Понятие предварительного расследования в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие предварительного расследования в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Следователь имеет право по необходимости поручать органу дознания произвести следственное, розыскное или оперативно-розыскное мероприятие в других районах или в месте предварительного следствия. В этом случае следователь вправе ознакомиться с оперативными розыскными материалами, которые можно отнести к расследуемому делу. Также он имеет право дачи письменных, обязательных для исполнения поручений с указанием и требованием их содействия в производстве определенных следственных мероприятий. Прокурор, который должен осуществлять контроль процессуальной деятельности, вправе отстранять дознавателей от последующего расследования, изъять любые уголовные дела у органа дознания, указать на проведение оперативных и розыскных действий, утвердить решение дознавателя о прекращении производства по делу и др. Это отражает тройное подчинение дознавателя. Он подчиняется начальнику органа дознания, который дает полномочия органа дознания и в соответствии с утверждением которого происходит принятие важных решений по делу, прокурору и следователю.

Оперативно-розыскные мероприятия

Деятельность органов предварительного следствия регламентируется УК. При этом оперативно-розыскные мероприятия опираются на несколько другую законодательную базу. Кроме Федерального Закона от 5 июля 1995 года, регулирование указанной деятельности осуществляется на основании ряда ведомственных подзаконных нормативных актов. Вместе с этим имеют место и некоторые процессуальные отличия. Так, органы предварительного следствия РФ начинают свою работу в рамках дела только после его возбуждения. Оперативно-розыскные мероприятия этим не ограничены. Они могут проводиться и при наличии сведений о подготовке преступления, но без достаточного количества данных для принятия решения о возбуждении дела. Также оперативно-розыскные мероприятия могут выполняться при поступлении сообщений о пропавших без вести лицах или обнаружении неопознанного трупа.

Понятие, значение и виды общих условий производства предварительного расследования

Действующее уголовно-процессуальное законодательст­во РФ предусматривает в две формы производства предвари­тельного расследования:

    1. дознание;
    2. предварительное следствие.

В целях упорядоченности расследования уголовных дел УПК РФ установлена система правил, распространяющихся на все процессу­альные решения и действия дознавателя и следователя.

Данные пра­вила, сформулированные законом в соответствии с принципами уго­ловного судопроизводства, регламентируют наиболее существенные стороны досудебного производства. Их принято называть общими условиями. Общие условия производства предварительного расследования закреплены в главе 21 УПК РФ с одноименным названием.

Общие условия предварительного расследования — это закреплен­ные в уголовно-процессуальном законе правила, исполнение которых обязательно для любой из форм предварительного расследования (за не­которым исключением, в частности, при сокращенном дознании — гл. 32.1 УПК).

Указанные условия предварительного расследования:

    1. выражают его характерные черты и
    2. опре­деляют существенные требования, предъявляемые к порядку произ­водства следственных действий и принятию решений.

Общие усло­вия предварительного расследования распространяются на всю деятель­ность, именуемую расследованием.

Подследственность — это система процессуальных правил, в соответствии с которыми предварительное расследование относится к компетенции определенного органа дознания или предварительного следствия.

Уголовно-процессуальный институт подследственности позволяет распределить все уголовные дела между органами дознания и предварительного следствия в соответствии с их специализацией и территориальной принадлежностью; исключает необоснованные процессуальные споры между правоохранительными органами.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ устанавливает такие правила подследственности, в соответствии с которыми практически каждое уголовное дело относится к компетенции одного органа предварительного расследования.

Подследственность уголовного дела определяется на основании двух критериев: ведомственного (отраслевого) и территориального.

Ведомственный (отраслевой) критерий подследственности характеризует принадлежность уголовного дела к компетенции дознавателей или следователей определенного органа государственной власти, т.е. определенного ведомства.

Окончание предварительного расследования

Окончание предварительного расследования означает выполнение органами расследования всех возможных следственных и иных процессуальных действий, необходимых и достаточных для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу в соответствии с компетенцией следователя, дознавателя и выполнения задач данной стадии уголовного процесса.

Процедура окончания предварительного расследования начинается после того, как следователем (дознавателем) исчерпывающе полно и всесторонне исследованы все юридически значимые обстоятельства дела; собраны, проверены и оценены все возможные имеющие значение для дела доказательства, т.е., по существу, разрешены основные задачи предварительного расследования.

Порядок окончания предварительного расследования зависит от того, проводится по делу предварительное следствие (гл. 29 — 31 УПК РФ) или дознание (гл. 32 — 32.1 УПК РФ).

Понятие и значение общих условий предварительного расследования

Приступая к изучению главы 21 УПК РФ «Общие условия предварительного расследования», есть все основания вести речь об общих условиях как предварительного следствия, так и дознания.

Общие условия предварительного расследования – это установленные уголовно-процессуальным законом правовые требования, определяющие порядок производства предварительного расследования, основанный на принципах уголовного процесса и выражающий собой наиболее важные и специфические черты предварительного расследования как самостоятельной стадии уголовного процесса.

Общими условиями они названы потому, что содержат в себе требования, регламентирующие единый и обязательный для всех органов, ведущих расследование, порядок.

Будучи связаны между собой, они обеспечивают всестороннее полное, объективное и своевременное расследование преступлений, соблюдение законных прав и интересов граждан. Общие условия не допускают ни малейшего отступления от содержащихся в них требований.

Только строжайшее соблюдение их позволяет успешно выполнить важные задачи в ходе расследования преступлений.

  • К системе общих условий предварительного расследования, закрепленных в главе 21 УПК, относятся правила:
  • 1) формы предварительного расследования;
  • 2) подследственность;
  • 3) соблюдение места производства предварительного расследования;
  • 4) соединение и выделение уголовных дел;
  • 5) определение начала производства предварительного расследования и его окончания;
  • 6) производство неотложных следственных действий, а также правила производства следственных действий;
  • 7) составление и оформление протокола следственного действия;
  • 8) обязательность рассмотрения заявленных ходатайств;
  • 9) меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого, обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества;
  • 10) недопустимость разглашения данных предварительного расследования;
  • 11) участие специалиста, переводчика и понятых.
  • Характеристика этих общих условий дается ниже.
  • Формы предварительного расследования, их характеристика (ст.150 УПК РФ)

Реформа предварительного расследования в 2021 году

Получателем наибольшего объема ассигнований в юридическом блоке останется Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН). В 2020 году, согласно проекту бюджета, ей предполагается выделить 291,5 млрд рублей (в 2021 году — 246,5 млрд рублей, в 2022 году — 254 млрд рублей). В этом году начала действовать новая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026)», которая предусматривает строительство ряда современных СИЗО, обновление производственной базы на предприятиях для осужденных и другие изменения. В 2016 году бюджет ФСИН составлял 264,7 млрд рублей, в 2017 году — 246,9 млрд рублей.

Кроме того, предполагается увеличить финансирование Федеральной службы судебных приставов (ФССП) — до 58 млрд рублей в 2020 году, 59,3 млрд рублей в 2021 году и 60,8 млрд рублей в 2022 году. В 2017 году на финансирование ФССП в проекте бюджета предусматривалось 38,6 млрд рублей, в 2018 году — 39,9 млрд рублей. 25 сентября Совет Федерации одобрил законопроект «О службе в органах принудительного исполнения РФ», который должен придать новый статус службе приставов: она будет отнесена к «госслужбе иного вида», то есть будет приравнена к правоохранительной службе, а социальный пакет для приставов станет таким же, как и для сотрудников ФСИН. До этого сотрудники ФСИН обеспечивались исходя из положения о службе в органах внутренних дел 1992 года, оставшегося от МВД, которое стало жить по-новому после принятия закона «О полиции».

Вопрос о рациональности отделения органов, осуществляющих надзор и следствие, является дискуссионным. Процесс создания следственного комитета, единого и самостоятельного в своей компетенции органа, осуществляющего функции предварительного следствия, имеет свою предысторию. Как известно,5 июня 2007 был принят Федеральный закон № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», в результате которого произошло реформирование системы прокуратуры. Сформировался «Следственный комитет при прокуратуре РФ».

Однако полной самостоятельности следователей от прокуратуры не произошло, т.к прокуратура обладала значительными полномочиями в осуществлении контроля за проведением следственных действий. Председателем созданного органа был первый заместитель генерального прокурора, а сотрудники прокуратуры продолжали оставаться одновременно и работниками следственного органа. Такое изменение вряд ли можно считать удачным, ведь прокуратура одновременно стала осуществлять не только функции надзора за соблюдением законодательства, но и контроля над деятельностью следственного органа, что оказало негативное воздействие на объективность контролирующей деятельности, а также сосредоточило большое количество разнообразных функций в руках прокуратуры, что привело в свою очередь к неэффективности деятельности данного органа.

Спустя два года, 15 января 2011 произошло полное отделение органа следствия и создание самостоятельного и единого Следственного комитета РФ. Теперь в соответствии со ст 13 ФЗ «О следственном комитете» назначение и освобождение от должности Председателя СК РФ было подведомственно Президенту РФ, который кроме этого осуществляет руководство за деятельностью Следственного комитета РФ. В обязанность Председателя СК РФ стали входить: ежегодное представление Президенту Российской Федерации доклада о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, состоянии следственной деятельности и проделанной работе по повышению ее эффективности. Данный порядок подотчетности положительно сказался на деятельности СК РФ, т.к способствовал преодолению коррупции, борьба с которой является важнейшей задачей в деятельности всех правоохранительных органов.

Читайте также:  Что такое исправительные работы: кого освобождают и кому назначают

Тем не менее, создание следственного комитета встретило неоднозначные оценки. До сих пор не утихают споры, рассматривающие положительные и отрицательные стороны данной реформы. Приведу мнения нескольких государственных служащих.

Действующий генеральный прокурор РФ Ю. Чайка высказал мысль о необходимости возвращения прокуратуре следственных функций: «Именно прокурор осуществляет функцию уголовного преследования, а не следователь. Следователь — как рабочий инструмент в руках прокурора. Во всем мире прокурор выполняет одну из двух функций: сам расследует уголовное дело либо руководит расследованием. У нас, к сожалению, нет ни той, ни другой функции».

По мнению Генерального прокурора необходимо вернуть полномочия прокурора в проведении предварительного следствия, в частности: «возбуждать уголовные дела, отменять незаконные и необоснованные постановления следователя, давать согласие следователю на возбуждение ходатайств перед судом; давать следователю обязательные для исполнения письменные указания и решать вопрос об отводе следователя».

Даная точка зрения имеет место быть, однако она не принимает во внимание прогрессивные результаты работы следственного комитета. В 2006 году следователям прокуратуры на доработку возвращали более 5 тыс. уголовных дел, к 2015 году этот показатель снизился, составив 1,3 тыс, т.е уменьшился более чем в 3 раза. В соответствии с официальными сведениями о деятельности Следственного комитета Российской Федерации за январь-июнь 2018, расследовано преступлений – 79 655 из количества находившихся в производстве уголовных дел – 131 525, что составило около 61% общей раскрываемости.

Таким образом, в результате реформы 2007-2011 гг. следственные полномочия полностью перешли к Следственному комитету, который стал единым, самостоятельным органом. Прокуратура осуществляет функции надзора за предварительным следствием, не занимаясь расследованием уголовных дел. Такое разделение в большей степени положительно сказалось на процессе раскрываемости дел и преодолении коррумпированности в деятельности предварительного следствия.

На данный момент определены несколько претендентов на пост начальника организации. Так утверждают последние новости о реорганизации в СУ СК России. Кресло лидера делят между собой Игорь Краснов, замглавы комитета, и Александр Романов, начальник службы управления МВД.

Первый из названых кандидатов обладает надёжной репутацией. Это почётный криминалист, повлиявший на раскрытие преступления против ныне покойного Бориса Немцовым. Также Краснов приложил свою руку к завершению дела по поводу покушения на жизнь Чубайса.

Слухи о реформе СК РФ инициированы Дмитрием Медведевым, занимавшим пост президентства в лучшие годы госструктуры. Политик уверен в том, что проведение преобразования поможет улучшить безопасность в государстве. По крайней мере, подобные заявления звучали из уст Медведева перед избирательной кампанией на пост главы державы.

А что касается комментариев со стороны самих членов комитета, то бюджетники не разделяют оптимизма насчёт реформы. Они убеждены, что депутаты плохо продумали систему изменения ведомства. Кто же из названых субъектов глаголет истину по поводу реорганизации следственного комитета РФ. В 2020 году последние новости прояснят ситуацию с судьбой следователей.

Пенсионное обеспечение сотрудников МВД, Росгвардии, ФСИН и Государственной противопожарной службы регулируется теми же нормами, что и пенсии для военнослужащих – это Закон РФ №4468-1 от 12 февраля 1993 года. То есть, сотрудники силовых органов имеют право на пенсию по выслуге лет, причем в двух вариантах:

  • те, кто на день увольнения со службы имел выслугу в 20 лет и более;
  • те, кто был уволен со службы по состоянию здоровья, предельному возрасту или по сокращению, но при этом имеет выслугу не менее 12 лет и 6 месяцев, общий трудовой стаж – 25 лет и больше (календарных), при этом уже достиг 45-летнего возраста.

В соответствии с законом определяется и размер пенсий сотрудников МВД и других силовых органов. Так, эта пенсия не может быть меньше социальной пенсии, а порядок расчета таков:

  • при увольнении по выслуге лет в 20 лет и более: 50% денежного довольствия плюс 3% за каждый год службы сверх 20 лет (но не более 85%);
  • при увольнении при выслуге в 12,5 лет и более и общем стаже в 25 лет и более: 50% денежного довольствия за общий трудовой стаж в 25 лет плюс по 1% за каждый год общего стажа сверх этого.

При этом сумма денежного довольствия в данном случае складывается из должностного оклада, оклада по званию и надбавок (в том числе за выслугу лет), общая сумма которых затем умножается на понижающий коэффициент.

Понижающий коэффициент в 2020 году равен 73,68%. Изначально, в 2012 году, его установили на уровне в 54%, и затем он должен был ежегодно подниматься на 2%, однако по факту его поднимают буквально вручную – на разное значение и не каждый год.

Сама выслуга лет включает в себя годы непосредственно службы и еще некоторые периоды. Например, для сотрудников МВД в выслугу засчитывается период учебы – не более 5 лет и по соотношению «1 год учебы = 6 месяцев службы». Если служба была в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (и на других территориях с неблагоприятными условиями службы), выслуга идет в льготном исчислении – каждый календарный год службы дает идет в выслугу с повышающим коэффициентом.

Денежное довольствие и пенсии также увеличиваются на районный коэффициент – а если пенсионер прослужил не меньше 15 лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 лет в приравненных к нему районах, повышенный размер пенсии сохранится и при переезде в другой регион.

Как уже было сказано выше, бывший сотрудник МВД или других силовых органов может иметь выслугу всего в 12 лет и 6 месяцев, но если он имеет общий страховой стаж в 25 лет и больше, достиг 45-летнего возраста и был уволен со службы по состоянию здоровья или из-за достижения предельного возраста, он получает право на пенсию по смешанному стажу.

Рассчитывается она уже от общего стажа – за 25 лет начисляется 50% от денежного довольствия, а за каждый год сверху этого еще по 1%. Но, что еще важно, такие пенсионеры могут оформить еще и страховую пенсию по старости, правда, если соответствуют всем требованиям.

Требования эти стандартные для назначения страховой пенсии:

  • возраст – не меньше общеустановленного пенсионного (в 2021 году это будет 61,5 года мужчин и 56,5 лет для женщин);
  • наличие страхового стажа (не менее 12 лет в 2021 году);
  • наличие пенсионных коэффициентов (не менее 21 в 2021 году).

И в данном случае есть одна особенность – в страховой стаж не будут входить те годы, которые учтены при назначении пенсии по выслуге лет. То есть, если пенсионер прослужил в МВД 15 лет, а всего стаж у него – 25 лет, то годы службы в МВД не войдут в страховой стаж для назначения страховой пенсии.

С другой стороны, если человек прослужил меньше минимальных 12,5 лет, то он не получает права на пенсию по выслуге, и тогда все годы службы можно включить в страховой стаж.

И еще один нюанс – «вторая» пенсия от Пенсионного фонда России назначается без учета фиксированной выплаты. То есть, сумма будет определяться только пенсионными баллами – за минимальный 21 коэффициент пенсионер в 2021 году получит лишь 2076,06 рублей. По сути, это скорее доплата, чем полноценная пенсия (а так как общая выплата будет больше прожиточного минимума, пенсионер не получит права на социальную доплату).

организуют взаимодействие следователей органов внутренних дел Российской Федерации с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам;

4. В органы предварительного следствия входят: Следственный комитет при Министерстве внутренних дел Российской Федерации (далее именуется — Следственный комитет), следственные части при главных управлениях Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, следственные управления при управлениях на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, главные следственные управления (управления, отделы) при органах внутренних дел по субъектам Российской Федерации, следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, а также при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

В начале лекции «Современная система следственных органов в Российской Федерации» хотел бы отметить, что масштабные реформы и реализация национальных проектов требуют высокого качества следственной работы с тем, чтобы правозащитный потенциал следователей, реально укреплял механизм справедливости и стабильности в обществе.

К подследственности ФСБ России также относятся преступления, связанные:
с террористическим актом;
организацией террористического сообщества и участием в нем;
содействием террористической деятельности;
наемничеством;
совершением акта международного терроризма;
организацией незаконного вооруженного формирования или участием в нем;
диверсией;
вооруженным мятежом;
насильственным захватом власти или насильственным удержанием власти;
публичными призывами к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации и ряд других в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством.

При расследовании уголовного дела следователь обладает широкими полномочиями, в том числе: возбуждает уголовное дело по основаниям и в порядке, установленным в законе; принимает уголовное дело к своему производству или передает его руководителю следственного органа для направления по подследственности; самостоятельно определяет ход расследования, принимает решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения или согласие руководителя следственного органа; дает органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий; обжалует с согласия руководителя следственного органа некоторые решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением (о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и др.).

Читайте также:  Срок регистрации автомобиля после покупки в 2023 году

Цель предварительного расследования — обеспечить защиту прав и свобод лиц, потерпевших от преступления, охраняемых законом интересов общества и государства, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства в качестве потерпевшей стороны, а также защиту личности от незаконного и необоснованного ограничения ее прав и свобод, предъявления подозрения и обвинения.

К органам предварительного следствия относятся Следственный Комитет РФ и подчиненные ему органы, Следственный департамент МВД России и соответствующие структуры, а также следственные подразделения органов Федеральной службы безопасности (ФСБ России) и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России).

Если по уголовному делу предварительное следствие обязательно (круг таких дел определяется ч. 2 ст. 150 УПК РФ), то в их полномочие входит возбуждение уголовного дела и производство по нему неотложных следственных действий. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела, орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа по подследственности. После направления уголовного дела руководителю следственного органа, орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

Следователями могут назначаться граждане Российской Федерации, имеющие, как правило, высшее юридическое или иное специальное образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности.

Круг дел, по которым обязательно проводится предварительное следствие, предусмотрен в ст. 150 УПК. В ст.151 устанавливается подследственность, т.е. определение того, какие конкретные категории дел должны расследоваться следователями различной ведомственной принадлежности.

При производстве следственных действий следователь обязан обеспечить охрану прав и интересов граждан. Запрещается совершать действия, унижающие честь и достоинство граждан или связанные с опасностью для их жизни и здоровья. Недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер воздействия на участников следственных действий. Нельзя проводить следственные действия в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательств.

Так, в ст. 6.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ законодатель констатировал, что обстоятельства, связанные с организацией работы органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, а также рассмотрение уголовного дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумных сроков осуществления уголовного судопроизводства (ч. 4).

  • оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной УПК РФ;
  • обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производство предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;
  • осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;
  • организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств и ряд других;
  • осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;
  • разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
  • совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
  • определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.

Предварительное следствие – выяснение следователем совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела. Оно начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела. Судебное следствие – составная часть судебного разбирательства в суде первой инстанции.

– следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Кроме того, при начальнике Следственного комитета создан постоянно действующий орган – оперативное совещание, состав которого он утв Следственный комитет возглавляет начальник Следственного комитета при МВД России, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Министра внутренних дел РФ.

Правоохранительные органы РФ содержат в своем составе специальное ведомство федерального характера, которое занимается контролем оборота наркотиков на территории России. Эта структура имеет множество характерных особенностей. Они, в свою очередь, наиболее полно представлены, если проанализировать ключевые задачи ФСКН. К их числу относятся следующие:

Правоохранительные органы РФ являются неотъемлемой частью всей деятельности государственной власти по обеспечению порядка, законности и верховенства права в стране. Одним из главных ведомств подобного характера можно по праву назвать Министерство внутренних дел. В своей структуре этот орган имеет Следственный департамент, который реализует деятельность органов предварительного следствия. Возглавляется подразделение начальником департамента. В своей работе следователи МВД осуществляют предварительное разбирательство по достаточно большому спектру уголовных дел. Помимо того, существуют также иные функции, предусмотренные законодательством.

Предварительное расследование в форме дознания должно быть закончено в срок, не превышающий тридцати суток со дня возбуждения уголовного дела. Дознание производится по уголовным делам, не представляющим большой сложности в собирании доказательств лица, виновного совершении преступления. В некоторых случаях, в том числе связанных с исполнением запроса о международной правовой помощи, с производством судебной экспертизы срок дознания может быть продлен:

  1. осуществление оперативно-розыскной деятельности, которая имеет обеспечительный характер для уголовного судопроизводства;
  2. обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности;
  3. функционирование в сфере административной деятельности;
  4. дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;
  5. выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Предварительное Следствие Или Расследование 2021

  • Неверно указанные следователем даты и время оформления постановления и это может повлечь отмену документа прокурором;
  • Неправильная квалификация общественного опасного деяния;
  • Вынесение постановления о возбуждении уголовного дела, когда документ был подготовлен от имени другого следователя.

Исходя из вышесказанного можно сказать о том, что такие ошибки, если они вовремя замечены в процессуальных документов влекут за собой отмену постановления, поэтому адвокат должен внимательно изучать этот документ на предмет процессуальной чистоты.


  • Следователь не указал в протоколе осмотра найденного и изъятого оружия, которым было совершено преступление. В дальнейшем это влечет к тому, что оно может быть изъято из ряда важнейших вещественных доказательств;
  • Неправильное обозначение месторасположения трупа при убийстве. Такая ошибка способствует тому, что дело возвращается к прокурору и последующее расследование;
  • Осмотр места происшествия вообще не проводился следователями. Это один из самых серьезных недостатков, так как дело просто легко разваливается;
  • ОМП проводится представителями следственных органов несвоевременным образом. Такая ситуация приводит к тому, что по естественным причинам попросту утрачиваются следы преступления и иные ценные доказательства, имеющие значение для уголовного дела;
  • Осмотр места происшествия делается не следователем, как положено нормами действующего процессуального законодательства, а представителем полиции;
  • Не были привлечены специалисты-криминалисты. Например, когда имеет труп и нужно установить причины смерти;
  • Не использовались специальные научно-технические средства, поэтому не обнаруживаются вещественные доказательства, такие как микрочастицы или не видны слабовидимые объекты;
  • Результаты осмотра фиксируются в протоколе следователями, на плане и фотоснимках небрежно и неточно При этом все обнаруживаемые при осмотре объекты лишь называются в протоколе, а не описываются достаточно полно и это приводит к утрате важнейшей доказательственной информации;
  • Вещественные доказательства и копии со следов небрежно или неправильно упаковываются, что приводит к их порче и утрате.

Такие недостатки, выявляемые в ходе проверки материалов уголовного дела не всегда могут быть устранены при помощи организации повторного или дополнительного осмотра. И это только узкий круг распространенных ошибок, совершаемых представителями следственных органов при ОМП. Отсюда можно сделать простой вывод о том, что протокол осмотра места происшествия – это один из самых важных документов, который должен иметься в материалах уголовного дело. При осмотре места происшествия обязательно в соответствии с нормами УПК России должны присутствовать двое понятных лиц. Если имеются любые, даже самые малейшие сомнения о том, что ОМП проводится незаконно, то тогда следует заявить в судебном процессе ходатайство с просьбой о допросе понятных лиц.

Еще одним важным доказательством является такой процессуальный документ, как протокол предъявления лица для опознания. Прибегают следователи к этому действию тогда, когда потерпевший не может описать четко и достоверно преступника, совершившего преступление. Например, когда потерпевшее лицо не смогло опознать никого из присутствующих на следственных действиях граждан. Протокол предъявления лица для опознания также следует тщательно изучить на предмет достоверности даты, наличия подписи, описания событий.

СМЭ либо судебно-медицинские экспертизы осуществляются в соответствии с установленными законодательными нормами по всем категориям уголовных дел, где надо установить факт причинения телесных повреждений либо смерти потерпевшему лицу. Как правило, это все корыстно-насильственные и насильственные преступления в УК РФ.


  • Эксперт не сделал вывод о том, какая степень тяжести вреда здоровью была в итоге нанесена. Тем самым он способствовал переквалификации преступного деяния с тяжкого состава на состав средней либо небольшой тяжести;
  • Описание повреждений или трупа потерпевшего не совпало с реальными приметами на теле. Например, эксперт может описать смерть от падения, но по факту имели место быть насильственные повреждения;
  • Объект, подвергнутый повреждениям или ущербу не описан полностью, не указаны его технические характеристики, не описан характер повреждений.
Читайте также:  УСН и кассовый аппарат в 2023 году

Примеров, когда экспертиза может быть оспорена масса. Если имеет место быть факт нарушений со стороны экспертов либо следственных органов, то тогда следует подать ходатайство о проведении дополнительной судебной-медицинской или технической экспертизы.


  • Избыточность объектов, которые должны быть исследованы в связи с постановкой вопросов следователя;
  • Шаблонность вопросов, когда следователем не обозначается конкретная ситуация;
  • Неправильно упакованные и описанные в процессуальных документах предметы, предназначенные для проведения экспертизы;
  • Непредоставление важных образцов для экспертизы;
  • Неверное определение последовательности при назначении нескольких экспертиз. Это может привести к невосполнимой утрате тех или иных признаков и невозможности дальнейших исследований одного и того же объекта экспертами других специальностей;
  • Несвоевременность назначения экспертиз и затягивание сроков проведения экспертных действий.

Предварительное расследование

В РФ стадия уголовного процесса, заключающаяся в осуществляемой под надзором прокурора деятельности органов дознания и предварительного следствия по собиранию, закреплению и исследованию доказательств, чтобы установить наличие или отсутствие события преступления, лиц, виновных в его совершении, характер и размер ущерба, причиненного преступлением, и иные обстоятельства, имеющие значение для дела. П. р. производится по подавляющему большинству уголовных дел.

Лишь в случаях, точно указанных в законе, его производство не требуется. Стадия П. р. заканчивается либо прекращением уголовного дела, либо направлением его в суд (в т. ч. для применения принудительных мер медицинского характера).

Регламентированная уголовно-процессуальным законом деятельность органов дознания и предварительного следствия, направленная на быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Деятельность этих органов направлена также на выяснение характера и размера ущерба, причиненного преступлением, обеспечение гражданского иска или возможной конфискации имущества, выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер к их устранению. П.р. — самостоятельная стадия уголовного процесса, следующая после возбуждения уголовного дела и предшествующая судебному разбирательству дела.

Определяя исключительное право суда на осуществление правосудия и применение наказания к лицам, признанным им виновными в совершении преступления, закон исходит из того, что для обеспечения высокого качества работы суда и вынесения справедливого приговора по большинству уголовных дел в порядке досудебного производства необходимо П.р., в ходе которого органы дознания и предварительного следствия в установленном законом порядке должны выяснить все обстоятельства совершенного преступления (ст. 68 УПК). В этих целях указанные органы до направления дела в суд собирают все необходимые доказательства, изобличающие лицо в совершении преступления, т.е. они доказывают, что в деянии определенного лица есть признаки конкретного состава преступления, предусмотренного статьей Особенной части УК РФ. При наличии достаточных доказательств выносится постановление о привлечении лица в качества обвиняемого.

Лицо после предъявления ему обвинения допрашивается в качестве обвиняемого, и в дальнейшем проверяются доводы, выдвинутые обвиняемым в свою защиту, которые либо подтверждаются, либо опровергаются.

Признав предварительное расследование оконченным, а собранные доказательства достаточными для рассмотрения дела в суде, следователь (орган дознания) знакомит с материалами дела участников процесса, составляет обвинительное заключение и направляет уголовное дело прокурору, который решает вопрос о передаче дела в суд для разрешения его по существу.

При установлении в процессе предварительного расследования обстоятельств, исключающих производство по делу, органы дознания и предварительного следствия прекращают это дело (ст. 5, 208 УПК). Уголовное дело может быть прекращено также по обстоятельствам, указанным в ст. 6-9 УПК.

Таким образом, П.р. заканчивается составлением обвинительного заключения либо постановления о направлении дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера или постановления о прекращении дела. Суд не связан выводами органов П.р. и прокурора о доказанности обвинения, его объеме, квалификации преступления (см. Судебное следствие).

Понятие, задачи, значение и общие условия предварительного расследования

Современное российское досудебное производство представляет собой сложную и многогранную деятельность органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, включающую проверку ими первичных данных о преступлении и решение вопроса о возбуждении уголовного дела, его предварительное расследование, а также действия прокурора по делу после окончания предварительного расследования.

После возбуждения уголовного дела осуществляется вторая и основная стадия досудебного производства — предварительное расследование. Это обязательная стадия российского уголовного судопроизводства. Только дела частного обвинения могут рассматриваться судом без проведения по ним предварительного расследования.

Предварительное расследование — это самая продолжительная стадия процесса. Оно представляет собой сложную и многогранную деятельность следователя или дознавателя, которая четко регламентирована законом и которая включает в себя действия по пресечению и предупреждению преступлений, собиранию и проверке доказательств в целях установления обстоятельств совершенного преступления, выявления лиц, его совершивших, и привлечения их в качестве обвиняемых по возмещению причиненного ущерба.

Некоторые следственные мероприятия допускается осуществлять исключительно по разрешению суда. В ст. 165 УПК регламентирован порядок получения этого согласия. Он предполагает следующие этапы:

  1. Следователь по согласованию с прокурором представляет суду ходатайство о выполнении определенного мероприятия, требующего разрешения суда. Оно должно сопровождаться соответствующим постановлением служащего.
  2. Суд единолично рассматривает ходатайство в течение суток с момента принятия. В заседании могут участвовать служащий и прокурор.
  3. По завершении рассмотрения ходатайства, суд выносит постановление. Своим решением он может разрешить выполнение запрашиваемого мероприятия или отказать в этом с указанием мотивов, которыми руководствовался.

Предварительное следствие — форма досудебного расследования.

Во время данной процедуры происходит установление, уточнение обстоятельств, требующих доказывания.

Полученные в результате сведения становятся основанием для вынесения решения в суде.

УПК (ст. 73) определяет, что установлению подлежат:

  • событие происшествия (время, место и т.д.);
  • виновность лица;
  • степень вреда, причиненного пострадавшей стороне;
  • факты, исключающие преступность действий;
  • факты, смягчающие или отягчающие вину;
  • иные обстоятельства.

Глава 22 УПК устанавливает законодательный регламент проведения процедуры.

История органов следствия

Органы дознания и предварительного следствия имеют свою структуру и характерные особенности, которые сложились исторически. Такой процесс, как расследование преступлений, тянет свои корни еще с Древней Руси. Уже в те далекие времена общество достаточно негативно реагировало на любые проявления общественно опасного поведения. Однако процесс доказывания не был сформирован должным образом. То есть, как правило, не было каких-либо разграничений между разными ступенями судебного производства. Своеобразный порядок в процессе расследования преступлений был наведен во времена Петра Великого. Во-первых, усиливается значение письменности и тайны во время следствия. Во-вторых, существенно модернизируется военный процесс. Ключевыми средствами его осуществления были пытки, а также допрос с пристрастием. Подобный вид уголовного расследования просуществовал вплоть до 1864 года. С этого момента функциональные обязанности судов и обвинения были разграничены. Начинается эра розыскного процесса.

Органы предварительного расследования

На сегодняшний день в Российской Федерации существуют структуры, имеющие статус «орган предварительного следствия». Данные подразделения входят в систему разных исполнительных ведомств. Чтобы разобраться, какие существуют полномочия органов предварительного следствия, нужно выделить их виды. Таким образом, на сегодняшний день в РФ существуют следующие следственные органы:

— Следственный комитет Российской Федерации.

— Следственный департамент Министерства внутренних дел РФ.

— Следственные органы Федеральной службы безопасности России.

— Следственные органы прокуратуры.

— Следственные органы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.

Данный перечень закреплен в Уголовно-процессуальном кодексе РФ. Таким образом, лишь представленные выше структуры могут осуществлять предварительное расследование криминальных правонарушений. Дабы разобраться, какими особенностями наделены данные органы, нужно рассмотреть суть каждого из них в отдельности.

Комментарий к Ст. 152 УПК РФ

1. Общее правило по данному вопросу заключается в том, что расследование по уголовному делу должно производиться по месту совершения преступления. Данное правило в равной мере касается как предварительного следствия, так и дознания.

2. Если же данное преступление, которое представляет из себя длящееся или продолжаемое деяние, было начато на одной территории, а закончено на другой и в силу данного обстоятельства относится к юрисдикции сразу нескольких органов расследования, оно должно расследоваться по месту окончания. Так, например, если террористический акт, связанный с угоном воздушного судна и захватом заложников, произошел на севере страны, а террористы обезврежены и задержаны в результате спецоперации уже в южном городе, уголовное дело должно быть возбуждено по месту пресечения преступления, что, конечно, не исключает права центральных органов следствия соответствующего ведомства принять дело к своему производству, включив ради этого процедуру, установленную новой, шестой частью комментируемой статьи.

3. В случае, когда преступная деятельность образуется из нескольких самостоятельных преступлений, совершенных в различных регионах страны, уголовное дело по решению руководителя следственного органа, вышестоящего по отношению к тому, в чьем подразделении находится уголовное дело, подлежит расследованию по месту, где совершено большинство преступлений или же наиболее тяжкое из них.

4. Следующее исключение из общего правила выражается в том, что предварительное расследование по уголовному делу в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков производится не по месту совершения преступления, а по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

5. Установив, что уголовное дело ему не подследственно, следователь или дознаватель, в чьем производстве оно находится, обязан произвести все неотложные следственные действия, чтобы обеспечить успех дальнейшего расследования, и лишь после этого предоставить дело прокурору для направления его по подследственности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *