Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Договор приватизации жилого помещения относится к числу гражданско-правовых». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Соответственно, неприватизированная квартира представляет собой жилплощадь, находящуюся в государственной или муниципальной собственности. Люди, проживающие в такой квартире, имеют связанные с ней права и обязанности, прописанные в договоре социального найма. Они не имеют права совершать сделок с данным жильем (продать, дарить, завещать), сдавать его в аренду и прочее.
Принципы приватизации жилища и его объекты
Принципы приватизации включают несколько идей, которые лежат в основе законов, регулирующих его приватизацию. Они включают:
- передаче должно полежать жилье, которое лицо использует по договору социального найма;
- помещение для жилья, которое подлежит приватизации, должно являться постоянным местом проживания лица;
- оформление передачи происходит с помощью договора, который заключает наниматель и собственник жилищного фонда, в состав которого включено нанимаемое помещение;
- передача жилого помещения осуществляется бесплатно;
- приватизация может быть осуществлена только 1 раз;
- сроки бесплатной приватизации жилья ограничены.
В число объектов приватизации могут быть включены помещения государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда. Жилье может быть у государства и муниципальных учреждений в соответствии с правом собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
Кто может приватизировать квартиру?
Перед тем, как приступить к сбору документов, убедитесь, что вы соответствуете нескольким критериям:
- Вы имеете российское гражданство;
- Вы занимаете квартиру по договору социального найма;
- Вы получили согласие всех, кто имеет право проживать в этой квартире, включая несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
- Раньше вы никогда не участвовали в приватизации жилья (это правило не относится к тем, кто получил право собственности до 18 лет);
- Квартира находится в собственности государства.
1. Объектом приватизации может быть только государственный и муниципальный жилой фонд.
Граждане могут приватизировать жилые помещения только в домах государственного и муниципального жилищного фонда, в том числе жилые помещения, находящиеся на праве хозяйственного ведения и оперативного управления у предприятий и учреждений, а также жилищный фонд, временно находящийся у приватизированных предприятий, который не вошел в уставный капитал этих предприятий и в соответствии с планом приватизации подлежит передаче в муниципальную собственность.
В зависимости от того, к какой форме собственности относится предприятие или учреждение, жилищный фонд, находящийся у предприятий и учреждений на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, является либо государственной собственностью (федеральной или субъекта РФ), либо муниципальной собственностью.
То же самое относится и к приватизированным предприятиям, на балансе которых остался жилищный фонд, не включенный в уставный капитал и подлежащий передаче в муниципальную собственность. До момента реальной передачи в муниципальную собственность жилищный фонд, находящийся на балансе приватизированных предприятий, является собственностью субъекта РФ или федеральной собственностью в зависимости от того, к какой форме собственности относилось предприятие до приватизации.
Закон о приватизации жилья не распространяется на передачу гражданам занимаемых ими жилых помещений, находящихся в собственности акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и иных хозяйственных обществ. Безвозмездная передача указанными юридическими лицами жилья в собственность граждан не является сделкой приватизации, а является дарением — гражданско-правовой сделкой, которая регулируется нормами ГК. Применительно к жилищному фонду, находящемуся в собственности общественных объединений (организаций), Закон о приватизации жилья носит рекомендательный характер. Пунктом 6 Постановления Верховного Совета РСФСР от 04.07.1991 N 1542-1 «О введении в действие Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» общественным объединениям было рекомендовано осуществлять передачу и продажу находящегося в их собственности жилья в собственность граждан на условиях, предусмотренных для государственного и муниципального жилищного фонда. Данные рекомендации относились и к приватизации жилищного фонда колхозов.
———————————
Ведомости РСФСР. 1991. N 28. Ст. 960.
В соответствии с Положением о реорганизации и приватизации государственно-кооперативных (кооперативно-государственных) предприятий агропромышленного комплекса, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 N 708, при реорганизации колхоза или совхоза в отношении объектов жилого фонда могло быть принято одно из следующих решений:
а) передача в муниципальную собственность;
б) передача или продажа гражданам занимаемых ими помещений в порядке, установленном Законом о приватизации жилья и соответствующим решением Советов народных депутатов;
в) включение в уставный капитал реорганизуемого колхоза или совхоза.
Соответственно, если жилищный фонд, ранее принадлежащий колхозу или совхозу, был передан в муниципальную собственность, то его передача в собственность граждан осуществляется в соответствии с Законом о приватизации жилья.
До реорганизации и в момент реорганизации колхозы и совхозы могли заключать договоры приватизации жилья. Представляется, что такая возможность была утрачена ими с момента регистрации нового реорганизованного юридического лица. Жилищный фонд, включенный в уставный капитал реорганизованного юридического лица, не подлежит приватизации в соответствии с Законом о приватизации жилья, поскольку не может быть отнесен ни к объектам государственной или муниципальной собственности, ни к объектам, находящимся в собственности общественных организаций.
Таким образом, учреждение юстиции должно проверить принадлежность жилого помещения к объектам муниципальной или государственной собственности.
Если жилое помещение относится к муниципальному или государственному жилищному фонду в силу разграничения собственности, а также если жилищный фонд был передан с баланса приватизированного государственного предприятия в муниципальную собственность до 31 января 1998 г., согласно Закону о регистрации прав требуется предварительная регистрация права государственной или муниципальной собственности перед регистрацией перехода права к гражданам.
Если жилое помещение поступило в муниципальную или государственную собственность после 31 января 1998 г., то регистрация права собственности на приватизируемое помещение возможна также только после регистрации возникновения права муниципальной или государственной собственности. Это касается и первичного способа приобретения права собственности, например строительства нового дома, в котором часть квартир предназначается муниципалитету.
По общему правилу право собственности на вновь созданное недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации (п. 2 ст. 8, ст. 131, ст. 219 ГК, ст. 4 Закона о регистрации прав). Без регистрации возникновения права государственной и муниципальной собственности уполномоченные органы государственной власти или местного самоуправления не вправе распоряжаться недвижимостью не только путем безвозмездной передачи в порядке приватизации, но и путем предоставления по договорам социального найма.
2. Участниками договора приватизации могут быть только граждане Российской Федерации.
Федеральным законом от 15.05.2001 N 54-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»» (далее — Федеральный закон N 54-ФЗ) в Закон о приватизации жилья внесены существенные изменения, в соответствии с которыми с 31 мая 2001 г. (дата вступления Закона в действие) приватизировать жилые помещения могут только граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения на основании договора социального найма.
———————————
До вступления в силу указанного Закона участие в приватизации не было связано с наличием гражданства Российской Федерации. Отказ в приватизации по причине отсутствия гражданства РФ не допускался. Российское законодательство определяет правовой статус иностранцев и лиц без гражданства принципом национального режима. Конституция России (п. 3 ст. 62) наделяет иностранных граждан и лиц без гражданства теми же правами и обязанностями, что и граждан и юридических лиц Российской Федерации, кроме случаев, установленных законом или международным договором. Федеральный закон N 54-ФЗ, по существу, установил запрет на участие в приватизации жилья иностранных граждан, включая граждан стран СНГ и лиц без гражданства.
В настоящее время при определении статуса физического лица следует руководствоваться Федеральным законом от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве в Российской Федерации» , вступившим в силу 1 июля 2002 г. Согласно ст. 5 указанного Закона гражданами РФ являются: а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления данного Закона в силу; б) лица, которые приобрели гражданство в соответствии с данным Законом. Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются Федеральным законом (ст. 10). Гражданство несовершеннолетних лиц может быть определено по месту рождения, гражданству и месту жительства родителей (ст. 12).
———————————
3. Приватизации подлежат только заселенные жилые помещения. Участниками приватизации могут быть граждане, занимающие жилое помещение только на условиях социального найма.
Начиная с 31 мая 2001 г. приватизации подлежат только жилые помещения, которые заняты гражданами на основании договора социального найма. До этой даты была возможна приватизация жилых помещений, занимаемых гражданами на основании договора найма (как социального, так и коммерческого) или аренды. В настоящее время жилые помещения, занимаемые гражданами на основании договора аренды и коммерческого найма, приватизированы быть не могут.
Основания для признания недействительным
В некоторых ситуациях договор, по которому была приватизирована квартира, может быть оспорен в суде и признан недействительным. Такое возможно в следующих случаях:
- В приватизацию не включили несовершеннолетних. Для них законом не предусмотрена возможность отказа от приватизации даже с согласия органов опеки.
- Договор подписан лицом, не имевшим полной дееспособности по состоянию здоровья или же по возрасту.
- Гражданин, заключивший договор, действовал вынужденно или же был введён в заблуждение.
- Со стороны администрации документ был подписан сотрудником, не имевшим на это полномочий.
Возможны и иные основания, предусмотренные нормами ГК РФ относительно недействительности сделок.
Договор о приватизации жилого помещения
В качестве субъектов, имеющих право приобрести жилое помещение в порядке приватизации, закон называет граждан РФ, проживающих в жилом помещении по договору социального найма, т.е. нанимателей и членов их семей.
До введения в действие Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»»1 бесплатно приватизировать жилье имели право также иностранные граждане и лица без гражданства, проживавшие в жилом помещении по договору социального найма.
Кроме того, субъектами договора о приватизации могли быть граждане, проживавшие в жилом помещении по договору аренды (ком мерческого найма), т.е. наниматели (арендаторы) и постоянно проживающие с ними граждане.
Что касается договоров аренды, то представляется весьма обоснованным выведение их из сферы действия Закона о приватизации жилищного фонда.
Предоставление названным лицам права бесплатной приватизации не укладывалось в идеологию приватизации как «возвращения долгов».
Арендные отношения в жилищной сфере стали возможны только с начала 90-х гг. ХХ в., заключению договоров аренды (коммерческого найма) не предшествовало (и не предшествует) соблюдение таких условий, как нуждаемость в жилье, очередность и т.п., т.е. то, что необходимо для заключения договора социального найма. Кроме того, возможность приватизации арендованного жилья сдерживала органы местного самоуправления в их стремлении передать часть принадлежавшего им жилья в коммерческий наем в расчете на дополнительные источники получения средств для обслуживания и эксплуатации жилищного фонда.
Ограничение круга субъектов бесплатной приватизации только российскими гражданами означает, что законодатель обратил внимание на случаи бесплатной приватизации жилых помещений иностранными гражданами и лицами без гражданства, что тоже противоречило идеологии «возвращения долгов», тем более что устранение данного недостатка не потребовало значительных изменений действующего законодательства. К слову «граждане» законодатель добавил слова «Российской Федерации».
В качестве участников договора о приватизации жилых помещений, с одной стороны, как было указано, выступают граждане, а с другой — два вида субъектов: во-первых, органы местного самоуправления, а также муниципальные предприятия и учреждения, осуществляющие приватизацию муниципального жилищного фонда; во-вторых, государственные организации, осуществляющие приватизацию закрепленного за ними государственного жилищного фонда.
Указанные субъекты, имеющие на праве собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении жилищный фонд, проводят необходимые организационные мероприятия, позволяющие беспрепятственно осуществлять передачу жилья в собственность граждан, могут принять решение о приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир, заключать с гражданами договоры о передаче им жилья в собственность и т.д.
Согласно ст. 7 Закона о приватизации жилищного фонда передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органом местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность, в порядке, установленном соответствующим муниципалитетом. Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента государственной регистрации этого права в территориальном органе Федеральной регистрационной службы.
В первоначальной редакции Закона о приватизации жилищного фонда (ч. 1 ст. 7) указывалось, что порядок и условия заключения договора о передаче жилья в собственность граждан определяются ГК РФ. В настоящее время упоминание об этом Кодексе снято и вместо названного указания предусмотрено, что договор передачи заключается в порядке, установленном соответствующим органом местного самоуправления.
Такое непродуманное изменение нормы могло повлечь негативные последствия, поскольку результатом этого изменения является иллюзия, будто нормы ГК РФ не распространяют свое действие на договоры о передаче жилья в собственность граждан. Между тем ГК РФ как применялся, так и будет применяться, поскольку следует иметь в виду следующее: во-первых, специальных норм о приватизации жилья в ГК РФ не было и нет; во-вторых, правила ГК РФ о сделках, форме сделок, об основаниях признания сделок недействительными, обязательствах и многие другие как распространялись на отношения, складывающиеся по поводу приватизации жилья, так распространяются и в настоящее время.
Конечно, какой-либо орган местного самоуправления может ввести собственный, оригинальный порядок заключения договоров о передаче жилых помещений в собственность граждан. Однако если этот порядок будет противоречить положениям ГК РФ, то соответствующие нормы, принятые органом местного самоуправления, станут незаконными и будут подлежать отмене в судебном порядке.
Авторы новеллы, внесенной в Закон о приватизации жилищного фонда, имели в виду необходимость определить место заключения договоров, круг лиц, уполномоченных подписывать договоры от имени субъекта, передающего жилое помещение в собственность граждан, установить существенные условия данного договора или (предпочтительнее) разработать примерный (типовой) договор и решить иные вопросы юридико-технического характера, имеющие отношение к процедуре заключения договора.
Договор о передаче жилья в собственность гражданина в порядке приватизации заключается в простой письменной форме. Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав.
Регистрация имеет правообразующее значение.
Право собственности на жилище, переходящее гражданину в порядке приватизации, возникает на основании юридического состава, включающего в себя два юридических факта: договор и акт государственной регистрации права.
Расторжение договора о приватизации жилого помещения
Передача приватизированного жилого помещения в государственную или муниципальную собственность и возвращение гражданам правового положения нанимателей в литературе и на практике получили название «деприватизация» или «расприватизация».
Первоначально для возвращения в положение нанимателя гражданин должен был добиться расторжения договора передачи и тем самым отказаться от своего права собственности на жилое помещение. Для этого необходимо было согласие другой стороны — организации, передавшей данное жилье гражданину в порядке приватизации.
Если организация отказывала гражданину в его просьбе расторгнуть договор, то расторжение такового возможно было в судебном порядке по основаниям, предусмотренным законом. Например, когда оформление приватизации, в том числе заключение договора передачи, происходило под влиянием насилия, угрозы, заблуждения, что служит основанием для признания такого договора недействительным по решению суда с возвращением гражданину первоначального правового положения нанимателя.
Затем Вводным законом к ЖК РФ было установлено правило, в соответствии с которым малоимущие граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, до 1 января 2007 г. вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством РФ.
В настоящее время Федеральным законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (о дачной амнистии) возможность возвращения жилья была расширена: расприватизировать вправе не только малоимущие граждане, кроме того, срок реализации такой возможности был сначала продлен последовательно до 1 марта 2010 г., 1 марта 2013 г., 1 марта 2016 г., 1 марта 2017 г., в настоящее время в Законе срок не установлен, т.е. этим правом можно воспользоваться в любое время.
Право собственности по договору приватизации
В соответствии с гражданским законодательством России право собственности на объект недвижимости возникает с момента государственной регистрации права и внесение записи об этом в Единый государственный реестр прав. То есть, получив и подписав договор приватизации, гражданин еще не становится собственником жилого помещения.
Итак, заключительной стадией в процессе приватизации квартиры будет сдача договора приватизации и всех необходимых документов в Управление Росреестра. Далее его сотрудниками будет проведена правовая экспертиза предоставленных документов для регистрации права собственности. На основании чего будет выдано выписка из ЕГРП либо отказ в регистрации с указание причины.
В том случае, когда собственность долевая, в правоподтверждающим документе (выписке из ЕГРП) должен быть прописан размер доли каждого сособственника квартиры.
Доли распределяются поровну между всеми собственниками. В этой ситуации каждый собственник своей доли вправе сам по своему усмотрению ею распоряжаться.
Если кто-то из них решит продать свою долю, то другие сособственники имеют право преимущественного выкупа. Это означает, что вначале тот, кто решил распорядиться ею обязан предложить выкупить долю другим дольщикам и только после их отказа может продать ее третьим лицам.
Однако возможен и другой вариант оформления квартиры — совместная собственность. Он возможен только между супругами. В этом случае не будет разделения долей и для того, чтобы ею распорядиться, кому-то одному нужно выделить доли.
Если по каким-то причинам новые собственники решают, что не хотят ими быть, они могу провести обратный процесс с расторжением договора. Такой процесс называется деприватизацией. Основанием для этой процедуры могут стать допущенные в оформлении договора нарушения. Для его осуществления есть 2 пути:
- Заявление в муниципалитет с просьбой расторгнуть существующее соглашение.
- Иск в суд подают в случае отказа от властей.
Вернуть все вспять не получится, если существуют следующие факты:
- хотя бы один из собственников не поддерживает эту инициативу;
- жилье находится в залоге по кредитному договору;
- в приватизации принимал участие несовершеннолетний гражданин;
- у заявителя в собственности есть и другое жилье;
- после заключения договора были зарегистрированы другие жильцы.
Закон и мнение судей Верховного Суда РФ
Ранее комментируя возможность предъявления иска лицами, не включенными родителями в договор приватизации, мы писали:
«…итак, срок исковой давности для применения последствий недействительности сделки приватизации равен трем годам. И срок этот исчисляется не с момента достижения 18 лет, и не с момента, когда гражданин узнал о нарушении своего права, а с момента подписания оспариваемого договора, то есть с момент начала исполнения сделки. Ради справедливости, нужно отметить, что в судебной практике встречаются прецеденты, когда суд приходит к выводу, что срок для оспаривания сделки приватизации начинает течение с момента достижения лицом, не включенным в договор, совершеннолетия, или с момента, когда это лицо узнало о нарушении права на приватизацию. Данная позиция не основана на законе, но в судебной практике иногда встречается».
Теперь эта «иногда встречающаяся» позиция нашла отражение в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2008г. А обстоятельства дела, вошедшего в Обзор были следующие.
Умер отец 31-летней девушки, которая, как она пояснила суду, узнала о том, что не включена в договор приватизации только в момент получения свидетельства о праве на наследство, открывшегося после смерти отца.
Родители указанной девушки приватизировали квартиру еще в 1994 году, то есть на момент подачи иска об оспаривании договора приватизации прошло 13 лет. Отменяя определение кассационной инстанции об отказе в иске, ВС РФ указал:
«..Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что срок исковой давности, определенный п. 2 ст. 181 ГК РФ, в данном случае должен исчисляться согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Как установлено по делу, истица узнала о том, что не включена в число собственников, после выдачи свидетельства о праве на наследство по закону после смерти отца Б., а именно 26 июля 2006 г. В суд же она обратилась в феврале 2007 года, то есть в пределах годичного срока».
Таким образом, Верховный Суд РФ разъяснил, что срок исковой давности должен исчисляться все же с момента, когда лицо узнало о том, что оно не было включено в число собственников приватизированного жилого помещения, а не с момента начала исполнения сделки. При этом, ВС РФ по понятным причинам не стал давать оценки оспариваемой сделке. А между тем, сделка не является оспоримой, она ничтожна как совершенная с нарушением закона, а значит, срок исковой давности в три года истцом пропущен. Однако, Верховный Суд РФ эти обстоятельства не смутили. Думается, что высший судебный орган, включая в обзор указанное определение, исходил из приоритета защиты прав и интересов несовершеннолетних, пусть и с натяжкой в правовом обосновании данной позиции. Полагаем, что судебная практика пойдет теперь по пути, указанном в Определении по делу № 56-В08-10, извлечение из которого вошло в «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2008г.».
Эволюция института приватизации жилых помещений в Россини за рубежом
Отечественное законодательство о приватизации жилых помещений возникло и развивалось по мере становления в стране рыночной экономики. В порядке исторического экскурса обозначим этапы становления приватизационных отношений с позиции их законодательного регулирования в ретроспективе, тем более что проблема периодизации развития норм права о приватизации жилых помещений, равно как и научной юридической мысли, еще не подвергалась специальному обсуждению в юриспруденции. Предпринимались лишь попытки в сравнительном плане показать лишь особенности законодательного регулирования отношений приватизации жилых помещений в тот или иной период времени1. Ситуация объясняется не столько игнорированием теорией права исторической проблематики, сколько краткостью описываемого исторического периода и не столь быстрым накоплением необходимого фактического материала.
Исторический подход к изучению того или иного социального явления диктует необходимость хотя бы краткого обзора его эволюции, что обеспечивает глубокое познание сущности конкретного социального и правового явления, а, следовательно, его объективной обусловленности и практической значимости. Выявление сущности явления в прошлом позволяет обнаружить тенденции развития его правовых форм в настоящем и будущем.
Периодизация исторического пути становления и формирования права и теоретической мысли о приватизации жилых помещений может осуществляться по самым различным основаниям. Думается, что в качестве такого основания, должны быть периоды развития российского гражданского законодательства вообще, и его кодификации, в частности, поскольку именно законодательные акты выступают в качестве источников норм права о приватизации государственного и муниципального жилищного фонда. Как верно заметил С. С. Алексеев, характеризуя позитивное право в целом, «…его нормы, их существование, реализация при всей сложности существующих соотношений, в своей основе органически слиты с законами, другими формами внешнего «бытия» позитивного права, выражены в догме права»3. Отсюда история развития института приватизации жилых помещений в российском гражданском праве включает в себя три этапа.
Первый — со 2 декабря 1988 г. по 26 июля 1991 г. — первичный этап становления института приватизации жилых помещений. Действие законодательных норм направлено на регулирование отношений по продаже гражданам занимаемых ими на основании договора найма жилых помещений, а также продажи гражданам, состоящим на учете для улучшения жилищных условий, в собственность незаселенных квартир в домах, подлежащих реконструкции или капитальному ремонту, государственного, общественного и муниципального жилого фонда.
Второй этап — с 26 июля 1991 г. по 10 января 1993 г. — период совершенствования норм института приватизации жилых помещений. Частично вводится бесплатная передача жилья в собственность. Параллельно сохраняются отношения возмездной передачи гражданам в собственность занимаемых ими на основании договора найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. В этой же категории оставались граждане, состоящие на учете в целях улучшения жилищных условий, которым могли передаваться в собственность незаселенные квартиры в домах, подлежащих реконструкции или капитальному ремонту государственного, общественного и муниципального жилищного фонда.
Третий этап — с 10 января 1993 г. по 1 марта 2005 г. — можно считать периодом относительного завершения процесса формирования в гражданском законодательстве института приватизации жилых помещений, что связано с принятием нового ЖК РФ. В соответствии с его нормами, осуществляется переход к бесплатной передаче гражданам в собственность занимаемых ими жилых помещений на основании договора социального найма, а также сохраняется продажа гражданам, состоящим на учете на обеспечение жилыми помещениями, в собственность незаселенных квартир в домах, подлежащих реконструкции или капитальному ремонту, государственного и муниципального жилищного фонда. Каждый обозначенный период становления законодательства сопровождался доктринальными исследованиями, главный недостаток которых состоял в том, что анализу подвергался действующий блок законодательства. В таком виде наука могла служить лишь показателем влияния цивилистической мысли на практику применения норм гражданского права на том или ином этапе его развития. В то время как ценность научной мысли не менее важна в плане создания необходимого теоретического задела для предстоящей законодательной деятельности. Как отметил О. А. Красавчиков, применительно к истории науки гражданского права, «в ее собственной истории необходимо обнаружить рубежи, на которые периодизация и должна ориентироваться .
Реальная динамика научной мысли по вопросу о приватизации государственного и муниципального жилищного фонда вписывается в общие временные границы периодизации законодательства о приватизации, но выглядит более дробно.
1987 — 1988 г. — период эмпирического осознания положений о приватизации государственного и общественного жилищного фонда, обусловленного потребностями в реформировании существующих правовых моделей регулирования жилищных отношений. 1988 — 1991 г. — период начального теоретического исследования проблем приватизации государственного и общественного жилищного фонда, связанного с поиском эффективных правовых конструкций о приватизации жилых помещений в процессе формирования рыночной экономики.
1991 — 1993 г. — период стабилизации теоретической мысли относительно возможных правовых моделей приватизации государственного и муниципального жилищного фонда, обусловленных уже существующими юридическими конструкциями норм о приватизации жилых помещений.
1993 — 1996 г. — период углубленных теоретических исследований отношений по приватизации государственного и муниципального жилищного фонда, связанных с моделированием конструкций правовых норм в процессе разработки проекта некоторых статей ГК РФ.
Комментарий к Ст. 217 ГК РФ
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Значение приватизации в гражданском праве определяется тем, что она является способом прекращения права публичной собственности (ч. 2 п. 2 ст. 235 ГК РФ) и, соответственно, способом приобретения права частной собственности (см. комментарий к гл. 14).
В то же время следует обратить внимание на то, что сама по себе приватизация не является особым способом приобретения или прекращения права собственности. Приватизация — собирательная конструкция, объединяющая ряд гражданско-правовых способов приобретения права собственности.
Что дает приватизация?
По сравнению с муниципальным жильем владельцы частной собственности имеют массу преимуществ. Жилплощадь, перешедшая в собственность физлицу, не может быть отобрана в пользу муниципалитета или государства, за исключением принудительного изъятия по судебному решению.
Собственник приватизированного жилья вправе:
- передавать недвижимость в наследство;
- использовать для дохода от аренды;
- регистрировать на постоянной основе новых жильцов;
- дарить;
- менять;
- передавать на возмездной основе.
Наличие недвижимого имущества предусматривает налоговые обязанности. Каждый собственник, если он не относится к категории льготников, ежегодно уплачивает имущественный налог.
Муниципальная собственность передается в руки частных владельцев через договор приватизации, подписываемым между всеми прописанными на жилплощади гражданами и администрацией. Основанием для участия в переоформлении жилья станет:
- Прописка по указанному адресу.
- Общее согласие прописанных жильцов получить долю в общем объекте.
Администрация не согласует перевод имущества в частные руки, если не выполнены два основных условия:
- Человек проживал в квартире без регистрации.
- Право на приватизацию уже использовано и повторно не применяется.
- Граждане согласились совместно принять квартиру в равную долевую собственность.
Важно! В постсоветские времена многие семьи массово переоформляли жилье в личную собственность, наделяя правами несовершеннолетних жильцов, за которых принимали решение их родители. Граждане сохраняют право на повторную приватизацию уже в зрелом возрасте, действуя самостоятельно и от собственного имени.
Право на участие в приватизации теряется, если жильца выписали в принудительном порядке, на основании судебного постановления. Однако для исключения из списка претендентов у заинтересованных сторон должны быть серьезные причины.
Бывают случаи, когда человек отказывается использовать право приватизировать объект, но и не подписывает отказ от участия. Поскольку закон требует, чтобы все прописанные граждане согласились с решением приватизировать жилье, такое поведение значительно осложняет переоформление недвижимости.
ЗАО «Форпост» было реорганизовано путем разделения его на два самостоятельных предприятия: ЗАО «Старт» и ЗАО «Поиск». Кредиторы общества не были своевременно уведомлены о реорганизации и узнали о прекращении деятельности ЗАО лишь из газет. Договоры, заключенные ими с ЗАО, не были исполнены обществом, в результате чего кредиторы понесли значительные убытки. Правопреемники «Форпоста» в ответ на претензии кредитора заявили, что на момент реорганизации никаких долгов ЗАО перед кредиторами не существовало, поэтому в разделительном балансе какие-либо обязательства перед кредиторами отсутствуют. Кроме того, за прошедшее время из состава ЗАО «Старт» выделилось общество «Финиш», которое получило большую часть активов ЗАО «Старт». Поэтому ЗАО «Старт» не в состоянии возместить кредиторам убытки, причиненные его правопредшественником. Потерпевшие обратились к юристу с вопросом о возможных способах защиты их прав.
Ответьте на поставленный вопрос. В каком порядке должна проводиться реорганизация юридического лица? Какие последствия наступают, если этот порядок нарушен?
Возможна ли повторная приватизация
У граждан есть право лишь раз провести бесплатную приватизацию, и воспользоваться им вновь для приобретения ещё одной квартиры уже не получится – так указано в статье 11 Закона № 1541-1. Исключение делается для несовершеннолетних, и из этого есть одно следствие: если право граждан на приватизацию уже было использовано ранее, но её нужно провести, остаётся такой вариант, как оформить её на детей.
Может быть сделано исключение при утрате жилья из-за стихийного бедствия, техногенной катастрофы, теракта и прочих подобных чрезвычайных происшествий – лишившиеся жилья из-за них граждане обладают правом на повторную приватизацию.
Могут им воспользоваться и переселенцы с Севера или из стран бывшего СССР – но требуется, чтобы они передали своё жильё по предыдущему месту жительства предшествующему собственнику. Если такой возможности нет, поскольку оно уже передано третьим лицам, то и повторную приватизацию провести не удастся.
В обычном же случае она не станет возможной и после проведения деприватизации, то есть обратной передачи жилья государству – её иногда практикуют, чтобы решить проблемы с его оплатой. Это верно для случаев, в которых она была проведена по желанию самого собственника.
Но если договор приватизации был признан недействительным по причине того, что нарушил чьи-то права, и это было сделано по инициативе того, чьи права были попраны, либо государственных инстанций, то сделка считается вовсе несовершённой, а значит и право гражданина бесплатно приватизировать квартиру – неиспользованным.
Куда нести, что делать с договором
После того, как соглашение с муниципальным образованием или государственным органом, в чьем ведении находится квартира заключен, необходимо зарегистрировать сделку. Для этого нужно обратиться в региональное отделение Росреестра или же в ближайший офис ГБУ «Мои документы» (МФЦ).
В выбранном вами учреждении необходимо написать заявление по образцу, который вам там предоставят. К нему необходимо будет приложить такой пакет документов:
- паспорта и свидетельства о рождении всех участников приватизации;
- оригинал договора об обращении жилья;
- техническую документацию на квартиру;
- справку об отсутствии задолженностей по коммунальным платежам;
- квитанцию об оплате государственного налогового сбора (госпошлины).
Затем в течение 14 дней ваше заявление будет рассмотрено и, если сделку признают законной, то каждому из ее участников выдадут свидетельство о регистрации права собственности на его часть жилой недвижимости.
Порядок расторжения приватизационного договора
Если собственник по каким-то причинам не желает иметь в собственности недвижимость, он может настоять на проведении обратной процедуры, называемой деприватизацией.
Причины расприватизации жилья могут быть различными:
- попытки избежать налога, предусмотренного на частную собственность;
- отсутствие расходов на капитальный ремонт, ответственность за который после приватизации «ложится на плечи» собственника;
- возможность избежать раздела после развода и прочее.
Чтобы деприватизировать недвижимость, можно воспользоваться одним из двух вариантов:
- написать заявление в муниципальный орган для расторжения существующего договора;
- расприватизировать через суд.
Второй вариант актуален тогда, когда власти отказывают собственнику.