Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто устанавливает размеры материальной помощи в бюджетном учреждении в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Многие работники думают, что, чем больше финансовых средств они получают в течение года, тем большая сумма отпускных им будет начислена. Но это мнение является верным отчасти. Согласно действующему законодательству, при расчете среднего заработка для отпускных учитываются лишь те сумы денег, которые относятся к системе заработной платы.
Это непосредственно сама зарплата, квартальные, годовые премии и т.п. Вопрос, учитывается ли материальная помощь при расчете отпускных, является актуальным для подчиненных, которые получают подобную финансовую поддержку.
Повышение зарплаты бюджетникам в 2022 году
У многих возникает логичный вопрос — когда повысят зарплату бюджетникам в 2022 году? Индексация заработных плат работникам бюджетной сферы традиционно в течение последних нескольких лет проходит 1 октября. Увеличение зарплаты осуществляется на величину не меньшую, чем инфляция. Предыдущее повышение зарплат выглядело следующим образом:
- В 2019 году заработные платы были подняты на 4,3%, в то время как инфляция в 2018 году составила 4,27%.
- В 2020 году зарплаты были повышены на 3%, а инфляция за 2019 год была на уровне 3,05%.
- В 2021 году уровень заработных плат был повышен на 4%, в 2020 году размер инфляции составил 4,91%.
Будет ли повышена зарплата бюджетников в 2022 — последние новости России говорят о том, что стоит ожидать повышения на 4%, несмотря на то, что размер инфляции за 2021 год достиг 8,39%.
Данное повышение касается тех работников бюджетной сферы, которые не подпадают под майские указы президента РФ. К таким работникам относятся следующие категории бюджетников: государственные служащие, гражданские работники Росстандарта, Роспотребнадзора, МЧС и некоторых других государственных структур.
Сотрудников бюджетных организаций, которые попали под действие майских указов, также ждёт повышение заработных плат, но уже по другой схеме. Их оклады будут повышены 1 октября 2022 года. Главная особенность новой схемы начисления заработных плат — это подгон их размера под среднюю заработную плату по региону. При этом повышение зарплаты бюджетникам в 2022 году в каждом конкретном случае зависит от распоряжения местных властей и руководителей учреждений (школы, больницы, детские садики и т.д.).
С 11 мая 2021 года многие регионы РФ, при назначении пособий и иных социальных выплат, стали использовать Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО). Также начались выплаты новых детских пособий, которые были анонсированы президентом ранее. Сумма выплат зависит от региона и может достигать до 12 тыс. руб. в месяц. Уведомления тем родителям, которым положен данный выплат, должны появляться в личном кабинет пользователя на портале госуслуг.
Также с 1 июля 2021 года планируется увеличение размера выплат для беременных, которые стали на учет на ранних сроках в связи с трудной жизненной ситуацией. Размер выплат, которые будут начисляться ежемесячно, составит половину прожиточного минимума. Предусмотрены выплаты пособий для неполных семей с детьми до 17 летнего возраста.
Отражение хозяйственных операций
При отражении хозяйственной операции по поступлению материальных запасов используется приходный ордер на приемку материальных ценностей, который в дальнейшем служить основанием для принятия материальных запасов к учету.
Отражение межведомственных расчетов представляется в двух экземплярах документа «извещение» – по одному экземпляру для передающей и принимающей сторон.
Принимающая сторона при получении «извещения» подтверждает факт приемки-передачи материалов, заполняет его в части своих реквизитов и передает второй (передающей) стороне.
Согласно вступившему в силу приказу Минфина России №61н, с 01.01.2023 года все учреждения бюджетной сферы обязаны перейти на электронный формы первичных документов. В перечне унифицированных форм электронных документов присутствует акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф.0510448).
О РАЗМЕРАХ, ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ ОКАЗАНИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ РАБОТНИКАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 122 Г. МИНСКА»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
(КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР МЕЖДУ РУКОВОДИТЕЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №122 Г. МИНСКА» И ПРОФСОЮЗНЫМ КОМИТЕТОМ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №122 Г. МИНСКА» БЕЛОРУССКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ НА 2020-2023 ГОДЫ)
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с пунктом 4 Указа Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г. № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» и определяет размеры, порядок и условия оказания материальной помощи.
2. Материальная помощь работникам государственного учреждения образования «Средняя школа № 122 г. Минска» оказывается в связи с непредвиденными материальными затруднениями и другими причинами, определенными настоящим Положением, по решению руководителя государственного учреждения образования «Средняя школа № 122 г. Минска» организации по согласованию с профсоюзным комитетом организации.
3. На оказание материальной помощи работникам государственного учреждения образования «Средняя школа № 122 г. Минска» направляются средства, предусматриваемые в соответствующих бюджетах, а также средства из иных источников, не запрещенные законодательством, в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов работников.
II. ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
4. По решению руководителя государственного учреждения работникам может быть оказана материальная помощь в связи с непредвиденными материальными затруднениями:
4.1 в связи со смертью членов семьи и близких родственников (отца, матери, супругов, детей) — в размере до 10 базовых величин;
4.2 в связи со смертью работника (выплачивается близким родственникам) — в размере до 20 базовых величин;
4.3 несчастными случаями, авариями, катастрофами, чрезвычайные обстоятельства (пожар, ограбление, затопление, утеря документов) и в других подобных случаях (на основании письменного заявления руководителя и подтверждающих документов) – в размере до 10 базовых величин;
4.4 рождением (усыновлением) ребенка на основании письменного заявления работника – в размере 5 базовых величин;
4.5 в связи с вступлением в брак впервые – в размере 5 базовых величин;
4.6 в связи с юбилейными датами дня рождения: 50, 60, 70 лет в (без письменного заявления работника) — размере 5 базовых величин;
4.7 при увольнении работника, достигшего общеустановленного пенсионного возраста или которому назначена пенсия по инвалидности (без письменного заявления работника):
4.7.1 проработавшим в государственном учреждении от 5 до 10 лет – в размере 2 базовых величин;
4.7.2 проработавшим в государственном учреждении свыше 10 лет – в размере 5 базовых величин.
4.8 продолжительная болезнь работника (более месяца) — в размере до 5 базовых величин;
4.9 приобретение путёвки ребенку (детям) в загородный лагерь – в размере 2 базовых величин;
4.10 приобретение дорогостоящих лекарств на лечение — в размере до 10 базовых величин;
4.11 приобретение путёвки за полную стоимость на санаторно-курортное лечение в санаториях на территории Республики Беларусь — в размере до 10 базовых величин;
4.12 многодетным, либо одиноким родителям, – один раз в год на каждого ребёнка в размере 3 базовых величин на оздоровление или к началу учебного года;
4.13 работникам, имеющим несовершеннолетних детей для подготовки их к школе – 3 базовые величины;
4.14 работникам, имеющим детей выпускных классов, для подготовки их к выпускным вечерам – 3 базовых величины;
4.15 другие случаи тяжелого материального положения (на усмотрение комиссии) – до 10 базовых величин
5. Работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребёнком до 3-х лет, материальная помощь оказывается по их заявлению только при возникновении обстоятельств, перечисленных в пунктах: 4.1, 4.2 настоящего Положения.
6. К заявлению об оказании материальной помощи прилагаются копии документов, подтверждающих основания, по которым работник просит оказать материальную помощь в соответствии с Положением.
Документами, подтверждающими наступление соответствующих обстоятельств или понесенных расходов, являются:
длительная болезнь работник, длительное лечение – копия листка о временной нетрудоспособности, эпикриз;
в связи со смертью близкого родственника – копия свидетельства о смерти и документы, подтверждающие родство;
в связи с приобретением путевки в детский оздоровительный лагерь – копия путевки и(или) отрывной талон к путевке.
7. Остаток неиспользованных средств, предусмотренных на оказание материальной помощи, выплачивается в конце календарного года всем работникам в размере сложившегося процента пропорционально их окладам, с учетом фактически отработанного времени.
8. Работникам, принятым и уволенным в текущем месяце материальная помощь не выделяется.
9. Размеры материальной помощи по заявлениям работников после рассмотрения комиссией учреждения образования, устанавливаются приказом руководителя учреждения образованию при согласовании с профсоюзным комитетом профсоюза.
На сколько с 1 февраля 2023 года увеличивать зарплату сотрудникам
Чтобы узнать, на сколько минимально требуется увеличить зарплату, нужно умножить её на коэффициент индексации Росстата.
Ведомство опубликует этот показатель в январе 2023 года. Индексация зарплаты сотрудников обязанность, а не право работодателя. Повышать уровень заработной платы – одна из основных государственных гарантий (ст. 130 ТК).
Инспекторы Роструда во время проверок вправе запросить у работодателя документы по индексации зарплаты (абз. 3 ст. 357 ТК). Если таких документов не будет, работодателя привлекут к ответственности.
Штраф грозит и в том случае, если документы по индексации есть, но фактически работодатель зарплаты не увеличивает. Размеры штрафов установлены частью 1 статьи 5.27 КоАП.
Конкретный размер индексации каждый работодатель определяет самостоятельно. Главное, чтобы он был не ниже величины фактического роста потребительских цен. Использование других коэффициентов при индексации имеет риски, инспекция оценивает исполнение обязательных требований в ходе проверки.
В локальном нормативном документе можно указать, что индексация зависит от финансовых возможностей работодателя (определение Верховного суда от 24.04.2017 № 18-КГ17-10). Тогда, если есть объективные трудности, работодатель вправе принять решение о повышении оплаты труда не в полном объеме или отложить индексацию до улучшения финансово-экономического положения компании. Это позволит избежать сокращения рабочих мест.
На сколько прибавят бюджетникам
Глава Минфина Антон Силуанов заявил, что в 2023 году зарплаты работников бюджетной сферы вырастут на 8%. При этом он пояснил, что этот показатель заложен в федеральном бюджете на 2023−2025 годы.
Но специалисты обращают внимание на то, что этот показатель рассчитан исходя из предположения о замедлении инфляции следующего года в России более чем в два раза — до 5%. А вот если инфляционные индексы будут выше, то для исполнения президентского поручения индексировать зарплаты придётся на больший процент.
— Обычно ежегодный рост зарплат в бюджетной сфере составлял 5−6%, но сейчас повышение предполагается на 8−11%.
Однако при существующих темпах годовой инфляции даже эта прибавка будет выглядеть номинальной, — пояснил эксперт в области трудовых отношений.
— Однако некоторые группы бюджетников могут получить реально ощутимую прибавку вне зависимости от инфляционных ожиданий.
Это касается тех специалистов-бюджетников, которых работодателям нужно удерживать на местах. Данный подход актуален в первую очередь для силовых ведомств, вооружённых сил и предприятий оборонного комплекса. По остальным специальностям прибавка выше инфляционных потерь тоже может быть, но скорее за счёт региональных надбавок.
Какой срок выплаты денежного пособия малообеспеченным семьям?
В текущем году законами Украины установлено, что срок выплат финпомощи украинцам с недостаточным доходом составляет 180 дней (полгода). Когда этот срок истекает, право на получение дотации этого типа необходимо снова «доказать», подав требуемый УТСЗН набор документов.
Пожизненно государственная денежная поддержка назначается лицам, которые достигли 65 лет, являются полностью одинокими, не имеют других видов доходов.
Одинокие нетрудоспособные украинцы, живущие без источника дохода, могут получить дотацию на весь период признания их нетрудоспособными. Для этого в соцорганы нужно предоставить справку от МСЭК (медико-социальная экспертная комиссия).
Таким же образом решается ситуация, когда один из супругов неработоспособен, не имеет родственника, способного его содержать.
Оплата труда работников патронатной службы (среди них, в частности, советники, пресс-секретари, помощники, референты) осуществляется по Условиям оплаты труда работников патронатных служб в государственных органах, утвержденным Постановлением № 15.
Социально-бытовая материальная помощь и помощь для оздоровления выплачивается им по тем же правилам и в тех же размерах, что и работникам, на которых возложены функции по обслуживанию.
Отличием является то, что решение о выплате принимает лицо, на которое возложены функции руководителя аппарата (в частности, руководитель аппарата Верховной Рады, руководитель офиса Президента, госсекретарь КМУ, министерства, руковдитель госоргана или его заместитель). Предложение относительно выплаты должно подаваться должностным лицом, при котором создана патронатная служба, а выплата должна осуществляться в пределах утвержденного фонда оплаты труда соответствующего госоргана.
Некоторые особенности выплаты помощи в госорганах и ОМС
В первую очередь напомним, что согласно п. 6 Постановления № 268 руководители ОМС получают стимулирующие выплаты и материальную помощь в порядке и размерах, установленных данным постановлением, однако есть отдельный порядок принятия решения относительно этих выплат.
Так, основанием для получения материальной помощи председателем областного, районного и районного в городе совета, его заместителем, а также сельским, поселковым, городским головой служит решение соответствующего совета.
А вот секретарям сельских, поселковых, городских советов, заместителям сельских, поселковых, городских голов, управляющим делами (секретарям) исполкомов, старостам помощь должна предоставляться по решению сельского, поселкового, городского головы.
Связано это с тем, что ОМС не имеют органов вышестоящего уровня, то есть фактически эти органы работают в условиях определенной автономности и много важных решений принимают самостоятельно.
Может случиться, что работник вовремя не использовал свое право на ежегодный отпуск, то есть обратился за ее получением, скажем, проработав почти два года без отпуска.
Напомним: в соответствии со ст. 11 Закона № 504 запрещено непредоставление ежегодных отпусков полной продолжительности в течение двух лет подряд. |
Топ‑10 изменений с 2021 года для бухгалтера бюджетной сферы
В положении о матпомощи или коллективном договоре подробно описывают весь этот процесс.
Обращение к работодателю. Обычно от работника требуется заявление с документом, доказывающим факт события. Таким документом может быть копия свидетельства о браке, о рождении ребенка, о смерти родителя.
Издание приказа об оказании материальной помощи. На основании полученного сообщения работодатель издает приказ об оказании матпомощи, где указывает сумму и срок выплаты.
Выплата матпомощи. Бухгалтерия проводит эту операцию на основании приказа руководителя.
Если происходит задержка выплаты матпомощи, за каждый день просрочки на нее начисляются проценты в соответствии со ст. 236 ТК РФ. При этом работник не вправе приостанавливать работу, ссылаясь на ст. 142 Трудового кодекса РФ.
Как мы писали выше, матпомощь — не зарплата, поэтому задержка ее выплаты не может повлечь приостановление работы.
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Все важные изменения в бюджетной сфере с 2021 года 841.7 КБ
- Важные новости для бухгалтера бюджетной сферы за июнь
- Профпереподготовка для бухгалтера бюджетной сферы: зачем и по каким программам учиться
- Дайджест № 64. НДС и налог на прибыль: новые законы. Важные письма по налогам
- Изменения в работе бухгалтера бюджетной сферы: дайджест за май
- Дайджест № 63. Новое по НДС и НДФЛ
- КОСГУ и КВР в 2021 году для бюджетных учреждений
Стандарт регламентирует порядок бухгалтерского учета объектов, возникающих при осуществлении совместной деятельности по договору простого товарищества без образования юридического лица или по соглашению о совместных действиях без объединения имущества (вкладов), направленных на достижение целей, не связанных с извлечением прибыли, без образования юридического лица, а также правила раскрытия в отчетности информации об участии субъекта учета в указанной деятельности.
Если имущество участников соглашения о совместной деятельности не объединяется, каждый субъект учета оставляет на своем балансе все используемые активы (ОС, НМА, НПА, МЗ), не переводя их в категорию финансовых вложений. Учреждение ведет бухгалтерский учет в соответствии с действующими нормативными актами, Учетной политикой. В части, относящейся к совместной деятельности, следует применять обособленную аналитику.
В результате выполнения совместных операций у госучреждения могут образоваться активы и доходы, которые нужно принять к учету. При признании таких активов и доходов и выполнении их стоимостной оценки следует руководствоваться:
- действующим законодательством в сфере бухучета, в том числе инструкциями и стандартами;
- внутренними локальными нормативными актами, в первую очередь Учетной политикой;
- соглашением о ведении совместной деятельности.
У субъекта учета, выполняющего завершающие хозяйственные операции, возникают активы и доходы, подлежащие передаче другим участникам. Активы при этом следует учитывать на забалансе, откуда и производить передачу, а причитающиеся другим субъектам учета доходы следует отразить в качестве обязательств перед ними.
В бухгалтерской отчетности учреждению-участнику нужно представить следующие сведения:
- по каждому соглашению, не предусматривающему объединения имущества: цель и гражданско-правовую форму совместной деятельности, величину активов и обязательств, доходов и расходов, признанных за отчетный период в связи с совместной деятельностью;
- по каждому договору простого товарищества: цель совместной деятельности, величину вклада по договору и размер дохода за отчетный период;
- субъект, ведущий общий бухучет, должен сформировать обособленную бухгалтерскую отчетность простого товарищества в соответствии с действующими инструкциями. Если участниками договора были юрлица, не имеющие отношения к бюджетной сфере, нужно раскрыть информацию о размере их вкладов.
Минфин выпустил методические рекомендации по применению федерального стандарта бухучета госфинансов «Выплаты персоналу». В них обобщены правила учета выплат персоналу, в том числе за счет резервов предстоящих расходов.
В учетной политике предусмотрите, на какую дату будете впервые начислять резерв по пенсионным и иным аналогичным выплатам. Это новый вид резерва. Он включает суммы государственного пенсионного обеспечения (кроме выплат из ПФР), а также суммы, которые назначаются на основании локального акта организации по достижении работником установленного законом пенсионного возраста или стажа работы.
Порядок первоначального признания резерва согласуйте с учредителем и финорганом. В стандарте этот вопрос не урегулирован. При этом требования к учету нового вида резерва применяются с 1 января 2021 года. Показатель по счету 401.60 будете отражать в том числе в промежуточной отчетности следующего года. Полагаем, что показатели такой отчетности должны учитывать информацию о новом виде резерва.
Образец приказа об оказании материальной помощи работнику
Работодатель, заботящийся о своих сотрудниках, в случае особых обстоятельств в их жизни может финансово поддержать их, выплатив материальную помощь. В некоторых компаниях такая помощь гарантирована специально предоставляемым «соцпакетом». В любом случае, это передача денежных средств, поэтому она должна отвечать определенным критериям, быть правильно оформлена, иметь установленную процедуру назначения и выплаты. Возникают вопросы, касающиеся бухгалтерского учета и налогов, связанных с оформлением материальной помощи сотруднику.
В Трудовом кодексе и других законодательных актах РФ четкое определение «материальная помощь» отсутствует, поэтому и могут возникать различные толкования и разночтения.
Более точен Стандарт РФ ГОСТ Р52495-2005, рассматривающий это понятие в связи с бедствиями людей при катастрофах, терактах и других чрезвычайных ситуациях. По этому стандарту, в качестве материальной помощи могут быть переданы:
- денежные средства;
- продукты питания;
- одежда и обувь;
- медикаменты;
- предметы ухода за детьми;
- вещи первой необходимости.
[3]
Этот нормативный документ далеко не всегда можно применить к отношениям в процессе труда.
Различные нормативные акты об оказании этого вида социальной помощи могут быть изданы местными федеральными органами исполнительной власти. Внутренний документ предприятия – «Положение о материальной помощи» – часто разрабатывается в качестве локального нормативного акта.
Если с сотрудниками заключен коллективный договор, условия выплаты финансовой поддержки могут быть прописаны в нем.
ВАЖНО! Иногда положения о материальной помощи вписываются прямо в трудовой договор или являются частью других локальных документов, например, о премировании. Работодателю не стоит этого делать, т.к. эта выплата является социальной помощью, не зависящей от трудовой деятельности сотрудника.
Проанализировав различные нормативные акты, регламентирующие выплату материальной помощи, можно сделать вывод об основных ее признаках и отличиях от других выплат на предприятии.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Даже если в компании закреплено «Положение о материальной помощи», это не может обязать работодателя ее выплатить. «Положение» лишь регламентирует основания и порядок данной выплаты, но решение о ее назначении работодатель принимает индивидуально в каждом конкретном случае.
Теоретически, рассчитывать на эту выплату может любой сотрудник предприятия, даже бывший, попросивший о ней в сложный жизненный момент. На практике социальную поддержку работодатель чаще всего оказывает по факту:
- необходимости поправки здоровья (если нетрудоспособность не связана с виной работодателя);
- неожиданного финансового ущерба сотрудника (стихийное бедствие, кража, коммунальные неприятности, авария и т.п.);
- наступления финансово дорогих жизненных событий (свадеб, похорон, рождения детей и т.д.);
- ухода на пенсию (помимо положенных законом выплат).
К СВЕДЕНИЮ! Материальная помощь может быть и нецелевой, в заявлении в таком случае пишут «в связи с тяжелым материальным положением». Но, поскольку она подпадает под другие категории налогообложения, ее редко начисляют в размере больше 4 тыс. руб.
Если таким особым обстоятельством является смерть самого сотрудника, то финансовую помощь работодатель окажет его ближайшим родственникам (при наличии заявления от них, подкрепленного свидетельством о смерти, и подтверждающих родство документов).
СПРАВКА! Размер пособия в каждом случае определяется работодателем, во внимание принимаются сами обстоятельства и тонкости налогообложения. Ориентировочные суммы могут указываться в «Положении о материальной помощи», если такой акт действует в данной компании. Сроки подачи письменной просьбы на оказание этой помощи не регламентируются, кроме рождения малыша: в этом случае заявление принимается не позже, чем пройдет год с этого события.
Все обстоятельства, которые могут служить основанием для назначения финансовой помощи, обязательно перечисляются в соответствующем локальном акте – «Положении о материальной помощи», колдоговоре. Формулировки их должны быть как можно более точными и конкретными, во избежание обвинений в снижении налоговой базы со стороны инспекции.
Для сотрудника нужно совершить всего лишь три действия:
- написать заявление, приложив к нему соответствующие документальные подтверждения;
- дождаться резолюции начальства;
- получить деньги на банковскую карту или на руки под роспись в ведомости или отдельном кассовом ордере.
Порядок действий работодателя несколько сложнее:
- Рассмотрение поданного заявления:
- оценка основания обращения (включен ли повод в перечень локального документа о начислении материальной помощи);
- изучение подтверждающей документации (свидетельства о браке, рождении, смерти, справки, выданной подразделением МЧС или ЖЭКом и т.п.).
- Издание приказа о выплате указанной помощи в обозначенном размере в определенный срок. В приказе обязательно должно быть:
- ФИО претендента на данную выплату;
- основание для начисления (указать вид обосновывающего документа);
- ссылка на локальный правовой акт, регламентирующий такие выплаты в компании;
- источник помощи (обычно это прибыль предприятия – текущая или прошлая; признание социальной выплаты частью оплаты труда неправомерно).
- Начисление назначенной суммы бухгалтером предприятия.
- Перечисление ее на банковскую карту работника или выдача наличными кассиром предприятия.
- Расчет бухгалтерским отделом налогов и отчислений в социальные фонды.
С 2010 года большинство поводов для социальных выплат не освобождаются от взносов в Пенсионный, страховой и другие фонды. Освобождается от отчислений:
- любая помощь до 4 тыс. руб. в год на одного работника;
- помощь, связанная с кончиной близкого родича;
- начисление в случае чрезвычайных обстоятельств, в том числе природных катаклизмов;
- поддержка при появлении новорожденного на сумму не выше 50 тыс. руб. на обоих родителей.
НДФЛ не начисляется, если суммы назначенных выплат не превышают 4 тыс. руб. в течение года.
В кадровых документах организаций можно встретить приказ о выплате материальной помощи. Хотя Трудовой кодекс и иные законы прямо не регулируют оказание такой помощи работнику. Не закреплены ни основания издания приказа, ни размеры помощи (не касается государственных организаций).
Обычно работодатель выплачивает материальную помощь в 2 случаях – приятные события (рождение ребенка, вступление в брак и т.п.) и, наоборот, печальные (смерть близкого родственника, болезнь, затруднительное материальное положение). Мы разместили пример приказа о выплате материальной помощи для использования в текущей деятельности.
Материальная помощь распространяется на такие группы учащихся в государственных вузах РФ:
- если они являются членами семей, которым определен статус многодетных;
- малоимущих;
- если малоимущий проживает сам и не имеет дополнительного дохода (например, сдача аренды в жилье).
Может сразу возникнуть вопрос: кто такие малоимущие? Статус малоимущего присваивают, если заработок меньше установленного в регионе прожиточного минимума.
Также в первую очередь претендовать на стипендию могут такие категории учащихся в ВУЗах:
- сироты, оставшиеся без опеки родителей;
- инвалиды, получившие инвалидность 1-й или 2-й группы;
- лица, которые подверглись воздействию радиации;
- получившие инвалидность по причине военной травмы или болезни;
- служащие от 3-х лет по контракту или в органах МВД.
Как и кем формируются стимулирующие выплаты
Как именно устанавливать заработную плату и определять размер премии в госучреждениях, регулируют ТК РФ, локальные нормативные акты конкретной бюджетной организации и ведомственные акты. В рамках конкретной организации издается положение об оплате труда сотрудников, в котором предусматриваются нормы, касающиеся премирования. В частности, в положении должны присутствовать:
- источник финансирования премиального фонда;
- категории специалистов, которые премируются;
- критерии премирования сотрудников бюджетного учреждения;
- цель премирования.
Положение в обязательном порядке согласуется с профсоюзной организацией бюджетного учреждения (если она есть). После издания положения в учреждении формируется комиссия в составе руководителя, его заместителя, представителей профсоюза и работников. Комиссия своими протоколами принимает предметные решения о премировании сотрудников. Порядок премирования в бюджетной сфере основывается на следующих принципах:
- соответствие назначенной премии зарплате сотрудника, с одной стороны, и объему проделанной им работы, с другой;
- объективность: при распределении премии должны учитываться реальные заслуги в соответствии с критериями, персона каждого сотрудника подвергается справедливой оценке;
- прозрачность: выводы комиссии, критерии, на которых они основаны, должны быть доступны для ознакомления;
- предсказуемость: каждый работник вправе понимать, какую премию он получит при выполнении того или иного объема работ или критерия;
- своевременность: выплаты не должны задерживаться и выплачиваться сразу по достижении необходимого для них результата труда.
Положение об оказании материальной помощи работникам
> > 31 июля 2017 , утвержденное на предприятии, — гарантия того, что в непростой жизненной ситуации компания поддержит своего работника и поможет ему материально.
О том, в каких обстоятельствах выдается материальная помощь и каков порядок ее начисления, расскажем далее.
Положение о материальной помощи работникам (в дальнейшем — Положение) утверждается приказом директора с целью упорядочения отношений при оказании помощи сотрудникам предприятия, работающим по трудовому договору. Чем подробнее составлен текст документа, тем легче контроль его исполнения и тем более ясны условия получения денежных средств работником предприятия.
Принятие Положения необходимо для того, чтобы повысить уровень социальной защиты сотрудников, создать ощущение заботы предприятия, вызвать доверие, заинтересовать в целях деятельности и продвижения компании, создать условия для добросовестного выполнения обязанностей.
Оно вводится в действие с момента подписания приказа об утверждении, а действует до его отмены или принятия нового Положения.
Материальная помощь может быть однократной и многократной, целевой и нецелевой. Если целевая помощь рассчитана на погашение конкретных расходов, то нецелевая направлена на восстановление положения работника. Случаи, когда может быть оказана нецелевая материальная помощь:
- рождение ребенка;
- заключение брака;
- смерть работника (работавшего или уволенного), близкого родственника работника;
- непредвиденные обстоятельства (компенсация ущерба, утрата недвижимости, штраф, выплаты при разделе имущества);
- другие социальные нужды.
Случаи, когда может быть оказана целевая материальная помощь:
- дорогостоящее лечение работника, приобретение лекарств, амбулаторное и стационарное лечение, проведение хирургических операций;
- обучение работника или его детей;
- лечение в санатории по медицинским показаниям;
- причинение материального ущерба в связи с чрезвычайными обстоятельствами (стихийное бедствие, затопление квартиры, кража, хищение имущества и т.
д.);
- нахождение женщины в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 2 лет (единовременно);
- выход сотрудника на пенсию, в том числе по инвалидности и болезни.
Основание принятия решения — заявление работника с указанием причин и объема необходимой помощи. К заявлению прилагаются подтверждающие документы: квитанции об оплате лекарств, справка об инвалидности, договор на лечение, копии свидетельства о браке, рождении и т. д. Решение может приниматься работодателем единолично либо комиссией.
В состав комиссии, принимающей решение, могут входить руководитель отдела кадров, представитель профсоюза и руководитель департамента, в котором числится сотрудник. Решение оформляется соответствующим приказом, который составляется в произвольной форме и подписывается директором фирмы. Допускается утверждение бланка (формы) приказа, на основании которого принимается решение о выплате.
Структура разделов Положения может выглядеть следующим образом: Раздел Положения Вопросы, на которые должен отвечать раздел Общие положения Что определяет Положение, цель и механизм его действия. Источник выплаты материальной помощи За счет каких средств будет оказана материальная помощь сотруднику предприятия Размер выплат материальной помощи и основания выплат Каковы случаи предоставления целевой и нецелевой материальной помощи. Сколько составляет ее размер в каждом конкретном случае.
ЕДИНОЕ ПОСОБИЕ НА ДЕТЕЙ, ВМЕСТО СЕМИ РАЗНЫХ
Что касается господдержки семей с детьми, Путин отметил, что ее главная задача – «свести к минимуму угрозу бедности для российских семей: и тех, где только рождается ребёнок, и для тех, которые уже воспитывают детей». Президент напомнил, что кроме расширения возможностей маткапитала, в последние годы была запущена целая система мер — от поддержки будущих мам до достижения ребёнком 17-летия. А с апреля этого года право на выплаты получили еще и нуждающиеся семьи с детьми от восьми до 17 лет.
Но этого недостаточно.
Как объяснил Антон Котяков, родители детей до 3-х лет сейчас получают пособия из разных источников — минтруд, пенсионный фонд, фонд социального страхования и так далее. Эту систему будут менять. Кардинально.
С 1 января 2023 года будет запущено единое пособие для семей с детьми от рождения до 17 лет. Это пособие объединит сразу семь (!!!) действующих выплат. В конечном итоге это позволит семьям получать помощь из бюджета от момента рождения ребенка по единым стандартам и критериям.
Какие выплаты на детей заменит новое пособие
Универсальное пособие – это не новая мера поддержки, она заменит и объединит действующие сегодня пособия и выплаты.
Назначение универсального пособия позволит родителям непрерывно получать дополнительные меры поддержки от государства, начиная с беременности, заканчивая достижением ребенком 17 лет. Универсальное пособие объединит:
- Ежемесячное пособие для беременных женщин, которые встали на учет в женской консультации до 12 недели беременности.
- Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет для неработающих родителей. Для тех, кто работает, пособие будут платить в прежнем размере.
- Ежемесячные выплаты на ребенка до 3 лет (первого и третьего). На второго ребенка выплачивать пособие продолжат из маткапитала.
- Ежемесячное пособие на детей от 3 до 7 лет.
- Ежемесячное пособие на детей от 8 до 17 лет.
Для некоторых семей новое пособие станет более выгодным, другие, напротив, проиграют из-за введения нового порядка.
В таблице представлен актуальный размер пособий в 2022 году и особенности их назначения на текущий момент.
Таблица Размер пособий для беременных и детей в 2022 году
Пособие | В каком размере платят | Размер пособия, р. (среднее значение по России) | С каким доходом семьи платят |
Ежемесячное пособие для беременных женщин | 50% от ПМ для трудоспособного населения | 7586 | Менее 1 ПМ на 1 члена семьи (до 13919 р.) |
Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет для неработающих родителей. | В фиксированном размере | 7677,81 *районный коэффициент | Независимо от доходов |
Ежемесячные выплаты на ребенка до 3 лет (на первого и третьего) | 100% ПМ на ребенка | 13 501 | Менее 2 ПМ на человека (до 27 838 р.)
Выплаты на третьего ребенка есть не во всех регионах |
Ежемесячное пособие от 3 до 7 лет и от 8 до 17 лет | 50,75,100% ПМ на ребенка | 6750,5
10125,75 13 501 |
Менее 1 ПМ на 1 члена семьи (до 13919 р.) |