Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отказ в утверждении схемы расположения земельного участка основания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нередко администрация, на территории которой расположен испрашиваемый земельный участок, с первого раза не принимают схемы земельных участков. Может потребоваться доработка документа. Не стоит переживать по этому поводу и спорить с ответственными сотрудниками. Следует уточнить, что именно не устраивает чиновников. Возможно, потребуется просто внести незначительные исправления в условные обозначения.
Причины отказа в утверждении схемы расположения земельного участка
Отказывают и по надуманным причинам. Конечно, у администрации могут быть свои планы относительно испрашиваемой территории. Тогда заявителя будут «мурыжить» годами, пока он сам не откажется от претензий на землю. Оснований для отказа в утверждении плана немного, но достаточно, чтобы поиграть на нервах заинтересованных лиц.
Отказ допускается, если:
- документ не соответствует утвержденным требованиям приказа №762 Минэкономразвития;
- границы образуемого надела пересекают границы иного участка, который уже числится на кадастровом учете;
- границы создаваемого участка пересекаются с границами другого надела, схема расположения которого утверждена, и срок ее действия не истек;
- образуемый надел не соответствует требованиям действующего законодательства;
- границы участка противоречат проекту планировки площади либо землеустроительной документации;
- ЗУ находится в области, где утвержден проект межевания территории. Мотивом для такого решения обычно является несоответствие участка, описанного в приложенной схеме, утвержденному проекту межевания и планировки. В таком случае получить землю в указанном месте в собственность или аренду будет очень проблематично. Единственным выходом является включение участка в проект.
Причины отказа в утверждении схемы расположения ЗУ
Нередко администрация, на территории которой расположен испрашиваемый земельный участок, с первого раза не принимают схемы земельных участков. Может потребоваться доработка документа. Не стоит переживать по этому поводу и спорить с ответственными сотрудниками.
Следует уточнить, что именно не устраивает чиновников. Возможно, потребуется просто внести незначительные исправления в условные обозначения.
Отказывают и по надуманным причинам. Конечно, у администрации могут быть свои планы относительно испрашиваемой территории. Тогда заявителя будут «мурыжить» годами, пока он сам не откажется от претензий на землю.
Оснований для отказа в утверждении плана немного, но достаточно, чтобы поиграть на нервах заинтересованных лиц.
Отказ допускается, если:
- документ не соответствует утвержденным требованиям приказа №762 Минэкономразвития;
- границы образуемого надела пересекают границы иного участка, который уже числится на кадастровом учете;
- границы создаваемого участка пересекаются с границами другого надела, схема расположения которого утверждена, и срок ее действия не истек;
- образуемый надел не соответствует требованиям действующего законодательства;
- границы участка противоречат проекту планировки площади либо землеустроительной документации;
- ЗУ находится в области, где утвержден проект межевания территории. Мотивом для такого решения обычно является несоответствие участка, описанного в приложенной схеме, утвержденному проекту межевания и планировки. В таком случае получить землю в указанном месте в собственность или аренду будет очень проблематично. Единственным выходом является включение участка в проект.
Для чего нужна схема расположения ЗУ
Составление СРЗУ необходимо:
- при образовании участка с целью передачи гражданину в аренду без проведения аукциона, либо для назначения торгов в отношении земли, находящейся в собственности государства или муниципалитета;
- при оформлении территории с целью последующего изъятия для муниципальных нужд;
- при выделении надела, который находится в собственности муниципалитета либо государства, путем раздела и передачи этой земли гражданам или организациям на праве аренды либо бесплатного пользования;
- при образовании земельного участка путем перераспределения территорий, которые находятся в собственности у граждан, а также у государства или муниципалитета. Эта процедура в простонародье называется .
- Кроме того, схема может потребоваться при получении разрешения на строительство. В иных случаях земля выделяется уполномоченными государственными или местными органами в соответствии с проектом межевания и планировки территории.
Причины отказа в утверждении схемы расположения ЗУ
Нередко администрация, на территории которой расположен испрашиваемый земельный участок, с первого раза не принимают схемы земельных участков. Может потребоваться доработка документа. Не стоит переживать по этому поводу и спорить с ответственными сотрудниками. Следует уточнить, что именно не устраивает чиновников.
Возможно, потребуется просто внести незначительные исправления в условные обозначения.
Отказывают и по надуманным причинам. Конечно, у администрации могут быть свои планы относительно испрашиваемой территории. Тогда заявителя будут «мурыжить» годами, пока он сам не откажется от претензий на землю.
Оснований для отказа в утверждении плана немного, но достаточно, чтобы поиграть на нервах заинтересованных лиц.
Отказ допускается, если:
- документ не соответствует утвержденным требованиям приказа №762 Минэкономразвития;
- границы образуемого надела пересекают границы иного участка, который уже числится на кадастровом учете;
- границы создаваемого участка пересекаются с границами другого надела, схема расположения которого утверждена, и срок ее действия не истек;
- образуемый надел не соответствует требованиям действующего законодательства;
- границы участка противоречат проекту планировки площади либо землеустроительной документации;
- ЗУ находится в области, где утвержден проект межевания территории. Мотивом для такого решения обычно является несоответствие участка, описанного в приложенной схеме, утвержденному проекту межевания и планировки. В таком случае получить землю в указанном месте в собственность или аренду будет очень проблематично. Единственным выходом является включение участка в проект.
Основания для отказа в утверждении схемы уполномоченным органом власти определены в п. 16 ст. 11.10 Земельного Кодекса:
1) когда схема расположения не соответствует форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ;
2) наложение границ земельного участка, образуемого в соответствии с утверждаемой схемой, с земельным участком, который образуется по другой схеме, утвержденной ранее и срок действия которой не истек;
3) разработка схемы расположения с нарушением требований к образованию земельных участков;
4) несоответствие схемы утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Исключение из правил:
Земельный участок подлежит образованию в соответствии со схемой, а отказ в ее утверждении является незаконным, если проект межевания был утвержден позже утверждения схемы, а срок действия распоряжения об утверждении схемы еще не истек.
Приведенный перечень оснований является исчерпывающим – то есть не подлежащим расширительному толкованию. Любые основания отказа в утверждении схемы расположения, не приведенные в п. 16 ст. 11.10 Земельного Кодекса, являются незаконными.
Вот и все основные моменты, которые нужно знать о схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, если вы решили заняться оформлением земельного участка самостоятельно.
Спасибо. Конец.
Какие требования к Схеме земельного участка?
При подготовке схемы размещения земельного участка учитывайте следующие документы.
- Утвержденные документы территориального планирования.
- Правила землепользования и застройки.
- Проекты планировки территории.
- Землеустроительную документацию.
- Положения об особо охраняемой природной территории.
- Зоны с особыми условиями использования территории.
- Земельные участки общего пользования и территории общего пользования, красных линиях.
- Местоположение границ земельных участков.
- Местоположение зданий, сооружений. В том числе, размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами, объектов незавершенного строительства.
Перечень достаточно внушительный, но не такой страшный, как может показаться.
Если цель получить участок под ИЖС, ЛПХ в границах населенного пункта, садоводство или КФХ, то начинайте с Правил землепользования и застройки населенного пункта.
В каждом населенном пункте должны действовать свои Правила землепользования и застройки.
Зачем и когда нужен документ
Схема расположения земельного участка оформляется в таких ситуациях:
- Создание нового надела, который в будущем будет передан в аренду и продан другому владельцу на аукционе или без проведения торгов. При этом земля находится в собственности государства или муниципалитета;
- Организация территории в новый участок, который впоследствии будет использоваться для нужд муниципалитета;
- Оформление государственной или муниципальной земли с последующей передачей в бесплатное пользование или аренду физическим и юридическим лицам;
- Образование надела методом прирезки дополнительных территорий к имеющемуся участку (перераспределение площади);
- Получение разрешения на проведение строительных работ. Землю уполномочен выделить официальный представитель исполнительной власти на проекта межевания.
В каких случаях необходима схема расположения земельного участка
Она нужна при таких обстоятельствах:
- Для образования конкретного участка в целях его передачи без организации торгов;
- Для образования определенного участка в целях организации аукциона реализации земли или права заключения арендного соглашения;
- Для образования участка при разделе земли, находящейся в собственности муниципалитета или государства, которое было предоставлено юрлицу на условиях бессрочного пользования;
- Для образования земли при разделе территории, пребывающей в государственной собственности/собственности муниципалитета и которая предоставлена юридическому или физическому лицу на условиях аренды или безвозмездной эксплуатации;
- Для образования земли с последующим изъятием для нужд государства или муниципалитета;
- При образовании участков в ходе перераспределения территорий, находящихся во владении физических лиц, назначением которых является ведение подсобного хозяйства, садоводство, огородничество, дачное хозяйство, ИЖС, а также отдельных земель, которыми владеет муниципалитет и (или) государство.
Для того, чтобы схема была утверждена, она должна соответствовать требованиям земельного кодекса и соответственно не должна подходить под пункты, являющиеся основанием для отказа от утверждения. Если документ соответствует всем требованиям градостроительных регламентов и законодательства, то органы местного самоуправления обязаны ее утвердить.
Согласно п. 16. ст. 11.10 ЗК, причинами для отказа могут быть, если схема:
- не соответствует формату или требованиям к ее подготовке;
- имеет нарушения требований земельного законодательства к образуемым наделам;
- не соответствует утвержденному проекту планировки территории, а также положению об особо охраняемых природных зонах, градостроительным нормам;
- имеет иные нарушения земельного законодательства.
Откажут также, если границы создаваемого участка:
- пересекают уже числящийся на кадастровом учете другой участок;
- пересекают границы земельного участка, по которому утверждена схема с действующим сроком;
- не соответствуют проекту планировки территории или нормам землеустройства;
- в пределах утвержденного проекта межевания. В этом случае станет проблемой получение желаемого участка земли в аренду или собственность. Выходом здесь будет включение его в проект.
Для чего нужно подготовить СРЗУ
После утверждения СРЗУ органы власти получают возможность приступить к юридическому оформлению земли. Наличие схемы позволяет приступить к образованию (в юридическом смысле) нового земельного надела со всеми правами для его собственника. Результатом становится документ, устанавливающий право собственности на данную территорию.
Надо отметить, что утверждение схемы может преследовать следующие цели:
- Земля, бывшая ранее собственностью государства (или муниципальных органов), передается в собственность (или аренду), с торгов или без. Получателем становится гражданин или частная компания (юрлицо).
- Проводится изъятие надела для федеральных или муниципальных нужд. Решение об изъятии принимают федеральные органы или органы местного самоуправления.
- Организуется перераспределение земельных наделов (границу между смежными территориями сдвигают с согласия двух собственников).
- Земля выводится из-под федерального или местного управления, и передается для аренды, безвозмездного или бессрочного использования.
Составление схемы расположения участка проводится в следующем порядке:
- В формате А4 заполняется титульный лист документа.
- На основе полученных инженером-топографом данных составляется карта-план участка с выделением его границ.
- Конфигурация участка заполняется с соблюдением масштаба.
- На базе данных, полученных из ГКН, выполняется схема.
- Составляются пояснения, содержащие разъяснительную и дополнительную информацию к плану.
- В приложениях указывается исполнитель работ, сведения о наличии ограничений в использовании земельного участка и т.д.
Где взять и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории?
Каждый участок земли должен быть определен границами. Образование надела должно осуществляться на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее СРЗУ), утвержденном органом местного самоуправления. Эти данные хранятся в государственном реестре и открыты для каждого гражданина, обратившегося к официальному сайту Росреестра.
СРЗУ — это изображение с нанесенными границами образуемого участка или участков на кадастровом плане территории. Такая схема формируется кадастровыми инженерами по итогам межевания.
Схема должна содержать площадь каждого из образуемых участков. Если в процессе образования участвуют два и более надела, то в документе присутствуют их условные номера. Схема должна дополнять межевое дело.
Подготовка документа регламентируется статьей 11.10 Земельного кодекса. Требования по его формированию и форма утверждены приказом Минэкономразвития от 27.11.2014 № 762.
Утверждение и выдача схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории
Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами Комитета, государственными гражданскими служащими Комитета, МФЦ, работниками МФЦ в ходе предоставления государственной услуги.
Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке.
Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.
Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:
- нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной услуги;
- нарушение срока предоставления государственной услуги;
- требование у заявителя документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
- отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя (в случае если основания для отказа в приеме документов не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иные нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга);
- отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иные нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
- затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
- отказ Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего Комитета, МФЦ, работника МФЦ в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
- нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
- приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
- требование у заявителя при предоставлении государственной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона №210‑ФЗ.
В соответствии с подп. 3 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ следующим этапом процедуры является проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований для отказа в утверждении схемы, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 Кодекса и подпунктами 5 — 9, 13 — 19 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ.
Очевидно, что данный этап касается случаев, когда схема расположения была представлена самим заявителем. В том случае если заявление подано относительно земельного участка, который необходимо образовать на территории населенного пункта, то орган местного самоуправления по заявлению заинтересованного лица самостоятельно осуществляет подготовку Схемы и проекта решения об ее утверждении, который направляется на согласование должен быть утвержден в 2-месячный срок со дня поступления заявления в уполномоченный орган.
Между тем, ЗК РФ не устанавливает перечень оснований для отказа в разработке и утверждении Схемы в том случае, если инициатива предоставления земельного участка исходит от заинтересованного лица, однако схема расположения земельного участка должна разрабатываться органом местного самоуправления.
В зависимости от различных вариантов ответа на данный вопрос может работать принцип либо «целесообразности» предоставления, либо «обязательности» предоставления. Представляется, что целью запрета на самостоятельную разработку схемы могло быть желание законодателя вывести образование участков в населенных пунктах из-под общего режима рассмотрения заявлений, который предусматривает строго ограниченный круг оснований для отказа в утверждении Схемы. Идея о том, что предоставление земельных участков на территории населенных пунктов должно подчиняться принципу целесообразности, в то время как на территории сельской местности предоставление участков должно стимулироваться обязательностью такого предоставления, соответствует также политико-правовым мотивам.
В соответствии с п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, представленной заявителем, является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи1;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Данные требования установлены ст. 11.9. ЗК РФ, в соответствии с которой образуемые земельные участки не должны:
-
отклоняться от предельных (минимальных и максимальных) размеров земельных участков, установленных градостроительными регламентами;
-
пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
-
приводить к невозможности разрешенного использования расположенных на образуемых земельных участках объектов недвижимости;
-
приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Схема расположения земельного участка – это особый тип бумаг, оформление которых осуществляется для того, чтобы подтвердить законность размещения участка на какой-либо территории. Данный документ предусматривает отражение на оформленном кадастровом плане определенной территории точных границ выбранного земельного участка, учитывая различные узловые точки.
Так как в преимущественном большинстве случаев расположение участка является достаточно стабильным, а внесение корректировок в границы осуществляется только в процессе проведения различных природных или юридических процессов, то в таком случае говорить о возможном изменении схемы можно будет только после появления таких обстоятельств.
Учитывая это обстоятельство, общий срок действия полученного документа не предусматривается, и он не теряет своей юридической силы до того момента, пока не изменится площадь территории.
Как и любые юридически значимые документы, схема может иметь срок действия может составлять до шести месяцев, отсчет которых осуществляется с момента утверждения документа, если другие нормы не прописаны в самой схеме или каких-либо нормативных актах, на основании которых она составлялась.
Образец схемы расположения земельного участка
Ситуационный план: что это и для чего требуется
Что такое ситуационный план земельных участков? Это схема надела с указанием на ней информации обо всех присутствующих коммуникационных сетях, границах территории и объектах, находящихся на нем.
Ситуационный план нужен для:
- установления, одобрения и получения согласия на межевание участков земли при совершении операций по купле-продаже собственности;
- обоснования расчетов при составлении проектных документов на новые объекты недвижимости;
- планирования затрат на подведение водоснабжения, газоснабжения и электричества от электросетей;
- капитального ремонта или реконструкции уже возведенных зданий.
Составляется карта для всех участков без исключения как для больших объектов, так и для мест с невысокими застройками на основании топографической съемки.