Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Окпд2 и ктру на 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как видно из установленных Правил заказчик обязан применять КТРУ при «осуществлении закупки». Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ под закупкой понимается совокупность действий заказчика, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Важно отметить, что закупка начинается с определения поставщика (прим.: с размещения в ЕИС извещения о проведении конкурентной процедуры или с заключения заказчиком контракта с единственным поставщиком) и завершается исполнение обязательств сторонами контракта.
КТРУ, лоты, закупка систем (комплексов)
КТРУ никак не влияет на формирование лотов. Соответственно продукция, включенная и не включённая в КТРУ, может быть объединена в один лот при условии, что такое объединение не приведет к ограничению числа участников закупки (существует функционирующий рынок в отношении предмета закупки). При этом описание продукции, включенной в состав единого лота, но подпадающей под действие КТРУ, должно составляться в соответствии с КТРУ. Укрупнение лота в данном случае не должно исключать применение КТРУ. Приведем следующий пример.
Заказчик планирует осуществить закупку «автоматизированных рабочих мест». Фактически закупается поставка компьютеров в сборе. Автоматизированные рабочие места не содержатся в КТРУ, однако составные элементы таких рабочих мест (монитор, системный блок, клавиатура, мышь) в КТРУ есть. Следовательно, при составлении технического задания заказчику необходимо указать предмет закупки как «поставка автоматизированных рабочих мест», которые включают в себя «монитор, подключаемый к компьютеру» (+ описание в соответствии с КТРУ), «системный блок» (+ описание в соответствии с КТРУ) и т.д.
Поиск ОКПД по названию (ОК 034-2014 КПЕС 2008)
Есть запреты | Есть ограничения | Есть преимущества | Есть условия допуска | Аукционный перечень | Электронная форма | Типовой контракт / Типовые условия | Энергоэф- фективность | перечень ТРУ, производимых УИС | не размещается в ЕИС | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
01 |
Продукция и услуги сельского хозяйства и охоты |
|
|||||||||
02 |
Продукция лесоводства, лесозаготовок и связанные с этим услуги |
|
|||||||||
03 |
Рыба и прочая продукция рыболовства и рыбоводства; услуги, связанные с рыболовством и рыбоводством |
|
|||||||||
05 |
Уголь |
|
|||||||||
06 |
Нефть и газ природный |
|
|||||||||
07 |
Руды металлические |
|
|||||||||
08 |
Продукция горнодобывающих производств прочая |
|
|||||||||
09 |
Услуги в области добычи полезных ископаемых |
|
|||||||||
10 |
Продукты пищевые |
|
|||||||||
11 |
Напитки |
|
Тариф |
Тариф 1 |
Тариф 2 |
Тариф 3 |
---|---|---|---|
Информирование об изменениях законодательства о контрактной системе |
|
|
|
Сервис по поиску ОКПД 2 |
|
|
|
Доступ к вебинарам |
|
|
|
Доступ к справочно-правовой системе |
|
|
|
Расширенный доступ к сервису поиска кода ОКПД2 |
|
|
|
Ресурс по подготовке пакета документов, необходимого для применения профессионального стандарта «специалист в сфере закупок» |
|
|
|
Ресурс по подготовке локальных актов, регламентирующих закупочную деятельность организации |
|
|
|
Ресурс по формированию контрактов и ведению реестра закупок по 44-ФЗ |
|
|
|
Ресурс по формированию договоров и ведению реестра закупок по 223-ФЗ |
|
|
|
Юридическое сопровождение в формате письменных консультаций |
|
||
Абонентское годовое обслуживание для государственных и муниципальных заказчиков |
|
||
Обучение (повышение квалификации или профессиональная переподготовка) |
|
||
Доступ к калькулятору пени с возможностью формирования претензии |
|
|
|
Ресурс по подготовке расчета НМЦК |
|
|
|
Калькулятор расчета сроков проведения закупки |
|
|
|
Конструктор закупок по 44-ФЗ | |||
Конструктор технического задания (в разработке) |
|
|
Найдите позицию в КТРУ
В техническом задании укажите назначение объекта закупки, его технические и эксплуатационные характеристики. Закон дает два универсальных приема описания объекта закупки: характеристика товара и соответствие техническим регламентам, ГОСТам и стандартам.
Характеристики товара необходимо брать из КТРУ. У позиций КТРУ по каждому товару есть дата включения в каталог, а значит, есть и обязательная дата применения сведений КТРУ в закупках. Видно, что позиция каталога «Ноутбук» обязательна к применению с 13 марта 2021 года. Это значит, что все заказчики, которые намерены закупить ноутбуки по коду КТРУ 26.20.11.110-00000001, с марта 2021-го обязаны использовать в ТЗ характеристики каталога.
Требования к описанию объекта закупки изложены в статье 33 Закона № 44-ФЗ. К примеру, в первую очередь вы пишете, что товар должен быть новым. Это общее правило для поставляемого товара. Вывод следует из пункта 7 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.
Описание объекта закупки содержит функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики. Участник закупки должен понимать, какой товар нужен, — просто наименования, например, «стол» или «говядина», будет недостаточно.
Шаг 2.
Установите характеристики товара для отечественных производителей
Руководствуемся только обязательными и необязательными характеристиками КТРУ для закупки ноутбука, устанавливаем ограничения допуска товара в документации, чтобы наша закупка попала в квоту. Чтобы верно сформировать характеристики товара и не ограничить конкуренцию, воспользуемся сведениями о российских производителях ноутбуков из реестра радиоэлектроники. Смотрите сведения об имеющихся производителях в реестре и на каких сайтах мы можем найти товар, который они предлагают.
Для того чтобы понять, какой ноутбук вы можете купить у этих производителей, ознакомимся с информацией о продукции на указанных сайтах. По тем характеристикам, которые мы видим в самом реестре, невозможно определить, о каком конкретно устройстве идет речь, и будут ли данные товары эквивалентны друг другу. Подберите те характеристики с сайтов производителей, которые соответствуют характеристикам позиции КТРУ 26.20.11.110-00000001. Для примера мы взяли одну обязательную и шесть необязательных характеристик товара «ноутбук». Смотрите, как сгруппированы характеристики по трем ноутбукам отечественного производства. Так можно выявить эквивалентные значения, опираясь на информацию с сайтов отечественных производителей ноутбуков, которые есть в реестре радиоэлектроники.
Такое описание объекта закупки по ноутбуку получилось без использования дополнительных характеристик. Это позволит провести закупку с нацрежимом: ограничениями допуска иностранного товара с учетом требования соблюдать обязательную минимальную долю.
Формируются коды по утвержденной инструкции. Читать символы следует в таком порядке:
- первые две цифры означают класс производимой, реализуемой продукции, на данном этапе детализация не предусматривается;
- три символа обозначают подкласс, который определяется в соответствии с прямым назначением продукта;
- четыре цифры детализируют группу, по наименованию выбранной группы можно уже судить о составе;
- пять знаков — это выбранная подгруппа товаров, работ, услуг, в наименовании содержится информация об области применения обозначенной позиции;
- шесть цифр характеризуют вид продукции, в наименовании раскрывается полная информация о потребительских характеристиках и свойствах;
- больше шести — категории и подкатегории, используются для более узкой детализации информации.
Наглядный пример:
- 14 — одежда;
- 14.1 — одежда, кроме одежды из меха;
- 14.13 — одежда верхняя прочая;
- 14.13.3 — одежда верхняя прочая женская или для девочек;
- 14.13.34 — платья, юбки и юбки-брюки женские или для девочек из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных;
- кодификатор 14.13.34.110 — платья женские или для девочек из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных.
A | Продукция сельского, лесного и рыбного хозяйства |
B | Продукция горнодобывающих производств |
C | Продукция обрабатывающих производств |
D | Электроэнергия, газ, пар и кондиционирование воздуха |
E | Водоснабжение; водоотведение, услуги по удалению и рекультивации отходов |
F | Сооружения и строительные работы |
G | Услуги по оптовой и розничной торговле; услуги по ремонту автотранспортных средств и мотоциклов |
H | Услуги транспорта и складского хозяйства |
I | Услуги гостиничного хозяйства и общественного питания |
J | Услуги в области информации и связи |
K | Услуги финансовые и страховые |
L | Услуги, связанные с недвижимым имуществом |
M | Услуги, связанные с научной, инженерно-технической и профессиональной деятельностью |
N | Услуги административные и вспомогательные |
O | Услуги в сфере государственного управления и обеспечения военной безопасности; услуги по обязательному социальному обеспечению |
P | Услуги в области образования |
Q | Услуги в области здравоохранения и социальные услуги |
R | Услуги в области искусства, развлечений, отдыха и спорта |
S | Услуги общественных организаций; прочие услуги для населения |
T | Товары и услуги различные, производимые домашними хозяйствами для собственного потребления, включая услуги работодателя для домашнего персонала |
U | Услуги, предоставляемые экстерриториальными организациями и органами |
Установление объема закупаемых услуг.
На подготовительном этапе закупки услуг связи заказчику необходимо определиться с объемом закупок в стоимостном выражении (в рублях), в физическом выражении (количестве), а также понять, как эти величины взаимозависимы. Можно назвать два типичных вопроса, с которыми приходилось сталкиваться автору статьи: как определить, сколько услуг связи потребуется в будущем году, и какие единицы указывать при закупке услуг связи? В отношении первого вопроса – заказчикам необходимо проанализировать закупки аналогичных услуг в предшествующие периоды, например за последние три года, и по аналогии установить объем закупки на текущий срок с учетом доведенных лимитов бюджетных обязательств (или показателей плана финансово-хозяйственной деятельности).
При определении единиц измерения при закупке услуг связи необходимо ориентироваться на порядок формирования цены контракта. Например, если условиями контракта предусматривается абонентская плата, то целесообразнее указывать единицу измерения «месяц»; если абонентской платы нет, а осуществляется тарификация по минутам – единицей измерения будет «минута». Например, при закупке услуг связи на год на 6 абонентских номеров и при наличии абонентской платы порядок формирования цены контракта будет следующим:
Наименование ТРУ |
Единица измерения |
Количество |
Размер платы в месяц с НДС, руб. |
Размер оплаты в год с НДС, руб. |
---|---|---|---|---|
Услуги связи (на 6 абонентских номеров) |
Месяц |
12 |
5 256,00 |
63 072,00 |
КТРУ, лоты, закупка систем (комплексов)
КТРУ никак не влияет на формирование лотов. Соответственно продукция, включенная и не включённая в КТРУ, может быть объединена в один лот при условии, что такое объединение не приведет к ограничению числа участников закупки (существует функционирующий рынок в отношении предмета закупки). При этом описание продукции, включенной в состав единого лота, но подпадающей под действие КТРУ, должно составляться в соответствии с КТРУ. Укрупнение лота в данном случае не должно исключать применение КТРУ. Приведем следующий пример.
Заказчик планирует осуществить закупку «автоматизированных рабочих мест». Фактически закупается поставка компьютеров в сборе. Автоматизированные рабочие места не содержатся в КТРУ, однако составные элементы таких рабочих мест (монитор, системный блок, клавиатура, мышь) в КТРУ есть. Следовательно, при составлении технического задания заказчику необходимо указать предмет закупки как «поставка автоматизированных рабочих мест», которые включают в себя «монитор, подключаемый к компьютеру» (+ описание в соответствии с КТРУ), «системный блок» (+ описание в соответствии с КТРУ) и т.д.
Найдите позицию в КТРУ
В техническом задании укажите назначение объекта закупки, его технические и эксплуатационные характеристики. Закон дает два универсальных приема описания объекта закупки: характеристика товара и соответствие техническим регламентам, ГОСТам и стандартам.
Характеристики товара необходимо брать из КТРУ. У позиций КТРУ по каждому товару есть дата включения в каталог, а значит, есть и обязательная дата применения сведений КТРУ в закупках. Видно, что позиция каталога «Ноутбук» обязательна к применению с 13 марта 2021 года. Это значит, что все заказчики, которые намерены закупить ноутбуки по коду КТРУ 26.20.11.110-00000001, с марта 2021-го обязаны использовать в ТЗ характеристики каталога.
Требования к описанию объекта закупки изложены в статье 33 Закона № 44-ФЗ. К примеру, в первую очередь вы пишете, что товар должен быть новым. Это общее правило для поставляемого товара. Вывод следует из пункта 7 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.
Описание объекта закупки содержит функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики. Участник закупки должен понимать, какой товар нужен, — просто наименования, например, «стол» или «говядина», будет недостаточно.
Шаг 2.
КТРУ госзакупок и муниципальных приобретений представляет собой перечень, каждая отдельная строка которого несёт информацию о товаре с присвоением ему индивидуального кода. При необходимости схожие позиции объединяются в наборы по близкому ассортименту.
Каждый код формируется единообразно и расшифровывается однозначно, где:
- Первые 9 цифровых знаков аналогичны коду объекта, фигурирующего в ОКПД-2. В случае, если позиция отображает подгруппу товаров или вид продукции, недостающие цифры замещаются нулями.
- Разряды, занимающие в коде места с 10 по 15, представляют собой номера ассортиментных наборов и указываются в возрастающем порядке. При непопадании объекта ни в один ассортиментный набор его порядковый номер обозначается в виде «000000».
- 16 цифра в коде обозначает тип предназначенного к закупке объекта. При этом товар обозначается как «1», работа представлена цифрой «2», а услуги кодируются цифровым знаком «3».
- Разряды от 17 до 21 отведены под порядковые номера, соответствующие кодам из ОКПД-2.
Сформированные таким образом коды КТРУ дают возможность быстро и точно идентифицировать необходимый объект и легко его находить.
Код КТРУ должен фигурировать во всех документах, обозначенных в Постановлении правительства РФ №145.
С начала 2018 г. КТРУ обязательно должен применяться в документах, представленных:
- план-графиками и планами закупок;
- формами, обосновывающими реализацию закупки;
- приглашениями участникам закупок;
- документами, сопровождающими проводимую закупку;
- контрактами;
- контрактными реестрами;
- отчётами об выполнении договоров.
КТРУ – что это в госзакупках (расшифровка)
Аббревиатурой «КТРУ» обозначается каталог товаров, работ и услуг. Он нужен для систематизации данных об объектах сделки, что требуется для создания единого шаблона описания предметов закупки заказчиками. Такой каталог упрощает процедуру подготовки документации, но не дает возможности за счет указания дополнительных характеристик получить конкурентное преимущество. КТРУ создает дифференциацию предметов закупки по товарным и потребительским свойствам.
КТРУ – что это в госзакупках:
- систематизированный перечень товаров и услуг, разбитый на категории объектов закупки, он ведется в электронном формате и только на русском языке;
- каталог, в котором систематизация товаров осуществляется по единому алгоритму;
- система кодировок, применяемая при внесении в план-график единиц измерения и описания объекта закупки, эти коды должны отражаться в ходе проведения закупки в извещении, закупочной документации, сведениях о госконтрактах.
КТРУ — каталог объектов закупки в ЕИС
- п.8. Правил использования ПП 145 при включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких ТРУ, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями в отношении каждого такого ТРУ, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция.
- п.9. Правил использования ПП 145при осуществлении закупки, предусмотренной планом-графиком закупок, который утвержден до наступления даты начала обязательного применения соответствующей позиции каталога, заказчик вправе руководствоваться п.7 Правил использования ПП 145.
В случае внесения изменений в план-график закупок в части закупки, в отношении объекта которой наступила дата начала обязательного применения соответствующей позиции каталога, информация в плане – графике закупок, форме обоснования закупок по такой закупке указывается согласно соответствующей позиции каталога.
Инструкция: как работать с каталогом КТРУ
Каталог товаров, работ, услуг (КТРУ) включает в себя перечень товаров, работ, услуг, который сформирован на основе Общероссийского классификатора ОКПД2. Данный код соответствует коду ОКПД2 в формате ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ (первые 9 разрядов). Последние 5 разрядов представляют собой порядковый номер позиции каталога ОКПД2. Таким образом, код из КТРУ включает в себя код ОКПД2, но не идентичен ему.
Код КТРУ представляет собой 21-значный код, состоящий из следующих разрядов:
разряды 1-9 – значения, соответствующие ОКПД2;
разряды 10-15 — это разряды, обозначающие порядковые номера ассортимента (если объект закупки не имеет разновидностей, то будет нулевое значение);
разряд 16 — вид закупаемого объекта (1 — товары; 2 — работы; 3 – услуги);
разряды 17-21 — номер по порядку из перечня ОКПД2.
Использование кода КТРУ является обязательным. Он применяется он в плане закупок, плане-графике, извещении, закупочной документации и прочих документах.
В случае, если для объекта закупки отсутствует код КТРУ, то описание составляется на основании статьи 33 Федерального закона №44-ФЗ, а кодом выступает показатель из классификатора ОКПД2.
При выборе наименования объекта закупки из КТРУ часто отсутствует его код, соответствующий необходимых характеристикам. Для выбора нужного кода нужно совершить следующую последовательность действий.
Для выбора кода ОКПД2 необходимо перейти в диалоговое окно «Выбор позиции Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» и нажать на ссылку «Выберите наименование товара, работы, услуги по ОКПД2, соответствующее КТРУ». Далее перейти в раздел расширенного поиска по характеристикам объекта закупки и выбрать уточненные характеристики (для этого достаточно найти позицию в каталоге и использовать появившуюся информацию). После этого во вкладке «Позиции КТРУ» должен появиться нужный код.
Наименование товара, работы, услуги по КТРУ автоматически передается в извещение об осуществлении закупки без возможности редактирования.
Давайте теперь рассмотрим основные цели создания каталога товаров, работ, услуг.
Во-первых, это единообразие указания в закупочной документации наименований ТРУ.
Во-вторых, это унифицирование требований и характеристик к ТРУ.
В-третьих, это формирование идентификационного кода закупки.
Это означает, что при проведении закупок ТРУ, находящихся в каталоге, Заказчиками будут использоваться одни и те же названия таких ТРУ, а также требования к ним. Что в свою очередь позволит Заказчикам сократить временные издержки на формирование описания объекта закупки.
Зачем нужны КТРУ и ОКПД2
Это специальный справочник для любых предпринимателей, так как он дает возможность составить правильный документ на заказ определенных товаров или услуг, а также разместить предложения по поставкам. КТРУ составляется на базе справочника ОКПД2. Благодаря справочнику можно создавать шаблонные документы и тем самым упростить поиск товаров для закупки или услуг.
ОКПД2 несомненно является самым главным классификатором для госзакупок. Для госзакупок кластер пригодиться как покупателям, так и продавцам. Заказчику необходимо составить правильный документ по шаблону, справки, тендеры, указать точные данные кода КТРУ. Далее участники закупок вводят коды своей продукции и ищут заказчиков. Если указать не правильный код товара или услуги, то продавцы попросту не найдут ваш тендер.
Стоит отметить важный момент в составлении документов и тендеров. Внимательно подбирайте код по КТРУ, так как в случае ошибок и не соответствий товаров к заказу, можно получить штраф до 50 000 рублей. Продавцы должны обратить внимание на коды продукции, чтобы подавать заявки на актуальные тендеры.