Особенности сертификации товаров в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности сертификации товаров в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Законодательство обязывает продавцов предоставлять документы, подтверждающие качество товаров и обеспечивающие безопасность для клиентов. В случае нарушений предусмотрен штраф, сумма которого составляет 300000 рублей (сюда добавляются судебные издержки). Де-юре штрафом облагается торговая платформа, де-факто – его выплачивает нарушитель, что зафиксировано в договорах на сотрудничество (с правилами партнеры соглашаются при регистрации на маркетплейсе). Однако любое недовольство клиентов связано с негативными отзывами и репутационными потерями, невыгодными для Ozon и Wildberries.

Подведем краткие итоги:

  • Без сертификатов и декларация на маркетплейсах можно продавать товары, которые не подлежат сертификации или декларированию соответствия ГОСТам или ТУ.

  • На такие товары все равно нужны сопроводительные документы — отказные письма.

  • Отказные письма выдают специализированные центры сертификации.

  • Для получение отказного письма нужно заполнить заявление и приложить к нему пакет документов: информацию о заявителе, коды товаров и описание их характеристик.

  • Стоимость документа — от 3 тысяч рублей.

  • Можно не делать все работы самостоятельно, а заказать услугу у специалистов.

Для предпринимателя, работающего на маркетплейсах, доступен широкий выбор товаров, которые можно продавать без сертификатов. В список входит продукция повседневного спроса, не является технически сложной и не способная оказывать влияние на здоровье, безопасность клиентов. До начала работы необходимо изучить Постановление Правительства РФ №2425, если нужная позиция не была найдена – обратиться в службу технической поддержки торговой платформы или аккредитованный центр. Продавцу, не являющемуся производителем или импортером, лучше запросить пакет необходимых документов у поставщика на этапе установления договоренностей, что позволит предупредить дополнительные хлопоты и обеспечит спокойную работу в рамках, установленных законодательством.

Каковы правила в отношении продукции, которая не попадает в область распространения действующих технических регламентов?

В Российской Федерации есть наднациональный уровень законодательства – это технические регламенты Таможенного союза и довольно большая часть продукции попадает под их действие. Продукция, которая не попала ни в один из технических регламентов Таможенного союза, может либо не подлежать сертификации вообще, либо попадает под действие национального законодательства, под национальную сертификацию. На дату публикации текста 17 августа 2022 г. это Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», которое действует до 1 сентября 2022 года.

А с 1 сентября 2022 г. вступает в силу Постановление Правительства Российской Федерации
от 23 декабря 2021 г. № 2425 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», которое заменяет ПП РФ № 982. И оно довольно сильно отличается от ПП РФ № 982 и предъявляет более строгие требования.

Документация для прохождения процедуры

Для оформления сертификатов и иных разрешений необходимо заполнить заявку по установленной форме, указав в ней сведения о характеристиках и идентификационных признаках объекта исследований. Также заявитель подготавливает:

  • уставную документацию предприятия, ИНН / ОГРН (скан-копии);
  • образец этикетки с данными для маркировки;
  • нормативную базу – ГОСТ, СТО (стандарт организации), ТУ (тех. условия) на производство;
  • внешнеторговый контракт с сопроводительными документами (требуются для импортера);
  • иное (по запросу специалиста, в зависимости от специфики объекта исследований).

Какие технические регламенты начнут действовать в 2023 году?

С 01.01.2023 года вступает в действие ТР ЕАЭС 051/2021, который определяет требования к мясу птицы и продуктам его переработки. Данный нормативный акт распространяется на продукцию убоя сельскохозяйственной птицы и изделия, полученные из нее. Форма оценки соответствия товаров данной категории – декларирование, в отношении детского питания предусмотрена государственная регистрация.

Обязательная сертификация изделий, используемых для ГО и защиты от ЧС, будет проводиться, начиная с 01.06.2023 по ТР ЕАЭС 050/2021. Распространяется регламент на четыре группы тех. средств:

  • управления, оповещения и связи;

  • защитных сооружений ГО;

  • аварийно-спасательных;

  • мониторинга ЧС.

Постановление правительства

Нормативным актом был установлен не только единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, но и определен список объектов, для которых предусмотрено принятие декларации о соответствии. Кроме этого, правительство постановило Минпромышленности и торговли разработать и принять в течение месяца с момента издания документа порядок, в соответствии с которым предоставляется информация о соответствующих категориях исполнительными структурами. Ежегодно составленный список пересматривается. Вопрос о том, какие изделия не подлежат обязательной сертификации, решается Агентством по техрегулированию и согласовывается с правительством. Минпромышленности и торговли обязано публиковать сведения, полученные от высшего исполнительного органа. Организация мероприятий по проведению обязательной сертификации была возложена на уполномоченный федеральный орган – Росстат. В некоторых случаях данные полномочия могут предоставляться и другим исполнительным структурам.

Как выше было сказано, обязательная сертификация предусматривается для продукции, которая в той либо иной степени может оказать влияние на состояние здоровья людей, имущества и природы. К примеру, все устройства, функционирующие от электросети, должны пройти процедуру проверки по системе ГОСТ. Для них также предусматривается обязательная оценка безопасности, в соответствии с требованиями определенных технических регламентов. В списке объекты, попадающие под их действие, помечаются аббревиатурой ТР. Большая часть продукции строительной промышленности не подлежит декларированию и экспертизе. При этом ее качество немаловажно для потребителей. Между тем, на практике продукты строительного назначения не принимаются компаниями, если отсутствует сертификат. Такое положение дел обусловлено высоким уровнем ответственности за использование строительного сырья, средств, принадлежностей в сооружении зданий. Таким образом, если фирма хочет осуществлять реализацию такой продукции, она должна пройти процедуру сертификации и получить документ, подтверждающий качество и надежность.

Читайте также:  Правила прописки несовершеннолетних в квартире

Отметим, что законодательные изменения происходят исключительно на российском национальном уровне. На уровне ЕАЭС по-прежнему и без изменений действуют Решения Коллегии ЕЭК №41 от 20 марта 2018 года и №293 от 25 декабря 2012 года, определяющие порядок регистрации деклараций и правила их оформления соответственно.

На уровне же российского законодательства вместо двух Приказов Министерства экономического развития №76 от 21 февраля 2012 года и №752 от 24 ноября 2014 года, определяющих порядок регистрации деклараций (евразийских и национальных), будет действовать вышеупомянутый Приказ №478 от 31 июля 2020 года.

Действие приказов №76 и №752 с 1 января 2021 года отменяется Постановлением Правительства РФ №65 от 30 января 2020 года «О признании утратившими силу нормативных правовых актов» (всего этим постановлением отменяется несколько десятков документов).

Что останется без изменений

Прежде, чем говорить об изменениях, следует зафиксировать то, что не изменилось:

  • Требования к заявителю. Он по-прежнему должен быть зарегистрирован в ЕАЭС и иметь право декларировать соответствие продукции.
  • Правила отбора образцов для испытаний и ввоза этих образцов в ЕАЭС также остались без изменений.
  • Сама процедура испытаний при декларировании тоже осталась прежней.
  • Внести изменения в декларацию о соответствии по-прежнему невозможно, но, как и прежде, предусмотрен ряд случаев, когда эту декларацию можно перерегистрировать без испытаний (об этом ниже).
  • Ответственность за нарушение правил декларирования по-прежнему лежит исключительно на заявителе. Более того, все нововведения направлены как раз на то, чтобы подчеркнуть этот момент.

На кого возложена обязанность по маркировке товаров

Во-первых, разберемся, кого закон обязал заниматься маркировкой товаров с 2021 года. Это должны делать все участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке. В п. 19 ст. 2 федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ указано, что к таким участникам приравниваются все хозсубьекты, которые взаимодействуют с товаром:

  • производители продукции;
  • импортеры продукции;
  • поставщики продукции;
  • торговые предприятия, продающие товар конечному потребителю.

Об организационно-правовой форме ничего не сказано, поэтому эта обязанность относится как к организациям, так и к индивидуальным предпринимателям.

О продаже маркированных и немаркированных товаров одновременно мы писали здесь.

Как совмещать УСН и ПСН, можно прочитать в статье.

Кто не должен заниматься товарной маркировкой в 2021 году:

  • Конечный покупатель, когда он является организацией или ИП: если товар куплен для личных или хозяйственных нужд предпринимателя или предприятия, то маркировать товар уже не следует.
  • Посредники при продаже товаров.
  • Те, кто оказывает услуги по перевозке, доставке, упаковке и пр.

За счет процедуры маркировки будет отслеживаться весь путь товара от производителя до конечного потребителя.

Остановимся на перечне товаров, подлежащих маркировке с 2021 года.

Когда сертификаты не нужны

Не нужны сертификаты на ряд товаров, которые входят в группу стройматериалов. То есть декларация соответствия либо сертификат не требуются при их изготовлении либо продаже. Но таких товаров немного.

Нюанс: то, что не нужно сертифицировать в РФ, может требовать госрегистрации и подлежать декларированию. Если группа товаров внесена в перечень подлежащих сертификации, но выпущена без подтверждающего соответствие документа, то на первый раз при обнаружении нарушения накладывается штраф. На второй — товары изымаются.

Существует перечень продукции, подлежащей обязательному декларированию, но не требующей сертификации. Это категории, которые не наносят ущерба, вреда:

  • Здоровью населения.
  • Окружающей среде, экологической безопасности.
  • Материальным активам государства.

Распространенные позиции списка, требующие декларирования, но не сертификации. Это продукция:

  • Санитарно-гигиенического назначения. Здесь имеются исключения — товары, по уходу за малышами.
  • Галантерея из пленочных материалов (также исключены товары, предназначенные для детей).
  • Посуда, столовые приборы, одноразовые варианты (кроме изделий для малышей от 0 до 3 лет).
  • Бытовая химия.
  • Хозяйственные ножи, посуда из чугуна.
  • Оборудование (в том числе электро) для ж/д транспорта.
  • Смазочные масла.
  • Минеральные удобрения.
  • Материалы для художественного творчества.
  • Картон, фанерные товары, спички.
  • Фарфоровая индустрия, фаянсовая, майолика (исключение — посуда медицинского назначения и лабораторного).
  • Овощи, фрукты (сушеные, консервированные).
  • Рыба (копченая, соленая, с/м).
  • Медоборудование и протезное производство.
  • Другие позиции, которые востребованы населением и безопасны.

Чтобы убедиться есть выпускаемое изделие в перечне продукции, подлежащей сертификации, нужно изучить:

  • ТР ТС (техрегламенты Таможенного союза).
  • Постановление №982 (от 01.12.2009).
  • Отраслевые документы — акты, предопределяющие требования для сертификации продукции специальной категории (оборудование для промышленности, другое).

Если ваша продукция не названа в перечисленных документах, то сертифицировать ее не нужно.

Новости и изменения в маркировке в 2023 году по товарным группам

Одежда

В маркировке одежды и легпрома с 1 июня 2023 года произойдут изменения: список товаров, подлежащих маркировке, расширится. В него включат спортивные костюмы, пиджаки, брюки, блузки, рубашки и верхнюю одежду.

Молочная продукция

С 1 декабря 2023 года для сегмента HoReCa и государственных учреждений вводится обязательство по передаче сведений в систему маркировки об обороте и выбытии молочной продукции.

К концу года к запуску маркировки молочной продукции нужно будет подготовиться фермерам (КФХ и СПК): с 1 декабря производителям фермерских продуктов нужно будет заказывать коды маркировки, оплачивать их и наносить на товары. До этой даты нужно протестировать и наладить все процессы, сперва зарегистрировавшись в системе Честный ЗНАК. Сведения об обороте и выводе продукции из оборота также нужно будет передавать в систему маркировки.

Читайте также:  Малолетние хулиганы терроризируют всех вокруг. Как найти на них управу, если школа и законы бессильны?

Упакованная вода

С 1 марта 2023 года все участники оборота упакованной питьевой воды будут обязаны передавать сведения о розничной продаже через онлайн-кассы. Кассиры должны будут сканировать каждую единицу продукции. До этой даты необходимо обновить ПО на ККТ, если требуется, обеспечить наличие 2D-сканеров и протестировать продажи с передачей сведений в систему маркировки через ОФД (оператора фискальных данных).

С 1 декабря 2023 года сегменту HoReCa и государственным учреждениям, которые приобретают воду для целей, не имеющих отношение к реализации, необходимо будет передавать в Честный ЗНАК информацию о выбытии упакованной воды через оператора электронного документооборота (ЭДО).

Никотинсодержащие жидкости и системы доставки никотина

Производители и импортёры указанной продукции уже подключились к маркировке в декабре прошлого года. Подошла очередь опта и розницы:

  • С 1 марта 2023 года зарегистрироваться в системе маркировки обязаны оптовые и розничные продавцы.

  • С 1 апреля опт и розница будут передавать информацию об обороте жидкостей и электронных нагревателей в систему мониторинга: опт — по электронным УПД, а розница — через онлайн-кассу.

  • С 1 октября вводится запрет на реализацию немаркированной никотинсодержащей продукции, а с 1 декабря — на немаркированные электронные системы доставки табака. Все остатки к этим датам нужно промаркировать.

Сертификаты для сотрудников

Во время переходного периода сотрудники компаний могут работать с двумя видами подписей — КЭП юрлица и КЭП физлица. А сотрудники бюджетных организаций с КЭП должностного лица.

Вид сертификата Сроки применения Что делать, когда закончится срок действия
КЭП юрлица (сотрудника) Можно применять до окончания переходного периода — 1 сентября 2023 года Можно перевыпустить в любом АУЦ до 31 августа
КЭП физлица (+МЧД) До истечения срока — 15 месяцев со дня выпуска Перевыпустить в любом АУЦ
КЭП должностного лица (+МЧД) До истечения срока — 15 месяцев со дня выпуска Перевыпустить в УЦ ФК

О подтверждении участником закупки соблюдения ограничений на допуск товаров из иностранных государств при закупке в том числе радиоэлектронной продукции

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение от 22 июня 2022 г., по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) в части применения национального режима при осуществлении закупок, сообщает следующее.

Положениями пунктов 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. № 194н, предусмотрено, что Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с тем в рамках установленной компетенции Департамент полагает необходимым отметить следующее.

В реализацию части 3 статьи 14 Закона № 44-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Перечень).

———————————

постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее — Постановление № 878).

Так, пунктом 3 Постановления № 878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в Перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС)), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом № 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства — члены ЕАЭС.

Подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является одно из условий, перечисленных в подпунктах «а» — «в» пункта 3 Постановления № 878.

Согласно пункту 3(1) Постановления № 878 для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции условиям, предусмотренным подпунктами «а» — «в» пункта 3 Постановления № 878, участник закупки в составе заявки на участие в закупке представляет:

номер реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации ;

———————————

если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий) (далее — Постановление № 719)).

номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства — члена ЕАЭС ;

———————————

если такое предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. № 105 «Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок» (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий) (далее — Решение Совета ЕЭК № 105)).

Читайте также:  Налог на похороны в России в 2023 году

копию сертификата по форме СТ-1 .

———————————

сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства — члена ЕАЭС по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.

При этом в случае предоставления участником закупки в составе заявки на участие в закупке в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 3(1) Постановления № 878 информации из реестра или евразийского реестра промышленных товаров без указания информации о совокупном количестве баллов в отношении продукции, для которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий), или с указанием совокупного количества баллов, не соответствующего требованиям, установленным для целей закупок Постановлением № 719 или Решением Совета ЕЭК № 105 соответственно, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке продукции, происходящей из иностранных государств.

Приказом Минфина России от 4 июня 2018 г. № 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложениях к Приказу № 126н.

———————————

приказ Минфина России от 4 июня 2018 г. № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Приказ № 126н).

Так, в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Приказа № 126н при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении № 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении № 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 Приказа № 126н предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом № 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке) и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств — членов ЕАЭС, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.

Таким образом, в случае, если поставляемый товар включен в приложения к Приказу № 126н, на такой товар распространяются условия допуска, установленные Приказом № 126н.

Подтверждением страны происхождения товаров, указанных в приложениях к Приказу № 126н, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом № 44-ФЗ наименования страны происхождения товара (подпункт 1.6 пункта 1 Приказа № 126н).

Самостоятельное декларирование продукции даст возможность экономить бизнесу от 3,5 млрд руб. ежегодно

С 1 января 2021 г. начнет действовать новый порядок регистрации деклараций о соответствии продукции. В общем случае зарегистрировать декларацию смогут лица, которые отвечают за безопасность декларируемой продукции – производители (импортеры) или продавцы товара.

Самостоятельное декларирование своей продукции даст возможность экономить заявителям в общей сложности от 3,5 млрд руб. ежегодно.

Органы по сертификации, которые в настоящее время регистрируют декларации, смогут оказывать в дальнейшем только консультационные услуги по их оформлению.

Следует отметить, что возможность самостоятельной регистрации деклараций была у заявителей с 2016 г. Каждую четвертую декларацию в декабре текущего года зарегистрировали именно таким способом. С нового года самостоятельная регистрация деклараций станет обязательной.

Техническая доработка сервиса регистрации деклараций о соответствии Росаккредитации позволяет заявителям обратиться к любому юридическому лицу, в том числе органу по сертификации, за консалтинговыми услугами по созданию проекта (черновика) декларации. Созданный документ автоматически может быть отправлен в личный кабинет заявителя для дальнейшего подписания и регистрации. При этом производители несут полную ответственность за недостоверные сведения в декларациях.

За первые четыре дня работы обновленного функционала электронного сервиса регистрации деклараций 34 заявителя подписали 100 деклараций электронными подписями, при этом 22 уполномоченных юридических лица приняли участие в создании черновиков данных документов о соответствии.

Для регистрации декларации заявителю достаточно зарегистрировать личный кабинет организации на портале госуслуг, получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи и воспользоваться специальным электронным сервисом Росаккредитации.

В рамках проводимой переоценки аккредитованных лиц органы по сертификации, работающие только в сфере декларирования и которые по сути не несут никакой ответственности, до конца 2020 г. будут исключены из национальной части единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза (далее – Единый реестр).

В Едином реестре останутся только те организации, которые будут нести ответственность за результаты испытаний на безопасность социально значимой продукции – товаров для детей, пиротехники, бытовой техники и допуску их на прилавки магазинов.

В Едином реестре содержатся сведения о более 1,8 тыс. аккредитованных лиц, в том числе более 300 органов по сертификации.

Решение об исключении аккредитованных лиц из единого реестра принимает Межведомственный совет национальной инфраструктуры качества (далее – Межведомственный совет), в который входят руководители 16 федеральных ведомств. Решения принимаются коллегиально. Все организации предварительно проходят многочисленные проверки.

В настоящее время завершаются работы по исключению из национальной части Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий, по которым на состоявшемся 7 декабря 2020 г. заседании Межведомственного совета национальной инфраструктуры качества вынесены решения о их несоответствии установленным Правительством Российской Федерации критериям.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *