Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности расследования несчастного случая на производстве при ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить расследование и учет в установленном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно ч. 3 ст. 227 ТК РФ расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; повреждения вследствие аварий, повлекшие временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни; при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора.
В данной ситуации работник получил повреждения (перелом руки) в результате аварии, которая произошла в течение рабочего времени на территории работодателя, следовательно, у работодателя возникает обязанность обеспечить расследование и учет описанного события в порядке, установленном для несчастного случая.
В случае установления факта грубой неосторожности пострадавшего, содействовавшей возникновению вреда, причиненного его здоровью, в акте о расследовании причин несчастного случая указывается степень его вины в процентах.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» размер ежемесячной страховой выплаты пострадавшему снижается, если его грубая неосторожность содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью.
Иными словами, нарушение пострадавшим каких-либо правил и норм не является обстоятельством, исключающим производство расследования причин несчастного случая и начисление ему страховых выплат.
Ссылка работодателя на нарушение работником правил движения транспортных средств на территории завода, утвержденных локальным актом, не может являться причиной для отказа в расследовании произошедшей аварии.
Таким образом, поскольку имеются все законные основания для проведения расследования данного происшествия в порядке, предусмотренном ТК РФ для расследования несчастных случаев, отказ работодателя от расследования несчастного случая является нарушением трудового законодательства. Работник имеет право требовать от работодателя расследования данного несчастного случая в надлежащем порядке, установленном трудовым законодательством.
Если работодатель отказывается или уклоняется от проведения расследования несчастного случая на производстве в установленном действующим законодательством порядке, работник имеет право обратиться в суд или направить жалобу в государственную инспекцию труда того субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрирован работодатель. Подать жалобу можно путем личного обращения в инспекцию, а также посредством электронного ресурса Онлайнинспекция.рф.
В случае нарушения трудового законодательства работодатель может быть привлечен к административной ответственности.
Согласно ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение трудового законодательства влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
1) на должностное лицо в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
2) на лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
3) на юридическое лицо – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
О ссылках ФСС на общие заболевания.
Сотрудница во время работы за ЭВМ почувствовала головокружение и упала со стула, получив перелом.
Созданная работодателем комиссия по расследованию НС сделала выводы на основании:
-
протоколов опроса потерпевшей и сотрудников-очевидцев, а также осмотра места происшествия;
-
листков нетрудоспособности, медицинского заключения, справки о заключительном диагнозе.
Комиссия признала случившееся несчастным случаем на производстве.
Специалисты ФСС указали, что травма получена по причине головокружения вследствие повышения артериального давления, то есть в результате общего заболевания, в связи с чем данный случай не может быть признан страховым. Кроме того, в выписном эпикризе установлено наличие у сотрудницы заболевания «гипертония», листок трудоспособности выдан не травматологом, а другим врачом.
Арбитры исходили из обязанности установить следующие обстоятельства:
-
являлась ли пострадавшая застрахованным лицом;
-
исполняла ли она во время спорного события обязанности по трудовому договору;
-
получила ли она в результате события повреждение здоровья, повлекшее временную утрату профессиональной трудоспособности.
Порядок расследования профессиональных заболеваний
Профессиональное заболевание (ПЗ) возникает из-за влияния на работника минимум 1 вредного фактора (ВФ) производства, обусловливает временную либо постоянную потерю трудоспособности или смерть. Согласно ФЗ №125, острое ПЗ возникает в результате 1-кратного воздействия ВФ, хроническое – в результате его постоянного влияния.
Порядок расследования профессиональных заболеваний устанавливает постановление Правительства РФ от 15.12.2000 г. № 967.
1. Пострадавший обращается в учреждение здравоохранения, где ему устанавливают предварительный диагноз. Это учреждение заказывает в центре госсанэпиднадзора характеристику условий труда заболевшего и направляет его в центр профпатологии, где после полного обследования ему устанавливается заключительный диагноз. Об этом центр профпатологии информирует работодателя в течение 3 дней.
2. Получив извещение о заключительном диагнозе, работодатель в течение 10 дней организует комиссию по расследованию причин профзаболевания. В ее состав входят: главврач центра госсанэпиднадзора (председатель), представители службы ОТ, работодателя, учреждения здравоохранения, профсоюза, другие требуемые специалисты.
3. Комиссия:
— рассматривает переданную центром профпатологии и службой ОТ документацию;
— выявляет причины наступления ПЗ;
— устанавливает лиц, которые нарушили требования санитарно-эпидемиологических правил, и др.;
— разрабатывает рекомендации по предотвращению аналогичных ПЗ;
— формирует акт в 5 экз.
4. После акта работодатель в течение 1 месяца издает приказ о внедрении рекомендованных комиссией мероприятий.
Данный порядок расследования профессиональных заболеваний актуален для застрахованных и незастрахованных в Фонде работников.
Действия членов комиссии
Расследуя несчастный случай с сотрудником, пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии, члены комиссии должны установить точное время и место происшествия (адрес). С разрешения органов следствия и дознания они могут осмотреть место происшествия и поврежденное транспортное средство, прилегающие к месту аварии сооружения и дорожные ограждения.
Также для дальнейшего расследования может пригодиться информация об организации, которая обслуживает дорогу.
Нужно зафиксировать погодные условия (дождь, снег, гололед, туман и т. д.), освещенность участка дороги, видимость и наличие дорожных знаков, горизонтальной и вертикальной разметки, следов автоторможения.
Члены комиссии должны выяснить, кто управлял транспортным средством, попавшим в ДТП. Записать все необходимые данные о водителе, цель его поездки. Если за рулем был сотрудник предприятия, узнать, отклонялся ли он от маршрута, по назначению ли использовал транспортное средство. Нужно проверить водительское удостоверение, техталон, путевой или маршрутный лист, товарно-транспортные документы на перевозимый груз.
Комиссия должна ознакомиться и иметь копии протокола осмотра места происшествия и транспорта. Запросить в управлении ГИБДД справку о ДТП и другую информацию, необходимую для расследования несчастного случая.
Члены комиссии должны проверить, как в организации обеспечена безопасность дорожного движения, в том числе:
-
соответствует ли техническое состояние, комплектация транспортных средств требованиям нормативных документов;
-
соблюдает ли работодатель установленные правила организации пассажирских и грузовых перевозок;
-
был ли обеспечен режим труда и отдыха водителя данного транспортного средства;
-
проходил ли водитель медицинское предварительное (периодическое) освидетельствование;
-
имелись ли до этого у водителя случаи ДТП и нарушения трудовой дисциплины;
-
как организовано техническое обслуживание и ремонт автомобилей;
-
есть ли на предприятии наглядная агитация, информация водителей об условиях движения, погоды и опасных участках;
-
как организовано проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.
При проверке и расследовании комиссия опрашивает всех причастных должностных лиц организации, уточняет или дополняет обстоятельства ДТП. Все полученные сведения заносит в материалы расследования.
Все этапы расследования комиссия должна отразить в материалах расследования. Для этого она использует утвержденные формы документов из постановления Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73:
-
осмотр места происшествия — форма № 7;
-
опрос очевидцев происшествия и при возможности пострадавшего — форма № 6;
-
акт об обстоятельствах и причинах ДТП — форма № 2;
-
заключение государственного инспектора труда — форма № 5;
-
запись о ДТП на производстве в журнале регистрации несчастных случаев — форма № 9.
Комментарий к ст. 229 ТК РФ
1. Как усматривается из положений комментируемой статьи, комиссии по расследованию несчастных случаев формируются в зависимости от обстоятельств происшествия, числа пострадавших и характера полученных ими повреждений здоровья.
В комментируемой статье воспроизводится в основном устоявшийся порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев, предусматривающий общее правило о том, что комиссии образуются в составе не менее трех человек и возглавляются работодателем (его представителем). Вместе с тем в данной статье предусмотрены также случаи, когда комиссия должна возглавляться представителями других органов. Например, в ч. 2 комментируемой статьи установлено, что при расследовании несчастного случая (в т.ч. группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжкие повреждения здоровья, либо несчастного случая (в т.ч. группового) со смертельным исходом комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
При несчастном случае, происшедшем в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, состав комиссии утверждается руководителем соответствующего территориального органа. Возглавляет комиссию представитель этого органа (ч. 13 ст. 229).
2. Работник, пострадавший от несчастного случая, имеет право на личное участие (или через своего законного представителя, через иное доверенное лицо) в расследовании несчастного случая. В комментируемой статье конкретизирован круг родственников работника, пострадавшего от несчастного случая, представители или иные доверенные лица которых — в случае его смерти вследствие несчастного случая — могут принимать участие в расследовании. В этот круг включены иждивенцы пострадавшего и лица, состоявшие с ним в близком родстве или свойстве. Указанные лица не входят в состав комиссии по расследованию несчастных случаев.
Вопрос о возможности включения данных лиц в состав комиссии по расследованию несчастных случаев, произошедших на производстве, был вынесен на рассмотрение Конституционного Суда РФ. Отказывая в принятии к рассмотрению жалобы Т.П. Мурашовой на нарушение ее конституционных прав ч. ч. 1 и 2 ст. 229 ТК, Конституционный Суд РФ в Определении от 17.11.2009 N 1517-О-О указал на то, что положения ч. ч. 1 и 2 ст. 229 ТК в системной связи с ч. ч. 10 и 11 указанной статьи, гарантирующими личное участие потерпевшего, лиц, состоявших с ним в близком родстве или свойстве, их законных представителей или иных доверенных лиц в расследовании несчастного случая, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан. Что же касается необходимости участия вышеуказанных лиц в расследовании несчастного случая в качестве членов комиссии по расследованию несчастных случаев, произошедших на производстве, то решение данного вопроса связано с изменением действующего правового регулирования, что к компетенции Конституционного Суда РФ не относится.
3. Содержавшееся в прежней редакции комментируемой статьи положение о том, что при крупных авариях с числом погибших 15 человек и более расследование проводится комиссией, состав которой утверждается Правительством РФ, в действующей редакции ст. 229 не воспроизводится. Это позволяет считать, что при указанных обстоятельствах состав комиссии формируется в таком же порядке, как и при групповом несчастном случае с числом погибших пять человек и более.
4. Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, а также формы документов (формы 1 — 9), необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, утверждены Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73. О формах этих документов см. коммент. к ст. 230.1.
Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (далее — Положение) устанавливает с учетом ст. ст. 227 — 231 ТК и особенностей отдельных отраслей и организаций обязательные требования по организации и проведению расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, происходящих в организациях и у работодателей — физических лиц с различными категориями работников (граждан), занятых, например: на находящихся в плавании рыбопромысловых или иных морских, речных и других судах независимо от их отраслевой принадлежности; в организациях железнодорожного транспорта; в организациях с особым режимом охраны, обусловленным обеспечением государственной безопасности охраняемых объектов (организации Вооруженных Сил РФ, органы пограничной службы, органы безопасности и внутренних дел, другие правоохранительные органы, учреждения исполнения уголовных наказаний Минюста России, организации атомной и оборонных отраслей промышленности и др.); в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, в представительствах федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей и др.
В течение 3 дней после завершения расследования несчастного случая на производстве работодатель обязан:
- выдать один экземпляр утвержденного им акта о несчастном случае на производстве пострадавшему (его законному представителю или иному доверенному лицу), а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом — лицам, состоявшим на иждивении погибшего или состоявшим с ним в близком родстве или свойстве (их законному представителю или иному доверенному лицу), по их требованию;
- хранить у себя (или своего представителя) в течение 45 лет второй экземпляр указанного акта вместе с материалами расследования;
- при страховых случаях третий экземпляр акта и копии материалов расследования направить в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя);
- при несчастном случае на производстве, происшедшем с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности, работодатель, у которого произошел несчастный случай, направляет копию акта о несчастном случае на производстве и копии материалов расследования по месту основной работы (учебы, службы) пострадавшего.
МАТЕРИАЛЫ РАССЛЕДОВАНИЯ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ ВКЛЮЧАЮТ:
- приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая;
- акт о несчастном случае на производстве по установленной форме (согласно Приложению № 1 Постановления Минтруда России от 24.10.2002 N 73);
- протокол осмотра места происшествия, а при необходимости фото- и видеоматериалы, планы, эскизы, схемы;
- документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;
- выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знания пострадавшими требований охраны труда; личных карточек учета выдачи СИЗ;
- протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;
- экспертные заключения специалистов, результаты технических расчетов, лабораторных исследований и испытаний;
- медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
- другие документы по усмотрению комиссии.
Таким образом, имеет значение следующее.
1. Статус лица, с которым произошел несчастный случай: это может быть как работник по трудовому договору, так и исполнитель — физическое лицо по гражданско-правовому; ученик или практикант, с которыми трудовые договоры не заключались; а также сотрудник организации, выполняющей для работодателя какие-либо работы или оказывающей услуги (в том числе по договору аутсорсинга). Главное, что это лицо на основании договора, закона или прямого указания совершало в момент происшествия какие-то действия в интересах организации-работодателя. Если, например, на территорию предприятия забрались воры или компания подростков в поисках приключений и они при этом пострадали (упали с забора, были покусаны собаками, получили раны от колючей проволоки), такое событие несчастным случаем на производстве считаться не может.
2. Вид события и его последствия: травмы, ожоги, обморожения, удары током или тепловые удары, укусы, утопление и любые иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, при условии, что они повлекли за собой необходимость перевода на другую работу, утрату трудоспособности либо смерть. При этом не имеет значения, были ли повреждения непосредственно связаны с работой, которую выполнял пострадавший (например, рука попала в станок или в цехе обрушилась балка), или же происшествие вообще не связано с работой (в окно офиса залетела пчела и укусила работницу или же работник подрался с кем-то на почве личных неприязненных отношений).
3. Место происшествия: это территория работодателя либо иное место, куда пострадавший был направлен для выполнения работы (например, водитель в рейсе, курьер на задании или строитель на объекте) или в командировку.
4. Время события: в рабочее время (в том числе при работе сверхурочно, в выходные и праздники, при разъездах в служебных целях на общественном транспорте или транспорте, предоставленном работодателем), а также во время перерывов, междусменного отдыха при работе вахтовым методом, следования в качестве сменщика в отдельных профессиях, при подготовке к выполнению и завершению работы (обработка инструментов, переодевание и т. п.), при следовании к месту работы/с работы (но только при условии, что транспорт для следования предоставлен работодателем либо с работником заключено соглашение об использовании для этих целей личного транспорта), а также в командировку и из нее.
В любом случае право квалификации несчастного случая как связанного либо не связанного с производством принадлежит комиссии по расследованию несчастного случая (ст. 229.2, 229 ТК РФ), формируемой работодателем и проводящей расследование в установленном законодательством порядке, поэтому, если у работодателя имеются сомнения по квалификации события, ему следует создать соответствующую комиссию.
Кроме того, приведенный в статье 227 Трудового кодекса перечень обстоятельств, при которых то или иное событие может быть признано несчастным случаем на производстве, носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.
Порядок расследования несчастных случаев на производстве
Для расследования несчастного случая, в том числе группового, в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, работодатель незамедлительно создает комиссию в составе не менее 3 человек.
В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченный им представитель.
Состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя. Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включается.
В расследовании несчастного случая у работодателя – физического лица принимают участие указанный работодатель или полномочный его представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе.
Каждый пострадавший или уполномоченный им представитель имеет право на личное участие в расследовании несчастного случая на производстве, происшедшего с ним.
Для расследования несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом, в состав комиссии дополнительно включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профессиональных союзов.
При расследовании несчастных случаев с застрахованными в состав комиссии также включаются представители исполнительных органов страховщика (по месту регистрации страхователя).
Работодатель образует комиссию и утверждает ее состав во главе с государственным инспектором труда.
По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего – его родственников) в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо. В случае если доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель или уполномоченный им его представитель либо председатель комиссии обязан по требованию доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.
При несчастном случае, происшедшем в организации при эксплуатации опасных производственных объектов, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, состав комиссии утверждается руководителем соответствующего территориального органа. Возглавляет комиссию представитель этого органа.
При крупных авариях с числом погибших 5 человек и более в состав комиссии включаются представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и общероссийского объединения профессиональных союзов.
Особенности расследования служебной аварии
Все аварии с участием транспортного средства компании, где водитель выступает в качестве наемника, требуют проведения особой экспертизы.
В процессе выполнения встречаются следующие особенности расследования ДТП:
- техническое состояние машины перед выездом;
- кто производил последний ремонт;
- проверяются путевые листы;
- насколько водитель соблюдал принципы и технологические процессы транспортировок;
- определяется скорость следования по маршруту, где произошло ДТП;
- как организована работа шоферов в компании и какие мероприятия проводятся для предупреждения опасных случаев.
Порядок проведения должностного расследования подобных происшествий в компании проводят согласно закону о защищенности путевого перемещения и иных законных действий. Если авария произошла на предприятии, основная задача должностного следствия выявлять факторы риска, а кроме того найти виноватых в случае ДТП.
Комиссия начинает свою деятельность не позже 5 дней с даты катастрофы. Когда в ДТП погибли люди, этот период увеличивается до 7 суток. Служебное расследование включает формирование особой комиссии и следствия согласно прецеденту, выезд на место катастроф, допрос очевидцев. По факту происшествия формируется особый документ, где отображаются сведения о несчастном случае, непосредственных членах комиссии, факторах катастрофы и установленных причин её появления.
Сбор достоверной информации для экспертизы играет важную роль в деле контроля происшествий на сегодняшний день. Специальная комиссия помогает расследовать самые сложные ДТП и найти виновных. В неё включены следователи и арбитры, назначенные законодательством. Осуществить соответствующее должностное следствие могут лишь личности, которые обладают специальными знаниями. Иначе расследование будет признано неправомерным.
Обязательства работодателя перед началом расследования
Согласно Трудовому кодексу РФ, работодатель обязан обеспечить работника безопасными условиями и охраной труда. Осуществление данных гарантий не на должном уровне может обернуться несчастным случаем на производстве, при возникновении которого работодатель (его представитель) должен:
- моментально организовать первую помощь и дальнейшую транспортировку пострадавшего в медицинское учреждение (при необходимости);
- принять срочные меры, направленные на локализацию чрезвычайной ситуации и воздействие повреждающих факторов на других лиц;
- обеспечить для предстоящего расследования сохранность изначальной обстановки или зафиксировать ее документально, если существует угроза жизни и здоровью других лиц или возникновения аварийной ситуации;
- безотлагательно поставить в известность о тяжелом несчастном случае или несчастном случае с летальным исходом уполномоченные федеральные органы, а также родственников пострадавшего;
- обеспечить своевременность проведения расследования и правильность оформления его материалов.
О групповом (более одного человека), тяжелом или несчастном случае с летальным исходом на производстве работодатель обязан в течение суток проинформировать в установленной форме соответствующие государственные органы:
- Государственную Инспекцию Труда;
- Прокуратуру РФ по месту происшествия;
- Территориальный орган профсоюза по месту регистрации организации;
- Администрация района по месту регистрации организации;
- Территориальный Фонд Социального Страхования по месту регистрации организации.
Что считается страховым случаем?
Согласно Закону об обязательном социальном страховании от несчастных случаев страховым случаем считается подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, влекущий возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию. В свою очередь, несчастным случаем является событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору или в иных установленных законодательством ситуациях. При этом расследованию и учету на предприятии подлежат несчастные случаи, происшедшие (ст. 227 ТК РФ):
- с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);
- при исполнении сотрудниками трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем.
Расследованию в установленном порядке в качестве несчастных случаев подлежат события, в результате которых пострадавшие получили телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом, тепловой удар, ожог, обморожение, утонули или были поражены электрическим током, молнией, излучением, получили укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми, повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, если указанные события произошли:
- в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;
- при следовании к месту (с места) выполнения работы или на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора;
- при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком;
- в иных ситуациях.
Несчастные случаи, происшедшие с лицами, направленными в установленном порядке для выполнения работ к другому работодателю и работавшими там под его руководством и контролем (под руководством и контролем его представителей), расследуются комиссией, формируемой и возглавляемой этим работодателем (его представителем). В состав комиссии включается полномочный представитель организации или работодателя — физического лица, направивших упомянутых лиц. И наоборот, несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, выполнявшими работу по заданию работодателя (его представителя) на выделенном в установленном порядке участке сторонней организации, расследуются комиссией, формируемой и возглавляемой работодателем (его представителем), производящим работу, с обязательным участием представителя организации, на территории которой производилась эта работа (Письмо Минтруда России от 14.02.2013 N 14-2-291).
Порядок проведения расследования несчастных случаев
При расследовании каждого несчастного случая комиссия (государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая)
- выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда,
- получает необходимую информацию от работодателя (его представителя) и по возможности — объяснения от пострадавшего.
По требованию комиссии в необходимых для проведения расследования случаях работодатель за счет собственных средств обеспечивает:
- выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов-экспертов;
- фотографирование и (или) видеосъемку места происшествия и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем;
- предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
Материалы расследования несчастного случая
Материалы расследования несчастного случая включают:
- приказ (распоряжение) о создании комиссии по расследованию несчастного случая;
- планы, эскизы, схемы, протокол осмотра места происшествия, а при необходимости — фото- и видеоматериалы;
- документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;
- выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знания пострадавшими требований охраны труда;
- протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;
- экспертные заключения специалистов, результаты технических расчетов, лабораторных исследований и испытаний;
- медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
- копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;
- выписки из ранее выданных работодателю и касающихся предмета расследования предписаний государственных инспекторов труда и должностных лиц территориального органа соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному надзору в установленной сфере деятельности (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также выписки из представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;
- другие документы по усмотрению комиссии.
Конкретный перечень материалов расследования определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая.
На основании собранных материалов расследования комиссия (государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая):
- устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая;
- устанавливает лиц, допустивших нарушения требований охраны труда;
- вырабатывает предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев;
- определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности;
- решает вопрос о том, каким работодателем осуществляется учет несчастного случая;
- квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.