Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за разглашение гостайны согласно УК РФ и закона «о государственной тайне»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Работа государственных и муниципальных органов, если рассматривать ее с точки зрения служебной тайны, строится на защите не подлежащей разглашению информации, которая им не принадлежит, так называемой «чужой тайны». Сами они тоже являются источником такого рода информации. Если она не относится к государственной тайне, согласно ФЗ №5485-1, следовательно, представляет собой служебную тайну, отраженную в специальных нормативных документах.
Сегодня многие работодатели включают в трудовой договор пункты, предусматривающие ответственность за разглашение тайны, охраняемой государством.
Такую возможность предусматривает 57 статья Трудового Кодекса.
Правовым последствием этого пункта в договоре, за разглашение государственной тайны работнику грозит увольнение за разглашение сведений содержащих государственную тайну, которая стала известна работнику при выполнении служебных обязанностей.
В Трудовом Кодексе содержится полный перечь оснований для увольнения сотрудников. Одним из подобных оснований является разглашение гостайны.
Перечень информации, которая считается тайной государства предусмотрен в 5 статье закона «О государственной тайне».
К этим сведениям относится информация из области военной техники, промышленности, экономики, оперативно-розыскной, разведывательной деятельности.
Примеры из судебной практики
За разглашение государственной тайны в судебной практике есть много примеров.
Решением Северного флотского военного суда был уволен с военной службы капитан первого ранга Синев Г.В. за деяние, предусмотренное частью 1 ст. 283.
Синев обратился в суд, чтобы признать решение суда недействительным. В апелляционной жалобе значилось, что деяния было совершено по неосторожности. Суд в удовлетворении требований Синева отказал.
Славянский городской суд рассмотрел дело Королёва Д.М. Суд признал гражданина Королева виновным по части 2 статьи 283 и приговорил к четырем годам лишения свободы в колонии-поселении.
Спустя два года, Королев был освобожден досрочно.
Порядок допуска к государственной тайне
Указанный порядок определяется Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63
«Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне».
В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне:
- первая форма — для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
- вторая форма — для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
- третья форма — для граждан, допускаемых к секретным сведениям.
Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Если у вас есть допуск к сведениям высокой степени секретности, то он же является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности. Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы). Тщательность проверки уполномоченными органами зависит от формы допуска.
Так, оформление доступа по третьей форме производится без проведения органами безопасности проверочных мероприятий. Решение принимается на основании анкетных данных. Исключение составляют оформление допусков руководителям организаций и работникам подразделений, связанных с защитой государственной тайны. В отношении этих лиц проверочные мероприятия проводятся в обязательном порядке.
Первоначальное «знакомство» с кандидатом на допуск начинается с анкеты, в которой, кроме всего прочего, необходимо указать следующие сведения: пребывание за границей, наличие судимостей, отношение к воинской обязанности, наличие близких родственников, в том числе за границей.
В допуске может быть отказано по следующим причинам:
- признание гражданина судом недееспособным (ограничено дееспособным), рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у гражданина неснятой судимости за эти преступления;
- наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
- постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными гражданами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;
- выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий гражданина, создающих угрозу безопасности РФ;
- уклонение гражданина от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.
Статья 283 УК РФ. Разглашение государственной тайны
1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, –
наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, –
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Государственная тайна: как наказывают за разглашение секретов страны
В отличие от довольно легкомысленного обращения государства с коммерческой тайной сохранности своих секретов оно уделяет особое внимание, жестко наказывая тех, кто осмелится их раскрыть. Перечень сведений, не предназначенных для чужих ушей, составляет весьма внушительный список, а процедура доступа к государственной тайне отличается сложностью и многоступенчатостью. Проверяют все и всех: ближайших родственников, наличие судимостей, визиты за границу и т.д.
Понятие “государственной тайны”
Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Такое определение содержится в Законе РФ от 21.07.1993 N 5485-1 “О государственной тайне” (далее – Закон).
Сведения, подлежащие защите
Какие сведения стоит засекречивать, решают органы государственной власти и учреждения, получившие эти сведения. Перечень этих органов содержится в Указе Президента РФ от 11.02.2006 N 90 “О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне”. Традиционно, это МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, Минюст, Минобороны, Аппарат Президента РФ, а также Минэкономразвития, Росатом, Роскосмос, Минпромэнерго, Минобрнауки, Минздравсоцразвития, ГУСП, ФСТЭК РФ. В этом же документе содержится перечень сведений, которые отнесены к государственной тайне. Они сгруппированы по следующим категориям:
- военная;
- экономика, наука и техника;
- внешняя политика и экономика;
- разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность.
В свою очередь секретная информация дифференцируется по степеням секретности. Степень секретности должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности России вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: “особой важности”, “совершенно секретно” и “секретно”.
Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию
В соответствии со ст. 7 Закона не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:
- о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
- о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
- о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
- о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
- о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;
- о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;
- о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Комментарий к статье 283 Уголовного кодекса РФ
Комментарий под редакцией Рарога А.И.
1. Непосредственный объект данного преступления — общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием, рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ, регламентированные Законом РФ «О государственной тайне».
2. Предметом преступления выступают сведения, составляющие государственную тайну (см. комментарий к ст. 275 УК).
3. Объективная сторона описана в законе как разглашение сведений, составляющих государственную тайну, если эти сведения стали достоянием других лиц. Разглашение — это предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, независимо от способа (частная беседа, публичное выступление, предоставление посторонним лицам для ознакомления документов, схем, карт, планов, образцов изделий, действующих моделей и т.д.).
4. Преступление признается оконченным с того момента, когда разглашенные сведения стали достоянием лиц, не имеющих к ним доступа.
5. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, квалифицируется по ст. 283 УК при условии, что в деянии отсутствуют признаки государственной измены, описанные в ст. 275 УК, в форме выдачи государственной тайны.
6. По своей субъективной стороне разглашение государственной тайны может быть совершено не только умышленно, но и по неосторожности (например, использование сведений, составляющих государственную тайну, в разговоре, который виновный ведет с сослуживцем в присутствии лиц, не имеющих допуска к подобным сведениям, которые могли слышать разговор).
7. Умышленное совершение преступления может иметь различные мотивы: стремлением показать свою осведомленность, продемонстрировать свою значимость в социальном плане, проявить интеллигентность и т.п., что не влияет на квалификацию деяния.
8. Субъект преступления специальный. Им может быть только лицо, которому государственная тайна была доверена или стала известна по службе или работе. Лицом, которому государственная тайна доверена, следует считать того, кто в силу занимаемой должности располагает этими сведениями и использует их в интересах государства при осуществлении профессиональных обязанностей. Лицом, которому эти сведения стали известны по службе или работе, может считаться такой работник, которому государственная тайна не предоставлялась для использования, но который ознакомился с ней при выполнении своих трудовых обязанностей (машинистка, копировальщик, шифровальщик, слесарь, собирающий действующую модель секретного прибора, и т.п.).
Судебная практика по статье 283 УК РФ
Постановление ЕСПЧ от 07.11.2017
10. В марте 2003 года заявителю было предъявлено обвинение в разглашении государственной тайны, преступлении, предусмотренном частью первой статьи 283 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), за сообщение родственнику осужденного о том, что за последним было установлено тайное наблюдение.
Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.07.2019 N 89-УД19-7
Между тем, следователь П., в связи с наличием данных о нахождении в изъятом моноблоке файлов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, которые были обнаружены при осмотре моноблока 18.09.2015 г., и, усмотрев в действиях Борзых В.Э. признаки составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 283, 283.1, 284 УК РФ, производство предварительного следствия по которым в соответствии с ч. 2 ст. 151 УПК РФ производится следователями органов федеральной службы безопасности, своим постановлением от 20 мая 2021 года о выделении материалов из уголовного дела указанный моноблок, а также протоколы обыска и осмотра моноблока (в копиях), как не связанные с расследуемым делом N 201500090/74 в отношении Борзых В.Э. (то есть по фактам получения взяток), выделил из этого дела и направил для принятия решения в соответствии со ст. ст. 144, 145 УПК РФ руководителю следственного отдела по Центральному АО г. Тюмени Следственного управления Следственного Комитета РФ по Тюменской области. Последним указанные моноблок и копии протоколов направлены начальнику следственного отделения РУ ФСБ РФ по Тюменской области. О направлении в РУ ФСБ данного вещественного доказательства (моноблока) указано и в обвинительном заключении.
Определение Конституционного Суда РФ от 26.03.2020 N 805-О
В части первой статьи 283 УК Российской Федерации установлена уголовная ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 данного Кодекса.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 14.10.2020 N 39П20
27 декабря 2012 года уголовное преследование в отношении Гевала Ю.Н. по ч. 2 ст. 291, ч. 2 ст. 138, ч. 2 ст. 291, ч. 2 ст. 138, ч. 2 ст. 291, ч. 2 ст. 138, ч. 2 ст. 291, ч. 2 ст. 138, ч. 2 ст. 138, ч. 2 ст. 291, ч. 2 ст. 138, ч. 2 ст. 291, ч. 2 ст. 138, ч. 2 ст. 291, ч. 2 ст. 138, ч. 2 ст. 138, ч. 2 ст. 291, ч. 2 ст. 138, п. п. «а», «в», «г» ч. 4 ст. 290, ч. 1 ст. 286 УК РФ прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ за непричастностью к совершению преступлений, уголовное преследование в отношении Гевала Ю.Н. по ч. 1 ст. 283 УК РФ прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ за истечением сроков давности уголовного преследования.
Комментарий к Статье 283 УК РФ
1. Объектом преступного посягательства выступают общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ (см. Закон РФ «О государственной тайне»).
2. Предметом посягательства является государственная тайна (см. коммент. к ст. 275).
3. Объективная сторона выражается в разглашении сведений, составляющих государственную тайну. Разглашение — это предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, в результате чего данные сведения становятся известны посторонним. К разглашению приравнивается передача посторонним лицам предметов или материалов, составляющих государственную тайну.
Формы разглашения могут быть различными: устная (частный разговор, публичное выступление), письменная (опубликование в печатных СМИ, указание в письме), путем демонстрирования тех или иных предметов, изделий, материалов, схем и чертежей, нарушение порядка распространения и хранения таких сведений (утеря неучтенных тетрадей, выписок).
4. Под посторонними понимаются лица, не имеющие доступа к указанным сведениям, которым данные сведения не должны быть известны по службе или работе. Факт доступа какого-либо лица к иным сведениям, составляющим государственную тайну, обладания им такими сведениями в силу работы или службы не исключает признания данного лица посторонним.
5. Совершить разглашение возможно путем как активных действий (демонстрация изделия или публичное выступление), так и бездействия в случае, когда лицо не принимает необходимых мер к защите государственной тайны, в результате чего происходит ознакомление с ними посторонних (оставление документов в местах, где с ними могут ознакомиться посторонние).
6. Преступление, предусмотренное ч. 1 коммент. статьи, окончено (составом) в момент, когда разглашаемые сведения стали достоянием посторонних лиц, которые восприняли и осознали их общий смысл. Полного понимания полученной информации не требуется.
Для разглашения государственной тайны возможно разграничение стадий преступной деятельности на приготовление к разглашению (производство неучтенной выписки из секретного документа, несанкционированное снятие ксерокопии) и покушение (в случае если по причинам, не зависящим от воли виновного, разглашенные сведения не восприняты посторонними лицами).
7. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, может быть совершено умышленно.
7.1. При совершении указанного преступления с прямым умыслом виновный осознает общественную опасность своих действий, предвидит, что в результате сведения, составляющие государственную тайну, станут достоянием посторонних лиц, и желает этого (например, публикация в печати).
7.2. При разглашении государственной тайны с косвенным умыслом виновный осознает общественную опасность своих действий по преданию огласке государственной тайны, предвидит, что в результате его действий указанные сведения могут стать известными посторонним лицам, и сознательно допускает факт ознакомления с государственной тайной посторонних лиц (например, в ходе разговора, происходящего в общественном месте).
8. Мотивацию разглашения государственной тайны составляют стремление придать важность собственной персоне, помощь в написании научной работы и т.п. Мотив, как и цель, на квалификацию не влияет.
9. Преступление, предусмотренное ч. 1 коммент. статьи, относится к категории средней тяжести.
10. Часть 2 коммент. статьи предусматривает повышенную ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, в случае если деяние повлекло тяжкие последствия.
10.1. Тяжкие последствия — категория оценочная. Под ними могут пониматься произошедшие в результате разглашения передислокация объекта, свертывание научно-технических разработок, осведомление о сведениях, составляющих государственную тайну, иностранных государств, организаций или их представителей.
11. Преступление, предусмотренное ч. 2 коммент. статьи, относится к категории тяжких.
12. Разглашение государственной тайны следует отграничивать от совершения государственной измены. При разглашении у виновного лица отсутствует стремление к нанесению ущерба внешней безопасности страны путем передачи сведений иностранному государству, организации или их представителям. Кроме того, понятие адресата выдачи государственной тайны в смысле комментируемой статьи шире, чем в составе государственной измены. Сведения, составляющие государственной тайну, могут быть разглашены любому постороннему лицу.
13. Субъект специальный. Им может быть любое лицо, которому государственная тайна была доверена в силу должностных обязанностей либо стала известна по службе или работе (рабочий, привлеченный к изготовлению специального изделия, сотрудник, отвечающий за размножение документов).
В случае если сведения, составляющие государственную тайну, разглашаются лицом, которому они не были доверены или стали известны не в силу выполнения служебных обязанностей или работ, состав преступления отсутствует.
Скелеты в шкафу: как в России рассматривают уголовные дела по разглашению гостайны
Решения по делам, связанным с госбезопасностью, не публикуют в открытых источниках. Информация о части таких процессов – полностью засекречена. Однако правозащитники отмечают, что за последние пять лет количество приговоров суда возросло в несколько раз. При этом фигурантами дел становятся как носители гостайны, так и гражданские лица без допуска. Несмотря на особый порядок рассмотрения судом дел о госизмене и разглашении гостайны, зачастую такие процессы вызывают общественный резонанс. Причины различны: обстоятельства госизмены, активная позиция стороны защиты или сама личность обвиняемого.
Органы контрразведки в 2021 году пресекли в ходе спецопераций деятельность 129 кадровых сотрудников и 465 агентов иностранных спецслужб, которые пытались получить доступ к сведениям политического, экономического, технологического и оборонного характера, сообщил на ежегодном расширенном заседании коллегии ФСБ Президент РФ Владимир Путин. «Команда 29» в докладе «История государственной измены, шпионажа и государственной тайны в современной России» отмечает, что собранные ими сведения о делах расходятся с официальной статистикой по двум статьям – 275 и 276 УК РФ с 1997 года (источники – Судебный департамент при ВС РФ, СМИ, сайты судов, ГАС «Правосудие»).
«В 21 веке доля оправданий по статьям 275, 276 и 283 УК РФ, когда дело переходит в суд, составляет 0%. Специфика этих дел состоит в том, что на предварительном следствии их ведет ФСБ, включая оперативное сопровождение вплоть до освобождения приговоренных из колонии после отбытия срока. Как правило, по УДО по таким делам практически не освобождают, одна из немногих возможностей – досудебное соглашение, или, как его еще называют, «сделка с правосудием», – отмечает адвокат, руководитель правозащитной организации «Команда 29» Иван Павлов.
Процедуры работы стороны защиты, как и весь ход судебного процесса, регламентированы УПК РФ, законом «О государственной тайне» и другими нормами. Однако на практике защита в таких делах, как отмечает Иван Павлов, ограничена в средствах, несмотря на то, что защитников, как и судей, допускают к государственной тайне при участии в рассмотрении дела. По мнению руководителя практики уголовного и административного права «Амулекс» адвокат Алены Зеленовской, вопрос об ограничениях работы адвоката в делах о госизмене, – скорее, процессуальный.
«Доступ к квалифицированной юридической помощи – приоритетное право, которое гарантируется нашим государством. Применительно к процессам, где задействована государственная тайна, законом предусмотрен особый порядок допуска к ней судей, адвокатов, депутатов. Они не проходят специальную процедуру получения разрешения, но предупреждаются о неразглашении и подписывают соответствующий документ. Любые ограничения в участии защитника лица, привлекаемого к уголовной ответственности, могут быть обжалованы, в том числе, ограничения в допуске к материалам уголовного дела», – отмечает адвокат.
Однако на практике, по словам главы «Команды 29» Ивана Павлова, сложности для защитников заключаются, например, в комментировании хода процесса для СМИ и общественности. Следствие, поясняет адвокат, зачастую пытается добиться от защитников как подписки о неразглашении гостайны, так и подписки о неразглашении любых иных данных предварительного следствия. Более того, защитники в ходе таких процессов существенным образом ограничены в своих процессуальных возможностях по обращению к сторонним экспертам.
«Обращение к специалисту, у которого нет допуска к государственной тайне, если следователь поставил на деле гриф «секретно», влечет уголовную ответственность за разглашение этой информации. Запрос адвоката к эксперту, у которого есть такой допуск, грозит последнему проблемами. Если специалист примет участие в независимой экспертизе без разрешения ФСБ, которая оформляет допуск к гостайне, это может грозить ему потерей разрешения на работу с засекреченными сведениями. При этом наличие допуска для определенных должностей – это обязательное условие, поэтому число независимых экспертов в этой сфере равно нулю. Помимо того, что следствие ведет ФСБ, порой ведомство также проводит экспертизу, для которой привлекает собственных сотрудников или лиц, аффилированных со спецслужбой», – отмечает Иван Павлов.
Зачастую после возбуждения дела следователи или оперативные сотрудники получают заключение специалистов, которые потом могут быть привлечены в качестве экспертов для производства судебной экспертизы. Суды, как отмечает Иван Павлов, вправе назначить дополнительную, повторную или просто еще одну экспертизу. Однако судьи сталкиваются с теми же проблемами, что и адвокаты, и несут такую же уголовную ответственность за разглашение гостайны. Более того, на суды возложены обязанности вводить закрытый режим заседаний, следить за тем, чтобы лишняя информация не попала в протокол и, в случае необходимости, вовремя протокол засекретить. Недостаточная независимость судов от влияния ФСБ, по словам адвоката Ивана Павлова, также сказывается на их работе по подобным делам, поэтому судьи не стремятся назначать новые экспертизы и ориентируются на предоставленные следствием заключения специалистов.
Экспертиза для определения достоверности и степени секретности разглашенной (переданной) информации назначается в каждом таком деле. Привлеченные в ходе предварительного следствия специалисты, по словам Ивана Павлова, должны ответить на три ключевых вопроса:
- достоверна ли информация, которая была кем-то получена, передана или выдана;
- составляет ли эта информация государственную тайну (если установлено, что сведения достоверны);
- к какой степени секретности эта информация относится (если установлено, что она составляет государственную тайну).
Второстепенными, но не менее важными, являются вопросы о причинении вреда от разглашения информации или выдачи данных и о секретности.
Специалисты отмечают наличие в таких делах признаков заинтересованности ФСБ. Хотя, по словам Алены Зеленовской, формально влияние ведомства уравновешено процедурами установления признаков объективной и субъективной стороны преступления в суде. Осужденные не лишены права подать апелляцию и потребовать пересмотра дела, в том числе, если возникли сомнения в объективности вынесенного решения.
Данные, составляющие государственную тайну, чаще всего записываются на следующих видах носителей:
- жестких дисках;
- печатных документах;
- специальных устройствах хранения информации.
Чтобы уведомить получателя о том, что данные на носителе не подлежат разглашению, используется специальный гриф секретности. На печатных документах он выглядит следующим образом:
- в правом верхнем углу присутствует пометка (например, «совершенно секретно»);
- сразу под ней указывается количество экземпляров документа.
На данный момент в РФ существует три грифа секретности:
- «секретно»;
- «совершенно секретно»;
- «особой важности».
Разница между этими грифами заключается в степени ущерба, который может нанести разглашение засекреченной информации. Так, распространение сведений особой важности способно нанести ущерб интересам РФ в целом. При разглашении секретной информации вред наносится отдельно взятому предприятию, организации или учреждению. Если же третьи лица получат доступ к совершенно секретным данным, то пострадает ведомство, министерство или отрасли экономики РФ в одной или несколько областей.
Присвоение документу определенного грифа секретности происходит по решению руководителя конкретного государственного органа. Для этого может создаваться комиссия, составляющая список данных, подлежащих засекречиванию. Подобные перечни имеются у каждого ведомства, работающего с гостайной.
Например, Федеральная служба геодезии и картографии работает только с секретными сведениями. Данных особой важности и совершенно секретной информации здесь нет. Поэтому на всех документах с ограниченным доступом проставляется гриф «секретно».
Проверочные мероприятия
Как правило, получатель допуска не знает о перечне и подробностях таких мероприятий. Проверки проводятся тайно и также не подлежат разглашению. Человека проверяют лишь в том случае, если его планируют посвятить в совершенно секретную информацию или предоставить ему сведения особой важности. С секретными данными все проще – они не предполагают никаких проверочных процедур.
В зависимости от обстоятельств, проводить проверки могут следующие организации:
- Силовое ведомство. Если гражданин устраивается на работу в МВД, то эта организация проводит его проверку самостоятельно. То же самое касается ФСИН и прочих силовых структур.
- ФСБ. Проводит проверочные мероприятия в том случае, если человек трудоустраивается в гражданскую организацию.
Тщательность проверки зависит от обстоятельств. Например, если человеку оформляют допуск к секретным сведениям, то проводить проверочные мероприятия необязательно. Однако они осуществляются в том случае, если какая-то информация из анкеты соискателя вызвала у сотрудников подозрения. Если руководитель решает провести проверку, он должен оформить соответствующий документ.
Кому получить допуск не удастся
В допуске к государственной тайне могут отказать. Чаще всего это происходит в таких случаях:
- Претендента на получение допуска признали недееспособным по решению суда. Также не сможет работать с гостайной лицо с ограниченной дееспособностью.
- У человека имеется неснятая или непогашенная судимость за умышленное преступление или за совершенное по неосторожности преступление против государственной власти.
- Гражданин обвиняется или был осужден по уголовному делу о совершении любого умышленного преступления или непредумышленного преступления против госвласти.
- Претендент имеет медицинские противопоказания для работы с государственной тайной.
- В отношении гражданина было возбуждено уголовное дело, которое прекратили по нереабилитирующим основаниям. Например, стороны примирились или истек срок исковой давности.
- Претендент или его ближайшие родственники постоянно проживают на территории другого государства или занимаются оформлением документов для выезда за пределы РФ.
- В ходе проверки были выявлены действия оформляемого лица, представляющие угрозу безопасности РФ.
- Гражданин уклонялся от проведения проверки, сообщив заведомо ложные анкетные данные.
Защита гостайны от утечек
Защита государственной тайны от разглашения осуществляется с помощью следующих мер:
- Полное и своевременное удовлетворение информационных потребностей государственных органов и предприятий, нуждающихся в секретной информации для выполнения стоящих перед ними задач. Получая все необходимые сведения вовремя, организации не станут искать их самостоятельно – и тем легче будет отслеживать каналы обмена информацией. А допуск специалистов к секретной информации вполне отслеживается.
- Ограждение секретных сведений от несанкционированного доступа.
Последняя мера включает в себя:
- личную ответственность каждого человека, имеющего доступ к гостайне, за её разглашение;
- меры информационной безопасности. Самое банальное: сведения доносятся до каждого конкретного лица лишь в той части, которая его касается; доступ к электронной информации блокируется с помощью средств криптографии, а к распространяемых на бумажных носителях сведениям – с помощью организационных мер (ознакомление с подпиской о неразглашении, перекрытие физического доступа к секретной информации (например, она вся хранится в особом отделе и выдаётся только лицам, имеющим доступ) и т. д.).
Полный перечень мер, методов и способов, защищающих секретные сведения от утечки, сам по себе является государственной тайной.
Наказание и ответственность
В Уголовном кодексе Российской Федерации 283 статья регламентирует различные меры ответственности за разглашение государственной тайны.
В статье 26 закона «О государственной тайне» предусматривается не только уголовная, но и административная и дисциплинарная ответственность за разглашение тайны государства.
При отсутствии признаков государственной измены гражданину, разгласившему государственную тайну, грозит арест на период от 4 месяцев до полугода, или лишение свободы до четырех лет, без возможности занимать определенные должности на период до трех лет.
Если это же деяние повлекло тяжкие последствия, виновному предусмотрено лишение свободы на срок от трех до семи лет, без возможности занимать определенные должности на срок до трех лет.
Судебная практика: приговоры и наказание по ст. 283 УК РФ
- Решение Верховного суда: Определение N 203-АПУ17-21… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 203-АПУ17-21 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Москва 31 августа 2022 г. Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного…
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 27 декабря 2002 г. N 29 О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О КРАЖЕ,…
- Решение Верховного суда: Постановление N 310П13 от… ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 310-П13 г. Москва 23 января 2014 г. Президиум Верховного Суда Российской Федерации…
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 ноября 2016 г. N 48 О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО ОСОБЕННОСТИ…
- Постановление ЕСПЧ от 14.02.2017 ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ТРЕТЬЯ СЕКЦИЯ ДЕЛО «МАСЛОВА (MASLOVA) ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Жалоба N 15980/12) ПОСТАНОВЛЕНИЕ…
- Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция:… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело №72-АПУ 17-21 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 04 октября 2022 г. Судебная коллегия по уголовным делам…
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25 июня 2022 г. N 18 О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ,…
- Постановление Президиума Верховного Суда РФ от… ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 декабря 2018 г. N 126-П18 О ВОЗОБНОВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ВВИДУ НОВЫХ…
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17 декабря 2022 г. N 43 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ…
- Решение Верховного суда: Определение N 56-КГ16-46 от… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 56-КГ16-46 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 6 марта 2017 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда…
Особенности следствия
Следственные действия зависят от информации, которую разгласил работник. Но есть общие мероприятия, которые проводятся в любом случае.
Во-первых, следователь допросит потерпевшего. Он выяснит, какие конкретно сведения разгласил подозреваемый, каким способом, при каких обстоятельствах. Следователь должен быть уверен, что работник узнал информацию действительно по долгу службы, а не случайно увидел какие-то документы или файлы. Потом работник полиции выяснит, соблюдался ли на фирме режим коммерческой тайны. Если нет, то он не сможет привлечь сотрудника. Следователь также выяснит, какие последствия могли наступить из-за разглашения тайны.
Во-вторых, работник полиции изымет на фирме трудовой договор с работником, соглашение о неразглашении коммерческой тайны, Положение о коммерческой тайне, Правила использования информации, которая составляет коммерческую тайну, и т. п. Кроме того, следователь может изъять документы по технологии и планам развития производства, изобретениям и т. д.
Если был причинен ущерб, то следователь назначит экспертизу. Эксперт определит экономическую выгоду, которую могла принести информация (то есть упущенную выгоду), и материальный ущерб, который причинила утечка информации. С этой же целью следователь назначит документально-бухгалтерскую ревизию.