Структура жилищно-коммунального хозяйства в городах России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Структура жилищно-коммунального хозяйства в городах России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Жилищно-коммунальное хозяйство как важнейшая система жизнеобеспечения и безопасности населения представляет собой сложную многофункциональную систему, состав и структура которой в каждом регионе является специфичной.

Что такое ЖКХ и каков состав жилищно — коммунального комплекса РФ?

Под жилищно-коммунальным комплексом понимается сектор экономики, связанный с профессиональным управлением и обслуживанием объектов жилой недвижимости (как правило, многоквартирных домов) и обеспечением комфортных условий нахождения в этих объектах путем предоставления коммунальных услуг.

Жилищно-коммунальный комплекс содержательно включает в себя два сектора экономики – жилищный и коммунальный. При этом в жилищном секторе в рамках принятой терминологии рассматриваются не все вопросы жизненного цикла жилых зданий (планирование – строительство – эксплуатация – ликвидация), а только связанные с эксплуатацией, а значит, – и с предоставлением коммунальных услуг. Вопросы же коммунального сектора рассматриваются традиционно шире, чем только в увязке с жилищным сектором, поскольку лишь около половины производимых коммунальным сектором ресурсов поставляются в жилищный сектор. Кроме жилищного сектора выделяют также бюджетных и коммерческих потребителей.

Предприятия жилищно – коммунального хозяйства – это «учреждения и организации вне зависимости от организационно — правовой формы, формы собственности и ведомственной подчиненности, оказывающие жилищно — коммунальные услуги соответствующим категориям потребителей».

Состав жилищно – коммунального хозяйства в нашей стране можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).

Преобразование сектора

Развитие этой отрасли происходит с учетом текущих проблем и попытками их устранить. Основания задача, которая ложится на плечи областных образований, организация новой системы работы с максимальной денежной экономией и сохранением качества обслуживания.

С этой целью структура ЖКХ будет реорганизована по следующим направлениям и принципам:

  • расширение системы ЖКХ путем формирования многоуровневой вертикальной структуры контроля;
  • предоставление права на исполнение функций на коммерческой основе (это стало основанием возникновения конкуренции, а также улучшением деятельности отдельных локальных подразделений);
  • выдача Указа о становлении различных тарифов на оплату услуг по территории РФ (зафиксированы нормативы потребления, а также характеристики жилых объектов, которые исключают право на субсидии и социальные дотации);
  • постепенный перевод на принципы самоуправления, когда финансовая ответственность будет относиться только к конкретному ЖКХ (организация должна сама себя окупать без получения дополнительных ассигнаций из бюджета);
  • индивидуальное субсидирование исходя из финансовых возможностей потребителей.

Такая информация про реорганизацию ЖКХ дает надежду, что это повлечет улучшение финансирования (самообеспечения) и положительно скажется на обслуживании коммунальных систем.

Функции и обязанности ЖКХ

Компания ЖКХ, закрепленная за конкретным районом города, домом, в простонародье называется управляющей. Жилищно-коммунальное хозяйство имеет ряд обязанностей и должна соблюдать их на 100%:

  • подготовительные мероприятия к новому сезону;
  • работы по замене основных систем водоснабжения (счетчиков потребления воды, труб);
  • замена электросетей;
  • осуществление капитального, косметического ремонта;
  • уборка придомовых участков и территорий, лифтов, подъездов;
  • проведение ремонтных работ по оборудованию, установленному на территории обслуживания организации ЖКХ;
  • оформление справочных документов, необходимых собственникам жилья, включая предоставление полноценной отчетности.

Говоря о функциях сотрудников, работающих в управляющих компаниях, стоит выделить следующие моменты:

  • принятие участия в проведении домовых собраний, выносе решений по ним;
  • регулярный профилактический осмотр зданий (в осенне-весенний период), составление актов по его итогам;
  • формирование бюджета ЖКХ по району, закрепленному за предприятием;
  • конкурсный отбор ремонтников, поставщиков топливных ресурсов;
  • организация различного рода заседаний: административных комиссий, групп по обеспечению безопасности на дорогах около дома, мероприятий по решению жилищно-бытовых вопросов, регулированию тарификаций, разработке нормативных актов, связанных с накоплением отходов;
  • разработка проектов контрактов, составляемых с поставщиками и подрядчиками, смет на капитальные ремонтные работы, фактических расходных схем по благоустройству и их утверждение;
  • проведение проверочных мер по документации, аналитика издержек на совершенствование условий жизни собственников и пользователей помещений, оценка выполненных работ, обмеры, постановка на учет лиц, которые все еще нуждаются в улучшении условий проживания;
  • выполнение отчетных документов по текущим ремонтным работам, предоставление статистических отчетностей по капитальным изменениям;
  • контроль правильности технической эксплуатации объектов со стороны граждан, формирование контрактов на вывоз мусора с владельцами коммерческих объектов, расположенных на территории жилого фонда;
  • организация проведения конкурсных мероприятий по выбору лучшего дома, улицы;
  • взаимодействие со службами по аварийным случаям, участие в работе административно-технических инспекций, принятие и рассмотрение заявительных бумаг от населения, сотрудничество с прочими структурными подразделениями;
  • разработка программ, нацеленных на реформу в рамках ЖКХ, связанных с ремонтом, предоставлением освещения, повышением уровня безопасности жильцов.
Читайте также:  Обязанность фиксации груза при перевозке росиия в 2023 году

Формирование эффективных организационных структур управления жилищно-коммунальным комплексом крупных городов

Выделим основные принципы развития жилищно-коммунального хозяйства крупных городов и регионов страны.

Принцип законодательной урегулированное™ в жилищно- коммунальном комплексе страны.

Правительство нашего государства постоянно внедряет новые схемы функционирования сферы городского хозяйства, обязывает всех граждан к оснащению общедомовыми и индивидуальными приборами учета коммунальных ресурсов, создает условия для развития конкуренции в управлении жилищным фондом, реализовывает крупные инвестиционные проекты, как в коммунальной энергетике, так и в жилищной сфере. Эти положения отражены в действующих нормативно-правовых актах федерального и регионального значения.

Однако на сегодняшний день многие проблемы, как с точки зрения согласования, так и по реализации региональные власти не в состоянии решить, ввиду отсутствия увязки федеральных и региональных законодательных актов.

Проблемы ЖКХ в России

В ЖКК накопился целый ряд технологических, организационных и финансовых проблем, не позволяющих в сжатые сроки реализовать план по созданию эффективного и качественного снабжения населения и других потребителей коммунальными услугами (ресурсами).

В технологической сфере основной проблемой является высокий и продолжающий нарастать уровень физического и морального износа коммунальной инфраструктуры. Нормативный срок отслужили около 60% основных фондов. По данным технической инвентаризации, в Российской Федерации физический износ основных фондов котельных составил 55%, тепловых сетей – 63%. Требуют срочной замены около 16% теплопроводов и 30% сетей водоснабжения и канализации. В целом ряде муниципальных образований износ коммунальной инфраструктуры достиг критического уровня.

Причиной такого высокого уровня износа фондов является хроническое недофинансирование отрасли. Если в первые годы после перехода от плановой экономики к рыночной недофинансирование было вызвано низкой долей оплаты жилищно-коммунальных услуг населением и нехваткой бюджетных средств, то в последние годы недостаточный уровень капитальных вложений является следствием ограничения роста тарифов, опережающего роста расходов организаций коммунального комплекса на энергоресурсы и низкой привлекательности отрасли для частных инвесторов.

При этом, по данным Росстата, парадоксальным образом аварийность в сфере теплоснабжения с 2000 по 2021 год сократилась в 18 раз, аварийность в сфере водоснабжения за последние пять лет сократилась в 2 раза.

На протяжении последних лет наблюдается общее снижение уровня государственных субсидий на оплату услуг ЖКХ. Незащищенным слоям населения государство предоставляет определенные субсидии на оплату услуг ЖКХ. Но с каждым годом доля таких субсидий снижается (рис. 2).

Понятие, функции и основные факторы развития ЖКХ

Анализ литературы свидетельствует о том, что до сих пор в России понятие «жилищно-коммунальное хозяйство» является неоднозначным. Все чаще авторами используется инновационные подходы и методы к определению сущности ЖКХ и описанию особенностей его функционирования. При этом в российской и зарубежной практике принято ЖКХ рассматривать как систему с различных позиций. Одним из направлений исследования ЖКХ является всесторонний анализ системы с точки зрения отраслевой специфики как:

— отрасль территориальной инфраструктуры, которая формирует жизненную среду человека;

— достаточно автономные предприятия различных сфер деятельности;

— одна из подотраслей сферы услуг.

Ряд известных российских экономистов (А.М. Саралидзе, С.А. Тарана, Е.В. Чекалина, Д.М. Жукова, Р.Т. Акчурина) под ЖКХ понимают сложную многоотраслевую и многофункциональную социально-экономическую систему предприятий и организаций различных форм собственности, разнообразные результаты труда которых выступают в форме товаров и услуг, формирующих комфортную жизненную среду человека с удовлетворением потребностей населения в жилье и коммунальных услугах.

Анализ различных точек зрения позволил авторам сформулировать собственное определение ЖКХ: комплекс ЖКХ — сложная многоуровневая организационно-экономическая система, содержащая в себе совокупность подотраслей и функционирующая с целью обеспечения условий комфортного проживания граждан. ЖКХ помимо того, что является сложной функциональной, технико-технологической и организационной структурой, имеет четкую социальную направленность функционирования.

Таким образом, авторами определена цель функционирования ЖКХ -формирование комфортных условий жизнедеятельности населения путем гарантированного предоставления качественных жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), необходимых для поддержания уровня благоустройства жизнедеятельности потребителей услуг.

Преобразование сектора

Развитие этой отрасли происходит с учетом текущих проблем и попытками их устранить. Основания задача, которая ложится на плечи областных образований, организация новой системы работы с максимальной денежной экономией и сохранением качества обслуживания.

С этой целью структура ЖКХ будет реорганизована по следующим направлениям и принципам:

  • расширение системы ЖКХ путем формирования многоуровневой вертикальной структуры контроля;
  • предоставление права на исполнение функций на коммерческой основе (это стало основанием возникновения конкуренции, а также улучшением деятельности отдельных локальных подразделений);
  • выдача Указа о становлении различных тарифов на оплату услуг по территории РФ (зафиксированы нормативы потребления, а также характеристики жилых объектов, которые исключают право на субсидии и социальные дотации);
  • постепенный перевод на принципы самоуправления, когда финансовая ответственность будет относиться только к конкретному ЖКХ (организация должна сама себя окупать без получения дополнительных ассигнаций из бюджета);
  • индивидуальное субсидирование исходя из финансовых возможностей потребителей.
Читайте также:  Иск об установлении отцовства подсудность

Такая информация про реорганизацию ЖКХ дает надежду, что это повлечет улучшение финансирования (самообеспечения) и положительно скажется на обслуживании коммунальных систем.

Получение собственниками квартир коммунальных услуг требует обязательной взаимной оплаты. Но на сегодняшний день проблема взыскания выплат с граждан связана с необоснованными размерами тарифов. Так, учет потребленных ресурсов происходит на основании принятых нормативов, которые могут значительно отличаться от фактически использованных сервисов. Кроме того, граждане, которые платят фиксированные суммы без учета использованных сервисов, считают своей обязанностью потратить больше, нежели было оплачено.

Это ведет к тому, что коммерческие организации, являющиеся провайдерами услуг, несут дополнительные траты, не обоснованные потребностями граждан. Так, согласно последним изменениям законодательства, с целью снижения тарификации принято решение принудительного монтирования счетчиков на воду, газ и свет. Это единый вариант сохранения низкой стоимости коммунальных услуг при сохранении качества работы.

В составе жилищно-коммунального хозяйства выделяются следующие подотрасли:

  • 1. Жилищное хозяйство и ремонтно-эксплутационное производство.
  • 2. Водоснабжение и водоотведение.
  • 3. Коммунальная энергетика (электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение).
  • 4. Городской транспорт (троллейбус, трамвай, автобус).
  • 5. Информационное хозяйство (кабельные сети, спутниковое телевидение, оптоволоконные системы и электронные каналы связи, системы компьютерного обеспечения и связи).
  • 6. Внешнее городское благоустройство, включающее дорожное хозяйство и дорожно-транспортное строительство.
  • 7. Санитарная очистка территорий (уличная уборка, домовая очистка с утилизацией бытовых и пищевых отходов).
  • 8. Зелёное хозяйство (озеленение городов, цветоводство). Гостиничное хозяйство.
  • 9. Бытовое обслуживание (бани, прачечные, ритуальное обслуживание).
  • 10. Уличное освещение.

Финансовые проблемы ЖКХ

Сфера ЖКХ финансируется бюджетными средствами, а потому в 2018г проблема недостатка денежных средств ощущается особенно остро. Возникновение трудностей связано со следующими причинами:

  • неуплата стоимости использованных сервисов (как показывает практика, в каждой сфере обслуживания ЖКХ есть задолженности);
  • смена стандартов оплаты услуг (снижение стоимости за счет субсидии, нормативные показатели потребления);
  • утрата большой доли дотаций, которые ранее выделялись Министерству строительства;
  • отсутствие счетчиков, поэтому фактическое потребление в разы превышает нормативы использования и, соответственно, оплату.

Обслуживание сантехники, электрики и других коммуникаций осуществляется мастерами ЖКУ, которых недостаточно для своевременной проверки состояния систем. Может быть использована практика привлечения специалистов извне, но у бюджетов муниципалитетов не хватает денег для финансирования внешних мастеров.

Что такое жилищно-коммунальное хозяйство?

Жилищно коммунальное хозяйство – отрасль, которая касается каждого, но удовлетворенных ее работой мало и среди потребителей, и среди профессионалов. Сдержать рост цен и улучшить работу отрасли Правительство пытается главным образом за счет административного регулирования. Однако большинство экспертов уверено: ресурс повышения эффективности отрасли – в масштабной модернизации жилищной и коммунальной инфраструктуры, внедрении энергоэффективных технологий, современных материалов, повсеместного учета и контроля.

Качественная работа ЖКХ, эффективная реализация национальных проектов невозможна без совместной и конструктивной работы общественников и профессионалов. И сеть общественного контроля в сфере ЖКХ всегда была и остается надежным партнером всех, кто заинтересован в улучшении работы отрасли, в улучшении качества жизни людей.

Жилищно-коммунальное хозяйство (далее ЖКХ) — одна из социально значимых отраслей национального хозяйства страны, основной целью которой является удовлетворение потребностей населения в услугах, обеспечивающих комфортные условия их жизни.

Проблемы жилищно-коммунального хозяйства в РФ

Состояние ЖКХ на сегодняшний день находится в кризисном состоянии, ведь ее инфраструктура формировалась еще в Советском союзе, а за последние 28 лет глобальных вложений в отрасль с целью поддержания и реформирования отрасли в целом не было, следовательно, износ объектов ЖКХ огромен, по всей стране в каждом городе и поселке еще есть объекты аварийного строительства как среди жилых помещений, так и в самой инфраструктуре (водоснабжение, газоснабжение, теплоснабжение), о чем свидетельствуют происходящие аварии на всей территории России. Можно сказать что и предприятия – поставщики ЖКХ несут огромные убытки при ветхости жилья, которое невозможно восстановить, но и обеспечить нуждающееся население новым жильем, пригодным для проживания тоже нет, — и в итоге замкнутый круг, из которого выйти без привлечения внимания органов власти и общественности просто нет возможности.

Предприятия — поставщики сферы ЖКХ являются одной из наиболее важнейших структур каждого города, и в данном случае даже самый небольшой сбой в работе системы функционирования предприятий ЖКХ способен остановить функционирование не только отдельного района, но и города или поселка в целом. Можно говорить, что именно ЖКХ является фундаментом по развитию инфраструктуры России в целом и отдельных городов и поселков в частности.

Читайте также:  Пособие на четвертого ребенка в 2023 году Казахстан

В таблице 1 представлен рейтинг проблем жилищно-коммунального хозяйства в России.

Таблица 1 — Рейтинг проблем жилищно-коммунального хозяйства в России

Наименование проблемы Рейтинг, в%
Непрозрачность тарифов 23
Качество работы управляющих организаций 19
Капитальный ремонт 13
Состояние многоквартирных домов 12
Качество предоставляемых услуг 7
Обустройство прилегающей территории 4
Проблемы с приборами учёта 3
Бездействие уполномоченных органов 1,5
Аварийное жилье 1,5
Иные 16

В рамках национальных проектов выделены серьезные деньги на программы переселения из аварийного жилья, благоустройства, улучшения качества питьевой воды в малых городах. По итогам инвестиционного форума в Сочи появилось поручение Председателя Правительства Д. А. Медведева о выделении дополнительных средств на модернизацию коммунальной инфраструктуры, износ которой достиг 60%. Все эти проекты, безусловно, послужат серьезным драйвером для развития строительной отрасли и ЖКХ, обеспечат новые рынки сбыта производителям работ и материалов, увеличат потребность в профессионалах. Ни одна технология, ни один проект не будет реализован без грамотных исполнителей и потребителей. Кадровый потенциал – такой же залог повышения эффективности отрасли, как деньги и технологии. Не менее важной задачей является воспитание грамотных потребителей, которые смогут эффективно контролировать все те проекты, которые реализуются в их городах, дворах и домах.

Один из трендов в ЖКХ сегодня – это налаживание коммуникации с собственниками жилья на региональном, муниципальном и низовом уровнях.

Таким образом, жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой крупнейшую отрасль экономики нашей страны, состояние которой можно оценить как критическое, при этом на уровне государства и региональных органов власти разрабатываются соответствующие программы по реформированию отрасли ЖКХ.

Льготы в жилищно-коммунальном хозяйстве

Оплата жилищно-коммунальных услуг – прямая обязанность каждого домохозяйства, вне зависимости от того, владеет оно жильем или арендует его. В России для некоторых категорий граждан предусмотрены льготные условия пользования услугами ЖКХ. Они установлены на федеральном и региональном уровне. То есть в первой ситуации перечень льгот ЖКХ регулируется правительством, а во второй – правительством того или иного региона страны. Т. к. региональные льготы в разных уголках нашей Родины различны, следует уделить внимание общим моментам – федеральным льготам.

Федеральная льгота в сфере ЖКХ представляет собой скидку, предоставляемую в процессе оплаты коммунальных услуг.

К числу федеральных льготников ЖКХ относятся следующие категории граждан:

  • герои Советского союза и РФ;
  • почетные кавалеры ордена славы;
  • заслуженные герои социалистического труда;
  • ветераны ВОВ;
  • лица, имеющие инвалидность;
  • бывшие узники фашизма, не достигшие 18 лет;
  • граждане, подвергшиеся радиации в ходе аварийной обстановки на АЭС в Чернобыле;
  • граждане, пострадавшие от аварии в рамках производственного подразделения «Маяк»;
  • лица, пережившие ядерные испытания на Семипалатинском полигоне;
  • граждане, относящиеся к подразделениям особого риска;
  • члены семей военнослужащих лиц, которые утратили кормильца.

В России ЖКХ представлено совокупностью экономических отраслей, которые обеспечивают бесперебойную работу инженерной инфраструктуры зданий в рамках населенных пунктов. ЖКХ включает в себя жилищное и коммунальное хозяйство. В экономике страны данной сфере уделяется особое внимание, т. к. долевой показатель основных фондов составляет свыше 26% общего показателя основных фондов экономики.

На сегодняшний день состояние фондов в этой сфере характеризуется высокими показателями износа. С начала экономической реформы, проводимой в 90-х годах прошлого столетия инвестиции в данную сферу сократились. На 2010 г. нормативный срок был отслужен порядка 60% всех фондовых ресурсов. Поэтому, согласно экспертным оценкам, эта отрасль сегодня пребывает на стадии катастрофы.

Что ждет УК в будущем

С конца 2017-го года ведутся активные разговоры о том, что правительство хочет лишить УК выплат денег за услуги ЖКХ, предоставленные снабжающими организациями. Дело в том, что по расчетам за водо- и теплоснабжение управляющие организации до сих пор выступают в качестве посредника между поставщиком услуг и конечным потребителем. В итоге все чаще встречаются ситуации, когда владельцы вовремя платят по квитанциям, но недобросовестные УК накапливают долги, за что МКД отключают от снабжения.

Пока законопроект, которым управляющие компании лишат права собирать коммунальные платежи, находится на стадии разработки.

Как полагают эксперты, нововведения пойдут только на пользу системе управления.

Во-первых, если УК действуют в рамках закона, они не получают от сбора средств никакой прибыли. Во-вторых, с них будет снята работа с должниками и, в-третьих, ресурсоснабжающие организации не смогут предъявить им претензии за долги жильцов.

УК и сами не против того, что их отстранят от сбора средств ЖКХ. Это позволит уделить больше внимания управленческим функциям, текущему ремонту и уборке. В перспективе это сузит штат УК и изменит систему управления.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *