. Если отсекается цифра 5, а за ней не имеется значащих цифр, то округление выполняется на ближайшее четное число, другими словами, последняя оставляемая цифра остается неизменной, если она четная, и усиливается в случае, если она нечетная. 99. При составлении сметной документации осуществляется ее нумерация в определенном порядке. Нумерация локальных смет (локальных сметных расчетов) производится при формировании объектной сметы (объектного сметного расчета) с учетом того, в какую главу сводного сметного расчета стоимости строительства она (он) включается. В отраслях экономики, где преобладают стройки площадочного характера, нумерация локальных смет (локальных сметных расчетов) производится таким образом, что первые две цифры соответствуют номеру главы сметного расчета стоимости строительства, вторые две цифры – номеру строки в главе, третьи две цифры означают порядковый номер локальной сметы (локального сметного расчета) в данной объектной смете (объектном сметном расчете), (например, локальная смета № 02-04-12). Номера объектных смет (объектных сметных расчетов) по такой системе нумерации не включают в себя последние две цифры, соответствующие номерам локальных смет (локальных сметных расчетов), (например, объектная смета № 02-04). В отраслях экономики, где преобладают крупные комплексные стройки линейного характера, нумерация может производиться по очередным номерам, где определенному очередному номеру в номенклатуре сметного расчета стоимости строительства соответствует один и тот же для всех таких строек вид объекта. 100. Сметная документация выполняется в соответствии с требованиями ГОСТ 21.101 «СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации».
Для того чтобы выполнить локальный сметный расчёт в соответствии с требованиями новой Методики, нужно сделать ряд настроек в окне с параметрами сметы в разделе Расчет – Общие. Во-первых, выбрать способ расчёта, при котором в случае одновременного применения к позиции нескольких коэффициентов осуществляется Перемножение коэффициентов, а результирующее значение округляется до семи знаков после запятой. Кроме того, включить опцию (установить флажок) Методика 2020. Согласно новой Методике допускается использование в сметном расчёте информации о стоимости материальных ресурсов и оборудования в текущем уровне цен, которая определена на основании конъюнктурного анализа. В этом случае материальному ресурсу в сметном расчёте следует присвоить сложный шифр/код, состоящий из буквенного обозначения ТЦ и пяти групп цифр. В ПК «ГРАНД-Смета 2021» предусмотрена возможность при составлении локальной сметы вызвать из контекстного меню позиции с материальным ресурсом в текущем уровне цен специальное отдельное окно для автоматического формирования необходимого шифра данного ресурса. Резерв непредвиденных расходов в сметеОдним из документов, в которых предоставляется основная информация о начислении непредвиденных расходов в смете на текущий ремонт и на прочие виды строительно-монтажных работ, является методический документ в строительстве МДС81-35.2004. В составе указанного документа выделена отдельная часть, касающаяся данной темы. Так, в пункте 4.96 приведенных методических указаний даются сведения о резерве непредвиденных расходов в смете на каждый вид объекта и методах учета данной статьи в составе сводного сметного расчета. Прежде всего, следует отметить, что непредвиденные работы включаются в состав сметной формы для того, чтобы была возможность оплатить расходы, связанные с работами и затратами, возникшими в процессе строительства. При этом важно иметь в виду, что непредвиденные расходы в смете — это затраты на работы, которые возникли в результате уточнения проектной документации, или условий производства строительных работ, которые изначально не были заложены в проектные решения. То есть если в процессе строительства произошел какой-то инцидент по вине одной из сторон, то затраты на его устранение не являются частью непредвиденных затрат. Похожие записи: |