Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственный кадастровый учет и регистрация прав на объект недвижимости». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Результат постановки недвижимости на учет в кадастровой палате —отображение участка (владения) на кадастровой карте с уникальным номером и внесение в ЕГРН, реестр объектов, прошедших регистрацию как собственность.
Право собственности и внесение данных в ЕГРН
Требование распространяется на все виды недвижимости, независимо от того, является ли их владельцем юридическое или физическое лицо. Собственник обязан поставить на учет любую недвижимость от земельного участка до квартиры, в том числе и в случаях, когда это имущество было получено путем приобретения — покупки, дарения, наследования, цессии (переуступки), выделения долей или приватизации.
Право владения недвижимостью подтверждается выпиской из ЕГРН. По новым требованиям законодательства она заменяет Свидетельство о праве собственности при оформлении новых (измененных) объектов, но не отменяет его для уже существующих. Система кадастрового учета позволяет проверить принадлежность, легальность приобретения, отсутствие обременений на любую недвижимость.
В каких случаях применяются требования кадастрового учета
Законодательство предусматривает, что внесение данных в регистрационные и кадастровые документы возможно при соблюдении ряда условий.
- Заявитель может документально подтвердить приобретение земли или расположенного на ней объекта.
- Участок имеет определенное назначение — промышленное или сельскохозяйственное, под жилую застройку, ведение подсобных хозяйств и иные варианты.
- Имеется полное описание объекта, по которому можно установить его уникальные признаки и идентифицировать.
- Новый объект создан без нарушения законодательства и не является предметом спора, не создает конфликтной ситуации, не находится на чужой территории.
Новое в госрегистрации сделок с долями в праве общей собственности
СИТУАЦИЯ |
РЕШЕНИЕ С 2021 ГОДА |
Когда не нужен нотариус | При отчуждении доли в праве общей собственности на с/х земли обращаться к нотариусу не нужно: такие сделки не требуют обязательного нотариального удостоверения (до 30.04.2021 этот вопрос был спорным).
Также теперь не нужно заверять у нотариуса изъятие доли в праве общей собственности для публичных нужд. |
Регистрация изменения долей | Чтобы зарегистрировать изменение долей, заявление подают:
|
Регистрация продажи доли третьему лицу | Если продавец собрал отказы остальных дольщиков от реализации преимущественного права покупки доли, можно сразу регистрировать сделку. Не нужно подтверждать, что другие дольщики извещены о планируемой продаже доли.
Если сделку удостоверил нотариус, в Росреестр не нужно представлять доказательства отказа других дольщиков от покупки. |
Для того, чтобы осуществить регистрацию права, либо его передачу, нужно подготовить подтверждающие документы о возникновении на то оснований. Если нет такого опыта, то лучше воспользоваться юридическими услугами специалистов практиков по этому вопросу. Этим вы сэкономите время, здоровье и деньги. Походы по различным ведомствам с целью добыть нужную справку, составить правильно запрос – затянутся на длительное время.
Подготовьте основные документы, необходимые для регистрации прав на недвижимость. Сроки предоставления документов строгих рамок не имеют. Предполагается, что лицо — владелец, заинтересовано в скорейшей передаче своей собственности, а лицо приобретатель – в оформлении всех документов. То есть, сами участники имеют непосредственный интерес в краткости и быстроте процедуры оформления.
Росреестр – это федеральный орган уполномоченный осуществлять государственную регистрацию. Оформить сделку можно в любом его представительстве. Альтернативой ему служит многофункциональный центр по приему документов.
Понятия кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество
Недвижимость как один из наиболее ценных активов требует специальной системы учета и регистрации.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее — объекты недвижимости).
Задачи учета и объединения информации среди прочих (контроль за законностью действий, придание факту законности, охрана прав заинтересованных лиц) решает государственная регистрация недвижимости.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее — кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее — уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом о государственном кадастре сведений о недвижимом имуществе.
Государственный контроль за проведением землеустройства
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1061 утверждено Положение о контроле за проведением землеустройства.
Контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения организациями и гражданами при проведении землеустройства требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке технических условий проведения землеустройства и требований к нему.
Контроль проводится в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
Контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (с 1 марта 2009 г. — Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии), а также внеплановых проверок.
Внеплановые проверки проводятся для контроля за исполнением предписаний об устранении ранее выявленных нарушений при проведении землеустройства, а также в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения требований законодательства Российской Федерации при проведении землеустройства, в том числе при проведении описания местоположения и (или) установления на местности границ объектов землеустройства, на основании заявления лица, заинтересованного в проведении контроля.
При проведении контроля могут выполняться обследование объекта землеустройства и выездные проверки, выполняемые в отношении касающихся этого объекта землеустроительных работ, осуществляемые по месту нахождения объекта землеустройства.
В случае выявления в ходе контроля нарушения земельного законодательства и требований охраны и использования земель полученные копии документов и материалов, а также копия акта передаются соответствующему государственному инспектору по использованию и охране земель.
Постановка недвижимости на кадастровый учет: стоимость и сроки в 2023 году
Постановка объекта недвижимости на кадастровый учет – это процедура Росреестра по включению в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) информации с координатами и параметрами объектов недвижимости (зданий, помещений, домов ИЖС, участков, машино-мест и объектов незавершенного строительства.
На учет можно поставить обособленные и изолированные объекты, либо сформированные участки, у которых определены и установлены координаты. В исключительных случаях допускается учитывать на определённый отрезок времени — части строений и помещений.
Читайте в статье, что значит поставить на кадастровый учет, где и как проходит процедура, какую документацию нужно подавать в Росреестр, сколько составляет госпошлина.
Постановка зданий и строений на кадастровый учет
Постановка на учет здания или сооружения осуществляется на основании Техплана. Этот документ описывает основные характеристики строения (площадь, высотность, этажность), местоположение и координаты на земле. Приводим несколько важных нюансов, которыми сопровождается процедура учёта в Росреестре:
- если в составе здания есть обособленные и изолированные помещения, их можно поставить на учет одновременно со строением, либо отдельной такой же процедурой (пример, постановка на кадастровый учет многоквартирного дома делается такой же процедурой, как и на отдельные квартиры или нежилые помещения);
- в процессе эксплуатации здания из его объема могут выделяться новые помещения, которые также можно ставить на кадастровый учет;
- на поэтажных планах строения указывается местоположение всех помещений на этажах (эти сведения можно проверить в выписке ЕГРН).
Ставить на учет можно любой объект капитального строительства. До 2018 года порядок постановки на учет дома ИЖС (индивидуального жилищного строительства) допускал оформление деклараций самим собственником. Сейчас такой нормы и возможности нет в Законе № 218-ФЗ. Поэтому кадастровый учет зданий, сооружений, индивидуальных и дачных (садовых) домов осуществляется исключительно на основании Техплана и по сведениям в нём.
Особенности осуществления государственного кадастрового учета части объекта недвижимости и государственной регистрации обременений объекта недвижимости
Согласно части 1 статьи 6 Земельного Кодекса РФ части земельных участков являются объектами земельных отношений. Сведения о части объекта недвижимости — основные сведения об объекте недвижимости, которые вносятся в кадастр недвижимости (исключение – когда объектом недвижимости является объект незавершенного строительства).
Согласно пункту 4 части 3 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 №218-ФЗ (Закон о регистрации) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации. Исключением является случай, предусмотренный пунктом 11 части 5 статьи 14 Закона о регистрации: в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которая образуется в целях установления применительно к ней сервитута. При этом согласно части 2 статьи 14 Закона о регистрации основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является в том числе межевой план (в отношении земельных участков), технический план (в отношении объектов недвижимости).
Особенности осуществления государственного кадастрового учета части объекта недвижимости и государственной регистрации обременений объекта недвижимости регулируются статьей 44 Закона о регистрации. Положениями Закона о регистрации предусмотрены следующие правила кадастрового учета части объекта недвижимости в целях государственной регистрации договора аренды. Согласно пункту 3 статьи 44 Закона о регистрации государственная регистрация договора аренды части земельного участка осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части. В соответствии с пунктом 5 указанной статьи, если в аренду передается часть здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в ЕГРН (блок-секция, подъезд, помещение, в том числе в виде этажа, нескольких этажей, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажей), государственный кадастровый учет осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть здания или сооружения без соответствующего заявления. В случае передачи в аренду части здания или сооружения государственная регистрация прекращения права на здание или сооружение и снятие таких здания или сооружения с государственного кадастрового учета не осуществляются. Согласно пункту 2 указанной статьи в случае государственной регистрации прекращения обременения земельного участка или здания, сооружения, в связи с установлением которого была образована и поставлена на государственный кадастровый учет часть такого земельного участка или таких здания, сооружения, снятие с государственного кадастрового учета части земельного участка либо части здания, сооружения осуществляется без соответствующего заявления одновременно с государственной регистрацией прекращения обременения соответствующих земельного участка или здания, сооружения при отсутствии сведений о том, что в отношении такой части земельного участка или такой части здания, сооружения зарегистрировано другое обременение. Для государственного кадастрового учета части земельного участка либо части здания, сооружения и государственной регистрации обременения соответствующих земельного участка или здания, сооружения, если соответствующая часть ранее была снята с государственного кадастрового учета в связи с государственной регистрацией прекращения обременения соответствующих земельного участка или здания, сооружения, по заявлению заявителя орган регистрации прав использует межевой план или технический план, представлявшиеся ранее в отношении указанных части земельного участка или части здания, сооружения, если не изменилось местоположение границ указанных части земельного участка или части здания, сооружения.
Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации, за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 Земельного Кодекса РФ. Сведения о публичных сервитутах вносятся в ЕГРН. Часть земельного участка может быть объектом соглашения об установлении сервитута (ограниченного права пользования), при этом, согласно положениям статьи 39.25 Земельного Кодекса РФ, указанное ограничение устанавливается без регистрации сервитута как такового и без проведения кадастрового учета части земельного участка, в отношении которого он установлен. В соответствии с пунктом 4 статьи 44 Закона о регистрации государственная регистрация сервитута, предусматривающего право ограниченного пользования частью земельного участка, осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в ЕГРН, или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части. Государственный кадастровый учет части земельного участка осуществляется одновременно с государственной регистрацией сервитута, которым предусмотрено право ограниченного пользования такой частью без соответствующего заявления.
Согласно пункту 6 статьи 44 Закона о регистрации государственный кадастровый учет части находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, которая образуется в целях установления сервитута, осуществляется по заявлению одной из сторон соглашения об установлении сервитута. Также согласно пункту 1 статьи 44 Закона о регистрации государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в ЕГРН сведений о такой зоне в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Исключение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о такой части земельного участка осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в ЕГРН сведений о прекращении существования такой зоны в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Стоимость кадастрового учета
Изготовлением планов занимаются кадастровые инженеры. Его репутацию заранее лучше проверить на сайте Росреестра, введя ФИО в строку поиска раздела “Реестр кадастровых инженеров”. Здесь вы получите информацию о наличии или отсутствии у него аттестата, насколько он надежен и проверите контактные данные.
Работы выполняются по договору и имеют свою стоимость по тарифам. Их же определяют, соотнеся объемы работ, а также в зависимости от вида имущества и его местонахождения.
Примерные затраты на технический план:
- за квартиру — 3 тыс. рублей;
- на частный дом — 10 тыс. рублей;
- нежилая недвижимость — 20 тыс. рублей.
Сама процедура постановки на кадастровый учет бесплатная, но облагается государственной пошлиной:
- 2000 рублей для физических лиц;
- 22000 рублей для юридических.
В российском государстве регистрация прав на недвижимость велась, начиная с XVII века. Но в связи с изменениями политического и экономического устройства страны в XX веке и национализацией недвижимости она утратила необходимость. Граждане имели право только на личную собственность, учет же государственной собственности носил территориальный, ведомственный или объектный характер. Единой системы учета и инвентаризации имущества не было.
В 90-х годах в связи с проведением экономических реформ и возрождением института частной собственности вновь возникла необходимость государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней. Был принят ряд законодательных актов, устанавливающих правила и порядок регистрации объектов недвижимости. С декабря 1993 года ведение земельного кадастра и регистрация прав на недвижимость возлагались на Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству.
Гражданским кодексом РФ впервые была установлена система норм по регистрации прав на объекты недвижимости. Согласно Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года до создания в субъектах РФ учреждений юстиции регистрация прав возлагалась на органы кадастрового и технического учета (БТИ, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству). Создание системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним было завершено 1 января 2000 года.
Федеральная регистрационная служба была создана в октябре 2004 года. Она стала правопреемником системы учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимость. Ее центральный аппарат и территориальные органы приступили к работе на всей территории РФ с января 2005 года. Как и ранее действовавшие учреждения юстиции Федеральная регистрационная служба находилась в ведении Минюста РФ.
Согласно Указу Президента РФ от 12 мая 2008 года №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» Федеральная регистрационная служба вошла в подчинение Министерства экономического развития РФ. В декабре 2008 года она была переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. С 1 марта 2009 года на нее возложены функции упраздненных Роснедвижимости и Роскартографии.
В данное время система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Российской Федерации состоит из:
- федерального органа – Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии;
- территориальных органов – управлений Росреестра, расположенных на территории субъектов РФ.
Кадастровый паспорт объекта недвижимости – это выписка из ГКН. Она содержит сведения, требуемые для государственной регистрации объекта недвижимости и сделок с ним. Кадастровый паспорт является одним из элементов формирующейся современной системы учета объектов недвижимости.
Изготавливаются кадастровые паспорта не только на жилые и на нежилые помещения, но и на землю. Кадастровые паспорта выдаются по заявлениям граждан и организаций независимо от того, где находятся объекты кадастрового учета.
Получить кадастровый паспорт можно для участка или помещения, которое состоит на кадастровом учете и имеет кадастровый номер. Поскольку кадастровый паспорт – это выписка их ГКН, проводить повторное межевание участка для его получения не нужно. Сделать это можно самостоятельно, обратившись с запросом на получение кадастрового паспорта в федеральную службу государственной регистрации. Предоставить нужно заявление и удостоверение личности.
Кадастровая выписка об объекте недвижимости – это выписка из ГКН, содержащая запрашиваемые сведения об объекте недвижимости. Если данный объект прекратил существование, то выписка наряду с запрашиваемыми сведениями должна содержать данные об этом.
Кадастровая выписка на земельный участок – документ, требуемый для подготовки межевого плана. Она содержит информацию о границах земельного участка в системе координат, установленной в данном регионе. Сведения, приведенные в кадастровой выписке, дают возможность однозначно определить местоположение земельного участка, его размеры и конфигурацию. Здесь указывают данные о площади участка, его кадастровой стоимости, категории земель и разрешенном использовании.
Кадастровых ошибок больше не будет
Техническая ошибка осталась технической ошибкой. Здесь мало что поменялось.
А вот кадастровая ошибка была переименована в реестровую ошибку. Суть осталась примерно та же. Но название новое. Срок исправления 5 рабочих дней.
Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее — реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.