Требования к водителю школьного автобуса при приеме на работу 2023 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Требования к водителю школьного автобуса при приеме на работу 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Исходя из Методических рекомендаций «Об организации перевозок обучающихся в образовательные организации» (письмо Минобрнауки РФ от 29.07.2014 г. № 08-988), директор школы обязан обеспечивать сопровождение перевозок школьным автобусом групп детей преподавателями или специально назначенными взрослыми. В процессе перевозки обучающихся сопровождающие лица должны находиться у каждой двери автобуса.

Сопровождение детей при перевозке школьным автобусом

Перед поездкой сопровождающий проходит инструктаж по безопасности перевозки обучающихся с занесением в книгу учета инструктажей.

Во время движения сопровождающий должен находиться на передней площадке салона.
Посадка и высадка обучающихся производится после полной остановки автобуса под руководством сопровождающего.

Перед началом движения сопровождающий должен убедиться, что количество обучающихся не превышает число посадочных мест, все пассажиры пристегнуты ремнями безопасности, окна с левой стороны закрыты, и подать команду на закрытие дверей.

Новые правила стажировки водителей с 1 января 2021 года

Водитель троллейбуса должен иметь российское национальное водительское удостоверение соответствующей категории.

Теперь можно разделять смену на части, перерыв между которыми должен наступить не позднее чем через 5 часов после того, как водитель приступил к работе. Но это допускается только с согласия водителя и после получения одобрения профсоюзного органа.

Применение системы должностных стандартов регулируется следующими положениями:

  1. Параметры создания профстандартов, их утверждения и применения в делопроизводстве описаны в Федеральном законе №122 02.05.15. Именно на его основе в Трудовом кодексе появилась статья 195.3, описывающая порядок обязательного использования должностных стандартов в случаях, когда для специалистов установлены требования по квалификации.
  2. Общие принципы официального одобрения профстандартов изложены в Постановлении Правительства №23 от 22.01.13.
  3. Специфика действия профстандартов в бюджетном секторе и компаниях частной/коллективной формы собственности, основная часть которых контролируется государством, разобрана в Постановлении Правительства №584 от 27.06.16.

КАКИЕ НОВШЕСТВА В ОТНОШЕНИИ ТРЕБОВНИЙ К КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ВСТУПАЮТ В СИЛУ С 2021 ГОДА?

Большинство положений нового приказа Минтранса остаются такими же, как и в приказе №287, определявшем квалификационные требования к работникам до 2021 года. Однако есть несколько важных изменений, на которые стоит обратить внимание:

1. Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения:

В соответствии с новыми требованиями, специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, может иметь среднее профессиональное образование, в отличие от требований приказа №287, по которым данную должность мог занимать только специалист с высшим образованием.

2. Контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта:

Контролером состояния транспортных средств автомобильного транспорта может быть назначен работник, освоивший профессию, входящую в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», однако только при условии наличия опыта работы в данной сфере не менее трех лет. Ранее должность контролера мог занимать только специалист, имеющий диплом по специальности данной группы. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. N 1199.

3. Диспетчер:

В новом прказе Минтранса требования по должности диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта полностью исключены.

4. Водитель:

В отношении квалификации водителей с 1 января 2021 года будут введены следующие новые требования:

  • Водитель, перевозящий пассажиров должен:
    • уметь оказывать помощь пассажирам, в том числе пассажирам-инвалидам, которые используют для перемещения специальные устройства;
    • знать, как в соответствии с правилами безопасности загрузить и выгрузить, а также разместить и закрепить груз в автомобиле.
  • Водитель грузового транспорта должен:
    • знать правила использования тахографов

Прием на работу водителя автобуса требования

  • имеют непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» от одного года из последних трех календарных лет. Требования к водителю школьного автобуса: он должен ежегодно повышать свою квалификацию за счет работодателя;
  • не совершали в течение последнего года административного правонарушения в области дорожного движения, за которое в качестве административного наказания предусматривается лишение права управления транспортным средством либо административный арест;
  • прошли предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей;
  • прошли предрейсовый медицинский осмотр;
  • прошли медицинское освидетельствование до приема на работу. Если выявите признаки заболеваний – противопоказаний к управлению транспортом, то проведите повторное освидетельствование. Такое медицинское освидетельствование водители проходят за счет своих средств.

После полной остановки автобуса, по команде сопровождающего, спокойно, не торопясь и не толкаясь, войти в салон, занять место для сидения. Первыми в салон автобуса входят самые старшие ученики. Они занимают места в дальней от водителя части салона.

Отсутствие судимости у водителя такси

В первую очередь нужно сказать о том, что закон добавляет в Трудовой кодекс Российской Федерации новую статью 3281 «Ограничения на занятие трудовой деятельностью, непосредственно связанной с управлением легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа». Ниже будут приведены выдержки из данной статьи.

Второе важное замечание заключается в том, что требования для разных групп водителей различаются. Если говорить точнее, то есть отдельные требования для водителей такси, и отельные требования для водителей остального общественного транспорта (троллейбусов, автобусов, трамваев, метро). В первую очередь рассмотрим требования для водителей такси:

К трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением легковыми такси при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, не допускаются лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение следующих преступлений либо подвергающиеся уголовному преследованию за следующие преступления:

1) убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабеж, разбой, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также преступления против общественной безопасности, против основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества, относящиеся в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации к преступлениям средней тяжести, тяжким и особо тяжким преступлениям;

2) преступления, предусмотренные законодательством другого государства — члена Евразийского экономического союза, соответствующие преступлениям, указанным в пункте 1 настоящей части.

Какими качествами должен обладать водитель автобуса

В соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными Приказом Министерства Транспорта России № 287 от 28.09.2015, водитель автобуса, помимо стандартных условий, предъявляемых к перевозчикам категорий В и ВЕ, должен знать:

  • особенности законодательства РФ в областях автобусных перевозок пассажиров;
  • законодательные акты в отношении обязательного страхования ответственности водителя за причинение вреда имуществу, здоровью и жизни пассажиров.

Навыки, которыми должен обладать водитель пассажирского автобуса:

  • умение проверять исправность ТС перед поездкой и после нее;
  • обеспечение безопасной посадки, транспортировки и высадки пассажиров;
  • использование в работе тахографов.

Надбавка за классность и страховые взносы

У бухгалтеров по заработной плате может возникнуть вопрос: начисляются ли страховые взносы на ОПС, ОМС и ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму надбавки за классность водителям? Ответ утвердительный: страховые взносы начисляются в общем порядке.

Дело в том, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ), в частности, в рамках трудовых отношений (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ).

База для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ, перечень которых является исчерпывающим (п. 1 ст. 421 НК РФ).

Какие требования к водителю автобуса при приеме на работу

Водительское удостоверение одной категории не дает работнику права управлять транспортными средствами остальных категорий. Например, наличие водительского удостоверения категории В позволяет управлять легковыми автомобилями, но принимать такого соискателя на должность водителя пассажирского автобуса нельзя (для этого необходимо открыть категорию D, D1 или DE — в зависимости от типа автобуса).

Читайте также:  Где можно получить свой ИНН во Владимире

Работодатели, принимающие на работу водителей любого наземного транспорта, должны руководствоваться новыми правилами профессионального отбора и обучения персонала. Новый порядок, разработанный Минтрансом России, начнет действовать 12 августа 2020 года Минтранс России приказом от 11.03.2020 N 59 утвердил Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Документ вступает в силу 12 августа и его требования распространяются на все, без исключения, организации и индивидуальных предпринимателей, которые нанимают на работу граждан, непосредственно связанных с движением транспортных средств.

Сопровождение колонны сотрудниками госавтоинспекции

Автобусы с малышами сопровождают сотрудники госавтоинспекции, если таковые двигаются в колонне, в которой три и более ТС. Перед поездкой необходимо получить разрешающий документ в отделе автоинспекции. Он обязан быть у шофёра, и хранится на протяжении трёх лет со времени поездки.

Данную бумагу необходимо предъявлять по требованию сотрудника ГИБДД. Заявление на бумаге организаторы передают в дорожную инспекцию за двое суток до планируемой поездки школьников. Сообщение о перемещении детей на автотранспорте передаётся непосредственно руководителем или направляется письмом при помощи ресурса госавтоинспекции.

В сообщении требуется указывать:

  • временной промежуток, когда требуется сопровождение;
  • схема движения;
  • ФИО граждан, которые будут ехать с детьми;
  • сведения паспорта шофёра и его водительских прав;
  • количество людей;
  • госномер транспорта.

При перемещении маленьких пассажиров на одном-двух автобусах, требуется сообщить о нём в дорожную инспекцию. Нужно сообщить: время поездки, информацию об организации-перевозчике, число малышей с указанием возраста, план перемещения, ФИО взрослых людей, которые поедут с детьми, модель и госномер автотранспорта.

Дубликат заявления или письма с пометками автоинспекции о том, что им известно о перемещении, обязан быть у шофёра.

При перемещении детей требуется собрать следующий комплект документации:

  • список несовершеннолетних участников;
  • дубликат разрешающего документа;
  • бумагу о посадке, где указано конкретное место каждого пассажира;
  • сообщение или дубликат его с пометкой из автоинспекции;
  • соглашение на перевозку, подписанное организатором и перевозчиком;
  • данные сопровождающих с указанием телефонов и сведений паспорта;
  • соглашение с сотрудником медицинской службы, если экскурсия будет длиться больше двенадцати часов;
  • сведения о шофёре;
  • перечень продуктов питания.

Создавая маршрут, требуется указывать план перемещения, время в дороге, места стоянок, отдыха и экскурсий.

Надбавка за классность и страховые взносы

У бухгалтеров по заработной плате может возникнуть вопрос: начисляются ли страховые взносы на ОПС, ОМС и ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму надбавки за классность водителям? Ответ утвердительный: страховые взносы начисляются в общем порядке.

Дело в том, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ), в частности, в рамках трудовых отношений (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ).

База для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ, перечень которых является исчерпывающим (п. 1 ст. 421 НК РФ).

Испытание водителя вместо стажировки

13. Водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки.

Количество часов стажировки устанавливается работодателем.

7. Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с управлением транспортным средством (далее — водители), в целях проверки соответствия поручаемой работе допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у работодателя испытания в соответствии со статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации.

Читайте также:  Программа вводного инструктажа по антитеррористической безопасности в школе

В данном пункте есть несколько важных нововведений:

1. Понятие стажировка заменили на понятие испытание. Аналогичное определение используется и в Трудовом кодексе.

2. Из документа исключена информация о том, что количество часов стажировки определяется работодателем. Однако, поскольку других указаний по поводу продолжительности стажировки в документах нет, фактический срок все равно устанавливается работодателем.

Естественно, при выборе срока нужно помнить и о требованиях статьи 70 Трудового кодекса РФ, которая устанавливает максимальную длительность срока испытания в размере 3 месяцев для большинства случаев.

3. Изменились и условия проведения испытания (стажировки). До 31 декабря 2020 года стажировка проводилась лишь при определенных условиях (при первом приеме на работу, при перерыве в работе больше года, при приеме на работу на другой тип ТС). С 1 января 2021 года испытание должны проходить все водители, принимаемые на работу.

Какими качествами должен обладать водитель автобуса

В соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными Приказом Министерства Транспорта России № 287 от 28.09.2015, водитель автобуса, помимо стандартных условий, предъявляемых к перевозчикам категорий В и ВЕ, должен знать:

  • особенности законодательства РФ в областях автобусных перевозок пассажиров;
  • законодательные акты в отношении обязательного страхования ответственности водителя за причинение вреда имуществу, здоровью и жизни пассажиров.

Навыки, которыми должен обладать водитель пассажирского автобуса:

  • умение проверять исправность ТС перед поездкой и после нее;
  • обеспечение безопасной посадки, транспортировки и высадки пассажиров;
  • использование в работе тахографов.

Заполнение трудового договора с водителем

  1. Дата начала договора является обязательным реквизитом. Это дата, когда работник приступает к исполнению своих трудовых обязанностей у данного работодателя.
  2. Указываются реквизиты работодателя и гражданина, нанимаемого на работу в качестве водителя.
  3. Трудовая функция и место работы.

Ст. 57 ТК определяет общее требование ряда условий, которые необходимо отразить в стандартном трудовом договоре, распространенных на всех работников организации. Но для особых категорий, водителей, имеются условия, которые должны быть указаны, исходя из того, с чем связана работа водителя.

Помимо того, что мы называем:

  • должность;
  • структурное подразделение организации;
  • указываем трудовую функцию;
  • прописываем режим работы, если он отличается от общеустановленного внутри организации;

мы обязаны прописать особые условия в части непосредственного выполнения им должностных обязанностей. Это условия, определяющие характер работы.

По характеру работу в отношении водителя можно отнести (ст. 57 ТК):

  • к обычной (без особенностей);
  • разъездной;
  • в пути.

Для удобства документального оформления поездок лучше установить разъездной характер и закрепить его трудовым договором. Тогда работодателю не потребуется оформлять командировки при выезде на длительное время или расстояния. Нахождение в дороге подтверждается путевыми листами.

Работа «в пути» обычно указывается для дальнобойщиков. Она подразумевает отсутствие возможности вернуться домой по окончании рабочей смены и длительное пребывание в пути.

Гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда применяются, если в организации есть результаты спецоценки рабочих мест. Если она проведена, то следует посмотреть, что предусмотрено в качестве гарантий и компенсаций для водителя. Чаще всего при прохождении аттестации рабочее место водителя получает класс опасности 3.1 или 3.2. Законодательство признает автомобиль средством повышенной опасности и лицо, осуществляющее управление транспортным средством, работает в условиях риска.

Главные документы, которые регулируют работу сотрудников-водителей, — это Трудовой кодекс РФ и Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденное Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, (далее — Положение). Последние изменения в Положение внес Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170, который вступил в силу 5 июня 2018 года. Об этих изменениях тоже обязательно расскажем ниже.

Документы касаются не только предприятий, специализирующихся на перевозках грузов и/или пассажиров. Они также определяют права и обязанности любых водителей, которые работают по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих организациям, вне зависимости от формы собственности, включая индивидуальных предпринимателей (п. 2 Положения). Исключение составляют водители на международных рейсах и водители-вахтовики.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *